2 fi

апреля 1943 г, № 76 (1334)

eo ¢

На маневренных истребителях

Подразделение, которым командует ка-
литан Синицын, выполняет основную за-
дачу — разведку линии фронта (и бли-
хайших тылов противника, 3a время пре-
бывания на этом участке летчики сумели
хоротю изучить район действий, и по-
тому от них не ускользает ни малей-
mee изменение обстановки. Разведка ве-
лется, как в интересах армейского коман-
лозания, так и на себя, на маневренных
истюбителях типа «И-16».

Вадачи, которые ставятся перед под-
разделением, сводятся в разведке: сосре-
лоточения и движения по дорогам живой
«пилы и техники противника; побережья,
портов, плавсредств и переправ, аэродро-
мов, огневых средетв; погоды в интере-
(ах своей авиации.

Непременные условия успешного вы-
полнения заданий -— отличная` наземная
подготовка к полету, знание района, сме-
лость,  напористость и непрерывность
разведки, В зависимости от об’екта  раз-
зедви, учитывая  метеорологическую 0б-
становку и противодействие противника,
выбираются маршрут и высота полета.
Высоты, на которых мы действуем, поз-
воляют отлично наблюдать, но одновре-
менно ‘они очень опасны для неопытного
петчика, тах как самолеты могут ока-
заться под воздействием не только з6-
нитной артиллерии, но и ружейно-пуле-
метного и минометиого огня. Отличное
знание районов, где расположены зенит-
ные сродства противника, и применение
противозенитного маневра далот возмож-
ность без потерь проходить нах враже-
ской территорией.

Кав правило, состав разведывательной
группы — 4—6 самолетов без прикры-
THA скоростными истребителями. Самолеты
плут почти. строем Mpoura с интервалом
100—120 ‘метров и дистанцией 20—
25 метров. Такое построение обеспечива-
ep хорошую осмотрительность и свободу
маневра каждого самолета: В группе раз
зелку ведут 1—2 самолета, & остальные
наблюдают за воздухом и отражают пер-
зую атаку противника.

В местах, насыщенных ‘ зенитными

спедствами, ка малых высотах, при пе-
ресечении линии Фронта осуществляется
противозенитный . мачевр, Выполнение
маневра сводится к непрерывному изме-
нению направления, высоты и скорости
полета, причем изменения производятся
663 всякой заколомерности, Tak Kak ве-
дение координированного маневра 0зво-
ляет противнику корректировать стрель-
бу. Выполняя, маневр, летчики не теря-
мт строя и не переходят из пеленга в
целенг, Допускаются переходы только
при разворотах wala того, чтобы самоле-
ты, илущие внешними в строю, не от”
стали,
  При проходе над своей территорией и
территорией противника, где нет зенит-
юго противодействия, маневр  выполняет-
‘я только по паправленяю ддя лучшей
осмотрительности. Истребители противня“
ха всегдь старалотся атаковать внезатно,
Газведчики должны противопоставить
эму высокую бдительность. Если ведо-
мые замечают противника далеко, они
похачиванием крыльев и пулевой трас-
cok лают знать ведущему, После werd
труппа, не теряя компактности, парами
разворачивается навстречу атакующим,
Разворот выполняется в ту сторону, OT”
куда атакует противник. Бывает, что про-
тивпика Заметили поздно, тогда первые
обларужившие его, не подавая сигналов,
резко разворачиваются яавстречу врагу,
стараясь поставить заградительную“ трас-
ву и выбить немецкий истребитель из”
пол хвоста машины товарища.

Ветречая противник» лобовой атакой,
взаимно прикрывая друг друга и Bee
время держась компактной группой, раз”
зедчики «тянут» вражеские истребители
на свою территорию под зенитный огонь

малых высот. Здесь,

в районы барража наших
истребителей. Обычно на нашей террито-
рии немецкие летчики теряют  уверен-
ность и уходят, несмотря на свое преи-
мущество.

