я

Смерть немецким оккупантам!

=—

ый

и»

СНЫ Фот

ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

№ 58 (1316)

В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС

Наши войска заняли город Белый

10 марта наши войска, продолжая развивать наступление, овладели
городом БЕЛЫЙ (СМОЛЕНСКАЯ область).

Взятые трофеи подсчитываются,

Соверименствоветь _
боевую выучку

В ожесточённых боях с немецко-фа-
шистскими захватчиками  закаляются
командные кадры нашего Военно-Морского
Флота. 3& 20 месяцев войны на кораблях
и в частях выросло немало мастеров сво-
его оружия — артиллерия, минно-торпед-
Horo дела, связи, авиации. Наши коман-
лиры научились сочетать личную отвагу
и мужество с умением грамотно руково“
дить подчиненными в бою. Они научились
бить врага наверняка, с учетом его сла-
бых ип сильных сторон, 0 возросшем маст
терстве личного ‹остава свидетельствует
факт преобразования многих кораблей, пол-
ков и бригад морской пехоты в гвардей-
ские.

Боевые успехи Красной Армии и Воен-
но-Морского Флота обязывают. командира
еще пелеустремленнее работать в области
соверщенствования своего мастерства. Ду-
мать, что всё уже сделано, что командиру
не над чем большие работать, значит пре-
латься неумному и вредному самообольще-
naw, «Враг потерпел поражение, — гово-
рит товариш Сталин, — но он ещё не
побеждён. Немецко-фашистокая армия пе“
реживает. кризисе ввиду полученных от
Красной Армин ударов, но это ешё не
значит, что она не может оправиться,
Борьба с немецкими захватчиками ещё не
кончена,—она только. развёртываетсея и
разгорается». Умение воевать по послед-
нему слову военной науки обязывает ка-
манлные кадры Военно-Морского Флота
упорно учиться, настойчиво овладевать
современной морской тактикой. чтобы зав-
тра бить врага сильнее, чем сегодня.

Во имя освобожденяя нашей родины от
ценавистного врага, во имя окончательной
победы над немецко-фашистекими захват“
уиками Верховный  Главнокомандующий
вооруженными силами СССР Маршал Co-
ветского Союза товарищ Сталин требует
неустанно совершенствовать боевую выуч-
ву; укреплять дисциплину, порядок и 01°
танизованность. Высокая боевая выучка
тизного состава кораблей и частей — 0д-
но из решающих условий достижения пол
ной победы.

Проводя боевые операции на море /во
взаимодействии с частями Красной Армии
и самостоятельно, экипажи кораблей‘ и ча-
стей накопили значительный боевой опыт.
Устехи передовых соелинений флота и за-
включаются в том, что командиры на опы
те боёв совершенствовали свои ^ знания,
улучшали подготовку подчинённых,   Ha
учились лерзать в бою, предвилеть лейст-
вия врага, навязывать ему свою волю.
Они наносили удары противнику там, где
он меньше всего ожидал этого, и побежда-
ли. Умение творчески извлекать всё по-
лезное из опыта провелённых боёв и на
основе этого готовиться к очередным OTe
рациям — вот признак военной зрелости
командира. :

Адмирал Макаров в книге «Рассуждения
по вопросам морской тактики» говорит:
«Недостаточно  присутетвовать при собыг
тиях, чтобы чему-нибудь научиться. Надо,
&роме того. стараться из всего \виденного
извлечь для себя полезные указания».
Так именно и поступают передовые ко-
мандиры кораблей и частей. Тщательное
изучение действий немецкой авиации на
море в прошлом году позволило быетро
разгадать методы вражеских комбиниро-
ванных атаки так организовать оборону
на перехоле, “что все попытки налётов на
гвардейские корабли  «Сообразительный»,
«Бойкий», «Гремящий», «Красвый Крым»
“We имели никаких успехов, & враг нёс
большие потери. Не помогла немцам и по-
пытка комбинированных улафов с воздуха
по нашим корабляу, — конвоировавиим
транспорты в Баренцовом море. Авантюр-
Ной тактике немцев мы противопоставили
свою тактику, основанную на трезвом
расчете и знании приемов врага.

