4 апреля 1943 г, №79 (1337)

Гвардейский крейсер

«Красный Крым» в походе.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Фото Б. Григорьева.

НА ШЕСТИБАЛЛЬНОЙ ВОЛНЕ

Вчера Совинформбюро сообщало о
том, что наши корабли в Баренцовом
море потопили два транспорта про“
тивника общим водоизмещением в
15.000 тонн.   !

В этой корреспонденции мы рас-
сказываем подробности их потопле-
НИЯ,

жхя#

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 3 апреля. (По теле-
графу от наш, коро.). Котда корабль бых
в надводном положении, сигнальщик Ве-
келин-заметил четыре плавающих мины,
Две из них комендоры расстреляли. Ме-
пля глубины, маневрируя, подводная лод-
ка настойчиво продвигалась вперед. Вах-
ленные командиры, командир корабля, его
помощник время от времени осматривали
торизонт, Но перед их тлазами открыва-
лась непроглядная пелена тумана, снеж-
ного заряла или, при хорошей видимости,
тлалкая поверхность моря.

Промо уже много дней, а за 868 вре-
мя удалось обнаружить только один
тральщик прогивника, и то из-за налетез-
шем снежного заряда он потерялся из
BIA. у

„.Было около лвух часов дня. Подвод-
нал лодка всплыла, под перискон. Капитан-
мейтенант Макаренко осмотрел торизонт.
Над морем стихал снежный зарад, и
Сквозь него отчетливо различалея нетрия*
тельский тральщик, & 3& Ним —— транс-
пор  водоизмещением около 6 тысяч тонн,
Недалеко шел и миноносец,

Командир произвел расчёты, дал коман-
ду приготовить аппараты.  Торпедиет
Влоказов, тринадцатый раз выходивший
» атаку, вместе с Мельниковым был уже
В боввой готовности. По команде «зали»
торпеды вышли из ‘аппаратов. В лодке
наступила тишина. Люди прислушивались.
Акустик успел еще уловить шум винтов
миноноспа. Но вот один за другим отчет-
уиво посльипались взрывы -—— первый, за
ним второй. По расчетам командира, торт
педы поразили транспорт, да и акустик

доложил, что больше не слышно шума
его винтов,

Юблегченно вздохнул боцман Добролю-
вов. Сейчас, перед атакой, ему было, по-
жалуй, труднее всех. На море бушевала
шестибалльная волна, и удержать корабль
Ha перископной глубине, чтобы ero He
выбросило на поверхность, было весьма
сложно. Добродовов стоял ма рулях и ни
на секунду не отвлекался от прибора, При
такой волне рискованно выходить в ата-
ку. Но командир пошел на риск и провел
операцию блестяще. Неожиданность атаки
так обескуражила противника, что он не
смог организовать преследование, и под
волная лодка блатополучно отошла.

Но поход еще не закончен. Снова пере-
заряжены аппараты.  Веплыли. Пополнен
запас энергия. На вахте  оигнальщикю
Веселин. Он пристально просматривает го-

: изонт, наблюдает за поверхностью м0-

фя — возможно появление вражеских са-
молётов и катеров,

Озлобленные потерей транспорта, нем-
цы, несомненно, усилят поиск. Надо быть
настороже, и Беседин не забывает 06
этом.

Вот он заметил немецкий самолёт, до-
ложил командиру. Подводная лодка бы
стро погрузилась. -

Вражеский самолёт находился над ме
стом, гле вчера был атакован  коивой.
Враг. искал подводную. лодку, бомбил этот
район. В отсеках слышались разрывы
тлубинных om,

Проходят сутки, и корабль, снова фор-
сировав минные поля, поднял перископ:
был замечен и успешно атакован транс
порт противника. Но вражеский самолёт,
сопровождавиеий Конвой, обнаружил подвод-
ную лодку и начал преследование. Под-
водная лодка погрузилась и, маневрируя,
отошаа в другое место. Семь взрывов раз-
дались то в одном, то в другом направ-
лении.

