10 апреля 1943 г.,

an es

и

№ 84 (1342)

Северный флот, Подводная
К. Колосов, за короткий. срок потопила $

лодка,

снимке (слева

{ направо):
женер-лейтенант

А. Тимоф

где

р лейтенант НК. Нолосов, старший ин-
ев и штурман лейтенант А, Капитонов,

командиром  капитан-лейтенант
фаптистоких транспорта. На

Фото Н. Веринчука.

_` © партийных взысканиях.

Мы переживаем суровое время. В вой-
не, на ратном поле проверяются люди.
Ярче вырисовывается облик человека, ках
и& ладони, видны ето постушки и дела.
Коммунисты на салых решалощнх и опас-
ных участках высоко несут знамя боль-
яшевистской нартии, мужественно и стой-
ко сражаются за родину,

Есть среди наших военных коммуни-
тов такие товарищи, которые котда-то
за различные проступки получили пар-
тийные взыскания. В боях они проявили
<ебя как лучшие воины, доказали на де-
ле преданность партии и народу, и мно-
тие заслужили правительственные награ-
лы, 0 них и должны позаботиться
наши партийные организации. поставить
вопрос © снятии с них взыскания.

Однако некоторые партийные органи-
зации вспоминают о снятии взыскания
лишь в том случае, если провинившийся
в прошлом коммунист сам возбудит об
этом ходатайство. А ведь партийные op-
танизации должны хорошо знать дела
своих коммунистов, и если товарищ
справился и партортанизация убедилась
Ъ этом, так почему не поставить вопрос
© снятии с него партвзыскания? Это имё’
ет очень большое воспитательное значв-
ние, особенно сейчас, в период  отече-
ственной войны,

Вот, например, т. Желтухин Александр
Алексеевич. В 1939 году за халатное
отношение к партдокументу  парткомие-
сия Флота об’явила ему строгий выговор.
И это взыскание оставалось до педав-
него времени. Между тем т. Желтухин
TOAMOCTLIO извлек урок из допущенной
UM свыше трех лет назад ошибки. Он
сзитаетоя активным” ^^ членох”` партий,
показывает образцы высокой — лич-
ной  дисцишиины,  требоватезьноети к
cebe и подчиненным. Тов. Желтухин —
командир вордуптного корабля —— своим
примером, самоотверженным выполнением
воинского долга воспитывает  подчинён-
НЫХ,

Bech ero экипаж имеет правительствен-
ные награды за образцовое выполнение
заданий командования, Сам т. Желтухин
награжден орденом Красного Знамени. И
совершенно правильно \ поступили парт-
организация и лартийная комиссия coe-
динения, возбудившие ходатайство перел
высшими инстанциями © свя 6
т, Желтухина партвзыскания, 9б’явлен-
ного в 1939 году. Взыскание с т. Жел-
тухина было снято. ^

„Приведем другой пример, Член ВКП(б)
т. Байков, будучи на гражданской pa-
бот, в апреле 1938 тода получил вы-
товор. Еще в период финской  кампа-
нии он показал себя примерным бойцом,
хорошо знающим оружие. С июня
1941 года он на флоте, служит на траль-
ute. В войне хорошо проявились ero
боевые качества. Тов: Байков показывает
образцы стойкости и мужества, яв-
ляется секретарем, парторганизации. Tox.
Байков пользуется заслуженным автори-
тетом, умело мобилизует коммунистов. и
весь личный состав на успешное выпол-
нение боевых заданий, От командования
т. Байков имеет ряд поощрений, Партий-

нения приняли правильное решение —
возбудить ходатайство о снятии с т. Бай-

Кова  партьзыюкания.

Есть у нас еще, к сожалению, такие
парторганизации, которые не знают точ-
10, какие, Korda и за чо вынесены

\ Tre

нал организация и парткомиссия соеди” = у всех

взыскания коммунистам, состоящим у
них на учёте, Есть и такие парлкомис-
сии, которые не знают, сколько комму-
нистов в их соединении имеют  царт-
взыскания, не выявляют, как тот или
иной товарит проявил себя, каково его
поведение. Такие секретари парторгани-
заций и парткомиссий, видимо,
или недооценивают огромное
тельное и политическое значение  по-
становления 3:0 пленума Комиссии
Партийного Контроля пои ЦК ВКП(б) от
71—10 марта 1936. года.
запо в этом постановлении:

«Признать неправильной существую-
щую практику, когда партайлые органи-
зации после вынесения постановления 0
наказании того или иного  коммупиета
за совершенный им простутюк считают
свою обязанность на этом зажонченной
и в дальнейшем не интересуются пов:
дением этого члена партни.

