_ 10 марта 1943 > №

57` (1315).

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Наступление ноших войск   Работа штурмана

запелинее

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9 марта.
(Спец. корр. ТАСС). Отступая пот натис-
ком наших войск, немцы цепляются 3a
отдельные промежуточные рубежи, пыта-
Ясь сдержать продвижение советских ча-
стей. Но наши бойцы успешно сбивают
неприятельские заслоны.

Когда подразделение капитана Кирилло-
за встретило в одном пункте упорное co-
противление гитлеровцев, командир, пос-
Je тщательной разведки фланга неприя-
тельсвой обороны, предпринял обхолный
манёвр. Часть бойцов подразделения Ки-
риллова атаковала гитлеровцев в x06,
другая группа красноармейцев обошла, не-
мецдкие позиции и ударила по фашистам
с тыла. Побросав оружие, немпы в. пани-
кв побежали, оставляя в траншеях десят-
Би трупов. Бойпы пол командованием ка-
питань Шаринова неожиданным ударом
выбили фашистов из трёх селений, унич-
тикив при этом 160 гитлеровцев.

В наступательных боях, ведущихся на
окружение и уничтожение фапихстскях
гарнизонов, охранявших отдельные укреп*
ленные пункты, большую роль играют на-
ши артиллеристы. Батарейцы двигаются в
боевых порядках пехоты и, вылвигаясь
на открытые позиции, прямой наводкой
унлчтожают вражеские огневые точки,
прегражлающие нуть советским стрелкам.

Артиллеристы не ‘знают никаких пре-
прах. Пох вражеским артиллерийским, ми-
зюхбтиым и пулеметным огнем они рабо-
тают с большой выдержкой и точностью.
Заслуженно получили высокую оценку
артиллеристы лейтенанта Трубачевского,
Мололой, но уже опытный командир,
ажлы отмеченный  правительственной
наградой, он и бойцов своих воспитал
такими же волевыми п смелыми воинами,
На одном из промежуточных рубежей

вражёская оборона была расположена та-.

кии образом, что любой участок находив“
шейся перед ней местности простреливал”
ся с двух, а иногда и с трёх направлений.
Орудия Трубачевеком были расположены
+ передовой труппе пехотинцев. Артилле-
пист Смирнов пох огнём неприятеля вы“
хатил своб орудие на открытую местность
и прямой наводкой бил по немецким лзо-
там.

Особенно чётко работали наводчик Ти-
мофеев и заряжающий Кожевников. Кота
в орудайном расчёте вышел из строя
красноармеец Финаев, Кожевников заме“
нил его. Вскоре были выведены из строя
ещё два номера расчёта. Но у орудий-
ных расчетов уже давно достигнута под-
ная вааимозаменяемость, и Кожевников
взял на себя обязанности раненых това*
рищей, Он работал за заряжающего, зам-
кового. правильного и за подносчика сна-
рялоР. Вскоре все 6 фашистских дзотов
метким огнём были выведены из строя, п
пехотинцы сумели двинуться дальше.

Гэжатека

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,
(Спец. корр. ТАОС).
преодолевая упорноз сопротивление вем-
цев, советские войска успешно пролол-
жают ‘наступление. За последние сутки
занято ещё несколько десятков населён-
вых пунктов. Восточнее Вязьмы waa
войска овладели районным центром Тем-
RENO H& железнодорожной линии Калу-
га-—Вязьма.

Превратив почти каждую деревню в
опорные пункты, немпы. упорно  защи-
щают ях. Б углах домов вырезаны ам-
бразуры, за зланиями оборудованы отне-
зые точки. Фашистским гарнизонам при-
хазано держаться по последнего. Сильных
пуземетным, минометным м автоматвых
огнем немцы пытаются преградить ‘путь
нашим наступающим полразделениям. Но
красноармейпы научились блокировать и
уничтожать вражеские укрепленные огне-
вые точки.

