1} оля 1943 г., № 163 (1421)

Sakae КРАСНЫЙ ФЛОТ   8
КНИГА ТОВАРИША СТАЛИНА

ОБ ОТЕЧЕСТЕ

ша ПоВЫм, третьим — изданием
в тиарища Сталина «0  Вели-
at отечественной войне Советского

виз, В книгу вошли все опубликован-
ви в uewaT выстунления и приказы
зари Сталина за два тода Великой
„нетвенной войны советского народа
илз немецко-фашистских захватчиков.

‘рты товарища Сталина, посвящен-
Jp pollne, состоят на вооружении совет-
зио варода как оружие огромной дей-/
цыннити, удесятеряющее силы наших
зий з борьбе против озверелого врага.
ид привык HA каждом этапе войны
„ылить твердый, уверенный голое вож-
и мохновляющий советских людей на
чриерные полвиги самоотверженноети
тиролама. Никогда еще во веей прошлой
улуии путь общенародной борьбы не oc-
ушаля маяком такой огромной мощи, ка-
wy явлются выступления товарища
(алина. }

[леровские авантюристы, напав

=

на
twerceuit Союз, в безмерном ослеплении,
ним рассчитывали поставить на колени
yuan русский народ, украинцев, aa
ив и другие свободолюбивые народы
(СР. В арсенале авантюристических
Узинов неяцев был также расчет на то,
йы молниеносным ударом сломить волю
qperckoro народа к сопротивлению cine
‚   то, как он поймет смысл и значение
[взазанной ему войны. Этот подлый рас-
чт гитлеровцев потерпел такой же по-
psu крах, как и другие их расчеты.
(рых же дней вражеского нашествия
 вточ сталинскоге тения ярко озарил
цел ин хол, характер ‘и цели навязан-
эр ах войны, задачи и обязанности со-
уиких людей на фронте и в тылу. В
  тупаениях товарища Оталина звучит

Bech MAP мощный 1010 великого со-
уикого народа, полного решимости всети
бу против врага до  победоносного
Зона.

Гилеровские людоеды хотят ввергнуть
фимчество в черную ночь варварства и
ROTH, OW кичатся своей  непримири-
yi враждой к культуре, своим нетерпи“
YM отношением к свету человеческого
мания, Они провозгласили господство
рыневекового  мракобесия, мистики,
цзи и Тасы», дикого произвола. Под
ути знаменем они ринулись в кровавую
умантюру борьбы з& завоевание мира, за
утит чужих земель, за покорение, по-
мщение и истребление чужих наролов.
{вомкий нарох ведет борьбу против не-
уцкофашистских захватчиков под зна-
ух демократии, прогресса, веры B си-
}\ чдовеческого знания. Сталинские вы-
пиления построены на гранитной ocno-
у муого передового научного мировоззре-
1, каким когда-либо обладало человё-
АТВ, — на основе передовой маркеи-
мехжнинской науки. «Дух  велякого

Уи и ето победоносное знамя вдох-
И юмлюг нас теперь на. отечественную
Мну так же, как 23 года назад», —
юрид товарищ Сталин 7 ноября 1941
 ] ма. Дух великого Ленина живет в рабо-
и товарища Сталина, дающих глубокий
ВучНый анализ событий переживаемой
ук эпохи =—— эпохи величайших битв за
tins и свободу человечества. Работы
ряща Сталина обогащают бессмертное
мене маркоизма-ленинизма обобщением
Иантекого опыта новой полосы мирового
Тавития, обобщением опыта титанической
рыбы, в которой решаются судьбы мно-
т поколений.

( первых же дней войны ‹ товарит
лин показал, что войну с фашистской
манией нельзя считать войной обыч-
№, ибо это не только война межлу дву“
\м армиями, мо вместе с тем -— это ве-
имя война всего советского народа про-
ив немецко“фашистских захватчиков,
унларюдная отечёственная война против
нназистных оккупантов, несущих Ha
ших штыках чудовищное немецко-фаши“
(кое иго. «Враг жесток и неумолим, —

Мирил товариш Сталин в начале вой“
Ш. — Он ставит своей целью захват
ИХ земель, политых нашим потом,

Мат нашего хлеба и нашей нефти, до-
тых наших трудом. Он ставит своей
№150 восстановление власти помещиков,
Установление царизма, разрушение на“
нальной культуры и национальной
мударственноети русских, украинцев, бе-
ртссов, литовиев, латышей, эстонцев,
Титов, татар, молдаван, грузин, армян,
> ибайджаниев и других = свободных
‚Мрв Советского Союза. их онемечение.
М превращение в рабов немецких князей
\ баронов».

