ъ

Корректировка стрельбы.
по береговым шелям

„Есть в артиллерии старое правило:
если хочешь надежно поразить цель при
наименьшей  затрате времени и матери-
альных средств, — организуй блюде-
ние за стрельбой. Это положение вновь
полтверждено опытом боевых действий
всех наших флотов. \ :

Наземная корректировка осущеетвляет-
ся сопряженных паблюдением ИЛИ ОДНИМ
наблюдателем, Стрельба с; сопряжежным
наблюдением по измеренных отклонениям
наиболее эффективна, но требует точных
данных о месте наблюдателей. Недоста-
точно точные свеления о том. где они
находятся, вызовут = систематачезкую
оттоку в забечке разрывов, a слелова“
тельно, ий в определении величины OTRAS
НЕНИЯ залпов OT цели. Даже незначи-“
тельная ошибка в определения мест на»
блюдательных постов затягивает прист“
реаку и вызывает увеличение расхода
боезапаеа. При больших ошибках  при-
стрелка затрудняется очень сильно, &
иногда становится” невозможной.

Поэтому нри организации сопряженно“
то наблюдения необходимо обращать с4-
мое серьезное внимание на привязку на“
баюлательных посмов в меетности. Надо
ПОМНИТЬ, что привязка, произведенная
небрежно, наспех, не обеспечит хорошей
корректировки стрельбы, и. погоня 3&
кажущейся эконовией времени на самом
теле может привести к излишней ero
вотера, :

В случае необходимости срочно открыть
огонь и при отбутетвяи ^ других средств
корректировки, кромё выставленных moc
тов, можно до окончания привяаки HX к
местности использовать олин Из этих 1п9с*
тов; действуя по правилам корректировки
© облням наблюдателем. Отоюла вытекает
дополнительное требование в постам 00“
пряженного наблюдения: уметь корректи“
ровать стрельбу по измеренных отклоне*
ням в прямоугольных координатах (в
странах света).

Корректировка олним наблюдательным
постом способом прямоугольных координат
в странах света относительно груба и, во
всяком случае, уступает в точности дру“
rum способам корректировки, но зато 06
Лалает олним очень ценным свойством.
Способ корректировки 6 одним  паблюда-
телем в прямоугольных  кобрлинатах не
требует точного знания места паблюда-
теля и стреляющего корабля. Благодаря
этому он позволяет открывать OTOL He
мелленно после изготовления корабля к
стрельбе и обнаружения цели наблюлате-
лем. Этот способ применим при пюллержке
десанта. Наблюдатель, слелуя с высбалив“
шимися частями, может без проомелления
направлять огонь корабельной артиллерии
8 пели, мешающие развитию операций.
Наконеп, способ корректировки в прямо-
угольных координатах позволяет ‘вести
стрельбу как с неподвижного корабля,
Tak и на ходу. Олнако при этом способе’
наблюдатель не может находиться на зна“
чительном удаления от цели, Опыт бал-
тийских артиллеристов показал, что для
належной корректировки одним наблюла-
телем надо, чтобы он пахолился не далее.
чем в 3—4 км от пели, При большем
улалении определять отклонения разры“
ROB OT цели указанным ©1060бом уже за-
трулнительно.

Остановимся еще на непосрелетвенном
управлении огнём с наблюлательного п9с-
та, т. е. на стрельбе со смещением (ма-
лым, средним и большим), когда огонь
велется по наблюдению знаков паления.
Достоинство этого способа заключается в
том, что управляющий огнем сам видит
цель и  паление залпов и корректирует
огонь по существующим правилам стрель-
бы. Олнако этот способ требует точного
знания места наблюдательного “побта и
стреляющего корабля.
позволяет вести стрельбу на ходу,
Kak при этом будет меняться поправка

cate

БОЙ БОМБАРДИРОВЩИКА С ТРЕМЯ «КАПРОНИ»

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙ-
CKHA ФЛОТ, 10 июля. (По телеграфу).
На наш бомбардировщик, возврашавший-
ся после выполнения боевого задания,
вапало три вражеских самолета. Командир

See eS ee ПИЯ РЕ. <

Кроме того, он не,
так

——— SESS

КРАСНЫ

на смещение наблюдателя и вывести раз-
рывы снарядов на линию наблюдатель —
цель не представится возможным. Способ
стрельбы со смещением Наблюдателя уло-
бен в условиях речных флотилий.

