КРАСНЫЙ ФЛОТ

От трудящихся города Сумы и Сумской области

`Товаришу СТАЛИНУ

‘Дорогой наш отец, мудрый учитель,
славный освободитель!

` Сегодня — в годовщину освобождения
нас от ярма немецких оккупантов мы
первое слово пламенной благодарности
лем Вам. Иосиф Виссарионович. Вам,
любимый вождь и лучший наш друг.
Под Вашим мудрым  руководетвом
_ Красная Армия смела с земель Сумщи-
ны мерзких разбойников и возвратила
нас в великую и дружную семью сво-
бодных советских народов. ‘
Освещена солнцем, овеяна счастье
была паша жизнь ло войны. Тяжелым
кол0сом шумели необозримые колхозные
нивы. На зеленых лугах паелись бес-
численные табуны скота. Десятки заво-
дов перерабатывали благородные дары
колхозной земли. :
В тысячах школ, детских садов и яс-
дей училась и воспитывалась, росла и

развивалась веселая и жизнерадостная
детвора — надежда отцов и государ-
ства.

ить было хорошо, работать было ра-
достно. Песни о вольном труде и зажи-
точной жизни звучали в городах он се:
тах.

Но черные тучи, надвинувииеся е за-
пада, принесли нам горе и смерть. Орды
фаншетеких суностатов ворвались в наш
край. Они пришли. чтобы поработить,
превратить в рабов советских людей,
пограбить нашу землю. Тяжко стонала
отрабленная, но непокоренная  украин-
ская земля, Не слышно было песен,
мертвыми были наши города и села, тя-
желый гнет; мрак и. темнота господство-
вали веюду. 0, сколько страданий испы-
тали мы. советские люди!

Немцы истязали, расстреливали  лю-
_ дей, ежигали, уничтожали все, что было
‚создано нашим трудом. Ho они He ело-
мили нас. не покорилиеь мы — сумча-
не. Надежда жила В наших сердцах. Мы
твердо знали и верили. что старший
брат наш, великий русский нарот. е ос-
тавит нас на растерзание немцам. что
Вы, наш родной отец и вождь, Иосиф
Виссарионович, освободите нас из тяже-
лой неволи. Ветер с востока был нам
желанным и близким, ибо он приносил
дуновение с земли сталинской, укреплял
неутраченную надежду. И мы не стали
на колени перед суностатом-немцем.

В памяти нашей жили образы героев
`-наролных, которые в боях © захватчи-
ками защищали свободу и честь нашу.
В -губтых лесах, в глубоких ярах соби-
рались наролные метители на бой за Ha-
ши нивы, за звонкий детский смех; за
юный счастливый напев, за славный
пламенный” труд. :
Далеко за пределами Советского Союза
известно имя легендарного командира
партизанского соединения, нашего Gec-
страшного земляка, дважды Героя Co-
ветского Союза Сидора Артемьевича
Ковпака. Исполненные лютой ненавистью
. Б захватчикам, зажженные сильным гне-
вом за горе народное, принесенное нём-
__Цами, дружно били врага партизаны,
“От одного имени партизанского тенера-
ла Сидора Артемьевича Ковпака дрожа-
ли немцы. Около 10 тысяч километров
по тылам противника в битвах прошел
то Украине со своими отрядами Ковпак.
18 тысяч немецких разбойников унич-
тожили сумские партизаны— преданные
сыны украинского народа.
По всей линии фронта, от Белого ло
`- Черного моря, в рядах  непобедимой
Красной Армии отстаивали и отстаивают
независимость социалистического Отече-
ства сыны и дочери Сумшины. Myme-
ством и бесстрашием проеславилея дваж-

ды Герой Советского Союза Степан Пав-
тович Супрун. штеповские колхозники
Герои Советского Союза отец и сын
Соколы. Герои Советского Созюза rBap-
дии майор Иван Моисеевич Герман, гвар-
дии лейтенант Сергей Денисенко и дру-
гие. Сумщина дала десятки Героев С0-:
ветского Союза.

Прошел год, как священная наша зем-
ля очистилась от немецкой погани. Не
зная страха, бьют наши бралья немец-
ких хищников на фронте, не щадя сил,
трудящиеся Сумщины взялись за воз-
рожление разрушенного фашистами на-
родного хозяйства.

