Ae

Как был потоплен немецкий

транспорт

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 12 апреля. (По
телеграфу от наш. спец. корр.). На-днях
Советское Информбюро сообщило. что
нашими корабтями в Баренцевом море по-
топлен ещё один немецкий транспорт BO-
поизмещением в восемь тысяч тонн.
Командир вернувшейся сейчас из ‘похода
подвотной лодки рассказал коорестонден-
ту «Красного Флота» подробности этой
операции. ‹

Атакованный подводной лодкой конвой
состоял из двух транспортов и четырёх
кораблей охранения. Начиная сближение
с противником, командир подводной лод-
ки заметил, что караван, кроме того, со
провождают два самолёта. Они сновали
взад и вперед, просматривая водную по-
верхность в большом радиусе вокруг Ео-
раблей и по курсу их движения.

Было очевидно, что, обнаружив след
перископа, самолёты, если и не сумеют
ТЕИЧТОЖИТБ ПОДВОЛНУЮ ЛОДКУ, ТО ВО ВСЯ-
ком случае принудят её уйти на глуби”
HY прежде, чем она успеет выпустить
торпеды. Требоватась поэтому макоималь-
пая скрытность выхода в алаху. 3a воё
время боевого маневрирования, длившего-
ся около пятнадцати минут, командир
лишь три раза на несколько секунд при-
полнят перископ. В перерыве между
потемами он пеликом  полагалея на до
хлады акустика старшины 2-й статьи
Велкова, пелентовавшего ‘шумы кораблей
6 безупречной точностью. Вахту на гори-
зонтальных рулях в решающие мивуты
н6с мичман Внязев — один из отарей-
тих бопманов соединения. прослуживший
на флоте около двадцати лет. Несмотря
на свежую волну, он ни разу не укло-
нился от заданной глубины.

«

б’октом атаки был избран головной
транспорт — самый крупный в конвое.
Поеле залпа в отсеках подводного кораб-
ля отчётливо слышали два взрыва. Сей-
час же акустик доложил, что характер-
вый звук паровой машины смолк. Тран-
спорт затонул немедленно. Это подтверди-
ла и наша воздушная’ разведка.

После атаки полволную лодку прееледо-
вали всо четыре корабля охранения. Сре-
ди разрывов глубинных. бомб выделялись
другие. отличавшиеся по сиае и тону, —
это бомбили самолёты. Улучив момент
и приподняв перископ, командир заме“
THI, что их уже не два, а четыре. Ещё
два самолёта были, очевидно, вызваны
немпами на помощь по радио.

Всего полводники насчитали сто десять
разрывов. Бомбы, однако, не причинили
никаких существенных = повреждений.
Первые полчаса ‘бомбежка велась особен-
но интенсивно и разрывы бомб сливались
в сплошной тул, покрывавший вее 0с-
тальные звуки. Вомандир воспользовался
тем, что в такой обстановке противник
все равно не сможет точно запеленговать
подводную лодку, и дал полный хол 000-
ими электромоторами. Этим было обеспе“
чено успешное уклонение от уларов. Раз-
рывы стали удаляться, и командир пере-
вёл электромоторы на малый ход, при-
нав все меры для уменьшения шумов.

На пути в’ базу возникла необходи“
мость осмотреть один из гребных винтов.
Большое мужество проявили при этом
команлир пятой боевой части инженер-

‚капитан“лейтенант Ленисов, старшина 1-й

статьи Добровольский и  краснофлотен
Экскузьян, которые при сильном волне-
нии около часа провели в ледяной воде
за бортом подводной ‘лодки. :

Домин у дороги

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 апрев-
ля. (Спец. корр. ТАСС). Часть майора
Спепуро вела наступление. ‘Группе
бойцов под командованием старшего
лейтенанта Поддубняка приказано бы-
ло выдвинуться вперед и отрезать
противнику пути отхода. Группа вы-
полнила задачу, но в ходе боя сама
попала в тяжелое положение. Потес-
нив один из флангов нашей части,
немцы взяли в кольцо группу Под-
лубняка. Шести вооруженным бойцам
можно. было бы прорваться к своим,
но в домике у дороги, где засел со
своими людьми Поддубняк, находи-
лось 15 раненых красноармейцев. Yit-
ти. оставив их, нельзя. Поддубняк ре-
шил принять бой и дратьея до пос-
леднего патрона, хотя на стороне про-
тивника было огромное численное пре-
восходетво. У немцев, как показал
бой, было здесь свыше 200 автоматчи-
ков, с их стороны действовали мино-
меты и пулеметы, их поддержизала
артиллерия.

