%

СТОЙКОСТЬ СОВЕТСКИХ
ВОИНОВ

12 июзя. (Спец. корр. ТАСС). Прюотив-
ник попрежнему, хотя и меньшими сила“
ми, чем в предыдущие лни, атакует наши
части. но неизменно наталкивается Ha
стойкое сопротивление советских бойцов.
Свои наземные части немцы прикрывают
большим количеством авиации. В возлухе
развертываютея ожесточенные бой, в ходе
хаторых неприятель несет тяжелые потери.

На позиции полразлеления, которым
командует капитан Митрофанов, немцы
прелиринимали шесть атак, в каждой из
них участвовало большое количестве пе-
хоты, подлерживаемой несколькими десят-
ками танков. Бой, злился целый день. Вра*
жеская авиация частыми бомбежками пы-
талась расетроить боевые порядки тюдраз”
деления. Но вее атаки врага провалились.

Неприятель стремится Хебиться yeuexa
маессированными танковыми ударами. Вое-
рели пехоты немцы пускают тяжелые тав-
кн тина «Тигр»; Но наши артиллерис
преграждают им путь. Байны Н-ской Части
только во время одного боя уничтожили
11 вражеских машин, в. Том числе шесть
«Тягров», и истребили ло батальона гит“
леровцев.

Четкое взаимодействие веех родов ору-
жия обеспечивает советским воинам Ус
пех контрударов, наносимых по наступаю-
щему врагу. Нални артиллеристы и мино-
метчики отеекают танкя противника OT
следующей за ними пехоты. Литенные
бронированного прикрытия,  гитлеровские
етрелки попадают нод ожесточенный огояь
автоматчиков ‘и пулеметчиков и откаты“
Baltes назад.

Подразделение  бронебойщивов пол ко-

OPIOBCRO-RYPCROE НАПРАВЛЕНИЕ,
12 июля. (Спец. корр. ТАСС). Немцы шли
в атаку цепью. От ветра густая рожь пе-
реливалась волнами. To там, то здесь по-
верх колосьев мелькали серые каски.
Титлеровны вели непрерывный огонь из
автоматов.

Нашя бойцы напряженно ждали. Вогда
до немцев осталось несколько десятков
метров, лейтенант Солодовников подал
команду. С флангов ударили пулеметы, и
было видно, как, приминая рожь, прина-
ли к земле немцы к ползком начали про-
твигаться к нашему рубежу. Потом они
опять поднялись, рванулись, было, впе-
ред, но снова исчезли среди густых. ко-
лосъев. ;

Наступил удобный момент для контр-
атаки.  Красноармейцы,  выпрыгнув из
окопов, устремились навстречу врагу.
Рукопашная: схватка должна была завер-
итить исход борьбы за этот рубеж. Лейте-
нант Солодовников был впереди. Руко-
пашный бой завязалея сначала на правом
фланте. Не выдержав контрулара, гитле“
ревцы стали подаваться назад, к неболь-
moh лощине.

— За мной! — крикнул лейтенант и
бросилея вперед велед за группой отету-
павших немцев. Неожиданно из лощины
наперерез Солодовникову выбежало не-
сколько гитлеровцев. Бой перекинулся
влево, ближе к неприятельским окопам, и
лейтенант оказался один против труппы
гитлеровцев.

Солодовников еще раз оглянулся. Не-
халеко в примятой ржи лежали трупы не-
мепких солдат, около них-были разбро-
саны ручные гранаты. В создавшейся 0б-
становке и это было уже ненлохо, Лей-
тенант подобрал гранаты и. когда гитле-
-ровцы приблизились, пустил в ход «кар-
манную артиллерию». В первые минуты
2з-за клубов дыма, поднявшихея вслед
за разрывом гранат, он не мог рассмот-

леметным расчетом было атаковазо тремя.

танками противника и большим Roane

ством немецких автоматчиков. Топухов
первым выстрелом из противоганкового
Вужья подбил олну вражескую малину.

Второй танк подбили его товарищи, а) тре-
тий поспешил уйти. Пулеметчяки метким
огнем уничтожили много ‘вражеских аЕтТ0-
матчиков.