В своем предыдущем письме к Вам,
дорогой Иосиф Виссарионович, мы обяза-
лись провести весенний сев ранних зер-
новых в сжатые сроки—в течение
10—12 дней и на высоком агротехни-
ческом уровне. Это обязательство трудя-
щиеся Сумшины выполнили, а Путивль-
ский, Роменский, Конотопский и Бело-
польский районы сев закончили за
8—10 дней, значительно перевынолнив
план. :

Мы брали обязательство посеять и 00-
работаль 20.000 гектаров сахарной свек-
лы. И мы его выполнили.

Это нам нелегко далось, но никакие
трудности не запугали наш народ. He
было лошадей для вепашки полей-—кол-
хозники приводили своих коров. недо-
ставало рабочей силы — приходили Ha
работу старики и подростки. Под may-
гом и лопатой черными глыбами нокор-
но ложилась плодородная земля. B x0p0-
шо обработанную землю падало дородное
зерно. чтобы, впитавши в еебя жизне-
творную силу земную, сторицей отпла-
тить’ за наш труд. Гудят на нивах трак-
торы, старательно и заботливо собран-
ные умелыми руками травтористов.

Колхозницы артели имени 7-го 313ду
Рад Конотопекого района Меланья Внуч-
кова я Оксана Мозгова на своих коровах
вепахивали по полторы нормы. Сотни гек-
таров было всколано вручную во многих
колхозах. Только одна бригадь Марфы
Голушко из артели имени Чапаева того
же района вскопала лопатами 60 гекта-
ров. -

Нобедителем в первом туре социалисти-
ческого соревнования вышла Лебединокая
МТС. А бригала Якова Шульги зыработа-
ла по 1242 гектара на каждый трактор и
сэкономила 119 центнеров горючего. Мы
в ожатые сроки провели весенний сев. по-
селв 533.033 гектара зерновых, выполнив
на 104 процента плановое залание. До-
бротно обработали свекловичные планта-
ЦИИ. з

Колхозы и совхозы, полнявшись К жиз-
ни, снова‘ стали фабриками хлеба, свеклы
и конопли для страны. А возрожденные
нами 57-МТС помогают доброкачественно
обрабатывать земли и еобирать богатый
урожай. : :

Освобожденная от немецкого ига кол-
хозная земля дала богатый урожай. По 21
центнеру зерна с тектара получают кол-
хозники артели «Комунет» Катанского
сельсовета  В.-Нисаревского района.
Самостверженно работают наши люди на
уборке хлеба. От старого до малого — все
зьиили в поле. заботясь о том. чтобы каж-
дый колосок урожая был собран. От зари
до зари работают колхозники на колхоз-
ных нивах. Белопольские колхозницы
первой бригады артели «Нове життя»
Короткоза и Мазина навязывали по 1.920
снопов в день. За семь дней убрали 6

(Письмо принято

‚ вивается

трудящимися
венных собраниях и митингах, посвященных

5.320 тектаров озимые хлеба колхозники
Дубовязовского района. Шо области мы
выполнили план уборки урожзя на 89,4
процента, :

На свекловичных плантациях созревает
выращенная заботливыми руками сахар-
ная свекла, урожай которой будег собран
в ближайшее время. Она булет лерерабо-
тан на заводах, возрожденных из разва-
лин, и снова во все концы страны поте-
yer a3 бСумщины белое золото. Во веех
колхозах есть теперь по две— три живот-
новодческих фермы. Для государства бу-
дет мясо. будет молоко. будет кожа и
шерсть. Включаются в работу завод за, за-
волом — машиностроительные. сахарные.
спиртовыг. кирпичные. Открываются но-
вые цехи и мастерские. По-стахановсхи
трудятся работники я работницы. Из 511
предприятий. работавших p 1941 roxy,
мы восстановили 420. Возрожденные
Сумско-Степановский. Чупахивекий ca-
харные заволы уже лали Красной Армии и
стране много вагонов сахара.

Не прекращаем заботы и о кадрах. Ра-
бочей силой обеспечили мы нашу про-
мышленность. В шахтах Донйбзсеа и Кри-
ворожья работает около 20.000 наших
земляков. Многие из них стали уже знат-
ными людьми. Анна Шимко. Наташа Бон-
даренко. сестры Кравченко являются ма-
степами угля в дни Отечественной войны.

