sa

1 марта 1943 г, № 58 (1316)

\

Ремонт артиллерийского
электрооборудования в боевых условиях

Умелов и. быетров устранение повраж-
дений в электроаппаратуре — артиллерий-
бких установок очень важно в боевых
условиях. Опыт войны показывает, что
восстановление боеспособности артилле-
рийских установок главным образом за-
висит от боевой подготовки личного со-
става и хорошего ‘знания оборудования.

В настоящей статье нам хочется Ha
конкретных примерах показать некоторые
способы исправления средних и мелких
повреждевий. Личный состав кораблей и
рабочие мастерских артиллерийских и
технических отделов флотов находили
ряд оригинальных способов для устране-
ния повреждений  электрооборудования
кораблей.

Интересный способ восстановления 06-
моток якорей и катушек полюсов элект-
рических машин, катушек пуско-регули-
рующей аппаратуры, побывавшей в мор-
CROW воде, предложил рабочий техииче-
ского отдела Черноморского флота т. Ми-
на. При помощи пробтых резиновых upo-
кладок была достигнута нормальная pa-
бота  контакторной аппаратуры при
стрельбе в боевых условиях. Аналогичное
крепление ящиков © претохранителямн
привохило к тому, что предохранителя
при сотрЯсениях не выскакивали.

Отсутствие  реверсивных  контакторов
хомпенсировалось двумя  орлинарныхи
хонтакторами, пря соответствующем!

зключении которых в схему хостигалея
тот. же результат. Использовались  двух-
полюсные рубильники виесто олнополюс-
ных и, наоборот, измерительные зриборы
одних. механизмов в других ит. J.

Подобная практика «взаимозаменяемо-
сти» деталей электрооборудования  при-
менима лишь при отсутствии ‘необхохли-
мых элементов и является временной. хо
замены их штатными. Замена. олних эле-
ментов электрооборулования хругими лол-
жа производиться из зисто практиче-
ских соображений, чтобы обеспечить ра-
боту артиллерийских механизмов, Луче
всего, когда величины электрических пз-
раметров соответствуют — похобранному
элементу аппаратуры,

Много пенных предложений было по-
священо восстановлению и ремонту кабе-
ля, Кабели, побывавшие в морской воде
я мазуте, могут легко  восстанавливать-
я при помощи простых средств. Концы
такого кабеля  промчваются бензином.
После этого кабель сушится электролам-
пами большой мошности до тех пор, по-
ка сопротивление его изоляции по своей
величине не олостигнет порм ПЭК-40.
Восстановленный таким образом кабель
может быть использован по назначеняю

и выдерживает длительный срок служ-
бы. Морская вола и мазут, независимо
OT этого способа просушки, будут  посте-
пенно разрушать изолирующий слой pe-
зины кабеля. Поэтому необходимо систе-
матически наблюдать за состоянием изо-`
ляции кабеля и часто проверять меггером
величину сопротивления изоляции.

При ремонте необхотимо внимательно
изучать причины повреждений и Выяв-
лять недостатки конструктивных элёмен-
тов электроаппаратуры. !

Кроме повреждений, возможны случаи,
ECria нарушается норуальный режим ра-
боты механизма. Это зависит главным 90-
разом от качества ухода и обслуживания
материальной части, Строгое соблюдение
правил и выполнение инструкций экс-
плоатадии электрооборудования обеспечат
re работу артиллерийских  устано-

В зиунее время обслуживающий 16рсо-
пал должен особенно тщательно ухажи-
вать и наблюзать ‘за оборудованием. 0со-
бое внимания требуют открытые. палуб-
ныв и береговые, a также подвижные
(железнодорожные) электрифицированные
артиллерийские ‘установки. Главное вни-
мание при этом надо обращать на тета-
ли, которые при работе механизмов с0-.
вершают вращательное или поступатель-
нов движение. Это относилея к якорям
этектромашин,  контакторам различного
рода, путевым переключателям ит п.