На рубеж, ° занимаемый автоматчикауи
Саитовым; Сапаевым,
Худобердиевым, шло в атаку
десятков гитлеровцев. Советские @
поднустили немцев на близкое расстояние,
а затем открыли огонь. В этой схватке
они уничтожили до 20 фапмстоз, соргав
неприятельекую атаку. :

Орулийный расчет старшего сержанта
Шагунашвили стойко ` отразил несколько
вражеских атак. Сам Шагунашвиля был
дважлы ранен и засыпан землей при раг-
рыве неприятельских снарядов, но не по-
кинул своего поста до конца сражения.

Исключительно четко работают” связи”
сеты. Во время жаркого боя была утеряна
связь с отним из подразделений, Старший
сержант Ашуркин получил приказание от-

нести в это подразделение радиостанцию“

и восстановить связь. Вместе с ним Ha
выполнение задания отправились сержант
Семушкин и радист Куценко. Мод ypa-
танным минометным огнем, под непрерыв-

ной бомбежкой с воздуха они сумели про-:

браться через участок. занятый немцами.
Bee три бойца были ранены, причем
Ашуркин два раза, но задание они вы-
полнили в установленное командиром

время.

et ee

Контратакя

реть; что делается впереди — там, где
межа уходила в лощину. Но, когда дым
рассеялея, Солодовников увидел, что три
титлеровца недвижно лежат на земле, &
двое еще намереваются обойти его справа.

Лейтенант отошел в сторону.. Где-то
сзади мего затрещали автоматные очереди.
Это на помощь командиру спешили бой-
цы его подразделения.

— Сюда, товарищи,
Солодовников и снова
ровцев одну за другой две
немцами было. покончено. 5

— Товарищ лейтенант, — задыхаясь,
проговорил один из подбежавших  крас-
ноармейцев. — Наши в немецких тран

сюда! — крикнул
метнул в гитле-
гранаты. С

-шеях. Из леса показались танки врага.

— В немецких траншеях? Значит, в&
новом рубеже? Так не отдавать же его!—
И (Солодовников кинулся к окопам, из
которых только что были выбиты гитле-
ровцы. Надо было немедленно  организо-
вать оборону на отбитом рубеже.

Из леса показались три немецких тан-
ка. Красноармейцы с новых позиций ве-
ли огонь по отступавшим немцам. По то-
му, как быстро и слаженно работали бой-
цы, по ‘их сосредоточенным лицам Соло-
довников сразу понял, что новый рубеж
занят ими прочно, основательно. Лейте-
нант и сам лег за противотанковое ружье.
Но сигналу командира раздались залпы
бронебойщиков, и ‘две вражеские  маши-
ны охватило пламя. Увидев, что третий
немецкий танк поспешно. уходит, лейте-
нант с удовлетворением похлопал по
плечу лежавшего рядом бойца и сказал:

— Ну, вот, дело сделали. Теперь ¢
этого рубежа назад ни шагу. Не правда
ли, друзья?

— Точно, товарищ лейтенант! Он нам
кровью дался, — было ответом.

Кончался еще один боевой  июльский
день, венчавший славой русское оружие.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ОГОНЬ БАЛТИЙСКИХ БАТАРЕЙ

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 12 июля. (По телеграфу). В один
из последних дней артиллерия флота ве-
ла интенсивный огневой бой с батареями
противника. В течение этого дня артил-
лернсты, которыми командует  капитан-

лейтенант Молостов, неоднократно  при-
водили к молчанию немецкие батареи.
Орудийные расчеты капитана Михайлова

вызвали в расположении вражеских бата-
рей пожар и взрывы большой силы.

КОНВОЙНАЯ СЛУЖБА

Эеминцы Северного флота проделали
большую работу по конвоированию транс”
портов. В этих походах ярко проявились
мореходное искусство наших командиров,
боевые качества экипажей,

Североморны еще до войны приобрели
значительный опыт плавания в трудных
условиях Заполярья. Но война повысила
требования к морякам во всех отношени-
ях. Мы должны были совершать походы
в любую погоду, полностью используя
энергоресурсы: при возвращении в базу
мазута оставалось лиить Ha самый эко-
номный обогрев помещений и механизмов.

