Взаимозаменяемость

в орудийном расчете

В последней декаде июля моему подраз-

делению было приказано поддержать ар“
тиллерийским огнем сухопутную часть,
ведущую бои местного значения в одном

районе. Успешно решить эту  зада-
_чу удалось в значительной степени
— блатоларя предварительной подготовке’

тичного состава к работе сокращенными
расчетами. Необходимость такой подготов-
хи совершенно ясна: война есть война, и
‚даже на дальнобойных орудиях, располо-
‘оженных далеко от переднего края, B03
° можен выход из строя части краснофлот-
цев. А. огонь’ необходимо вести при лю-
бых обстоятельствах. :

. Подготовка специалистов к работе на

двух— трех постах, за себя и за соседа,
начинается с первых дней пребывания
мололого пополнения в части. Учеба про-
холит непосредственно на боевых постах,
согласно строгому, тщательно продуманно”
му плапу. В первую очередь’ краснофлот-
_ цы получают те знания и навыки, ко-
торые необходимы лля ведения  артилле-

„..рийского боя полным расчетом. Трениров-

ви на механизмах ведутся ло автоматиче-

.‚.. ого выполнения всех вариантов дей-

VG

° Тлавный старшина Hpusosy6 gy красно“

3-го ранга Айзин, инженер-капитан-лейте-
``’вант Ефимов и другие уделяют подготов-
внимание. Легкие.

кораблей от ракушки и водорослей,

легкие

Ствий.

` Когда этот этап подготовки был закон”
чен и краснофлотпы твердо’ усвоили свои

‘бою, — это. правило настойчиво

высокий теми

обязанности в бою, в совершенстве изу-.

чили механизмы боевого поста, мы стали
готовить расчеты в работе сокращенным
составом. При этом темп учебы не сни-
жалея. Она проходила с тем же успехом.
Краснофлотцы Упорно и ‘настойчиво изу-
чали механизмы и обязанности своих. со-
седей. Конечно, нельзя упускать из виду,

чтобы, тренируясь ‘по `взаимозаменяемо-

лодого пополнения, не забывали свои
основные обязанности. Поэтому у нас еже-
лневно проверялись их знания,  проводи-
лись повторные тренировки по плану пер-
вого этапа подготовки.

Большое внимание уделялось, воспита-
нию У молодых краснофлотцев “любви в
своим заведываниям. Если механизмы
булут в безукоризненной чистоте’ и Hey
правности, они никогда не подведут в
внушал
лось. всем расчетам.

Правильность. такой системы. подготов-
ки была полностью проверена в послед-
них боях. Командир отделения  мотори-
стов т. Хлебников один выполнял обязан“
ности трех мотористов и электрика. Крас-
нофлотцы Дадонов. Рубин и Николаев под
руководством сержанта Борисова’ действо-
вали за полный погребной расчет, 0бес-
печивая своевременной подачей боезапаса,
стрельбы. Краснофлотец
Горнушкин во время боя работал за двоих
тележечных. Командир отделения электри-
ков-силовиков Ермолаев в нужный мо-
мент. один ‘заменяет все
поста.

Четкая, смоотверженная работа млад-
ших командиров и краснофлотцев позво-
пила только за пять дней боев нанести
врагу значительный ущерб. Мы уничто-
жили одну батарею противника, подавили
цве и привели к длительному молчанию 3
тяжелых немецких батареи, вызвали 3

взрыва и пожара в районах целей. Этот
‘успёх — результат напряженной

учебы,
правильной подготовки личного состава.

Старший лейтенант И. АРУЦЕВ.
Краснознаменный Балтийский sor.

сти, краснофлотцы, особенно из состава мо-

Во время войны легкие водолазы не раз
осуществляли выполнение самых  слож-
ных задач. Враснофлотен Лакша и стар-
шина 2-й статьи, Шевченко, работая ночью,
наощупь, в самом логове противника, 05-

‚ воболили гребные винты от намотавшего-
--6я Троса и тем дали возможность катерам
избежать преследования p YHTH в CBOI
°базу. Главный старшина Покровский заде-
пал в корпусе большую пробоину, что дал
ло возможность привести корабль в порт.