Поддубняк распределил свои неболь-
шие силы так. что к домику нельзя
было подетупиться ни с какой сторо-
ны. Прицельным огнем из винтовок и
автоматов сержант Аверьянов, краено-
армейцы Костенко, Ботавин и Петрен-
хо отбивали все попытки фашистов
овладеть домиком. В трудные минуты
за винтовку брались сам Поддубняк и
находившийся при раненых санитар-

®

ный инструктор Григорьян. Когда фа-
шисты предпринимали атаки больши-
ми группами — по 100 и 120 человек, —
маленький гарнизон домика подпускал
их как можно ближе и бил гранатами.

Отдельных! вырывавшихея вперед,
‚пристреливал ‘из автомата сержант
Аверьянов.

Девять раз атаковывали фашисты

эту маленькую крепость, но неизменно
откатывалиеь обратно, оставляя Уби-
тых и раненых В полдень началея

- этот неравный бой и закончилея, ког-

да уже стемнело. Вышли боеприпасы.
Осталось по одной гранате на, бойца и
© десяток патронов. Тогда Подлубняк
решил вывести своих людей. Он по-
шел в разведку. налцупал свободную
от противника тройку. которая вела в
болото. Путь далекий и трудный, но
иного выхода не было,

Тяжело раненных пришлось взять на
плечи. Способные двигаться пошли са-
ми В непроглядной темноте, по коле-
ни в грязи и воде, стараясь не ту-
меть, пробирались бойцы к своим.
Утром они достигли хутора, в котором
их встретили красноармейцы соседней
части,

Инем стрелки майора Снепуро выби-
ли немцев с их позиций, Вокруг до-
мико, у дороги бойцы насчатали 80
трупов фолтиетов,

А. МАЛИБАШЕВ.

ПОДАРОК ГЕРОЮ-ПУЛЕМЕТЧИКУ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 апре-
ля. (Спец. корр, ТАСС). Во время боя
пулеметчик Козюра со евоим «Макси-
мом» находился на фланге гвардейско-
го fs подразделения. Он поддерживал

огнём действия пехотинцев. Когда
немцы. не выдержав ‘удара, начали
отступать вдоль дороги, они попали
под огонь Козюры, Многих фашистов
сразил пулемётчик. Его наградили ор-
деном Красного Знамени:

Недавно в подразделение, в котором
служит пулеметчик Козюра, шефы-ра-
бочие Н-ского завода. прислали но-
дарок — новый пулемёт, Оружие было
передано Козюре. Поцеловав пулемёт,
гвардеец сказал: «Благодарю ва пода-
рок. Заверяю, что в будущих боях
уничтожу еще больше фашистокой
нечисти. Буду, дратьея по-гвардейски,
до Полной победы над врагом»,

КРАСНЫ

и Флот

Черноморский флот,
«Красный Крым» идут к вражеским

«Гвардейские -

и

Кавказ»
Фота А. Межуева.

крейсера «Красный

берегам,

УРОКИ ОДНОГО ВОЗДУШНОГО БОЯ

За последние лва месяца командование
немецкой авиации на Севере во вое боль-
их масштабах использует истребители
для бомбовых ударов. Потеряв много бом-
бардировииков, немцы боятея выпускать
их для дневного бомбометания. Это, конеч-
го, об’яеняется и возросшей активностью
Hallux истребителей. i

Применяя «Ме-109» для бомбометания,
немцы рассчитывали, что мы не сумеем
быстро выработать прибмы противодейел-
вия. Однако летчики-гвардейцы Севбрного
флота очень быстро разработали свои
контрирябуь, научились  перехватьтвать
«Мессерититтты» и сбивать их значитель-
но раньше, чем они сбросят бомбы. ПШро-
введенные за последнее ‘время успешные
возлушные бои показывают значительный
рост маютеротва паших потребителей, Од-
вовременно эти ‘бои многому учат лбтчи”
вов, особенно’ молодых.