При использовании для управления ог
нем средств звуковой разведки наиболь-
ший эффект дает корректировка взводом.
звуковой разведки стрельбы по им же за-
сеченной цели. В таком случае будет ие-
каючена систематическая ошибка засочки
цели и разрывов. Достоинетво указанного
способа заключается в том, что он позво-
ляет контролировать стрельбу при невоз-
можности визуального наблюдения за’
целью. Належноеть корректировки средет-
вами звуковой разведки в значительной
степени зависит от мотеорологичееких ус-
ловий, рельефа местности и насыщеннос-
ти района артиллерийским оглем.

При пристрелке с корректировкой этим
способом добиваются доведения коорлинат
разрывов в среднем до коортинат пели.
Олнако стремиться к абсолютно точному
вовпадению координат не следует, так
как на точность засечки влияют метеоро-
логические условия. Это особенно скажет-
cH, если стрельбу по цели ведетея зна-
чительно позже ве засечки, произвеленлой
по звуку в иных метеорологических уело-
виях. Величина, на Которую может изме-
НиТЬся при этом  засечка, зависит эт
пройденцого времени и от состояния  ат-
Mocibepnt. :

Рассмотрим коротко вопров’ о корревти-
ровкеё стрельбы с помощью воздушного”
наблюдателя, находящегося на самолате-
корректировщике Had артиллерийском
aapocrate. При корректировке с возтуха
стрельба  пропаволится 10 отклопениям,
памеренным в помощью автокорректора.
Следует вевгла учитытать возможноеть ро-
тиводействия противника возлушной  пар-
ректировке и соответевующих образом ири-
крывать ее. Нало помнить также, что время
пребывания корректировщика в  возлухе
до известной степени ограничено. и п09то-
му необходимо согласовывать готовность
самолета к корректировке с готовностью
корабля к открытию огня. Работа 10
трансформации отклонений, полученных
ат самолета, в корректуры прицела и це“
лика должна производиться быстро и пра’
BHILHO, чтобы не затянуть время при“
стрелки. В практике известны случаи,
когла из-за затянувшейся пристрелки не-
хватало времени на контроль за пораже-
нием цели, г

Корректировка 6 воздуха позволяет
контролировать огонь в широком лийпазо-
He дальности стрельбы, вилоть ло поедела
досягаемости стреляющих орудий. Это 060-
бенно “важно при проведении дальних ог“
невых напалалий, когла цель не может
быть паблюлаема наземными средствами
ROPDERTHPOBRA. х

Общий лля всех вилов корректировки
артиллерийской стрельбы вапрос — вто
связь  корректировшщика со  стреляющиям
кораблем. Основное требование. прехяв-
ляемое к связи, — належноеть и непре-
рывность ее па все время стрельбы, а
также малая чувствительноеть 5 помехау
извне. Личный состав, обслуживающий
связь корректировщика. с кораблем, лол
жен быть достаточно натренирован, чтобы
затрачивать на передачу и прием донеее-
ний и данных ‚коррекуировти минимум
времёни.

Главная задача морских `артиллеристов
при стрельбе по берегу заключается в — Он задерживается у телефона, внима-
том, чтобы обебпечить имеющимися в их   тельно слушает. что-то записывает в
распоряжении средствами точноств полго-   тетраль. Получено новое приказание:
товки исходных данных. гибко маневриро- :
вать огнем, умело применять в зависи-
мости от условий соответствующие метолы
корректировки И всем этим повышать эф
фективность огня корабельной артиллерии.

Y

OPIOBCKO-RYPCKOE — НАПРАВЛЕНИЕ,
10 июля. (Спел; корр. ТАСС). Боевой лень
Н-ской гвардейской авначасти начался с
выполнения задания, полученного. накаву-
не. С. вечера в районе  железнолорожной
станции Фротивник, накопив круйные ся-
лы танков и пехоты, тотовилея к атаке.
Нужно было отыскать цель и нанести
улар по скоплению вражеской техники.
Задание” было’ серьезное; тем более, что
авнаразвелка обнаружила  значительлые
зенитные средства. которыми  разпелагал
противник ‘на nytt полхола к целл. Ro-
манлир’ авиачаети майор Наконёчников ре=
шил сам вести воеьмерку MITVPMOBAKOR.