В первые же лни Великой отечествен-
и мйвы товарищ Сталин раскрыл всю
Мубину смертельной опасности, нависшей
1 нашей родиной. Он показал, что дело
Net 0 жизни и смерти советского госу-
рства, о жизни и смерти народов СССР,
\10м, быть советским народам свободны-
М пи впасть в порабощение; Могучий
Мтриотический порыв воколыхнул ‘нашу
  1 от края до края. Искониая любовь
  Мекого нароха к своей родине, HOMHO-
  StHHa па чудесные родники ` народной
  “it, раскрытые величайшей в истории
` И№люцией, советским строем, породила

` (11, прегралившие путь врагу.
   Тюарищ Оталин вскрыл характер Ве”
  MOT отечественной   войны, самой спра-
Юй из всех когда-либо прюнехолив“
  их мйн, Советский народ ведет войну
% свобождение нашей родины от немец
‚ №Чщисских оккупантов, за уничтоже-
у №8 т9Й смертельной опасности для всего
Чемтечества, какую представляет ‚собой
\ичневая чума гитлеризма. Идея защи-
1Ы отечества, вдохновяяющая советский
‚ММ, порождает в нашей стране героев,
‘Tvewupyiommx ряды Красной Армии и
тасного Флота. Именно справедливым ха-
histepow нашей отечественной  войНье
Фяснлется, что она режлает тысячи те”
№ п героинь, совершающих подвиги
(примерной смелости ч отваги, тотовых
14 смерть ради свободы своей роди“

Войну против гитлеровской  Термании
УМ заем в боевом содружестве с велики“
ЖИ земократическими державами — Анг“
пей и СПА, в тесном сплочении со все“
\Т свобололюбивыми народами” мира. Еще
3 первые месяцы тойны товарниг Сталин
Чбазал, что   «коалиция —/ Соединенных

‚Враг серьезно ранен,

r

!

А. ЛЕОНТЬЕВ
>

Штатов  Amepurn, и
СССР есть реальное дело, которое растет
И будет расти во благо нашему общему
освободительному делу». Тщетны попытки
гитлеровских провокаторов посвять рознь
внести разлад в ряды антигитлеров-
ской коалиции свободолюбивых стран.

ходе войны еще более укрепился боевой

‚ Великобритании

союз СССР, Англии и CHITA, выросли и.

окрепли армии’ свободолюбивых народов
упрочилась ‘их боевая солидарность. :
Товарищ Оталин раскрыл лицо врага,
вероломного и подлого, жестокого и бес-
человечного. Еще залолго до войны, в те
годы, когда недооценка фашистской опас-
ности со стороны  ряла
руководителей европейских государетв
привела к роковым ошибкам, за которые
народам впоследствии пришлось ‘распла-
Титься потоками своей крови. советский
нарох, руководимый партией большевиков.
во тлаве с прозорливым вождем товарищем
Сталиным знал и понимал, что фашизи—
это война, что гитлеровекие авантюристы
точат нож для нанесения уларов в епи-
ну миролюбивым  наролам. Дальновидная
политика партии Ленина— Сталина, бовет-
ского правительства сорвала  злолейский
расчет Титлера, который надеялся захва-
тить нашу страну врасплох, безоружной
и неподготовленной к серьезной борьбе ‘с
его чудовищной военной машиной.
Товарищ Сталин разоблачил подлого вра-
га, хитрого и опытного в обмане и провока-
ции. Нод фальшивой вывеской германских
«национал-социалистов» орудует хищная
свора цепных псов разбойничьего терман-
ского империализма, злейших врагов всех
свободолюбивых народов. «Партия гитле-
ровцев есть партия империалистов,  при-
том наиболее хищничесних ‘и’ разбой-
ничьих империалистов среди всех  импе-

‘риалистов мира». Это — империалисты,

захватывающие чужие страны и высасы-
вающие из них кровь для того, чтобы
обогатить -немецких банкиров и плутокра-
тов. реакционеры-врепостники,
злейшие враги. душители и разрушители
европейской культуры. Немецкая армия
является «армией  крепостников,  проли-
вающей кровь ради обогащения немецких
баронов и восстановления власти поме
щиков», «армией средневекового мракобе-
сия, призванной разрушить европейскую
культуру ради насаждения рабовладель-
ческой «культуры» немецких банкиров и
баронов»,