флотцы Селезнев и Вафин не раз выпол-

.. НЯли подводный ремонт, снимая винты Ha

хатерах «М0», буксирах и снова уста-
чнавливая их. Легкие водолазы незаменимы
при очистке корпусов больших подводных
Ha

многочисленных работах в затопленных
` помещениях и т. д. Широкий и азнооб-

„фазный характер их деятельности застав” р
‚ Яяет серьезно относиться к подготовке

этих специалистов. Охнако в этом eae

_ еще много недостатков.

57%

Ответственный за ‘легководолазное дело

-.На корабле — командир БЧ-У. Он более,
-. 46\ ЕТо-либо другой, заинтересован в под
„. тотовке лёгких водолазов. Но не должны

стоять в стороне и другие командиры. На

” ‘кораблях Черноморского флота командиры

ливизионов живучести инженер-канитан

‘Ke водолазов  большюе
`водолазы этих кораблей проходят система-
-тическую Тренировку, причем она не ог-
`раничивается простым спуском пол воду,
& проводится во внутренних помещениях,

>“ непосредственно. у механизмов. А вот на

_ кораблях капитана 1-го ранга Кравец, где
водолазы особенно

злесь еще не всё сделано для обеспече-

-..Нвя живучести кораблей.”

Сейчас на, кораблях всех типов’ имеются

_  дегвив водолазы, — они сдали зачеты по

` веть СССР от 24 июля 1943 года

своей специальности. Но их нужно сиоте-
матически тренировать, так же, как и

По Указу Президиума Верховного Co-
«0
‘порядке присвоения воинских званий
военнослужащим Красной Армии» и Ука-

~ By от 10 августа 1943 гола «0 делении

военнослужащих Военно-Морского флота
на рядовых, старшин и офицеров» у нас
. введён офицерский корпус.

i
i

‚ Глубокий смысл и значение имеет этот
акт. Офицерское звание ещё выше под-
нимает авторитет и достоинство ROMAN”
дира. Оно свидетельствует о его воинезой

- зрелости и боевом мастерстве. Оно под
‘черкивает его принадлежность к елав-

ной и почётной категории профессиона-

_ лов военного дела,

Звание офицера издавна носят коман-
“ диры всех армий и флотов. Три © поло-
виной века назад, когда возникло слого
- «офицер», им называли всякое офипяааль-
ное лицо, занимавшее  государстзенкую
толжность. № концу ХУ века во Фран-
ции это название стали присваивать
только войсковым начальникам, и с тех
пор оно прочно вошло в международный

- военный словарь.

В России слово «офицер» появилось
вместе с регулярной армией, созданной

- Петром 1. Русский офицерский корпус
делился на две группы:  обер-офи-

-`церов и штаб-офицеров, причём первяч-

ным офицерским чином являлся подпо-

_ фучик. Во флоте были три обер-офицер-

осеких Чина — мичман, лейтенант и стар-

о ший лейтенант и два пггаб-офиперских
Yana —= капитан 2-го ранга и капитан

1-го ранга. ,
Из срелы старого русского офичерства

г” Вышло немало талантливых пн отважчых

> военачальников. Немало офиперов вместе
е солдатами и матросами показало бес?

необходимы,
‚командиры ‘не тотовят их. Следовательно,

Водолазы боевых
кораблей

всякого краснофлотца. Но об этом на неко-
торых кораблях забывают. Тренировки, ес-
ли и проводятся, то ограничиваются они
спуском. на: глубину. Водолаз походит 5—
10. минут, его поднимают, а в журнале
отмечают: «Задача выполнена». Это, ко-
нечно, формальное отношение в делу.

Тренировать водолазов нужно в слож-
ной обстановке, под корпусом корабля или
в затопленных помещениях. Не’‘на каждом
корабле, конечно, можно лля этой цели
затоплять специальный отсек. Если это
невозможно, рекомендуется для тренировки
спускать людей внутрь затонувших ко-
раблей, барж и т. п., соблюдая при этом
все правила безопасности: внлоть до под-
водного освещения. Медицинская служба
обязана активно включиться в этот вид
боевой подготовки.