Елва забрезжил павсвег, аетчики. стрел
ки, техники, мотористы были уже У снах
машин. На соседнем аэродроме тотовил к
полету истребители сопровожления млад
ший лейтенант Черников. Одйн за доугям
взлетают «Илы», выстраиваясь в пра-
вый пеленг — впереди команлир, а за ним
уступами вправо семь его орлят, как он
называет своих молодых. но уже опытных
воздушных бойцов. До Фронта недалеко.
Уже через несколько минут начали беть
зенитки, Снаряды рвутея совсем рядом, Ма*
неврируя среди разрывов, штурмовики
идут своим курсом, Над ними кружатся
истребители. Зенитный огонь еще бодее
усиливается, :

Нелалеко от полотна железной лоро
Орел-—Курек в оврагах и балках летчики
заметили черные точки танков и бронема-
шин. Их было около 150.

Самолеты с ревом лерехолят в пике, В
гущу вражеской техники налают фугас-
ные и зажигательные бомбы, трещат пу-
леметы и пушки. Через мгновение mryp-
мовики Набирают высоту и снова” пере
хотят в пике. Внизу горят танки, во все
стопоны разбегатотел титлеровцы.

Появляются самолеты противника «Мес-
свршуитты» и < «Фокке-Вульфы», по
уже позлно. Выполнив Залание. natin can
молеты ложатея на обратный кубе и в
сопровождения своих истпебителей возвра-
шаютея на аэролром. Майор немедленно
токлалитвает по телефону:

— Залание выполнено, тов. полковник!

ан

БЕЛГОРОЛСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 10 пю-
ля. (Спеп. корр. ТАСС). В самый разгар
боя на позиции подразделения гвардии
старшего лейтенанта Ермакова устремился
тяжелый немецкий танк. Оя шел прямо
на окопы бойцов, и расстояние быстро
сокрашалось. Бронебойщик гвардии  сер-
жант Хлебников припелилея и выстрелил
вначале в гусенипу, а затем в велущее ко-
лего. Вражеский танк беспомощно завер*
телея на месте.

Каждый час с разных участков нашего

Капитан 2-го панга
Ю. РОМАНОВСКИЙ.

решил принять бой. Сделав разворот, он
дал возможность стрелку-радисту старше-
му сержанту Рудкевичу вести огонь. Пос-
ле нескольких очередей один «Капрони»
рухнул в воду, два других вышли из боя.

SSeS ТЕЗ РЕ Е ЕЕ

Е ee ee

Малые -керабли в десантных операциях.

Малыми кораблями принято считать ко-
рабли водоизмещением не свыше 300
тонн. Ё ним относятся сторожевые катера
спепиальной постройки, бронекатера, тор-
педные катера, катера ПВО, катерные
тральщики, ‘глиссеры и другие мелкие
вооруженные суда. Кроме узко специаль-
ных задач; все они привлекаются к уча-
стию в самых разнообразных боевых опе-
рапиях,

Особенно широко применяются малые
корабли в десантных операциях.

Опыт десантных операций показал пол-
ную несостоятельность устаповившегося в
результате последних войн взгляда на
малые корабли только как на высадоч-
ные средства. Напомним, почему устано-
вилось такое мнение,

Малые корабли обладали сравнительно
невысокими  мореходными качествами,
‘что затрудняло использование их в усло-
внях свежей погоды. Кроме того многие
из них имели малую скорость и слабое
вооружение. Десантные операпии проводи-
лись на значительное удаление oT bas.
поэтому участие в них малых’ кораблей
исключалось. Боевым кораблям и тран-
спортам с десантом не угрожала серьезная
опасность от подводных лолок и авиа-
‘ции противника, поэтому можно было оборо-
нять десант на переходе небольшим чис-
лом крупных боевых кораблей. Однако
война решительно, изменила эти положе-
НИЯ. ’

Бурное развитие подводного флота,
усиление минной опаености и особенио
Тост авиапии привели к тому, что круп“
ные корабли, осуществлявшие  охраву
транспортов с десантом. сами оказались
об’ектом атак полволных и воздушных
сил противника и были вынуждены при-
бегнуть к защите малых кораблей. Эти

Малые корабли выполняют задачи про“
тиволодочной. противовоздушной и проти-
воминной обороны десантного отряда на
вереходе и в периох высадки. Примером
могут служить операции Северного флота
й Лазожской военной флотилии, rae для
этой пели использовалиеь в основном
морские охотники, бронекатера и катер
ные тральщики.