Мы также заботимея и о наших куль-
турно-бытовых условиях. Только в самом
областном центре отстроено 199 домов
для размещения учреждений и 619 квар-
тир, в которых живут семьи защитников
Отчизны и стахановцы предприятий, j

Забурлила жизнь в школах. технику-
мах и институтах. В учебных заведениях
снова сядут за столы и парты етуден-
ты и ученики в новом учебном году.
каждом селе уже работают клуб или изба-
читальня. Возрождаются библиотеки. Ра-
ботают театры и кино. Здравствует и раз-
советская культура. Она
бессмертна, каки бессмертен советский
народ.   i

Во всех отраслях нашей жизни вкаю-
чились в работу молодые кадры. Отечест-
венная война закалила их. любовь к Отё-
честву дает им силу. Большевистекая
партия воспитывает их и учит трудиться,
Но мы = знаем, дорогой — Иосиф
Виссарионович, что сделано еще очень
мало. Слишком велики Таны. причинен-
ные нам фашистскими варварами. Не ус-
пели-мы их залечить 3& один год.

Клянемея Вам, что в лолгу перед 0т-
чизной не останемся. Приложим все уси-
лия — хозяйство возролим, Еше лучше и
ярче, чем до войны. будет Hama жизнъ.
Еще богаче будут урожаи золотых хлебов.
еще больше будет расти плолов на леревъ-
ях, еще пышинее зацветут наши луга. Bo
много раз повысится продуктивность ско-
та. Отстроим все разрушенные и построим
новые заводы. Везде цветалги будут заса-
жены наи улицы и парки.

Мы ни на минуту не забываем того, что  \

война продолжается, что враг не добит, и
клянемся приложить ве усилия, чтобы
ускорить тазгром врага.

Знамя Отчизны будем держать высоко
Я непоколебимо!

Слава нашей  освобохительнице
непобедимой Красной Армии!

Слава нашему старшему opary —
великому русскому народу!

Слава Вам, наш вождь и друг!

Живите же. Иосиф Виссарионович, хля
блага и побед трудащихея долгие и дол-
гие годы!
горола Сумы и области на торжест-
годовщине освобаждёния

Сумшины от немецких захватчиков),

2 сентября 1944 года.

‚Республиканское совещание по вопросам материально- ’
бытового обеспечения семей фронтовиков

КИЕВ, 12 сентября. (ТАСС). Состоя-
10еь республиканское совещание заведую-
щих военными отделами обкомов КП (5)У
и заместителей председателей исполкомов
областных Советов депутатов трудящих-
ся по государственному обеспечению се-
мей военнослужащих. С докладом о ма-
териально-бытовом обеспечении — семей
фронтовиков выступил заместитель пред-
седателя Совнаркома УССР т. Караваев.

— Семьи защитников Родины. — говорит

месяцев от трудящихся республики по-
ступило в фонд помощи семей военно-
служащих около 18 миллиоков рублей.
Еолхозы засеяли в этот фонд 18 тысяз
гектаров продовольственных — культур.
Собрано большое количество = обуви,
одежды, продуктов питания.

В Сталинской области женам и роди-
телям бойцов Красной Армии выдано в
порядке единовременной помощи 6
миллионов рублей, 557 тонн зерна, 664
тонны овощей, 43 тонны молочных про-
дуктов, 366 голов скота. Семьи фронто-

Торпедные атаки в сумерки
и в лунвую ночь

Повышение выучки летного востава
авиации Военно-Морского Флота позво-
ляет активизировать действия  торпело-
носной авиации не только днем. HO и
ночью. Атаки в сумерки и в лунную ночь,
как правило. лают возможность экипа-
HAM достичь полной внезапности, избе-
жать ветречи с истребителями против-
ника. наносить удар с предельно малой
дистанции. так как зенитный огонь в это
время малоэффективен. А это обеепечи-
вает достижение больших результатов и
при малом расходе боевых ередетв.