Эту задачу выполняют — небольшие
штурмовые группы: Несколько бойцов
скрытно продвигаются вперех и, тщалель-
но маскируясь, подбираются к дзотам с
фланга. В это время один из бойцов не-
прерывно бьет из автомата или ручного
пулемёта по змбразурам, we давая в03-
мОЖнОСТЕ действовать вражеским пуле”
метчикам. Подобравшись к дзоту  зитлот-
ную, бойцы итурмовой группы противо-
танковыми гранатами разрушают ero, Tax
бойцы только чдного подразделения взор-
вали несколько десятков  ядзотов против-
ника.

На отдельных участках фронта немцы
предиринизгалот. яростные контратаки, но
вв они неизменно заканчиваются  раз-
TPOMOM вражеских подразделений.

Ожесточенным контратакам подверглась
одна деревня. Бойцы, которыми руководит
заместитель командира роты по полизча

9 мата.
Западнее Гжатска,

сти Лемешио, упорно отражали натиск

превосходяшег но численности врага.
Бой был ожесточенным. Лемешко вел
огонь из окна дома и уничтожил несколь-
хо фашистов. Гитдеровцы окружили и
подожгли дом. Лемешко продолжал epa-
жаться и геройски погиб под развали’
нами дома, но немпев не пропустил,

Командир пулемеётного расчета Тихон

Михальчук, заняв удобную позицию на
окраин деревни, трижды отразил aa
своем участке попытви немецких автомат“
чиков просочиться на ‘улицы деревни.

Несколько номеров расчета было зыведепо

из строя. Михальчук ‘продолжал вести
меткий огонь и уничтожил свыше 20
титлеровцев. Храбро сражались бойцы из
взвода лейтенанта Жереблова. Несколько
раз они сходились с немцами в рукопаш-
ную и истребили 80 фашистов,

Доблесть морских пехотинцев

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 9 марта. (Па
телеграфу). Наяпе подразделение предпри“
няло атаку. Вражеская батарея мешала
продвижению военных моряков. Лейте-
нанты Саенко к Ключков и краснофло-
Tex Воронин, открыв огонь, истребили
ббльшую Часть орудийной прислуги. Но
оставшиеся в живых немцы отчаянно ©-
противлялись. В завязавшейся pyKonam-
Fok схватке морские пехотинцы уложили
их, захватили батарею и боезалас.

Подразделениа продолжало развивать
хаступление. В одной из схваток © про-
тявииком был ранен команлир взвода.
Краснофлотец  Атеев принял на ‹ебя
командование и повёл бойцов в атаку.
Несмотря на ранение, он неё покилал поля
боя.

Доблесть, воинское уменье проявил
краснофлотец Мулиев.
— Вперёт, матросы! Нас ждёт измт-

ченный народ!—с этим возгласом он

с

устремился в атаку, увлекая 35 cook
остальных бойцов.  Мулиев застрелил
15 гитлеровцев.  ` :
Старший лейтенант Цимбал ©. красно-
флотцамя Федоренко и Милашенко orpa-
жали атаку двадцати немцев, которые
пытались зайти во фланг нашему под-
разделению. Военные моряки похдпудкли
‘WX Ha 15 метров, потом открыли огонь.
Сам Цимбал истребил 12 гитлеровцев.
Отважно действовали разведчики под
командованием мдадшего лейтенанта Еро-
енко. Проникнув в Тыл противника,
они подобрались к укреплённой полосе и
внезапно открыли огонь. Сорок сожат и
офицеров остались лежать на земле. Раз-
ведчики захватили два станковых пуле
мета, четыре автомата, 1.200 патронов,
взяли в плен унтер-офицера. В этом Мю
особенно отличились  краснофлотцы Су-
винов, Дроздов, Сердобов, Каракозов, Чер-
нышев и Невмержицкий,

Искусственное рассеивание
при зенитной стрельбе

Для поражения воздушной цели необ-
ходимо, чтобы разрыв произошел в той
точке курса самолета, в которую он при-
Ает за зремя полёта снаряда.

Точность решения задачи встречи за-
зисит от применяемых вспомогательных
средств. Ни даже при использовании весъ-
ма совершенных вычислительных прибо-
рев нет полной гарантии, что точка
ветречи снаряда с`целью будет определе-
на правильно, Всё зависит от того, на-
скольЕо верно определены высота,  ско-
Рость, курс и дистанция до цели.