Экипаж подводной лодки
в базу с двумя победами.

Капитан В. АНАНЬИН.

возвратился

——

На мостике канонерской лодки

Бой только начался.

На мостике канонерской лодки cron
капитан 3-го ранга Шик. Неторопливо
отдавая приказания, он внимательно
следил за берегом. Враг яростно‘ огры-
залея. Артиллерийский огонь его бере-
говых батарей то затихал, то возобнов-
Лялся с новой силой. Огненные трассы
причудливыми дугами разрезали темно-
ту. ,

— Нервничают, — заметил командир и,
обращаясь к штурману, добавил: -—
Пусть стреляют, нам ке легче ориенти-
роваться,

Обходя огненный шквал, канонерская
лодка продвигалась к берегу. Чтобы не
выдать местонахождения ` корабля, ко-
мандир приказал артиллеристам пока
не открывать ответного огня. Люди 38:
мерли на боевых поетах в ожидании
условного сигнала к действию.

Вдруг яркий луч прожектора проре-
зал темноту п, нащупав корабль, оета-
новился. Канонерская лодка увеличила
ход, открыв огонь из всех орудий. Они
били прямой наводкой по огневым точ“
кам и укреплениям врага, по прожекто-
ру, который тут же погас.

Жаркий поединок продолжался. Вот в
небе вопыхнула ракета, за ней вторая,
третья. Противник усилил огонь. Коль-
цо воплесков В60 суживалось. К шуму
пролетающих над палубой снарядов
прибавилея рявкающий вой мин,

С каждой минутой обстановка .06-
острялась. Прямым попаданием снаря-
ла частично был выведен HB строя
расчет орудия главиого калибра. на-
рушилавь связь с боевыми постами,
На полубаке вспыхнул повар. У одной
из пушек загорелея  боезамас. Люди,
невзирая на опасность, самоотвержен:
но продолжали вести огонь.

Их в трудный момент ободрял голос
командира корабля:

— Усилить огонь!

Попрежнему спокойно. звучали его
приказания с мостика. Под руковод-
ством старшего лейтенанта Пивень
командир отделения Кислый и крас-
нофлотцы, рискуя жизнью, потушили
очаги пожара. Несмотря нё ранение,
орденоносец комендор Будяков оста-
вался в строю. Он принял на себя обя-
ванности командира поста’ и вместе с
краснофлотцами Белошапко и Ганно-
новым немедленно занялся  устране-
нием повреждения.

Осколком снаряда, разорвавшегося
возле мачты, тяжело ранило команди-
ра корабля. Слабеющим голосом он
спросил подбежавшего к нему штур-
мана старшего лейтенанта Еременко:

— Почему молчит орудие?

— Веё в порядке, — успокоил тот, и
как бы в подтверждение его слов в
этот момент. орудие главного калибра
заговорило вновь.

— Молодцы, -— промолвил капитан
3-го ранга и, с трудом поднявшись,
опять встал к телеграфу. _

Но силы оставили его. Пока прибыв-
ший врач оказывал T. Шик первую по-
мощь, старший лейтенант Еременко 3a-
менил командира. Позже на его место
заступил старший лейтенант Пивень,
принявший на себя командование ко-
раблем. Он довел принятое командиром
решение до конца.

Когда капитану 3-го ранга Шик до-
ложили, что задание выполнено, его
пицо озарилось улыбкой:

— Молодцы, правильно’ поняли м6-
ня.. Одобряю ваши действия.

Лейтенант Г. АФАНАСЬЕВ.

‚ Действующий флот.

Точнеб наводить!

