их

13 сентября 1944 г., среда. № 218 (1785)

`КОМСОМОЛЬСКИЙ РАБОТНИК
ПОЛИТОТЛЕЛА

Роль старшего инструктора политот-
дела по комсомольской работе чрезвычай-

но ответственна. От того, как он справ-
ляется с0 своими обязанностями. как по-
могает нервичным организациям и ин-
структирует низовой актив. во многом
зависит успех комсомольской работы.

Нередко раздаются жалобы, что есть
такие инструктора, которые  ограничи-
ваются сбором цифр и фактов для до-
кладных записок и не помогают комсор-
гам организовать комсомольцев на вы-
полнение боевых задач. Но нужно все-
таки точно установить, чте следует по-
нимать под словом «помощь». Находят-
ся ведь и такие товарищи, которые ечи-
тают, что инструктор должен притти на
корабль или в часть и вместо них сде-
лать то или иное дело.

Это, конечно, неправильно. Инструктор
не может и не должен подменять ком-
сорга. Самое слово инструктор уже опре-
деляет ‘его назначение.

Инструктировать, учить — вот что тре-
буется от инструктора. Причем инетрук-
таж должен охватывать более широкий
круг низового комсомольского актива.
Только е помощью актива, привлекая его.
& работе, направляя его, инструктор хо-
рошо выполнит поставленную перед ним
задачу.

Так и делает т. Вантырев — инетрук-,
тор политотдела Н-ского соединения.

Прежде чем отправиться на корабль,
т. Кантырев тщательно готовится — чи-
тает протоколы собраний и заседаний бю-
ре, знакомится с составом комс®мольской
ерганизации, непременно поговорит е ра-
ботниками политотдела, которым прихо-
илось бывать на этом корабле, справитёя
у флагманских специалистов литаба со-
единения, как молодые краснофлотцы
изучают боевую технику. Затем пойдет к
начальнику политотдела, внимательно вы-
слушает весе его советы. И только тогда
идет на корабль.

Большую часть своего времени т. Кан-
тырев проводит на кораблях, деятельно
помогая комсомольским организациям
устранять недостатки, поддерживая хо-
рошую инициативу, обобщая опыт пере-
довых. Работает он при содействии акти-
Ba, которым постоянно окружает себя.

На Н-ском миноносце комсомольский
организатор Харин плохо обучал свой
актив, с одной меркой подходил ко всем
членам бюро. Отдельные комсорги боевых
частей, как выяснил т. Кантырев, были
подобраны недостаточно вдумчиво, без
учета их уровня подготовки, наклонностей
и способности руководить комсомольской
организацией. Комсорг корабля. взяв на
себя значительную часть работы, сковал
инициативу членов бюро и комсоргов
подразделений.

Будучи на корабле, Кантырев терпеливо
обучал т. Харина искусству, воспитания

` Жемеомольского ‘актива. По инициативе

инструктора было проведено совещание
активистов, на котором выступил коман-
дир корабля. Активистам рассказали. как
должна быть организована деятельность
комсомольского бюре, как правильно рас-
ставить людей, каковы их обязанности.
Благодаря своевременной помощи Канты-
рева работа комсомольской  организащии
значительно оживилаюь.

Жак видно из этого факта, очень многое
зависит от инструктора. Но надо помнить,
что он работает плодотворно только в том
случае, если его самого хорошо инструк-

тируют, если им изо дня в лень руководит

начальник политотдела. К сожалению,

некоторые руководители не всегда при-

держиваются этого золотого правила.

В политотделе, возглавляемом т. Гав-
риловым, мало интересуются тем, как
комсомолу
т. Черников. Неред уходом на корабль

работает инструктор по

или в часть с ним толком никто не по-

товорит. Нередко бывает, чте инструктор
не знаком с важнейшими руководящими

документами.
Черникову как-то было поручено выяс-
нить, почему на Н-еком миноносце
комсомольцев и молодых краснофлотцев
много дисциплинарных  проступков.
Задание серьезное. А начальник полит-

РЕНИ ee ЕЛЬ 2

Александр ШТЕЙН

Недавго мне довелось проезжать мимо
бывшего Мариинского театра в Ленингра-
де. На классическом его фронтоне горел,
отливая новой позолотой, гигантский орден
Ленина. Непревзойденные русские. мастеро-
вые, из тех, что способны подковёТь блоху,
в высоко подвешенных люльках восстанав-
ливали огнамегл, стиралия последние следы
ранений со стен театра, окрашенных в блед-
нофисташковые тона, сливавшиеся с тона-
ми ленинградского неба. Тот, кто не прохо-
дил тут в дни блокады, врял ли представит
Нынче, что здание было изуродоваво двумя
десятками артиллерийских снарядов и од-
ной фугасной бомбой. Искусные руки заде-
лали все пробоины — и не угадаешь, где
они были. Над помолодевшим, приосанив-
шимся театром  струился аромат сзежей
краски — пьянящий аромат возрожделия.
Старая Мариинка вновь пленяла прозрач-
ностью и чистотой архитектурвых линий,
согретых вдохновением Глинки и Мусорг-
ского, Чайковского и Римского-Корсакова.

