tee

=F

Смерть немецким оккупантам!
Sp ere see eserneerenmepenyeeil

ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА .

№ 53 (311)

ЕС

5 марта 1943 Ny ic

О МЕЖДУНАРОДНОМ ОММУНИСТИЧЕСКОМ

ЖЕНОНОМ ДНЕ— 8 МАРТА

Постановление ЦК ВКП(б)

Междунарахный коммунистический женский день в текущем году советские
женщины встречают в решающий момент Отечественной войны против гитле-
ровской Германии и её прислужников. Более трех месяцев продолжается успешное
наступление наших войск. Красная Армия пот руководством Верховного Главно-
хомавдующего товарища Сталина нанесла ряд сокрушительных ударов по немецко-
фашистским войскам и заложила прочный фундамент для победы над ‚врагом. Or
немецких захватчиков освобождены десятки городов и многие тысячи сбл в дере-
вень. Началось массовое иэтнание врага из Советской страны,

В Отечественной войне советская женщина стоит в рядах активных борцов
против немецко-фалтистеких извергов. Никогда ещб во всей прошлой истории жен-
щина пе участвовала так самоотверженно в защите своей Родины, как теперь, в
Великой освободительной войне нашего народа,

Советской женщине есть что защищать!

Советекая власть принесла трудящейся женщине полное м ВЯ
равноправие во всех областях жизни. Она привлекла женщин к участию в управ-
лении государетвом, создала все условия для свободного творческого труда и
счастливого материнства,

Немецко-фапистские разбойники угрожают жизни, свободе и независимости
нашего варода, всем историческим завоеваниям трудящейся женщины. Во временно
захваченных советских районах гитлеровцы чинят неслыханные злодеяния. иетреб-
ляют мирное население, насилуют женщин и девушек, истязают и убивают детей.
Сотни тысяч советских женщин фаптиотокие поработители утнази ‘на тяжёлые ка-
торжные работы ® Германию.

Грозным гневом и великой ненавистью к немецко-фапистским  подлепам на-
полнены сердца трудящихся женщин нашей страны. Вместе со всем народом под-

. кались они на защиту свободы и независимости своей Родины от подлого врага. В

тылу и на Фронте советские патриотки показывают образцы героизма и беззавет-

_ вой преданности Родине, большевистской партии, товарищу Сталину.

Во время Отечественной войны неизмеримо возросла роль женщин в общест-
венном производотве. Самоотверженным трудом милтионы женщин, работающие на
фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, обеспечивают бесперебойное снабжение
фронта вооружением, боеприпасами и продовольствием. Тысячи женщин руководят
заводами, фабриками, учреждениями. Сотни тысяч женщин и девушек, овлалев слож-
ными профессиями, заменили мужчин, ушедших на фронт. Особенно возросла роль
женщины в сельском хозяйстве, На плечи колхозниц легла сейчас основная тя-
жесть колхозного производства. Десятки тысяч женщин стоят во главе колхозов,
работают бригадирами, звеньевыми, заведующими  животноводческими  фермами,

агрономамий

Советские женщины ‘и девушки в рядах доблестной Красной Ги и в пар”.

тизанских отрядах самоотверженно борются против немецких захвалчиков, с честью

несут службу санитарок, медсестёр, врачей, связиеток, снайперов, службу в частях

противовоздушной обороны. За образцовое выполнение боевых заданий командования

‚и проявленные при этом отвагу и геройство многим славным советоким женщинам

присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Тысячи женщин — участниц ве-
дикой освободительной войны за смелость и отвагу награждены орденами и меда-
тями Советского Союза. Советские женщины окружают вниманием ш заботой ране-
ных, организуют -сбор- подарков-и тбилых вещей- для Красной Армни,
участвуют в сборе средств на постройку самолётов и танков, проявляют материн-
скую заботу о семьях фронтовиков, берут на воспитание в свои семьи осиротев-
ших детей. Десятки тысяч советских женщин дают свою кровь для спасения жиз-
Вей раненых бойцов.