Надо сказать, что до войны мы He
прелставаяли cede во всей полноте дейст
Bui вражеской авиации по транспортам и
конвоирующим кораблям. Главное проти-
водействие перевозкам ожидалось CO CTO-
роны подводных лодок. Muorne наши
взгляды война подтвердила, & кое-что
пришлось переемотреть.

Одним из первых ответетвенных похо-
лов эсминцев было сопровождение кораб-
ля с вооружением. Корабль нужно было
ветретить в море и провести в узкость в
условиях густых осенних туманов. Мы
выполнили эту задачу образцово — отБон-
вонровали корабль в базу точно в назна-
ченный ерок. :

В те же дни нам была дана серьезная
босвая задача. Мы располагали сведения-
ми, что на пути находится не менее че”
тырех вражеских подводных лодок. Поход
протекал в штормовую погоду. Ветер до-
ходил ло десяти баллов и разволдил круп-
ную волну. Чтобы перехитрить нем”
пев, эеминиы обошли район, где находи-
лись подводные лодки, прижимаясь к бе-
регу. Это было небезопасно, так как
зитормовая волна и ветер могли выбро-
слть нае на прибрежные скалы. Oxpane-
ние велось в очень трудных условиях.
но залачу мы выполнили,

Ло того как корабли пришли в базу,
командиры и краснофлотцы не спали не-

сколько суток. У всех были усталые, об-
ветренные лица, воспаленные глаза, но
люди сперва приводили в порядок свои
заведывания, & потом уже шли отдыхать.
Моряки проявляли изумительную вынос-
ливоеть и закалку.

Приведу пример поведения наших
командиров и ‘краснофлотцев в минуты
опасности. Олнажды при конвоировании
каравана эсминец, на котором я находил-
ся, задел мину параваном. Она взорвалась
y нае под бортом. Корабль резко трях-
нуло. На мостик хлынула вода. Из коче-
гарки пошел густой дым. Показались лю-
ди с руками и лицами в крови. Мне хо-
ложили, что в третье котельное отделение
поступает вода. Все компасы вышли 13
строя. Большинство механизюв было
сдвинуто со своих меет.

На транспортах, шедших недалеко от
нас. люди взвелнованно побежали К
зилюпкам, чтобы оказать нам помощь. У
них создалось виечатление, что эеминен
уже начинает тонуть. Ho на нём шла
напряженная борьба. Командир корабля
приказал срочно осмотреть поврежденные
места. Мы решили закрепить’ механизмы,
здесь же опробовать их .и продолжать
конвоирование. Веё это было сделано.

Если бы мне раньше сказал кто-ни-
будь, что с кораблем в таком
можно итти в море, я счёл бы такого’ мо-
ряка хвастуном. Но теперь мы сами под-
твердили это делом — продолжали конвои-
рование каравана. Место и курс брали с
транспортов. Как только налетал снежный
заряд, прижималиеь ближе к ним, чтобы
не терять их из виду, и благополучно
привели караван в порт.

Море требует емелоети п быетроты, оно
не любит нерептительных, долго разду-
мывающих людей, Во время полярных
итормов, когда волны бросают корабль,
кладут его на сорок-—пятьдесят градусов,
моряк должен действовать исключитель-

Теремуратовым и 1.
насколько
бойцы

;

COCTOAHHH

Черноморский флот. Зенитчики гвардейского эсминца «Сообразительный» ведут

огонь TO самолетам врага.

Забота о бойце—долг командира

Военная служба не терпит неженок,
людей слабых телом и духом. Она сама

закаляет человека физически и морально,   требует ремонта

вырабатывает в нем те качества, кото-
вые особенно нужны сейчас, в тяжёлые
дни борьбы против  неменцко-фашиетских
захватчиков.

На войне боец преодолевает серьёзные
‘лишения и трудности быта. Иногда он
недосыпает, недоедает, порою сутками не
уходит с вахты, работает без отдыха и
B UYPrY, H B дождь, и днём, и ночью.
Выносливый, закалённый  краснофлэтец
не боится трудностей и всегда тотов к
бою. Вот почему командир должен посто-
янно соверитенствовать боевое мастерство,
повышать физическую выносливость 1од-
чинённых. Он обязан -етрогв одергивать
тех, кто пасует перед трудностями.

