_ Боевые успехи народно-ссвоебедительной

армии Югославии

Последние 40 дней. явились периодом
не только самых ожесточенных боев за
все время оккупации Югославии, но и
днями триумфа доблестной народно-
освоботительной  армчи. Августовекие
бои за Черногорию и Санджак, и сен-
тябрьекие за Сербию красноречиво  го-
ворят 0 возросшем военном искусстве
бойцов, о зрелости тактического и отра-
тегического мастерства командиров мар-
шала Тито. Залпы орудий нарохно-06во-
болительной армии, потрясающие нози-
ции немцев в Белграде, Загребе и Люб-
лянах, ныне сливаются © залпами совет-
ских пушек, установленных на румыно-
згославской границе.

Югославия является фактически един-
ственной воюющей страной. в которой
титлеровекие полчища имеют вще. се-
толня, в сравнении с войсками марша-
ла Тито, огромный численный перевес
в людях, не говоря уже о военной тех-
нике. «Поскутная» оккупационная ар-
мия к концу прошлого месяца насчиты-
вала около 570 тысяч солдат‘ и офице-
оз. включая в себя 270 тысяч немцев.
нь 300 ‘тысяч слагались из : 120
тысяч хорватских домобранцев (солдат)
и усташей Павелича, 20 тысяч сербских
солдат так называемого добровольчеекого
корпуса Недича, 10 тысяч  словенских
домобранцев генерала Рупника, 20 ты-
сяч четников Дражи Михайловича и
дивизий болгар численностью в 140 ты-
сяч.

0б’явление Болгарией войны фашист-
ской Германии явилось сильнейшим уда-
ром по немецким позициям также и в
западной части Балканского полуострова.
Болгарекие дивизии в Югославии, ко-
торые там столь были нужны Гитаеру.
ныне повернули оружие против немцев.
Гох тому назад, когда Италия покинула.
титлеровекий лагерь, немцам удалось
частично заменить итальянские войска
на Балканах болгарским оккупационным
корпусом. Теперь же Гитлер заменяет
болгар пробравшимися в Югославию 0с-
татками гитлеровских дивизий, разгром-
ленных Красной Армией на. территория
Румынии, и немецкими войсками, 1по-
спешно бежавшими из Болгарии после
вступления туда Красной Армии. lax
сообщает штаб маршала Тито. теперь в
У ‘ославии число немецких дивизий, со-
бранных 60 всего Балканского  полу-
острова, достигает 25.

Несмотря на это, маневренные воз-
можности германских войск крайне еу-
жены. Германскому командованию при-
ходилось на протяжении всего года
выделять для охраны железнодорожных
путей в Югославии не менее трети на-
холившихся там немецких войск. Охлна-
Ко и это не спасало положения. Оккупан-
ты явно бессильны обеспечить движе-
ние даже на своих главных коммуника-
циях. В течение восьми месяцев нынеш-
него года воины маршала Тито. по дале-
ко не полным данным, разрушили евы-
ше 700 километров железнодорожного
полотна, уничтожили 113 железнолорож-
вых станций, взорвали 275 мостов и пу-
стили под откоф около 600 поездов. -

Важные для гитлеровцев коммуника-
ции, соединяющие Северную Италию 6
Дунайским бассейном, надолго выведены
из строя. После уничтожения в Словении
крупнейшего Штампетового мость все
железнодорожные станции оказались 38-
битыми вражескими воинскими эшелона-
ми, следовавшими в Северную Италию.
На линии Горица—Есенице уничтожены
Bee мосты. Шоэтому целиком прекраше-
но ‘железнодорожное ‘сообщение 6 Ав-
стрией, Почти год бездействует Maru-
страль юбляны—Сушак. Это лишает
немцев непосредственной зжелезвохорож-
ной связи с побережьем Адриатического
моря, ибо линия Сараево — Мостар—
Метковичи также не функционирует.

В течение двух месяцев немцы не в CO-
стоянии пользоваться дорогой  Загреб—
Белград. являющейся. как известно, цен-
тральной магистралью Балканского по-

ПИАРА ЕЕК ИЕ ИДИ СИИ

Лебелиное
озеро

(Окончание. Начало см. на 3-й стр.).

друг рассказывал мне впоследствии, что
эта тема неотступно преследовала его. Бе-
лый лебедь и чёрный дух. Вскоре Кочнев
приземлился, оз увидел бойцов из баталь-
она аэродромного обслуживания — медлен-
но лвигавшихся людей первой блокадвой
зимы, с обтянутыми скулами и землистыми
липами Гле-то неподалеку тяжко падали
снаряды, и опять лейтмотив Чайковского
прозвезел в ушах Кочнева. Ему стало му-
чительно обидно, что он не досмотрел до
конца спектакль — вель в последнем акте
юный принц побеждает духа тьмы...