ЦЕ ВКП(б) предлагает всем партийным организациям провести Международ

ный схенский день 8 марта, как широкую массово-политическую кампанию,

В настоящий решажщий момент Отечественной войны от советского народа и
OT советоких яюнщин требуется ещё большее напряжение всех сил для разгрома
врага. Врасная Армия продолжает вести наступательные бон, изгонять немцев из
(Советской страны. Но враг ещё силён, он яростно -сопротивляется. Борьба против
гитлеровской Германии потребует ещё времени, жертв, напряжения наших сил и
мобилизации всех наших возможностей. :

Надо полностью мобилизовать все резервы женского труда. Самоотверженный
трух — ‹вященный долг каждой советской женщины и девушки. Нужно ешё mu-
ре развернуть проиаводотвенное обучение женщин и выдвижение передовых работ-
ниц и колхозниц на руководящую работу. Партийные. советские, профсоюзные и
EOMCOMOZHCKNS организации должны всемерно заботиться о бытовых нуждах жен-
щин, занятых в общественном производстве, ибо от этого зависит успех пальнейше-
го вовлечения женщин в производство и производительность их труда. Партийные,
комсомольские и профсоюзные организации должны уделять самое серьёзное внима-
ив политическому воспитанию женщин, в 9606енности вновь пришедиих на про-
HSBORCTBO.

Женщины — фаботницы, инженеры, техники! Jlapafire наступающей рас-
ой Армии ещё больше танков, самолётов, орудий, пулемётов, винтовок, боеприпа-
сов, обмунлировалия! Увеличивайте выплавку метадла, добычу угля, производство
влектроэнергии, В совершенстве овлалевайте техниой своего дела и непрестанно
повышайте производительность трула. 2

Аенщины-железнодорожницы! Быстрее продвигайте поезда с вооружением, бое-
припасами и продорольствием для фронта. Помогайте Красной Армии громить немец-
ко-фашистских захватчиков! Боритесь за бесперебойную, четкую работу железных
дорог! ‘Овладевайте техникой железнодорожного транспорта!

Кенщины—колхозницы, работницы МТС и совхозов! От вашей работы на полах
зависит теперь снабжение Красной Армии и тыла ‘продовольствием, Вы решаете
сейчас успех весеннего сева. Обеспечьте ее B 1943 году высокого woman,
Веё для фронта, вс для победы!

Женщины-—связистки, снайперы и все wamcreres Отечественной войны! Batis
танно совершенствуйте боевую выучку! Всемерно улучшайте дело связи Ерасной Ар-
мии, учитесь метко стрелять! Всеми силами содействуйте успеху наступления на
ших войск! Беспошадно истребляйте гитлеровских захватчиков!

Женщины-—санитарки, медсбстры, врачи! Оказывайте неотложную помощь ране
ным на передовых позициях, выносите с поля боя раненых бойцов и командиров 6
их оружием, окружайте внияанием и заботой бойцов и командиров, находящихся на
излечении в госпиталях! Помните, что от вашей работы зависит жизньЁи возвра-
щение в строй раненых советских воинов!

Женщины. и девушки! В совершенстве овладевайте военными специальностя-
ми! Учитесь метко стрелять. Изучайте дело противовоздушной и противохимической
обороны, санитарное дело, связь. Обеспечьте уход за ранеными, проявляйте материн-
скую заботу о семьях фронтовиков! Возьмите на себя заботу о детях-сиротах, пусть
ни один оспротевший ребенок не останется без материнской ласки.

Женщины п девушки городов И сёл, освобожденных от` немецких овкупантов!
Быстрее восстанавливайте промышленность, сельское хозяйство, школы, библиотеки,

больницы и пекарни. Налаживайте нормальную жизнь городов и сёл!