Жомандир обязан быть’ строгим и тре-
бовательным к подчинённым, но в то же
время не должен‘ оставаться невниматель-
ным, бездушным к нуждам личного со-
става своего подразделения. Сила совет-
ского командира в TOM и состоит, что он
умеет сочетать справедливую строгость и
взыскательность с душевной добротой,
отзывчивостью, сердечной заботой о Ера-
снофлотцах. Командир будет иметь боль-
ше шансов на успех в бою, если ero
подчиненные тепло одеты, накормлены,
отлохнули перед боем.

Можно ‘привести много примеров такой
отеческой заботы командиров 0 своих
подчинённых. Млалший лейтенант Py-
дыкин знает все думы и чаяния краено-
флотцев. Строгость m требовательноеть У
зего сочетаются с’ заботой о подчянённых
и умением их воспитывать. Душой бсле-
ет за краснофлотцев и младший лейте-

Фото С. Короткова.

nant Плотников. Он постоянно интере-
суется жизнью личного состава, Обувь
— он тотчае же прини-
мает меры; с нищей не веё в порядке —
он сразу же выяснит причину; заболел
краснофлотен — Нлотников сходит в сан-
часть и проведает его. И Плотников и
Рудыкин за боевые заслуги награждены
орденом Красного Знамени. Вместе с ни-
ми мужественно сражались и их бойцы.

Рудыкин и Плотников глубоко знают
жизнь своих подчинённых. Они сами вме-
сте с бойцами преодолевают трудности,
всемерной заботой облегчают им суровые
будни войны. Они умеют организовать
культурный отдых подчинённых. Коман-
диры устраивают тромкие читки. По их
инипиативе в землянках хором поют пес-
ни, играют на баяне.

Зимой группа краеснофлотцев трое су-
ток находилась в. глубоком тылу врага.
Группу ° возглавил младший лейтенант
Рулыкич. Ни тяжёлые, неравные бои В
окружении, ни пурга, ни переутомление
не отразились на настроении краснофлот-
цев, потому что люди’ ощущали заботу
командира и верили, что он’ выведет их
из тяжёлого положения и сохранит им
жизнь, а если уж потребуется — погиб-
нет вместе с ними смертью храбрых.

Горячей, искренней любовью отвечают
краснофлотцы на заботу и внимание
командира. Смело идут они вперед. Им
не страшен враг, если командир умеет
управлять ими, их не пугают трудности,
если он делит с ними невзгоды и ра-
дость боевой жизни, если своим примером
он учит их выносливости, стойкости.

Лейтенант А. ЧЕЙМАТОВ.

м

Трехсотый вылет штурмана Мивасьяна

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 12 пюля. (По
телеграфу от наш. норр.). На груди
штурмана коммуниста Минасьяна красу-
ются два ордена Красного Знамени. Его
меткими ударами за время отечественной
войны ‘уничтожено немало живой силы
и техники врага. За высокое боевое ма-
стерство, за мужество горячо любят
командиры и бойцы эскадрильи отважно-
го штурмана.

На-днях т. Минасьян совершил свой

трехсотый боевой вылет. В результате
умелого бомбометания в одной немецкой
военно-морской базе взорван крупный

еклад боезапаса, подавлено два враже-
ских прожектора. После возвращения
т. Минасьяна из полёта боевые друзья

тепло отметили новую победу бесстраш-
ного сына родины, с честью  отетаива-
ющего родную землю OT гитлеровских
банд.

ne a es

БОЙ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ С ВРАЖЕСКИМИ САМОЛЕТАМИ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 12 июля.
(Спец. корр. ТАСС). Вражеский воздуш-
ный разведчик «Фокке-Вульф-189» в co-
провождении 4 истребителей  «Фокке-
Вульф-190» появился над нашими боевыми
порядками. В воздух поднялась пятерка
советских самолетов «Лавочкин-5». Ее вел
опытный летчик капитан Симонов.

Четыре наших самолета атаковали ист-
ребителей, а летчик Слепцов — разведчи-
ка. Бой истребителей происходил на вер-
тикальных маневрах. Первым сбил само-
лет противника летчик Еличев, сумевший
зайти фашисту в хвост. После пушечной

Bee SS aS Sa ee ae

но расторопно. Каждый поход как бы на-
поминал нам морской закон: «Не te-
ряйся в Camo сложной обстановке», за-
кон, унаследованный советскими моряка-
ми от своих предков — героических мо-
ряков русского флота.

