28°

4 марта 1943 г, №52

(1310) КРАСНЫЙ ФЛОТ >

ГВ

У
БОЕВОЙ СЧЕТ,
а время Великой отечественной войны экипаж

3 эсминца «Сообразительный» добился значительных
боевых успехов, нанес большой ущерб врагу.
Корабль прошел 50.000 миль. Он участвовал в 100

самых разнообразных боевых операциях. Без потерь

отнонвоировал десятни транспортов. Провел 50 артилле-
рийсних стрельб, Успешно отразил около ста воздушных
атак. Потопил две подводные лодни и несколько транс-
портов противника. Уничтожил 7 немецких батарей
деслтки таннов им автомашин. Сбил 4 вражеских само-
лета. Истребил тысячи солдат и офицеров противника.
et в дни осады героическим защитникам Одессы

и Освастополя сотни тонн боезапаса и продозольствия.

Повреждений за время войны на имел. В боях не поте-

рял ни одного человека.

Победа ‚ экипаща — победа кома
ндира корабля капи-
тана 3-го ранга’ Воркова, Он организовал людей, учил,
направляя их волю и разум. Дерзая в бою, он заставлял
дерзать подчиненных, добиваться победы над врагом.

50.000 миль

В 21 час 50 милут штуруан эсминца старший лейтенант.
Пвапов, волянув на счетчик dara, сообщил на мостик:

о Товарищ вахтенный командир, прошу положить коман-
дЕру кораоля, что эсминец «Сообравительный» прошел пять-
лесят тысяч миль. —И, емутившиеь торжественностью своего
доклада, Иванов склонилея над картой,

Калитан 3-го ранга Сергей Степанович. Воркев, выслушав
хоглад, трапко пожал фуку вахтенного командира старшего
лейтенанта Калмыкова, Включили микрофонный пост, и Ш.
кубрикам, отескам, боевым постам корабля разнесся голос
команцноа:

— Наш корабль прошел пятьдесят тысяч миль. Поздрав-
ляю вас, товарищи краснофлотцы и командиры, с достигну-
тым убтехом,

Командир спустилея с мостика и; переходя из помещения в
помещение, лично поздравил- экипаж с замечательным  юби-
лем зоминца, поблагодарит подчинённых. В’ памяти красно-
ра и вомандиров встали суровые походы, ожесточённые

И,

..7 mont 1941 года, в яркий севастопольский денъ, Ha
флапитоке «Сообразительного» взвился военно-морской флаг
СССР. В этот день пришел на корабль только что окончимший
училюще мичман Изанов. Ему предотояли стажировка на
зступивтемх в строй миноносце, долгожданные походы, прак-
тическая учеба, Через 30 минут после под’ма флага корабль
ужо был в море. Никто ве думал тогда, что через. 15 дней
вах страной пронесется грозное слово «война» и молодому
экипажу корабля придётел в ожесточённых боях познавать
нокусство победы,

Сколько походов осталиь позади! Эсминец Участвовал в
(Ta б0вых операциях, давших штурману богатейтую воежнуто
практику. Пятьдесят раз Иванов давал исходные данные для
артиллерийской стрельбы. Недавно «Сообразительный» участ-
5овал в набеговой операции, послужившей для Иванова своёго
рода проверкой, экзаменом ma зрелость. Штурман выдержал
этот экзамен, Корабль вышел точно в заданный район и на-
нес по базе врага мощный зртиллерийский удар.

50 тысяч миль осталось за кормой, Еели спросить у Ива-
WORa, что является для пего главным итогом этого пути, он
chamer:

— Военное совершенствование. 7

Это OTHOCHTOA и ко всему остальному экипажу корабля.