Женщины и девушки советских районов, временно захваченных врагом! Бли-

зится час вашего освобождения! Помогайте партизанским отрядам беспощадно истреб-
лять гитлеровских мерзавцев, не дагайте отступающему врагу сжигать наши города
и сбла!
Женщины- партизанки! Всеми силами, всеми средствами помогайте наступаю-
щей. Краспой Армии! Шире раздувайте пламя партизанской борьбы в тылу врага!
Самоотвержение выполняйте боевые задания партизанских отрядов! Срывайте пере-
броску неприятельских войск, подвоз оружия и боеприпасов, поджигайте воинские
склады врага! Неустанно овладевайте военным делом! Преследуйте и уничтожайте
немецких захватчиков на каждом шагу!

ЦЕ ВКП(б) приветствует работниц, волхозниц, женщин интеллигентного труда,
санитарот, медсестёр, врачей, связисток, славных партизанок, всех трудящихся
женщип Советского Союза в Международный коммунистический женский день и
выражает тебрдую уверенность в том, что советские женщины в решающий момент
Отечественной войны отдадут Bee силы Ha дело полного разгрома немецких захват-
aro,
Центральный Комитет Всесоюзной

Коммунистической Парта (большевиков).

/

‘контратака противника,

ахтивно —

Наши войска заняли города. Севск,

(Суджа, Оленино

_И крупную железнодорожную станцию Чертолино. Железная
дорога Москва — Ржев — Великие Луки на всем протяжении
очищена от противника.
Славные защитники родины! Закрепляйте завоёванные
рубежи, наносите новые сокрушительные удары по врагу!

B ПОСЛЕДНИЙ ЧАС

НАШИ ВОЙСКА ЗАНЯЛИ ГОРОДА ОЛЕНИНО,
СЕВСК, СУДЖА, СТАНЦИЮ ЧЕРТОЛИНО

1) 4 марта западнее РЖЕВА наши войска, продол-
жая развивать наступление, овладели городом и же-
лезнодорожной станцией ОЛЕНИНО, а также заняли
станцию ЧЕРТОЛИНО.
МОСКВА — РЖЕВ — ВЕЛИКИЕ

крупную железнодорожную
Железная дорога

ЛУКИ на всем протяжении очищена от противника.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

тренов сообщение 4 марта

В течение ночи на 4 марта наши вой-
ска вели наступательные. би на прежних
каправлениях.

: хжжх

Наши ройска, овладев торолом Ржев, ©
боями продвигались вперёд в юго-занад-
ном направлении. Немцы силами пехоты и
танков предприняли несколько контратак,
пытаясь задержать, настуюление наших
войск и закрепиться на новых оборони-
тельных рубежах. Все контратаки гитле-
ровцев отбиты. Налними частями занято
11 населённых пунктов. Только в одном

`Из. этих населённых пунктов захвачено 2

артиллерийских и 2 миномётных батареи,

склад боеприпасов и свыше 200 a To-

рючего. ‘
kee

Samagnee Ростова на Дону бойпы Н-ской

части овладели укренлёнными позициями  .

противника и захватили 3 орудия, 2 ми-
номёта, 50 винтовок, 6 мулемётов и pa-
диостанщию. На другом ‘участке отбита
в результате %0-
торой истреблено до 200 гитлеровцев.

ЖЖ. *

О западнее Воропгиловграда подрезле-
левия Н-ской. части в бою за один наее-
лённый пункт разгромили роту немепкой
ехоты и подбили 2 танка противника.
Захвачено 3 противотанковых орудия, 5
пулеметов, 2 миномёта и 11 автомашин с
боеприпасами.

В течение 4 марта западнее Ржева на“
ши войска овладели тородом и железно-
дорожной станцией Оленино, a также
заняли крупную железнодорожную стан-
цию Чертолино.

В Орловской обдасти наши войска пос-
te упорного боя заняли город Севек.

В Вурокой области наши войска 3 pe-
зультате решительной атаки овладели
тородох и железнодорожной станцией
Суджа.

На других участках фронта наши вой-
«ка вели наступательные бой на преж-
них направлениях.