Гитлеровские людоеды ‘поставили перед
собой авантюристическую,  сумасбродную
цель порабощения и уничтожения великой
русской нации, которая обессмертила се-
бя в истории человечества величайшими
достижениями во всех областях практиче-
ской жизни и культурного творчества. Не-
мецко-фашистские изверги задумали уни-
ччожить, стереть с лица земли великий
русский народ, который на протяжении
многих веков камень за камнем склады-
вал здание своей  тосударственноети. хо-

зяйства, своей сверкающей культуры.
Гитлеровекие дикари поемели  об’явить

русскому народу и всем братеким народам

CCCP истребительную войну. Советские
народы ответили немецко-фашистеким мер-
завцам стальной решимостью добиться пол-
ного уничтожения всех подлых захватчи-
ков, оскверняющих нашу священную
землю.

Наглый и самоуверенный враг создал
миф о своей «непобедимости». Эта ложь
была разоблачена с первых же дней вой-
ны товарищем Сталиным,  показавигим,
что непобедимых армий нет. В жестоких
боях советские войска развеяли в прах
миф о непобедимости терманской военной
машины, сотканный из лжи и провока-
ций. предательства и обмана;

Товарищ Сталин учит советских людей
правильной оценке силы врага. В момен-
ты наиболее грозной ®пасности для нашей
родины он подчеркивал, что враг не так
силен. жак изображает лживая немецко-
фашистская пропаганда. Он вскрыл де-
фективность немепко-фашистекой = страте-
гий, шаблонный характер тактики. гитле-
ровских войск. Он показал такие корен-
ные источники слабости врага, kak
непрочноеть его тыла в  оккупи-
рованных° странах Европы и в самой
Германии,  иссякание людских  резер”
вов, низкий моральный уровень гитлеров-
ских бандитов, разлад и разложение
внутри гитлеровского лагеря. И вместе с
тем товарищ Сталин твердо и репгительна
предостерегает против недооценки сил
врага. Не увлекаться успехами,  всегла
помнить 0 необходимости закрепить дер”
жанную пюбелу и добить врага до кон-
па —— таков железный закон ленинско-
сталинской стратегии. =

Сокрушительные удары советских войск
потрясли ло основания  гитлеровскую
военную’ машину, изменили ход мировои
войны и создали необходимые предпюесыл”
ки лая победы над гитлеровской Терма-
нией. Военная мошь гитлеровской Герма-
нии основательно подорвана, военные И
политические перспективы для гитлеров-
ской армии. резко ухудшились. Соотноше-
ние сил изменилось в юльзу антигитле-
ровекой коалиции свобололюбивых держав,
против банлитского лагеря Гитлера и его
«союзников». Разбойничий лагерь Гитлера
переживает тяжелый кризис и стоит ие-
ред своей катастрофой. Но эта катастрофа
не может притти в порядке _ самотева.
HO он всё еще си-
лен. угроза гибели умножает силу его
сопротивления, а отчаяние толкает его на
новые кровавые авантюры. Ноэтому  не-
обхолимо полное напряжение всех сил,
мобилизация всех средств и ресурсов дер-
wap, участвующих В антигитлеровской

лиций,
aa ee теперь, когла Фапистекий
зверь напрягает свои последние силы, —-
необходимо организовать общий натиск
свобололюбивых стран длЯ того; чтобы
лобить этого зверя и избавить наролы от
фашистского гнета», — убазывает товарищ

алин.
en сталинского предвидения не имеет
себе равной в истории. На каждом этапе

недальновилвых

ЕННОЙ ВОЙНЕ

войны товарищ Сталин, анализируя ee
ход, вскрывает законы войны. и тендён”
ции в развитии военных действий, пока-
зывает роль постоянно действующих фак
торов войны, глубокие процессы измене-\
ния соотношения сил борющихся сторон.
Сталинские оценки и прогнозы © порази“!
тельной точностью  подтвержлаются всем!
ходом событий. Вепомним слона, полные!
бодрости и огромной. внутренней силы,
прозвучавиие в 24-ю годовщину Октября,

6 и 7 ноября 1941 года, когда наиболее 55

острой была опасность для Москвы, когда
враг, напрягая” вее ‘силы, бешено -рвался
к сердцу нашей родины: Проньло. немноге
дней, и Красная Армия нанеела гитлеров-
ским войскам поражение на подступах к

Москве, которое ` явилось  решающих воен- ‘``

ным событием первого - года. отечественной
войны и, вместе е тем, первым крупяым
поражением немецкой армии за всё время.
второй мировой войны. Вепомним слова
приказа товарища Сталина к 25-Й годов-.