В 60ях с воздушным противником приобретали артиллеристы
умение и навыки. Зенитчики. успешно отразили свыше cra
атак, сбив 4 фашистоких самолёта. И теперь, когда раздается
сигнал воздушной тревоги, копа начинают свистеть бомбы,
чЧуветво ‘уверенности не покидает краснофлотцев,

— Сейчас Данильченко даст ковцерг фрицам, — говорят
они, и эта шутка удивительно точно рисует действия проелав-
денного эенитчика,

Старшина 1-й статьи Данильченко ‘командует зенитным
орудием под номером «олин». Оно расположено над кубриком,
Me живет его расчёт. Раньше этого расчёта трудно открыть
огонь. Наводчик и заряжающий мтновенно ‘оказываются на
посту. Данильченаю появляется велед за ними и на ходу дает
команду. Звонкий, певучий голое звучит над морем;
  — Пер-ва-я! Трубка... прицел... огонь!

Низкорослый, подвижной украинец Бондуеь мгновенно уб-
такавливает трубки. Не отрывается от прицела наводчик, Да-
нильченко стоит, широко расставив ноги, и временами резко
взмахивает рукой с длинными тонкими пальцами, как будто
дирижирует оркестром. Завеса огня преграждает путь немец-
ким самолётам, te

Korb о чем вспомнить и артиллеристам главного калибра.
Влумчивый и требовательный командир боевой части капитан-
лейтепант Кириченко воснитал мастеров меткого’ огня. Tou
ность поститалась и проверялась в боях. Когда-то на корабле
© сомнением говорили о точности стрельбы ночью, когда гори’.
зонт He виден, а корабль поепытывает большой врем. Но надо
было ‘бить немцев, ночью, в любую погоду. И артиллеристы
научились. По предложению командира группы  учраваления
артиллерийским отнёмж капитан-лейтенанта Толейкие, в цен:
тральнох посту установили хронометр и квалрант. Это позво-
Лиль давать залмы, Когда Мириборы показывали ноль. градусов
крена.

Однажды, поддерживая десант, эсминец 6 суток находился
В Морв и 22 раза откоывал огонь. В06. время стоял редкий (rast
их мест 16-градусный ‘мороз. Нал морем навие густой Ty
ман. Часто шёл снег, Не ‘утихал шторм. Пушки ` обледеневали.
В перерывах между стрельбами комондоры непрерывно  вра-
Wale орудия, накрывали их снятыми с себя полушубками,
обеспечивая мгновенную готовность ‚ артиллерии.

Недавно при огневом насбте на вражескую базу артиллери-
ты преззошии себя. Орудия в кратчайшее время выпустили
макоимальное количество снарядов. На стволах обгорела крас”
ка, но благодаря вырокой скорострельности врагу нанесли ог“
омный ‘урон, Жоманлир соединения поблагодарил команлиров
орудий Турушева, Митрофанова, Расильева и сказал: т

— Так у нас в совлинения ещё никто в» стрелял,

90 тожа результат боевого совершенствования, возросшего
мастерства.

Многое, очень много» можно рассказать о фаботе машини“
тов, Электриков, трюмных, мотористов. В длительных. MOXO
дах, в папрлжеённые моменты боя о них думат командир, 0
них думали аотиллерусты, все, ито находился на верхней m-
1убе. И все впали: БЧ-У пе подведет.

Пятая боевая мо подвела, Шятьдесят тысяч миль 03 ре”
онта — лучшая юценка ©“ блестящей работы. И это сова
результат боевого соверипенотвования, возросшего мастерства.

В боях и походах выросли и закалилиеь командиры эсмин”
ца. Они приобрели узеренность в своих сплах и CBCRM  OPY-
WH, научились сами м научили подчиненных бить врага на
wope. Пастутила их военкая зрелость, которая позволят дей”
ствозать решительно, находить новые Тактические приемы,
эсминец и стал  твардей“

+

вовые пути к победе. Поэтому и и

crit, Любзь к родине и кораблю  об’единяет, опла-
чиваст экипаж  «Сообразительного». Ясность i

лено ® пободо удесяжряегт NX силы. Священный долг

защиты отечества ведёт их в бой из разгром вфага.

цели и =

Капитан И, ВЛАСОВ.

