{

4 июля 1943 г., №

156 (1414)

воспитоним млаличего
командира

Роль младшего командира в бю и в
повселневной краснофлотекой жизни весь-
ua значительна, На всех этапах боя on
осуществляет непосредственное руковол-
(во лействиями подчиненных ему крас:
нофлотцев. От его находчивости, стойко-
ми п мужества, от степени его подготов-
ленности во многом зависит исход боя,
Через него проходят все приказы комап-
дира в б0ю и вне боя. Младший коман-
лир, облеченный властью и доверием, от-
peqaeT 3% воинское воспитание своих под-
чиненных, за их повеление,

У млатпего комамлира.  слеловательно,
немало прав и мемало обязанностей. Не-
оопенивать его значение — непрости-
тельный пробел. По, к сожалению. такие
пробелы — правда, релкие — имеют. еще
место. Только недооненкой роли младшего
командира можно об`яснить, что некото-
poe командиры мало уделяют внимания
воепитательной работе с младшим команд-
ным составом. \

В одном из полпазделений мюрской ар-
тиллерии сержант Еременко грубо нарушил
лисциплину. Его подчиненные тоже не от-
личались лиециплинированноетью и орга-
низованноетью. Самый характер проявлен-
вой младшим командиром и его бойцами
нелиспиплинированности  свилетельствовал
00 отсутствии твердого воспитательного
воздействия на сержанта Еременко со сто-
роны ето командира.

Показателен и другой факт: на глазах
(таршины 2-й статьи Донского подчинен-
ный ему. боец позволил cede нарушить
элементарное требование воинского поряд-
ка, д старшина «не замечает». Совершен-
но ясно, что и этот случай надо расемат-
рипать, как следетвие плохой воспитатель:
пой работы е младшими командирами. Не-
которые из них ещё не осознают своей
ответетвенности перед командованием, пра-
вительствох и подиной за поведение лизч-
ного состава. Прямой 1олг командира —
внедрить в сознание младших команлиров-
эт’ очевилную отьететвенность,

Командир орудия. команлир отделения
облааны отлично знать вевёх своих подчи-
венных, каждый шаг их жизни. В оллом
13 подразлелений нащей части два бойца
начали небрежно нести службу. Это ста-
19 известным командиру  подразлеления,
командиру части и в политотделе, И толь-
ко командир отделения Абросимов ничего
ве знал.

Этот случай в свою очередь свилетель-
ствует 9 плохой воспитательной работе
в мдадшичи командирами. Вел Фроптовая
иизпь бойцов отделения проходит на виду
Абросимова. И то, что он «прошаляйил»
недостойное поведение двух подчиненных
ему бойцов, можно об’яснить лишь непо-
ниманием гпомалного значения одной 13
основных обязанностей младшего коман-
пра: изучать своих людей, слелить за их
повелением. отлично знать каждого. Оче-
ридно также, что Абросимов забыл и 0
своей обязанности ие только обучать бой-
пов боевому мастерству, но и воспитывать
в них высокие моральные качества.

Васпитательная работа младшего коман“
лира будет иметь успех лишь при усло-
вии ее полноценности. Последняя же зье
текает из степени подготовки  млатшего
командира. ни должен быть способен в
10б0е время основательно раз’яснить и
злободневный политический вопрос, и тре-
бозание устава. и постановление прави-
тельства, и всё то, что касается оргави-
зации службы и материальной части, К
жалению, младший командир, булучи
хорошим специалистом, ‘нередко оказы-
вается неполноценным воспитателем.

Как известно, с младшими командирами
проводятся особые занятия. Но организо-
ваны они далеко не всегла удовлетвори-
тельно. Прежде веего срывается их регу-
зярность. ‚ В полрвазлелении т, Кубенина
занятия с млалшими командирами в апре“
4 и мае велись регулярно, а в июне
превратились, хотя оснований никаких не
было, В программе занятий не отведено
уесто изучению уставов, неемотря на то,
что на обязанности младшего командира
лежит проведение в жизнь требований
умчавов и наставлений. Мало уделяется
рнимания и тактической подготовке млад-
шего командира в соответетвующем об’еме.