лщине Октября: «Будет и на Hamel yan

це праздник!» Как блестяще. подтверди-
лись эти слова последовавшими  векоре
уларами Красной Армия по гитлеровских
ордам — под Сталингралом, на Кавказе и
8 других местах!

Выступления товарища Сталина сыгра-
ли исключительную роль в воспитании
воинов Красной Армии,  поразившей
мир подвигами беспримерной ‘отваги и
мужества, героической обороной Одессы
и Севастополя, Ленинграда и Сталингра-
да, сокрушительными ударами, нанесен“

‘ными врагу под Москвой и Ростовом, на

Севернюм Кавказе и в величайшем сра-
жении у стен Сталинграда. Отдавая долж-
ное героической борьбе Красной Армии,
ве ‘великий вождь и гениальный стратег
ясно и четко опрелеляет задачи ея
воинов, учит их воевать так, как этого
требует дело победы. Красная Армия и
Военно-Морской Флот за время войны за“
калились в боях, приобрели богатый
военный опыт и превратились в силу,
трозную для врага. Нэ большевикам не
свойственно успокаиваться на достигну*
том. Товарищ Сталин приказывает: «Бой-
ЦЫ: Должны научиться хорошо владеть
своим оружием, командиры должны стать
мастерами ведения боя. Но и этого мало.
В военном деле, а тем более в такой
войне, как современная война. нельзя
стоять на месте. Остановиться в военном
деле —езначит отстать. А отсталых, как
известно, бьют. Поэтому главное сейчас
состоит в том, чтобы вся Красная Армия
изо дня в лень совершенствовала свою
боевую выучку, чтобы все командиры п
бойцы Красной Армии изучали опыт вой“
ны, учились воевать так, как этого тре-
бует дело победы». Товарищ Сталин пока-
зал огромное значение партизанского лви-
жения в условиях Великой отечественной
войны, определил залачи и метолы борь-
бы славных народных  мститеяей-парти-
зан, несущих возмездие неменко-фашиет”
ским палачам,

Нельзя победить врага без крейкого и
прочного тыла. Советский строй создал
ранее невиданное  морально-политическое
единство нашего общества, Нерушим cows
рабочих и крестьян, подкрепляемый сою-
30M этих классов с советской интеллиген-
цией. Пречно, как гранитная скала, вы-
сится ленииско-сталинская дружба наро-
лов СССР, скрепленная кровью лучших
сынов народов, пролитой на полях сраже-
ний. Сила советского патриотизма вдох-
новляет миллионы людей на фронте и в
тылу, на ней зиждется полное единство
фронта и тыла Советской страны. «Ни-
котла еще советский тыл не был так
прочен, как теперь» подчеркивал
товариш Сталин в первые же месяцы
войны. Советский строй выдержал вели-
чайшее испытание войны. Ни одно дру”
roe государство в мире не могло бы Ye-
тоять перед лицом таких испытаний, ка-
кие выпали на долю нашей родины. Во-
преки расчетам гитлеровских ‘авантюрис”
тов, советский строй оказался самым
прочным строем в мире. Товарипг Сталин
высоко поднял значение организаторской
работы в тылу, трудового героизма рабо-
чих, колхозников, интеллигенции, снаб-
жающих фронт всем необходимым для
победы над врагом. Beé для войны! —
этот сталинский призыв звучит в сердцах
всех советских патриотов.

Советские люди в тылу, как и совет-
ские воины на фронте, проявляют свою
любовь к отчизне в самоотверженных под-
вигах. Пламя социалистического соревно-
вания охватило миллионы рабочих, кую-
мих оружие лля Красной Армии и Крас-
ного Флота. По почину, саратовского кол-
хозника Ферапонта Головатого возникло
патриотическое движение усиления мощи
Красной Армии за счет личных , cOepexe-
ний трудящихся, которое дало в фон
Красной Армии свыше 7 миллиардов руб-
лей. Второй Военный Заем, выпущенный
в июне 1943 г., был размещен на 20.323
млн. рублей, с превышением на 8 млрд.
323 млн. рублей против суммы, намечен-
ной по плану. Никогда ешё народные
массы не участвовали с такой самоотвер-
женноетью в защите родины, как, ныне,
в дни Великой отечественной войны.