Высокая боевая  выучка балтийских
подвохвиков позволила им в труднейших
условиях одержать ряд блестящих побех
на море и уничтожить значительное коли-

11 марта 1943 г., четверг

Cs

СОВИНФОРМБЮРО.

чество фашистских кораблей и_ транепор-
тов. Этим же об’ясняется п успешность
действий балтийских артиллериетов, кото-
рые , умело  взаимолействовали с частями
Красной Армия при прорыве блокады Je-
кинграда.

Военная наука требует ‘от командира,
чтобы он пе пассивно следил за еб раз
витием, а на опыме боёв обогащал её,
вносил бы свой посильный вклад; с0обра-
зуясь < обстановкой, принимал смелые
решения, не боялся ответственности, т. е.
действовал бы в бою творчески. На войне
нет более страшного врага, чем шаблон в
решении поставленной задачи, нехооценка
вил противника, зазнайство. Стратегия
немцев тем и дефектка, что она, как пра-
вило, недооценивает силы и возможности
противника и переоценивает свой ©0б-
ственные. «Их тактика шаблонна, — PO-
ворит товарищ Сталин, — так как она
старается подогнать события на фронте
под тот или иной параграф устава».

Наши корабли оснащены первоклассной
военной техникой, которая успешно про-
ходит боевое испытание в Великую 0те-
чественную войну. Но возможности ис-
пользования Halle техники выявлены
ещё не полностью. Вот почему важно ив
области артиллерии, и минно-торпедиюго
оружия, и другой корабельной техники
непрерэвно соверщенствовать свои позна-
ния. Война внесла много нового в тактику
использования оружия кораблей. В про
цессе боёв совершенствовались методы
стрельбы, приемы выхода в атаку. На от”
дельные классы кораблей ‘возлагались 10-
полнительные задачи, которых они рань“
ше не решали. и

Может ли командир корабля, командир
боевой части, даже имеющий .значитель-
ный боевой опыт, сказать, что ему не над
чем больше работать, что личный ‹остав,
подчинённый еасу, в совершенстве овладел
техникой и умеет ее использовать в лю-
бых условиях с одинаковой эффективно
стью? Подобное заявление было бы не
только ошибочным, но и вредным.

Примером творческого отношения Е
своему долгу могут служить такие коман”
диры кораблей, как тт. Зубков, Ворков,
Годлевекий, Гурин, Грищенко, Травкин,
как наши прославленные лётчики Сгиб-
нев,   Слепенков и другие. В большин-
стве — это молодые командиры. Каждый
из них одерживал победы в боях исклю-
чительно благодаря тому, что не шаблон-
но подходил к использованию боевого ору-
RUA, & шел на риск, дерзал. Каждый про
велемный бой они стремились творчески
осмыслить, извлечь из него наибольшую
пользу для себя, для своего экипажа.

Непрерывно нанося удары по коммуни-
кациям и базам врага, решая другие 00-
epble задачи, командир должен знать сла-
бые и сильные стороны противника, что
бы бить его без промаха, наверняка. Слож-
ность решения предстоящих задач требует
дальнейшего порыения боевой выучки
личного состава. «Мы начали; — гово”
рит товарищ Сталин, — освобождение Co-
ветской Украины от немецкого гнета, но
миллионы украинцев ещё томятся пед
гнётом немецких поработителей. В_ Бело?
руссии, Титве, Латвии, Эстонии, в Молда-
вии, в Крыму, в Карелии пока еще хо-
зяйничают немецкие оккупанты 4X
зрислужники». Во имя освобождения на-
шей родины от ненавистного врага, во имя
окончательной победы над немепко-фаши“
CTCKUMM захватчиками командиры Военно-
МорскогожФлота обязаны неустанно совер-
зпенствовать боевую выучку. Это значит,
что с каждым днём должно расти мастер“
ство паших артиллеристов, минеров, тор”
педистов, связистов — всех военных MO-
ряков. В любых условиях боя корабли и
части должны действовать организованно,
умело, наносить сокрушительные  улары
по врагу. В этом и заключается искусст-
во ведения боя по последнему слову во”
енной науки.