Недопустимо порочна практика обще-
исковой подготовки младших команлиров

*

тивного преодоления возможных

в одной группе с бойцами. Иногда на за-
HATHAX младший командир затрудняется
ответить на заданный ему вопрьс, что,
естественно, лискредитирует его в глазах
подчиненных. Совместные с бойцами эа-
нятия надо категорически воспретить.
некоторых частях политическое
воспитание младшего командного соста-
ва все еще не носит характера
укоренившейся системы. В этом звене
воспитательной работы также опускается
практика совместных занятий младших
командиров и бойцов. Никакие мотивы не
могут оправдать подобную практику.
Большое воспитательное значение имеет
в занятиях с младшими командирами ис-
пользование боевого опыта. В частях май-
оров Тулера и Гравина систематически
практикуются 3—4-дневные сборы млад-
ших командиров. На этих сборах изучает-
ся боевой опыт, разбираются отдельные
боевые стрельбы, организация боевой
службы, методика обучения бойца, роль
младшего командира в выполнении при
База товарища Сталина № 195.
Командир орудия т. `Маркушев, заслу-
живший право отметить свое орудие крас-
ной звездой, вызывался в другие подраз-
деления, где делился CBONM опытом
меткой стрельбы. С таким же сообщением
выступал в батареях части младший
командир Волков. Обменивалиеь опытом
стрельбы и другие командиры орудий.
Эта форма воспитательной работы с
младшими командирами   чрезвычайно  19-
ХОлчив&. 5
В нашей части в последнее время бы-
ли проведены с млалшими командирами
беселы 0б их роли как боевых руководн-
телей и воспитателей полчивенных, о ро-
ли младшего командира в боевой обстанов-
ке. о его залачах в период артиллерий-
ского наступления, о его обязанностях в
pas scheint и выполнении приказа
товарища бталина № 195. Беселовали с
младшими командирами работники полит-
отдела, политработники части, командиры
полразлелений. с
Вполне оправдали себя совещания с
младшими командирами, созываемые кд-
мандирами подразделений. Мы ax широко
практикуем, вводим в систему. Младший
комантир имеет возможность на этих с0-
вещаниях высказаться о том или ином
организационном улучшении, o боевой
подготовке, о политическом воспитании.
Здесь же разбираются итоги боевых опе-
раций, обсуждаются методы укрепления
лисциплины.
В` нашей работе с младшими команди-
рами есть и существенный нелочет: мы не
проводим бесед и доклалов на специально
артиллерийские темы. не устраиваем тех-
нических конференций. А ведь „все это
крайне необходимо для повышения боевого
мастерства, .
Параллельно с обучением и воспата-
пием млалшего командира надо заботливо
выращивать и всячески оберегать его ав-

торитет. Бывают случаи, когда командир
бэтареи,

не считаяеь ©  присутетвием
бойцов, делает резкие замечания млалите-
му командиру. Яено, что этим самым
командир подрывает его авторитет, ума-
ляет его служебную роль. `

(Слабое место в нашей работе с млал
щими командирами — недостаточная по-
мощь со стороны паптийных и вомсомоль”
ских организаций. Партийные организа“
ции ловольно активно работают 6 млал-
шями  командирами-коммунистами, слу“
шают их доклады. делают указания, дают
поручения. Но помогают они младшим ко-
мандирам порой весьма неудачно. Напри-
мер, партбюре, возглавляемое т. Ермолен-
ко, вынесло такое решение по локлалу
команлира орудия т. Гулак:  «Прелупре-
лить т. Гулак. что если он в ближайшее
время коренным образом не улучшит
дисциплины, будет привлечен к строгой
партийной ответственности. вплоть до ис-
ключения пз партии, ‘и булет поставлен
в0п00с 0 соответствий его как командира
опудия». Комментарии, как говорится, из”
HOHE,

Воспитание младших командиров — за-
Лача, конечно, не легкая, требующая
большого внимания, ^ настойчивости. ак
трулно-
стей. Недооценка этой задаяи непрости-

Полновник Г. ЯИЧНИКОВ,

тельна.

et ee ee

СОБРАНИЕ НОМСОМЗЛЬСНСГ 0 АКТИВА БЕЛОМОРСКОЛ ФЛОТИЛИИ

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. 3- июля; (Спец.
корр. ТАСС). Состоялось собрание комсо-
мольского актива Беломорской военной
флотилии. Оно обсудило вопрос о военно-по-
литическом воспитании комсомольцев. Вы-
ступавшие рассказали о Том, KaK KOMCO-
мольиы борются. за выполнение приказа
Маршала Советского Союза товарища

——

Прензбрежение к бытовым ну

i ~
На дверях canoxucii мастерской Воен-
флоттерга висит пожелтёвшая от времени
грязная бумажка, На ней выведены кривые,