Военная зрелость _

Первый морской —б5й — серьбаное
испытание для каждого командира и
краснофлотца и вместе с тем начало глу-
бокой военной учебы. Она продолжается
в процессе воей боевой  делтельности.
каждой новой операцией, с кажной встре-

‘чей с врагом укрепляется уверенность в

своем оружин и свойх силах, приобре-
Тается умение; растет боевое  маотерство.

Веб это особенно ярко проявляется на
корабле, гле действия каждого члена эки-
пажа, от команлира до рядового  краено-
Ффлотца, направлены на Достижение ели
Ной цели, где от умения одного завиент
общий успех. И если в начале войны pe-
шение даже простейшей задачи требовало
и больше времени и излишнего напряжения
личного состава, то сейчае, когла корабль
прошел большой боевой путь, его экипаж
опособен совершать дерзкие по замыслу
и выполнению операции, способен выпол“
HETL 10606 Замание командования в са-
мые млнимальные срекиои с намбольньим
эффектом.

Эеминец начал боевые действия пэвест-
ным походом на Вонетанцу. Экипаж рвал-

`ся в бой и при столкновениях с против-

Ником проявил замечательные качества,
присущие советоким морякам. Кола 907
минец был атакован немецкой подводной
лодкой, командиры и краснофлотны  дей-
ствовали решительно и хлалнокровно. На?
блюдатели свобвременно обнаружили = пе-
фископ и слех торпеду. Корабль пошел в
атаку и забросал подводную лодку  глу-
бинными бомбами. На миг показав, Hat
водой нос, она кормой пошла ко дну, 0с-
тавляя на поверхности масляные пятна.

Первый боевой поход принбе нам не
только победу. Он показал и наши’ недо-
статки. Люди ещё только приучалиь в
кораблю, ещё не была ло конца, отработа-
па боевая оргавизация, командиры em
нелостаточно глубоко и всесторонне знали
6806 оружиз, керабль. Перзый бой за-
ставил нас глубже работать над вопрова-
ми боевой ортавизащии, добиваться  чет-
кой работы каждого боевого поста и
командного пувкта и полного  взаимодей-
ствия между ними. Командиры боевых
частей — капитан-лейтенай . Кириченко,
инженер-капитан 3-10 ранга Качан,
штурман старший лейтенант Иванов п
другие совершенствовались сами и строн-
ли систему полтотовки личного состава
Ha OCHORS боевого опыта своего и’ одно-
типных кораблей,

Вспоминается первая вотреча ¢  Bpa-
жеской авиацией, Эсминец  конвонровал
транспорты. В сумерках наблюдатели об-
наружили бамолёт. В такое время авиа
ция противника на нашем театре ещё не
появлялась. Самолёт шел низко, видимо.
определяя курс и скорость отряда. Вокоре
показалея второй самолёт, но уже с дру-
гого борта. Затемненность прибрежной
полосы: затрудияла наблюдение, но мы
заметили, котда самолёт противника  по-
шел на пересечение нашего курса; Эеми-
HCH, в свою очередь, развернулся на него
и с дистанции 30 кабельтовых открыл
артиллерийский огонь, Атака была _с0р-
вана. аи

Командиры стремились анализировать
изменения в тактике врага, учились
предвидеть «го действия, Такой факт, как

атака самолёта с бреющего полёта, пока-
зывал, что немецкая авиация в любой
момент может применить и порпелное
оружие. Эвипаж тщательно готовнлея к
этому.

Два эсминца, одним из которых был
«Сосдразительный», охраняли на перехо-
Ie крейсер. Обнаружив вражеского  Bo3-
лушного разведчика, Ma кораблях  повы-
сили боевую готовность. Обетановка, пот-
сказывала возмовноеть воздушного налё-
та. Векоре наблюдатели обнаружили тор-
подоносцев. Они шли на сближение, pas-
вервузтиеь строем фровта. Немецкие са-
молёты рассредоточивалиеь п полуколь-
Цом охватывали строй кораблей. Эта ме:
тодизность врага имела существенное зна-
чение и таила глубокую опасность. Но
немцы не учли бдительности и стойкости
каших людей, их умения вести бой.