Уход за механизмами, нахолящимися на
открытом воздухе. требует предохранения
их от грязи, пыли и влаги в летнее
время, от снега, снежной  пыли-—зи-
мой. Правильная смазка, в зависимости
©т времени года, гарантирует нормальную
их работу. Зимой пружинные. осевые и
шарнирные звенья лучше всего смазы-
вать незамерзающими жидкостями, реко-
мендованными инструкцияхии и практиче-
ски оправлавшими себя. Перелачя приво-
лов — червячные тебёлки, коробвя
скоростей, редукторы ит. х. — в зим-
них условиях следует смазывать смазкой
21 или EB; полшипники  электрома-
‚Шин — смазкой № 12; осевые шарни-
ры, серьги, пружинки, втулки контакто-
ров, путевых переключателей и контак-
тов систем должны смазываться ровным
тонким елоем смазки, применяемой на
ee и батареях для. механизмов
Независимо от условий обстановки,
исключая тяжёлые аварии, правильный
и систематический уход дабт возмож-
ность быстро прелупреждать ` поврежде-
ния и устранять их. /
Инженер-майор А. ЯНБУЛАТ.

Артиллеристы громят немецкие резервы

RPACHOSHAMEHHBIN БАЛТИЙСКИЙ
ЮЛОТ. 10 марта. (По телеграфу). Разведка
хонесла в артиллерийское подразделение
хапитан-лейтенанта Меншуткина о лвиже-
нии автотрансперга по дороге в ближай-
шем тылу немцев. Орудия быстро изготс-
зились к бою. Управляющий огнём: дал ис-
холные ланные. После нескольких залпов
дорога, была накрыта тяжёлыми снарядами,
ввтоколонна расселна. Одна машина, гру“
у&ённая боезапасом, взлетела на воздух,
В это время наблюдатели сообщили о скоп-
чении живой силы противника. Орудия
перенесли огонь. Немецкая пехотная часть
была рассеяна и частично уничтожена.

Е одной из станций в немепком тылу
подхолил гружёный эшелон. Его лвиже-
ние прикрывала трёхорудийная батарея.

Надеясь помешать нашим артиллеристам

нанести удар по эшелону, гитлеровпы пер-
выми открыли огонь. Однако старший лей-
тензнт Новицкий сумел: быстро полавигь
вражескую батарею и начал 0бетрел эше-
mona, Вскоре среди эшелона произошёл
сильный взрыв. Особенно отличилея во
время стрельбы расчёт сержанта Шури-
нова, снаряды этого орудия первыми на-
крыли цель.

.

Государственный музей народов OCCP
организовал для воинских частей и гос-
питалей передвижную выставку «Народы
Советского Союза в борьбе против гитле-
ризма». На одиннадиати портативных
щитах расположены документы, фотогра-
фяи и рисунки, показывающие предста“
вителей всех напиональноствй Советекого
Союза в Великой отечественной войне.
Олин из щитов выставки посвящён  Ге-
фоям Советского Союза. На нём представ-

=

Иногда нам ‘удается раздельно воспри-
нимать детали события,  свершающегося
33 доли секунды. Как ши быстротечен
взрыв мины, но лля капитана 3-го ран-
Ta Ярошевича , настораживающим  ‘пред-
зестником беды был разлавшийся raze
то над лодкой отрывисотый звук; 1похо-
жий на треск сильной искры, Сейчас же
по корпусу 0 всех сторон ударило будто
паровым молотом. В первом отсеке, у

_KOMMATCa которого застало это мгновение

командира, грохнулись 00: настил сорвав-
шиеся с мест приборы, моторчики, куски.
магистралей. Изгибающиеся под страшным
давлением шпангоуты ‘были ’ послехним,
что успел заметить Ярошевич, прежде чех
потух, свет. Затем в нахлынувией тьме
вв ощущения и Звуки нокрыло зловещее