безграмотные строки Приведем текст С,
сохранением орфографии:

«К сведение зогазчиков что. BPeMONT
грязная обув приниматся не будет обувь
принимается в ремонт по составленным
спискам от организаций с утверждением

начальника ВТФ. ”

Завмастерской (подпись неразборчива)».
Орфографические ошибки в об’явлении
сапожной мастерской — полбеды. Вникнем
в суть. Что доводится до сведения  «за-
газчиков» — флотеких офицеров? Им пред;
пагается;: начистить обувь, принести КО“
Жу, но. и этого мало. Обувь примут BY
ремонт только в том случае, если ваша
фамилия фигурирует в списке  организа-
ЦИЙ, а список должен ‚быть утвержден
начальником отделения  Военфлотторга.
Если вы прибыли из другого гарнизона и
У вас, скажем, отвалилась подметка, са
пожная мастерская ничего поделать не MO-
жет, Раз ремонт не предусмотрели месяц
назад, — холите в рваных штиблетах. Та-
ков порядок, установленный военфлоттор-
товцами.

Пренебрежение к нуждам  командир>в
кроется и в сб’явлении, и в порядках, И В
отношении служащих Всенфлотторга. В их
прелставленин нет понятия — командир.
эдесь всех считают клиентами.

Вам нздо поутюжить форму?

р

Сталина, как повседневно в боевой обста-
новке повышают они свою воинскую вы
учку. Собрание наметило практические ме-

роприятия по улучшению работы среди
комсомольцев, особо подчеркнув необхо-

димость пропаганды боевого опыта быва-
лых моряков.’ истории кораблей.

-
#

дам комангира

— Приходите завтра к девяти утра,
сегодня не возьмем, — грубо ответит зав.
портновской мастерской.

На следующий день командир в кабине
снимает китель, ждет полтора часа и, на-
конен, после долгих напоминаний, полу-
чазт его обратно.

— Платите тридцать. рублей.

— Тридцать за утюжку кителя и брюк?

— Да, китель двадцать, брюки десять.

На шитье здесь установлены более уме-
ренные расценки Однако в нюне вам за-
язляют, что прием заказов начнется в
сентябре, но если. есть возможность до-
говориться с мастером в «частному поряд-
ке. тогда пошьют за десять дней.

Все иредприятия Военфлотторга* рабо-
тают в часы, когда командный состав за-
нят по службе. Согласно об’явлению, са-
пожники выдают заказы от десяти дэ
двенадцати часов, портные ‘принимают от
пятнадцати до восемнадцати, парикмахер-
ская работает от десяти ‚до девятнадцати

wy
eae

с перерывом Ha час, когда командиры
обедают.
Подобного безобразия терпеть нельзя.

Военфлотторг сбязан окружить командира
вниманием и заботой, без проволочки об-

служивать его бытовые нужды.

Лейтенант В. АРЕФЬЕВ.

Действующий флот.
(От нашего корреспондента).

Зарин лин овен дитини дель арии рожон лота в фа д ши Центел ыыы бя иоренеы Е ими ний ра и naoneg eat ра добр рта авт пищ почв отныне рии се рые тоне рр рые ии ai sic bia Ee ag eas coe тео титр рипбеии ини
- ИОВ Е ОР О lee atten ши МИ Мне

КРАСНЫЙ ФЛОТ

У ФРАНЦУЗСКИХ ЛЕТЧИКОВ

В безоблачном небе показываются си-
луэты. двух самолётов. Уже можно разгля-
деть красные звёзды на голубых плоско
стях самолётов «Яковлев». Самолёты
делают большой вруг над аэродромом. Одна
машина, виражируя, продолжает путь во-
Epyr лётного поля,  Распростёртая тень
apyroro самолёта бежит по зеленому тра-
вяному ковру.

Выйля над серединой аародрома, маши“
на задирает ное и резко устремаяется
въысь, как бы взбираясь на горку. Набрав
высоту, самолёт стремительно. с нара”
стающим гулом мотора, несётся вниз.
ту последнюю долю секунды, когла кажет-
ся, что вбё увеличивающаяся в размерах
машина врежется в землю, она выравни“
вается и со страшным равом проносится
над самым полем. В несколько мгновений
самолет снова оказывается глечто высоко
B небе и снова протелывает головокружи-
тельные фигуры высшего пилотажа, A B
это время другая машина, охравяя wWep-
вую, продолжает бесконечное патрулирова*
ние по кругу.