FO

Бои юго-западнее и южнее Сычёвки

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 марта.
(Спец. корр. ТАСС). Наступление наших
войск юго-западнее и южнее Сычевки ус-
пешно продолжается, За последние сутки
советские войска вновь продвинулись впе-
ред и освободили свыше 20 населенных
пунктов, в том числе районный центр и
станцию Ново-Дугино на железнодорож-
ной линии Ржёв — Вязьма. у

Противник упорно сопротивляется и,
выбитый из ряда укрепленных пунктов,
пытается задержаться на следующих PY-
бежах. Такие промежуточные рубежи нем”
ЦЫ строят по, берегам рек, которыми изо-
билуст район боёв. В течение последнего
дня нашим частям после ожесточенных
боев удалось преодолеть систему 0b0po-
нительных сооружений, расположенных
по двум рекам.

Фашисты пытаются привести в порядок
CBO потрепанные и обескровленные части
и вводят в бой новые, подведение 43
тыла. Так, например, выбив из района
Сычевки фашистские части, наступающие

подразделения встретились с новой, толь-
ко что прибывшей из тыла вражеской
частью,

Стремительность, с которой наши бой-
цы гонят немцев, умелое взаимодействие
всех родов советского ‘оружия, примене-
ние тактики обхода. с Ффлантов и окруже-
ния отдельных гарнизонов — все это He
дает возможности немецким частям Kak
следует  переформироваться и надолго
улержаться на следующем рубеже.

Не помогают фашистам и контратака,
также рассчитанные на 10, чтобы Clep-
жать продвижение наших войск и сбить
темпы наступления. Вчера две немецких
роты пытались контратаковать олно, наше
потразлеление, только что занявшее Ha
селенный пункт и еще не успевшее за-
крепиться в нем. Фашистская контратака
була подлержана артлалерией. Обрушив
на немцев минометный и  пулеметный
огонь, советское подразделение не только
разгромило фашистские роты, но и заняло
новый опорный пункт неприятеля.

те,
праздничное оживление. Бойпы и комал-

ЦЕНА 20 KOM

Воины Военно-Морского Флота! Нанося фашистским
полчищам удар за ударом, неустанно изучайте опыт, на-
копленный в битвах с врагом! Непрерывно совершенствуйте
свою боевую выучку, чтобы приблизить час окончательной
победы над немецкими захватчиками!

ВЕСЬ СОВЕТСКИЙ НАРОД С ЛЮБОВЬЮ И ВООДУШЕВЛЕНИЕМ

ДЕМОНСТРИРУЕТ СВОЮ ГЛУБОКУЮ ПРЕДАННОСТЬ ВЕЛИКОМУ

ВОЖДЮ, МАРШАЛУ COBETCK

СТАЛИН ВЕДЕТ НАС
К ПОБЕДАМ

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 10 марта.
(Опен. корр. ТАСС). В населенном пунк-
гле расположена Н-ская часть, —

диры собрались на матинг, Первым слово
взял полковник Враснов.

—- Мы, старые командиры. — сказал
ан, — вместе со всей Красной Армией в
советским народом с огромной радостью
встретили Указ Президиума Верховного
Совета СССР о присвоении Верховному
Главнокомандующему  товаришу Сталину
военного звания Маршала Советекого Co-
юза. Это еще более воодушевляет совет-
ских воинов на борьбу за полное изгна-
ние немецких оккупантов из пределов
нашей Родины.

Один за другим поднимались на импро-
визированную трибуну бойпы и команди-.
pat. Bee они, как олин, выражали свою
готовность биться ло окончательного уни-
чтожения вооруженного ло зубов воварно-
го врага.

— Военный гений Сталина, — гово
рит майор Никольский, — ведёт нас Е

победам над ненавистным врагом. Под во-
дитетьством Сталина советский. нал и
его Красная Армия громили врагов нашей
Рохины в голы гражланской. войны. Под
ето руководством мы нанесли ряд мотных
ударов по гитлеровским полчищам. Мул-
рая сталинская стратегия опрокинула ‘все
расчеты фаптистекой военщины.