Предположим, что параметры движения
цели известны нам абсолютно точно и
орудия установлены без всяких ошибок.
Легко убедиться, что и в этом случае
нельзя полностью гарантировать поражез
ние пели, поскольку на полёт снаряда
влияег пелый PAX случайных причин,
отклоняющих разрыв. При стрельбе на
TeX же установках всегда наблюдается
рассеивание разрывов вокруг  расчётной
точки. Хотя мы и. можем несколько
уменьшить величину это рассеивания
(сортируя боезапас по весу, более точио
наводя орудия и т. п.), но устранить
полностью рассеивание не в состоянии.
Поэтому при оценке возможных резуль-
татов стрельбы приходится считаться 6
уаличием естественного рассеивания, ко-
торое обусловливаетсл свойством матери-
альной части,

Вее перечисленные выше причины, от-
клоняющие разрывы от цели, снижают
эффективность” стрельбы и позволяю нам
товорить только © вероятности пораже-
лия цели, но не о поражении еб навер-
nana, é

, Чтобы увеличить действенность огня,
следует стремиться к уменьшению 103-
жожлых отклонений разрывов от пели,
Олнаво свойства материальной части (оруз

ДНЯ,
приберы, таблицы) не позволяют уменьшать
величину возможных отклонений ниже
определённого предела, который мы ие
можем переступить Jake при наилучшем
использовании техники. Поэтому с нали-
чием отклонений разрывов от цели ири-
холитея считаться при ©оставлейни пра
вил стрельбы.

Что ше нужно сделать, чтобы неизбеж-
вые случайные отклонения разрывов oT
пели меньше всего сказыватись на резуль-
татах стрельбы? ]

Ответ на этот вопрос зависит от точно-
сти фрешешия задачи встречи, сн0с0ба
определения параметров движения цели,
от рассеивания, которое лабт орудие, a

также от числа произведенных выстрелов.

Рассмотрим два крайних случая.

Предположим вначале, что’ орудие стре-
ляет настолько метко, что рассенванием
разрывов можно пренебречь. В этом слу-
чае › выстрелы, данные при одних и тех
же установках орудия, дадут разрывы
практически в олной и той же точке. 0че-
Видно. что производить из такого орудия
несколько выстрелов (не меняя установ»
ки) совершенно бесполезно. Если установ-
ки на орудиях выбраны правильно, пер-
вый жё выстрел поразит цель. Во вся-
ям случае появление последующих раз-
рыроз в той же точке не увеличит ве-
раятности поражения, пели. Для того
чтобы все выпущенные снаряды ис’

пользовать с наибольшей эффективностью,

ны доажны будем перемещать разрыв каж-
хого послелующего выстрела с таким pace
чёто, чтобы заполнить Всю область вбли-
зи полученной расчётом упрежлённой точ-
кл. Очевилно, мы должны таким образом
обетрелять вс6 пространство возможных
положений пели, и чем больше ошибки
приборов, рассчитавших положение пели в

счётне-рещающие и измерительные’

на катерах

Войне изуенила мнение о катерах-ис-
требителях. Если в мирное время они Pace
сматривалиеь как корабли, прелназначея-
ные для действий вблизи берегов, то. сей-
час катер» успешно зыполняют боевые
задания п в зНачительном отрыве от 6а-
зы. Длительное плавание прегявило но-
вые требования и к штурманской службе.

Тщательная подтотовка, строгое вылол-
дение предварительных расчётов позволя“
ют безопасно сояершать переход. Катер,
где птгурманом лейтенант Хачатурьяяц, на
переходе в 190 миль, при плавании в ту”
мане, получил  невязку my расстоянии
50 миль — 2 кабельтовых. Учитывая на-
эигационнов оборуловамиз катера, следует
считать эти данные вполне уловлетворя-
тельнымхи. °

Прокладка на катерах усложняется кре”
Ном с малым периодом и большой зы“
плитулой. Учитывая, что море почти по-
стоянно меслокойно, волнение редко бы-
вает менее 4 баллов, — можно предств-
вить себе трудности, какие встречаются
при длительных переходах. Часто ‘крея
доходит до 40 градусов. Однако к в  а-
ких условиях катера успелно выполняют
боевые залания. Катер пол команлованием
старшего лейтенанта Рощина оторвалея от
берега na 60 миль. Разыгралея девяти-
балльный шторм. Наметало снежные заря-
ды, видимость уменьшилась ло муля. И
866 ие катер, выполнив задание, благо-
получно возвратился в базу.