Как правило, движение по дорогам
противник производит ночью или в не-
настную погоду, Как только враг услы-
шит шум моторов, он маскируется, остав-
ляя дороги свободными. Для того, чтобы
разведать o0 eRT, летчику необходимо
подходить незаметно со стороны солнца
или из-за облаков. Свободные, но наез-
женные дороги указывают опытному пи-
лоту, что ночью по ним происхохит ин-
тенсивное движение, Днем колонны про-
ТИВНИКА маскируются в населенных
пунктах или в лесу.

На нашем участке в течение несволь-

ких суток никакого движения TO доро-

там не замечалось. Ho ^в первый же
пасмурный день, когда нижний край 0б-
лачности был на высоте 100 метров,
железные и поссейные дороги оживились.
Противник не ожидал, что наши летчи-
ки решатся при такой облачности пере-
сечь торный хребет и появятся над заня-
той немцами территорией. Поэтому все
дороги убиленно работали,

Не меньшие трудности приходится пре-
одолевать и при разведке огневых точек.
Достаточно самолетам появиться над ли-
нией фронта, как неприятельская артил”
лерия прекращает огонь. Разведку pac-
положения и деятельности немецкой ар-
тиллерии нужно вести с большой дистан-
ции, со стороны солнца, засекая батареи
по вспышкам,

Вообще нужно обращать внимание на
все, даже малейшие признаки, помогаю“
щие разобраться в оботановке. Натря-
мер по полосам на аэродроме и по ве-
лущим к нему наезженным дорогам мы
определяем, работает ли он, Jame B TOM
случае, если на земле не замечены са-
‘молеты. Для. того, чтобы узнать, есть ли
живая сила врага в крытых  повозках
пли в железнодорожных вагонах, их 2о-
статочно обстрелять, `

Преодолевая зенитную оборону против-,
ника, необходимо учитываль особенности
тактики немцев. Имея достаточные нал
выки, можно всегла уклониться от огня
немецких  зонитчиков, При  зенитном
обстреле всегда надо уходить в обратную
сторону от разрывов, резко маневрируя
по высоте. В одном крупном населенном
пункте, занятом противником, стояла зе-
нитная батарея. Неожиданно она перестал
ла работать. Несколько раз пролетали
над ней разведчики, но она молчала.
Тогда наши летчики без маневра, зорко
следя за землей, пошли в район батареи.
Немцы этого и ждали и открыли огонь.
Но как только разведчики
вспышки на земле, ° они’ сразу резко
сманеврировали в сторону. На месте, тле
только что были самолеты,
хлубки разрывов, Противник пытался
обмануть нас, но разведчики его пере-
хитрили,

Особенню сложно фотографирование с
на боевом курсе,
противозенитный маневр исключен. При
холится рассчитывать исключительно на
внезаатность и демонстративное отвлече-
ние зенитного огня на другие самолеты,

Территорию противника от нашего aa-
родрома отделяет торный хребет, ноэто-
му важное значение имеет развелка по“
тоды. Часто лётчикам Гальину, Наумову,
Цветкову приходилось в узких горных
ущельях, закрытых сверху облаками,
искать проходы для наших штурмовиков,
Нередко разведчики упирались в силош-
ные стены тор и тумана, но отличное
знание района п высокая техника пило”
тирования позволяли им безупречно вы-
полнить задание.

Старший сержант И. СОКОЛОВ.
Действующий флот.

ИЕ РЕЛЕ ЕН ИЕ

скоростных

заметили

появились.

В разведку над морем.

ТАКТИКА ВРАГА

Разведывательные действия немецкой
авиации з& последнее полугодие имели
рад характерных особенностей. Прежде
всего отмечается резкое увеличение вы-
летов с задачами разведки. На отдельных
участках фронть на протяжении  меся-
цев они составляют 50—60 процентов
всех самолётовылетов. Большую
вылетов на ближнюю разведку coBepma*
ли самолбты-истребители, Третья 060-
бенность заключается в том, что развед-
ка наиболее важных участков фронта
велась не только в светлое время суток
и в ясную погоду, но и в сложных ме-
теорологических условиях днем, в лун-
ные, а иногда и беззвездные ночи.