истанция быстро сокращалась. Кораб-
ли открыли огонь. По куреу  торпёдоное-
цев ветали густые облака разрывов. Не-
мецкие летчики не выдержали  загради-
тельного огня и сброенли торпеду е pace
стояния 10-15 кабельтовых. Мы про
должали охранять крейсер. Корабли ма-
неврировали правильно. Ни одна из вые
пущенных = противником восемнадцати
торпед в цель не попала. Безрезультат-
ным оказалось и высотное бомбометаняе,
провеценное кемцами одновременное тор-
педной атакой. й

Успешное отражение удара целиком за-
висело от людей. Наблюдатели  своевре“
менно доклалывали о самолётах и вышу-
щенных торпедах. Тичный состав БУ
точно обеспечит заданные хола. Правиль-
но указывал зенитчикам цели  старпеий
лейтенант Мазуркевич. Когда один из са
молётов,  вырвавшиеь из общего строя,
подотел ‘ближе остальных в корме на
шего коробля, по пему открыло отонь
офуцие старшины 2-й статьи Турушева.
Торпехоноси залымил и врезалея в воду.

eh б0й,——& это именно был Gol
налволных кораблей с торпедоносцами, —
прололжалеля всего четыре с половиной
MHL THI.

Артиллерию принято называть «богом
‚войны. Обстановка на Черном море ©ло-
жилась так, что и миноносцам пришлось

громить врага, главным образом,  артил-
лерийским оружием. Мы  пефемалывали
титлеровекие части пох Одессой и Сева-

стополем, под Феодосией и Новороссий-
ском. Каждый отневой налёт на. 0066-
режье, занятое противником, учил наших
артиллеристов. И не только их, Стрельба
по берегу на холу потребовала четкого
взашмощействия между всеми боевыми ч8-
сетями, а особенно между ВЧ-1 и BUI. C
каждым THEM люди действовали более
уверенно,

При организации артиллерийской  п0д-
лерязки фланга нашей зюмии замечатель-
ных  феоультатов добился корабельный
‘корректировочный пост во главе с коман-
диром труппы управления  капитан-лей-
тенактом Толейкие, Он умело ортанизовал
работу на берегу, во многом  способетво-
вал точности и эффективности стрельбы
корабельных орудий.

В последнее время наши корабли про

вели ряд Хорэких набеговых операций на
отдаленные базы и коммуникации против-

ника. Они харабтерны дальностью me
реходов и внезапностью налётов. Шо силе
артиллерийского удара» показателен налёт
Ha порт Н. Обманув вемецкую разведку
учетым маневрированиеи, наши корабли
екрытно подошли в базе и обрушили на
врага шквал снарядов. Тщательно подто-
товленные заранее исходные данные 1п0з-
волили нанести противнику серьёзные
потери. В течение нескольких минут в
порту были потоплены  неприятельская
подводная лодка н плавередетва, взорваны
два склада с военным имуществом и б0е-
запасом.

Все эти ‘услехи — результат ‘воанной
зрелости экипажа корабля, постигшего нз-
Уку войны в суровых походах п ожёсто-
чённых боях.

Верхавный „Главнокомандующий товарищ
Сталин в приказе от 23 февраля 1948 г.
указал: «Десятки тысяч командиров Крас-
ной Армии стали мастерами вождения
войск. Они научились сочетать личную
отвагу и мужество с умением руководить
войскамя на поле боя...» Эти слова цели-
KOM относятся и к командному. составу
нашего корабля.

За время войны штурман эсминца
т. Иванов, бывший мичмансотажер, стал
старшим лейтенанигом — командиром  б0е-
вой части, опытных  сцециалистом. Он
прокладывает курс корабля к далеким
пражеским берегам, несмотря ни на какие
навигационные и другие трулиости. 00-
бенно хочелея отметить отличную работу
личного состава БЧ-У. В дальних  похо-
дах, в боях, при самом сложном манев-
рировании я всегда бывал уверен, ‘что
машины не подведут. Моя уверенность
оправдалась. Это заслуга  прежие  Bcero

команлира боевой части инженер-капита-

на Зто ранга Качан. В совершенстве
освоив экоплоатацию боевой техники в
самых различных условиях, он научил
подчиненных грамотно использовать ме“
ханизмы, любовно ухаживать зао ними,

‚беречь их.