С побылками пришлось изрядно TOBO-
зиться. Адресаты жили на Васильевском й
в Новой Голландии, на Выборгской и Пет-
рогралской. Трамваи не холили, над горо-
дом с отвратительным свистом летели не-
менкие снаряды. с Невы доносились гулкие
выстрелы — корабли вели ответный огонь.
Мой друг, нагруженный посылками, черты-
хгясь. взбирался по обледенелым’ лестни-
цам, подолгу звонил в безлействующие
звонки и потом обнаруживал, что двери бы-
ли отперты. Он входил в комнаты, где гу-
лял ветер, врываясь в разбитые окна, где
в холоде и темноте лежали обессиленные,
но не сломленные люди. Кочнев сдавал им
посылки. как он славал срочные пакеты
команлования—козыряя, осведомляясь о фа-
милии адресзта и вежливо требуя распис-
ки. Он никогла не знал раньше этих людей,
й они ниякогла не знали его раньше, но он
чувствовал. как важен, как безмерно важен
был для нях этот нежданный приход. Дело
было не только в Том, что эти крохотные
посылки в те критические дни могли ре-
пить сульбу этих больных и горлых людей.
Эти посылки означали то, что там; в ты-
лу. знают 0б`их. страданиях и ценят их
упорство и думают о них. И самый вид этого
летчика богатырского роста, с детским,
скуластым. улыбающимся лицом, в пуши-
стых унтах, заполнявшего всю комнату, ко-

луострова. На-днях полотно этой дороги
было взорвано в 600 местах.

На-нет сведено движение поездов в
Сербии и Македонии. Бездействует ли-
ния Ниш —Скопде. Совершенно прекра-
щено сообщение на Моравокой и Ибар-
ской железных дорогах. Этим существен-
но затрулняется  переброска немецких
Bolick с юга Балканского полуострова.
Оккупанты лишены ныне железнодорож-
ной связи е Грецией. Вардарекая  маги-
страль разрушена в десятках мест. С де-
кабря прошлого года немцы не в состоя-
нии наладить. движение на линии Выше-
град— Сараево. Выведена из строя aAMe-
лезная дорога Дрвар— Босански-Петро-
вац, являющаяся важнейшей  коммуни-
кацией в Западной Боении..

Небывалый ‘маспгтаю приняла дезорга-
низация путей сообщения в Хорватии.
Бои последней декады переросли в оже-
сточенное сражение за хорватокие ком-
муникации. Достаточно сказать. Что В
сонтябре в одной лишь Хорватии рельсо-
вый путь был взорван почти в 2.500 раз-
ных мест. Поэтому железнодорожное
сообщение ¢ Венгрией прекращено.

Сокрушительные удары сербов. хорва-.
тов и словенов по вражеским путям 00б-.
щений сказываются на немецких пози-

пиях в Северной Италии. Албании и Гре-.

ции. В то же время дезорганизация вра-
жеского транспорта существенно  оолег-

3 чает народно-освободительной армии He

только проведение крупных наступатель-
ных операций в разных областях  Юго-
славии, но и выполнение её главной 34-
дачи полного уничтожения оккупантов.

За 8 месяцев нынешнего года немец-
ко-фашистские войска в Югославии по-
теряли 145 тысяч солдат и офицеров. в
том числе 87 тысяч убитыми и 22 тыся-
чи пленными. a также 189 танков и 206
самолетов. Е

В связи с блестящими победами Rpac-.
ной Армии на востоке и армий наших
союзников на западе коренным образом
изменилась оботановка и в Югославии.
На приказ маршала Тито приступить лов-
семестно к массовому уничтожению не-
мецких оккупантов. не дать им живыми
уйти из Югославии Сербия ответила
всеобщим восстанием против немцев.

Три месяца минуло после провала 7-го
генерального немецкого наступления в
Западной Боснии. в течение которого ок-
купанты потеряли 43 тысячи солдат и
офицеров и большое количество самой
разнообразной военной техники. .

Августовекие и сентябрьские крово-
пролитные боя в Боснии и Герцеговине,
во время которых многие города то и де-
ло переходили из. рук в руки, заверши-
лись уже на данном этапе серъёзным ус-
пехом  народно-освободительной армии.
Большой урон понесли три немецкие ‘ли-
зизии: 13-я эсэсовекая. 373-я и «Принц
Евгений». Захватчики изгнаны из 11 го-
родов: Олово. Гламоча, Прнявора. Верх-
него Вакуфа. Мрконичграда, Теслича
Лрвара. Кладани, = Азвтоваца, Гацко,
Приедора. Бои теперь идут на подету-
пах к Банья Тука, Тузле и Невесине.
Таким образом большая часть Боснии и
Терцеговины очищена от оккупантов.