Очень часто малые корабли — катера
МО. бронекатера и в некоторых елучаях
торпедные катера — обеспечивают своим
отнем высадку и действия десанта па бе-

последние с улучшением их маневренных
качеств и усилением вооружения оказа-
лись трудно уязвимыми при подводных и
воздушных атаках и в свою очередь ста-
ли весьма грозным и эффективным  срет-
ством борьбы на море. Дальнейшее не-
прерывное улучшение мореходных качеств
и усиление вооружения малых кораблей
позволило использовать их в самых раз-
нообразных и особение в десантных 00е-
рациях даже на сравнительно большом
удалении от баз.

0б -

Столь широк ль
пы регу, Довольно мощное пулеметно-ар-
яеняется особенностью сложившейся В  титдерийское вооружение этих кораблей
нынешней вой : т а
ойне морской  обстаповки.   особенно мореких охотников и бронекате-

Многие военно-морские базы находятся
в пепосредетвенной близости от сухопут-
ных фронтов. Характер борьбы частей

ров. делает их весьма эффективным cper-
ством борьбы с огневыми точками против-

Красной Армии на приморских направле-   (ба; расположенными  пепосрелственно_
ниях потребовал высадки в основном так- В переговой, черты ‚или. вблизи Ree.
тических и диверспонных десантов. На- то же время небольшие разме,
Ronen. go миогих районах высадки. в 0Ы И хорошие маневранные качества ка-

теров делают их малоуязвимыми как

связи е мелководьем или воздушной yrpo-
зой. использование крупных кораблей
было затруднено. Вее эти обстоятельства
п определили значительную роль малых
кораблей в логантных операпизх. Это
особеннё яено видно на примелах лесант-
ных операций наших флотов. Даже в тех
случаях, когла операции проводились на
значительном расстоянии от военно-мор-
ских баз. в них широко участвовали ма-
лые корабли. Это полтверждаетея опытом
керченско-феолосийской десантной опера-
ЦИИ. 4

Малые корабли используются в десант-
ных операциях по нескольким ЛИНИЯМ.
Нередко они применяются как  высадоч-
пые срелства: примером могут служить
десанты Ладожекой военной флотилии па
острова противника летом 1941 г,

для авиации, так и для огневых
противника © берега.

Нахолясь непосредственно среди выса-
почных средств или в некотором удалении
от них, катера прямой паводкой уничто-
жают вее видимые с моря огневые точки
противника и тем обеспечивают высадку
десанта. В одних: случаях малые корабли
решают эти задачи  самоетоятельно, в
других — совместно с крупными  кораб-
лями. Известны случаи огневого  взаимо-
кействия малых кораблей с канонерекими
лодками, миноносцами, сторожевыми  ко-
заблями и береговыми батареями.

06 эффективности обеспечения высадки
десанта малыми кораблями можно судить
по следующему примеру. Пря высадке де-
санта в одном пз пунктов северного 1о-
бережья Керченского полуострова  катер-

ередетв

Северный флот; «Малютка» выходит на выполнение

ЕЕ

й ФЛ

oT

боевого задания.
Фото В.

Маневича.

LUTYPMOBUKU

немцы атакуют нашу стрелковую часть и
несколько продвинулись, Нужно воестано-
вить положение. Требуется помощь с в03-

духа. *

На этот раз самолеты идут двумя груп-

пами, Первую ведет

лейтенант Черезов,

вторую — лейтенант Мочалов. Машины в

воздухе, Линия фронта как бы окутана

Е

туманом, несмотря, на яркий солнечный

день. Видны лымкН орудийных выстрелов.