Глядя на бессмертные стены, я всисмнил
Николая Кочнева, задушевного моего дру-
га, морского летчика. Судьба его странным
образом сплелась с сульбой этого театра.

Я не хочу сказать, что Николай Кочнев
был завзятым театралом или, тем более,
балетомаком. Насколько мне известно, в
балет оз не ходил и собрался туда перед
самсй войной, уступив уговорам своего эки-
пажа. Петя Каштанкин, стрелок-радист, по-
ставил своего командира пергд  свершив-
шимся фактом. Он’ купил билеты на спек-
такль для всего экипажа-—по два на брата,
для жен и невест. У Кочнева не было ни
жены, ни невесты —ему взяли один билет.
Давали «Лебединое озеро», ‘музыка Чай-
ковского. Это было 22 июня 1941 года.

В это душное и горькое лелинградское
Утро в театре быле много пустующих кре-
сел, стульев и лож. Пропали зря и билеты,
взятые заранее Петей Каштанкиным. В ми-
нуту, когда пошел вверх тяжелый занавес
Мариинского театра и медленно угасла хру-
стальная люстра под лепкым плафоном и
бледный дирижер, в белом стоячем ворот-
ничке, в черном фраке с фалдами, разве-
вающимися, как крылья; взмахнул за пуль-
том своей магической палочкой, —морской

у

отдела ограничилея трехминутным pa3-
говором с ним. Когда Черников вернул-
ся, он 25 дней (!) ожидал, пока ero
примет начальник политотдела.

Нельзя сказать, что инструктора ред-
ко бывают в комсомольских  организа-
циях. Но беда в том, что на кораблях и
в частях многие из них занимаются всем
понемножку и ничем всерьез, Иной ин-
структор, прибыв на сутки, старается
«охватить» буквально вее стороны жизни
и боевой слуябы молодых краснофлотцев.
Оз, конечно. понимает, что за сутки это-
ге не сделаешь, но связан заданием,
знает, что начальник политотдела обяза-
тельно потребует от нёго «всеоб’емлю-
щего доклада» в устной или письменной
форме. Такое скольжание по поверхности
не дает някакой пользы. Руковедитезе
комсомольской организации ждет от ин-
структора конкретной помощи в работе,
причем ему надо толково об’яенить не
только то, что надо делать, а рассказать
ий показать, как надо делать, чтобы по-
учить наилучшие результаты.

Лично вести  массово-политическую,
воспитательную работу среди флотокой
молодежи — одна из важнейших обязан-
ностей инструктора политотдела по ком-
сомольекой работе.

ков систематически и с большой пользой
для дела ведет пропаганду среди моло-
дежи. Они выступают на кораблях й в
частях с лекциями, докладами, проводят
беседы по самым различным вопросам,
пропагандируют хорошие книги. Напри-
мер, старшего инструктора политотлела
Н-ского соединения кораблей т. Шапова-
лова молодые краснофлотцы знают как
хорошего лектора и организатора мас-
сово-политической * работы. Он рассказы-
вает им о текущем моменте, о героях
Отечественной войны, о боевых  тради-
ЦИЯХ комсомола. Его. охотно слушают и
бывалые моряки. Шаповалов инструкти-
рует комсомольцев-агитаторов, беседует
< руководителями первичных организа-
ций 0 том, чем и как должно занимать-
ся’ комесомельское бюро, выясняет, что
они читалт, как понимают тот или иной

политики. Не знает комсорг.—т. Шапо-
валов раз’яснит ему: посоветует. укажет,
е кем проконсультироваться. Готовяеь в
беседе или докладу; т. Шаповалов широ-
ко пользуется художественной  литера-
турой.

тора, которые считают, что они призваны
осуществлять «общее руководетво»ла не-
посредственно заниматься пропагандой и
агитацией — дело других работников по-
литотдела. .

В соединении, где начальником полит-
отдела капитан 2 ранга Шуляк, старший
инструктор’ но комсомольской работе
т. Мельник, несмотря на неоднократные
просьбы комсомольцев, всячески укло-
няется от политических докладов. В одном
случае он. ссылается на занятость, в дру-
том — на недостаточную  подготезлен-
ность, а чаще всего обещает, но слова
ве держит.

