12 сентября 1944 г., вторник. № 217 (1784)

и т. о j3

Особенности минной войны

В первый период войны немцы, очевид-
Но, считали, что) помощью мин они ре-
тат главную задачу на море, а именно —
уничтожат корабли советского флота я
выйдут в тылы налих армий, Немцы на-
капливали запасы мин самых различных
типов. Наряду с контактными образцами
(гальваноударными, антенными, ударно-
механическими я пр.), предназначенными
тлавным образом для охраны своих бере-
гов, гитлеровцы применяли и неконтакт-
ные мины. В начале войны немцы поль-
зовались образцами мин. опробованными
в 1939—1940 тг. в водах, омывающих
Западную Европу. Тить потом, когда ста-
ло ясно, что война затягивается, немцы
стали вводить новые виды мин.

На первом этапе противнику удалось
занять некоторые выгодные позиции в
минной войне,

Контактные мины с многочисленными
противотральными устройствами взрывали
мину в трале, в резаже паравана и на по-
верхности воды. В неконтактных минах
применялись всевозможные механизмы,
усложняющие борьбу (механизмы срочно-
сти, приборы кратности, самовзрывающие
устройства м т. п.).

На кронштадтевом плеее немцы ебро-
сили большое количество мин, пытаясь
таким путем отрезать Кронштадт от
Ленинграда. Гитлеровцы тогда вырвались
х самому Ленинграду. и вместе с финнами
считали себя господами в Финском зали-
зе. Но наш Краснознаменный Балтийский
флот сохранил свободу действий.

Ни выгодное и сильное положение по-
виций противника, ни его попытки зами-
нирозать кронштадтокай плес средствами
авиации не удались и не смогли сло-
мить или блокировать Краснознаменный
Балтийский флот,

Балтийцы вправе © гордостью еказать,
что они не только наносили противнику
сильные удары именно там, где считали
это нужным, но и сохранили свой флот.
В итоге боев враг потерял десятки само-
летов-миноноецев, сотни вытраленных и
уничтоженных дорогостоящих мин, де-
сятки кораблей. потопленных нашими
военно-морскими силами. — Советский
флот вышел из тажжого испытания, ок-
реннув для наступательных боев.

В кампанию 1943 года хатактер мин-
ной войны резко изменился. № этому пе-
риоду наши флоты не только близко поз-
накомились © противником — © его тех-
никой и тактикой, но и в совершенстве ов-
ладели всеми средствами борьбы, научи-
лись бить врага, противопоставляя ему
свою совершенную технику и выросшее в
боях тактическое мастеротво.

В начале кампании враг еще пыталея
высылать самолеты-миноноецы и похвох-
ные заградители, но по мере нашего на-
етупления вынужден был почти пол-
ностью отказаться от активной минной
борьбы и перейти к обороне.

Постепенно исчерпьтвались и минные
запасы противника. Немцы вынуждены»
еобирать. по таваням и портам Европы
все, что осталось со времен войны 1914—
1918 re.
 Hlocae Momnoro MuHHOTO xKosaiicTRa, Ko-
торым нехцы фасполагали в начале войны,
`вейчас пришлось ‘перейти к «тотальным»
минам, — еще одно свидетельство прова-
па всех расчетов гитлеровцев нь минную
войну.

Магнитные, акустические,  магнитно-
акустические, авиационные — паралиют-
ные и беспараттютные, якорные, донные,
плавающие мины с дорогостоящими и тех-
нологически трудоемкими приборами и ме-
ханизмами из массового оружия стали
оружием строго специального назначенил,

В 1941—1942 тг. мины этих образцов
разбрасывались противником в больших
количествах. С помощью их немцы пыта-
лись закрыть все фарватеры, вплать ‘до
мелководных. :

Совершенно иначе выглялит 1943 год.
Неконтактные мины — это одиночки,
встречающиеся только на особенно опе-
раливно важных участках.

Но и проведенные операции не прине-
ели немцам ожидаемых результятов. На
кронштадтеком плёсе в итоге минно-за-
градительной операции подорвалея один
буксир. Связь Бронштадта с Ленинградом
не была прервана. Немцы за несколько
операций потеряли 54 самолета

В другом случае немцы также провели
‘крупкую операцию по постановке мин 6
самолетов. Сброшено было почти такое же
количество, но уже в процесее операции
было уничтожено 50 проц. Наша база не
прекратила своей оперативной  деятель-

_ По

ности, а противник потерял около 25 ca-
молетов.

у Немцев не сцасло и то, что они пере-
бросили на наши-театры якорные магнит-
ные мины с их сложнейшихия уеханизма-
ми, не выручили и новые. малые якорные
мины. Короче, в общем баланее войны
1943 года немцы потеряли- все завоеван.
ные ранее позиции,

Это, конечно, не снимабт © повестки
дня минную опасность для нашего флота,
Она продолжает оставаться серьезной. Но
наши возможности и опыт неизмеримо вы-
росли. Наши флоты не только успешно бо-
ротись с минами немцев, но и начали фор-
сировать основные оборонительные 3a-
граждения противника. 4

1944 гол лля наших флотов — это кам-
пания расширенных операций.

Активно действуют наши мелкие кораб-
ли (торпедные катера, мотоботы, сейнеры
пт. п.) и подводные лодки Враг вынуж-
ден обороняться, выставляя целую серию
минных заграждений.

Е малым минам пристрамзаются опе-
циальные  противокатерные ловушки,
принципиальная сущность которых со-
стоит в том, что стальной или пеньковый
трос поддерживается на г)верхности воды
пробковыми буйками или бутылками. Они
окрашены под цвет морской воды, а 5о-
ренной конец троса присоединен к 3a-
мыкателю.

Идущий корабль своим корпусом или
винтом захватывает плавающий трос, на-
тягивает его, в результате чего происхо-
дит излом колпака иуи изгиб замыкате-
ля, — мина взрывается. Длина такого
плавающего троса обычно равна 25—30 м.

Так выглядят ловушки на гальвано-
ударных минах и минах © электрическими
замыкателями. Ударно-механические ми-
ны также снабжены такими ловушками, но
в этом случае коренной конец соехинен
через сальник с инерционным грузом при-
бора. При его смещении (от напряжения
троса) бойки спускаются и происходит
взрыв:

Для борьбы с подводными лодками нем-
цы стали спаривать мины.

Две или несколько недалеко друг от
друга стоящих мин соединяются между
собой стальным тросом. Надводный или
подводный корабль. проходя. должен 3a-
хватить своим корпусом или винтом этот

соединительный трос, натянуть его, Е

это вызовет взрыв. \

Одним из главных средетв борьбы с
подводными лодками являются антенные
мины. Но теперь немцы часто ставят ми-
ны итальянского происхождения. Они He
имеют электрических батарей. а питают-
ся током, возникающим в цепи при со-
прикосновении корпуса корабля с одной
из антенн.

Для борьбы с тралами немцы в свои
якорные мины вводят цепи’ Они
рассчитаны на то, что параван корабля,
захватив такую цепь в свой резак, не пе-
рережет ве, а потеряет ‘ход и подтянет
мину в борту.

В наших водах обнаружены мины, ко-
торые раньше ставились только на запад-
ных и средиземноморском театрах, —
магнитные якорные мины, якорные маг-
нитные мины типа, «