шипение рывающейся © напором воды.
Вместе с вой в DOIRY apes

CMEPTh, жуткая смерть подводников
земной свежести в последмем звздохе, без
прощального взгляда на солнечный мир.
Словно фиксируя её приход, стрелки ча”
сов, глубомеров, тахометров в централь”
ном посту остановились,  сотрясенные
взрывом. Сразу ‹тали нереальными, как
явления с другой планеты, знакомый гра-
нитный пирс и предомявшая на нем дру-
жеская встреча и все те бесхитростные,
немного наивные мечты о человеческих.
радостях берега, которыми еще минуту
назад жили возвращающиеся из долгого
плавания моряки. Настал роковой миг,
когла смерть заглядывает человеку в гла-
за и, ошеломлениый, он не сознает, что
может быть ешё в его властля отвратить
гибель. Продлись этот миг оцепенения —
и гибель неизбежна. Лишь тому снова
улыбнется жизнь, кто, не дрогнув, вы’
держит ваглял смерти.

В первый момент Ярошевич не больше
дигих представлял истинные размеры
аварии. Будь ты хоть® самый  опытмый
команлир — в одно мгновение не оценить
обстановкя, когда кругом в кромелином
мраке птилит вола и ешё ничего не успе-
ли доложить © боевых постов. Но если ты
Нлоящий командир —ты He поддашься

ВЫСТАВКА „НАРОДЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В БОРЬБЕ ПРОТИВ ГИТЛЕРИЗМА

‘разрушил столбняк

‚лены материалы о лётчике татарине Фат-
кулине, снайпере `осетине Мильдзихове,
латыше Виллхелмсе, грузине Гахонилзе и
многих других. Многочисленные докумене
тальные фотографии показывают бойцов и
командиров, принимавигих участие в раз-
громе немцев под Сталинградом, в проры-
Be блокады Ленинграда, в освобождении
ropoios и сбл Вубани, в наступательных
операщиях в районах Ржева, Гжатека и
Сычевки.

ЕР ЕТК ЕВЕ ТИВ Re EE

побеждает

гипнозу посмотревшей тебе в глаза смер-
TH.

Ярошевич не помнил потом своих пер-
вых действий и слов. Голову сжимала
боль ещё неосознанной контузии. Но ко-
мандирское  лостоинство-— гордое чувство,
познанное молодым слесарем в морском
училище и ставшее затем  подсознатель-
ным мерилом всех его поступков, — взяло
верх. над всем остальным, заставив поч
ти автоматически отдаль первые распоря-
жения. Елва стих гул взрыва и металли-
ческий грохот упавших на палубу пред-

метов. в отсеках услышали голое коман-
дира: J

—= Включить аккумуляторные фонари!
Залелать пробоины! Спокойно, товари-
щи, — пробоины небольшие! ~

Оя резко повернул за плечи кого-то,
метнувшегося было из своего отсека, и
прошел в центральный пост, откуда
старший инженер-лейтенант Кувшинов

уже об’являл аварийную тревогу.

Полчиняясь привычным командам, лю-
ди освободилиеь от короткого оцепенения.
Силой простых булдничных слов командир
смерти и привел в
движение систему заученных действий,
которая зовется борьбой за живучесть, &
для подводников всегда бывает борьбой
3& ЖИЗНЬ.

Мияуту спустя уже стало ясно, что
судьба лолжи решается в центральном по“
сту ив первом отсеке, где особенно силь-
но поступала вода.

Команхир не ошибся, об’явив, что про-.
боины небольшие. Однако залелать их
оказалось труднее, Чем те стандартные
бреши от снарядов или таравного улара,
которые обычно фигурируют на зварий:

1 ных учениях. От взрыва мины вылетели

заклепки, разошёлея шов корпуса, и вода
пох сильным давлением  проникала B
отсек сквозь щели развороченных шлан-
TOYTOR причудливыми сплющенными фон-
талами. Торпедисты, бросившиеся к про?
воинам с обычным аварийным инструмен-
том, сразу увидели, что пробжами и
клиньями эти фонтаны не зальнешь, №