]ётчики-пвардейць на соботвеннох опы-
те убедились, что нашти машуюнь не толь-
хо не уступают «Ме-109», но и во мно-
TOM превосхолят. эти немецкие иотребите-

Гли. Олнако недостаточно изучить самолет»

освоиться с его вооружением, Tajo еще в
соверттенотве овлалеть техникой и такти-
кой возлущеного боя. Как показал послед-
ний бой и обстоятельный разбор ‘его ¢
лётным составом, некоторые. наши истре-.
бители, храбро атакуя врага и навявы-
вая ему свою волю, действуют не всегда
трамотно.

Какие же ошибки были допущены на-
шими истребителями в этом бою?

Четверка истребителей, получив зада-
пие, устремилась к месту предполагаемой
встречи с вражескими самолётами. Векоре
показавшиеся вдали разрывы зенитных.
снарялов дали знать, тле нахолятея нем-
цы. Летчики заметили на высоте 3.500
метров олну пару «Me-109»,a- mime, на
выеоте 1.000—1.200 метров — другую.
Ведущий четвёрки гвардии младший лей-
тенант Бокий принял ‘реттение атаковать,
два верхних «Ме-109». ‘Сейчас же ‘после
атаки вражеская пара Тазделилаеь. один
«Мессершмитт» ушел горкой вверх, а
другой перешёл в пике.

Бокий начал преследовать пикируютщьий
немецкий истребитель, но тут же сам был
атакован четверкой «Ме-109», которые
находились на высоте 5.000 метров к
прятались в облаках. Это было неожипан-
но для нашего лётчика. Олнако Бокий ne
растерялея, энергично вывел самолёт из
пике и отвернул горкой, «Мессершмитты»
проекочили” цель, также слелали горку и
разошлиеь в стороны попарно, Завязаялея
бой, который не привёл ин в каким ре-
зультатам,

В это время вторая пара напиях werpe-
бителей атаковала два «Ме-109», ‚нахо-
диинеея па высоте 1.000—1.200 мет-

ров. Ведущий твардии младший лейтенант
Климов, пользуясь преимуществом в высо-
TO, зашёл в хвост вражеским самолетам
и открыл оголь по их ведущему, а гвар-
лии капитан Сорокин — по ведомому,
Увлеющиеь погоней, Сорокин оторвалея от
ведущего и был атакован двумя «Мессер-
‘имиттами». Навыручку подоспел Климов,
бросив добивать атакованный им враже-
ский самолёт, Малина Сорокина получила,
повреждения, и он вынужден был’ запро-
сить посадку и выйти из строя, & Вли-
мов: — прикрывать его.

Так закончилея этот окоротечный бой.
Результат его — один «Ме-109» сбит
Сорокиным, а два других повреждены bo-
кисм и Влимовым, Но есть и другой pe-
зультат. 0 нем сказал на разборе коман-
лир части Герой Советекото Союза твар-
дии капитан Сгибнез. Отметив мужество
‘и бесстрашие лётчиков в бою с превосхо-
дящим по численноети врагом, он ‘указал
на допущенные оптибки. о

— Самый  серъезный недостаток, —
скавал он, -— это потеря четверкой ком-
пактного строя. Опыт подсказывает, что
если выбрал себе вражескую пару, бей 26

ло конца, но вторая пара наших самолб-

тов должна припрывать атаву первой, на-
ходиться выше её ‘и сообщать воздушную
обстановку. Это и было упущено в пав-
ном случае. Ведущий четверки не сумел
правильно оценить обстановку и пе дал
ведомым соответствующей команды для
атаки.

В процессе pasdopa командир части
приказал ведущему гвардии’ младшему
лейтенанту Вокию начертить схему боя
и об’яенить свой манёвр, То же пролела-
ти и остальные участники, Тазой метот
дал возможность кажлоуу из них понять
свой ошибки и сделать правильные выво-
ды, А они не новички в бою и пмеют, за

`ноключением Титова, по 6—7 сбитых

самолётов. Значит, в данном случае дело
не в недостатке опыта» а в поепелтности.
HOLOCTATKE обмотрительности,  ‘пеобдуман-
ных действиях, :

Закон каждого велущего бой — бить
влага мекусных манбвром и мощным от-
нём, Но если в ланном 6010 каждый
лётчик маневрировал для себя, то мотщное
вооружение самолётов не было   спюльзо-
валю полностью,

Подробный разбор воздушного боя, про-
веленный команлиром части, мнотому на-
учил истребителей. А главное, он показал
Им: то, что они знают, чего достигли, —
далеко не предел. На фронте тот побеж-
дает, кто идёт вперёд, совершенствует
свое боевое искусство. кто бъет немца не
только храбростью, но п ументем.