Впереди ещё мно трудностей. Враг
ещё силен. Он бешено  сопротавляется,
мобилизует против нас вее свои резервы.
Но гибель фапристских оккупантов неиз-
бежна. Неустанно совертенствуя боевую
выучку, не щадя своих сил. а если по-
требуется и своей жизни, под пуковол-
ством Сталина мы нанесем фашистским
варварам смертельный удар.

ПОД ВОДИТЕЛЬСТВОМ ЛЮБИМОГО МАРШАЛА

и

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, `10 марта.
(По телеграфу от наш. корр.). С большие
пол’`емом встретили  краснофлотпы 1
вомандиры энекой части Указ»о присвое”
нии Верховному  Главнокоманлующему
товарищу Сталину звания Маршала Co-
Betcroro Союза. Собравшисв на митинг,
военные моряки от всей хуши позхравля”
ля любимого вождя и потководиа.

— В восемналпатом толу sail ous
пох волительством товариша Сталина раз-
тромили  мемпев на Украмне, — оказал
красвофлотеп Лолгих. — В сорок первом
году немпы снова напали нз нашгу стра”
ву. чтобы отнять у нас своболу и жизнь.
Но этому не бывать! Вооружёнными си-
лами СОСР командует тений военной мы“
сли товарищ Оталин. Пол ero. DYROBOI-
ством Красная Армия разгромила немпев
под Москвой, уничтожила их у Сталив”
трада. Так будет и ‹ теми, кто еше топ-

чет своими грязными бапогами налпу зем“
тю.

На онском корабле выстуцит калиитан
3-го ранга Богородевий.

—B годы гражланекой войны товарищ
Сталин появлялея на вамых ответствен“
ных и опасных участках фронта. Он ра-
зоблачал поелателей. восстанавливал 10”
рядов и воинскую лиопиплину, лично ру
коволил боевыми действиями. и враг тер“
пел поражение Вместе с Лениным
товариш Сталин па тогла напгу розину
‘or гибели. В нынешней отечественной
войне он. руковолит вооруженными сила-
ми СССР, уверенно ведет напгу страну Е
окончательной побеле нал немепко`фалти-
стекими захватчиками.

На митингах личный состав Тихоокеаи-
свого флота еше раз продемонстрировал
горячую любовь и преланность тениаль®
ному полковолпу товарищу Сталину:

СОВЕТСКИЙ НАРОД УВЕРЕН В ПОБЕДЕ

ТБИЛИСИ. 10 марта. (ТАСС). Весть ©
присвоении товаришу Сталину военного
звания Маршала Советского Союза вызва-
ла в Грузии огромное воолушевление. На
заволах и фабриках прошли митинги.

— Советский народ уверен в победе, —
заявил на митинге в Тбилисском паровоз-
ном лепо бригадир комсомольской бригады
Хизанашвили. — Товариш Сталин всегда
умел поднимать его на борьбу с’ врагами
u вёл Страну Советов от побелы к побе-
де. Пол руководством свое любимого
вождя Красная Армия наносит немепкам
захватчикам сокрушительные удары. Ёз-
кие бы трудности. нас ни ожилали, какие

бы жертвы ни потребовались. мы в конце
концов сразим врага! От нас. бойпов ты-
ла, немало зависит, чтобы война с `Фа-
шистами была выиграна скорее. Мы
полжны ешё выше полнять произволе“
тельность. В честь присвоения товарищу
Сталину военного звания Маршала Совет-
ского Союза моя бригала обязуется выпу”
стить ло 1-го мая из ппомывочного ‘ре
монта 8 паровозов сверх плана.

Коллектив лепо решил отремонтировать
к первомайскому празднику сверх залания
17 паровозов.

Конкретные обязательства взяли на Ce
бя рабочие других предприятий столипы
Грузии,

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Утреннее соо

В течение ночи на 10 марта наша
войска вели бои на прежних направле-

НИЯХ,
xe &

Западнее и юго-западнее Гжатска наши
войска продолжали наступление и овлале“
ли рядом населённых пунктов, в том чи-
сле железнодорожной станпией и район-
вым” центром Туманово. Отступая нод уда-
рами наших частей, противник несёт тя“
жеёлые потери. На подступах и на улипах
одного населённого пункта немпы остава-
ли свыше 300 трупов своих солдат п
офицеров. Нашими бойцами захвачены
трофеи и пленные.