Продолжительное — плавание катеров
пред явило особые требования к опреде-
лению и уничтожению левиации. Уничте-
жение девиации периодически произво-
дится через один, максимум лва месяца.

Дальние переходы в ночных условиях
заставили также изменить и организацию
птгурманакой прокладки. Для ayamero
контроля штурман лейтенант  Отреленко
поставил рулевого Ha руль в ЗКП, оста-
вив на ГАИ второго рулевого для возмож-
вых неожиланных поворотов. причем оба
яитурвала были прасовлинены. Идя голов-
ным на отвеготвенном боевом переходе в
составе соединения, лейтенант СОтреленко
получил величину невязки в один po
цент всего расстояния: от точки послед-
него определеяня до места, Tile выполня-
лось 606808 задание. Весь Переход был
совершён весьма ‘успешно.

`В связи с плаванием катеров вблизи
прибрежной полосы противника команл-
вый состав детально изучает вражеское
побережье. Основное внимание обращено
на. изучение навигащионного обеспечения
и насыщенностя береговыми батареями,
прожекторами ‘всего театра прогивника.
Возвратившись из похола, командный 0-
став обменивается наблюдениями.

Так, в одном из переходов, на двух
группах катеров, находивлинхея в различ-
ных местах, одновременно были взяты
пеленги на прожекторы противника. Пос-
ле перехода штурманы восстановили с
большой точностью месть этих прожекто-
pos. Это содействовало нашим лальней-
шим боевых пействиям.

Многие боевые похолы катеров compo-
вождались умелых применением лымовых
завес. И здесь расчёты штурмана могут
оказать командиру отряла большую услу-
гу. Группа катеров, выполнив задание
у вражеского побережья, ла отхоле была
обнаружена противником, который открыл
артиллерийский огонь. Казера были осво-
шены прожекторами. Рыло принято per
шение поставить лымовую завесу. Благо-
Japa блапоприятному ветру образовалась
завеса, непроницаемая для лучей прожек-
торов, и стрельба» противника была
бесприцельной. Катера, отлично выполнив
боевое задание, без повреждений возвра-
тились в базу.

При постановке лымовой завесы але-
тует учитывать, Что ночью Противник
может обнаружить катер по двялущейся
и горящей тапеке. Не всегда следует за-
врываться лымом. Его следует применять
тИЬ в Тех случаях, котла противник
открывает огонь по катерам, Одна труппа
катеров четыое раза была освещена про’
жеклорами. Катер» не поставили лымза-
весу, благоларя чему их л ве обнаружил
противник.

Старший лейтенант
Н.. СУДАРЕВ.

Е

момент разрыва, тем большее искусствен-
иов рассеивание нужло создать для дости“
жения наилучшего результата стрельбы.

Совесм иная картина будет в драм
крайнем случае стрельбы, котла залача
встрени решена настолько точно, что
ошибками определения упреждённой точ-
ки можно пренебречь. Теперь введение
искусственного рассеивания не улучиит
результатов стрельбы, а, наоборот, будет
вредным, поекольку оно приведет к со-
вершенно менужному разброеу разрывов
вокруг правильно выбранного положения
цели в момент разрыва снаряда. :

Таких образом, при «cBepxMerKoM> opy-
AMM искусственное рассенвание  сущест-
венно увеличивает вероятность поражения
цели, а область его булет увеличиваться
с увеличением числа выстрелов. Наоборот,
при весьма точном определении упреждён-
ной точки искусственное  расвепвание
только ухудшит результаты стрельбы, по-
скольку оно даст совершенно ненужные
лобавочные отклонения разрывов.