Прежде всего экипажи торпедоносцев,
-вылетающие на ночной улар. должны
получить эт воздушной разведки 26с0-
лютно точные сведения о месте. направ-
лении движения и орлере каравана прэ-
тавника. При этом евеления лхолжны быть
самыми последними. полученными неза-
долго: до наступления сумерек. Имея та-
кие ланные. командир группы торнедо-
коснев может принять  прелварительное

` ‘решение. в каких направлений будет вы-
голнее произвести атаку, 7

Успех групны  торпелоносцев. дейст-
зующих в сумерки и ночью. в основном
зариеит от правильного подбора экипа-
жей. Право на участие в ночной атаке
толжны получать в первую  очерель лет-
Чики. отлично влалеющие техникой пи-

латирования, умеющие я при ограничен-
той видимости Точно вести машину, как

= enema nner толя toma aanfanta pam

но) и по высоте. Такие же требования

полет в сумерках пред’являет  штурма-
нам. Обнаружение ночью конвоя — де-
ло сложное.

Штурман  всегдь должен ‚ учиты-

валь. что. обнаружив нашего воздушного
разведчика. конвой противника обычно
меняет курс. некоторое время идет по
ложному направлению и лишь © наступ-
лением сумерек ложится на истинный
Rypce. Это обязывает строить навига-
ционные расчеты с учетом необходи-
мости поиска кораблей в море. Обнару-
жив конвой. экипажам надо все время
помнить. что при любом маневрировании
корабли должны оставаться в зоне ви-
димости. Мадейшая недооценка. как пра-
‚вило. приводит к срыву операция,
Олнажлы группа наших тоэпедонос-
цев. ведомая старшим лейтенантом Арис-
товым, в сумерках обнаружила конвой.
Решено было сразу нанести улар. Выш-
ли в атаку. Но заход был елелан неудаз-
но. Велущий решил избрать новое на-
правление для атаки и повел группу на
второй захол. Самолеты оташли от кон-
воя. развернулиеь и... потеряли кораб-
ли из вида. Найти их в наступавшей тем-
ноте уже не улалось. Улар был сорван.
Очень важным условием успешной
торпедной атаки в сумерки и в лунную
ночь является умение летчика
жать необходимую высоту полета в
побана wari Wnovrmanie на WorenmETrna

BbITep-

виков получили 12 тысяч квартир. Тру-
дящиеся Днепропетровской области ¢o-
брали в фонд помощи семьям фронтови-
Kos 2,5 миллиона рублей. 00060 нуж-
дающиеся семьи получили единовремен-
ную помощь деньгами и продуктами. Им
выдано 687 тонн овощей, мяса, жиров.
отремонтировано и предоставлено 76
тысяч квартир. Сейчас в колхозах 06-
ласти проводится обмолот зерна с участ-
ков, выделенных в фонд помощи семьям
фронтовиков. Поступило уже 2.000 цент-
неров зерна нового урожая. ь

десятков метров или потеря высоты чре-
ваты серьезными последствиями.

Вот почему, готовя свои экипажи,
командование части обязано в первую
очередь обучить летчиков технике пило-
тирования на заданной высоте. Такая
тренировка должна проводиться систе-
матически.

Не менее тщательно нужно отработать
искусство выбора направления захода в
атаку. Опыт нашей части показывает,
что наиболее выгодным направлением яв-
ляетея заход с темной части ва светлую,
а в лунную ночь — против луны по
лунной дорожке. Надо стремиться к это-
му даже в том случае, если при захолах
курсовые углы будут невыгохными. За-
ходя с темной части горизонта, экинаж
почти всегда сумеет добиться полной
внезапности удара, & это— половина ус-
пеха. Противник обнаруживает самолет,
как правило. уже в момент отрыва тор-
пелв.

Для лостижения внезапности атаки
необходимо еще одно условие — умение
во-время уйти на высоту торпедомета-
ния. Для этого экипаж торпелоносца лол-
жен стремиться своевременно  обнару-
жить противника. Заметив корабли и 62а-
зу приняв решение. какую цель атакует и
с какого направления. тетчик обязан ста-
зу снизиться ло необходимой высоты. Это
позволит самолету быть невидимым is
противника и отлично просматривать всю
петелнюю полусферу. Опозлание е поте-
рей высоты чревато серъезнайшимя по-
слелетвиями. По пламени из выхлопных
патрубков се корабля всегла- смегут обна-
ружить самолет и открыть огонь. Поиве-
ду олин примет.