Этот факт, — & он не единичный, —
доказывает, что некоторые инструктора
забывают о своей первейшей обязанно-
сти — на деле помогать работникам ком-
COMOGIBSKAX организаций.

Некоторые инструктора ссылаются на
отсутствие опыта и знаний. Но, как из-
вестно, знания и опыт — дело наживное,
приобретаелея Bee это в упорном ий кро-
потливом труде. Конечно, не все янструк-
тера могут сразу выетупать © лекциями и
докладами. Для этого нужен навык. Но
проводить беседы, читку книг. газетных
и журнальных статей, обсуждение прочи-
танного может и должен каждый из
НИХ. у

Инструктор, активно и непосрехственню
ведущий агитацию и пропаганду, полу-
чает возможность в процессе подготов-
ки Е лекции, докладу. беседе расширять
свой кругозер. пополнять свои знания.
Участие инструктора в пропагандистской
работе еще’ более укрепит его связи ©
флотекой молохежью.
Капитан-лейтенаят М. НИЧИНОВ.

ЕЕ ВНЕ

<=
РАССКАЗ
>.

бомбарлировщик Николая Кочнева, тяжело
рыча, летел навстречу танковым корпусам
германской армии. :

Так мой друг и не попал на балет «Лебе-
диное озеро». Тень его самолета видели. в
те дии и синие просторы Балтики, и гравий
безупречных прибалтийских шоссе, и шхе-
ры Финляндии, и глухие проселки гдовских
лесов. Землю трясло от его бомбовых ула-
ров, и морская гладь под крылом его самэ-
лета смыкалась над ‘обломками кемецких
кораблей. Кочнев и его экипаж защищали
Ленияград. aXe

На сорок четвертом вылете бомбардиров-
шик Кочнева был сбит. Экипаж покинул
горящую машину. Это произошло на терра-
тории, занятой врагом. Кругом пылали де-
са. Летчики долгс шли дикями  тропками,
пробираясь к линии фронта. Далький гром
батарей служил им ориентиром. Зарево по-
жаров освешало им’ путь.

Слднажды, ка рассвете, их заметил немен-
кий патруль. Они, отстреливаясь, влезли в
болото и чуть не по шею в мерзкой жиже
прошли около двух километров. Они навсегда
запомнили эти. два километра. Они слышали
немецкую речь, лай собак. Двигаться даль-
ше было нельзя. Они целый денъ просиде-
ли в болоте, приспроившись на кочках.
Немны потеряли их след. Они сидели на
кочках, злые, усталые, равнодушные к жиз-
ни и смерти. Кочки были маленькие, ка
них можно было сидеть, поджав одну ногу
и опустив другую в болото. День ветрелый,
холодный, шел косой дождь. Когда одна
нога замерзала, ее можно было поднять,
только опустив другую. Очень хотелось
курить: Петя Каштанкин рылся во всех
карманах — хоть щепотка табаку, хоть оку-
рок! Оз выбирал наружу мелочь, заваляв-
шиеся трамвайные талоны, билеты на фут-
бол. Все это было из другого, далекого, при-
зрачного, довоеняого мира. Он вытащил смя-
тый листочек Это оказалась программка ба-
Лета «Лебединое озёро»с кратким содержа-

у нас немало комсомольских работни-.

вопрос из истории ВКП(б) и текущей

Но есть. в сожалению, и такие инструк-

Действующий флот. Герой Советского Союза гвардии капитан И. Кравцов. Нз

его боевом счету—22 самолета противника,

Снимок специального фотокорреспондента

На флотах и флотилиях

ПО ТЕЛЕГРАФУ И ТЕЛЕФОНУ ОТ КОРРЕСПОНДЕНТОВ \
«КРАСНОГО ФЛОТА»

ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНА ЛИНКОРУ

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 12 сентября. В жестоких боях с
врагом на подступах ‘к’ Ленинграду лин-
кор «Октябрьская революция» завоевал
высокую славу. Мошные орудия линкора
громили врага, рвавшегося к городу

енина, несли смерть гитлеровцам в дни
бсев по освобождению города от блока-
ды, поддерживали наступление Красной
Армии на Карельском перешейке.

С самого начала Отечественной войны
немцы охотились за ‘линкором, пытаясь
его потопить. Но все их попытки ока-

) зались тщетными.