В росте людей. в их военной завалке
ярко отражается боевой путь корабля. Но
мы ‘не успокаиваемся на достигнутом. Мы
хорошо знаем слова товарища Сталина о
TOM, что <. предстоит суровая борьба
против коварного, жестокого и пока ещб
сильного врага. Эта, борьба потребует Bpe-
мени, жертв, мапряжения наших сил в
мобилизации всех наших возможностей».

Экипаж «Сообразительного» не пере-
стает совершенствоваться. Мы готовы к
ещё более активным операциям на море,
& дерзким наступатольным боям. В этих
боях мы обязуемся высоко держать ‘честь
своего корабля, бить врага все сильнее и
сильнее, не давать ему покоя ни днём,
пи ночью. Не за горами тот чае. когда
корабли Черноморского флота ошвартуют-
ся в родных портах Арыма, & вместе 6
ними и «Сообразительный» прилет в. Ни-
колаев, где юн строился, в Севастополь,
ще на нем вавился военно-морской флаг,
в Одессу, где он начинал учиться бить
врага.

Ham курс — вперёд,

Banal, к
победе!

Ha

Г вардии капитан 3-го ранга
С. ВОРКОВ.

МОРСКАЯ ЗАКАЛКА

..На этот раз погода выдалась такая,
что даже видавший виды боцман Еременко
проговорил:

—- Потревлет нынче основательно...

Эсминец. был в одном из немногих по-
ходов, в которых не встречалея с против-
иеком, но он был едва ли менее трутным.
Сильный шторм, шивалистый ветер буше-
вали на море. Огромные волны обрушива-
лись на палубу, облавали надстройки. Бор-

товая качка увеличивалась:

—= Смотри, боциия, ках бы тебя песне“
сло, — сквозь рез ветра услышал Еремен-
Ko.

— Я, брат, пепкий! Ae

Он хотел сказать чт0-то еще, но нале-
тевшая волна сбила его с ног ‘и понесла
по палубе. «Вот
мельюнуло в голове бонмана. Он  крешко
ухватился за штормовые леера. Ещё одна
волна обрушилась на палубу.

«Так просто меня не возьхщь... Дер:
жись», — полбадривал себя Еременко,

Bouman не один боролся со стихией,

Старшина 1-й статьи Акинин и ‘Красно.

флотец Одиноков дополкительно кренили
сорванные штормовые леера, а нраснофлот-
цы Пискунов и Осипов — корзину с трэ-
сом.

Ветер крепчал. Корабль бортом черпал

воду. Вдруг раздалея Крик:

—- Катер’ сорвало!

Еременко и Осипов одновремевию ока-
зались у катера, сорзанного со’ петоруово“

ae

Tede и цепкий», —

то крепления. Его быстро закрешили  до-
бавочным концом,

Волной со стеллажей могло о выбросить
тлубинные бомбы. Поблизости находится
старшина 1-Й статьи Акинин. На помощь
поспешили капитан-лейтенант Бватии и
старшина Будрящез. Это была отчаянЕая
борьба. Потоки зоды обрушивались на
смельчанов. Военные моряки, забыв 06
опасности, отстаивали боезанас.

Прошло много часов, а шторм не ути-
хам, Личный состав эсминца мужественно
и умело защилиал корабль, боролся за его
живучесть. Шо мере того как «Сообрази-
Тельный» освобождалея от топлива, крен
увеличивался. ПМоманлир корабля приказал:

—- Призчять балласт!