Вражеские танки рассыпались. по полю;

некоторые уже торят, полбитые советеки-

ми артиллеристами и. бронебойщиками.
— Полбавим жару, гвардейцы! —= го-
ворит в трубку
пике. Когда летчики отштурмовались и
приготовились ко второму заходу, веду-
ий увидел, как мастерски пггурмует вто-
рая группа, ведомая лейтенантом Черезо*
вых. Число горящих танков быстро уве-
личилось. В этот.
воздушный бой, 10 новых немепких бро-
нированных истребителей «Фокке-Вульф-

190» ринулись в атаку, но путь к нашим   ся, машина снизилась уже настолько, что

«Илам» преградили советские  истреби-
тели. *

На пятой минуте воздушного боя стре-
лов штурмовика,
Деев, млатший командир Полойник увидел
нал собой вражескую машину. Меткая
очерель из пулемета -— и фашист. устре-
миля вниз, 3 немепких
CONTE нашими истребителями.

№ вечеру. когла солнпе стало садиться   товарищи и уже покойником считают, ко-
начали бить наши   нечно. Сейчас встреча с землей.
высоко в небе парил немецкий   куда придется садиться. Придется, вот
себя в безопасности   именно. Выбора нет. Впереди редкие де-
за стайками облаков. Но вот рядом с ним   ревца. Уже не стало видно ни Залива, ни

за салами и хатами,
зенитки:
разведчик, чувствуя

появилась другая ‘точка,
— Наиг самолёт, — сказал  наблюдав-

ший в бинокль летчик. А наверху уже   даже сядешь по-хорошему.

начался бой. Немеп старалея уклониться
от улара. но ттетво: советский
настиг ето,
очереди лонеслась с высоты. Черное ебла*
ко лыма окутало гитлеровского развелчи“

ка. Он камнем устрёемилея вниз и Rpesaa-   Машина не садится. Она парашютирует. Я
ся в землю. Ночью возвратилась с боевого   отжимаю ручку на себя. Машина не слу-
группа штурмовигоя,   пгается. Она не хочет садиться. Сейчас

залания послелняя
В штабе поллозили итоги лня: ‘выше 20
ТАВКОоВ, 3 батальона пехоты, 10 бронема-
шин уничтожили в этот день птурмовики
части.

ВЫСТРЕЛЫ БРОНЕБОЙЦ(ИКОВ

паправления прибывают новые и новые
лонесения о победах истребителей танков.
Вогда бропебойщик Максименко услышал
гул моторов и лязг гусениц фашиетских
танков, он тщательно проверил свое ружье
и приготовился к борьбе. Танки шли пря-
NO Ha позиции подразделения. Когла они
подошли на 400 метров, Максименко от-
крыл огонь. После нескольких выстрелов
два срелних немецких танка оказались
поврежденными, а остальные повернули
ВСПЯТЬ.

ный тральщик подавил ряд огневых точек
противника и тем содействовал успешной
высадке отряда. Десантные операции на
южном побережье Финского залива,‘ на
олин из островов в районе Ханко и в apy-
гих пунктах в значительной степени бы-

ли обеспечены огневыми средствами  ка-
теров MO. бронекатеров и катерных
тральщиков. :

Десанты Черноморского флота в районе
Одессы. в Керчи и Феодосни указывают
на возможность использования малых ко-
раблей для перевозки и высадки первого
броска в еравнительно крупных  опера-
ЦИЯХ,

С малых кораблей производятся  само-
стоятельные высадки небольших тактиче-
ских десантов и развелывательно-ливер-
сионных групи. В этом случае малых ко-
раблям приходится решать одновременно
5есь комплекс  вышеперечисленных за-’
дач. Опыт ряда фнераций на веех флотах
показывает, Что катера с этими задачами
справляются весьма успенгно,

Положительные свойства малых кораб-
лей при проведении самостоятельных де-
сантных операций заключаются в возмож-
нести скрытной подготовки, а также в
высадке непосредственно с кораблей на
берег без помощи специальных выеадоч-
ных средств. Это обеслечивает  внезап-

поесть, быстроту операции и не дает про-

тивнику времени для приведения в дей-
ствие сил и средств противодесантной
обороны. -