д —

Боепоипасы

ГОРОД Н,, 3 апреля. (ТАСС). Завод
боеприпасов, которым руководит ‚тов,
Двинов, получив новое. сложное обору-
дование обязался быстро ввести его В
строй. Инженеры и стахановцы воен-
ными темпами осваивали оборудова-
ние и в марте дали первую продукцию.
В предмайском соревновании коллек-
тив добился немалых успехов; месяч-
ная программа перевыполнена» фронту
отправаены выпущенные сверх зада-
ния боеприпасы,

сверх плана

Передовое место в
нял цех начальника Левина, где рабо-
тает много женщин, Работницы Попо-
ва и Окишева в два с половиной раза
превысили месячную норму. По-стаха-
новоки трудится женская бригада Гу-
биной. Она вызвала Ha соревнование
комсомольскую _ бригаду навалоотбой-
щиков Ивана Коско, работающую на
олной из угольных шахт. Стахановки

соревновании 38-

_——_—_—`_—

ДЕКАДА ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ФРОНТОВИКОВ
(TACO), B HaropHo-

БАКУ, 3 апреля.
Карабахской автономной области прове-
дена декада помощи семьям фроитови-
ков. Только в Степанакертеком районе

ежедневно выполняют задание на
160—180 процентов.
свыше 100 KBapTH

отремонтировано
ссмей военнослужащих. Им доставлено
на дом около 1.500 кубометров дров и

выданы десятки центнеров муки.

артиллерийского

Смелый рейд

разведчиков

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 3 апреля. (По
телеграфу от наш. корр.). На-днях груп-
па разведчиков морской пехоты совер-
шила смелую вылазку в тыл против-
ника. Сейчас стали известны подроб-
ности этого рейда...

Ночью разведчики высадились Ha
вражеском берегу. Они продвинулись
в глубь расположения немцев. Против-
ник, обнаружив следы на снегу, пред-
принял преследование. Вскоре крас-
нофлотцы. заметили приближение ече-
тырёх направлений немецких пехотин-
цев. Командир разведывательной груп-
пы решил принять бой. Заговорили пу-
леметы, автоматы, винтовки, пошли В

ход гранаты. Младший лейтенант Ру-

дыкин очередью из автомата, убил не-
мецкого офицера» Краснофлотец Виш-
нев уничтожил 6 гитлеровцев. Под же-
стоким огнём непрерывно работал pa-
дист старший сержант Морошкия.

Неравный бой продолжался более
заса. Отряд получил приказание про-
биваться к берегу. Отход. прикрывали
восемь моряков под командованием
сержантов Соловьева и Авраменко.
Против них действовало до 10 немцев.
Но североморцы не дрогнули. Сража-
ясь стойко и мужественно, они дали
возможность разведчикам пробиться в
берегу. j

Морских пехотинцев поддержали ар-
тиллеристы балареи, которой команду“
ет т. Кокарев. Метким огнем они рае-
сеяли группу наступавших немцев.

Разведчики добыли
ния, в б0ю уничтожили 40 немецких
солдат и офицеров.

Тринадцать часов катер под коман-

дованием т. Лях отыскивал разведчи-

Illropm мешал приблизиться к
берегу. Наскочив на каменную гряду,
катер потерял управление и начал 0б-
леденевать. Экипаж восстановил боеспо-
собность корабля, нашел своих. това-
рищей и доставил их в Oasy.

ков.

ПУШКИ В ОСОБЫЙ ФОНД
ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ

ГОРОД Н., 3 апреля. (ТАСС). Завод,
где директором Герой Социалистиче-
ского труда тов. Быховский, перевы-
полнил мартовекую программу выпуска
вооружения. Коллек-
тив дал. в 060бый фонд Главного
Командования Красной Армии сверхилал
новые пушки для пяти артиллерийских
полков.

Значительные успехи достигнуты в
борьбе за экономию материалов, совер
 шенствование производства. Осущест-
вление рационализатореких предложе-
ний принесло заводу в марте 1.100
тысяч рубл ИИ.

тлубинной бомбы
малютка» солрогатась. Звеня, летели 0с-
колки плафонов и электрических лазито-

От каждого тазрыве

чек. Janno потух свет. Выбывали 13
строя механизмы. Люди приумолкли: каж-
дый в тревогой прислушивался, ждал но-
вого взрыва. Где он произойдет — над
лодкой? Рядом?