На морских коммуникациях вблизи по-
бережья поиск наших транспортов и ко
раблей ведется в светлое время суток, в
большинстве случаев одиночными  мор-
свими самолетами типа  «Га-138»,
«Га-140», «Xe-115» и сухопутными:
«Ю-88», «Хе-111» с бомбарлдировочным
или торпедным вооружением. Поиск ко-
раблей вдали от побережья ведут вамо-
леты тех же типов, но. как правило, в
паре. Глубина оперативной разведки на
море достигает 400—500 миль. Это oco-
бенно характерно для северного театра,

Немецкие самолёты выполняют при
разведке на море три основных функции:
поиск, наблюдение за  обнаруженными
об’ектами и наведение ударных груши
бомбардировщиков, торпелоносцев и под-
водных лодок. В ряде случаев отдельные
разведывательные самолёты также про“
изводат контрольное фотографирование
результатов бомбардировочных действий,

Поиск кораблей в море ведется на ма”
лых высотах одновременное несколькими
самолётами с расчетом просмотра тех
участков театра, тле паиболее вероятно
лвижение судов в данный момент. Обна-
ружив морские об’екты, разведчики доно-
car 06 этом по ралио в свою базу, пос-
ue чего непрерывно наблюдают за ко-
раблями. Наблюдение строится на прин-
ципе скрытности, для чего в ясную по-
году немецкие разведчики держатся на
пределе видимости, маскируясь солнцем,
При наличии облачности они ходят за
облаками и только периодически проби-
вают их для уточнения элементов дви-
жения кораблей.

Уларные труппы авиации  наводятся

преимущественно. посредством. радио ив

некоторых случаях путем непосредетвен“
ного лидирования. Характерно, что немец-
кие самблёты наведения в своих люнеее-
ниях передают не только сведения о ©9-
ставе и элементах лвижения конвоя, но
также ‘периодически сообщают данные о
метеорологической обстановке, в которые
входят сведения © видимости, характере
и высоте нижнего яруса облачности в
районе движения цели. Нужно полатать,

ПЕ 27:

Разведка кораблей и войск противнике

Особенности зоздушной разведки на
море и Ha приморских участках фронта
па современном ‚этапе войны вытекают
из общей стратегической обстановки на
данном театре. Сокрушитетьные удары,
нанесонтые немоцким войскам и выну-
дившие их откатиться на Запад, заста-
вили терманокое командование мобилизо-
вать новые зналительные резервы живой
биты и техники. Немецкие войска бешено
сопротивляются, цепляются за каждый
населбнный пункт, з» каждый рубеж,
пыталотея созлаль на отдельных ‘участ
вах превосхолотво в Силах, переходят В
тозтратаки. Задача воздушной разведки
напих флотов — своевременно помочь
комаплованию вскрыть намерения врага,
Тиательным паблодением за морскими и
сухопутными коммуникациями разведчики
должны дать сведения о районах соередо-
точения вражеских Тезервов, вскрыть
промеюуточные тыловые рубежи, ва ко-
торых противник предполагает укрепять-
вп. Лбтчики разведывательных подразде-
пеший — птатостьным фотографироваяием
позиций врага призваны обеспечить нашу
артиллерию и авиацито фотосхемами В
необходимых маспгтабах,

Германская авиация, численно ослаб-
аенная за время войны, не имеет возмож-
ности быть сильной на всех, даже ос
повных, паправлениях. Немцы — перебра-
сывакю“ авиасовдинения 0’ одного участка
на другой, пытаясь хоть на какой-то
отрезок времени закрепиться в воздухе.
Поэтому, всли своевреметно вскрыть cor
средоточение немецкой авизлия, TO мож-
но по этому прионаку определить бли-
майшие амерешия врага, Op анизовать
достойную вотречу, & затем и разгромить
его.