Тегких водолазов, как показал. опыт;
‘нельзя готовить по трафарету. Корабли
большего тоннажа могут проводить подго-
товку по программе, принятой в Военно-
Морском. Флоте. Малые корабли — тор-
недные катер» и морские охотники —
такой возможностью располагают редко, и
для них рекомендуется ускоренная подго-
товка. На Черноморском флоте уже есть
такой опыт. Некоторые командиры Toto-
вили легких водолазов буквально в тече-
ниё нескольких часов, На теоретическую
подготовку затрачивалось самое незначи-
тельное время, & главное внимание обра“
шалось на правила пользования алпала-
TOM и его  эксплоатацию. Практическая
подготовка ограничивалась двумя-тремя
спусками на глубину до 4—5 метров. Уже
в процессе плавания и при более благо-
приятных условиях их выучка совершен
ствовалась.

После сдачи зачетов по легковололазно-
му делу на вораблях и в соединениях
зеобходимо устраивать Тренировки-—=епус-
кать легких водолазов под воду по мень“
шей мере 2—3 раза в месян.

Майор В. МАКСИМЕНКО. _

Советский офицер

смертные образцы героизма и гамоотвер-
женного служения воинскому долгу. Но
в старом буржуазно-дворянском офицер-
ском корпусе преобладали реакционные
элементы, которые в голы революции и
гразкланской войны оказались” на стороне
врагов советского народа. Поэтому в
представлении советских люлей само наи-
менование «офицер» долгое время казалось
отжившим. Великая отечественная война,
словно в очистительном огне, переплази-
л& старое слово «офицер», освободив его
от шлака. И оно зазвучало с новой, бла”
городной и мужественной силой. Оно как
нельзя лучше отражает процесс воинско-
№ роста наших командиров, превраще-
ние их в кадровых войсковых и флотских
начальников, обладающих значительным
стом и боевым мастеретвом.

‚ Слово «офицер» небтделимо от поня-
тия воинской чести, В истинном благо-
родстве и достоинстве, в кристальной че-
CTHOCTH, в беззаветной преланности лол-
ту — сила офицера. Подчинённые учат-
ся у него не только в совершенстве вла-
деть оружием и техникой, но и свято бе-
речь своё доброе имя, глубоко воспри-
нимают у него то высокое чувство <0б-
ственного достоинства „и  непреклонную
гордость, которыми славились герои рус-
ской армии и русского флота.

История морских сражений сохранила
много замечательных примеров хоблести и
мужества офицеров русекого флота, пред-
почитавших перед лицом сильнейшего
врага погибнуть, но не посрамить своего
имени, боевого флага своего корабля.
Эта героическая традиция ярким светом
озаряет самые выдающиеся и волнующие
страницы -славного прошлого нашего фло-
та. Высокое сознание чести и воинской
гордости проявилось в известном подви-

у

‘номера своего  .

Se ee ЕЕК

i KPACH bli

———

a a

й ФЛОТ

Черноморский ‘флот. Командир отряда торпедных катеров, орденоносец, капи-

тан‘лейтенант К. Кочиев. Его отряд уничтожил подводную лодку,

ный катер, и сбал
вил. огонь двух батарей

торпед-

самолет «Ме-109», потопил пять самоходных барж, пода-
и уничтожил две пулеметных точки

противника.
Фото Б. Шейннна.

Наиир летчики. топят.

вражеские корабли _

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 10 августа. (По
телеграфу от наш. норр.). Наши бомбар-
дировщики обнаружили десавтную баржу;

шелшую в сопровождении нести катеров,

Караван фашистских судов был наститнут
на подходе к порту. Первым атаковал бар-
ay летчик Авраменко. Несмотря на силь-
ный зенитный огонь кораблей противни-
ка, ему удалось пробиться к пели. Штур-
ман Несский точно сбросил бомбы. Одна
из них попала в баржу.  ПШоследовал
сильный взрыв: Охваченная пламенем
баржа стала тонуть. Вонвоировавшие ее
катера ушли под прикрытие береговых
батарей.