Иредложить всем партийным

забыли
воспита-

Вот что ска-

комите-

ствии определенного срока вопрос о сня-
тии © него взыскания, возвращаются
вновь к обсуждению ero поведения, ¢
TOM чтобы в результате этого обеужде-
ния  уставовиль, исправилоя ли этот
член партии, м в этом случае рептить Роп-
рос о снятии © него патвзыскания».

При рассмотрении вопросов 9 снятии
партвзыскания так же, каки при приеме
в партию, нельзя допускать поверхност-
ного, формального подхода. Партбргани-
‘зация, партийная комиссия должны раз
полагать исчерпывающими данными, ха-
рактеризующими поведение и работу
ROMMY RCT AS
там точность даты, формулировки и, ме
ры партвзыокания. На практике же но-
которые  парторганизации и парткомие-
сии соединений иередко формально, 07
зерхностно относяжя к столь важному

опросу, каж снятие партвзыскания,

В партийную комиссию одного соеди-   затустение, теже
поступило дело т. Алексеева ©   умерщваения, варварства. «Конен земли»

чения
снятии с него выговора, вынесенного в
1938 году, за понтупление бдительности.
После этого т. Алексеев два
не служил на флоте,
гражданских организациях. Что же 00-
наружилось в деле Алексеева? . Оказы-
вается, на партеобрании этот вопрос не
обсуждался, в протоколе партбюро
неправильно записали, кто вынес парт-
взыскание. Словом, подошли очень по-
‘верхностно. Получив решение партбюрь,
парткомиссия соединения просто eno
проштемпелевала и холатайствовала пв-
ред вышестоящей инстаниией о снятии 6
т, Алексеева вытовора. Через некоторое
время выяснилось, что т. Алексеев еще
не заслужил 971070, Tak как он не по-
партийному ведет себя в быту.
Парткомисени соединения
отменить свое первое решение,

Парткомисеии

года

пришлось

обязаны пристально
следить за тем, чтобы не допускать п-
лобных ошибок. При отмене решения пер“
вичной 0 снятии взы-
скания ¢ TOMO или’ иного

парторганизации
ROVMVHUCTA
раз’яспять на
партсобрании, почему решение отменено,

парткомиссии должны

там установить такой порядок, по KOTO

POMY они BHA зависимости от того, воз-
м или нот член партии по ироше-
KOMMYHHCTOE ответ”
отвенность за каждого члена партии.
Особенно внимательно и осторожно надо
подхолить к снятию  партвеысканий за
политические ошибки,

Полковник М. ТНАЧЕННО.

БОЕВЫЕ РЕЙСЫ

Морлки транспорта, которым командует
Эрденоносец капитан Труш, 9a Bpema
войны проделали десятки рейсов в Ффрон-
повые районы. Немецкие летчики совер-
шили на судно свыше 200 чалетов и
бросили на него около 600 бомб. Че-
тыре раза пароход подвергался артиллте-
рийскому обстрелу, когда 9н прорывал
блокаду и снабжал героически оборонятю-
щийсл торох’ боеприпасами и продоволь”
отвием. Моряки насчитали тотда в KOp-
усе корабля, ша палубе и в надотрой-

припаеы, транспорт в отЕрытом море под-
зертея налету четырех бомбардировщиков.
\ртиллеристы парохода открыли шквать-
ный заградительный огонь, и вражеские
самолеты отвернули, Спуетя три часа на
судно вторично обрушились пять бомбар-
дировшиков, тем не менее оно ‘успешно за-
вершило рейс. Вогда транспорт покинул
один рейх. на него налетели 30 враже-
ских самолетов. Они сбросили свыше
150 60м0, на бреющем полете аботрели-
вали пароход из пушек и пулеметов. Ка“

ках 2.000 пробоин, питан Трушт непрерывно маневрировал,
Однажды, имея на борту бойцов и 606-  выходя из-под обстрела.
Издательство «Советский писатель»   ta Иванова «Малвей Ковалев» (главы из
выпустило первую часть нового  исто-   романа «Проспект Ильича»), повесть
ричеекого романа лауреата (Сталинской J, Соловъева «Черноморец», Б. Ямполь-

премии писателя ©. Оергеева-Ценекого
«Брусиловекий прорыв», Эта книга pac-
Ксказывает о талашоливом русеком воена-
чальнике тонерале Брусйлове, который в
1916 row нанёс сильный удар против-
Нику на Юго-Западном фронте.