На-днях адмирал Трибуц’ в торжествен-

ной обстановке вручил экипажу линкора

ПЕРЕДОВИКИ
БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

_ КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 12 сентября. Корабль офи-
цера Киктенко в боевой подготовке занял
передовое место в Н-ском соединении. Все
артиллерийские стрельбы проведены с вы-
сокой оценкой. Нет ки одного коменлора
корабля, который бы не укладывался в по-
ложенные нормативы пои любых. стрель-
‘бах у .

Недавно группа передовых людей кораб-
ля за лостижения в боевой учебе была ва-
‚ граждена значком «Отличник ВМФ».

ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ГОРОДА

_ЛЕЙСТВУЮШЩИЙ ФЛОТ, 12 сентября:
Личный состав `Н-ского ордена Ленина
морского завода с большим энтузиазмом
трудится. над восстановлением города, пов-
_реждевного веменкими.. захватчиками:

Во внеурочное время сотни людей’ отра-
ботали уже более’ 46,5 тысячи человеко-ча-
сов, ремонтируя * разрушенные  бомбарди-
ровкой жилые дома, детские ясли, город-
скую поликлинику и Т. д.

Многие ‘рабочие завода освоили
тельные специальности — печников,
катуров, маляров. s

ПИСЬМО ПАТРИОТКИ

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 12 севтября.
В бсях с немецко-фашистскими захватчика-
ми отважным воином проявил себя крас-
нофлолец Александр Скакун. Командир
написал матери краснофлотца письмо, в
котором поблагодарил советскую патриот-
ку за воспитание сына,

Недавно командование получило от нее
ПИСЬМО.

«Благодарю и вас, майор Тучков ‘и стар-
mun лейтенант Вертеба, за то, что вы вос-
питали и привили моему сыну Саше сме-
лость, выдержку и беззаветную любовь и
преданность к нашей Родине, к коммуни-
стической партии, — пишет патриотка,

— Я -уверена в том, что мой сын, кото-
рого я с такой любовью воспитывала и ра-
стила, будет всегда _ дисциплинированным
и с честью будет выполнять все приказы
своих командиров. Он знает, что рядом ©
ним борются против немецких  извергов
его отец и младший брат.

Желаю‘ вам, дорогие, скорейшей победы
кад заклятым врагом».

строи-
шту-

ПЕ SS ee ee

Лебединое озеро.

нием. Чтобы не думать о папиросе, он тихонь-
ко стал читать вслух. Попеременно опус-
кая ноги в болотную жижу, он читал стро-
ки о белых лебедях во главе со своей ко-
ролевой Одеттой, плывущих по зеркально-
му озеру, о юном принце, мечтательном и
прекраснодушном, поднимающем лук, чтобы
пустить стрелу в белого лебедя, о том, как
белый лебедь превращается в девушку, ко-
торую только сильная любовь может спа-
сти от злых чар, околдовавших ее. Так мой
друг узнал старинную сказку, родившую
музыку Чайковского. =

Летчики, усмехаясь, прислушивались к
тихому чтению Пети Каштанкина. Быть
может, в этот час припоминались им их ми-
лые, с которыми так и на довелось им по-
смотреть «Лебединое озеро». У Кочнева ке
было ни жены, ни невесты. У него в жиз-
ни вообще не было любовных историй. Од-
нажды, вскоре после окончания школы, он
встретил на Невском проспекте в белую,
безлунную кочь девушку, поразившую его
нежными очертаниями лица, льняными во-
лосами и необыкновеняой легкостью по-
ходки. Кажется, она ласково взглянула на
него—или ему показалось? Он робко пошел
следом. Но путь был кедолгий. Девушка
свернула на улицу Гоголя и скрылась в
пол’езде большого дома. Кочнев постоял
сколо дома, увидел, как зажегся сзет. в од-
ном из OKCH пятого этажа; потом медленно
пошел  обратнс. Он больше’ никогда не
встречал эту девушку.

Стрелок-радист все читал 0’ том, как
юный принц любил белого лебедя, и о том,
как пылкая и чистая любовь принца зсту-
лила в единоборство с колдовством, и 9
том, как в этом единоборстве ‘был поверг:
кут черный дух тьмы. И Кочневу прила
на память та девушка без имени и фамялин,
и ее легкий шаг. в льняные ее волосы, и
Невский проспект с иглой Адмиралтейст-
ва, и бой часов на городской башне. и Ge-
лая. безлунная ночь. Смятая программка
исполнилась для него вдруг глубоким, по-
таенным смыслом. Смутное видение встало
перед ним — девушка с лькяными волоса-
ми, похожая на белого лебедя, стояшзя на
Невском проспекте в пламени пожаров, и
черные крылья фашистского самолета, рас-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

сбитых лично и 4 — в группе.