Капитан И, ШТУКАТУРОВ,
Северный флот,

13 апреля 1943 г. № 86 (1344

Обучать младшего командира

‘управлению зенитным

0т уровня йодготовки командира ору-
лия во многом зависит меткость стрельбы,
Под его непосредственным руководством
орудийные расчеты выверяют и регулн-
руют механизмы; младший команли? под-
ностью руководит работами на одвом из
важнейших эталов-—подготовке батареи к
открытию огня; только он может в процес
се боя с воздушным врагом устранить не
точности в действиях отдельных Номеров,
Помимо. ‘всего этого младший Командир
должен в совершенстве владеть искусством
управления огнем своего орудия при от
ражении налетов штурмовой авиации, са-
молетов-пикировщиков, уметь уничтожать
вражеские танки и пехоту, прорвавитую-
ся в район огневой позиции.

Bee ano может быть достигнуто лишь
при условии ‘правильно организованной
учебы — занятия в установлевные лич
п часы, на основе плана боевой подготов-
кп, и ежедневные тренировки для Yoo
вершенствования практических вавыков в
управлении огнем,

Нет надобности товорить © Том, FTO
должен знать младший командир, чему его
обучать — это известно. Важно разре-
ить вопрос -—— ‘как обучать, какими Me-
тодами,

В настоящей сталъе нам хочетея Ha
основе опыта, наметить пути, по’ которым
должна итти подготовка командира ору”
дия,— обучение его самостоятельному Уп”
равлению огнеи при отраленни атак
штурмовой авиации и пикировщиков.

Как обычно у нас на зенитных бата-
реях обучают младшего командира? Haa-
наченный для проведения занятий руко-
дитель, в лучшем случае, накануне, а
то и за. 15-20 минут до начала учебы,
бегло просматривает материал для’ вос
производетвь в памяти некоторых детал
лей, Сделав это, он считает себя подго-
товленным. и--занятия начинаются. В те-
чение лвух, з иногда и трех-четырех ` чал
сов руководитель об’ясняет сущность спо-
соба стрельбы по штурмовой  авиацил,
рассказывает, почему при данном CHOCO
бе не используютея приборы и т. д. Пос
1е такой лекции учеба считается закон”
ченной,  Как-будто все в порядке: ин”
струкция изучена, ее более или менее ус-
вопли все слушатели. Но ведь соверщен-
но ясно, что дело не только в изучении
инструкции, а главное в том, чтобы уметь
практически применять ее в боевой ‚0б-
становке. На это-то во время занятий и
нужно обратить 060б0е внимание,

Разумеется, практическое применение
инструкции немыслимо без текстуальных
гнаний. Но они в необходимом 9б’еме дол-
жны даваться попутно,  парадлельно ©
освоением практических действий, команд,
которые командиру орулия придется вы-
полнять и подавать при отражении воз-
душных налетов, при выполнении глав-
яой залачи зенитчика — уничтожении
самолета противника.

Занятия должны проводиться  преиму-
щественно методом показа. В процессе
учебы младшему команлиру нужно полу-
чить максимум практических навыков.
Исходя из этого, обучение необходимо
строить так, чтобы руководитель прежде
веего чотко уяснил, какие действия
командира орудия основные. какие д0-
полнительные, и, наконец, какими. с10с0-
бами лучше добиться освоения этих плей-
ствий. Без этого немыслимо  добиватьел
правильного выполнения обязанностей в
данной конкретной обстановке.