На морских театрах виимание воздут-
ных разведчиков должно быть сосредото-
чено на коммуникациях и военно-морских
базах противника. При этом на каждом
театре слелует, исходя из оощен обста-
HOLME, выявить коммуникации, наиболее

ражные лля противника В данный  мо-
мент, / действующие наиболее интенсивно.
За ними иеобходимо особенно тщательно
наблюдать, чтобы совместно © торпедо-
посной, бомбардировочной авиацией и ко-
раблями флота срывать перевозки, орга“
мизуемые фанлистоким командованием.
Морская авиация накопила большой
опыт организации и проведения воздуШ-
зой разведки и ‘фасполатает достаточно
подготовленными кадрами для  выполне-
ния задач, вытекающих из обстановки.
В частности, морским летчикам притолось
широко- заниматься разведкой сухопутных
‘об’ектов и, хотя до войны этому уделя-
лось меньше внимания, сейчас В этой
области достигнуты значительные успехи.

Разведку войск на поле боя и в бли-
майшем тылу в радиусе до 100 км осу-
ествляют, как правило, истребители.

Облалая большой скоростью и маневрен-
истребитель с высот B 600—

ностью,
1.000 метров, снижаясь в необходимых
случаях до 400—300 метров, успешно

решает. задачи визуальной и Фотографи-
развелки. Для выполнения § BUR

ческой

эхальной разведки особенно необходи-
ид  спепиализащия экипажей, Лётчик-
истребитель, как известно, He имеет B03-
можности вести запись, a наблюдая,

только фиксирует обнаруженное в MaMa”
ти. чтобы «привязать» обнаруженный
oper к какому-либо месттому предмету
jan более точного донесения.

Летчик должен прекрасно знать мест”
ность и 060бенно тщательно изучить
демаскирующие признаки войск. В связи
в этим целиком оправдало Coos закрепле-
пие определенных экипажей для развелки
ого или иного участка местности. Пре
этом зеличина участка назначается Fe С
учетом пндивилуальных особентостей лет”
чика, так как не все обладают олинако-
ой способностью фиксировать в памятя
бнаруженное,
i установлено. что Ha истр®-
бителе можно с успехом решать задачи

фоторазведки, в частности маршрутной и
ллощахной. Главная задача истребителей-
разведчиков — своевременно  прелуппе-
дить кочавлование 0 движенни войск
противника к полю боя и наличии груи-
гировок на подступах в wemy. Быстрота
доставки полученных данных играет при
этом огромную роль, так как  истреби-
тель доносит об обнаруженном только по-
еле посадки.

ть # a
Разведка войск в движении по грун-
ловым и железным дорогам в ТЫлу про-

тивника производится в основном одиноч-.

ным самолётом на принципе скрытности,
Пользуясь высотой, большой скоростью,
пепользуя для’ маскировки облачность,
умело выбирая маршруты, избегая ша-
блона в их построении, экимажи скоро-
CTHHX разведчиков обеспечивают ©воевре-
менную доставку необходимых  команло-
ванию спелоний. В основе достоверности
разведки лежит аэрофотос‘емка, а быстро-
ты лоставки визуальных данных, Kak

предварительных ‹ сведений, — исправно

действующее радио.

Полнота и достоверноеть разведки BO
всех ее видах и, в частности, наблиоде-
ние за вражескими войсками ов глубоком
тылу, на фронтовых и жедеаных лорогах
зависят от умешия, тренировкя, военной
хитрости и смекалки экипажа. _ Напри-
мер, для того. чтобы подсчитать количе-
ство ватонов в железнодорожных соста-
вах на станции, нет веобходимости счи-
тать ве вагоны. Штурман звева одного
из авиаподразделений Черноморского фло-
та всегда дает при полечете точные све-
дения. Он поступает так: сначала тща-
тельно подсчитывает вагопы в одном из
составов, & затем, руководствуясь им,
как меркой, определяет общее количество
вагонов. При разведке железнодорожных
станций следует обращать внимание Ha
то, в каком направлении стоят паровозы,
так как это до извес®юй степени харак-
теризует намерения противника.