— Ёто в воздухе? — спрашивает коман-
дир эскадрильи истребителей капитан Сн-
бирин,  слеля за выполнением сложных
фигур высокого лётного мастерства

— Французы! — раздается ответ 16“
скольких человек, с таким же вниманием
наблюдающих за воздушной акробатикой.

— (бил фашиста! — резюмирует один
пз лётчиков. у :

Так же, как подводная лодка, возвра“
щаяесь из улачного похода, салютует вы-
стрелом у пирса ® потоплении вражеского
корабля, так летчики фигурами высшего
пплотажа оповещают товарищей of ye
пепгно проведенном воздушном бое.

..Короткая пробежка по полю, п 250
AGTH OHH 34 другим подруливают к свич
стоянкам на опушке березовой роши, гле
стоят замаскированными другие машины
фронтового аэродрома. Французские меха-
ники бросаются к олному из самолетов и,
нагнувшись, поднимают его за хвост,

— Ра-аз, два“а. вза-а-али! — гортан-
HO командует один из них, и все IpywHO
подхватывают понравившиеся им слева:

— Pa-a3, лвА-а, вза-а“али!
Самолет скрывается в искусственной
anime.

Прозрачный колпак нал машиной отки-
лывается, и из кабины выпрыгивает. лов
кий подтянутый лётчик в короткой кожа“
ной тужурке. Это капитан Альберт Ли
тольф — заместитель командира француз-
ской эскалрильн «Норузнлия». воюющей
на советско-терманском фронте. Капитан
Сибирин — командир эскадрильи, pacmo-
ложенной на этом же аэродроме, подходит
к союзнику и поздравляет еро с очередной
победой. Франиуз благодарит и указывает
рукой на своего напарника — мололого
лейтенанта. вызезающего из другого са-
молета. В паре с ним он сбил сейчас по-
гейший немецкий истребитель «Фокке-
Вульф-199»,

На Фюзеляжах 06б0их самолетов рялом
с пятиконечной красной звезлой нариео-
раны три концентрических круга? синий,
белый и красвый — пвета напнонал® ной
французекой кокарлы. Нос самолёта вие-
реди трехлопастного ванта тоже раскрашен
таким же образом. На борту самолётов по
лва ряда цветных кружочков, Это — знак
сбитых в возлушных сражениях немелких
самолётов: белые кружки — в личном
бою, желтые — вместе с товарищами.

Зо

OAR

Действующая армия, В составе воен-
но-воздушных сил Красной Армии
отважно борются летчики воинской
части Сражающейся Франции — «Нор-
мандия». В боях с немецкими OKKy-
пантамн летчики «Нормандии» уже
сбили 12 фашистских самолетов.
Президиум Верховного Совета СССР
наградил офицерский состав «Норман-
дии» орденами Отечественной войны
Ги П степени. На снимке: француз-.
ский летчик следит за полетом своих
боевых друзей,

Фото Д. Чернова (ТАСС).

Из-за пожелтевшей березки, прислонен-
ной к Фюзеляжу самолета лейтенанта, вы-
гаялывают нарисованные на борту разеы-

ванные веером четыре туза.

— Это мой личный знак, — говорят
лейтенант, — знаете, в поккере — ту39-
вое карре? =~

— Карре, конечно, сильная комбина-
ция. Но ведь в поккере есть и фигуры
постарше: флеш-рояль, например... :

— Знаете ли; — улыбается  лейте-
нант, — авиация это такая штука...
Здесь никогда нельзя быть уверенным,
что твоя фигура самая высшая.

На борту самолёта капитана Литольф—
одного из выдающихся лётчиков  Фран-
ции — мы насчитали десять белых кру-
жочков и два жёлтых. Последняя победа
даёт ему право пририсовать третнй жёл-
пый кружок. За каждым таким кружоч-
ком память хранит воспоминания о не-
нетовом бое, когда машины в бешеном
вихре крутатея в воздухе, в то время
как лётчики отыскивают слабое место в
пактнко пали характере противника.

— Когда’вы впервые встретились
воздушном бою с немцами?

— В ноябре 1939 года над Саарбрю-
кеном я  поветречалея с 11 немецкими
самолётами, атаковал их и сбил один из
HUX.

— Чем же закончилея Soli?

В

— Десять остальных сбили мевя, —
заканчивает капитан `под смех окружа-
ющих.