Очень запомнился один из конвоев.

Волны то и.дело окатывали верхнюю Tar

лубу. Требовалось большое напряжение,
чтобы стоять у орудий, у торпедных. ап-
паратов, на сигнальной вахте. Потом море
стихло, но надвинулсея наш северный, ry-
стой н вязкий туман. Вдруг где-то в этом
тумане загремели залпы. Мы знали. что-лег-
кие силы противника разыскивали кара-
ван. А теперь один из кораблей сообщал,
что он вступил в бой с тремя. немецкими
эеминцами, но они скэылиеь в тумане.

Видимость стала немного улучшаться.
Поельнналиеь глухие взрывы тлубинных
60м0, — это корабли бомбили вражескую
подводную лодку. Вдруг из тумана вы-
нырнул немецкий миноносен и завязал
артиллерийский бой с одним из наших
кораблей. Со второго залпа наш эсминец
дал накрытие. Немецкий корабль, окутав-
шиеь туетым дымом, скрылся.

Когда мы подходили к берегу, против-
ник прибег к комбинированному удару си-
лами авиации и одной подводной. лодки.
Самолёты мы отогнали. зенитным огнём,
а лолку улачно пробомбил эсминец «Гре-
мящий». И на этот раз нам улалось без
нетерь привестя караван в порт.

Хочетея подробно остановиться ещё на
Элном из наших многочисленных походов,
когда суда подверглись интенсивным ата
кам с воздуха. При этом немпы впервые
применили против нае в Заполярье само-
лёты-ториедоносцы.

Мы были в походе три дня, и почта
все время вокруг каравана кружилея не-

мепелй разведчик. Он показывал наше
местонахождейие своей авиацин ин под
водным лодкам. Это было в период 1по-

ларных дней, и круглосуточное напряже-
ние очень изматывало личный состав.
Налёты авиации повторялись регулярно
каждые четыре часа, По скромным под”

очереди Еличева немецкий истребитель
загорелся и упал . на землю. Один из
«Фокке-Вульфов» попытался незаметно
напасть на Еличева сзади. Но за ходом
боя зорко следил командир. Капитан Сия-
монов ринулся на выручку своего ведбмо-
го и сбил гитлеровца. Потеряв два истре-
бителя, остальные немецкие самолеты по-
вернули - обратно.

Летчик Слепцов, атаковавший  враже-
ский разведчик с расстояния в 100 мет-
pos, дал подряд три пушечных очереди
по кабине пилота и обоим моторам. «Ра-
ма», об’ятая пламенем, упала на землю.

счетам, было. сброшено 250 б0мб, выпу-
змено 14 торпед, Налёты особенно усили-
лись при подходе к базе. На корабли
каравана и охранения пикировало около
70 бомбардирорщиков. Но кольцо  загра-
дительного огня было настолько нлотным,
что мы не дали немцам возможности
прицельно бомбить.

В этом походе однажды было принято
дерзкое решение, сущность которого 34-
ключалась в том, чтобы итти навстречу
спасности. На нас налетела большая
трупла торпедоносцев; Они заходили с
кормы. Эсминцы развернулись и, открыв
огонь, пошли им навстречу. Это был ри-
скованный маневр, по так было удобнее
бить врага. И торпедоносцы не выдержали
огня, свернули е боевого курса.

Среди моряков, прекрасно  выполняв-
ших свои обязанности, замечательную
наблюдательноеть и спокойствие проде-
монстрировал командир зенитчик Ишоев.
На корабль пикировало два бомбардиров-
ника. Инюев мгновенно определил, что
один из них с бомбами, а другой уже от-
бомбилея. Расстояние до обоих было поч-
ти одинаковым. В этот напряжённый мо-
мент Инюев, уже утомаённый длительной
ваутой и предыдущими налётами, сумел
сохранить абсолютную ясность соображе-
вия и полное спокойетвие духа. Он уда-
Вил из своего автомата по самолёту с
бомбами, ноджёг его и сбил.