птыу из оргуптаррриу  мачей я ятя-

Северный флот. Краснознаменная гвар-
длейская подводная лодка, где коман-
диром гвардии капитан 3 ранта А. Каут-
ский. имеет на своем боевом счету 12
потопленных кораблей противника.
Фото Н. Веринчука

Подробности потопления
подводной лодки
противника

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 12 сентября. (По

телеграфу от корр, «Нрасного Флота»),
Советское Информбюро на-днях сообщи-
10 0 потоплении немецкой подводной
лодки. Командир корабля, потопившего
вражескую подводную лодку, капитан 3
ранга Андреев рассказал о подробностях
этой удачной операции.
‚ — Группа боевых кораблей находи-
лась в охранении каравана. Во время
перехода немецкая подводная лодка пы-
талась напасть на караван.

Мой корабль в составе конвоя шел
флагманским. Было еще совершенно
светло, когда акустики — старший врас-
нофлотец Швец и старшина 2 статьи
Волков — доложили, что слышат  икум
подводной лодки. Немедленно была евы-
грана боевая тревога. Краснофлотцы и
офицеры стали у своих боевых постов.

Тодка оказалась почти на встречном
курсе корабля. Сразу же я начал мане-
врировать для выхода в атаку. Врасно-
флотцы отделения старшины 2 статьи
Хмарюка с нетерпением ожидали коман-
ды сбросить бомбы на врага. .

По команде-в строгой последователь-
ности; одна за другой, за борт полетели
бомбы. На десятой секунде от начала
бомбометания подводная лодка была по-
ражена прямым попаданием. На большом
пространстве поверхность моря  покры-
лась; как при кипении, пузырями, ог-
ромные соляровые пятна расплылиеь по
зоде. Установив нёсомненность потопле-
ния лодки, я направил корабль к кара-
вану и вскоре занял свое место в строю
конвоя,

„Поликарповы-2“

нал Восточной Пруссией

ДЕЙСТВУЮЩАЯ APMHA, 12 cen-
тября. (Спец. корр. ТАСС). Густая 0б-
лачность» усилила тьму ночи. Моросил
дождик. С полевого аэродрома непре-
станно уходили в воздух самолеты кон-
струкции недавно умершего Героя Co-
циалистического Труда Николая Нико-
таевина Поликарпова. Эти машины при-
меняются буквально во всех отраслях
народного хозлйетва. На войне они —
незаменимые ближние ночные бомбарди-
ревщики и разведчики.

Младшие лейтенанты Гурьянов и Гиль
30 километров летели над вражеской
шоссейной магистралью, то и дело осве-
щая ее ракетами. На перекрестке дорог
они обнаружили несколько сот автома-
шин. Сбросив бомбы на вражескую тех-
нику; <«Поликарпов-2» поспешил на свой
аэродром. Утром сюда вылетели «Илью-
шины-2», которые уничтожили большое
число фашистских автомашин.

Младшие лейтенанты Бобылев и Шер-
фединов на одной прусской станции об-
паружили и разбомбили лва эшелона с
военными грузами; В другую ночь совет-
ские самолеты, сменяя друг друга, непре-
рывно висёли над немецким аэродромом
бомбардировщиков.

Б. КОТЕЛЬНИКОВ.

ковал конвой, состоявший из 14 вымие-
лов. В составе конвоя было лва тран-
спорта водоизмещением 6 и 3 тыс. тонн
и эсминец. Корабли мы обнаружили при-
мерно в 10 миллх от берега. Я решил
атаковать их с темной стороны горизон-
та, от берега, хотя при этом направлении
Буровой угол был явно невыгоден. Но
зато такое направление обеспечивало нам
скрытность и внезапность атаки.

Снизившиеь до расчетной высоты, мы.

в правым ведомым незамеченными при-
близились к цели на короткую  дистан-
цию и сбросили торпеды по camo-
му большому транспорту. 0бе торпеды
попали в цель. На отходе мы видели. как
транспорт волоизмещением 6 тые. тонн
погружался в воду. Другой мой ведомый—
левый — производил енижение мелленнее
Hac. Корабли конвоя его обнаружили и
открыли сильный артиллерийский огонь.
В результате самолет был поврежден,
атака сорвана. Этот пример показывает,
что ночью ведомые. должны особенно
четко и быстро реагировать на действия
велущегв.

Торпедные атаки в сумерки и в лун-
ную ночь при хорошей их организации я
высокой подготовке экипажей Дают в03-
MORMHAOCTS добиваться очень серьезных
результатов. Но для этого нахо настой-
чиво изучать особенности полета. поиска
И атаки ночью и в сумерках. трениро-
вать экипажи в пилотировании на малых
высотах. быстрох определении наивыгот-
нейших направлений BRIXO0T& В атаку.