«Красного Флота» Л. Коровина

„ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ“

орлен Красного Знамени, ‘которым Пре-
зидиум Верховного Совета СССР наградил
корабль за боевые дела,

Передавая орден командиру корабля,
адмирал Трибуц поздравил личный состав
< высокой наградой и выразил уверен-
ность, что и в трядущих боях он про-
явит отвагу и мужество.

В взволнованной речи командир линко-
ра заверил, что личный состав с честью
оправдает высокую награду.

Затем большой группе офицеров, стар-
шин и краснофлотцев линкора за их бое-
вые подвиги были вручены ордена и ме-
дали СССР. .

——
И

В большинстве соединений `Краснозна-
менного Балтийского флота политработни-
ки систематически занимаются повышением
своего военкого и культурного уровня.
Для занятий один
день в неделю.

Основное внимание улелено марксист-

ско-ленивской теории. Широко практикует-
ся также изучение воезных и военно-исто-
рических тем. На занятиях были прорабо-
: таны темы: «Адмиралы Ушаков, Нахимов
Ls Макаров», «Борьба русского народа за
  Балтийское побережье», «Военно-Морской
‚‹ Флот в Отечественной” войне», «Крах гер-
манской морской стратегии» и т. д. Немало
  внимания уделяется истории народов
‚ СССР, литературе, практике партийно-по-
‚ литической работы на флоте.

Лекции, которые читают капитан 2 ранга

‚ Варабачев, подполковник Катаев, майор
Васильев, капитан 3 ранга Томилов, капи-
‚тены Матюшечкин и Артамонов, отлича-
‹ ются большой глубиной, хорошим знанием
материала.

Помимо лекторов из числа политработ-
ников КБФ. привлечены также пронаганди-
стские и научные силы Ленинграда. На за.
: кятиях политработников часто выступают

профессора Эмлин, Спиридонов, Евгеньев-

Максимов, Возников и другие.

Краснознаменный Балтийский флот.

КУРСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МОРСКИХ ВРАЧЕЙ

Состоялся 9-й за время Отечественной
войны выпуск курсов усовершенствования
офицеров медицинской службы Северного
флота. -

В течение трех месяцев прибывшие © ко-
раблей и частей флота врачи. прослушали
теоретический курс по терапив и’ хирургии.
и провели практическую работу в военно-
морских госпиталях. Врачи прослушали
- курс по санитарии, морской гигиене

специально

, УЧЕБА
ПОЛИТРАБОТНИКОВ
  выделен

и эпидемиологии.

Занятия с врачами вели начальник меди-
ко-санитарного отдела Северного флота
‘полковник медицинской службы Толкачев,
профессер поднолковник медицинской
службы Рубинштейн, подполковник меди-
цинской службы Кульчитский и другие.

На выпускных экзаменах большинство
врачей получило по основным дисцинли-
нам оценки «отлично» и «хорошо».

Северный флот.

простертые над Ленинградом... Он взял из
рук Пети Каштанкина смятый листочек, ба-
режно расправил его большой ладонью,
сложил и спрятал в карман, сказаз, что ес-
чи им всем суждено будет выбраться из
проклятого болота, то непременно надо бу-
дет сходить в тезтр, посмотреть на занят-
кую сказку. «М если принц, — добавил” он,
засмеявииись, — смог превратить белого ле-
беля в девушку, то уже’ они наверняка
смогуг обмавуть немцев и’ выбраться 43
болота»». Тогда Петя Каштанкин тоже за-
смеялся и назвал своего командира прия-
нем.. «Чистый принц, — сказал Петя, — че
пьет, неё курит и сидит на кочке в самом
что ни на есть Лебедином ‘озере. Только
кругом. ке лебеди, а немны..» Это сравне-
ние развзселило всех, и на время летчики
перестали даже думать о том, что хочегся
курить.

Через несколько дней экипаж Кочнева
вышел к своим. Летчики вернулись в. часть,
где узнали, что их всех посмертно вагради-
ли орденами. Вскоре они снова сталя летать
на боевые задания. :

Зимою 1941 года, первой блокадной зи-
мой. как ее теперь вазывают ленингралцы,
Няколай Кочиев получил новое задание. На
транспортном самолете ов” пересек о линию
фронта и через девять часов опустился иа
Большую землю, в далеком городке на’
Каме. где делали авиамоторы для фронта.
На другое утро он должен был лететь
назад с грузом авиамоторов. Эвакуированны?
ленинградцы, работавшие на заводе, узнав
9 прилетге людей из своего города, устрои-
ли летчикам торжественкую встречу и ве
чером поташили их ва гастроли эзакунро-
ванного на Урал театра`оперы и балета име-
ни Карова — Мариинского театра.