Стрельба в этом похоле была очень ин-
тенсивной н меткой. Мы сбили 4 бом-
бардировщика. Транспорты благополучно
пришли в порт,

Расскажу ещё об одной операпии, в
которой немцы применили новый способ
атаки конвоя: онй впервые на Северном
театре осуществили комбинированный
удар подводных лодок, бомбардировщиков
и торпедоносцев. В тот сентябрьский день
небо было в кучевых облаках, море cito-
койно. Бомбардировщики пикировали из
туч, торпелоноецы выходили в атаку низ-
ка над водой, подводные лодки подкрады-
вались с разных сторон. Нам пришлось
особенно зорко следить за морем, He

к ———бщ——ы—ыы———ыЫы „————ыыы———ыыы—ы—=—ы—=—ы—=—=ы=ы=—ы—=ы=ы=—=—=—=—=—=ы=ы=—ыы=—=ые—ы—ы—ы=—ы.“—<———>

БОЕВАЯ. ПОЛ

13 июля 1943 г. № 163 (lass)

ГОТОВКА БЧ-1

ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

Во время войны боевая подготовка ил”
правлаена на решение задач, непосрел”
стрелно стоящих перед каждым. кораблем,
подразделением. Обстановка требует в ми”
нимальный срок обучить личный состав.
Для этого при планировании боевой под-
тотовки на крейсере, 9б опыте которого
мы хотим рассказать, учитывают спепи”
фические особенности предетоящих о1п6рд”
ций, условия театра. р

Перед одной десантной операцией ко-
раблям были даны указания отрабатывать
конкретные залачи. Началась кропотливая
ежедневная работа. Разобрали прюшелиие
десантные операции, векрыли положитель-
ные ‘и отрицательные стороны в подготов”
ке личного состава БЧ-Г на опыте не
только крейсера, но и других кораблей;

“В результате разбора  выявилось, что
необхолима большая подготовка, лучшая
натренированноеть для проведения п0доб-
ного рода операции, Что надо добиться
полного автоматизма действий.

Почему пришли к такому выводу? Во-
первых, личный состав ВЧ: в своем
большинстве находится на открытых боё-
вых постах. с которых, краснофлотцы не”
посредственно наблюдают за действиями
противника. Во-вторых, отдельные крас
нефлотцы, & особенно молодые, увлекаются
боем, вхолят в азарт настолько, что ие“
редко забывают © своих обязанностях;
некоторые же просто теряются. И поэтому
бывают саучаи, когда рулевой, вместо
Того чтобы строго держать на заданном
курсе, начинает вилять, He реагирует
быстро на все команды, & находящийся
на мостике штурманский электрик пре”
вращается в наблюдателя, забывая о сво“
вх обязанностях.

`На разборе отметили также, что не
было нужного взаимодействия штурмана и
артиллериста, перегружались каналы CBA
зи, в результате на мостике во время боя
наблюдались излишняя суета, шум.

На корабле строго проанализировали
возможности ликвидации выявленных He
хочетов и приступили в должной после-
ловательности к их устранению,

Начали с отдельных  краснофдлотцев.
Проверили № мельчайших подробностей
знание ими инструкции, ббязанностей и
отдельных, уже сданных задач, согласно
методике боевой подготовки. Затем присту“
няли к отработке отделения, потом первой
боевой части в целом и, наконец, к вза-
имолействию со всеми другими боевыми
частями корабля.

Всея отработка проходила в условиях,
наиболее приближенных к боевым, и бла-
тедаря этому удалось добиться значитель-
вых результатов.

В процессе подготовки, как никогда,
проявляются недостатки, погрешности ме
толических указаний, В своем большин”
стве они были разработаны задолго до
войны ‘ин Поэтому частично не отвечают
современным требованиям, не могут удов“
летворить командиров” штурманских’ под
разделений. В методических указаниях по
боевой подготовке, например, нелостаточно
четко тазработан такой важный 30106.
как борьба с авариями, ликвидапия раз“
личных повреждений материальной части,
восстановление приборов, отработка aBTo-
матизма у краснофлотцев и т. д. -

Важность этих вопросов в’ боевой: пох-
готовкё личного составы видна из. еле-
дующих примеров.

Крейсер проводил немало онераций по
высадке десанта. В одной из них были
выведены из строя все приборы на х9ло-
вом. мостике: алидады правого и левого
борта, пеленгаторы, тумбы рулевого уп-
равления; были также перебиты кабели к
лагам, эхолоту и другим приборам. В pe-
зультате игтурман не имел возможности
навигационно. определить свое место.