т kik

Выступления товарища Сталина 06
отечественной войне — доклады, речи,

приказы — ярким прожектором освещают
путь к победе нал врагом. В этих истори-
ческих выступлениях наши бойцы и
командиры черпают глубокое  пюнимание
каждого этапа войны, ° находят мудрые
и ясные указапия,  вдохновляющие на
мужественную и беспощадную борьбу с
немецко-фашистскими захватчиками.
Книга товарища Сталина © Великой
отечественной войне Советского Союза
дает советским людям ясность цели, силу
ориентировки в современной сложной
международной и военной обстановке. Эта
книга должна лефь в основу всей пропа-
гандиетской, политической работы в ар-
мии и на Флоте. Глубокое изучение этой
книги вооружит советских людей, бойцов
и командиров Красной Армии / и Военно
Морского Флота еще более твердой в
непоколебимой уверенностью в победе, в
Боторой ведет нас товарищ Сталин,  .

эх

‚пахучих трав.

р о д о Senate tle
= a tt en до tn edt et A

#2

Северный флот. Краснознаменный ди-
визиом истребителей ‘подводных ло-
док. Катер-охотник забрасывает глу-

бинными бомбами
водную лодку,

фашистскую  под-

Фото Н. Бериичука,

В ВЦОПО, НАРКОМСУДПРОМЕ
и НАРКОМАТЕ ВОЕННО-
МОРСНОГО ФЛОТА

ВЦСПС, Наркомсудпром о и Наркомат
Военно-Морского Флота, рассмотрев итоги
Всесоюзного социалистического соревнова-
ния работников судостроительной промыш-
ленности за июнь 1943 года, признали по-
бедителями в соревновании следующие
предприятия и решили:

Вручить переходящее Красное Знамя
Государственного ‘Комитета Обороны и
выдать премию заводу, где директором
т. Оленников,  парторгом ЦК ВКП(б)
т. Антипанов, предзавкома т. Кривчевский,
передав знамя с завода, где директором
т. Товстых, :

Оставить переходящее Красное Знамя
Военно-Морского Флота и выдать первую
премию заводу, где директором т. Локшин,
парторгом ЦК ВКП(б) т. Орлов, предзав-
кома т. Садовский,

Наркомсудпрома и ЦК профсоюза рабочих
судостроительной промышленности и вы-
дать вторую премию заводу, где директо-
ром т. Слуцкий, парторгом. ЦК ВКП(б)
т. Негода, предзавкома т, Мерзляк.

Наркомсудпрома. и ЦК профсоюза рабочих
электрослаботочной промышленности и
выдать вторую премию заводу, где дирек-
тором. т. Кандарицкий , парторгом — ЦК
ВКП(б) т. Черницын, предзавкома т. Гусев.

электрослаботочной промышленности ивы-
ром т. Быстров, секретарем парторганиза-
цни т, Тимофеев, предзавхоха. т. Иванов,

Вручить переходящее {  pacnoe Знамя
Наркомсудпрома и ЦК профсоюза  рабо-
чих судостроительной промышленности и
выдать вторую премию заводу, где. дирек-
тором т. Балаев, секретарем парторгани-
зации т. Голиков, предзавкома т. Желту-
хин, передав знамя с завода, где дирек-
тором т. Миронов.

Выдать третьи премии заводам, где ди-
ректорами тт. Волков, Товстых ‘и Один-
цов. /

Отметить хорошую фаботу заводов, где
директорами тт. Румянцев, Пылков, Иорх
и Розенштейн, =

Госпиталь .

под землей

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 июля.
(Спец. корр.`ТАСС). В стороне от дороги
роща. Вокруг почти ни души. Но в глу-
бнне леса идет напряженная жизнь.

срубы, На приземистых
цветут ромашка, колокольчики, клевер,
колосится пырей. Через раскрытые

в подземные корпуса врываются ароматы
Под землей расположены
просторные палаты для раненых,  опера-
ционные и перевязочные кабинеты, санпро-
пускник, кухня; вещевые и’ продовольст-
венйые склады. :

’

ской авиации подземелье врачи прифрон-
тового эвакогоспиталя успешно производят
самые сложные хирургические операции.