тщательно отшлифовать групповую сле-
танн)сть.

Гвардии майор Ф. ФЕДОРОВ,

Действующий флот.

паренька, «новенького», в роте не

были ленинградцы и сталинтградцы,

1. 7

По узким улицам Паневежиса шли Ha
запад наши танки, самоходные орудия,
обозы. На одной из улиц остановитась
рота. Загорелые молодцы в выцветщих
гимнастерхах мгновенно были окружены
толпой горожан. За исключением одного

было
красноармейна без ордена или“ медали.
Внимание горожан особенно привлекли
медали защитников городов-героев.
этих городах горожане знали из листовок,
распространявшихся партизанами, из р8-
диопередач. тайно слышанных в самые
черные дни немецкой оккупации. В a?
шитники Одессы и Севастополя.
” Они освободили на своем пути много
городов и сел, они освободили многостра-
дальный Вильнюсе. Бойцы видели пепел
прекрасных литовских библиотек и рас-
копкм могил, в которых покоятся тысячи
замученных и умерщвленных советских
людей, и развалины Биржая и Калварии, и
концлагери Провенишкая... Раны Литвы
жгли сердца наших воинов, словно это
были их собственные раны.

В роте капитана Геннадия Андрюшен-
ко. о которой идет речь. плечом к плечу
сражаются русский, узбек. казах, украи-
нец, еврей, белорусс, армянин. На привале
эти люди слушали рассказ бежавшего из
концлагеря в Провенишкяе учителя Тео-
лора Ионишкиса. Сгорбленный, ^седовла-
сый человек говорил, и лицо его подерги-
валось сулорогой.

. -— Yeu math под немцем, ‘лучше
броситься в реку и утонуть. На моих гла-
зах в Провенишкяйском лагере жаждый
день умирали десятки несчастных людей.

У каждого красноармейца, внимавигего
словам литовекого учителя, есть свой
дом и свое горе. причиненное немцем.
Вчера этот воин был под Витебском — и
трагедия белорусса была его трагедией.
Сегодня онв Литве — и он вобрал в себя
горе Титвы. Большое сердце у русского
человека! Рота собиралась в путь. С раз-
решения командира из строя вышел еф-
рейтор Иван Тантухов.

— Мы идем в бой, — оказал ефрей-
тор,—так вот, дорогие товарищи, Ha
прощанье хочу вам слово сказать. He
только MOG это слово. — от всех Hac.
В бою мы спросим с немца ответ за то,
что он делал тут, на запих нивах ‘и в го-
родах. За кровь одного литовца мы в0зъ-
мем кровь десяти, а то и больше фрицев.
Вот вам наше слово...

Ефрейтор вскинул за плечо автомат и
затерялея в строю таких же, как он, ухо-
дивших на запад.

® 2.

_ В густом лесу, плотно прилегавшем к
одному из прибалтийских городков, на
ЕП стрелкового полка мы познакомились
© майором Павлом Семеновичем Буб-
лий. Черная борода — приобретение
военных лет — придавала майору cypo-
ВЫЙ ВИД.

Ha многих
воевать Бублию

фронтах пришлось
за минувшие годы,
HO два места ему особенно дороги,
Всю оборону Сталинграда он про-
вел под стенами этого города. Полк, где
он служил, взаимолействовал с канонер-
скими лодками и отрядами морской пехо-
ТЫ. i

На один из штурмов полк шел. по co-
седетву с моряками, и в дивизии, шутя,
полк прозвали морским. Вотда теперь в
оконы ветер доносит прохладу золотой
осени, люда говорят:  <«ВБалтийский
ветерок зовет нас, море зовет, дружочки...
Скоро, скоро поглядим на Балтику, какая
она есть».

Из городка. где мы повстречались ©
Бублием, полк выбил немцев стремитель-
ным ударом. Бублию довелось на время
занять пост коменданта. Мы шли по ти-
хим и зеленым улицам. Жители привет-
диво раскланивались с комендантом, его
останавливали, просили совета или по-
мощи. :

Вее эти хни Бублий был обременен уй-
мой хозяйственных забот. Город отстоял
от фронта в трех километрах, и коменхан-
ту приходилось заниматься He только
улучшением обороны,  совершенствова-
нием траншей, но и делами совета, opra-
низацией школ, инструктированием двоф-
НИКОВ.