Главный старшина Густяков и комантир
стделешия трюмных Коломоец немедленно

начали выполнять приказание. Их бросало

из стороны в сторону, они то. сталкивались
друг с другом, 10 оказывались в разных

местах. Но они 308 же сумели в 06в0б0-

дивитиеся систерны принять забортную
воду, }
Самоотверженная борьба с морской сти-
хией шло ге только на верхней палубе.
Через вентиляцию вод поступала внутрь
помещения. В котельных отделениях стоял
пустой пар, резко поднялась температура.
Люди, продолжая нести вахту, откачивали

‚ВОДУ.

Резкими ударами сбивало с. ног рулево-
то Петухова. Тогда он становился на коле-

>

EM, потом с трудом подвималея. А руки.

его оставались в прежнем положении. Ко
рабть держался строго на курсе.

Да, такого шиоума еще не испытывал
экипаж «Сообразительного». Казалось, что
в каждой минутой море становилось все
яроствей, порывы ветра, достигли невилан-
вой силы. Эсминец ислытыват 2её новые
и новые удары волн. Вот нос корабля за-
трясся, зарываяеь в воду. Оголились вин-
ты. Обороты машины упали. Машинист
Тесленко кинулея к переключателю. Ма-
шины заработали ровно, однако в следую-
щую минуту корабль ввовь положило на
борт.

— Принять еще балласт! — приказах
командир.

Тустяков и Боломоец выполнили прика-
зание.

“Пять суток люди железной воли, люди,

закалённые в боях и походах, отстаивали
свой эеминец, И они ототояли ето.
№Мло-помалу море начало усповаивать-
ся. Ветер стихал, На палубе и в котель-
ных отделениях краснофаотны ликзидияо-
вали послеяетвия шторма. И боцман [ре*
менко — рачительный хозяин — трудил-
ся’ за пятерых, праговаривая:
.7> dro был штормяга! ‘«Сообразитель-
НЫЙ» — молодец. Золотой корабль! Такой
любой шторм вйдержит.
А, ВОРОНОВ. _

Борт эсминца’ «Сообразительный».

Гвардии капитан ‘3-го ранга С. Ворков.

‘’ Пятая боевая

Вместе © рабочими мы участвовали в моитаже установок и
в. работе заводоких сдаточных комант. Люди видели в каждой
собранной машине долю своего ‘труда и горели желанием ско-
рее ввести корабль в строй. Когда весной 1941 года, состоялся
первый контрольный выход в море, личный состав патой бое-

вой части, -в большинетве своем очень молодой, уже мог по?
хозянски подмечать малейшие дефекты в таботе механизмов.
А в день по’ема военно-морского флага наши машинистьт,

трюмные и электрики, вступив в заведываные своей техникой,
приготовили еб к действню без заводеких опепиалистов и \5-
пешно обеспечили проведение первого боевого учения в море.

Через две недели после этого началась война, и оожинец
«Сообразительный» еразу же вышел в составе соединения ма
выполнение боевой задачи.

В первом бою пришлось продолжительное время давать фор-
сированные хода. Противодействие неприятельских кораблей
ий авиации усложняло обслуживание. материальной части. Or
нако личный состав обеспечил ‘должный режим работы меха-
пизмов. задание было выполнено отлично.

Опыт 606в заставил нас пересмотреть установленные заво-
доу  экоплоатационные  инотрукщин п чормы, В результате
проведенных наблюдений и Тасчётов приготовление механиз-
№0в Е действию сократилось вдвое.

Много времени отнимал уход за шейками турбозубчатьых аг-
регатов. Для экономии времени перенти на новую марку тур
бинного масла — «турборелукторное». После этого отпала не-
обходимость в консервация шеек агрегатов при стоянке кораб-
ля. Краснофлотны быстро освоили приготовление нового масла
из имеющихся на складах ето составных частей.

В процессе экеплоатации механизмов выявлялиеь отдельные
монтажные и конструктивные недостатки. Анализируя их при“
чины, мы устраняли дефекты, Над этим много работали мич-
ман Ульянкин, главный старшина Ковалев, старшина 2-й
статьи Отах, краснофлотцы Юркевич, Будкин. т

В боевых походах мы продолжали изучать технику в дей-
ствия, совершенствовать навыки экоплоатащии. о Проводились
технические совещания, краснофлотцы и младшие командиры
знакомились с материалами технических конференций других
кораблей. Мы часто тренировались в пуске, остановке, пере-
ЕлюЮчении. механизмов и ликвилации условных нейспразностей.