Изтаны ‘также хниги: Алексея Тодето-
го «Рассказы Ивана Сударева», Вееволо“

ского «Ярмарка», рассказы М. Олоним-
ского «Председатель горсовета» и другие.

Отдельной книжкой выпущен ‘дозлах
академика А. Н. Толстого «Четверть ве-
ка советекой литературы», сделанный им
na юбилейной  0е0сии Академии наук
СОСР 18 ноября 1942 roza.

-нреверять*-но ‘партлокумен--

ные портные и швейки. Причулливо в на-

КР

Недавно мне принилось побывать в Гжат-
ском районе, освобождённом от немцев.
Слово «пустыня» вряд ли может передать
То зрелище катаклизма. величайшей катал
отрофы, которое встаёт перед глазами, как
только попадаепть в места, где немцы х0-
зяйничали семнадцать месяцев. Гжатский
район был богатым и воеблым. Оттуда шло
в Москву молоко балованных ивицких ко-
pos. Оттуда приезжали в столицу искус-

шей стране старое переплеталось с новым.
Рядом © древним Казанским собором, ряхом
© маленькими леревянными домиками в
Гжатеке высились просторные, провизан-
ные светом здания-—икола, клуб. боль-
ница. Были в Гжатеке и переулочки е пе-
пролазной грязью и подростки, мечтавшие
о полёте в стратосферу. Теперь вместо го-
рода — уродливое  нагромождение желез-
ных брусков. обгоревшего камня, шебня.
Гжаток значитоя на карте, он значится и
в сердцах, но его больше пет на земле. По
последнему слову техники вандалы напето
века уничтожали торот. Они взрывали то-
лом яоли и церкви. Врываясь в дома, они

АСНЫЙ ФЛОТ

Ел СУДЬБА Е

р

остабтея образцом и государственного гения
России, и вершиной  ьсвовропейской и
общечеловеческой мысли.

Мы понимаем горе Франции не только
потому, что у нас есть Гжатек, Харьков,
Минск, но и потому, что нам бесконечно
дорога судьба европейской культуры. Мы
помним, что декабристы  вдохновлялись
«Декларацией прав гражданина». что Тур-
генев был другом и влохновителем лучших
писателей Франции. На трагедию Евуопы
мы смотрим не со стороны

Тысячу дней немцы топчут завобванные
ими страны Европы. Я повторяю: тысячу
дней. Стал страшным ещё недавно цвету-
щий многообразный материк. Смерть моно-
тонна. Достаточно увидеть Воронеж, Вязь-
му, Иетру, чтобы поедетавить себе множе-
тво европейских городов. Немцы или их
ставленники не могут восстановить разру-
шенное: все их силы направлены на даль-
нейтее разрушение. Таж, до сих пор испан-
ский город Герника — пепелище; улицы
Альмерии — мусор. За пять лет тенерал
Франко не сумел отстроить. Барсело-
ну или Мадрит. Испанны не могут за-

выбивати оконные стёкла, обливали стены
горючим и радовались «бенгальскому ог-
ню»: Гжатек горел. В районе половина ле*
ревень сожжена, уцелели только те дерев-
Ни, из которых немцы убирались впопы-
хах под натиском Красной Армии. Мало и
людей осталось. Шесть тысяч русских неу-
цы угнали из Гжатека в Германию. Вета-
ют видения темной древности, начала че-
ловеческой истории. Напрасно матери
пытались спрятать своих детей or He-
мецких работорговцев. Матери зарывали
мальчишек в снег— и те замереали. Ма-
лери прикрывали девочек сеном, но немцы
штыками прокалывали стога. По улицам
Lopola шли мальити двенаднати-—триналца-
ти лет, полговяемые приклалами: это немцы
тнади детей в рабство. Порой угоняли пе-
лые семьи, целые сёла. Район опустел. Го-

а работал В  славянской Этладой— Киевской

лод, сыпняк, дифтерит и застенки гестато
сдезали своё дело. Шо, может быть. не
менее страшно, чех физическое истребле-
Hie, моральное подавление человеческого
достоинства. Когда попадаешь в город, oc
вобождённый от немцев. путают не толь-
ко развалины и трупы, пугают и челове-
ческие глаза, как бы отторевшие. Люхи
товорят шопотом, вздрагивают при звуке
шагов, шарахалотся от тени, Я видел это
в марте в Гжатоке. Я видел это ив фев-
рале в Куроке. В начале войны тазеты
товорили о том, чтб несёт миру фашизм.
Теперь мы видим, что фалшиэм принбе за-
уваченным немцами областям. — Слово
«емерть» слишком -вхолит в жизнь, оно
здесь не на месте, лучше сказать: небы-
тие, зияние, и права старая крестьянка,
которая скорбно сказала мне © немцах:
«хуже смерти».