На боевом счету летчика Авуаменко—

несколько потопленных кораблей против-
над морем

ника. Ночти каждый полет
WpuHOCHT -emMy новую победу.  На-днях,
находясь в’ свободном  полете‘в паре с
летчиком Фоминенко, Авраменко заметил
два дозорных фашистских катера, охра-
нявших подступы к базе. Зайдя со сто-
роны солнца, летчики атаковали враже-
ские корабли. От прямого попадания
бомбы. е самолета Авраменко один катер
был. разбит.

Советские воины теснят врага

ХАРЬЕОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 10 ав-
Густа. (Спец. корр: ТАСС). Советевие
войска продолжают успешно продвигать”

ся вперёд. Фашисты, хотя и отчаянно

сопротивляются, тем He менее вынужде-
‘ны откатываться назад.

Быстроту продвижения нашим пехо-
тивцам обеспечивают штурмовые труп
пы. Они врываются в траншеи врага и,
действуя транатами и штыками, выби-
вают фаптгистов.  Автоматчики Шлыков,
Сирогов, Якусенко, Сударев и ЛТуканов ©

гранатами в руках бросились в немец .

кую траншею. Они уничтожили более
50 фашистов, захватили 2
тушки и 2 миномёта. Штурмюовая труп
па тварлии лейтенанта Колосова осле
рукопашного боя ворвалась в укрепления
и укрытия врага в тлубиве его обороны.
Отделение твардии сержанта  ФКузгина
‘атаковало и уничтожило вражескую ог

ПОДЛАЯ ПРОВОКАЦИЯ НЕМЦЕВ

ЗАПАДНЕЕ ОРЛА, 10 августа. (Спец.
корр: ТАСС). Под натиском наших. вои-
‘нов противник продолжает отступать. Ha
одном изо участков немпы  пыталиеь
устроить ловушку для советских бойцов:
Под угрозой оружия они загнали в око-
пы мирных жителей — женщин, стари-
ков и детей, а вами спрятались в KY-

Е ЕВА

те офицеров брига «Меркурий», которым
командовал  капитан-лейтенант  Казар-
ский. В момент окружения неприятель-
‚скими кораблями, каждый из которых был

во много раз сильнее брига, офинерский.

совет,. созванный  Вазарским, решил
драться до последней возможности, а 0с-

тавшемуся в живых взорвать корабль.
Многие поколения моряков берегут в
памяти  геройский поступок офицера

Ильина, проявившего в Чесменском бою
исключительную находчивость и отвагу.
Он спустил всю команду своего брандерз
#8 шлюпки, оставшись на борту с ‘дву-
мя храбрейшими матросами.. Невзирая на
яростный огонь противника, Ильин под-
вел вплотную к вражескому кораблю свой
брандер, поджёг его и только тогда пе-
решел в шлюпку. Пожар, вепыхнувший
на русском’ брандере, охватил п Уничто-
жил крупнейший корабль неприятеля.

Ев. на’ заре русского флота родился
высший ‘закон офицерской чести, ныне

вошедший B наш Корабельный устав:
командир покидает гибнуший корабль
последним. Никакая сила, сама смерть

HG может заставить морском. офицера
уйти со своего тонущего корабля, ели
хоть один из его подчинённых остался
на палубе. Во всех случаях, когла ‹овет-

ские боевые корабли терпели аварии от’

ударов вражеской авиации или немецкях
мин, офицеры хладнокровно и мужествен-
HO руководили спасением личного соста-
ва, оружия, боезапаса, не помышляя 6
личной безопасности. Можно привести
немало фактов, показывающих, что наши
командиры ценят честь и славу своего
корабля дороже ссбетвенной жизни.
Офицерская честь — это благоротное
‘чувство, далёкое от мелкого тщеславия,
себялюбия и фанфаронства, Наши ‘мор-

немецкие

ЕЕ ee eee ee ЕЕ ЕЕ ee ees

Летчики Дойников и Смагин, ведя раз-
_ведку над морем, ветретили караван, co-
‘стоявший из. нескольких крупных судов
и шести сторожевых катеров. Детчики
немедленно атаковали караван. Они серь-
езно повредили одну баржу. Несколько
бомб упало возле немецких катеров.