(Советские лётчики вчера уничтожили
до 10 танков и свыше 50 автомашин с
пехотой и грузами противника.

пня

Южнее Харькова наши войска вели
ожесточённые бои протяв крупных сил
танков п мотопехоты противника. Части
Н-ского соединения отбили несколько атак
и уничтожили 15 немецких танков a
самоходных орудия. На mpyrom  yuacrKe
гитлеровпы бросили в наступление поле
пехоты, действовавший при  подлержке
30 танков. Наши артиллеристы по гвар*
дейцы-миномётчики полбили и сожгли 14
неменких танков В результате боя гит-
леровпы потеряли ло 500 соллат и офи:
перов и были отброшены на исходные по-
ЗИПИй.

==

: kee
. + re ee = :

Ютго-западнее Bopommadsrpaza \ группа

наших сапёр во главе с лейтенантом Шай-

шим лейтенантом Исаковым ночью под
обстрелом противника установила, 650
уин. На минах. установленных сапёрами,
подорвались 8 немепких танков и нес-
колько автомашин с пехотой и ‘военными
грузами.

зи: *

Западнее Севска наши части  заняля
один населённый пункт. Захвачено у про-
тивника 9 пулемётов. 5 миномётов, склад
боеприпасов и склал с продовольствием.
Советские танкисты, атаковав вражескую
колонну, истребили свыше 100’ гитлеров*
Гцев и уничтожили 20 повозок с грузами.

язя \

Партизаны отряда, лействующего B OI
ном из районов Белоруссии. в феврале ме-
сяпе. пустили Ol OTKOc 6 немецких же-
лезнолорожных эшелонов с живой силой,
боеприпасами и проловолъетвием, В резуль-
тате крушений разбито 6 паровозов, 69
вагонов и платформ. Группа партизан это-
го же отряда из засал уничтожила 40
гитлеровцев. : ‘

vee &

На одном из участков Центрального
фронта, взята в плен группа солдат, при“
наллежащих к различным соединениям
германской армии. Пленный соллат 317
полка 211 немецкой ливизии Готфрих
Пюллен рассказал: «Еще ло начала на-

дуровым, воентехником Прокопоном и млал-

бщение 10 марта -

ступления русскях мы смутно погадыва“
лись, что на нашем участке назревают
события. Солдаты больше всего боялись
попасть в окружение и разделить сульбу
6 немецкой армии, уничтоженной пол
(талинградом». Пленный еоллат 338 пол-
ка 208 немепкой пехотной ливизии Курт
Шуидт рассказал: «Русская артиллерия
«перепахала» многие участки нашей 900-
роны. Когла артподготовка закончилась,
русевие танки беспрепятственно шли пря-
мо на нас. Большинство солдат моей po
ты погибло. а остальные слались в плен.
Мы слышали оо поражении  немепких
войск пол Сталингралом. Некоторые. в0л1-
латы по этому поволу говорили: «Одним
уларом русские свели к нулю всё то, 910
неменкая армия завоевала в течение го-
да пеной колоссальных кровавых жертв».
knee

Французские вольные стрелки уничто-
maior проповольствие, награбленное нем“
пами у франнузеких крестьян. В лепар-
таменте Уаза положжён склал, в котором
сгорело 900 пентнеров овса. В Френуз ог”
нём уничтожено 600 пентнеров ржи. На
конлитерской фабрике в Гренобле патри-
OTH испортили 180 тонн ‘мучных изде-
лий,  прелназначенных лля немецких
войск. В районе Вьерзона франпузские
патриоты пустили пол откое поезл с воен-
ными материалами и  проловольствием,
следовавший в Германию. Железнолорож-
ное лвижение на этом участке было при-
остановлено на, трв лия.

=

Вечернее сообщение 10 марта

10 марта нашш войска, продолжая раз-
виваль наступление овладели
Белый (Смоленская область).

На других участках фронта наши вой-
ска вели бои ва прежних направлениях.