Когда глядишь на запад, вихийць страш-
ные картины —— где-то далбко есть такой
же Курск и такой же Гжалок. Их назива-
ют сначала близкими нам именами-—Мин-
оком или Черниговом. Потом имена мевя-
ются. Вот это пепелище было француз-
©ким тородом Аррасом. Вот эти расетрелян
ные вывезены из ческого города Табоса.
Крайний западный район Бретани, мые Вв-
ропы, обращённый к Новому свету, фрая-
цузы называют латинским словом «фини-
стер»—<конел земли». От Гжатека ло Бре-
ста. до Финистера — та же ночь, то же
картины издевательства,

стал конном великой европейской ночи.

Мы страстео любим свою землю, свои
истоки, свою историю. Мы гордимся нашей
Русью,
стройностью Софии, плачем Ярославны,
классической ясностью Андрея Рублёва,
тражданекими вольностями Новторола. рат-
ными делами Александра Невского и Дуит-
pua Донокого. Но никогда мы не отлеляли
нашей культуры от европейской, мы свя-
заны с.ней не проводами; не рельсами, но
кровеносными сосудами, извилинахми мозга:
Мы были и старательными учениками,
и учителями Европы. Только неучи мо-
гут представлять Россию, как дитя, две-
CTH лет тому назад допущенное в  шко-
лу культуры. Заветы древней Греции,
этой колыбели европейского сознания,
пришли к нам ue через Рим — sapoe-
вателей и законников, Ho через Византию

философов и ПЮдвижников. Достаточно
©равнить живопись Андрея Рублёва с
фресками мастеров раннего  Возрожде-

ния — Чимабуэ или Джотто, чтобы уви-
деть, насколько ближе к луху Эллады, к её
лености и веселью старое русское изкусст-
во. Korja в левятналиатом веке Россия
поразила мир высотами мысли и слова, это
не было рождением, это было зрелостьыю.
Вто скажет, 916 больше волновало Пули-
Кина в молодости. — стихи Байрона или
сказки няни Арины? Передовые умы Рос-
вии в пропилом столетии — горячие пат-
риоты, разделяли страсти Европы, её на-
дежды, еб горе, Они внесли в европей-
ское сознание русскую страстность, прав-
дивость, человечность. В «неистовстве» Бе-
линекого, в подвижничестве Чернышевско-
гд, в героизме русских революционеров вил-
ны не только дары Занада, наеледье гума-
низма и Фрапцузекой революции в них
чувотруется и то искание правды, которое
было историческим путём русской культу-
ры:  «взыскующие града», Вот почему
Толстой, Достоевский и Чехов, Чайковский
й Мусоргский обогатили любого культуряо-
го европейна, углубили и расширили само
понятие Свропы. Bor почему Ленин

НЯТЬСЯ Своим ^домом, они вынуждены об-
служивать интендантство Германии и
умирать за Берлин чот Ленинградом. Раз-
валины Роттердама похожи, как близнецы,
на развалины Белграда. Север Франции, на-
поминавший каменный муравейник. rae
улицы одного города перехолили в улины
другого, ‘стал каменной пустыней. Города
побережья Атлантики расшеллены п 0о-
оны. _ }