Мигая ‹<тигмеем», возился у приборов
Бобровокого флагманский врач Тусинекий.
Он исследовал состав возлуха. Кислорода
оставалось в воздухе меньше: жизненные
ресурсы кончались.

Гусинский направился к жоманлиру ка-
питазу 3-го ранга Фисановичу. Пошаты-
ваясь, он шел мимо притихших людей...
Врачу никто не жаловалея, но он знал,
каких нечеловеческих усилий это <тойло
каждому.

Новый взрыв!

— Лвоести шестой, — считает акустик,
старшина 2-й статьи Анатолий Шумихии.

‚Давно «малютка» припыа в базу
противника. Был обнаружен транспорт
врага, который  охранялея шестью 606-
выми кораблями. Атаковать можно  бы-
0 только © близкого расстояния, и Фи-
санович принял дерзкое решение: проник-

нуть в кольпо охраны и пустить торпеды‘

в упор. Мо стоило поднять перископ, как
лодку обнаружил вражеский тральщик и
томчался на таран. Подволный корабль
дал залис перискотной глубины по транс-
тюрту, ‘стоявшему в трех кабельтовых,
Торпеды попели в пель, Не теряя мгново-
вия, «малютка» нырнула под воду, потом
рванулась вправо, чтобы запутать. следы,

Шесть боевых немецких кораблей ста-
ли сыпать в воду глубинные бомбы: дол-
т корабли преследовали лодку.

Фисанович о выслушал pauopr Гусин-’
ского.

— Сам понимаю, что воздух на пре-
деле, — ответил он.

боть один выход — на короткий вок

Бключить регенерационную систему. очис-
TUTb Воздух от углекислоты,  повыюить

ценные _ сведе-.

Действия немецкой авиации
против наших коммуникаций на Севере

Фалтистокое команлование © первых
двей войны ставило задачу прервать па-
ши морокие коммуникации на Севере,
захватить Мурманек и тем самым лишить
(Советекий Союз связи с союзниками. Ho
осуществить озой план просивнику Ha
удалось. Северный флот совместно © ча-
стями Красной Армии расстроил  пааны
гитлеровцев,

Тогда немцы попытались возложить
блокаду коммуникаций и портов на свою
авиацию, надводный и полволный флот. С
этой целью весной 1942 года фашистекое
командование сосродоточило в портах Се-
верной Норвегии крупные силы. Напри-
мер, в район Тронхейма были перебази-
рованы: линкор «Адмирал Тирпиц», тя-
иблые крейсера «Алмирал Шеер», «Ад
мирах Хиппер», «Принц Евгений» и
больное количество подводных лодок,
сторожевых кораблей, миноносцев, траль-
щиков. ;

5 июля 1942 года германская эскадра
вышла в Баренцово море, тде была обна-
ружена нашей морской разведкой. Под-
водная лодка под командованием Героя
Советекого Союз» капитана 2-го ранга
Лунина атаковала линкор «Адуирал Тир-
Til», выпустив по нему две торпеды,
Повреждения линейного корабля оказались
настолько серьезными, что он We мог
осуществить замыслы фалтистекого коман-
дования, и вся эскалра  возвралилаеь В
базу. Намечавшаяся немцами крупная
операция надводного флота против кон

ское командование вынуждено было BOs
ложить решение этой задачи на свою
авизщию и подводные лодки.

Для действий ‘пы мороких коммуника-
циях весной 194% тода немцы соередо-
точиии на аэродромах Северной Норвегии
и Финляндии много боевых самолётов,
из них около 40 торпедоноецев «Xe-115»
(понлавковых) и’ колесные самолёты, ome
циально приспособленные для этой цели
тина «Хе-111» и «Ю-88». Помимо это-
то, на аэродромах базировалось большое
количество пикирующих  бомбарлировии“
ков типа «0-88» с лётным  соотавом,
специально  иатренированные для дей-
ствий по кораблям. Большинельо  немец-
ких лётчиков имело опыт войны © Фран-
` цией и Англией, часть из них в пролом
были инструкторами лётных школ, школ
воздушного боя п стрельбы.