Шел балет «Лебединсе озеро».

Казалось, это был сон, — после голодно-
го, холодного, обстреливаемого блокадного
города, погруженного во мрак декабрьской
ночи, где на сакочках возили мертвых и ав-
тобусы стояли на Невском, вмерзнув в
лед, очутиться в сияющем, нарядном за-
ле, странно напоминающем зал Мариинско-
го театра, срёди пунцового бархата лож, в
волнах свела, плешущих из хрустальных,
переливающихся люстр.

Недоверчиво вслядывались летчики из
Ленинграла в ‘нормальные, обыкновенные
лана люлей, так непохожие на лица тех;
кого они еше вчера видели на Я
осажденного города. Жадно прислушива-

чем показано, некоторые характеры  да-
ны слишком бегло. Есть и удавшиеся
зарисовки. Язык в общем колоритный,
живой, хотя слишком уж много «брати-
шек». «мамынек» и прочих угиленных
«русизмов». Читается книжка без скуки.
Хотелось бы в новом издании видеть не-
которые исправления.

‚ Нахимов вовсе не бых «седым», ка-
ким делает его автор (етр. 54). Неве-
роятна сцена между Меншиковым и
Ворниловым, когда Меншиков «заиски-
вающе» просит спасти его от бунта
(стр. 61). Ничего подобного не было
и быть не могло. <«Двадцатинятирубле-
вых» сигар (стр. 88) не было на свете,
ха еше у военного врача. В следующем
издании — удешевить бы сигары!

Наполеон ПТ понятия не имел о том,
что штурх назначен на 6 (18) июня. Я
06 этом говорю подробно во П томе моей
«Крымской войны». Эту ошибку
(стр. 232) в разбираемой книжке не-
пременно. нужно исправить.

Героями Хрулева были прежде зсего.
138 солдат  Севеного полка, a He
полтавцы, которые явились ‹ позже
(стр. 234). Вообще же следовало бы го-
разде подробнее и ярче описать этот
день великолепной русской победы. В
разбираемой книге 0б этом — одна бег-
лая и суховатая страничка.  Тотлебен
задолго до смерти Нахимова был увезен
из Севастополя (исправить на стр. 246).

Саедовало бы отметить личную вину
Александра П в: событиях на Черной реч-
ке. Автор же почему-то совсем ничего не
говорит 06 этом. «Генералы... даже от-
крыто не исполняли приказания Горча-
вова». Это решительно неверно, - «Сраже
ние кончилось ничем». Это еше более
неверно (стр. 247—248). Сражение кон-
чилось катастрофой, а вовее не «ничем».

Автор тут повторяет старые ошибки
и фантазии былых историков войны.
Пусть бы он полюбопытетвовал, что го-
ворят o Черной речке наетоящие,
серьезные документы. и показания.
основании которых я написал
тлаву о Черной речке во НП томе
ской войных.

особую
«Врым-

* Сергей Григорьев. «Малахов курган».
ен 1944 г. Стр. 257. Цена
руб.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 12 сентаб-
ря. (Спец. корр. ТАСС). По поручению
командования Н-ского соединения  пол-
ковник Александров вручил’ медаль «3a
боевые заслуги» жительнице деревни
Вельке Рутковеке Анне Михайловне Рут-
ковкой. Польская крестьянка, рискуя
жизнью. сняла 32 мины. которые поета-
вили немцы на улице деревни я на доро-
ге, чтобы задержать продвижение частей
Врасной Армии.

На торжество вручения награды своей
олносельчанке собрались соседи Рутков-
ской. горячо привететвовавшие  предета-
вителей командования соединения.
речью, преисполненной  благодарноетя
своей освоболительнице — Красной Ар-
мии. выстунил войт гмины Юзеф Купия-
ский.

— Я весьма pag, — говорит Купин-
сБИЙ, — что в нашей гмине живут такие
люди, как Анна Рутковская. которая по-
могла Красной Армии в борьбе с нашим
общим врагом — немцами. Я от всего

МАГНИТОГОРСК, 12 сентября. (ТАСС).
Комсомольцы Магнитки проявляют ис-

1 ключительную заботу о детях фронтовиков.