Красноармейца Андрея Булатова доста-
вили в госпиталь в бессознательном  со-
осколок вражеского снаряда сильно по-
вредил основные _ кровеносные
Консервированной крови нужной группы
для экстренного переливания под рукой не
оказалось. Военврач Барзам и медицинская
сестра Ларина предложили хирургу взять
их кровь. Операция. прошла удачно.
Жизнь бойца была спасена,

ститута майор медицинской службы Ши-
роков. Ему обязаны сохранением жизни
очень многие тяжело раненные бойцы и
командиры.

50-ЛЕТИЕ РУССКОЙ
МЕТРОЛОГИИ

Исполнилось 50 лет
инициативе великого русского
нована Главная палата мер и весов,

мер и измерительных приборов при СНК
CCCP об’единяет и: руководит всеми мет-
рологическими и поверочными работами в
стране. В его системе имеются три науч-
но-исследовательских института и свыше
200 поверочных учреждений.

Всесоюзный институт  метрологин яв-
ляется крупнейшим метрологическим уч-
реждением. Он оснащен  разносторонними

измерительными лабораториями, всеми го-
сударственными эталонами страны.

Работа Комитета имеет болышое значе-
ние для всех отраслей народного хозяйст-

оборонной промышленности,
(ТАСС)

Глубоко под землю уходят бревенчатые   чиками.
крышах буйно   свяшенную народную войну. Все более и

Старшим хурургом подземного госпита-   мии больше
ля работает доцент Горьковского медин-  Мам помогают ‘физики, упорно занимаю“

ва и промышленности, в частности — для   медицинскому

Бомбардировка нашей авиацией
железнодорожного узла Белгород

‘бархировала железнодорожный узел Бел-
горох, где наблюдалось большое скопле-
пиё эшелонов противника. В результате
бомбардировки возникло большое число

пожаров. Экипажи наших самолётов ная
блюдали многочисленные взрывы, в том.
числе один взрыв огромной силы. Все на”.
ши самолёты вернулись на свой а9эр9-
дромы.

АНТИФАШИСТСКИЙ МИТИНГ
СОВЕТСКИХ УЧЕНЫХ

11 июля в Москве состоялся  вто-
рой антифашистскай митинг советских
учёных. Открывая митинг, председатель
Антифашистского комитета советских учб-
ных академик Н. С. Державин сказал:

—- В тяжелые для народа годины  с0-
ветская наука показала всему миру, что
она идет вместе со своим народом и без-
заветно служит ему. Немцы уже узнали
и ещё больше узнают силу русской нау-
ки по тем ‘ударам, которые наносит им
  Красная Армия, ибо в силе этих ударов
есть доля труда и советских учёных. Они
Г неустанно работают над вопросами более
  эффективного использования для нужд

В ночь на 11 июля наша авиация бом-

\ обороны богатейших природных ресурсов
  страны, евоим упорным и самоотвержен-
ным трудом лелают вооружение Красной
Армии всё более мощным.

Каждый день кровавого разсула гитле-
ровцев =— это новые жертвы, новые раз-
рушения и зверства. Не ладим же врагу
продолжать этот’ кровавый 1азбой! Мы
призываем учёных Англии и Америки,
учёных всего мира сделать всё, чтобы
усилия армий свободолюбивых 0б’единен-
ных наций слились с героическими уби-
лиями Красной Армии. Священный наш
долг — В этот решительный час отдать
все знания, все силы делу быстрейшего
разгрома гитлеризма.

Слово предоставляется академику Н. В.
} Цицину, посвятившему свое выступление
  военным усилиям советской сельскохозяй“
ственной науки.
  — В ни ‘войны. — сказал тов. Ци-
  пин, — советские ученые многое сделали
для быстрого перемещения важных сель-
скохозяйственных культур на Восток,
для общего повышения урожая. С по-
мощью учёных колхозники осваивают но“
вые земли, похучая с них небывало вы-
сокие ‘урожаи. В решающие дни битв
против общего Врага мы призываем учё-
ных всех прогрессивных стран к ещё
большему снлоченяю сил в борьбе про-
тив гитлеризма.

Вопиющие факты гитлеровских  пре-
ступлений приведены в оглашенном Ha
митинге письменном выступлении Героя
Социалистического Труда  тенерал-лейте-
нанта  мелицинской службы академика
Н. Н. Бурденко. ae

— Фашистские разбойники ответят з&
каждое свое преступление, — пишег акз-
  демик Бурденко. — Учёные мира! К вам
  обращаюсь я, представитель советской
медицинской науки. Всеми своими  зна-
чиями, своим беззаветным служеняем на-
роду поможем скорейшему pasrpomy rep-
манского  Ффапизма —— этого  злейшего
врага свобололюбивого человечества, куль”
туры, жизни.
  На трибуне действительный член Ака
! лемии наук Белорусской ССР В. Н. Пер-
{ цев.