Каковы же тактические приёмы немеп-
кой авиации при действиях на морских
коммуникациях ?

Установив время выхода конвоев из
мест их формирования на коммутикацщии,
противник. ‘усиливает разведку,
по прянципу «щупальцев». С нескольких
аэродромов олновременно высылается груп-
па самолётов на фазличные направления,
призм разведку велуг пары и одиночные
самолёты. При ясной поголе‘ разведчики
держатся на высоте 1.500—2.000 м, а
при низкой сплошной облачности они сни”
жаютея ло бреющего полёта,

Обнаружив корабли в море, самолбт-
разведчик радирует на свой аэродром и
вызывает пруппу торпедоносцев или бом-
барлировщиков, & сам остаётея наблюдать
за Лвижением кораблей, находясь вне 30°
HM огня их зенитной артиллерии. Pacmo-
лагая достаточно мощной радиостанцией,
которая служит пеленгатором, разведчик
наводит < её помощью самолёты, выле-
тевшие в тайон движения конвоя,

В качестве разведчиков немцы исполь“
зуют морские самолёты типа «До-18» и
сухопутные молоть до четыфехмоторного
«СВ-200», который за сз  26 паса
жирских мест берёт добзвочные баки с го-
рючих, что позволяет ему паходиться в
поле 15—18 часов. Разведчик  облег
чает выхох на цеть торпедопосцев или
бомбартифовикиков что при значительном
удалении от береговой черты (100—150
миль) составляет пемалую трудность, 060-
бенно в условиях Бафенцова моря, где
часто бывает сплошная низкая облачность.

процент содержания кислорода, Ho Ty-
синский понимал, что теперь это осуще-
‘ствить нельзя: приборы регенерационной
слетемы вызовут домаскирующий шум, и
лодка может быть обнаружена.

«А если вывернуть содержимое реге-
нерационных патронов и рассыпать смесь

в каждом отсеке? — подумал Гусин-
кий. — Возлух должен очищаться!
Пусть ве так быстро, как с помощью

маптин, HO Bee же!»

На больших листах железа  рассыпал
би смесь реенеращионных патронов В
заждом отееке. Стало сразу легче дышать.

Тусинский произвел химический анализ
воздуха. Процент  утлекислоты упал. Ou
доложил об этом Фисаповичу.

‚ — Отлично! Теперь займитесь такви-
дащией течи. Что-то долга там возятся...

В экипаже подводного корабля каждый
человок на строгом учете. Вели решелы
задачи по своей основной специальности,
тужно помогать другим. Гусинский He
HOBUYOK для экипажа корабля. Каждый
подводник Севера знает его не только как
врача: в походе это командир, хорошо
знающий подводную саужбу.

Прошаюо немного времени, Воздух в от
„веках вновь стах изменяться. Гусинский
снова исследовал содержание кислорода и
углекислоты. Опять получены прелельные
данные. Значит,  продолжительноеть дей-
элвия вывыпатной из патронов регенера-

пионной сиси меньше того срока,
на который рассчитан Tarpow. В каж-
дом отсеке Флагврач  насыпал новые

порции смеси. Можду тем плотность ba-
тарей кончалась, их нужно перезаряжать,

пначе лодка потеряет способность дви-
гаться. Нужно во что бы TO ви чаю
воплыть.

Тихим ходом командир вел лодку, поч-
ти чутьем, — приборы были выведены
из строя. Теоретически лодка держала

курс к своему берегу. Но, может быть, она
шла в противоположную сторону и попа-
та в самое логово врага?

воев союзников была сорвана, и фашиет-,

ведя 66

Охнако наши истребители успешно ве-
дут борьбу с вражескими разведчиками.