Для уничтожения самолетов пегурмовой
авиации командиру орудия нужно прежде
сего определить дистанцию, затем  ско-
рость и курс. Далее, на оснований

этих данных, нужно подать команды на
срудле. а при подходе Tern к соответ-
ствующему рубежу — >открыть ‘огонь.
Из перечисленных действий основными
являются: определение дальности до
молета и определение момента

car
открытия

Военная оботановка, сложные условия
плавания пред’являют штурману общир-
ные требования... Ему больше, чем кому-
либо, необходимю непрерывно совершен:
ствоватьея, овладевать военным искусст-
вом, культурой работы. Культура эта
должна проявляться во всем, сказываться
на каждом этапе подготовки и проведе-
ния боевого похода.

Успех операции готовится еще на 0е-
регу, когла штурман изучает район пред-
стоящего плавания, корректирует карты,
определяет маневренные элементы кораб-
ля итд. Кроме радиомаяков, их коорли-
нат, позывных, лаины волн,  комавдир
БЧ-1 лолжен подробно знать вею сеть ра“
лиостанций на. театре. нанести их на
карту. знать позывные и расписание pa-
боты. 91% позволит определиться по  лю-
бым широковещательным станциям там,
тле радиус лействия обычных  стапионар-
ных радиомаяков булет недостаточен.

Культура в самой. рубке — подго
т®вка карт, пособий, уродварител»-
ная  прокзадка, сделанная с учетом
навигационной. ` оперативной и гитреметео-
рологической обстановки; подготовка мате-
риальной части, — вее ATH вопросы дол-
ны занимать большое место в деятель-
пости командира БЧ-Г, Некоторые mryp-
маны при определении поправки гироком-
пасов не учитывают наличня у ‘них бал-
листических  левнаций. Так. штурман
одного из коройлей Северного флота, оп-
релеляя поправки лага корабля на мерной
мгле, имея куреы 0 —180, ве приййт во
вниуание баллистическую  девиацию и,
определив поправки компаса, слелал лож
вый вывод, что оп неустойчив в меря-
Диане,

При позготовке к похолу никоим
разом нельзя забывать об уничтожения
девиации магнитных KOMMACOB, кКоупеноа-
ции и определевия радиодевиации. Мно-
тие молодые штурманы, полагаясь на вы-
скую технику электропавитаиионных
приборов. пренебрегают магяитными ком:
пасами, Между тем опыт войны показал,
что эти испытанные приборы в л100ой
момент могут явиться надежными курео-
указателями корабля. Известен случай,

ceed ape Son, NET а бе pena: аа

LOMA на подводной лодке вышел из строя
гирокомпае, Более чем  двалцать сутов
ИЛИ ТОлько по матнитному компаюу. Не-
смотря на это, полволный корабль отлич-
HO выполнил боевое залание и  возвра-
тилея ев небольшой невяэкой. Можно при-

вести другой пример: малые корабли
соединения, где штурманом  старшяй
лейтенант  Суларев, в непосредственной

близости от берегов противника успешно
осуществляли операцию. причем и в дан
пом случае действовали дишь матнитные
компасы,

35 месяцы войны широкий размах при-
няла па Северном флоте рахионавигация.
В ипрное время определение места, кораб-
ля по ралиопеленгал считалось новым ме-
подом кораблевождения, Сойчае же это —
обычное явление. Взять хотя бы mryp-
манов старших лейтенантов Зорицева a
Тейшерского, В течение послелнего года
каждый из них взял свыше тысячи ра-
диотелентов.

Находясь далеко от берега, наши  1о-
рабли попали в сложные  метеорологиче-
ские условия. Нужно было определить
вое место, Отарший лейтенант ‚ Тейшер-
ский, беря ралпопеленги на радиостанция
п радномаяки через каждые 10—15 ми-
нут, нашел, что корабль уклонлаея в
сторону па 60 миль, › \

Большое распространение вы последнее’

время получил метох опрелеления 0 pa-
диопеленгу в глубине, В прибрежных
районах слелует поднимать на карте глу-
быпы. Это позволит во время полдхола К
берегу определяться быстрее ‘и точнее.
Широко стала использоваться и м0-
реходная астрономия. Так например
старший лейтенант Леошко только за один
мтохол решил 72 астрономических задачи.
В отработке астрономических опреде-
лений инициативу проявил штурман Coe-
линения капитан-лейтенант Гончар. Он
прелложил всем штурманаи определить
личные квалратичные оптибки  наблюда-
тедя, Практика показала, что большанетво
в пормативы не укладывается; места,
подученн ые аотрономическим enor ob OM,
зачастую имели неточность из-за того,
что не быдло достаточных навыков в Нра-

‚ большие невязки.