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Сборы инженер-
механиков

На Амурской краснознаменной флот“
лии прошли сборы инженер-механиков с4-
единений катеров. Содержательный и под-
робный доклах о применении  корабель-
ных генераторов в качестве сварочных
агрегатов сделал ивженер-капитан-лейте-
нант Денисов -—— автор этого пенного ра-
цронализаторокого предложения,

Инженер-катитан 3-0 ранга Ремек-
ный-Лесков рассказал участникам °сборь о
расчетах и <п0собах С’емки корабля с
мели. Доклалы прочли также  инженер-
капитан Оводков —о способах борьбы ©
неконтактными минами, инженер-капитан-
лейтенант Итанковский — 06 организа-
ции боевого ремонта,  инженер-капитан,
3-го ранга Захаров — о карбюрации дви-
гателей вмутреннего сгорания и инженер-
капитан Эльман — о топливоиспользова“
ния ‘и детонапии двигателей внутренне“
TO сторания.

На соборах инженер-механики  обменя-
лись ценным опытом эксплоатации меха“
HA3M0B, экономии топлив: и правильной
организации ремонта. Ocoboe вЕимамие
участники сборов уделили борьбе за жи-
вучесть корабля.

Инженер-капитан-лейтенант

у АСТАХОВ.

Инженер-капитан З-го ранга
CAMCOHOB.

Пушкинские вечера

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 10 марта. (По теле-
графу от наш. коро.). На кораблях и в
частях флота состоялись вечера,  посвя-
щенные А. С. Пушкину. С докладами
«Великий  поэт-патриот» и «Мушкин 2
Отечественная война 1812 пода»
выступил секретарь Пушкинской комис“
re Союза, советских писателей И. Фейн-
ерг.

ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ
„КРАСНОФЛОТЕЦ“ № 2

Вышел в свет второй номер литера?
турно-хуложественного журнала Главно-
то политического управления PRBMD
«Краснофлотец».

В журнале помещены: «В походе» —
отрывки из повести капитан-лейтенанта
Г. Соловьева, «Рейс; разведчика» — pac-
‹каз участника отечественной войны
твардин краснофлотца В. Табачникова,
«Помидоры» — рассказ Л. Осипова, «Po-
дине— в сердце моряка» — корреспон-
денция прославленного подводника Героя
(Советского Союза И. Колышкина, корот-
кие рассказы И. Мигалова из истории
русевого мореходства,

В номере-нацечатань стихотворения:
Н. Брауна «С именем Ленина», Р. Отий-
енского «Северная баллада», А. Жарова

«Донская морская», Il, AHTOROABCROTO
«Баллаа © том, как спасся Жан Те.
ROK»,

Под рубрихой «Наши знакомые» лан
ряд сообщений о пребывании фаботников
искусств на кораблях и в частях Военно-
Морского Флота. ‘

В журнале помещены разделы: «Но
вые. книги». «Юмор», «Шахматы», «С
флотов». : т

УСПЕХ ФИЛЬМА
„СТАЛИНГРАД“

Вчера в крупных кинотеатрах Москвы
началось демонетрирование нового локу“
ментального фильма «Сталинград». Фильу
имеет у публики большой успех. Все ce-
ансы проходят с аншлагом, 3a первый
день картину успели просмотреть ло 55
тысяч зрителей,

Московская контора кинопроката полу-
чила сотни заявок на этот фильм от во-
енных ‘и гражданских организаций столи-
цы, от клубов и домов культуры. На ко-
пировальных фабриках печатается 300
копий «Сталинграла». которыми будут
обслужены в первую ‘очерель Фронтовые
части и освобожленные райены.

ТАСС).

смерть

тому же сплетение магистралей, из-под
которого била главная струя, не поддава-
лось нажиму ломом. Надо было отвинчи-
вать трубы ключом, а вместо клиньев
искать что-то друтое, потоньше и по’
острей.

А вода, заполнив трюм, уже полнима-
лась над настилом. №6 нельзя было 3a-
держать возлушным = противодавлением,
ибо все пробоины оказались сверху. He-
чех было и откачивать, так как отсезная
пемпа осталась без питания. & турбона-
06 почему-то не забирал воду.