ххх

Западнее Ржева наши войска, продол-
жая развивать наступление. овладели ro-
родом и железнодорожной станцией Оле-
ино, железнодорожными станциями Чер-
толино, Манчалово. В 601 3a станцию
Манчалово бойцы Н-ской части уничто-
жили до 400 немецких солдат и офице-
ров, захватили 6 паровозов, 3 железно-
дорожных состава и, кроме того, боль-
ое количество  Батонов. 1Юго-западнее
Ржева части Н-окого соединения. сломив
сопротивление противника, продвигались
вперёд. Освобождены от немецко-фашист-
ских захватчиков десятки населенных
пунктов. Взяты болышие трофеи, которые
подечитуваются,

xk *

Запалнее Ростова, на Дону наши войс-
ха вели наступательные бои © упорно
обороняющимея противником, Немцы пы-
тажись вернуть утерянные укреплённые
позиции и предприняли ряд контратак.
Не добившись никакого результата,

о _—_——_

Моряки Краскознамённой Балтики надели погоны. На снимке:

ххх
бон Харькова части Н-ского
соединения отбили ковтратаку немецкой
пехоты, действовавшей при поддержке 20
танков. В результате боя ‘подбито м com-
жено 10 вражеских танков и уничтожено
до 200 гитлеровцев. Захвачены пленные.

kk &

В районе Льгов части Н-ского соетине-
ния вели наступательные бои. На одном
участке наши подразделения овладели на-
селённым пунктом. Немцы предприняли
контратаку и вновь ворвались в этот на-
селённый пункт. He дав врагу закрепить-
ся, советские бойцы  контрударом опроки-
нули еровцев  и, преследуя их,  уни-
чтожили Io 300 comatT m odunepos про-
THBEUEA.

x re

На Кубани наши войска вели наступа-
тельные бои ‘и заняли ряд опорных пунк-
тов противника. Бойцы Н-ской части в
результате боя захватили у немцев 3 ору-
дия, 14 пулемётов, 11 автомантин и ра-
умостанцию. Взяты пленные. :

% ++

Партизанский отряд, действующий в од-
ном из районов Орловской области, 18
февраля соверпил внезапный налёт на, не-
мецкий гарнизон. В завязавшемся бою ©0-
ветские патриоты истребили 90 гитлеров-
цев. Партизаны ‘другого отряда пустили
под откос немецкий воинский ошелон,

гитлеровцы отступили. оставив перед Ha:

х
2) В Орловской области наши войска после упор-
ного боя заняли город СЕВСК.
3) В Курской области наши войска в результате
решительной атаки овладели городом и ал:
кожной станцией СУДЖА,

СОВИНФОРМБЮРО.

„

результале крутения разбиты паровоз, 2
вагона и 5 платформ © орудиями и авто-
мапгинами. Убито 17 и ранено. 35 гитле-
ровцев. И
Группа, орловских партизан из засады
Ha шоссейной дороге обстреляла немецкую
автоколонну. Ружейно-пулемётным огнём
убито 40 солдат. Партизанахи захвачено
2 станковых и 10`^ручных пулемётов, 4

‘автомата и 50 винтовок.

жкя

Бертинское радио 3 марта передало:
«Имперский министр доктоэ Геббельс при-
нял представителей героического. гарнизона
тороде, Великие Туки, которые прибыли ES
несколько дней в Берлин, Во время пряб-
ма участники этих боёв рассказывали 0
TOM, как происходила защита крепости
внутри города». Кав известно, советские
гойска полностью уничтожили немецкий
гарнизон города Великие Луки, а его жад-
кие остатки, вместе < комендантом торо-
да потпблкотником фон Зассом, взяты в
плен. Пленные немецкие солдаты и офи-
церы разгромленного великолукокого  тар-
низона находятся в- советских латерях и,
естественно, не могли быть на приёме. Ко-
то же в таком случае принимал доктоз
лжи Геббельс? Не покойников ли? Лиха
беда начало. Геббельсу остаётся TITER
еб ‘организовать теперь прием предетави-
телей из Сталинграда, Чертково, Кастор-
не и многих других мест, те были окру-
жены и истреблены немецкие гарнизоны,