Что стало в люльми? Олна женщина в
Гжкатеке, у которой немцы — угнали
четырёх тетей, а потом сожтии дом,
сказала мне: «Лом -— дело наживное,
A 6e3 лей нео прожить...» Нещы
посягнули не только на древние кам-
ни Европы, они растоптали её тело,
66 молодость, ‹ её детей, Люди лишены
простейшем права: жить Ha своей
земле. Подпольная французская  газе-
та «Вуз дю нор» сообщает, что в Лилле
и Раланевене на каторжных работах рабо-
тают профессора Киевского универентета,
студентки Харькова и Минока. А в гороле
Запорожье в военных мастерских излыра»
ют французские инженеры и рабочие, при-
везенные немпами из Парижа. Гитлер тор”
гует рабами. Так, он послал на лесные ра-
боты в Финляндию поляков и на земля-
ные работы в ПМольшу — словенов, Эль-
засцы отправлены на Украину — прокла-
дывать немцам дороги. Бельгийские
искуснипы-кружевницы Тоют землю в
Литве. На улицах французеких городов
происходят облавы: немцы ловле работо-
способных и гонят рабов на Восток. Каж-
ый день из Франции вывозят десять тысяч
невольников, Плач матерей Гжатока, как
эхо, раздается в Лионе, но это не 50 —
Это плачут. матери Лиона,

«Только с годами чумы и мора в срел-
невеховьи можно сравнить наше время», —
пишет  «Журналь де Женев». Когда-то
один французокий король сказал: «Я хо-
Тел, чтобы в горшке каждого моего под-
данного была курица». В Гжатеком райс-
ве до прихода немцев было 37 тысяч кур.
Осталось 110... Недавно я прочитал в
немецком экономическом журнале обетоя-
тельную статью: об исчезновении в Езро-
не лиц. Вакой-то «терр доктор» разбирал
BOTIPOG 0. месте, которог’ занимали яйца в
международной торговле, и меланхолично
заключал: «Для Дании, Франции, для про-
тектората необходимо найти новые прот
дукты” эвкснорта». «Продукты экспорта»
найдены: рабы. Но стоит отметить, что,
обсуждая вопрос о причинах исчезновения
лиц в Европе, немецкий «ученый» не от-
метил одной: солдал-куроедов.

Что едят в Европе? Французы

уже
Cel все запасы кормовой репы, сели
ворон, сели и воробьев. Ha юге едят
траву, называя еб «салатом Лаваля», на
  севере едят жолуди и толчёную кору,
В Греции обэзумевшие от голола люди
тложут кустарник. На улицах Афин бро-
лят тени: это учёные ‘и рабочие, хулож-
ники и ремесленники. Их не берут на
работу: OHM не в силах поднять лопату.
Они просят милостыни, и немецкие сол-
даты. их пихают ногами, как собак. A
собак больше нет; с’едены.

‘Страшные болезни косят тех, кого оста`
впли в своей стране рабовладельцы. Нем-
цы,
бой

как чумные крысы, принеели c¢ co-
заразу, В некогда сытой красноще-
кой Голландии, в странё какао «Ван-Гу-
тена» рост туберкулеза принял угрожа-
ющие размеры. В олной Гааге за первые
левять месяцев 194% года отмечено 17
тысяч случаев заболевания острым ту-
беркулезом. Во Франции, по данным пот-
контрольной газеты «Сет жур», наечи-
тываетея один миллион больных острой
формой туберкулеза. Число больных сифи-
INCOM возросло в двенадцать раз, чиело
больных кожными заболеваниями — в
тридцать раз, Нег мыла. Дет лекарств,
Нет хлеба. В Греции от голода и’ эпиде”
мий погибла треть населения. Дифтерит
обошел Польшу и Чехословакию, приви-
ток нет, и смертность среди детей дости:
тает 60 процентов, й

Еще страшнее жизнь европейцев. вы-
корчеванных немпами. Полмиллиона фран-
пузоких 1абов уже умерли в Германии,
два миллиона ожидают смерти, «Мы
жиземх в страшном бараке соеди кала и
вшей. Нас кормят похлебкой из карто-
фельной кожуры. Нас бьют палками по
спине», — рассказывает француз, убежав-
ший из Германии. («Ле Докюман». март
1943). Недавно немецкая газета «Данци-

пы

гер форпостен» сообщила, что два сербы
были приговорены к тюрьме за «варвар-
ский поступок»; они с’ели котенка, при-
наллежавшего жительнице Данпига.

Европа  заполнилась  беспризорными.
Корреспондент «Националь цейтунг» пи-
шет, что во Франции ему приходилось
встречать «толпы оличавших детей, ко-
торые с криком убегают при прибляже-
нии к ним человека». В Париже в госли-
тале Сальпетьер находятся 286 левочек
в Bospacre от 9 до 14 лет. больные си-
филисом. В Марселе были арестованы два
мальчика, один 8 лет, другой 11 обви-
няемые в ряде убийств. В Сербин бес-
призорные дети бролят группами по 20—
30, В Греции среди беспризорных детай
отмечены случаи людоелства.