ях
9 марта частями нашей авиадии НЗ
различных участках фронта уничтожено
или повреждено ло 20 немецких танков,
более 100 автомашин с войсками и гру

.зами, подавлен огонь 8 баларей полевой

и зенитной зртиллерии и взорван
противника с боеприпасами.

жяхя

склад

=

Южнее и юго-западнее Сычевки наши
войска, развивая наступление, заняли
свыше 20 населённых” пунктов. Наши ча-
сти овладели районным центром и желез-
нолорожной станцией Ново-Дугино. Захва-
чены трофеи, в том числе 10 танков, 4
орулая и склад боеприпасов. Юго-западнее
Гжатока противник упорно пытался ва-
держать наступление советских войск на
одном оборонительном рубеже. В резуль-
тате ожесточённых боёв наши части про
рвали линии вражеской обороны и, про-
двигаясь впербл, заняли ряд населённых

ПУНКТОВ.
м. *

Южнее Оленино наши войска пролол-
Mad наступаение и освободили от нем-
пев несколько десятков населенных пунк-
тов. Захвачены трофеи и’пленные При
взятии одного из населённых пунктов на“
ши бойпы разгромило батальон немепкой
пехоты, захватили 6 танков, 8 орудий п
склад боеприпасов.

городом

wok *

Южнее и западнее Харькова наши Bolt
ска отбивали ожесточенные атаки круп-
ных сил танков и пехоты противника. На
одком участке вражеские танки, прибли-
Зившиеся к переднему краю нашей obo
юны, были обстреляны из находившихся
в засаде орудий. 9 немепких танков бы-
ли уничтожены, а остальные быстро екры“
либь. На другом участке части H-cxoro
соединения, отражая атаки гитлеровцев,
истребили ло 800 немецких солдат и офи-
церов, подбили и сожгли 26 танков прот

ТАВНИКа.
xe &

Южнее озера Ильмень наши войска ве”
ли наступательные бои и овладели He-
сколькими населенными пунктами. Частя-
ми Н-ского соелинения за два дня 0068
захвачено у противника 15 орудий, 12 мя-
нометов, 56 пулеметов, более 1:000 вин-
Товок, 12.000 снарядов и мин, свыше
11.000 гранат, 210 тысяч патронов, 160
ящиков пороху. свыше 50 километров
телефонного кабеля 3 радиостанции и
другие трофеи. Противник понес тяжелые
потери в живой силе.

kkk

На Кубани наши части, сломив упор“
ное сопротивление гитлеровпев, овладели
районным центром Красноармейская и ря-
лом других населенных пунктов. Захва”
чены трофеи и пленные.

ххх

Партизанский отряд, действующий в 94

Ном из районов Украины, в начале марта

внезапно напал на немепкий  гарнизоя,
расположенный в поселке крупной же-
лезнолорожной станции. Уничтожив 05р8`
ну, советские патриоты взорвали находив-
шийся на станции немепкий эшелон в ¢0-
ставе 11 вагонов и сожгли склал с го-
рючим. Разрушен железнодорожный путь
на протяжении 5 километров. Захвачены
трофеи: 119 винтовок. 2 станковых пуле-
мета и много патронов. Шартизаны 0680-
ботили тюрьмы 97 советских граждан,
приговоренных гитлеровцами к расстрелу
за невыполнение распоряжений  герман-
ских властей. Группа партизан другого
украинского отряла разгромила немепкое
жандармекое управление. Населению po3-
лано 220 тонн зерна,  поелназначенного
немцами хля отправки в Германию.

ж*жх

Пленный  соллат 8 роты 668 полка
337 немецкой пехотной дивизии Ян Дани“
левокий рассказал: «Раньше офицеры
говорили, что район Гжалск — Ржев —
Вязьма имеет большое стратегическое зна-
чение и подтому необходимо любой ценой
отстаивать каждый населенный пункт,
Теперь же, когда мы под натиском рус”
ских отступаем, в сводках командования
сообщается о планомерном передвижении
й 0 выпряилении линии фронта. Желая
утешить приунывших ‹олдат, один унтер-
офицер сказал: «Отступление, пусть даже
беспорядочное, все же лучше, чем окру-
жение»,