— Вечернее сообщение 4. марта _ _

подступах и на улицах населённых пунк-

пкими позициями более 600 трупов и 41 Т0в подечитано около 800 трупов гитле-

подбитых танка.
жж

Юго-западнее  Ворошиловграда части
Н-ского соединения в бою ‹ противником
захватили самоходное орудие. 5 пулемб-
тов, 3 миномёта и ралиостанцию. На дру“
том участке наши подразделения, ютра-
Kad контратаюу противника, уничтожили
до роты гитлеровцев и сожгли 3 немец-
ких танка. —

ххх
Северо-западнее Харькова наши вой-
ска продолжали наступление. Н-ская

часть выбила противника из крупного
населённого пункта и захватила склад
боеприпасов. склад ‹ инженерным иму-
теством и много оружия, которое пон
тывается.

* * *

В районе Льгов — Дмитриев-Льговский
наши войска продолжали наступление и
заняли несколько населённых пунктов. В
боях за город Льмв в течение последних
четырёх дней уничтожено свыше. 6.000
немецких солдат и офицеров. Взято в
плен более 300 гитлеровцев. По дополни-
тельным. даннъм, в Дьгове захвачено у
противника 4 танка, 20 орудий, 75 ми-
ноутов, 66 пулемётов, 150 автоматов,
свыше 700 винтовок и другие трофеи.
Ha другом участке наши части вели
упорные бои за два крупных паселённых
пункта. № исходу дня наши бойцы овла-
дели этими населенными пунктами. 3a-
хвачены трофеи, в числе которых 2 ору-
дия, 11 миномётов, 20 пулемётов, 72 ав-
томата, 370 винтовок, 2.500 мин, 17 ты-
сяч патронов и 2 склада боеприпасов. На

‘ровцев. Взято в плен несколько десятков
немецких холдат.
ххх

На Северо-Западном фронте на одном
участке наши части овладели двумя на-
селёнными пунктами. Немецкие гарнизо-
вы, оказавшие сопротивление, полностью
уничтожено, На другом  учаетке Н-ская
часть выбила немцев из укрепленных по-
sri, Противник, поспешно  отетупая,
бросил На поле боя раненых солдат и

технику.

жхх

Партизанский отряд, действующий в
одном из районов Витебской области, ¢0-
верщил налёт на немецкий аэродром. По-
ка специально выделениая труппа парти-
зан вела Oo с аэролромной командой
гитлеровцев, основные силы отряда про-
рвались на лётную площадку и уничто-
жили находившиеся там 4 самолёта. Че-
рез несколько дней отряд пустил под от-
&0с немецкий воинский эшелон с боепри-
пасами и  обмундированием. Советские
патриоты захватили большое количество
боеприпасов и много обмундирования.
Всё, что не ‘удалось увезти из разбитого
этелона, партизаны сожгли,

Норвежские патриоты, несмотря на De-
прессии, изо дня в день ведут борьбу с
немецко-фашиетскими оккупантами. В
районе Бергена группа вооруженных нор-
вежщев обстреляла немецкую автоколон-
ну. В городе Оело только за одну декаду
убито 8 немецких ‘солдат и офицеров. В
районе Тронхейма норвежские партизаны
уничтожили прожевторную установку и
охранявигих её гитлеровцев,

на борту Н-ского корабля, ‹ Фото Б. Васютинского (ТА00).
{

ПРИВЕТСТВИЕ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

ОТ ТРУДЯЩИХСЯ г. ВОРОШИЛОВГРАДА

Москва, Кремль
товарищу СТАЛИНУ

Тюбимый Иосиф Виссарионович! Tpy-
дящиеся Вороптиловграда, собравшиеся на
митинг, посвящённый освобождению от
фашистского ига, шлют Вам, дорогой
вождь и учитель, свой пламенный при“
вет.

Снова над нашим городом, старым рабо-
чим танском,  развеваются красные
знамена. Нет слов, чтобы выразить валие
счастье. Нехватает слов, чтобы до конца
высказаль благодарность освободительни-
ne — Ирасной Армии, еб полководцу —
Вам, родной наш товарищ и учитель.