На практике мы не имеем ни сверхл
меткого орудия, ни абсолютно точного
опрелеления местоположения пели. Поэто-
му вопрос © введении искусственного рас-
сеивания в каждом конкретном случае
требует специального  математическото
исследования, Подобные исслелования ле-
лаются при составлении правил стрель-
бы и служат основанием для выбора спо”
соба ведения огня, Эти исследования ио-
казывают, что далеко не всегда искусет-

`венное рассеивание может MOBBICHTh ве-
роятность поражения цели, причем выйг>

рыш от применения его будет, как пра-
вил, тем больший, чем большим числом
снарядов мы располагаем для стрельбы,

Большая скорость современных само-
лётов сильно ограничивает число возмож-
ных выстрелов. Шоэтому в больщинотве
случаев зенитной стрельбы  искусствен-
ное рассеивание не может существенно
ловысить вероятность поражения пели.
Даже если ето применение и повышает
несколько эту вероятность, то при He-
большом чирле выстрелов оно не авяет-

29 И Л

«Илюша» — так ¢ масковой Фамиль-
ярностью именуют «Ил-2» на всех фрон-
тах и флотах.

— Пошаи за «Илющей» ухаживать, —
шутят истребители, получая задание на
сопровождение штурмовикоР.

— «Илюша» аетит! — с восхищением
говорят моряья, провожая глазами идущие
над морем машины — курс на вест, туда,
где замечены фашистские корабли.

А раз балтийские штурмогики, возвра-
щаясь с бомбежки переднего крал 0боро-
ны врага, усльлпали по радио веселый
20106 с земли: «Спасибо «Илюши» ог пе-
хоты. Отлично бомбили».

От Балтийского ло Черного моря, вал
сушей и над волой, утром, вечером и да-
KE ночью, не уставал, холят в небе ная
«Илюши» и ищут, и находят,
немцев.

Bee лучшее, все то, нат чем многие
десятилетия работал» мировая авиапион-
ная мысль, воплоткл в своем замечатель-
HOM детище творец «Ил-2» конструктор
Ильюшин. Он создал многоцелевой само-
лет. обладающий зооружением и броневой
защитой лучшего истребителя в грузопол’.

емностью и запасом прочности первоклас-.

оного бомбардировиеика.

«Ил-2» создавался в те дни, когда rep-
манские моторизованные колонны
лись по дорогам Европы и на полях
Фландрии, в греческих торах, в африкан-
ской пустыне разыгрывались первые тан-
ковые сражения нынентней
тогда-то и стало ясно, что бомбарлиров-
щики классического типа не являются ло-
статочно эффективным средством в борьбе

и бьют

кати-

войны. ‚ Вот

Ha штурмовку.

лев пересел из «Ил-2» с «И-16». Истре:
бители релко и неохотно меняют профес-
сию. Но Яковлев говорит: «0 лучшей ма-
шине я и но мечтаю». Старший хейте-
нант Василий Щербак пришел к иттурмо-
викам из зокалрильи «У-2». «Ил» пока-
зался ему воздушным ботом. «Я и сей-
9ас так считаю». Щербаь стал wepsorzac-
ным штурмовиком.

Герон Советокого Союза Михаил Юли-
менко и Нельсон Отепанян до войны ра-
ботали в гражданской авиации. Они аета-
и на всех типах малтин, начиная от
«У-2». и кончая «Пупласами». Сейчас
ови — лучшие штурмовики Балтики, да
и только ли Балтики? «В «Илюше» я
нашет свою мечту старого ‘летчика,
товорит. Шлименко. -—— № отой машине
можно привязатьсл, как в лучшему дру-
Гу». НГ: }

«Ил-2» — самолет, на котором не
может летать ‘ нерешительный летчик.
Штурмовиви иногда так рискуют, что дру-
TOMY летчику подобный риск может по-
казаться безрассудной лихостью. Но штур-
мовики ‘уверены в свобмы «Илюше». И
«Илюша» их никогда не подводил.

В одном воздушном бою машина Яков-
лева получила несколько ст цю
бон. Яковлев с трудом привел самолёт
на аэродром, Через три недели его «Ил»
снова, был в строю.