ОГО СОЮЗА ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Фх®®

ВДОХНОВЛЕННЫЕ
ГЕНИЕМ СТАЛИНА

С отроиным воотушевлением встретили
МЫ, летчики-гварлейпы истребители,
Бееть о присвоении наптему  тениальному
полковолиу военного звазия Маршала Са-
ветекого Сотза. Осутествляя сталинский
стратегический план, Красная Армия вы-
несла все испытания войны и нанесла
немепким оккупантам ряд тяжёлых порз-
жений,

Мы знаем, что борьба только ещё pas?
горается, что коварный и. жестокий враг
пока етё силён. Но нет страха в наптих
рялах. мы смело и уверенно смотрим впее
рёл. Краеная Армия. влохповляемая  ге-
ниальным Маршалом. разгромит вражеские
орлы и прилет к полной побехе.

° Мы  ваверяем товарища Сталина. 90
отлалим вее силы для тото, чтобы утеся-
теритв удары по чемепким оккупантам.
Булем бить их днём и вочью на любых
высотах,

Выполняя исторический приказ Bep-
ховного Главнокоманлуютщето, мы неустян”
во соверпенствуем свою боевую выучку,
укпепляем лиспиплину, наволим образто-
BEIT порядок и организованность ‘в своих
рялах. Присвоение звания Маршала Co-
Betckoro Сотоза товаришу Сталину воолу-
шШевляет нас на новые боевые потвиги,

Герой Советского Союза  гварлии
капитан А. Н. Натрич. орленоноепы:
гварлии майор Н. В. Маринков, гвар-
ии майор П. А. Гвоздев,  тгварлии
капитан Г. Р. Бабанко, гвардии 54^
питан М. П. Цыганов. сварлии стар-
mai лейтенант С. Д. Байнов, гварлии
старший  лейтенавт К. А. Крюнов,
гвардии старший лейтенавт П. И.
Александров. гварлии старптий лейте“
навт И. И. Бочеров и другие.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

Ob УТВЕРЖДЕНИИ НАГРУДНОГО
ЗНАКА „ОТЛИЧНЫЙ РАЗВЕДЧИК

В пелях поошрения отличившихся лиц
из числа рядового и млалшего начальет®
вующего состава развелчиков Красной Ар=
мии Президиум Верховного Совета
постановляет: Я

1. Утвердить для рялового и млалшего
начальствующего состава Красной Армии
образеп нагрудного знака «Отличный раз-
ведчик».

2. Утвердить Положение ® натрудном
знаке «Отличный разведчик».

3. Установить ношение нагрудного
знака «Отличный разведчик» на правой
стороне грули.

4. Прелоставить право награждения на*
грудным знаком «Отличный разведчик»
командующим войсками фронтов и ар-

мий, команлирам корпусов,  ливизий
(бригал). полков и батальонов (пивизио»
HOB). ‘

Председатель Презилиума Верховного
Совета СССР М. КАЛИНИН.

Секретарь Презилиума Верховного
Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль 10 марта 1943 г.

Описание нагрулного знака
„Отличный развелчик“

Нагрудный знак изображает собой фи
гурный шит, наложенный на позолочен-
ный дубовый венок, ветви которого. пе-
ревитые рубиново-красной лентой, выету-
пают по краям. `Поверхноеть muta покры-
та рубиново-красной эмалью, а Ерая изоб-
ражены оксидированной полоской © сим-
метрично расположенными на ней точка-
уи. В верхней части шита полоска пере-
золит к витое украшение. —

В верхней части знака на щит наложе-
на покрытая  рубиново-красной эмалью
круглая пластинка, в середине которой—
позолоченное изображение серпа и молота.
По краю пластинка имеет белый эмалевый
поясок < надписью, сделанной золотыми
буквами: «Отличный разведчик». Белый
эмалевый поясок по краям имеет позоло-
ченный 0601, а в нижней части лятико-
вечную звездочку.

В нижней части щита изображение
скрешенного автомата и обнаженного
клинка и рагположенного пол ними би-
нокля. ^

Знак металлический: размер знака по
вертикали 46 мм, по ширине 37 мм.

На оборотной стороне знак имеет ва“
резной штифт с гайкой для прикрепления
знака к одежде.