тор!

Выход в торпедную атаку — наиболее
ответственный момент в боевой деятель
ности полводной лодки. При этом решаю“
щее значение имеет взаимодействие 600°
вых частей корабля. При выходе B атаку
всё должно быть подчинено воле коман-
лира и требованиям современного — бол.
Большую роль в этот момент играет пра-
вильное нонимание требований командира
подводной лодки командиром БУ-У и хо-
рошая взаимная связь между ними,

На первый взгляд взаимоотношения
командира корабля и  инженер-механика
весьма просты и определяются приказа-
виями командира. Однако выход в атаку,
ториелный зали и отрыв от кораблей ох-
ранения противника ставят перел коман-
лиром БЧ-У большой круг вопросов, ко-
торые он чаще всего разрешает, сочетая
свой лействия с требованиями командира.

Например, в современных условиях TOD-

педной атаки командир подводной лодки
пе всегда имеет возможность обратить
внимание Ha остаточную бмкость акку-
муляторной. батареи,  пловучееть лодки,
степень перекладки рулей. Все эти  воп-
росы решает командир БЧ-У, он поетоян-
но информирует командира, обеспечивает
успех атаки.

„В практике боевой‘ деятельности под-
водных лодок наблюдались отдельные
случаи формальных взаимоотношений
командира лодки с командиром БЧ-У, Это
приводит к грубым нарушениям  правал
эксплоатации оборудования корабля. Так,
на одной из полволных лодок По вине
вахтенного командира караван судов про-
тивника был обнаружен с запозданием..
Командир подводной лодки принял реше“
ние выйти в атаку. лля чего необходимо
было дать самые полные хода электромю-
торами на длительное время. Емкость ак-
кумуляторной  батарен в этому моменту

уже составляла около 40 проп. Несмотря’

на своевременный локлал командира БЧ-У
© выяененном замером напряжении 097-
. Дельных элементов аккумуляторных 6a-
тарей при продолжительном  установив-
шемся разрядном режиме на максималь-
пом ходу, командир лодки, желая навер-
стать упущение вахтенного командира,
приказал «с батареей не считаться, так
хак в случае благоприятной атаки стом
мость её с лихвой окупается стоимостью
потопленного транспорта противника».
При разрядке батареи напряжение было
ниже конечного, и выход в атаку вви-

it ; 1 Е

Бой с

` ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ. 11 августа.
(По телеграфу от наш, корр.). В послед-
нее время немцы используют для несг-
ния дозорной службы в своих базах
транспортный флот, в. частности самоход-
ные баржи, вооруженные специальными

орудийными установками. На-днях отря-

ду наших кораблей пришлось ночью
встретиться с дозором в составе четырех
таких барж.

` — Атаковать их, — быстро принял ре-
шение командир: Точный отонь обруши-
ли советские катера на фашистов. Сна-
ряды рвались у бортов. Вот один из них

попал точно в цель. Раздался сильный лись в свою базу. :

КОНЕЦ, ДВУХ: „ФОННЕ-ВУЛЬФОВ-190“

ЕРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 11 августа. (По телеграфу). Чет-
верка истребителей  «Яковлев-1»,  ведо-

мая летчиком Левченко, барражировала в.

районе нашей военно-морской базы. На-
ши истребители обнаружили два «Фокке-
Вульфа-190», направляющихея к 0л-
Tulickomy аэродрому. «Яковлевы-1» стре-
мительно атаковали противника.

успел уйти на свою территорию,

В тот жь день с боевого задания B03    барлировщик благополучно вернулся
вращалея экипаж бомбардировщика в 60- <вой аэродром,

‚ нодчиненных,

Gore

вражеским дозором

1 Е Один   снижением. Третий немец,
вражеский истребитель был сбит, пругой: ную участь первых двух «Фокке-Вуль-

ажное условие успеха
евной атаки

ду значительной дистанции до пели не
состоялся:

Правильному взаимному пониманию в
взаимолействию между командиром и ин
женер-механиком можно учиться у кали-
tana 3-ro ранга Иосселиани. гвардии ка-
питана. 3-го ралга Сухомлинова и других
подводников. В решениях этих команди-
ров чувствуется забота о материальной

‘Части при выходе в атану. В пентраль-
1 пом посту. образцовый порядок, нет шу-

ма. и суетливости. Каждый выполняет

свои обязанности.