лись они к обычному, казавшемуся сейчас
неправдоподобным, театральному шуму —
шарканью ног, скрипу кресел партера,
скрипевших, как ло войны, нестройному
звучанию из раковины оркестра—музыкан-
ты настраизали ивструменты. я

«А это хорошю, честное слово!» — вдруг
сказал Кочнев, и Петя Каштанкин. в
изумлении взглянул на <воего командира.
«Именно?» Кочкев хотел сказать о том,
как хорошо. что все, поразившее ‘их сегодня
своим будто-бы нзправдоподобием, сущест-
вует на самом деле и, главное, сохранится
для тех, кто сейчас там, в осажденном Ле-
нинграде. Он хотел об’яснить Пете, как это

мудро, но вместо этого сказал только; Max-—

нув рукой: «Хорошо. что все нормально».

К летчикам подходили люди—это все бы-
ли ленинградцы, работавшие на эвакуиро-
ванных прелприятиях. Здесь, в горолке на
Каме, они лили пушки для обороны Ленин-
града. Один из них тихо сказал Кочне-
ву, вглядываясь в него затуманившимася
  глазами, что ов пришел з театр не только
за тем, чтобы услышать Чайковского, —он
шел сюда в мороз из-за Камы, с артилле-

рийского завода, откуда он не выходил
четверо суток подрял, не страшась TO-
TO, что назад надобно итти пешком

с добрый десяток километров: он делал это
для того, чтобы вновь почувствовать: себя—
пусть на несколько часов! — в родном сво-
ем, таком далеком и близком Ленинграде,
Да, «Лебединое озеро» для этого челозекя
было кусочком Ленинграда, города, кото-
рый оставляет неистребимую мечту в серд-
це каждого, кто ступал но его камеям.

Когда началась увертюра и весь театр
наполчилея трепетным, волнующим ‘зву-
чанием музыки Чайковского и потом мед-
ленно поплыли по сцене белые лебели,
снова подумал Кочнев о Ленинграде, по-
груженном во мрак блокалкой ночи, стра-
дающем и непобглимом Ленинграде, и сно-
ва представился ему и Ленинград, и пу-
стынный Невский, и безымянная девушка
смутным видением белого лебедя, над ко-
торым распростер черные крылья зловещий
дух тьмы.

В антракте растерявмшихся летчиков окру-
жила толиа, нараставшая с ‘каждой мину-
той, — весть об их поиезде мгновенно 06-
летела театр; от партера’ до галерки. В те
дни только узкая полоска ладожского льда
созлизяла осажденный город со страной,
почта ис Ленинграда шла по два месяца,

на.

кровь. а, если вужно, и жизнь.

‚ МОЛОДЕЖЬ МАГНИТКИ —

БИБЛИОГРАФИЯ
Малахов нурган ®
77 :

Эта небольшая бел > ие ee
_летристическая  —pa- августа то-
“бота говорит 0б осаде Академик Е. ТАРЛЕ же опиеан по-старин-
Севастополя и. па- i ке. Совсем He ска-

‚ раллельно. 0 судьбе зано. что тольно Олин
_вемьи о моряков 80 нервый пристуи —
время осады. Многое больше рассказано,   (на Малахов) и удался. а остальные

шесть были победоносно отбиты  рус-
скими в этот день. Не сказано. что са-
ми союзники вовсе He считали
боя, что русские уйдут, и для них при
каз Горчакова был полной неожидан
ностью (они два дня после ухода рус
ских все еще не решались войти в го
pea!)

На стр. 228 Хрулев дважды призы

вает солдат словами: «Благодетели, впе-
ред!». Его знаменитое «Б/Лагодетели мои,

за мной!» раздалось вовсе не тогда, ког-

да нужно было атаковать Камчатский

люнет, как выходит по автору разби

раемой книги, аб (18) июня 1855 г. при

нападении на Ворабельную сторону и
на батарею Жерве, что и спасло в то
жень Севастополь. Ведь именно и по
трясло солдат, что суровый. герой Хру-

лев воззвал к их чувству этим COBCEM не-

еее

sage

se

обычным для Хрулева словом «благоде-  )

тели!». Он никогда — ни раньше ни
позже — этого слова не употреблял.
вкладывать ему в уста
восклицание, да еше и не к месту. значит
подорвать его эмоциональную силу и 3з8-
тушевать его значение для читателя.
Есть и еще неточности, Например,
история с «царским поцелуем» передана
вовсе не так, как это было на самом де-

ле. Нахимов был в тот момент в раз-
дражении и был резок и вовсе не проде-
хывал шуточной и совсем невозможной ~
сцены с поцелуем Альбединекого. Все

это подано в каких-то не весьма тут

уместных шутливых тонах. Нахимов был

в тот момент гневен и грозен, а вовсе
не шутлив. Вель у автора разбираемой
книги выходит совсем. совсем не то,