Глядя на подтянутого, стройного офи-
цера, грудь которото украшали четыре
правительетвенных награды, немногие
знали, каким неимоверно тяжелым путем
пришел этот человек в город.

В центре маленького селения, на пох-
ступах к городу, сходились дороги, уст-
ремлявшиеся почти ровными етрелами во
все налтравления. Немцы решили вернуть
это селение и парализовать наши комму-
никации. В критическую минуту боя
командиром оборонительного участка был
назначен Бублий. Очутился он здесь не-
ведомо как, ибо все пути к этому перекре.
стию сплошь простреливались. Едва ус-
пел Бублий отдать последние приказания,
как началась контратака. Лежа в окопе,
он увидел, как на горизонте взмет-
нулась пыль и, не оседая, все увеличива-
лась и приближалась.

последнюю минуту, котла уже
доносился лязг танков, шум мото-
ров, стрекот автоматов. Бублий по рация
передал командиру части; «Все будет в
порядке. ко мне приближаются гости. бе-
да только — пыль уж больно велика».
Спокойствие и хладнокровие этого чело-
века незримо передалиеь небольшому
гарнизону. Но вот из пыли вынырнули ма-
шины, Они шли с трёх сторон. чтобы ох-
ватить в кольцо гарнизон. «Подпускайте

ней

13 сентября 4944 г. среда. Ne

м

(Ог специального корреспо

THHEM, детекую обувь, взрывали корпуса.

немцев в городе из парадного
гебитокомиссариата вышвырнули на ули-
цу огромный факел, В страхе разбегались
люди. Наши танкисты ворвались в город
Ги остановили машины у догоравшего фа-
кела. Это была женщина. Палачи облили
ее квросином и подожгли.

улицам Рокишкиеа вели несколько с01
пленных солдат и офицеров. Они шли. по-
тупив взоры, оборванные, в сопровожде-
нии всего лишь трех конвойиров. Многие
успели переодеться в шталекую одежду,

вежиса, в лагерях и на дорогах. Многие с
крестами,
Бельгию, за Польшу, но ередь тысяч не
встретился ни
41—42» — знаком,
шим о том, что он был в России в зим
41-43 pr.
в помине... Эти, нынешние, скулят и Ce-
туют на Гитлера. Их пугает приближен
расплаты.

мецкие войска на разные авантюры. Onl
ищут выхода, бросаются в бесчисленные
контратаки. они

218 (1785)

ыы

“iB e

ндента «Красного Флота»)

на верный выстрел», — передал Бублий,
И только тогда; когда уже ошибиться в
расчёте было нельзя, раздался дружный
‘зали, полетели противотанковые грана-
ты, бутылки с горючей смесью.

Ожесточение тяжелого бод нарастало с
каждой минутой. Велед за олной партией
танков подходили другие. Иным танкам
удавалось пробиваться сквозь огонь. Tor:
да они утюжили окопы, засыпая бойцов.
Нах Бубшием дважды проходили огромные
мвшины. Когда они удалялись, byi-
тий поднимал голову, Чтобы увидеть,
что происходит вокруг него. i

До поздней ночи шел этот тяжелый бой,
36 немецких танков и 40 бронетранспор-
теров, поддержанных  автоматчикамт,
тщетно пытались смять защитников кдоч-
ка прибалтийской земли.

После этого боя Бублий вошел в горо:
док. привел себя в порядок, и принялся за
дела.

Мы простились © майором ранним уг
ром следующего дня, не подозревая, что
завтра дорога сведет нас вновь.

Я нахотилея на командном пункте ге:
нерала, когда немцы крупными силами
танков и пехоты начали  контрнаступле-
ние в олном из прибалтийских  Тайонов,
На отдельных участках сложилась тя+
желая обстановка. Нам сообщили, что ‹
дороги на ВН евернули шееть танков п
до батальона немецких автоматчиков.
Тогда же я услышал, как генерал сказы
своему начштаба: «Вызовите Бублия»,

Прошло очень немного времени. Вор
нас разгоралея ожесточенный бой. B om
минуты мы увидели майора Бублия, ste
такого же подтянутого. деловито разтаа-
живающего свою бороду, с перекинутой
через плечо плащ-палаткой. Генерал с00б-
щил Бублию обстановку, дал приказание,
пожал руку и добавил: «Надеюсь № /
вас. Бублий».