Капитана Клименко атаковали четыре
«Фокке-Вульф-190». Четыре против олно-
го! Снаряды «Фокке-Вульфов» врезались
в плоскости «Ила», дробили хвост, выры-
вали из колпака кабины пелые куски

© так называемыми точечными пелями—   Плексигласса. Клименко  отворачивал в

танками, артомалиинами, тягачами с ору-

диями, бронемашшнами. ‚Для того чтобы

поразить такие цели нз марше, нало бы-
10 с предельной точностью ‘положить на
дороге бомбы, а это, особенно при силь-
ной зенитной 900роне, было далеко не
всегда возможно. Нужно было сконструи-
ровать самолёт, который мог бы с малой
высоты неожиданно атаковывать точечные
цели, который не боялся бы огня с земли

и сам обладал больной огневой мощью —

пушками. пулемётами, бомбами, снаряда-
ми. Такой самолёт создал Ильюшин.

«ИЙл-2» созлавалея как противотанко-
вый самолет. Экзамен на. это звание он
выдержал блестяще. Но сказать про него
Так сейчас — значит обидеть штурмови-
ков. «Из» стал самолетом противовраже-
ским, Он хорош пфотив любого противни-
Ka —— возлущшного, морского m наземного.
В руках балтийских питурмовиков «Илю-
ша» превратился в идеальную машину
для налётов на немецкие аэродромы: он
дерётся и сбивает «Мессерлехитты» в в03-
духе; юн одинаково хорото бы по авто-
колоннам, переднему краю, артиллерий-
ским и минометных позициям. скоплениях
пехоты; он бомбит п топит германские и
финские военные корабли и транспортные
суда; он дерзко атакует военно-морские
базы противника.

Тетчики в восхищении от «Илюши».
Балтиец младший лейтенант Павел Яков-
7 = pee ee Се СЕ ЕЯ
ся радикальным способом повышения дей-
ственности зенитной стрельбы. Это
происходит потому, что наибольшая ве-
реятность поражения цели определяется в
конечном счете величиной — ошибок
стрельбы. К уменьшению их и следует
стремиться, чтобы повысить действенность
отня. Этого можно хостиснуть нутёем тша-
тельной подготовки данных для стрельбы
(использование, измерительных средств, в
частности ‘дальномера, своевременное 9б-
`паружение цели и тщательное определе-
ние параметров её движения ит. п.). &
также быстрым введением корректурных
поправок, дая устранения полученных от-
клонений разрывов от цели.

Итак, в большинстве случаев  искус-
ственное рассеивание даёт столь незначи-
тельное пренмуществе, что ‘его введение
не оправдывает себя, а только усложняет

организацию стрельбы, Это относится
особенно к грубым  смособам зенитной
стрельбы (глазомерное измерение  пара-
метров движения цели и различные уп-
пющённые способы). В этих случаях паи-
больлая  вепоятность поражения пели
обычно достигается без всякого лопюлий-
тельного лекусственного рассеивания или
при наличии ето внутри 0б’6ма весьма
небольших размеров по сравнению с воз-
можными ошибками определения упреж-
аённой точки.

Отнако именно в этих случаях часто
искусственно вводят рассеивание выст-
релов путём стрельбы на разных  уста-
новках орудий или путём постановки за-
nec. Tak Kak 34 время между выстрелами
цель перемещается по курсу, то. несколь-
KO выстрелов завесы, произведенные при
одних и 1х ске установках, дадут разры-
вы, бсмещённые относительно пели. Та-
ции образом, завеса соответствует веко-
торому добавочному искусственному рас-
сеиванию. Причина, заставляющая приме-
нать такой MOTO, заключается не B
стремлении повыеить вероятность”  пора-
жения цели, & в попытке морально поз-
лиять на летчика, Дело в том, что ошиб-
ка определения положения цели, как лра-
вило, не менлет свою величину в течение

ES ee

сторены. огрызался огнем,
чивал и снова огрызался. Немцы бесно-
вались, они подходили к «Илу» вилот-
ную, шестнадцать авиационных пушек и
восемь пулеметов бяли по штурмовику в
ушор. Немцы не могли понять, почему.
держится в возлухе этот самолет — по
всем законам аэродинамики ему давно по-
ра было бы упасть на землю. Но Климен-
во не упал, Унали немпы — всех четы-
рех «Фокке-Вульфов» сбили наши ис-
требители и зенитчики,

Какой немецкий самолет держался бы
в воздухе, получив такие повреждения? А
«Илюша» держался, И н@ просто держал-
ся, не просто старался как-нибудь хотя-
нуть до своей территории, но дрался,
зтаковывал. И ни Яковлев, ни Клименко
не получили ни одной царапины.