Для нанесения бомбовых ‘ударов по
транепортам в качестве основного  бом-
бардировщика немцы применяют «Ю-88»,
которые высылаются в море без истреби-
хельного прикрытия.

Бомбардировочные налёты  производи-
лись различными группами от 4 д 30
самолётов в каждой. Методы налётов —
заход на цель с разных сторон группами,
этеленированными по времени и высотам
(or 600 дж 3.000 м). Основной способ
зтаки кораблей — бомбометание © пикиро-
вания со средних высот под углом 70—
90°. Шри бомбометании © малых высот
применяется пологое пикирование © угла
ми 30—50°.

В тех случаях, когла конвой слабо во0-
ружён зенитной артиллерией, немцы при“
меняют отиночные самолёты и одиночное
сбрасывание бомб. Встречая сильное ©01-
ротивление зенитной артиллерии и истре-
бительной авиации, прикрывающей кон
вой, противник использует групповое бом-
бардирование (значительно реже одиноч-
ными самолётами) при серийном cOpacsi-
вании Goud.

Были отмечены случаи, когда в пелях
взаимного прикрытия  бомбархировииков
от атак истребителей самолёты  станови-
лись в круг и поочередно обрасывали бом-
бы < пикирования. В этом елучае, как
правило, пикифование производилось с
высоты 2.000-—3.000 м с выходом на
выюоте 500-800 м. После сбрасывания
бомб самолбты е потерей высоты до Ope-
ющего полета нь повышенной скорости.
уходили в сторону сволх аэродромов.
Когда wat целью стоит низкая  облач-
HOOT, противник, сбросив бомбы, старает-
ся скрыться за облаками.

Немецкие торпедоносцы действуют на
море самостоятельно или совместно с 60M
бардировщиками, причем последние толь-
ко обеспечивают атаку, & торпедоносцы
наносят главный ‘удар. При выполнения
трупповой атаки торпедоносцы часто эше“
лонируютея по высоте, подходя к цели в
разных направлений с тем, чтобы заста-
вить Фассредоточить зенитный огонь ко“
раблей. Наблюдения за песколыкими атал
ками вражеских торпедопоспев На север-
HOM театре показывают, что группы само-
летов подходят в цели в строю пеленга,
заходят с кормы, затем ложалея на боевой
курс и последовательно поолиночке атаку“
ют цель. Подхох вк цели чаще всего со
вершается на малых высотах и даже на
бреющем полете. Самолёты  противаика,
стараясь слиться © волнами на горизонте,
пытаютея подойти к конвою внезапно.

Несмотря на все ухищрения gamer
ских летчиков, им очень редко удаётся
успешно атаковать караван транепортов,
имеющий хороший эскорт. Часто, сделав
несколько попыток атаковать ‘транспорт,
самолётьг противника, встречая мощный
зенитный огонь, вынуждены отказываться
от своей задачи. Так, олнажды к KOH-
  вю на высоте 65—10 м подошли
пять торпелоносцев «Хе-115». Эт» труп
па была навелена разведчиком, ходивигим
виалеке вокруг конвоя. Торпедоносць в
строились строем  кильватера и попыта-
лись несколько раз атаковать  транепор“
Th, HO безуспешию. Тогда они разделились
на две группы (2 и 3 самолета) и рину-
лись в атаку одновременно © двух CTO
рон. Но енова огонь зенитной артиллерии
создал непреодолимую завесу. Ведущий
торпедоносец решил во же прорваться
через загралительный огонь и тут же
был сбит. Остальные самолёты противни-
- не сбросив торпед, отправились В
aay.