— Немецкие лётчики, вообще, етара-
ются уклоняться от встречи одино на
один, — говорит  капитап Литольф. —
Онл любят нападать, если видят ` своё
численное превосходство.

Сейчас лётчики французской  эскад-
рильи, переняв опыт русских собратьев
по профеесии, предночитают работать в
свободном поиске, на воздушной охоте
парами. Летавшие на разнообразных ма-
шинах под небом Франции, Англян и Ли-
вии, они считают, что советские «Яки» —
лучшие машины, на ‘которых им прихо-
дилось встречаться в воздухе с немцами,

Прибыв в самом конце прошлого года
на советеко-германский фровт, французы
сразу же стали привыкать к русской
жизни и к русской воздушной тактике.
Первое было труднее, ибо после тропиче-
ской жары ливийских пустынь русская
зима показалась особенно, суровой, тем
более механикам. Перенимать русскую
тактику было значительно легче: фран-
цузекие лётчики также ищут встреч с
врагом в открытом бою и никогда не пы-
таются скрыться от неприятеля.

Свою работу на  советско-германском
фронте весной нынешнего года  эскад-
рилья «Нормандия» начала в качестве
самолётов сопровождения наших пикиру-
ющих бомбардировщиков. Франнузы с гор-
достью вспоминают. что Ро время их
«протежирования» советских  бомбовозов
«Не-2» не имели ни одной потери.

Семеро франпузских лётчиков продол-
жили под русским небом свой  нетреби-
тельный вчёт с немпами. Они сбили на
русском фронте 11 немецких самолётов:
пять новейших истребителей  «Фокке-
Вульф-190», один истребитель «Месеер-
шмитт-109ф» и пять  корректировшиков
«Фокке-Вульф-189» и «Хеншель-126».

Французские и советские истребители,
базирующиеся на одном аэродроме, с 0бо-
юдной похвалой отзываютея друг о дру-
те, живут очень дружно. В живописном
лесу, где расположены азродромные блин-
дажи, часто можно встретить оживлёнио
беседующие группы наших палотов и
французов, одетых в свою нацнональную
форму — синие пилотки и открытые мун-
диры, либо коричневые кожаные блузы
н куртки.

Во время обедов в ясную погоду Ha
открытом воздухе в лесу нормандцы си-
дят вперемежку с русскими лбтчиками и
постепенно изучают русский язык, пере
шучиваются друг с другом. Когда фран-
_цузы узнали, что несколько веселых мо-
лодых лётчиков прозвали  хлопотливую
заведующую столовой Ольгу Афанасьевну
кумой, они, завидев её во время обеда,
хором кричат: «Вума!».

Сейчас к французам прибыло @ополне-

и механиков Сражающейся Франции.

Прошаясь, мы обращаем внимание на
то, что на грудп французов, а у мно-
тих — над пвстрыми орденскимн ленточ-
ками висят одинаковые значки: два 30-
лотых льва на красном щите. На наш
вопрес о значке французы раз`ясняют:
Это герб департамента Нормандии.
После оккупации фаптистами нашей ро-
дины каждая эскадрилья получила на-
звание одного из лепартаментов Франпип.
Наша стала называться  «Норманлией»,
Но немцам недолго осталось хозяйни-
чать там. Мы скоро вернемся!

Е. КАПЛАНСНИЙ.

Действующая армия, 3 июля. (Спец.

корр. ТАСС).

ШИРИТСЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ ФРОНТОВИКОВ

Колхозные кассы общественной взаимо-
помощи проявляют большую заботу о се-
мьях фронтовиков, инвалидах войны и
детях, лишившихся родителей. Только за
‘последний год в РСФСР выдано продук-
тов питания на 3 с половиной миллиона
рублей и около 15 миллнонов деньгами.
12 тысяч ребят, родители которых погиб-
ли в оккупированных районах, наньли при-
ют в семьях колхозников.

В Молотовской области семьи военно-
служащих получили в кассах взаимопомо-
ши 30 тысяч ‘центнеров хлеба и около
400 тысяч рублей деньгами. Отремонти-
рованы 8000 квартир, подвезено 170 ты-
ся кубометров дфов. Вспаханы огороды

SSE eee RE eae te ee ee

QO pzua

В лымной, тесной землянке трудно бы-
10 разглядеть черты лица этого челове-
ка, одетого в форму морского пехотиниа.
Но первое, что бросилось в глаза, — за-
стенчивость и юношеская неловкость.