EHIbHOM  B3ATHH Отечета  выбот све
тил, Капитан-лейтенант Голчар установал
конкретные сроки и приказал  лобиться
выполнения нормативов. Это дало хйро-
шие результаты, Еели в первые ани тре-
нировки личные  квадратичные ошибки
у некоторых штурманов были равны 2=—
3 минутам. TO после нескольких недель
они ‘опрелелялись 0:2—0,3 мивуты,

Необязательно тренироваться в море. В
базе штурман может днем по солнцу, &
ночью по звеелам брать высоты светил
ин приводить их к горизонту, условно при-
пиумаемому по береговой Черте. После
каждых одинналцати наблюлений следует
выводить среднюю квадратичеую ошибку,
Можно е уверенностью скавать, что тажая
тренировва значительно повысит качество
астрономического определения.

На северлом театре © ето приливно-
отливными и постоянными течениями
OT штурмана требуются детальное изуче-
ние гилрометеорологических факторов. па-
прерызный учет их в прокладке. Некото-
рые, зная попутный ветер и попутное тез
чение, механически прибавляли их к GRO-
рости корабля В результате получались
Боевой опыт показал:
не каждый корабль при попутной волне
и попутчом ветре в условиях Баренцова
моря будет увеличивать скорость, Поэто-
MY MT пажлого корабля в отдельности в
процес  плавония нужно составлять
свои опытные таблицы вляяния дрейфа
И течения при разных условиях  состоя-
ния моря и погоды,

Перед личным составом
отделений,  гилроотделов,
частей возникает немало трудностей.
Мы боремея с этимя трулностями,  прео-
долеваем их, стремимся плироко иопользо-
вать местные ресурсы для обеспечения
вормального плавания, В одном m3
походов, когда от воздействия гау-
бгиных бомб противника  штурманские
приборы‘ вышли из строя, убоверщен-
ствованный гилрографамл эхолот позволил
п течение двенадцали часов вести лодку
по плубинам, дал ей возможность благо

питурмансках
штурманеких

получно притти в базу.
Crowd cman бым разрешен вопрос
с радиопеленгаторной рамкой. Старший

Нч, т тети и чьих aaa

а нева ве аа

техник-лейтенант Бутов предложил mpo-
стую конструкцию. которая и была _06у-
ществлена, Это позволило вооружить один
из типов кораблей ралиопеленгаторами:

Говоря о культуре в работе штурмана,
пельзя по поставить на олпо из важных
мест умение использовать пряборы в лю-
ых положениях так. как это требуется,
Если раньше. например, вибратор эхолота
выхотил из стрел. считали необходимым
его срочно заменять. He то тенерь. Па
оном. из кораблей была пробита обмотка
вибратора» излучителя. Изменением эдек-
тряческой схемы” удазюсь добиться  трех-
месячной нормальной работы эхолота ©
одним вибратором,

Война не позволяет отрывать штурма-
вов а ллительные сборы. Возник вопрос:
какой метод может позволить командира
ЪЧ-Г, штурманским электрикам лучше ов-
лапевать опытом ‘военных действий, луч.
ше познавать сложную технику? Ha
Северном флоте устраивают сборы mryp-
манов, корабли которых  ремонтируютея,
В штурманском кабинете команлимы BU-I
детально изучают  матеркальную часть,
занимаются практической радионавигахи-
ей. Штуруанские электрики в это время
привлекаются к ремонту различных при-
боров, что лает им возможность подробнее
разбираться в их электрических и меха-
нических схемах. Многочисленные приз
меры показывают, что погурманокие элект
рики, участвующие в ремонте приборов,
BO время боевых похолов нередко поправ-
ляют сложные поврежления,

Штурманы  приваекалотея у нае нк
участию в левиационных работах. Это
принесло значительно большие результа-
ты, чем занятия на девиащионных плат
формах, ибо команлир BY-I знакомится с
условиями маневрирования на ланном л6-
впационцом рейдв, он привыкает к быст-
рой ориентировке, Например, старший
лейтенант Коротков за шесть дней рабо“
ТЫ с девнаторами научился самостоятель-
Но устранять девиацию на кораблях всех
THIIOB,