Балтийские штурмовики сумели выжать
`’из «Ила» все, что он может дать, и даже
то, чего он не может дать, вернее, то,
чего, возможно, не предусматривал кон-
структор. Балтийские «Илы»  пикируют
под очень большими углами, а ведь «Ил»
создавался отяюдь ие как пикирующий
бомбардиоовщик °и в первый год войны
вообще действозал только с бреющего по-
лета. Балтийские «Илы» топят вражеские
военные корабли, именно топят, а ‘не
«наносят повреждения», х вель в начале
войны кое-кто  поговаривал, to «Hay»
под силу только транспортные суда,

CHOBa отвора-

ВЕХИ en ИР
всей стрельбы. Поэтому в большом числе
стрельб все разрывы  сгруппируются в
стороне от пели (вокруг точки, ошибочно
принятой за положение самолёта в
момент разрыва), Такие стрельбы не
только не поразят пель, но даже He
окажут никакого морального.
ния Ha лётчика. Для того чтобы Ie
некоторой степени застраховать себя от
подобных «пустых» стрельб, и приме-
няется при грубых способах стрельбы ис-
кусственное рассеивание. Ввелением его
в этом случае вовее не стремятся увели-
чить вероятность попадания. Даже на-
оборот, в некоторых случаях сознательно
илут на непоторый проигрыш в вероят-
ности поражения, чтобы захватить при
большом. числе стрельб цель в 0б’ём, внут-
ри которого появляются разрывы. Нужно
‘только следить за тем, чтобы в своём
стремленли «перекрыть» ошибки стрель-
бы искусственным рассеиванием не сни-
зить значительно вероятность поражения
цели. Поэтому величина допустимого В
этих случаях искусственного рассенвания
определяется специальными расчётами и
указывается в правилах стрельбы, Ни в
коем случае нельзя назначать  искусст-
венное рассепвание произвольно, так как
это лишь снижает эффективность стрель-
бы.
Среди

артилл еристов-зенитчиков рас-

ВлИЯ-,

Фото Н. Веринчука.

Ю ША“ ЛЕТИТ...

Осенью прошлого тода Клименко и Cre-
панян повели две группы «Илов» Ha
штурмовку ` неприятельских кораблей. Дя-
леко в море, на «чужой» воде балтийпы
обнаружили два вражеских миноносца и
два сторожевых корабля. Корабли ‘находи-
лись очень близко от Финского берега, и
бить иг надо было наверняка, © одного
удара. Г

И балтийцы решили бить наверняка.
Выбрав себе пели, «Илюши», несмотря на
шЕвальный огонь зенитных автоматов,
перешли в крутое пикирование. Бомбы,
сброшенные Шербаком, упали в метре
от кормы миноносца, бомбы Клименко pa-

рвались на палубе. Миноносеп заволокло
густым дымом, замолчали его автоматы,
Спустившись совсем низко и не отрывая
пальцев от ташетки, Клименко видел, как
бегают по кораблю обезумевшие от ужаса
фашисты, как, не успев добежать до борта,
чтобы броситься в воду, падают они навз-
HUY на палубу миноносца,

А «Илюши» продолжали носиться над
вражескими кораблями и стреляли, стре-
AGIH, пока в дымной пелене совсем не
скрылся из гдаз миноносец, пока не на-
кренился нах борт горящий сторожевой
корабль.

..На балтийском аэродроме крутит лег-
кая поземка. Холодно. С моря дует ветер.
Погода явно нелённая, но штурмовая
часть в готовности. Балтийцы никогда не
спрашивают; можно ли?`Если нужно, зна-
ЧИТ можно.