— Советская Белоруссия. — говорит
он,-— была цветущей республикой Совет-
ского Союза, быстро развивалиеь её. нау
ва, искусство, литература. В 22 высших
учебных заведениях учились дети рабо-
чих, крестьян, интеллигенции. Около 200
: газет и 12 миллионов экземпляров книг
в год издавалось на ролном белорусском
языке. Гитлеровцы своим вероломным на-
падением прервали  созилательную жизнь
белорусского народа. Они разгромили Бе“
лорусскую Академию наук и разворовали
её богатейшую коллекцию исторических
документов и книг, разрушили библиоте-
ки, институты. картинные — таллереи,
школы, Немецкий фашизм пытается уни-
чтожить все признаки белорусской госу“
дарственности. Но белорусский народ не
ветал на колени перед немецкими захват-
Весь наш народ полнялея на

более сильные удары наносят врагу наши

окна   героические партизаны. «Среди них—мно-

тие деятели науки — известный химик
академик Прилежаев, учёный секретарь
Белорусской Академии наук Иван Гуторов
и другие. Белорусские учёные своей само-
отверженной работой в тылу активно по-

В надежно замаскированном от враже-  „(тают своему народу, отдают все свои

силы делу борьбы с немецкими захватчи“
ками.

Следующим выступил Герой Социалисти-
ческого Труда авиаконструктор С. В. Иль-

стоянии. Глубоко врезавшийся в его плечо  ‘ ющин,

— Мыслью о фронте пронизана BCA

‚ СОСУДЫ:   тедтельность корифеев советской науки и

тысяч молодых учёных, — сказал он. —
Мы, работники военной промышленности,
повседневно ощущаем помощь советской
науки, совместно с её лучшими людьми мы
работаем нах тем, чтобы дать. Красной Ар*

щшиеся проблемами баллистики, аэродина-
мики, военной акустики, нам помогают хи-
мики, разрабатывающие новые технологи
ческие процессы, ищущие новые марки
сталей для танков, самолётов и пушек,
металлурги и геологи, астрономы и мате-
матики, работы которых сейчас безраз-
дельно подчинены интересам войны, делу
победы. Во’ имя этой победы мы вее жи-

со дня, когда по  вем и работаем, во имя победы мы будем
ученога  трудиться с утроенной энергией. Сегодня,
Д. И. Менделеева в Петербурге была ос- з дни решающих битв, боевой клич: «все

лля фронта, все лля победы», — должен

В настоящее время Комитет по делам   пуозвуцать с особой силой, призывая всех

советских патриотов к героическому труду
и борьбе за Родину, за её честь, свободу
п независимость.

Герой Сопиалистического Труда акаде-
мик Е. 0. Патон по

первоклассного вооружения, ,

ской Академии наук выступил с деклара-.
цией, в которой говорится о разграблении
немпами ценнейших памятников украин-
ской культуры и о созидательном труде,
который пролоджают в городах Советского
Союза деятели украинской науки и куль“
туры.

На митинге выступили также академик

С. И. Вавилов, ректор Тартуского универ-
ситета профессор Х. Kpyys, председатель
Астрономического совета Академии внаув
СССР профессор А. А. Михайлов, академи-
ки Я. 0. Парнас, А. В. Щусев, Максим
Рыльский. Оглашены поступившие в адрес
митинга телеграммы президента Академии
наук СССР В. Л. Комарова и президента
Академии наук Украинской ССР А. А. Бо=
гомольца,

Выступивший на митинге вице-президент
Академии наук СССР В. П. Волгин вно-
сит предложение принять обращение к
ученым всего мира. Зачитанный им
проект обращения участниками митинга
единодушно принимается. Г

Принято также приветствие митингу
британских ученых в Лондоне.