Нужно ли говорить © культурном оли
чании? Школы и университеты либо 33°
крыты, либо обращены в пассалники гит:
перовского невежества. В газете «Мар-
срез» описываетея лекция «профессора»
«Коллеж де Франс»: «Ou долго об’яенял,
что неясно очерченный полборолох п вол-
ниетая линия овала свидетельствуют 2
нечистоте расы». 910 происходит в TeX
самых  аулиториях, гле читали Tekan
математик Пуанкаре, химик Перрен, фи-
aux Ланжевен. Газета «Депеш ле Тулуз»

с трустыо’ отмечает: «Срели юношей,
славших выпускные экзамены, отмечена
пебътвалая  малограмотность». Книжный

фонд чешских библиотек после гитлеров-
ских «чисток» понизилея на 70 процен-
тов. Мне удалось повидать некоторые
книги, изданные во Франции при немен-
пой оккупации. Я не стану говорить 0б
идеях: лаже книги, посвященные филосо-
фи , полны скотоводческого пафоса. ко-
торый обязателен в «нео-Европе» Я гэ-
зорю о другом; эти книги написаны ди-
карями. Во Франции кажлый  школьняю
умел хоропю выражать свою мысль. Те
перь во Франции лаже «писатели» He
умеют сказать того. что хотят. Тысяча
дней немалый срок. За тысячу дней
можно многому научиться, можно и мно-
тому разучиться.

Инетитут заложников. зрелище казней
ий пыток деформируют души слабых. Де-
ти видят виселицы, Подросткам говорят:
«Вели ты вылашь отца, ты получишь
банку консервов и бутылку вина. Если
ты скроешь отца, мы тебя поведём в ге-
стапо, а там умеют загонять булавки под
ногти». Террор деформирует людей. Неко-
терые становятся трусливыми. Некото-
рые—-патологически жестокими. Шечезает
норма поведения, колеблются основы лю-
бого общежития. Европа становитея от-
крымой для инфекции, лля распада ткал
ней, для анархии.

Европа не хочет умирать. Сражаются,
обливаясь кровью, партизаны Франции и
Югославии. Ещё много  непоражённых
клеток. Красные парики борются с бе
локровьем. ”Наследье веков, прекрасное
прошлое Европы сопротивляется коричне-
вой чуме. Можно спасти Европу. Но вре-
мя не терпит. Наивно лумать, что наро-
ды, выдержавиие тысячу дней, выдер-
Жат и другую тысячу. Этой весной перел
зантитниками жизни и культуры, перел
всеми народами, воюющими против фаши-
ae вмерти, встаёт грозное олово: в0е-
mal

Никло не сомневается в конечной побе-
де антигитлеровской коалиции. Сталин-
трад был еб блистательным началом. Врас-
ная Армия и поддерживающая ее страна
показали духовную силу, решимость. Мы
знаем, что вместе с союзниками мы нане-
сем послелний улар гитлеровской военной
маптине, Но спяшую красавицу нужно
освободить до того, ках она станет MepT-
вой красавицей — я говорю о пленбённой
фашизмом Европе. Мало побелить, нужно
сохранить те живые силы, которые — 1по-
зволят виноградарям РВурпгундии снова
насадить лозы, рыбакам Норвегии снова
раскинуть сети, каменшикам Европы сно-
ва отстроить порода и ученым донести ло
нового поколения  полупогасний факел
познания. Горыкой будет побела, если во
Франции не останется ни локторов, ни
хуложников, ни виноделов, ни электро”
техвиков!..

Я видел в Смоленской, Орловской, Кур-
ской областях деревни, которые  сохра-
нились: немцы не успели их сжечь. Крае-
ная Армия спасла много ценностей oT
paspymenua, Она спасла от физической
или моральной @мерти миллионы людей,
Армии. антигитлеровской коалиции могут
спасти Европу, её людей, её культуру;
её лушу. сть нечто дорогое воем врагам
фапизма. Ученые Сксфорла и Денинграла
знают, что такое Сорбонна или инотитут
Пастера. В Лондоне любят пьесы Чапека,
но без кнвой и своболной Праги нет Ча-
пека. Но без живой и своболной Франции
американцы никогда не увидят картины
Матисса или Марке. Как бы ни предетаз-
лял себе тот или иной государственный
мыслитель будущее европейских  тосу-
тарств, оно. может покоиться только на
культуре, на нормах общежития, на че-
ловеческом достоинстве. Из камня можно
строить дома самых разнообразных стни-
лей, Но в пустыне нет камня, в пусты-
не цесок, а из песка ничего не постро-.
ИНЬ.