Застенчивость Тысяка была только ка-
жущёйся, На самом деле он был очень
живой, веселый, быстрый в движениях,
горазд на выдумки.

В боевой жизни Николая Лысяка была

одна ночь, которая увенчала его молодые
тоды славой боестраиного и искусвого во-
ина, Я просил рассказать об этой ночи—
Лысяк, сдержанно и неловко улыбаясь,
принялея уверять, что ничего особенного
в ту ночь не было, что другие товаршщи
сделали куда больше, чем он:
Вот, например, старший лейтенаят
Белозеров, который погиб, или Исаев... д
сам он, подумаешь, «подавил батарею и
фрицев взял», — так на войне так же и
надо!.. ‚

— А орденом за что награждены?

Лысяк пожал плечами, будто орден у
него -— необ’яснимая случайноеть. Потом
улыбнулся и каким-то недовольным TO-
ном сказал:

— Наверное, за то же, за эту ночь...

Разведка из морских пехотинцев выса-
дилась на берег противника в одну из су-
ровых полярных ночей. Автоматчики, спе-
ди которых был и наш герой Наколай Лы-
сяк, прикрывали разведчиков; а когда до-
вели их до известного рубежа, ушли на
прочесывание местности. С другой сто-
роны навстречу группе Лысяка двигалея
второй отряд, с который предстояло coe-
ДинНИТЬся.

Тут начался бой разведчиков с нем-
цами. Автоматчики  залегли и стали
ждать условленных ракот. С места, где
укрылись Лысяк и его аюди, были вид-

Е БЕС

семей. фронтовиков, выданы семена. Для
многодетных семей приобретены коровы,
телята.

Большую работу развернули колхозные
кассы в освобожденных от вемецко-фа-
шистских ‘оккупантов  райовах. Около
1.000 касс возобновили свою деятельность
в Ставропольском крае. Они организова-
ли 12 домов для престарелых колхозни-
ков. -В каждом районе этого края собрано
на 100 тысяч рублей продуктов и деньги’
для обеспечения инвалидов отечественной
войны и детей, лишившихся родителей.

wk

ЕРЕВАН, 3 июля. (ТАСС). Помощь
семьям бойцов и командиров Красной Ар.

HOWsb

ны вспышки выстрелов вражеских ми
номётных батарей. Лысяк изучал на-
правление огня. Он подполз ближе и уже
стал даже различать, как лихорадочно
суетятея возле миномётов немцы, — ви-
дать было, что гости, зашедшие в тыл,
изрядно волновали их.

Настуцило время’ действовать. Лысяк
лежал в групие первым. Он вскочил и,
крикнув: «Матросы, за мной!», бросился
самой ближней батарее. Открыли

Е
огонь из автоматов, и первые же пули
уложили трех немцев. Остальные пу-

стилибь вниз по ссклону в заливу, HO
автоматные очереди Лысяка избавляли
их от этого тяжелого труда в аеданых
сугробах Заполярья.

Преследуя немцев, Лысяк наткнулся
на землянку. Прыгнул в нее — темно,
не слышно и шороха в ней, не видно
жизни; это было пустое помещение, но-
сившее олнако свежие следы пребывания
людей. Он увидел дверь, толкнул её и
оказался в друтой такой же пустой ком-
натке. Й отсюда был ход. Досадуя, что
он никого здесь не нашёл, Лысяк Bo-
шёл в третью комнатушку.*

Елва он откинул  скрипнувшую двер-
пу, как увидел на койках двух немцев.
пи были в нижнем белье.

— Пэощенья за потревожённый вон, —
е лихой усмешкой крикнул Лысяк, — а,
ну, руки вверх!

В этой части раесказа Лысяк ожив-
ляется: воспоминание о раздетых, оше-
ломленных немцах с поднятыми вверху
руками смешит его и сейчас.

Пленных надо было доставить на ка-
терах; это был обер-лейтепант, командир
батареи, и ефрейтор — словом, «языки»
подходящие.

Тысяк сейчас уже не помпит— поз-

ТАБАК

мии приобретает все более широкие раз-
меры. Заместитель председателя Совнар-
кома Армянской ССР тов. Е. М. * ae
вян сообщил корреспонденту ТАСС:

— Только за последние 2 месяца уст-
роено на работу в промышленные пред-
приятия и мастерские промысловой коопе-
рации около 7,5 тысяч членов семей воен-
нослужащих. В детских салах и яслях во-
спитываются 60.000 ребят. 1.650 школьни-
ков, отцы которых находятся на фронте,
получают ‘обеды в открытых для них сто-
ловых. Для 5.327 семейств отремонтированы
жилища В городах и селах республики
работаюг мастерские бытового обслужи-
вания.