часть.

что эти сведения служат исходными дан-
ными для предварительных расчётов пря
выходе в атаку торпелоносцев и бомбар-
дировщиков.

Развелку побережья, баз, портов по-
трузки и выгрузки в ясную погоду ве-

‘лут преимущественно одиночные самоле-

ты на средних и больших
.2.000 до 8.000 метров.

При ухудшении метеорологической 05-
становки число вылетов на дальнюю раз-
ведку резко сокращается; тогда как ближ-
цяя разведка продолжается непрерывно.

В целях дезориентации нашей системы
наблюдения и оповещения, a также во
избежание встреч с нашими истребите-
лями разведка выполняется  ломаными
курсами с изменением профиля полёта,
при подхолах к каждому новому об’екту,
При обнаружении наших истребителей,
прикрывающих 0б’ект, отдельные немеп-
кие разведчики практикуют следующий
тактический приём. Одновременно с по-
терей высоты они убирают газ, в резуль-
тате чего образующийся на больших вы-
сотах «след» от самолета исчезает, и
истребители,  преслелующие разведчика,
теряют его. Через некоторое время немец
пытается сделать ‘повторный заход на
об’ект, но уже с другого направления и
на другой высоте.

Ночная разведка за последний периот,
‘особенно в районах нахождения тактиче-
ских и оперативных резервов, ведётся
немпами также систематически, Маршру-
ты ночных полётов, как правило, прохо-
лят вблизи крупных площадных и наибо-
лее характерных линейных ориентиров
(взер, рек, железнодорожных cranny. и
порог, действующих автострадл и т. д.) на
высотах от 300 до 1.000 метров, В лун-
ные ночи отдельные разведчики снижа-
ются и ло 100 метров, В темное время
суток лля поиска и обнаружения под
вижных 0б’ектов немецкие  разведыва-
тельные самолеты в больших размерах
используют осветительные бомбы.

Ночные разведывательные полёты про-

высотах OT

водят самолёты типа «Хш-126», «Ю-88»,.

«До-215». Ва последний период на ряде
участков Фронта немцы стали использо-
вать «Ме-110».

Ночью немецкие самолёты подходят к
об’ектам разведки с приглушенными мо-
торами. После первого захода они выхо-
INT из зоны действия огня нашей зе-
нитной артиллерии и через некоторое
время, набрав высоту, вновь заходят на
об‘ект, но уже с другого, наиболее вы-
тодного направления. В целях более де-
тального изучения  об’ектов, имеющих
недостаточно мощные срелотва  прикры-
тия, отдельные самолёты противника на“
холились над пелью до 20—30 минут,

Большая часть ночных разведыватель-

Если нужно установить количество ав-
томашин, танков или живой силы Upo-
тивника в колонне, движущейся по 10с-
се или проселочной дороге, следует, om-
ределив por BOCK п длину колонны, ру-
ковохетвоваться справочником, Обнаружив
колонну, ‘определив €e состав,  числен-
ность и, вели это не илет в ущерб скрыт-
HOCTH, сфотографировав ее, разведчик не-
медленно доносит по радио на свой
аэродром исчерпывающие данные © пели.
Быстрота доставки лонесения при развед-
KO подвижных целей имеет исключитель-
пое значение. Она во многом зависит от
тщательности подготовки средств  радио-
евязи и таблип (карт) условных сигна-
лов. i

Основная задача экипажа, вылетающе-
га на разведку аэродромной сети против-
ника, -— определить количество и тиц са-
молётов, места их расположения и выя-
вить систему ПВО. Наиболее достоверные
сведения можно получить путем фотогра-
фирования аэродромов. С’емка с высот
5—6 тыс. метров при  депифрировании

даст возможность установить число и
основные типы вражеских машин . Ha

аэродроме. Перед вылетом экипаж должен
иметь все расчетные данные, предуемот-
рев на случай изменения обстановки
два-три варианта.