В другой раз летчики ДЛойников и
Мартынян подетерегли выход групны не-
менких катеров из базы и, атаковав их,
подожгли два катера.

Так за несколько дней наши летчики
уничтожили. несколько фашистских ко-
раблей. При этих ударах 0с0бой  метко-
сетью бомбометания отличились штурма-
ны Несский, Карпенко и Чернов.

С плавередетвами противника на этом
‘участке ведут борьбу и наши корабли.
за последние три месяца силами нашей
авиации и кораблей здесь потоплены не-
сколько немецких сторожевых кораблей,
3 баржи, груженные боезапасом и снаря-
жением, 5 мотоботов, 2 парусных шхуны
и буксир. В воздушных боях сбиты четы-
ре самолета противника. Кроме того, рад
вражеских сторожевых катеров и барж
поврежден. : т.

` невую точку. Вузгин заколол Bpamecko-
го офицера кинжалои и у двух солдат
ударох приклада выбат из рук оружие.
Гвардии . лейтенант Колосов. в фуконаш-
ной схватке убит трёх немцев.

Наши части осуществляют смелые и
неожиданные для ‘противника маневры
Многочисленные минные поля и прово-
лочные заграждения немцев не снижают
темпа, нашего прожвижения. В этом за-
слуга советских canép. Один лишь
гвардии сержант Абдурахманов в течение
дня обезвредит 137 вражеских мин.

В ходе боев наши части захватывают
` значительное количество пленных и тро-
феев. Часто захваченные у противника
  орудия, танки, миномёты, пулеметы бой-
цы ‘тотчас. обращают против врага.

=

стах, намереваясь ударить по красноар-
мейцам с фланга.

Этот замысел разгадали  миномбтчиви
старшего лейтенанта Шежина. Они ча
ыы немцев своим огнём, частью иет-
ребили, частью разогнали.  Спасённые
poe горячо благодарили миномбетчиков.

ские офицеры,  прославившиеся  выдаю-
щимися подвигами, —— Лунин и Crapu-
ков, Татаренко и Бааашов, Зубков: и Ма-
тушенко считают свою личную славу ло-

стоянием всего экипажа корабля, самолё-

ным всегда отличали передовых офицеров.

русского флота.
адмирал Ушаков прямо заявлял, что всё
сделанное им достигнуто только благода-
ря преданности «служителей», т. е. маг
тросов. Нахимов часто внушал офицерам:
«Матрос есть главный двигатель на воен-
ном корабле, а мы только пружины, ко-
торые на него действуют... Вот кого: нам
нужно возвышать, учить, возбуждать B
них смелость, геройство, ежели мы не
себялюбивы, а действительные слуги оте-
чества».
Морской офицер, дорожащий своей че-
стью, своим добрым именем, всегда пом-
нит, что его воинская судьба и боевая
‘слава неразрывно связаны и во многом”
зависят от подчинённых. Каков
лир, таков и экипаж. Офицер’ должен
быть во всём на голову выше своих
подчиненных, но это не значит, что он
может свысока взирать на их интересы
й запросы, не вникать в их повседнев-
ные нужды. Только правильное сочета:
ние суровой требовательноети с постоян-
ной отеческой заботой о рядовом- составе
укрепит авторитет офицера, его влияние
на духовную жизнь краснофлотцев.
Советский командир всегда отличался
искренней. горячей любовью в своим под-
чиненным, умением найти путь к сердцу
рядового бойца. Нельзя быть полноцен-
ным офицером, не зная матросской души.
Чтобы воспитывать своих подчиненных
в духе беспрекословного послушания,
четкой исполнительности, офицер сам дол-
он быть образцом  лисциплинированно-
сти. В большом и малом — от выполне:
ния ‘боевого приказа до соблюдения фор

воман-

Е ee es ЕЕ РЕН СЕБЕ В

та, личного состава батареи. Скромность!
и простота, уважение к своим подчинен-
Знаменитый флотоводец.