Привелбу еще олин пример. С утра
сплошной туман окутал корабли и скрыл
их, Конвой следовал к месту назначения.
Но со второй половины дня погода стала
улучшалься, туман  рассеивалея, и ниж”
няя кромка облаков поднялась над морем

И Е ee

№ 650—100 м. Это благоприятствовало.
действиям вражеской авиалии. В 16 час.
10 мин. вблизи конвоя появился «Ю-88».
Он подходил на небольшой высоте, маски-
руясь в облачности и держаеь на почти-
тельном расстоянии от конвоя. Не было
сомнения, что это разведчик, который по
радио вызывал торхедоносцы, так каж ме
теорологические условия не позволяли
действовать бомбарлировиеикам. Расчеты у
зенитных орудий усилили наблюдение.

Через 35 минут после появления раз-
ведчика подошла восъуёрка «Хе-115» ©
торпедами. Они уже, видимо, находились
в м0ре к моменту прибытия разведчика
в район конвоя. «Хе-115» подходили на
малой высоте строем развернутого клина.
Встретив заградительный зенитный отонь
и сделав несколько попыток выйти в ата-
ку. самолаты  отвалили в сторону. Так
эта группа ходила вокруг каравана около
полутора, часов.

В 18 чае. 26 мин. появилась вторая
труппа торпедоносцев в составе шесёраи
«Хе-111». Иля строем левого пеленга на
вы601е 98—10 м, она с хода пошла в
атаку. Ведущий, не атакуя, вышел в сто-
рону и наблюдал за действиями ведомых.
Последние, несмотря на интенсивный
огонь, прорвались через него и последова-
тельно сбросили торпеды. Самолеты тро-
скакивали буквально между транспорта“
ми, но давая возможности вести по вим
артиллерийский огонь, так как можно бы-
- 10 поразить свош корабли.

(бросив торпеды, самолёты, за исктю-
чением одного, выходили из атаки манев-
ром по высоте с небольшими  доворотами
в стороны. Маждый фашистский летчив
стремилея как можно быстрее набрать вы-
соту и скрыться в облаках, избежав тем
самвыиг обстрела зенитной артиллерии. Но
Kak только торпелоносец  поднималея вы-
ше надстроек кораблей, он тотчас же по
падал под соередоточенный огонь и падал
в море. В результате uo няти «Хе-111»,
производивших атаку, было сбито четыре.
Только одному удалось достигяуть нажиней
кромки облаков, но в этот момент и OH
был сбит. Шестой «Хе-111», наблюдавший
3» атаками пятёрки, прошелся вокруг
конвоя п скрылся в облаках. Первая
труппа торпедоноецев (восемь «Хе-115»),
увидев гибель пятёрки, не решилась боль-
Ime атаковать и повернула в базу, He
сбросив торпед.

Успешно расправтялиеь © амолбтами
противника в море и наши дальние истре-

бители.  Особенню большой опыт В
этом отношении накопили летчи-

хи части подполковника Жатькова. Од
нажды пара самолётов, ведомая команди-
ром звена Евстафьевым, вылетела на при
крытие конвоя. Погода резко ухудшилась,
и вследствие плохой видимости трудно
было обнаружить конвой даже в непосред-
ственной близости. В силу этою ведущий
проскочил конвой, не заметив его. Пал
рулировать остался ведомый — старший
лейтенант Сучков. Когда время патрули-
ревания истекло, он вотретил «Ю-88»,
немедленно атаковал его и заставил бес-
порядочно сбросить бомбы. Самолёт про-
тивника с дымящимся мотором повернул
в сторону своето берега.

Были случаи, когда налии летчики про-
водили в день По нескольку воздушных
бобв, которые заканчивались их победой.
Для того чтобы судить о масштабах этих
воздушных стоакновений, возьмём один
день, в течение которого было отмечено
330 самолбто-выметов противника. Произо-
шло 17 воэлушных боёв, в результате
которых было сбито .9 и повреждено
2 самолёта противника, ,

етчики-североморцы во взаимодействии
© полволными и надводными кораблями
успешно охраняют наши коммуникации и
сами наносят
врага.