Нужно сказать еще 06 одной‘ чрезвы-
чанно важлюй обязанности штурмана,
Речь илет 0б изучении театра. Нынешние
условия не позволяют посылать в любой

район моря  гилрографическую — экене-
дицию, — Шоэтому каждый командир

п

техника, OT

ВЧ-Г в боевом походе должен пом
нить, что он одновременно и гидрограф.
Если корабль находится у берегов про-
тивника, — нужно ‘зарисовывать берега»,
приметные пункты, наблюдать за дейст-
виями средетв навигационного огражде-
НИЯ, За системой включения их в дейст-
вие, за течением и. прейфом. Каждую глу-
биту, которая не соответелвует нанесен-
ной на карте, нахо тщательно опрелелить,
сообщив затем в гилрографию для кор-
ректуры карт и ‘пособий.

Корабль шел нелалеко от берега, заня-
того неприятелем, По карте глубины, злесь
равнялиеь не менее 400 метров. Штур-
ман старший. лейтенант Васильев эхоло-

том определил, что  пастоящая глу-
бина — 40 метров. Затем он carer
лат повторное определение и, убедив-

WHCh в точной цифре глубины, nepenar
сведения 8 ‚ гидрографический — отдел.
Штурман старший лейтенант Лебшко po
время одного из походов нашел две бан-
ки, ве нанесенные на карту,

Командиры БЧ-Г наряду с выполиени-
ем боевых задапий лолжны детально изу-
чать районы плавания, общими усилиями
лобиваться, ччобы карты были абсолютно
точными, чтобы никакие neammampoorn
не препятотвовали успеху операции,

Опыт; приобретенный за месяцы вой-
ны, наглядно показывает, `что отечествен-
вые штурманские приборы вполне обее-
печивают требования “кораблевожления.
Гирокомпасы, эхолоты, радиопеленгаторы
хагнитные компасы при хорошем уходе
работают безотказно. Это особенно ярко
видно па соединении подводных лодок
Командиры БЧ-Г и штурманские электри-
ви содержат приборы в отличном состоя-
нии. Ocodenno можно отметить InTy pMa-
пов старших лейтенантов Бабочкина, Со-
менова и других.

Веб зависит от людей, которым вверона
умения. культуры в рабо
{ работе,
Учась у лучших, перенимая их богатый
оевой опыму командиры БЧ-Г и штурман-
ские электрики лолжны постоянно люм-
татьсл виеред, находить новые пути для
совспечепия успеха боевых операций
наших надводных и подводных кораблей,

Напитан-лейтенант С. УТЕВСКИЙ.
Северный флот.

‘ практически
гомаждир ‘орудия статьи устава, м в мч

‚лись только. 4

огнем

огня. В» остальном в процессе занят
требуется лишь заучивать наизусть com
гетотвующие статьи устава. Мы иску
чаем здёсь определение курсё и скоро
лак как Это не требует большой точно
и сложности не предетавляет.

Таким образом витно, 970 № в
учебы все свое внимание необходимо 1.
править на то, чтобы научить ила
командира правильно и быстро определять
дистанцию на глаз. а также устанамг
вать момент открытия олня.

Мы уже говорили, что занятие дея
разбиваться на дв% этапа: первый -
заучивание послеловательности подачи т
манх дая ‘открытия огня, второй — пу
тические подачи команх и определение в
глаз расстояний и момента открытия ог,
Руководителю нет необходимости товорть
0 последовательноети подачн команх, (
вершенно достаточно дать командиру 4}.
дия задание выучить наизусть  поряж
последовательности, указав нужные ноу
ра статей. устава.