11 августа 1943 г., № 188 (1446)

В голове нонвоя

После многочасового дождя в небе oc-
  тались лишь клочья облаков. Они быстро
неслись над. водой. Показалась луна.
  Командир бронекатера беспокойно погля-
дывал вверх, часто ходил на бак, чтобы

пробмотреть и проблушать воздух. Но ни
он, ни вахтенные‘ наблюдатели ничего не
обнаруживали.

Командир еще раз взглянул на часы и
приказал увеличить ход. Катер, зарываясь
в разведенную ветром волну, быстро при-
ближалея к каравану. С флагманского
корабля передали короткий приказ. Бара-
ван был уже сформирован, и катера ох-
ранения заняли свои места. Выход был
назначен на полночь. >:

На ходовом мостике головного! корабля
шла подготовительная работа. Когда штур-
ман закончил прокладку, енизу доложили,
что погрузка топлива подходит в концу.
Расчеты озудий, автоматов, пулеметов
слояли по  тотовности номер один.
Эта предосторожноеть не была излишней:
немецкие самолеты неоднократно пыта-
лись прорваться к месту формирования
караванов. Так было и в этот день. Едва
катера отошли от борта флагмана, наблю-
датели доложили о появлении самолета
противника.

С первым оборотом типиля, поднимаю-

щего якорь, начали вращаться  вивты.
Корабль немедленно двинулся навстречу
врагу, чтобы отнем своих зенитных

средств прикрыть суда с грузом и иметь
возможность маневрировать. По сигналу
флагмана пошли буксиры. Берег посте-
пенно таял в темноте. Не обнаружив на
рейде судов, немецкий самолет круто
развернулея и ушел.

Флагманский корабль увеличил Ход,
обогнал находящийся несколько впереди
‘второй буксир с баржамии сразу лег на
курс так, что буксир даже на большом
расстоянии ясно видел створ мачт и мог
разбирать сигналы. Умело задуманный и
четко выполненный маневр позволил все-
му каравану быстро, без излишних эво-

люций произвести перестроение. Уже
в этом сказался большой оныт, накоп-
пенный экипажем корабля за время

войны. Командиры и краснофлотцы отря“
да с гордостью приводят  трехзначную
цифру проведенных караванов, перечисля-
ют бои с воздушным противником, в KO-
торых их корабли не только не. допусти-
ли прицельного бомбометания по транс-
портам, но и сбили более десяти немец-
ких бомбардировитиков.

° Дав заданный ход, командир приказал
снять тотовность номер один. Горизонт был
чист. Непосредственная опасноеть не уг-
рожала кораблю. Время на переходе было
целесообразно использовать для тВениров-
ви и обучения вахтенных командиров.
Нерейдя на левое крыло мостика, капи-
тан 3-го ранга Мазепин следил, как до-
кладывают наблюдатели, какое решение
принимает вахтенный, как он взаимодей-
ствует со штурманом. Командир напамять
знал расположение нантих подвижных до-
зоров. Это позволило ему сразу оценивать
умение наблюдателей с большой дистан-
ции определять тип корабля.
- Особенно большое внимание командир.
корабля уделил отработке. организации
службы в походе. На это его натолкнули
замечания, сделанные новым командиром
отряда. Выполняя боевые задания, экинаж
канонерской лодки почти не имел време-
ни, которое можно было бы специально
уделить учебе. Поэтому приходилось вы-
рывать часы в период спокойного нлаваз
ния или в промежутке между формирова-
‘нием караванов. „Ллавание в составе
труппы кораблей ‘позволило старшему
командиру быстрее обнаружить типичные
пелостатки, Которых ни в период занятий
в каюте; ни на якоре не увидишь.
На горизонте показалась какая-то точ-
ка. Векинув ‘бинокль, командир группы
вызвал сигнальщика. Прошло секунд 20,
ответа «веть сигнальщик» не последова-
ло.

— Товарищ вахтенный командир, по-
чему у вас не выполняют элементарных
требований морской службы?