Перед личным составом встала задача
как можно скорее -и лучше восстановить
поврежденные приборы. Гвардии тлавный
старшина Шабров немедленно наметил
правильный и последовательный план.
Вначале он бросил все-силы на восстанов-
ление ‘алидад, которые крайне необходи-
мы-для ведения артиллерийского огня. .

lai ee
прекращая зенитного огня. В этом походе
пять сбитых самолётов упали в море у
нас на глазах. Суда каравана почти не
имели повреждений. т

Конвоируя транспорты в условиях же-
стоких штормов и боев с противником,
командиры и краснофлотцы Северного
флота показывают образцы мужества и
самоотверженности. Выполняя боевую
задачу, один из эсминцев попал в жесто-
кий шторм. Волны оторвали _кренление
глубинных бомб. Бомбы начали падать
за корму; а корабль, борясь со штормом,
ел тихим ходом. Создавалась опасность
подрыва корабля на собственных бомбах.
Б эти минуты краснофлотец Петр Деров
иробралея к кормовому скату по палубе,
захлестываемой = тяжёлыми громадами
ледяных волн, и в промежутках между
их ударами разоружил бомбы. Вноелед-
ствий он’говорил, что ему’ некогда было
думать о себе, так как онасность грозила
родному кораблю.

Во время боя, при свежей волне, один
из заряжающих был сбит с ног волной, —
он упал со снарядом в руках, Находив-
шийся рядом химист ловко подхватил сна-
ряд и послал его в лоток \орудия. Орудие
выстрелило по ревуну вместе с другими,
не нарушив темпа огня. i

Когда в открытом море эсминцы ветре-
чаютея с вражескими кораблями, замеча-
тельно проявляют себя машинисты, ст
которых во многом зависит исход боя.
Стоит командиру нажать на ручку теле-
графа — через несколько секунд дается
нужный ход. Моряки, стоящие у турбин
и форсунок наших кораблей, знают свою
технику и могут выжать из механизмов
всё, что те способны дать. ‘

Североморские эсминцы днём и ночью
готовы к встрече с врагом. вновь и вновь
выхолят в море для выполнения боевых
заданий. На одном из них, на «Гремя-
щем», развеваетея гвардейский флаг, за-
воеванный в боевых операциях. в много-
численных походах. на конвойной службе.

Капитан 1-го ранга П. КОЛЧИН,
Северный флот,

Beem понятно значение последователь“
ности  исправаения повреждения. dro
сложная задача. На каждом atane 60m na
де правильно выбрать важнейший, наибо-
лее нужный прибор, требующий исправ-
ления. Командир должен тщательно тре’
нировать людей, следить за этим, так как
в существующих методиках упоминаний
96 этом нет. Если бы на нашем корабле
вё проводилась длительная тренировза и
не были заранее приготовлены запасные
части и кабель, а краснофлютцы не звали
бы, как ликвидировать то или иное по
вреждение, — стрельбы были бы сорва-
ны. & это в свою очередь могло значя-
тельно затруднить высадку десанта и его
артиллерийскую поддержку.

Или вот другой пример. Крейсер вер-
нулея из операции, имея повреждения,
(‘тали на якорь. В бухте свирепствовал
шторм, а через некоторое время предетоя-
ло опять выйти в море. Связь с берегом
отсутствовала. На корабле не работали
почти все приборы штурманекого воору-
жения — лаги, эхолоты, репитеры, тумбы
управления. рулем на отдельных постах
пт. дл. Управление кораблем было зна-
чительно ограничено.

Ветал вопрос: сможет ли крейсер вы-
полнить предетоящую боевую задачу паи
должен немедленно стать на ремонт?

Весь экипаж горел желанием пойти в
операцию и приложил все усилия для
ликвидации пювреждений. Благодаря тому,
что ллчный состав был обучен прелвари-
тельно, удалось быстро ликвидировать всё
повреждения. Экипаж корабля с честью
провел новую, очень ответственную 91е-
рапию. :
_ Эти примеры показывают, что боевая
полготовка в значительной степени лол-
жна быть направлена на исправление 19
вреждений. на поддержание техники в по-
стоянной боевой готовности. Раньше в
большинстве случаев  краснофлотцев и
млалших командиров мы учили только, как
обращаться е тем или иным прибором,
механизмом, и в то же время мало тре“
бовали, чтобы специалист, в чье заветы“
вание вхолит материальная часть, устра*
нял неисправности, повреждения. Самая
методика боевой подготовки подчас впо-
сила строгие ограничения.” Да и теперь
еще на отдельных кораблях в ней не сде-
ланы коррективы.