При разведке аэродромов особенно 1еоб-
холимы скрытность и впезапность. По-
этому чрезвычайно большое значение
имеет выбор маршрутов. Обычно pasBer-
чик получает задачу’ просмотреть за один
вылет несколько вражеских  аэролромов,
причем часть из них расположена в
прифронтовой полосе и аа них базируют-
ea труппы иотребителей.

Самую большую опаспость представляет
шаблон в построения маршрутов и в <по-
собах разведкя. бя может привести к ги-
бели разведчика, а слотогательло, як
невтполнению задания. Начиная с взлета
4 30 самой посадки экипаж должен быть
блитетьным, помал 0 пепности лобытых
сведений и возможности внезапной атаки
противника. Рекомендуется  преизоодить
набор высоты еще в районе своего, аэро-

i

ных полётов, как правило, сопровождает-
ся сбрасыванием одиночных фугасных и
зажигательных бомб, Бомбометание носит
бесприцельный характер и большей
частью ведется по площади в районе
портовых сооружений, станционных по-
сблков и населённых пунктов,

Разведку поля боя немцы обычно ве-
дут группами истребителей и одиночными
самолётами «ФВ-189», «Xm-126>,  peme
«Ю:88» под прикрытием
«ФВ-190». Высоты, в зависимоети от
метеорологических условий и степени
противодействия средств ПВО, различные,
но не превышают 3.500—4.000 метров
в ясную погоду. Независимо от зенитно-
го огня самолёты ведут разведку лома-
ными курсами, постоянно меняя высоту
полбта,

Характерно, что отдельные самолёты
противника первые заходы к об’ектам,
имеющим даже сильную ПВО, совершают
He со стороны солнца, как это практико“
валось раньше, & под углом 90 градусов
в солнцу или даже против солнца. Зато
отход от об екта — на солнце. Этот при-
ем, очевидно, преследует пель уменьшить
время нахождения  самолётагразведчика
при отходе в зоне сопроводительного ог-
ня, меткость которого безусловно снижа“
ется, когдь цель уходит в сторону
солнца.

Для уточнения и проверки ранее полу-
ченных ланных при наличии низкой
сплошной облачности разведка произво“
дитея на бреющем полете.

Наши прафронтовые аэродромы. немцы
разведывают одиночными самолётами и
труппами от 2 до 6 самолётов-истребите-

`лей. В целях поиска действующих аэр-

дромов самолёты противника попрежнему
часто пристраиваются в «хвост» нашим
самолбтам, возвралцающимея с задания, и
при посадке атакуют их. Предвечерняя
разведка аэродромов  велбтея в Te же
лни, когда намечаются ночные действия
бомбардировщиков. Вечерняя разведка,
как правило, сопровождается сбрасывани-
ем одиночных фугасных и зажигательных
бомб и впоследствии перерастает в бом-
бардировочные действия, имеющие целью
сковывать действия нашей авиации B
продолжение всей ночи,

Таковы основные особенности в так-
тике немецкой авиации при ведении раз-
велки за последний период отечественной
войны. Задача наших авиационных шта-
бов. всего лётного состава, командиров
противовоздушной = обороны = береговых
0б’ектов и кораблей флота — постоянно
следить за тактикой фашистских лётчи“
ков, изучать особенности их ‘новых прие-
мов и своевременно выдвигать новые спо-
собы борьбы с ними. —