что было! Веевь трагический смысл на-

химавекого резкого протеста утрачивает-
ся. Нахимов —— фигура героическая. тра-
гическая. <«древнеримская», как © нем
говорил Тотлебен. И нельзя делать из
него добродушного шутника, Около На-
химова пахнет не обывательскими шут-
ками, а кровью и лавровым венцом.
Все это легко исправить во втором
издании. которого заслуживает
удавшаяся в общем
краткая хроника великой обороны, He
претендующая, конечно. на полноту и
глубину, HO знакомящая  неподготов-

ленного читателя с рядом памятных со-

бытий нашей славной отечественной ие-
тории.   НЕ

Иж оо eee ыЕНа
Наг реждение польской ‚крестьянки
_ ` Анны Рутковской а

верлц& позлравляю Рутковскую ¢ на-
граждением советской медалью. Эта на-
града всегда будет нам. полякам, напо-
минать е тей роли. которую сыграла
Краеная Армия дружественного русского
народа в освобождении Польши от гитле-
popes. ;

Отвечая на поздравление полковника

`Алекеанлрова и привететвия олносельчан,

Анна Михайловна Рутковская сказала:

—  exezaza все,
силах. чтобы помочь Красной Армии. Так
должен поступать каждый польский пат-
риот, желающий быстрейшего зазгрома

немцев, возрождения сильной, независи-

чей и демократической Польши. Красная
Армия принесла нам. полякам. свободу,
й для нее я готова отдать всю свою
Дружба
русского и польского наролов скреплена
кровью на полях борьбы. Эта кЗовь  30-
вет нас к мести врагу. зовет на подвиги
во имя своболы и счастья.

ДЕТЯМ ФРОНТОВИКОВ

За короткий срок они собрали в фонд по-
мощи семьям фронтовиков более миллиона
рублей денег.

телеграммы ехали на грузовиках, и люди,
еще вчера ходившие по Невскому проспек-
ту, казались живой легендой. Из-за кулис
высыпали актеры-ленинградцы. Летчикам
жали руки, неловали, тискали, засыпали во-
просами. Смушенные, они не успевали от-
вечать. Да, город держится и булег лер-
жаться. Ла, 125 граммов, но скоро будет
больше. Да, Невский стоит попрежнему.
Кое-что разрушено, стекол, понятно, нет,
нов общем нормальзо. Да, обстрелы. Исаа-
кий? Исзакий тоже нормально. Мариинский
театр? Стоит. Прорвем ли блокаду? Про-
‹рвем. Когда? Об этом. знает командование.
Письма? Давайте. Посылки? Возьмем.

Снова пополз вверх тяжелый
Снова до краев полой театр пленительных
звуков. Илет единоборство юного принца
со злым духом. Веролометвом. обманом духу
удается околдовать принца. Со смехом
тюказывает злой лух па пролетающую ве-
ревицу лебедей. Принц покидает веселый
праздник, он спешит на. берег, где тоскуют
девушки-лебели о потерянной свободе...

Летчики не досмотрели сцектакля — вы-
лет на рассвете, пора на аэродром. Толпа
вновь преградила путь. Ленинградцы сова-
ли им в руки торопливые записки, актеры,
волнуясь, принесли из-за кулис посылочки
с едой -—- там. в Ленинграле, у многих ос-
тались матери. братья, сестры, мужья. «Все
будет доставлено по назначению», — ска-
зал Кочнев.

Летчики вышли из театра взбулоражен-
ные и молчаливые, каждый зачятый свол-
ми мыслями. Снег мягко хрустел под но-
гами, на провинниальных крылечках звенел
‘девичий смех, вад белым безмолвием за-
стывшей Камы плыл мерцаютиий свет луны,
а за Камой ежеминутно слышался гулкай
выстрел — это испытывали новые пушки.

«А улицы-то! Освещены!» — воскликнул

Петя Каштанкин. И Кочневу тожё’ стал» ©

весело и легко на душе оттого; что на ули-
цах нет затемнения, и за Камой испытыва-
ют новые пушки, и что Кочнев родился в
этой удивительной и незбозримой стране.

Днем «Дуглас» Кочнева летел нал Ла-
дожским озером, прижимаясь ко льду, ог-
лушительно били с берега зенитки, ограж.
дая трассу от <Мессершмиттов», в грохот

‘пушек сливался в ушах Кочнева © музы.

кальной темой «Лебелиного ‘озерах: Мой

(Окончание см. ‘на 4-й стр.)..

AY
(лважлы!У 9to

эта
беллетристическая

что было в моих

занавес.

ера