Итак, вся боевая подготовка на кораб*
ле связана непосредственно с ближайшими
залачами каждого подразделения. Обуче-
ние экипажа в современных условиях
определяет собой подготовку к решению
очередной задачи. Если команлир будет
стремиться охватать все вопросы, даже и
не. связанные непосредственно с прелетоя“
щей деятельностью, можно с уверенно“
стью сказать: это подразделение не будет
тотово в встрече с врагом. =~

Каждый этап боевой подготовки вклю“
чает вопросы, подлежащие разрешению в
ближайшие лни, недели. Если придется
поллерживать приморский фланг армии —
на корабле отрабатывают взаимодействие
боевых частей. Перех перевозкой войск
или конвоированием транспортов готовят“
ся к противовоздушной и другим видах
обороны на переходе, обеспечивают належ-
ное наблюдение и т. д.

Поэтому на каждом этапе подготовки к
боевым операциям сдача залач происхолит
не в той послеловательности, которую per
коменлует методика, д в зависимости от
спепифичности данной операции, от под
готовки личного состава.

Правильно ли такое отступление? Нам
кажется, что правильно. Если принять во
внимание боевые условия, когла выбыв“
шие люди заменяются новыми, HClO
статочно подготовленными, a корабль
всё продолжает выполнять боевые залачи,
То станет понятным, почему необхолиуы
отступления OT последовательности, 113.10
женной в методике.

За последнее время корабли получили
много новой техники, вооружения, ввеле-
ны различные усовершенствования. Вой-
на внесла значительные изменения в так-
тичегкое использование оружия. Поэтому

на крейсере боевая подготовка органи?
зуется с таким расчетом, чтобы глубоко
изучать и быстрее осваивать новые при-
боры, механизмы.

Как правило, новая материальная часть
осваивается непосредственно при ее уста-
новлении. Учёба планируется так, чтобы
полнее использовать пребывание на ко-
рабле заводеких специалистов. Это лаб
значительный эффект.

Вопросы изучения и использования но-
вых приборов требуют специального изло-
жения и детального разбора, что не вхо-
дит в данном случае в нашу задачу. Но,
несомненно, эти вопросы важны п недо-
статочно освещены.

Можно сделать вывод, заслужлвающий,
на наш взгляд, внимания: штурманские
методические указания должны всё вре-
мя корректироваться. Многие из них тре-
буют срочных дополнений, — изменений,
выдвинутых боевой леятельноетью:

Капитан 3-го ранга

Н. ЕЛИСЕЕННО,

БОЕВОЕ СОРЕВНОВАНИЕ
МОЛОДЫХ ЛЕТЧИКОВ

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ. 12 июля. (Спец. корр. TACC).
Балтийские летчики-гвардейцы в  пере-
рывах между воздушнымн боями с врагом
совершенствуют технику пилотирования
ни мастерство ‘воздушной стрельбы. На
аэродроме, возле которого недавно `проис-
ходил большой бой с вражеской авиацией
сенчас идет учеба. На старте находится

Герой Советского Союза гвардии капитан °

Геннадий Цоколаев. Он выпускает в воз*
лух своих молодых питомцев.
Происходит воздушный «бой»
ются» опытный летчик гвардии’ капитан
Карпунин и младший лейтенант Гаркин
не принимавший еше участия в настоя.
щих боях. Рядом искусных маневров Кар-
пунин заходит в хвост истребителю Гар-
кину и атакует его. Молодой летчик поз
лучает наглядный урок бдительности и
стремительности действий в воздухе, Пос-
ле воздушного «боя» летчики Bean учеб-
ные стрельбы, во время которых paccTpe-

ляли с самолета конус. бу
a уксируем д-
ной из машин: р т

«Сража-

in et а а ск es Ske pce we

ae a ee

~~

—

“et

лы