Однако наряду с пренмуществами ма-
лые корабли имеют и pax недостатков,
которые необходимо учитывать. Нееовер-
шенство, а в пекоторых случаях и полное
отсутствие навигационных приборов нА.
малых кораблях затрудняет ориентировку’
или вовсе лишает их возможности само-
стоятельно переходить в месту высадки,
Веледствие этого возникает необходимость
либо в сненпальном навиганионном  0бо-
рудовании района перехода и пунктов

Мочалов и переходит В   тельной быстротой. Сижу за штурвалом и

момент завязывается   Ay, Ito чувство любви к свобй машине

который вел лейтенант   в

самолета были   огонь, — не удалось. За мной

летчик   росшую редким и низкорослым лесочком.
Дробь короткой пулёметной   Мотор выключен.

На горямйе

Наш поезд приближался к линии Фрон-
та, но пока ничто, кроме воренок от фу-
тасных бомб, еще не говорило 0б этом.
Рядом со мной поместился в куне морской

летчик-истребитель Дмитрий Соколов, и

мы вместе с ним коротали фронтовую до-

роту. Соколов веномнил о большом и ско-_

рофечном воздушном бое nag сопками За-
полярья вбаизи Кольского залива. Зарисов-
ку этото боя в свое время дал в очерке
«Май на Мурманском направлении» писа-
тель Евгений Петров.

— Вы помните там разговор  коман-
дующего с Евгением Петровым о самолете,
заторевшемея в воздухе? „Командующий
еще высказал предположение, что с&50-
лет. быть может, дотянет до своего аэрот”
рома. В этом горящем самолете, был я;—
сказал ине Дмитрий Соколов.

Шрам под глазом и саеды ожогов на
руках подтверждали рассказ летчика.

Я спросил Соколова, почему он; летчик,
предпочел железнодорожный долгий ‘путь
короткому воздушному. Он шутаиво от-

ветил, что это ‘была его единственная
возможность  отоспаться вволю перед
фронтом.

«,..B ror день мне дали район Мишуков.
В групповом б0ю мы сбили пятнадцать
самолетов. Счет неплохой! Некоторые из
наших машин тнались за немцами без ма-
лого сорок километров. У нае потерь ие
‘было. Зажгли только меня...»

Ту* летчик заглянул в окно. Над соп-
ками стлалаеь низкая облачность, и пос-
ледние лиственницы будто указывали нам
путь в безлесной, скалиетой, голой север-
ной земле.

«...Бой подходил к концу. . Воезапас
также. Немцев не стало видно. Настроение
домашнее, — продолжал рассказ Дмит-
рий Соколов. — Вдруг из тонкой облач-
ности, сзади меня, вылезает «Meccep-
Шмитт», бьет по мотору и правому цент:
репланному баку. Я дал правую «ногу»,
штопорнул, Toon! уйти от врага, отва-
литься от него. Мы разошлись, но самолет
мей загорелся. Веё произошло с исключи-

думаю:
«Взорвутся или не вэорвутея бензаба-
вп? Прыгать или садиться? Прыгать или
садиться?»
Чертовеки не хочется бросать свою ма-

есть у каждого нашего летчика... Пока я
раздумывал над тем, прыгать или: садить-

оставалось лишь одно: садиться! Садить-
ся немедленно! Но куда?!
Я вижу залив с горящего самолета, но
залив не сядешь. А на земле место-
посадки выбирать не приходится. Побли-
зости не видно ничего подходящего,
Я попыталея  скольжением сбить
стелется

дымный след. Меня с земли видят, небось,

Вижу,

торода, ни транспортов. Я з лабиринте
сопок. Отсюда не скоро выберешься, если

Итак, сажусь, значит, на площадку, -

Снял очки. Выпустил
ЩИТКИ. Выключил бензобаки. Слелал все,
что положено в такем. случае по уставу.

промажет лощину, и я бввалюсь в овраг:
Над самым снегом она летит с ‘огромной
скоростью вперед к оврагу, пепляя вер-
хушки деревьев...