: айор П. НЕВЗОРОВ,

EY ae ee ЖЕЕЕННЕИЕ ТЫ

Взрывы тлубинных бомб раздавались. может долго храниться и не терять своих
все дальше и датыше. Было яено, что ко-  ‘вкусовых качеств. Подводниюи охотно с^9-

рабли врага либо начали терять след   дали блюда,

приготовленные из свежего

лодки, либо корабль стал приближаться   мяса. Вместо части сыра, который дается

K своей воде.

на полволные лолки, были взяты овощные

Через несколько часов подводная лодка   консервы и кефир. В этом походе не быг

Тероя Советекого Союза

капитана 3-го   ло зарепистрировано желудочно-кишечных

ранга Фисановича уже входила в 800   заболеваний.

тавань.
eek

Выпускник Военно-морской  медицин-
ской академии Соломон Самуилович Гу-
гинский получил назначение на долж-
ность флатманекото врача подводных ло-
дек Северпого флота, Это было в 1939 то-
ду, комсомольцу Гусинскому шел тогда
двадцать третий год. =

Уже после первого года работы Гусин“
ский обратил внимание на то, что около
половины заболеваний подводников связа-
но © охлаждением тела во время верх“
ней вахты в неблагоприятных условиях
Баренцова моря. Между тем подводники
снабжены прекрасной одеждой. Они носят
‘шеретяные носки,  валные
шерстяной свитер, меховой жилет, сатоги,
овчинный полушубок, ладеролевый  вом-
бинезон.

В одном из походов Гусинский сам

Но самой важной проблемой Гусинский
считал борьбу 3a здоровый воздух на TOI
ке. Гусинокий решил разработать специ-
альные таблицы режима  регенератии
воздуха в различных условиях автоном-
ного плавания. Вот почему он начал ре-
гулярно участвовать в автономных пох2-
дах на лодках веех типов.

На каждой лодке флагманский врач
производил сотни исследований и на 05-.
новании расчетов собтавил табляць и
инструкции к пим, Сейчас Ramada поте
водная лодка Севера  отьзуетя  этвми
таблицами,

tor

„Огромный конференц-зал был залат

шаровары,   ярким светом. Первый ряд столов занят

членами‘ ученого медицинского совета;

за ними разместились приглашенные.
На трибуне флагманский врач Гусин-

ский. Он взволнован сознанием, что ему,

тая на верхнюю вахту. Была штормовая   27-летнему врачу, предомоит занять вии-

погода. Гусинского  заливало

водой. И   мание зала, в котором

находитея юколо

испытав это; он стал разрабатывать ва-   двухсот представителей санитарной служ-
фианты специальной одежды подводников   ‘бы Военно-Морского Флота,

для верхней и нижней вахты.
Огравиченный выбор продуктов во вре-

мя продолжигтетьных

келудочно-кишечные заболевания. Как 00-

ротьея с этим видом заболеваний? Только Па

путем введения разумно продуманного ти-
шевого рациона. Калорийность пищевого
пайка подводников очень высокая. Но
во время автономного‘ плавания лич-
ный состав неохотно принимает пишу,
‘приготовленную из мясных коноервов,
сушеных овощей и фруктов.

Гусиневий снова отправился в дли-
тельлый поход Wa подводном корабле.
Ассортимент прюлуктов был тщательно
подобраи. Вместо консервов было взято
свежезамюрожениое прессованное мясо, оно

Его доклад 00 исследованиях жизни
полводникюв слушали внимательно и ©

походов  BbIGHIBACT   любопытством.

0 локлаше много  товорили, опорили.
блюдения Гусинокого подоказывали ие-
обхолимость заняться более глубоким изу-
чЧениея жизни полводников, условий их
плавания и боевой деятельности, И рабо-
та началась. Он был пионером этого важ-
ного дела.

Гусинокий возвратился на флот, пол-
ный творческих устремлений, Готовый
BCO своп знания, всю свою энергию от
дать делу победы над врагом,

Мзйор медицинской службы
3. ЭРО

удары 10 коммуникациям -