дрома. Если есть опасность вражеского
наблюдения, можно уйти в ложном Ha-
праваенин или в море (так, например,
делали на аэродроме Херсонесский маяк
в Севастополе) п уже там набирать необ-
холимую рывоту. Линию фронта при от-
сутетвии облаков следует пересекать на
высотах 5—6 тыс, метров или за облач-
ностью; крупные населенные пункты —
обхолить; полхолить к аэродрому ma
большой высоте се последующим  сниже-
нием ло высоты фотографирования. При
отходе ‘от аэродрома нельзя выдавать свои
дальнейшие намерения, и поэтому напраз-
ление ухода Jommao быть ложным. При
каждой возможноети надо использовать
облачность и солнечную сторону горизон-
та для маскировки,

Разведка военно-морских баз и мороких
коммуникаций требует специального рас-
смотрения, поэтому мы остановимея толь-
ко на визуальном распознавании боевых
кораблей и транспортов © воздуха.

Полноценное донесение воздушного раз-
велчика Ha море содержит не только ко-
личество обнаруженных об’ектов, HO и
правильное распознавание класса, типа п
тоннажа кораблей, точную их диспози-
цию при стоянке в базе или величину
хола и курс при движении в м07ре.

Сейчас основными об’ектами воздущной
развелки Fa MOPS являются транспорты
и охраняющие их малые корабли, чаше
СКА, ТВ. СКР и реже миноносцы. Перед
вылетом Ha решение задачи — ‘устано-
вить наличие кораблей в военно-морской
базе — экипажу необходимо изучить 110
фотоснимкам, как датный об’ект выглядит
с возлуха. Последовательно изучив круп-
ные ориентиры, рекоменлуется переходить
RK более мелким. но обязательно ознако-
митвея в деталями, запомнив их линей-
ные размеры. Это будет необходимо для
сравнения ориентиров с размерами 05-
наруженных кораблей (rpancuopron). Oco-
б0е внимание обращается на расположе-
ние поичальных приспособлений, чтобы
BO время нахождения над базой внимание
раяведчика праковывалюсь к заранее на-
меченным точкам,

«Ме-109» 7 и!

ПИКАЛЕВ,

/ ©

азведчики морской авиации, активно помогайте громить врага!

eo ¢
Над морем
Баренца

В подразделении капитана  Ольберга
много замечательных разведчиков. Одними
из лучших по праву считаются старший
лейтенант Суворов и капитан  Куевда.
0б& они — опытные, смелые воздушные
воины. Каждый из них награжден орле-
ном Ленина и медалью «За отвагу». Им
по луше трудная и опасная профессия
разведчиков.

Однажды экипажу была поставлена 3a*
дача разведать за один полет  военно-
морскую базу и аэродроме противника,
произвести  аэрофотос’емкх. Суворов и
Куевда начали готовиться к полету. Они
примерно знали, в каком районе, какими
средствами борьбы ¢ ними располагает
противник, В одном пункте крепко будут
бить зенитки; около другого можно ожи-
лать ветречи с истребителями а В
третьем и то и другое в изобилии. Bee
это не пугало разведчиков, но заставля-
ло внимательно продумывать маршрут и
высоту полета, \

№ вражеской военно-морской базе раз=
ведчик полошел на ‘большой высоте со
стороны солнпа, Он произвел с’емку и
скрылся над морем, Немепкие зенитки ед-
ва успели сделаль несколько запозлалых
выстрелов. В море Суворов резко изменил
Еурс и пошел на вторую цель — аэро-
дром противника. Немпы, очевидно, ye-
пели все же предупредить свою оборону.
Они встретили самолет сильным зенит-
ным огнем. Суворов ушел с западной сто
роны  аэродрома, но вскоре вновь зашел.
с восточной. Потом летчик повторил 0б-
ратный маневр. Таким образом разведчик
четыре раза прошел над аэродромюм,

Немцы выслали своих истребителей.
Но было уже поздно. «Мессеримитты»
зря потратили время и торючее: развед-
чик ‘успел произвести фотос’емку аэрод-
рома и был уже далеко над морем.