Это, весьма. пригодилось, когда во время одного из налётов
немецкой авиации от разорвавшейся вблизи корабля бомбы
вышло ‘из строя, турбодинамо. Повреждение было серьёзное,
требовался заводекой ремонт. Олкако групиа  краснофлотцев,
которую ‘возглавил  воентехник 1-го ранта Маличенко, за
10 часов вернула механизм в строй.

Однажды в боевом походе лоинула магистраль. Машина oc-
тановилась, корабль потерял хот, Главный. старшина Ковалёв
и старшие краснофлотцы Бошаров и Варчевский, рискуя быть
обожженными паром, быстро устранили повреждение. Crap-
шины 2-Ё статьи Стах и Запарный, краснофлотцы Лещенко,
Диитриез и другие в тяжелых условиях @з задержки заме-
няли лопнувигие водомерные стовла, и котлы не прекращали
работы, а ь

`Экипазжу корабля памятны дни героической обороны Сева-
 стооля. Участвуя в защите любимого города, «Сообразитель-
вЫЙ» В ЛЮбУЮю Погоду выполнял боевые задания. Олнажды в
штор ударом болышой волны повредило настил полубака, Но-
совыю помещения заливались водой, это сказывалось на ходе
`ворабля; Аварийная группа. под руководством тлавного crap
шины Густякова, несмотря на сильную качку, иекусно  по-
ставиль подпорэ, устракила течь и, вооружив  водоотливные
средства, огушила помещение. Корабль получил возможность
продолжать поход.

В друтой раз, когла земинец в длительном плавании попал
в жесточайший шторм, имея незначительный зашас топлива,
группы живучестя хорошо справились с запачей уменьшения
крена, доходившего до крайнего предела. Весь личный состав
БЧ-У, отстаивая баесменне по две-три вахты, безупречно следил
за. работающими“ усханизмами и He допустил ‘ни одного  сви-
canna.

Так в боях и штормах совершенствовалась выучка красно-
флотцев и командиров боевой части.

Стремясь держать’ корабль. в постоянной боевой готовности,
мы уделяли большое’ внимание пламово-предупредительным ре-
монтам и щелочению котлов. Краснофлотцы Малин, Трофи

омюк, Нарпиков и Макаров, применив при банении котла два

ланга вместо одного, выполняли фаботу за 20 uacop вместо
обычных 32. Стамшие краснофлотцы Марков и Кузнецов про-
извели вскрытие коренных подшипников за четыре часа вме-
сто шести. Отаршина 2-й статьи Ломтев и праснофлотек Луз-
гарь закончили полную нероборку дизеля с частичным фемон“
TOM. 34 двое суток, Отаршина 2-й статьи Стах и краснофлотец
Трофимов за 12 часов переложили большую часть RUPUATHON
кладки топки котла. Краснофлотцы Трофименко, Новоселов п
Витоль за 16 часов произвели полную разборку и чистку ис-

парителя,

Последние боевые операции © длительным отрывом от базы
потребовали особенно жесткой борьбы за экономию‘ топлива.
Мы выбрали наиболее экономичные режимы в работе Mexa-
низмов при различных скоростях, проверили ‘всю  материаль-
пую Часть и в особенности сальтеюи механизмов и клапанов:

даботливых уходом за боевой техникой нам улалось coxpa-
вить в хорошем состоянии механизмы, обеспечивавшие Kopad-
лю любые хода на протяжении пройденных им шятилесяти ты-
сяч миль. За образцовое выполнение \ боевых заданий 36 луч:
ших бойцов и командиров БЧ-У награждены орденами и меда-
лями Советского Союза,

_ Гвардии инженер-калитан 3-го ранга М, КАЧАН,