Бублию пришлось выдержать зе
стокий бой с врагом. Очень часто на про-
тажении двух CYTOR A слышы, Kay
упоминалось его имя. А когдь  Тадиеты
приглашали генерала в рации и доклады-
вали. что вго вызывает Бублий, генерал
неизменно говорил: «Значит, все в п
рядке». ей

er 3. Ея

За три с лишним года Титвь узнала,
что представляют собой немцы. Она ви:
дела их --пышно разодетых, чванливых,
высокомерных. Немцы любили устраивать
помпезные парады.

Паневежисе немецкое командование
приказало привести. в порядок все вывес-
ки и обязательно писать новые на двух
языках — немецком и литовском. 91
было самой большой заботой временщи-
ков о судьбах города. Когда к Паневежи-
су долетел гул наших пушек, немцы при-
нялись взрывать город. Им помешал наш
натиск, их вышибли, Тогда над городом
псявились гитлеровские бомбардировии-
ки. На мирные кварталы посыпались
бомбы.

На улицах Шауляя иногда появлялся
расфранченный и напомаженный гебитс-
комиссар в сопровождении азвтоматчи-
ков. Грохот советеких танков уже слы-
шалея в Шауляе, и тогль немцы броси- +
лись на кожевенные заводы, хватали 60- /

самую последнюю минуту пребывания
нод’ езда

Литва видит теперь других немцев. Шо

ленные на улицах Рокишкиса и Пане-

знаками -— за Францию. 38

один со знаком «Ост
свидетельствовав-

—— тех немцев давно уже нет

Отчаяние безнадежности гонит #е-

отводят в глубь Пре
балтики разгромленные дивизии, п0пол-
няют их и вновь бросают в бой.
На-лнях одна Halla часть сильных
ударом обескровила и разгромила стояв-
шего перех ней противника. Поле, 6010-
та и лес были усеяны трупами гитлеров-
цев. Много немцев попало в плен, (рем
них были престарелые обозники. саперы,
спешивигиеся конники полицейского Pe
зерза; даже больная группа матросов.
Любопытна эта группа немецких <
ряков». Вот они стоят, лерепутанные 1
дрожащие. На бескозырках золотое тис-
нение «Уаринон». Woxme Ват. Гербем
Краузе, Герхард Мюллер наперебой г
ворят, что им только по 17 лет. что она
BOBCe не подготовлены к боям, До то
следних событий они нахохились в BOC
но-мороких училищах во Франции — ?
Эпинале и в Реймев. Им обещали больше
плавание. & затем собрали. усадили №
транспорты, доставили в Ригу и ил
бросили в бой. Почти весь сволный отрЯ
матросов ‚оказался уничтоженных, Уце
левшие предпочли русский плен,
Капитан Е, КАМЕНЕЦКИЙ,
Литва, Сентябрь:

>

Памятник героям Красной Армии в Кировограде

БИРОВОТРАД, 12 сентября. (ТАСС).
Для увековечения памяти героев, - -пав-
ших смертью храбрых при освобождении
от немецко-фашистских захватчиков
гор. Кировограда, здесь в городском
сквере воздвигнут памятник.

На митинг. посвященный . открытию
памятника тероям Красной Армии, со-
бралось около 50 тысяч трудящихся. На
триоуне — секретарь горкома KH(6)Y
тов. Захарченко. .

— Здесь, — говорит он,— похоронены
тучшие сыны нашей Отчизны. Они, отда-
ти свою жизнь в борьбе за честь ‘и не-
зависимость Родины. Мы склоняем го-
ловы перед прахом павших за освобож-

дение Кировограда Героя Советеки )
Cowsa гвардии старшего. сержанта В?
болина, твардии подполковника, wt
режды орденоносца т. Сыропятова, тир’
дии полковника Шибеева,

‚ речами выступили от Н-екой вой
ской части т. Коваль, от коллективе }
бочих завода «Красная звезда» ста
новец литейщик Луценко и другие.

Под звуки траурного марша и арг
лерийского салюта’ снимается полотно‘
7-метрового высеченного из камня ие
стигранного обелиска, воздвигнутого #
ступенчатым пьедесталом, возле“ кото]
рого установлены две отлитые из мета
ла фигуры бойпов.

НЯ