Вскоре в штабе дешифрировалиев ре“
зультаты  аэрофотос’емки. А еще через
некоторое время, по ланным разведки,
наши  бомбартировщики нагрянули В
порт и на аэродром противника, Резуль-
таты бомбового удара обрадовали развел“
чиков — ведь они заслужили немалую
долю этого успеха.

Другой экипаж еще совсем молодой,
томандир его — старшина Самарин, штур-
ман — старшина Шейн. Недавно им бы“
ло поручено разведать вражеское побе:
режье и прилегающий к нему район
моря, Погода стояла  неважная.

Ныряя пол облака, обходя заряды, раз-
велчик скрытно подошел в указанному
району. Впереди показался небольшой
просвет — окно в облаках. Осмотрели
сквозь него водную поверхность и заме
тили силуэты. Еще одно окно — и те=
перь все точно установлено: идет боль“
шой караван судов; из них четыре транст
порта. Штурман ‘быстро распознал транс-
порты и немедленно передал донесение по
радио,

Время полета  истекало. Штурман не
забыл передать и сведения © погоде.
этом районе она сейчас оказалась непло-
Хой. но через три-четыре часа все за-
кроет. Надо торопиться с нанесением
удара. Надо и самшы уходить из обла:
ков -—— самолет отяжелел, покрылея ледя“
ной коркой. Выйдя из облачности и из
бавившись от  облеленения,  разведчив
неожиданно натолкнулея на другую юпас-
ность: У кромки облаков поджидали два
«Ме-109».

«Мессершиитты» резко набирали выс”
ту (они были ниже разведчика), но Сас
марин умело использовал свое преиму“
щество. Он резко развернул. самолет и
снова забрался в облака. Немпы погна-
лись за ним, обошли заряд, но советекий
разведчик исчез. Перехват не улалея.

Экипаж  Самарина-—ТШейна . доставил
mrady чрезвычайно пенные сведения,

т Калитан Л. МАЦКЕВИЧ.

EAE ЕЕ

Пря определении на-глаз тоннажа вр&-
жеското судна в одной из частей Черноз
морского флота применяют 610606 срав=
дения известных экипажу кораблей < 0б-
наруженными. Например, зная по спрз-
вочнику линейные размеры и тонна
сторожевого корабля. можно путем срав-
пения определить тоннаж транспорта, ко-
торый он сопровождает, Так же поступают
при обваружении корабля в базе. Су:
шествует и более точный ©п060б, при юо-
тором, пользуясь длиной корабля, которую
определить  сравиительно  нетрулно, тон-
чак судна устанавливают, руководствуясь
расчетными кривыми, Понятно, что ре-.
зультат визуальной ‘разведки должен
быть полтвержлен  фотоонимком, однако
хорошо натренированный штурман может
почти безонтибочно  на-глаз  опредетить
тоннаж транспорта.

Некоторые особенности имеет воздуш-
ная разведка шхерных районов и речаых
бассейнов. Корабли и транспорты претив-
ника на коммуникациях, прохолящих В
шхерных районах или на реках, имеют
возможность лучше  маскироваться. По-
тому обпадужение их, а тем более опре-
деление типа, и тоннажа судов значетель:
во усложняются. Окраска под фон бере-
говой черты, искажение контура корабля
камуфляжем, постановка к берегу в ©пе-
циально сделанных Зотонах и, ваконеп,
постройка макетов кораблей, — все во
широко используется протизникол. Поэто-
му разведка в шхерах произвохитсея Ha
высотах 600—1.000 метров, 2 иногла и
300—400 метров. Не исключена возмож-

НОСТЬ применения пулеметного огня по
местам вероятного нахождещия целей.
От зоркого глава разведчика ничто не

JOIEHO скрыться, Отличлое знзние так-
тики и техники враг& в сочетании 6
лётным искусством, хитростью H ¢MeKad-
кой обеспечат командованию необходимые
данные, позволят своевремевло  RCKPbITS
намерения противника и организовать его
разгром.

Подполновнин М, ЗАЙНЕВ.