Образново обеспечивает выход подвол-
ной лодки в атаку команлир БЧ-У ин-
женер-капитан-лейтенант Цисевич. Опо-
койный, уверенный B cele ив своих
Культурный инженер-меха>
ник, он умело руководит деятельностью
БЧУ при атаках и отходах. Командиру
корабля не приходится напоминать о ла-
ференте. пределе рыскания на перископ-
ной глубине, излишних шумах при ра-
рулевых приводов. Корабль conep-
шил около десяти успешных  торпежных
атак, и 9710 — результат кропотливой
работы коллектива, в частности  резуль-
тат взаимопонимания командира Ww DYRO-
водителей боевых частей, Успешно `0бес-
печивают выход в атаку инженер-меха-
ниви Прозументиков, Валиков, Нешков.

На одной из полволных лодок пои вы-
ходе в атаку отказала’ диферонтующая
помпа. Командир корабля чариказал лифе-
рентовать лодку с лрутой пловунеётью.
учтя возможность удержания ее ‘пол пе-
Тископом путем подачи воздуха в. срет-
нюю систерну. В нужный момент, при.
этхоле. пузырь был сенат He в ущерб
скрытности. и р

На подводной лодке, ге инженер
механиком т Лукьянов, ° при выходе
в атаку заклинило горизонтальные рули,
что усложняло маневрирование. Командир
ВЧ-У и старшина рулевых отлично спра-
вились CO своими обязанностями, обеспе-
чив командиру  полводной лодки нужные
хода.

Боевые успехи полволников — pesyan-
тат четкой паботы экипажей, согласован-
вых действий боевых частей и взаимопо-
знмания офицерского состава,

Инженер-капитан 3-го ранга
А. ЕЛИСЕЕВ.

<

у

ps

` Черноморский флот.

: в

Somme es

взрыв. На фоне вепыхнуюшего пламени
видно было, как баржа кормой садилась
в воду. Через несколько минут она зато-
нула со своим экипажем,

Наши корабли вторично развернулись
для атаки. Снова загремели залпы. Цез-
“Wht ожееточенно отбивались, отходя к
своему берегу. По морю нервно забегали
лучи прожекторов. В. это время бронека-
тер под командованием лейтенанта Деви-
на залпом двух орудийных башен накрыл
вторую баржу. На ней последовало нес-
колько взрывов. Она тоже пошла на дно.

` Потопив ‘две дозорных баржи против-
ника, наши корабли без потерь возврати-

am meee

ставо летчика младшего лейтенанта Чуя-
сова, штурмана младшего лейтенанта Ёо-
зырева и стрелков-ралистов Рудевича и
Вотчинина. Внезапно самолет был атако-
ван тремя «ФВ-190». В завязавшемся
неравном бою балтийцы добились блестя-
щего успеха. Один «Фокке-Вульф» был
сбит, второй, подбитый, ушел с большим
видя печаль-

bop», также покинул поле боя. Наш бом-
Ha

Северный флот, Краснознаменный ди-

визион ° истребителей подводных ло-
док. В боевом походе. °- i
: Фото Н. Веринчука.

_Повреждено четыре сейнера

противника .

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 11 августа. (По

телеграфу от наш, норр.). Летчики Авра-
менко и Нужин, выполнявшие боевое за-

‘дание. обнаружили в’ море четыре. сейнера

под прикрытием четырех сторожевых ка-
теров и двух «Мессертмиттов-109». Вы-
зывать специальную группу бомбарлиров-
щиков не оставалось времени, так как
недалеко был вражеский порт. где кара-
ван мог укрыться под защитой береговых
батарей. Авраменко и Нужин решили ва“
ми атаковать караван.

Летчики с пебольшой высоты сбросили
бомбы. Пока на помошь каравану pam

ли «Мессершмйтты», все четыре сейнера,

груженные Ooesaugcom и снаряжением, бы-,
лн выведены из строя. Советские летчики

обстреляли катера, выдержали бой с ис.

требителями -и благополучно вернулись на
сваю базу. ры i

Отлично jelicrponain mtypmann Круг
лов и Ефремов. Командование  об’явило
благодарность обоим экипажам.