Что с турбо? Это надо було выяслить
прежле всего. Чтобы ломящая боль в №
лове не перебила нить мысли, Ярощевяч
думал велух: у

— Турбо дребезжит, no все же рабо-
тает... Очевидно,  порвана магистраль...
Значит, нало прощупать трубопровох...
Ныряйте, Говоров! Повреждение где-то
здесь — у отростка!

Старигина труппы трюмных исчез под
пакрытыми водой паёлами настила, вы-
скочил, отфыркивёясь, и нырнул смова.

Лолка, мсжду тем, продолжала двигать
ся. Она провалилась почти. до грунта,
пл0х0 подчиняясь заклинившимся рулям,
но электромоторы работали, компас 06°
талея в строю, и надо было хоть на киле
отползти подальше от того места, гле под.
рыв на мине могли зафиксировать враже-
ские дозоръ. И израненная лолка ползла
в сторону маименьних глубин, пока He
наткнулась на какое-то препятотвие-—ка-
менную гряду или, может быть; остов за-
тонувшего корабля, Преодолеть этот барь-
ед так, чтобы не выскочить на поверх:
ность, не улалось — слишком  серьёзны
были поврежления систерн и горизопталь“
пых рулей, Медленно заливаемая ВОДОЙ,
лодка остановилась с лиферентом на Kops
му у неведомой преграды.

Конечно, движение по трунту само по
себе не было спасением, Но BO BCAKOM
движении заложено что-то живое. Когда
смолкли электромоторы, многим п0каза-
ось, что обрывается последняя связь 6

Кадр из фильма «Сталинград». Корабли

„СТАЛИНГРАД“

КИНО

a

У лревней русской реки стоит этот то-
род, овоянный славой. И река и город не
впервые свидетели и участники суровых
битв. Не впервые волжекая вода смеша-
лась с кровью PYCCKUX людей, защищав“
ших свою родину. Некогда пустынный и
Нищий, этот город песчавых бурь, зноя
и суши мы одели в асфальт, его площади
покрыли садами и парками, на его окраи-
нах выстроили заводские цехи, посёлки,

Киноэкран оживляет недалёков прош-
10 города; карта наглядно показывает
безумный план врага взять Сталинград,
обойти Москву, отрезать её от уральске-
то тыла, напасть на неё с востока. Ти-
хие донские степи разбужены гулом сра-
жений. Илжут неменкие танки, идёт пехо-
Ta; в воздухе немецкие самолёты. Кажет-
ся, ревет само небо, проклиная это ше-
ствие врага.

Уже смерть и огонь. бушуют в донских

степях и деревнях. [Шо злой воле врага
горит то; что созлано мирным трудом со-
ветских людей. Колхозники спасают хлеб,
овощи, тянутся вереницы мужчин, жен-
щин и детей, покилающих  насиженные
родные места.

Отетоим. Сталинград! Сталингралиы в5-

ходят за город. Мы вилим, как они стро-
at оборонительные рубежи; как из желе
за и бетона возникают огневые точки.
Уже в районе рабочего посёлка идут бои.
Из цехов тракторного завола выходят в007
руженные рабочие отряды, они распола-
гаются рялом с частями Красной Армии.
Шух битвы врывается во горох, заполняя
его кварталы и улицы, переулки п дома,

«Слоять насмерть, за Волгой для нас
земли нет!» — такой клятвой связали сэ-
бя бойцы доблестной 62-й армии. Нача-
лась  сталинградекая битва,  родившая
стольких героев, столько мужества и OT-
ваги, столько воинской славы и чести.
Экран показывает нам сержанта Павлова:
он 59 лней сдерживал оборону в доме,
окружённом немпами. А вот моряки Волж-
ской военной флотилии, они готовятся к
десанту, артиллерия расчищает им путь,
замаскированная канонерская лодка бьёт
по вражескому берегу, десантники .броса-
ются на штурм...