— Сейчас наступила пора, когда каж.
дый учёный должен сделать всё. что В
его силах, для ускорения победы Hal
нацизуом, — товорится в обращении Е
учёным веего мира. Гитлеровекая
Термания принесла ненсчислимые бедствия

человечеству. Неменкие варвары истребля-

ют миллионы людей, а миллионы уводят

в рабство. Они безжалостно’ уничтожают” з

драгопенные очаги национальной и * все-
мирной культуры. Гитлеровцы ‘сознатель=
но и планомерно разрушают всё, что было
слелано. руками людей во славу челове-
ческого гения. На оккупированных ими
территориях они уничтожают научные
учреждения, библиотеки, музен и памят“

вики культуры, вывозят в Германию
отромное. количество культурных  цен-
ностей.

Немецкие вандалы намереваются mora
сить факел познания. На место разума
они поставили тбмный звериный ин”
станкт, Они хотят поработить человече“
ство, и поэтому в культуре они BAIT
своего главного врата.

За это покушение wa свободу, на’ 00
весть и на достояние народов гитлеровцы
должны понести суровую кару. Огромный
счёт пред’являет к ним мировая наука.
Этот счёт растёт с каждым днём. За все
разрушения, за все хищения, за грабеж,
за сожженные библиотеки и музеи гитле-
ровцы должны ответить точно так же, кав
за сознательное истребление человеческих
жизней. Пока коричневая чума свиреп-
ствует в тородахи свлах Европы, пока она
каждый лень приносит физическое и ду
ховное растление и смерть миллионам на“
ших братьев— в наших рядах не может
быть самоуспокоенности. Удары, получен
ные неменкой армией как на советско-
терманском фронте, так и в Северной
Африке, основательно подорвали военную
монь гитлеровской Германии. Однако враг
ещё силен. Совместными мощными ударами
армий всех свободолюбивых napoleon Tobe
да над гитлеризмом будет завоевана.

Обрашение заканчивается словами:

— В решающиехлни борьбы против тит“
леризиа священный долг людей науки всех
свободолюбивых стран — беззаветным тру
дом облегчить труд солдата и рабочего,
полководца и тосуларственного деятеля;
всеми силами содействовать ускорению
окончательной побелы 0б’единённых наций
нал общим врагом. Мы. советские ученые,
представители всех народов, неразрывно
сплочённых в единый советский народ,
призываем Bac, лорогие хрузья. и собратья,
переловые люди науки,— отдадим все силы
борьбе с гитлеризмом,

( исключительным “ воодушевлением
участники митинга приняли приветствие
Верховному Главнокомандующему Марта-
лу Советского Союза товарищу Сталину:

«Наша наука всегда была тесно свя“
зана с народом, —говоритея в привет=
ствии. — Мы видим величайшее счастье
лля учёного быть слутой народа, верой
и правлой служить на пользу своей. от
чизны. Сейчас, в грозные дни, которые
переживает наша страна, учёные вместе
с народом, под Вашим руководством уча»
ствуют в священной освободительной
войне против гитлеровских
Страна Советов, влохновлённая Вашей му
жественной деятельностью, ведет гигант“
ские битвы с фашистскими  поработите*
лями, отстаивая свободу, независимость и
вековую культуру нашего народа,

Целиком отдав себя делу разгрома Hes
навистного врага, советская наука» про“
должает традиции лучших русских учб*
ных. Великие патриоты Ломоносов; Мен
делеев, Тимирязев, Павлов и героические
усилия плеяды других русских учёных
в борьбе против врагов нашей Родины
служат для нас высоким образцом служе“
ния отчизне. Мы будем крепить фронт
передовой науки и внесём новый вклад В
величайшее и гуманнейшее дело — уничя
тожение фашизма, 1

Мы знаем, что враг ещё не уничто“
жен, что впереди ещё упорные и тяжелые
бой, но мы уверены в торжестве право-
го дела, защищаемюго нашей Красной Ар
мией. И мы делаем все, чтобы наука бы?
ла верной помощницей в деле разгрома
гитлеровской Германии».

Всесоюзный митинг советских учёных

поручению Украин-‘  транслировался по радио. (ТАСС).

ne ee ee

ВОССТАНОВЛЕНИЕ БОЛЬНИЦ В

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, 12 июля.
(ТАСС). Состоялось областное совещание
работников здравоохранения, посвященное
обслуживанию населения,
пострадавшего в дни гитлеровского Ha»
шествия, и подготовке больниц к зиме,

ОСВОБОЖДЕННЫХ РАЙОНАХ

В городах и селах, откуда изгнаны
немецко-фашистские захватчики,  возоб-
новили работу 70 больниц. Идет’ прием
в 72 амбулаториях, на многих фельдшер-
ских и акушерских пунктах: ;

захватчиков. .

en