9 месяцев хозяйничали здесь губерна-
торы. Они опоганили наш город, разорили
его. Они хотели превратить нас в рабов.
Во вобм стремились оми унизить наше
национальное достоинство. =

Мы твёрдо верим, что восстановим за“
волы, временно молчавшие, и CHOBA в0с-
прянет наш город — вольный, могучий.
И мы будем любить наш город ещё боль-
ше.

Обещаем Вам, дорогой Иосиф Виссари-
онович, отдать все силы нашей любимой
Родине. Мы будем работать, не зная уста-
лости, не покладая рук, лишь бы при
близить час разгрома титлеровских банд.

Да здравствует наша могучая Родина!

Да здравствует родная Красная Армия,
освободившая нас от фашистского ига!

Да здравствует нашиз непобедимая Крас-
ная Армия и €6 полководец товарищ
Сталин!

Вручение орденов
и медалей СССР

Председатель Президиума Верховного
(овета СССР тов. М. И. Калинин вручил
вчерз -врдена и медали награжденных.

3a образцовое выполнение боевых зала-
вий командования на фронте борьбы с He-
мецкими захратчиками и проявленные
при этом доблесть и мужество ордена, бы-
ли вручены контр-адмиралу M, 3. Mocka-
ленко, генерал-майору войск связи П. Д.
Mupomansory и капитану 2 ранга Н. С.
Ву приянову.

Группа командиров и политработников,
работающих в центральном аппарале Ha-
родного Комнесариата Обороны, получает
ордена, и медали за образцовое выполне-

„ние заданий командования по укомплекло-

ванию начальствующим составом частей
дейстеующих армий и новых формирова-
ний. В их числе генерал-майоры Н. ИП.
Листков. П, Е Свиридов, Н. И. Богданов,
майор Н. И. Бугаев, подполковник адми-
нистративной службы В. М. Гончаров,
полковник В. Ф. Лобода. От труппы вы-
стунил майор А. Г. Дворкин.

Награды 33, образцовое выполнение за-
давний командования в 60р5бе с немецкими
захватчиками были вручены большой
группе командиров и  политработников
центрального аппарата Народного Вомисса-
риата Военно-Морского Флота.

В числе получивших награды генерал-
майор аризции В. П. Алексеев, инженер-
контр-адмирал В. М. Гаврилов, генерал-
майор  инженерно- авиационной службы
И. К. Никитенко, генерал-майор береговой
службы И, В. Гримзин, генерал-майор ин”
тентантекой службы С. IL. Языков, вице-
адмирал С. И. Отавицкий. От имени на“
тражденных выступил «инженер-капитан
2 ранга Г. И. Манида.

Тов, М. И. Калинин сердечно поздравил
получивших ‘награды товарищей п 90бра-
тилея к HUM с краткой речью. В захлю-
чение тов. Калинин пожелал натражлен-
ным дальнейнтих успехов в их работе.

$ (TACC).

ee ыы

Фильи „Сталинград“

Вчера в Комитете по делам кинемато-
трафии при ОН ОССР состоялся про-
смотр нового документального фильма
«Сталинград». План фильма —= лауреата
Сталинской премии J. Варламова и
А. Кузнецова, режиссер Л. Варламов, дик”
торокий текст — Вас. Гроссмама, произ-
водотво —= Пентральной студии  кино-
хроники,

Фильм, в создании которого принимали
участие 15 кинооператоров, снимавших
цепосредственно в местах боев. воспроиз-
водит ’вею героическую эпопею обороны
торода,° подготовку и осуществление на-
ступления Красной Армии, окружения м
разгрома отборных 22 немецких  диви-
зий. Многочисленные кадры запечатлели
жестокие бои в самом горле, отдельные
эпизоды свидетельствуют о беззаветном
тероизме советских воинов и сталинградх-
ских рабочих, занимавших оборону рядом
© частями Брасной Армии. Операторы за-
фиксировали пленение гитлеровских тене-
ралов BO славе с тенерал-фельдмартша-
лом Паулюсом, массовую сдачу в плен
немецких и румынских частей,

В ближайшие дню gam «Отатип-
град» выходит на экраны,  _.

_ (TACO).

Sr