+ Новый документальный фильм. План
фильма составлен МЛ. Варламовым и
А. Кузнецовым. Режиссер Л. Варламов.
Тёкст В. Гросбсмана. Снимали киноопера-
торы группы кинохроники Сталинграл-
скоге и Донского фронтов. Производст-
во Центральной студии кинохроники.

жизнью. Если. ничто не изменится, TO
через час, максимум через полтора, вода
заполнит отсеки, а ешё гораздо раньше
проникнет в аккумуляторы, и всех залу-
шит хлором. ;

А наверху, ‘в каких-нибудь патидесяти
метрах, сиял над морем солнечный ‚ пол-
день. Й в баллонах было лостаточно cama
Того возлуха, чтобы одним поворотом, ма-
ховичков  выбросить лолку на поверхмость,
Словно испытывая свою жертву, смерть
оставила командиру эту возможность,
зразнила его вилением жизни. Она знала, .
что командир, перебирающий все средства
спасения корабля и люлей, без раздумья

отвергнет этот выхол. Всилывать днём
было нельзя — рядом вражеский берег.
Если не удастся, не всплывая,  продер-

жаться ло темноты, надо было умереть так,
чтобы враг никогла не узнал, что на его
заграждении погибла советская подводная
лодка.

В первый отсек Ярошевич послал Кув-
шинова, разрепгив ему брать любых 2ю-
лей с других постов.‘ Главный старшина
Дубков и лучшие краснофлотцы, вызван”
ные в помощь торпедистам из кормы,
вместе с механиком под секущими струя”.
‚ми воды искали способы ‚заделки необыч-
ных  пробопн. Где не помогало зубило,
просмоленная пакля загонялась в треши-
Hy octpwem ножа. В ход пошли и тубча-
THM резиновый мат из кают-компании и
разломанный на куски отпорный шест,
Нужные изтериаты и инструменты пере-
давались по живой цепи —— первому от-
Ceky помогала вся лодка, Дверь на, пере“
борке была взята только на клин — Apo-
шевич сознательно не пошёл на полную
изоляцию отсека, чувствуя, 4YTO B CAO-
длившейся критической. обстановке надо
сохранить работающим там людям связь с
остальной лодкой.

Команир и бам, не ловольствуясь ло-
клалами. время ‘0т времени навелывался в
аварийный отсек. Ero присутствие, уве“
ренный. тон, знакомый, не изменившийся
голое поллерживали экипаж не о меньше,
чем первые успехи в борьбе © волой, Ви
дя. что дело начинает итти ва лад, люли
переставали напряженно прислутщиватьси
к каждому звуку в соседних отсеках и
ежеминутно оглядываться на уровень

„

Волжской военной флотилии в боевом походе.

Война с каждым днём ставовится оже` смерть. Как молнии, мелькают  отневыю

стоённее. Гляжя на экран, мы словно
ошушаем © дыхание, вилим грозный лик,
войны, видим, как хищная ярость врага
побеждается ненавистью и воиноким ис-
кусетвом советских бойцов. На высоком

берегу Волги расположен дом, в котором‘

засели пемцы. Из окон дома, как на ла-
дони, виден левый берег, и немцы стре-
ляют отеюла по переправе, сковывая дей-
ствия наших частей. Командующий 62-й
армией генерал-лейтенант Чуйков отдаёт
приказ выбить немцев. Экран показывает
эту операцию. Сашёры производят под-
коп, закладывают взрывчатые вещества,
& потом начинается питурм дома. Наседа-
ют пулеметчики и автоматчики, огне-
метчики выжигают немпев из развалин
тома — приказ выполнен!

В те дня уже готовилось великое на-
ступление для разгрома под Сталинградом
врага. Точный, смелый, гениальный план
нашего Верховного  Главнокоманлования
качинает осуществляться. На Сталинград”
скай фронт идут резервы. Грохочут гу-
сеницами тяжелые танки, тянутся гру-
зовые машины, движутся артиллеристы,
кавалеристы, пехотинцы.