Sb ee ee

волил ли он немцам одеться с такой
тщалельностью, с какой они совершали
свой утренний туалет перед выходом в
пургу из обжитых в чужом краю земля-
нок. Терять время было нельзя. Он выг-
нал немцев наружу, перепоручил б0й-
цам доставку «языков» к берегу.
— Только живыми доставьте, глядите
у меня! Г
И сам вернулся
уничтожить её.
Глухой взрыв раздалея над снежными
сопками и утонул тле-то внизу над 3a-
ливом. Пора было возвращаться к свонм.
В пылу боя Лысяк потерял было ори-
ентировку. Он осмотрелся — световые
сигналы. Приняв ux на свой счет, ов
пошёл на вспышки. Оказалось, это был
немецкий  корректировщик,  направляв-
ший огонь других батарей. Фигура, Лы-
сяка, возникшая Из тьмы ночи, повергла
немца в смятение: он заметалея на’ ме-

к батарее, чтобы

Блестящая победа

летчика Котлова

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ 3 июля.
(Спец. корр. ТАСС) В одном из недавних
боев в районе Курска пилот-истребитель
старший лейтенант Николай Котлов сбил
5 вражеских самолетов.

Котлов в паре с другим истребителем
оказался в кольше большой группы фа-
шистских самолетов. Охраняя друг друга,
советские летчики атаковали группу не-
мецких истребителей, прикрывавших
строй самолетов-бомбардировщиков. В ре-
зультате нескольких улачных атак Котло-
ву удалось сбить две фашистских машиныы—
«Мессершмитт-103» и «Фокке-Вульф: 190».
Когда вражеские истребители были нес-
колько оттеснены от бомбардировщиков,
Котлов бросился в атаку на группу не-
мецких самолетов. От меткого огня пуле-
метов и пушек советского истребителя
один за другим запылали и рухнули ва
землю «Юнкерс-87» и «Хейнкель-111».

В этот. момент был подбит самолет на-

парника Котлова Несколько  немеиких
истребителей атаковало самолет нашего
летчика. Котлов успел развернуться и

итаковать одного «Мессершмитта» От пу-
леметной очереди вспыхнул и резко пошел
к земле еще один вражеский самолет.

Весь пробитый осколками и пулями, со-
ветский самолет уже начал терять управ-
ление, На правой плоскости появилось
пламя, в ‘кабину стал пробиваться дым.
Немецкие истребители мегались вокруг.

У Котлова вышли все боеприпасы. Са-
молет горел. Фашистский снаряд, разор-
вавшийся рядом. отсек летчику ногу.
Дальше биться He было возможности.
Котлов напряг последние усилия, перева-
лился через борт кабины и. уже теряя со-
знание. открыл парашют.

Советские пехотинцы, наблюдавшие с
земли за этим бозм. поспешили на место,
куда спустился герой-летчик. Они нашли
ero потерявшим сознание.

Николай Степанович Котлов — молодой
советский летчик. В 24 года он прослыл
среди летчиков своей части одним из
лучших мастеров возлушного боя. Ло опи-
сываёмого случая на боевом счету Котло-
ва было 6 сбитых вражеских самолетов.

П. БАРАННИКОВ,

*
ВРУЧЕНИЕ
ГВАРДЕЙСКОГО ЗНАМЕНИ
ЗАЩИТНИКАМ
СТАЛИНГРАДА
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 июля.
(Спец. корр. ТАСС). Рожденная в буре

сталинградских битв. Н-ская гвардейская
артиллерийская дивизия прошла славный
боевой путь. Бойцы и командиры выстрои-

лись для принятия гвардейского знамени.

ние -—— норая группа лётчиков, техников

Торжественно звучит музыка. Навстре-
чу члену Военного совета выходит коман-
дир дивизии. Вручая дивизии гвардейское
знамя за храбрость, мужество и героизм,
проявленные в боях под Сталинградом,
член Военного совета фронта говорит:

— Высоко несите это знамя — символ
вашей воинской чести.

Приняв знамя, командир дивизии прек-
лоняет колено. За ним преклоняют колени
все бойцы и командиры. Гвардейцы кля-
нутся в предстоящих боях увеличить бое-
вую славу своей дивизии.