Вахтенный командир ` ничего не - смог
ответить. Чтобы исправить положение,
ему пришлось собрать  сигнальщиков и
уетроить им «Фазнос». Это подействовало.
При следующем вызове и командир OT-
деления Никитченко и его подчиненные
четко и быстро докладывали: «Есть сиг-
нальщик», «Семафер передан». Сам етар-

мы обращения к старшему начальнику=—
офицер обязан действовать строго по
уставу, проявляя умение подчиняться и
точно выполнять волю старшего коман-
дира. С одобрением отзываяеь 0 ме-
тодах воспитательной работы  английско-
го адмирала Джервиса, С. 0. Макаров
писал: «Он требовал, чтобы между офи-
перами его эскадры всегда соблюдались
наружные знаки почтения и покорности,
ий говорил, что «когда дисциплина прояв-
`тяетея в наружных формах, то можно
быть уверенным, что она скоро окажет-
ся и на самом деле».

Е наружным формам дисциплины: ‹л6-
лует отнести и внешний вид офицера,
его поведение вне службы.

Настоящий морской офицер не может
пренебрегать и правилами хорошего то-
на; свидетельствующими о культуре че-
ловека. Адмирал Нельсон говорил, что
«нельзя быть хорошим морским’ офицером,
не соединяя в Себе практических знаний
матроса и благородных привычек джен-
тльмена». Безупречная вежливость и пре-\
дупредительносеть в обращении с товари!
щами, начальниками, гражданским насе-
лением являются основой офицерской эти-
ки. Культурный офицер никогда не’ за-
будет спросить разрешения старшего на-
чальника, прежде чем сесть за стол, вой-
ти в комнату, сесть в вагоне городского
транспорта, никогда не забудет о субор-
динации. Офицерская этика требует так-
же всегда быть честным, свято . блюсти
боевое товариществу и дружбу, не допу-
скать неуважительного отношения к жен-
щинам. Следует вспомнить хорошие пра-
вила, существовавшие в старом русском
  Флоте, когда за обман и ложь, за пьян-
ство и лебоши судил офицерский суд че-
сти, виновных лишали офицерского мун-
qupa. rN \

Офицер — одно из самых почетных
  ваний в нашей стране. Оно достигается:
упорной учебой, завоевывается в жесто-

шина 2-й статьи уже не пытался оправ:
дать задержку ответа тем, что он «быт
занят». Твердое указание командира —
работать только в тех случаях, когда Bop
его подчиненные заняты, — заставило yp.
новому переставить людей в отделении,
Сам он перешел выше, чтобы слышать \
вее приказания с мостика и одновуеен. ©

но видеть, как они выполняются.

Впереди, прямо по курсу, показался кз.
раван. Надо уменьшить ход. Командир от.
ряда приказал. поднять соответствующий
ситнал. На мателоте его приняли c ome.
данием. Опытный военный моряк сразу
отметил медленное репетование. Для пу-
верки он сигналами передал  несколью _
приказаний. На корабле, где командир
капитан-лейтенант: Иванов, ‘опять отрепе-
товали с опозданием. Тогда командир отр.
да приказал передать семафор: «Отиечау
медленную работу ваших сигнальщиков» ^
Это простое указание, сделанное в похот,
сыграло большую роль, чем самый строй
разбор и разное после окончания плам.
ния. Сигнальщики корабля словно пре.
образились. Они репетовали сигналы
быстро и без единой ошибки. Маневрир-
вание с частой переменой курса прошло
отлично. 1.

Едва с реи упал сигнал «Люди». riz
наблюдатели доложили:

— Правый борт, ° курсовой... шесть
самолетов противника. я
` «Фокке-Вульфы» огибали корабли, за >
ходя на солнечную сторону. Зенитчикик *
сигнальшики, знавшие вражеские уловки,
надели защитные очки. Посты  докда.
дывали на мостик о готовности к 60,
0бе канонерские лодки и катера ome:
тинились жерлами пушек, автоматов, ny: »
леметов. Немцы легли на боевой ву,
нырнув в проходивиее облако. Минут 1:
сять на корабле все находились в напря.
женном ожидании. Ни один из стоявших
наверху не доложил, куда ушли враже-
кие самолеты, и никто не был уверен,
что они не будут выжидать момента лая
удара, следуя по курсу кораблей, Одна
командир корабля снял готовность, №
вахту заступила следующая смена.