Хотел спасти маптину, а чувствую, что
погублю и ее и себя. Я чуть наклоняю
самолет на нос и пропеллером рою снег.
Я пытаюсь этим тормозить. Вот впереди
сосна, маленькая, комлистая, древняя, мо-
жет быть столетняя. Отвернуть мне неку-
ла, и слева, и справа — по сосне. Удар!.
Машина продолжает свой бег, но развора-
чивается вправо. Второй. удар! Машина
разворачивается влево. Третья сосна оста-
навливает машину у самого оврага. От
удара я теряю на секунды сознание...
Очнулся... Никого кругом нет. Машина
торит. Лицо мокро и липко от крови. Вот
он, видите, шрам. Пытаюсь ‘тушить поз
жар. На снег падает кровь. Тут мнё ста-
новится впервые  страпгновато: огонь,

:

высадки, либо в выделении для них на
время операции 060бого корабля-проводни-
ка с точными навигационными прибора“
миг Кроме того, следует учитывать, что
вооружение десантных войск, размещен-
ных на катерах, влияет на точность по-
казаний компасов, а иногда и просто вы-
водит их из строя.

Малые корабли недостаточно  оборудо-
ваны средствами связи, веледствие чего
командир высадки, не говоря Уже о коман-
лующем десантной операпией, лишен в0з-
можности держать четкую связь и управ-
лять всеми участвующими в десантной
операции силами. Особенно трулно . при
этом управлять высаженвыми частями Je
санта. Поэтому желательно выделять спе-
циальный корабль, хорошо оборудованный
срелствами связи,

Катера могут быть использованы и в’
качестве обеспечивающих средств — как
дымзавесчики, корабли связи ит. д. На-
пример, высадка десанта в районе Керчи
проводилась под прикрытием  лымзавес,
поставленных ториедными и сторожевыми
катерами.

В заключение следует указать,  TO, не-
смотря на противолействие крупных ` над-
водных кораблей, подводных лодок. авиа-
ции, а также применение различных про-
тиводесантных средетв, значительно  ус-
ложнивших проведевие десантных опера-
ций, роль и значение малых боевых  го-
раблей не уменьшилиеь, а, наоборот. зна-
чительно возросли. Из средств только вы
садки войск, какими они были до настоя-
щей войны, малые корабли превратились
в универсальное средство, решающее са-
мостоятельно или совместно с другими
силами задачи перевозки, высадки и всех
видов охранения десантных отрядов пл
переходе, обеспечения высадки и огневой
поддержки действий десанта На берегу.

Капитан 3-го ранга
С. ВЛАДИМИРОВ.

62 (1420)

ucts,

июля ‚1948... №31

м сомолете -

кровь и я один в соиках, А до того и
чувствовал ничего, думал 00 одном — о
сохранении материальной части,

Ко мне идут с винтовками наперевес,

— Oroii? то здесь?

Я назвал себя.

Командир ° приказал бойцам тушить
огонь. Пожар быстро затушили, Ко ine
фельдшер подошел и перевязал рану.

Звоню ю телефону на свой командный
` пункт и слышу знакомый” тодос  коман-
дира полка:

— He дрейфить, Дмитрий!

Это у него любимая поговорка.

— Весть, — отвечаю, — не дрейфить!

— Скоро пришаю за тобой катер, мз-
лость потерпи!

..Возвращаюсь к своим товарищам па
аэродром,

— Ступай в госпиталь! — приказы
ваёт командир полка,

— Я здоров, мне там нёчего- делать!

— Приказываю-—ступай в тобпиталы
Отоспись как следует!

Только в госпитале на койке я почув»
ствовал. усталость. Обвязанная голова кд-
залась налитой свинцом»,

— А самодет пропал? — спросил япо*

путчика.
— У нас машины зря не пропа
дают, = гордо ответил мне летчик, ==
Наши  орлы-техники откуда — хотите

выволокут машину и так, отремоние
руют — не отличить от новой, Выволов»
‚ли и мою, отремонтировали. что новая, Я
опять на ней летал и еще раз горел ha
ней жё. Война .. *

Летчик задумалея, поглядел в ^окно,
Ветрами разогнало облачность, и засянело
небо, Сопки окрасились в светлые тона,
и за окном стало радостно,

— А во второй раз куда садились? —
спросил я.