ПИСЬМА НА ФРОНТ

`® ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 нюля.
(Спец. корр. ТАСС). Из самых далеких
уголков страны ежедневно на фронт идут
письма. Советские патриоты благословля-
ют воинов на новые подвиги. выражают
стремление дать фронту больше вооруже-.
ния. боеприпасов, продовольствия.
Недавно пулеметчик Арипов Болте ист-

ребил в бою 23 немцев. Об этом команло-

y

SI ee a eee

сте. Abicak  обезоружил его ци Mornay
внереди себя.
— Выходит, вы один  лаввидировали

немецкую батарею н взяли ‘пленных?

Лысяк отрицательно качает головой:

— Лт нет же, мы все там были, на
том берегу, дрались...

Батарея эта, как об’яснили товарищи
Лысяка, была в тылу нашей  высадив-
нейся группы, и если бы ona действова-
ла. разведчикам пришлось бы, хуло:
OHH могли быть задержаны и отрезаны
от берега.

— Много ли раз вы были на том бе-
регу в операциях?

Был он шесть раз. И самым памят-
ным оказалось первое посещение  враже-
ского тыла. Тогда Николай Лысяк был
в отряде разведчиков. Дано было залание
захватить пленного ва этом  участко

фронта. Это было нелегким делом. Bpar   re ярче туховное величие

зарылея здесь в гранит, укрылея множс-
i огневых точек, огонь которых пе-
р#крываетёя, образуя сплошную завесу.

вание сообщило‘ в колхоз на родину Ари-
пова. Из Узбекистана пришло коллектив-
ное письмо.

«Мы радуемся, — пишут колхозники, —
что наш воспитанник героически сражает-
ся против фашистов. Мы в колхозе наде-
емся, что все сыны узбекского народа с
достоинством и честью отстаивают свою
родину от немецких ` разбойников. Гоните,
истребляйте подлых врагов. Мы всеми си-
лами поможем вам выполнить этот свя-
щенный долг».

Сержанту — минометчику Виктору Ни-
китину пишут из Курской области: «Око-
ло года в нашем “районе хозяйничали не-
мецкие разбойники. Как только они вор-
вались. в Город, начался повальный гра-
беж. Твою сестру и мать немцы выброси-
ли из дома. Забрали у нас все продукты.
Трудоспособных женщин и подростков уг-
нали в рабство. Наше пожелание тебе —
бей немецких гадов беспощадно. мести им
за муки и страдания наши».

Бепрекращающаяея по нескольку дней
пурга, ледяное дыхание северных ветров
и непроглядный мрак кажущейся беско-
вечной ночи, — всё это страшно услож-
няет задачу.

Виколай Лысяк был в головном лозо-
ре. Пройдя 15 километров по земле. за-
нятой врагом, Лысяк увидел немецкий
патруль из пати солдат. Он пошел им
наперерез.

Поднялась тем временем отчаянная пе-
рестрелка: видимо. отряд разредчиков был
обнаружен и вступил ‘в бой.  Немецени
патруль, заметив наших разведчиков,
бросплея бежать. Нули Лысяка догоняли
солдат: двое немпев замертво рухнули в
снег. Над ухом Лысяка шелкнул выстрел,
снайперская пуля разведчика настигла
третьего немпа. Лысяк подбежал к He-
му — это был ефрейтор. пуля  подбяла
ему ноги.’ Лысян уложил его ва лыжи и
поспешно уволок.

Подбитый ефрейтор был поставлен на
катер. Двоим немпам из патруля удалось
все же улрать.

— Bor уж чего простить себе не ‘мо-

ty! Rag вепомню, что тех. двух ганеов
упустил, так душу жжет. Tato был
удобный случай! Прозевая. После того

ходил в такие операпии, и уж пули мой
зря не свистелн...

Наколай ФЛысяк, сыв  краворожекого
шахтера. Ему сейчас 23 года. Он окон-
чил кронштадтекую школу оружия и елу-
жил  торпедистом  подилава. В начале
войны он ушёл на сухопутный фровт—
в морскую пехоту. Орден Врасяого Знаме-
ни украшает его грудь.

Horak ya всегла бывает: смелый п
дерзкий воин сам не замечает свопх дел.
считает их обычными в не из ложной
скромности принижает их героячность. Но
такого) чело-

М. МИРОНОВ.

века!

Северный флот.