«Илюши» стоят в дерево-земляных Ук-
рытиях, высунув наружу носы. Они уже
заправлены горючим и ‘маслом. Подвешены
бомбы, пополнены боекомплекты пушек и
снарялов, прогреты моторы. Техники, oc-
матривзя машины, озабоченно ходят во“
круг самолётов — не забыть бы чего-нич
будь; и хоть все уже проверено, они сно=
ва. пробуют пулеметы; Kay музыкантьь;
чуть склонив на плечо голову, волуши-
зваютея в «голос» мотора, Тридпатиминут-
ная готовность! 4 aye

Четчики сидят в землянке. Клименко и
Емельянов, ударяя по струнам балалаек,
поют частушки. Они поют по очереди: =
один куплет Клименко, другой — Емелья-
нов, и остальные с интересом ждут, чем
кончится = этот концерт-соревнованию,
хто больше частушек споет. Побеждает
Клименко. Емельянов взмахивает балалай-
кой, галантно ‘расшаркивается: «Сдалсь,
капитан». Иван Карагодин с притворной
грустью говорит Павлу Яковлеву: «Мы
уже покушали ‘и сто трамм получили, a
фрицы еще не обедали. Я считаю, что
надо пойти на работу и накормить их ло-
сыта», Яковлев таким же «грустным»
голосом отвечает: «Мы люди добрые. Нам
по сто грамм дали, а мы фрицам по сто
килограмм выдадим... фугасным вином».

(›«Фугасное вино» имеет большюй успех.
Ето-то громко и радостно кричит: «Необ-
‘ходимо выдать фрицам по сто килограми»,
Звонок из штаба. Получен боевой при-
каз. «Перерыв на работу», — кричит
кто-то весело, Клименко, потирая руки,
товорит: «В воздух, твардия, в BOs
лух!». Он не скрывает своего удовольет-
БИЯ — В небе этот человек чувствует себя
лучше, чем на земле. Фётчики шумно
БУходят из землянки. Нь командный,
пункт идут все, но кому придется слетаяь,
пока неизвестно. Одно только ясно; пове-
дот Клименко — этой чести ом вихому не
уступит.

И вот уже воздух наполнен ревом мо-
торов — у «Илюши» голос зычный, т1р0з-
ный, ни с чем его не спутаеть. Медлен-
HO ползут в линии старта, горбатые маши
ны, — гвардейского полка «Илюши», —
чтобы через несколько минут, оставляя 35
собой маленькие снежные смерчи, отор-
валься от земли и лечь на курс. Иони
взлетают, собираются в плотный строй и
исчезают на северо-западной оконечности
торизонта. 0х, плохо будет фрицам: «Илю-
ша» летит! у

Лейтенант И. БАРУ.
Краснознамённый Балтийский флот.

„БЛОКНОТ АГИТАТОРА
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
CCCP“ Ni 6°

Вышел из печати шестой номер «Блок:
нота агитатор» Военно-Морского Флота

пространён до некоторой степени взгляд,   СССР». В нем помещены: приказ Верхов-

что если ввести искусственное рассеива-
ние, TO можно «перекрыть» ошибки
стрельбы и значительно повысить дейст-
венность зенитного огня. Подобный взгаяд
«не верен,

Сделав большие ошибки при определе-
ний положения цели в момент разрыва
спаряда, нельзя рассчитывать на боль-
шую вероятность её поражения. Елинет-
венным радикальным ›©10с0бом повыше-

ния меткости стрельбы является уточие-
ние положения. упреждённой точки. Дости-

гается это только путём полного исполв-

зования имеющихся материальных средств
и максимальной тренировки лизного 60-

става батарей зенитной артиллерии,

\

\ А. СВЕШНИКОВ,  ! и поговорки,

ного Тлавнокомамлующего товарища
Сталина от 23 февраля 1943 т. статья
«Неустанно совершенствовать боевую вы-
учку» и корреспонденция «Гвардейский
эеминец «Сообразительный» прошёл
50.000 миль».

В разделе «Цифры и факты» даты ма-
териалы: «Тыл  кубт оружие победы»,
«Краснофлотец Антонов ‘убил 309 нем-
нев» и «Запомни эти имена» (о пере-
именовании твардейского эскалренного ми-
ноносца. «Отойкий» в «Вице-адмирал
Дрозд» ш присвоении Об’елиненной школе
Учебного отряда Северного флота . имени
И, М, Сивкова),

В конце номера помещены пословицы

у