При таком построении занятий младший
командир приходит на учебу с некото
подготовкой. Руководитель же, давая peo}:
ные давные © появлетии в том или пн
секторе самолетов штурмовой авиации,
‚проверяет ^-—— усвоил м
‘це время своими указанияхи практичесни
обучает подачам команх. Характерными
дистанциями при’ отражении налета шту
мовиков, воторыми  млалшему командиру
обычно приходится оперировать, являют
три дистанции -— одна, две и три тыла
метров. Обязанность руководителя — pay
вивать у командира орудия глазомер да
определения этих дистанций,

_ Чтобы ‘успешнее справитьсл © задачей,
руководитель до занятий должен наметиь
па местности ряд характерных ориенти:
ров, соответствующих по своему удалении
нужным листанциям, причем ориелтнрк
надо выбирать не только в каком-нибудь

определенном секторе, HO и 10 Bool
окружности.
Занятия лучше’ всего начать CoO эм

комства с намеченными ориентирами, Ру
ководитель показывает несколько орион:
тиров. олновременио указывая дистанцию
до них, Желательно, чтобы дистанции №
ориентиров соответствовали дистанциях,
на которых ставятся огневые завесы,

После ознакомления с ориентирами у:
ководитель может начать давать BBOAHHO
о появлении штурмовиков, выбирая такие
направления с ориентирами, до которых
расстояние командиру орудия неизвестно
При определении дистанции для назцаче
пия завесы нужно требовать, чтобы 0:
чаемый сравнивал удаленность ориентира,
над которым, по вводной, появились
штурмовики, с удаленностью ориентира,
расстояние до которого ему уже известно,

Проводя занятия таким образом, мы п
могаем командиру орудия развивать гла
зомер, опрбделять дистанции для выб
завесы. Слеловательно, при таком методе
учебы правильно решается поставленная
задача — прививать практические навы:
ки в определении дистанции,

Разрещение второй задачи — опредвте:
ния момента открытия опия — He Mp
ставляет 060бых трудностей, так как свя
зано с точно такими же практическими
навыками (определением дистанции). 1
этому останавливатьея на этом ног HI
какой необходимости,

Учеба, проводимая описалными BEIM
методами, даст, хорошие результалы. Но
раничиваться такого рода, занятиями нель-
зя, Для того чтобы хорошо  подпотовить
командира орудия к самостоятельяому ут
равлению огнем, нужна ежедневная, 01
тематическая трепировка, Без этого пель

‚зя доствчь успеха,

Выше мы разобрали ‚ тлавные моменты
подготовки младшего командира- к отраже
выю самолетов штурмовой авиация. Tor
готовка же командира орудия для отозжз
ния пивировщиков в принципе зичех 1
отличается, Разницы cocronr pg TOM, чт
занятия пеобходимо дополнить изучение
признаков, опредоляющих иореход самое
та в пике. Их можно найги в соответ
вующих статьях правил спрельбы, добавив
ряд признаков, полученных. в результате
опыта боевых действий. Развииа соетотт
еще и в том, что вместо определелля ле
станции самолета лужно опооделить
высоту в момент вхола в пике,

Конечно, рекомендуемый метот обучения
нельзя считать догмой. Каждый командир
батареи должен изыскивать свои nym и
методы, исходя из конкретной обетановаи,
должен проявлять изициативу, направлен“
ную к одному — лучше готовить млатие-

tO командира, дать ему больше практвчо-
ских цавыков,

Подполковник Н. ДЕМИН,

ТАК ДЕРЕТСЯ
ШУКАРА ИБРАГИМОВ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 12 апр:
ля. (Спец. корр, ТАСС). Молодой пех
тннец таджик Ulyrapa Ибрагимов #
четверо других бойцов получили пр!
каз: не допустить, чтобы вражеские
автоматчики просочились в стык под
разделения. Трижды атаковали это!
участок гитлеровцы. Однако
мови @г

отбивали упорно ‘рвавшегося

eped
противняка, в

a Horne eo sneMn второй aTAakH TpH CO
aoe si ца были ранены, фашноты
али обходить их, рассчитывая 34
хватить в плен. Был ранен и четвер
и боец. Ибрагимов. стал один отби’
: ся от наседавших немцев,
Расстрелян последний mer, 007
1 гранаты. Ибрагимов 6
рег их. Он лежал ва, утром H He 10:
давал признаков жизни. Полагая, 910
последний советский боец выбыл из
О АСЕ во весь рост налправи“
ny рубежу. Ибрагимов подпустий
тлеровцев на близкое расстояние #
метнул в них гранаты, 12 немецких
солдат замертво упали на вемлю, В
это время на помощь Ибрагимову. по’
доспела, группа, красноармейцев. Ha
подступах к его позиции было пабе
но 1? трупов немецких автоматчиков,

Ибраги  )
о боевые друзья каждый №

}

eld.

A