И снова экран ведёт нас по полям
сражений. Мошь ‘нашей боевой техникя
обрушивается на вражескую оборону. Над
лымящимися руинами сталинградских зда-
ний стоит орудийный трохот: лолетающий
сюда, он возвещает о возмездии врагу.
Наши танки заходят противнику в тым,
наши самолёты  обрушивают на врага
огонь и металл. На аэродромах, на же-
лезнодорожных станциях, в населенных
пунктах плут жестокие схватки. Нара“
стают мужество и упорство, растёт насту-
пательный порыв наших бойцов. И вот
в дышащей боем степи встречаются воины

двух  @оонтов, двух армий — генерал-
полковников Рокоссовского и енко.
Лва фронта`— Донской и  Оталинграл

ский — становятся одним фронтом. Смы`
кается кольцо вокруг 22 дивизий немеп-
ких войск, они окружены, им нёт больше
выхода...

Настают последние дни сталинградской
бетвы. Советские парламентеръг доставля-
ют командованию окружённых  немепких
гойск ультиматуи—документ, полный гу“
манизма, продинтованный сознанием на-
шей силы и справедливости налией борь”
бы. Но язык советской артиллерии ока“
зался более убедительным для врага. Мы
видим лее орудий! дул, исторгающих

ВИЕУУ: к ее

СЯ

и Полступающей к комингсу.
Окоро система щитков и распорок, воз-
водимая Кувшиновым над торпедными ап-

ду. При исправных  водоотливных  срел-
ствах положение уже быле бы  сносным.
Но турбонасос попрежнему не забирал, и
вода, стала непосредственно угрожать ба-
тарее второго отсека. Тогда механик ри-
скнул, временно прервав работы, вклю-
чить через аварийные сростки отсечную
помпу, хотя реостат ев был залит и струя
хлестала прямо в мотор. Это помогло
немного задержать воду, но долго пользо“
ваться таким чрезвычайным средством
было невозможно,

это время в центральном посту
трюмные, превратившиеся в  вотолазов,
настойчиво пытались ввести в действие
турбонасое. Олин короткими рывками пу-
скал турбо, другой наошупь определял ла-
донью движение воды ‘у залитой распре-
делительной коробки. Так оми нампли Le
сто, тде балластвая магистраль лопнула
вокруг приваренного к ней отростка. 0т-
верстие было не из тех, которые удобно
прихватить бугелем. Злесь приходилось,
преодолевая сильное давление, крепить
резину проволокой. Такая работа, ла ешб
под водой, требует поистине героического
упорства.

Первым результатом усилий Говорова и
его помощников была возможность ввести
в действие маленькую кормовую  помпу.
Когда она заработала, Ярошевич снова
наведалея в первый отсек.

— Помпа берет, товарищи! — об’явил

он. —— Следите за уровнем — вода должна
спадать!
‚Однако маломощная помпочка,  вклю-
чённая на другом конце лодки, оказалась
слишком слабым средетвом, чтобы замет-
но понизить уровень воды. Зато все уви-
дели, что она больше не прибывает; Нз-
лежда на спасение крепла, перерастала в
уверенность. Люди работали теперь без
оглядки, пеликом отдаваясь кажлый сво-
ему делу. В борьбе за жизнь корабля на-
ступал перелом.

Он стал явным для BCeX, когла из-за
переборюк донесся долгожданный ровный
гуд взявшего нормальную нагрузку тур-

——_—_—_—_

Е Е ЕСИ ae ae

‘тался туманом Это было

командиру, что они могут ещё
оборотов.

бе отчёт в
взглянуть <0 сторон на события поелед-
них часов. И хотя пережитое было ещё
слишком близко,
‘его опенивать, чуткая нелремлющая
весть говорила капитану 3-1 ранга, что,
заститнутый бедой, он не уронил коман-
дирского достоинства. Ни на секунлу не
потеряв своей роли. он заставил люлей
сопротивляться» казалось бы, неминуемой
тибели и силой своей воли, своей власти
победил саму смерть,

пунктиры минометов, посылающих смертБ
врагу, огненный гнев народа плещется
над головой спесивого и обречённого вр3-
га. Кольцо его гибели становится  в0@
уже и уже.