Никогла ещё весна так не томила ста-
рую Европу. Весна 1943 года встаёт пе-
ред Европой не только как смена времён
года. как прилив космической жизни. Она
встает как призыв к последней,  реши-
тельной схватке, как начало роскоесення.

ы Илья ЭРЕНБУРГ.
(«Правда», 9 апреля.). ‹

Театр Черноморского флота

Коллектив театра Черноморекого
флота за время отечественной войны
провел большую работу в частях и на
кораблях. Черноморцы любят свой та:
алр, его актеры заслуженно пользуют-
‘ея популярностью у флотского зрителя,

Фгронтовая ” обстановка выдвинула
перед театром новые, требования. Нуж-
но было найти гибкие формы, чтобы в
этих условиях работать плодотворно и
удовлетворить запросы зрителя. Те-
атр неплохо справилея с этой! зада-
чей.

С первых дней отечественной войны
театральный коллектив разделился на
три эстрадно-концертных группы. Они,
выступали на передовых позициях и
дали сотни концертов и вечеров. Осо-

последних дней она была в осажден-
ном Севастополе, скрашивая своими
выступлениями тяжелые дни героиче-
ских защитников города,

Нередко актеры, прервав концерты,
вместе с бойцами отбивали атаки иа-
седаллнего врага. За боевые заслуги
из коллектива театра награждено 14
человек медалями Союза; артиету Ми-
хайлову вручен орден Красной

‚ Звезды.

Зимний сезон 1942/48 г. театр. от:
крыл премьерой «Река полноводная»
(автор и постановщик — Реут). Новая
пьеса посвящена жизни и боевой дся-
тельности партизан Крыма. К ХХУто-
довщине Великой Октябрьской револю-

бенно выделялась группа, возглавля:
емая молодым актером Рохлиным. До’

ции теалр поставил пьесу А. Корней:
чука «Фронт», а несколько позже —
«Русские люди» К. Симонова. Оба эти

спектакля проходят е большим успехом.
  В юбилейные дни Красной Армии и
Военно-Морского Флота, коллектив те-
атра поставил «Олеко Дундич», Премь-
вра прошла с большим успехом.

Театр готовит постановку пьес
«Адмирал Нахимов», «Раскинулось мо-
ре широко», «Жли меня» и др. Эти
спектакли будут осуществлены He
только в стационарном театре, но и
показаны в частях. Коллектив готовит
также небольшие пьесы для постанов-
ки на кораблях,

Попрежнему работает эстрадно-коп-
цертная группа теятра, репертуар ко-
торой значительно обновлен. Недавно
она вернулась из. длительной поездки
по передовым участкам фронта.

Лейтенант Г, АФАНАСЬЕВ,

Черноморский флот.

‚ семьи,

Командиру чехословацкой
воинской части в СССР
полковнику Свобода

Господин полковник, с искренней pa-
достью я прочел сообщения, что наша-
часть на Восточном фронте была пол Ва-
шим командованием введена в бой против
немецко-фашиетских орд, принимая таких
образом участие в славном советеком на-
ступлении. Она отлично показала себя и
с честью выполнила свою задачу, которая
была на неё возложена в рамках 0068
побелоносной Красной Армии. Горячо бла“
годарю Вас и_всех остальных офицеров.
унтер-офицеров и рядовых за сознательное
исполнение своего патриотического долга.
Для нас является. прямо символических
с точки зрения освобождения нашей po
лины, что мы можем сражаться за Hee
на всех союзных фронтах и в 0собенно-
сти также на фронте Восточном вместе с
победоносной армией наших советских
союзников. Мы булем стоять вместе ¢
нашими союзниками ло конца и побелим.
Сердечный понвет Вам и всем нашим
вликам в СССР. Честь и светлая память
всем тем, кто отдал жизнь за свободу
нарола.

Верховный Командующий чехосло-
вациих восружённых сил

доктор Эдуард БЕНЕШ.