— Второй раз вышло по-хорощему.
Лотянул! Вкатил на свой аэродром, что
Илья-пророк на горящей колеснице, Вн-
прыгнул на ходу. Тут ко мне полбежаля
товарищи, техники, доктор... Рассказыва
лй мне потом, что сижу я на сиёгу к
сам с собой разговариваю...

Очнулся в гоститале, пе пошевельнуть
ни рукой, пи ногой. Спрашиваю сестру:
Kak моя машина?

Сестра отвечает:

— He тревожьтесь. Вам велено лежатЕ
спокойно. Вот выцишетесь из госпиталя,
тогда и будете заниматься летными де.
лами, а пока молчите,
китель мой с орденом цел? —=
спрашиваю сестру.

— Всё в порядке!

— Ну, говорю, сестрица, мы еще фри-
nes рубанем! Поклюем мы их, сестрица!
Советские летчики, видишь, и в огие в
горят! ,

Хотелось мне ещё написать  письмецо
Евгению Петрову, чтобы он обо мне ие.
беспокоился, вак в том очерке, что я жи
вой и летаю, что мне двадцать четыре
года, и совместно 6 товарищами мы крепко
клюем фрицев. Да неудобно показалось,
вроде хвастовства: А потом как узнал я
о гибели Петрова на боевом посту воен
ного корреспондента, и так мнё больно
стало, как будто близкого товарища  10-
терял.

Летчик извлек из кармана бумажник
и показал мне фотографию.

— Это портрет моего любимого учите
ля Долгова; преподавателя средней шко-
лы в тороде Касимове — полном моем
городе. Он каждому ченику на прощанье
стишок написал. Вот:

Счастливого пути!

Детьми вы были, юношами стали. ==

А юность горяча, задорна и смела...

вас манят к себе таинственные дали,

И честь, и подвиги, и славные дела. `

Ло Мурманска осталось еще несколько
часов, и летчик снова лег поспать.

‚ — Вы очень много спите, товарищ
командир, —6 напуекной серьезностью
сказал проводник вагона. — Скоро Мур»:
манск, пора постели убирать!

меня, товариш проводник, 10
части сна большая - залолженность, На
аэродроме буду спатв упыдками. А здесь,
в вагоне, полагается: Потому-то п выб-
рал я себе железную дорогу,

Манс ЗИНГЕР.

—

—-

———-

Сбито семь вражеских
` самолетов

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 10 июля. (По телеграфу). В тёче-
ние дня противний несколько раз пытал
ся атаковать с возлуха наши об’екты. Всё
попытки врага потерпели неудачу.

Наблюдатели лонёели о приближепии
четырех. «Фокке-Вульфов-190». Зенитчики
открыли. огонь и вынудили _ гитлеровлев
сбросить бомбы в полу, Олив «Фокке-
Вульф» был сбит. Через некоторое время
к обектам на большой высоте пыталась
приблизитьея большая труппа «Юнкерсав-
88» и «Хейнкелей-111». Огневая завеса
прегралила путь врагу. Зенитчики сбили

ne «Фокке-Вульфов-190» п «Хейнкель-

Веего в течение дня противник потерял
7 самолетов.

ИЗ 6 НЕМЕЦКИХ САМОЛЕТОВ
СИТО 3 .

О ВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 июля,

ore корр. ТАСС). За последние дни

цы значительно усилили авиаразведку

о tte наших войск. Советские
т

нь уничтожают вражеских раз-

Летчики-нстребители
линовский прикрывали
станцию. Неожиданно и
нул немецкий корректи
стремительно атаковал врага, дав по нёму
he on очередь. Немецкий самолет, об*-

пламенем, врезался в землю.

: другой раз шесть «Фокке-Вульф-
ан А появились над одним из
cous ap фронтовых аэродромов. В это
Popes ладшие лейтенанты Миронов и
Hee возврашались с боевого задания.
и ря на численное превосходство
Е летчики смело ринулись на них.
. начался на высоте 1700 метров и
родолжалея 12 минут. Миронов сбил два
самолета и Горшков — один. ;

А. ГРИШИН.

Стаценко и Ка-
железнодорожную
3 облаков выныр-
ровщик. Стаценко