Последний выстрел! В Сталинграде на-
ступает тишина. Это тишина  налей
победы. Это тишина смерти для не-
мецких оккупантов. Они шли в Россию,
надменно бряпая оружием, сверкал аму-
ницией, вышколенные для 143бя и
убийств, наводя страх на армии европей-
ских тосударств. Теперь стоят они жалт
кие и изнурённые, голодные и беспомощ-
ные. Их награждали за разбой и насилия
в Ивропе железными крестами, а здесь,
на русской земле, к их железным вое
стам прибавились деревянные. Они рвал
лись кз Волге, чтобы потом броситься. на
Москву, — вот он, немецкий солдат, у
берега Волги — скрюченный, — отврати-
тельный трун. Он мечтал, этот немецкий
разбойник, перейти Волгу, — взгляните,
как шагает он по волжекому льду, едва
волоча обутые в тряпки ноги, Ничего,
кроме позора, не осталось от былой не-
мецкой спеси..

“Так завершилась битва за Сталинград,
битва, вписавшая непревзойленные стра“
нипы в историю войн, страницы, в кото-
рых навеки запечатлена мудрость гениаль-
ного полководца, соединбнная с могучей
силой народа. :

Сталинградская битва воспроизведена
на экране кино с блестящим мастерством.
Зритель получает яркое представление 9
маспетабах этой исторической битвы. Во
всей своей грандиозноети предстает перед
нами стратегия великого полководца, по
плану которого и с именем которого одер-
жана историческая победа, Об’ективный
свидетель — киноглаз — шёл по отнен-
ным пятам бобв и представил нам Kap
THHY, которая навеки останется в памяти
человечества. !

После фильма «Разгром немецких войск
пох Москвой» советская кинематография
выпустила ©щ6 один документальный
фильм, значение которого  эпохиально.
«Сталинград», эпизоды, воспроизведённые
B нём, свидетельствуют о великих боевых
традициях русского народа, © моши и сла-
ве советского оружия, о правоте нашей
борьбы, которой руковолит гениальный
стратег -и полковолен Маршал Советского
Союза Иосиф Виссарионовие Сталин.

_ М. МИРЛЭ.

ma seas

черной холодной волы, закрывией настил   бонасоса. Трюмные ещё не устранили

полностью течь в магистрали, как и их
товарищи в первом отсеке, но теперь
мощность действующих = водоотливных

‘паратами, начала заметно сдерживать в0`  средств намного превышаль поступление

воды.

To, что было потом, — не так уж су-
щественно, Лодка оставалась на месте до
наступления темноты. Итти под водойзна
не могла, но немыслимое днем воплытие
‹ продуванием главного балласта стало
ночью самым естественным выходом из
положения. Наверху Ярошевича ждал
приятный сюрприз: погода изменилась,
начался мелкий ложль и берег оу
Rak нельзя
кстати.

Ha лодке далеко ешё не всё было в по-
рядке, и переход с серьёзными поврежле-
ниямя представлял нелегкую задачу. На-
черно заделанные пробоины требовали не-
усынного надзора, а у электриков «кор=
пусило» чуть ли не всё их заведывание.
Но теперь это никого не пугало, п, как
всегда бывает с людьми,  переборовшими

смертельную опасность, подводникам  х0-
телось беспричинно
этому на каждом шагу давали те же по-
терявшие
Даже штурманский электрик Буров,
мый степенный и невозмутимый человек
в команде, ло слез хохотал над одним из
своих атрегатов, который Ha с того ни ©

смеяться. Шов кв

ИЗОЛЯЦИЮ электромеханизмы.

Ca

сего начинал вращаться, когда нажимали

кнопку ревуна. А мотористы, охваченные
желанием показать «высший класс», по-

сылали на мостик делегата доложить

прибавить

Ярошевич, верный привычке давать ©е-
своих поступках, старался

беспристрастно
co-

чтобы

Н, ЛАНИН,