Неувядаемой елавой покрыли себя вой-
ска генерала Пеко Дабчевича в Черного-
фии и Санджаке. Августовская попытка
командующего терманскими войсками на
Балканах фельдмаршала фон Вейхса до-
биться реванша за июльское поражение
позорно обанкротилась. хотя в наступле-
вии принимали участие пять немецейх
дивизий, моторизованный полк, а также
крупные соединения усташей и четников.
Авантюрная попытка реванша стоила фон
Вейхеу около 4.5 тысячи волдат и офице-
ров. Перемедитие в контрнаступление ча-
сти народно-освоболительной армии. чз-
тнали немцев из городов:  Кола-
шина, Майковаца. Берана, Шавника, Ан-
дриевицы, Ново-Вароша и Жабляка. Весь
район от Андриевицы до албанской гра-
ницы находится в руках войск маршала,
Тито. Уже сегодня от оккупантов очище-
ны примерно две трети всей тезритерии
Черногории и более половины Санджака.

Wee ЕЕ

торая, несмотря на это, становилась про-
сторнее и зеселее, внушал им новые надеж-
ды. И больные люди заглядывали ему в
глаза и спрашивали его — скоро ли придет
победа: Никто не говорил. ему — будет ли
победа? Его спрашивали — когда она при-
дет. И Кочнев отвечал, что победа придет
обязательно и ради нее стоит терпеть лю-
бые муки, и тем дороже и прекрасней будет
она... :

Несколько посылок надо’ было завезти в
Мариинский театр. Кочнев попал туда к
концу дня. Он увидел израненные стены,
разбитые снарядами и осколками авиабомб
лепные карнизы, мертвый зал, молчащий,
темный, олинокне фигурки в ватниках на
огромной, угрюмой сцене. И встал, как
сновидение, сияющий зал театра в глубо-
ком тылу и ослепительная сцена, и лагко-
крылая, воздушная, прозрачная девушка-
лебедь. Люди в ватниках обмеривали изу-
родованные стены, коченевшими - руками
срисовывали орнамент, переносили декорз-
ции в безопасные от обстрелов места. Охва-
чеяный необычайным волнением, передал
летчик людям в ватниках, хранившим слз-
ву искусства, подарки и письма из тыла и
сказал им, что встретится с ними после
победы здесь, в этом зале, на ‹пектакле
«Лебедивое озеро», третий ‘акт которого ему
не улалось досмотреть.

В руках моего друга осталась последняя
посылка. Темнело. Обстрел прекратился —
видимо, немцы отправились ужинать, Обго-
вяя медленно идущих людей, летчик вышел
к Исаакию и свернул на улицу Гоголя.
Сверившись с адресом, он поднял глаза и
вздрогнул. Перед ним стоял дом. в кото-
ром скрылась когла-то поразившая его де-
вушка. Он поглядел наверх — туда, где зз-
жегся когда-то поздний свет. Порыв ветра
понес запах гари по улице. Дом закачался,
как декорация в плохом провинциальном
театре. Летчик, не веря, протер глаза. Да,
это была самая настоящая декорация,
скрывавшая разваликы. Дом был разрушен.
В нем никто ве жил. Кочнев постоял еще
немного перед колеблемой ветром декора-
цией. Мимо прошла женщина, Кочнев су-
нул ей в руки посылку и, не оборачиваясь,
пошел прочь.

Еще несколько раз летал мой друг че-
рез линию фронта за авиамоторами и всякий

боевых  действей

os SSE Se Aa mee ИТС ИВ Re ae

Таким образом, недавний  территориаль-
ный выигрыш врага, оплаченный им В
августе ценою большой крови, теперь це-
ликом сведен на-нет.

Тод назад в Словении зозле Ядрищка
произошел первый крупный танковый бой,
и победителями из него вышли словенцы.
С тех пор много замечательных страниц
вписали в меторию борьбы © немецкихи
поработителями словенские части народ-
но-освоболительной армий. В течение по-
следнего месяца очищена от фашистских
захватчиков большая часть Штайерской,
Доленской, Коронюкой я Горенекой обла-
етей. Немцы изгнаны чз горолов Двор
Поле. ‘Айдовац и многих сильно укрет-
ленных пунктов в словенском Приморье.
Гитлеровцы лишены возможности  поль-
зовалься продукцией большинства воен-
ных заволов. шахт и рудников Словении,

Город Грачац — мошный вражеский
опорный пункт, который обеспечивал
коммуникации из Лики в Северную Дал-
мацию, окружен  народно-освободитель-
ной армией. Немцы не могут прорвать
плотное кольцо блокады. Войска марша-
ла Тито уже на протяжении последних
полутора ‘месяцев успешно ведут насту-
пательные операции в Далмации, на по-
бережье и на островах. Немцы ‘изгнаны
из Буковицы, города Ливно и верхнего
течения реки Цетиня.

Поеледние события на Балканах и ye-
пехи народно-освободительной армии 060-
стрили политический кризие в марионе-
точной Хорватии. Гитлеру путем террора
удалось поставить под ружье 120 тысяч
хорватов, но немцы бессильны заставить
их участвовать в братоубийстве. Поэтому
германское командование не доверяет ло-
мобранцам и обычно называет их