Командиру чехословацкой полевой
части в СССР полковнику Свобода

Команлир фронта, на котором участво-
тала Ваша часть, высоко  опения  <е
бэевые качества и храбрость. Позлравляю
Bac и реех офицеров и бойтов батальо-
на от имени чехослованкой армии за-
‘траниней по случаю честной зашиты
военных достоинств чехословацкой армии.
С уважением и серлечностью ‘преклоняю
толову перел Вашими павиими.

Министр национальной обовоны

дивизионный генерал ИНГР.

Приветствие членов
чехословацкого парламента,
цаходящихся в СССР,
чехословацкой воинской части

Передаем доблестным офицерам и сот
датам чехословацкой воинской части на
фронте и ее командиру полковнику Сво-
Goa наши горячие поздравления и в05-
хищение ее боевыми подвигами.

Or имени членов чехословацкого
парламента, находящихся в CCCP,
ГОТВАЛЬЛ, КОПЕЦКИЙ,

Переписка в эфире

Вчера “утром в чае, когда по радио
передавались письма с фронта, дик-
Top прочел обращение защитника Ле-
нинграда Ивана Степановича Гаденко-
го к своим сыновьям — Павлу н Ни-
колаю.

— В бою под Ладогой я был ранен.
Сейчас уже поправилея и снова вер-
нулся в строй. Желаю вам, мои доро-
гие сыновья, удачи в боях с фашиет-
свими злодеями Уверен, что вы MY-
кественно сражаетесь с врагами от-
чизны. Ваш прадед — герой Севасто-
польской обороны 1854—1855 гг. Будь-
те такими же храбрыми и стойкими
солдатами, каким был ваш прадед.

Ежедневно по радио с фронта и на
фронт передаются. десятки писем,
Родные, близкие и друзья рассказыва-
ют фронтовикам о своей работе в ты:
лу, о том, как они помогают стаханов-
еким трудом Красной Армии и Воен-
но-Морекому Флоту.

К своим землякам, ныне сражаю-
щимея на воде и на суше с неменки-
ми захватчиками, обраштались е кол-
лективными письмами рабочие Мос-
ROBCKOrO’ автозавода имени Сталина,
шахтеры Караганды, студенты, трак-
тористы колхозов и совхозов.

Совершая рейсе. моряки теплохода
«Арктика» узнали но радио о боевых
делах евоих товарищей, ныне бойцов
Н-ской части, Дементьева, Пахова и
других,

По радно было передано письмо ар-
тиллериста Черноморского флота Ана-
толия Пархоменко. А через двадцать
два дня почтальон подразделения
младший сержант Мельников принес
ему 23 письма. Пархоменко получил
свыше 1,070 писем. Ему писали из
Москвы, Закавказья, Ленинграда, Ура-
ла, Сибири, Средней Азии. с Волги,
Дальнего Востока, к нему обращались
со. словами дружбы русские, грузины,
украинцы, люди различных профессий
и вовраетов..

Балтийский моря Михаил Штейн-
бок, обращаясь по радио к своему
другу А. Романенко, писал; «Много

воды унесли реки с тех пор, как мы
распрощалиеь в нашей ‹«жемчужине
У моря» — Одессе, (С чувством огром-
ной ненависти к врагу я мщу теперь
за свой родной город». В течение
трех недель Михаил Шмейнбок полу-
YH свыше 800. писем.

Военный моряк Анисим Изотович
Сибирцев пишет своему брату Ивану:
«Нали корабль недавно ворнулея из
боевого похода. Штормы, туманы н
снежные заряды все это  затруд-
няет боевые операции. Но наш экипаж
привык бить врага в любое время го-
да. Мы пустили на дно несколько
вражеских транспортов и благополучно
вернулись на свою базу»,

На пизьмо летчика Л. Андреева, в
котором он рассказал, что на Укран-
HE BO время варварского налета не-
мецкой ` авиации погибла вся его
семья, откликнулось свыше 1.000 co-
ветских патриотов. Алексанира  Ка-
лапнихова написала  лотчику: «Вы
сообщаете, что стали сиротой. Нот,
‚Фашисты убили ваших родных, но У
вас осталась большая семья-весь co-
ветекий народ». :

Pocynapersenumit Исторический му-
зей включил письма, полученные лет-
чиком Андреевым, в свою коллекцию
документов о Великой отечественной
война,

Благодаря передаче писем по радио
многие фронтовики отыскали свои
узнали их адреса, Полковник
Белышев, гвардеец-орденоносец Уё и
многие другие получили возможность
поддерживать переписку 0 своими
семьями,

ee иапилыникоыыйй

име чим ши