Соответетвовала ли эта поспешность 0-
становке? Нам кажется, —нет. Через ко
роткое время один из стоявших ва x0
стике обратил внимание на гул авиациот.
ных моторов в облаках, и командир
пришлось снова дать сигнал тревоги,
предупреждать экипаж корабля и cacy.
вавший в кильватере мателот о необхе
димости внимательно следить 38 BOR:
ХОМ. - \ F }
кк

Мы рассказали 0б одном обычном по.
ходе корабля, следовавшего в охранении,
Таких переходов между базами этот эк
паж за два года войны совершил много.
Он не раз вел бои с воздушным против
ником, проявил в них искусство маневра,
меткость огня, стойкость. Однако-ошибочно °
считать, что командирам этой канонер-
ской лодки не над чем больше работать,
`Поход прежде всего показал, что экипаж ›

нетвердо знает силуэты самолетов по В

тивника. Кроме этого, нечетко отработано
ренетование приказаний. Командир отряд,
корабля и вахтенный вынуждены были
много раз останавлявать краснофлотцев и
даже младших . командиров для того, чтобы
они повторили приказание.

В боевых условиях постоянная бдитель-
ность, неустанное наблюдение за морем и
воздухом должны быть законом любого
краснофлотна и командира, находящегося
наверху. Этого еще не воспитали у лит
ного состава на помощник командира, HE
командиры боевых частей. Даже в момент
об’явления тревоги находившиеся на 1з-
лубе краснофлотцы и один из младших
командиров экипажа не осматривали тори-
зонт. Формально им нельзя  пред’явить
никаких претензий, —они только что се
нились с вахты. Но наблюдательномь
должна стать органическим качеством
каждого члена экипажа любого корабля, 8
особенно такого, который большинство п0-
ходов совершает во главе’ каравана, 9
наблюдательность, бдительность, привыч-
ку смотреть и слушать воздух и №
должен повседневно воспитывать у 0
его подчиненного каждый командир.

_Капитан-лейтенант П. ИГОРЕВ,
Действующий флот, борт канонерской
лодки Н. i

ких боях с врагом. Для того, чтобы ве

гда быть на уровне тех требований, ко

торые пред’являются к советскому MOD”

скому офицеру, чтобы быть достойных

этого высокого звания, необходимо посто,
янно учиться, обогащать свой опыт, 180”

ширять свой кругозор. Товараш Сталин

указывает, что в современной войне иель

зя стоять на месте. Остановиться — 358

чит отстать. Все наши лучшие  полко-

водцы и флотоводцы были выс0Е00бра30°

ванными людьми, неустанно пополняющи“

ми свои знания. Суворов, например, в 62*

мых трудных походах не расставалея ©
книгой. «Война — самый строгий учи”
тель, и она ставит. хорошие оценки толь“

ко усердным и умелым офицераю, —“
часто говорил он. Огромное значение Ci
стематической работы офицера над с060й
неоднократно подчеркивал адмирал Mar
Баров. ,

Опыт передовых морских офицеров 10°
ворит 0 TOM, что в самой напряженной
обстановке при четкой организация Лиз“
ного быта можно выбрать время wa Ye
ния. Плох тот офицер, который, ссылаясь
на перегруженность, забывает  просмот”
реть газеты, заглянуть в текущую се
циальную литературу, не работает Над
книгой товарища Сталина о Великой 018
чественной войне. ь

Советские офицеры — верные сывы
своего нарола, вышедшие ua Help го,
пользующиеся его безграничным доверием
и любовью. Наш офицерский корпус, Ез^
ши генералы и адмиралы — это драго“
ценный фонд Красной Армии и Военно-
Морского Флота, пвет и краса наших
вооруженных сил. (Обогащенные опытом
войны, закаленные в отне борьбы, офи”
перские кадры Красного Флота уверенно
ведут боевые корабли, уверенно и метко

бьют врагов на море, расчищая путь в
победе.

; A. KPYTOB.

М

+