у ee у

УДАРЫ МОРСКИХ.
ЛЕТЧИКОВ

ВРАСНОЗНАМЕННЫЙ
ФЛОТ, 11 августа. (По телеграфу). Нод-
держивая чаети Ерасной Армии, штурмо-
вики подразделения полковника Нетрова
наносят сильные удары по укреплениям,
огневым точкам, мотомехчастям и живой
силе противника. В результате ряда Ha-
летов летчики разрушили 2 лзота, под-
били 6 танков, уничтожили 11 автома-
шин, истребили свыше 300 титлеровнев.
‚ Бомбардировщики подразделений  гвар-

дни маЙоров Ларъина и Левина, штурмо-

вики гвардии майора Хроленко успепино
действуют по морским целям. Бомбарди-
ровщики налеслн удар по военно-морской
базе противника. Неемотря на сильный
зенитный огонь, наши летчики сбросили
бомбы точно над целью, вызвав взрывы
и пожары. Штурмовики повредили в №-
ре два связных катера противника. Дру-
гая труппа самолетов «Ильющин-2», вё-
домая гвардейцем Фоменковым, уннчто-
жила 4 зенитных автомата.

j =

Тральщик противника
потоплен

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 11 августа. (По тез
леграфу). Торпедоносцы, ведомые гвардии
капитаном Адинцовым, вылетели для на-
несения удара по кораблям противника,
обнаруженным нашей воздушной развед-
кой Неприятель встретил летчиков ин
тенсивным ‘огнем. Близость побережья
позволяла немцам вести огонь не только
с кораблей, во и с береговых зенитных
‘батарей, Североморцы преодолели огневую
завесу и вышли в атаку. Торпёеда, сбро-
шенная гвардии капитаном Адинцовым,
поразила вражеский тральщик. —

Организация огня зенитной артиллерии

Успешное отражение налета авиации
противника на базу во многом зависит
от правильной организации огня зенит-
ной артиллерии и гибкого управления пу
в процессе боя. Встречая сильное проти-
водействиь со стороны ПВО наших баз,
неприятель стремится видоизменять так
тические приемы,  предночитая  действо-
звать только в темное время суток. В
связи в этим  небезынтереено разобрать
один из боев. который пришлось вести
нашим зенитчикам и прожекториетам.

В сумерках группа вражеских самолё-,
тов пыталась совершить налёт на одну
из напих баз. Бомбарлировщикл заходили
труппами с иптервалами в 5—10 ‘минут.
Посты ВНОС своевременно ‘обнаружили
пеприятеля. Всё было готово к отражению
воздушного нападения.

Первая группа—6 вражеских машин—
вышла к береговой черте в 20 километ-
pax севернее базы. Попав в лучи про-
жекторов и под сосредоточенный зенитный
зтонь подразделения, которым командует
т. Мухряков, самолёты беспорядочно сбро-
силя бомбы в нескольких километрах от
базы, Вторая группа пыталась выйти &
об’ектам с морского сектора. Артиллерий“
ский огонь подразлеления, где команли-
ром т. Семенов, заставил самолёты иро-
тивника сбросить. бомбы в море,

Встретив сильный, организеранный от-
пор. неприятельские бомбардировщики па-
Wal маневрировать, искать слабые м5-
ста в налией обороте. Через некоторое
врёмя третья группа вражееких с&м0л8-
тов вышла на береговую черту севернее
базы и. пройдя 20—30 километров, пы
талавь зайти на цель с сухопутного сек-
тора. Олнако п тут немпы ничего не до-
бились. Огонь подразлелений, которыма
команлуют тт. Мухряков и Семенов, вы-
иудил противника сбросить бомбы далеко
от базы.

Неприятель Bee еще не оставлял своих
попыток. Четвертая группа бомбардиров“
Щиков, выйдя ва береговую черту север-
нее базы, шюшла на юг. Этим самым
немцы хотели. создать. внечатление, ATO
OHH акобы ваправаяютея в другим об’
ейтам. Пройдя’ километров пятнадцать.
бомбарлировшики развернулись aa 180°
и снова взяли курс на базу. Противник,
видимо, лумал, что на сей раз он добьет
ся успеха. Но ему и в этом случае не
удалось обмануть блительносеть зенитчи-
ков и прожекториетов. Несмотря на то,
что самолеты нахозили на больной
высоте — около 6 тысяч метров, —
они сразу 26 попали в лучи прожекто-
ров, а затем были обстреляны зенитчи-
ками. И снова бомбардировщики отверну-
ли, сбросив свой груз далеко от пели.

В процессе боя, который длился 33
минуты, немцы, помимо заходов группа-
MH, пускали одновременно с разных сек“
торов по 2—3 самолета, задачей кото-
рых было отвлечь на себя огонь зенитной
артиллерии. Противник рассчитывал, 470,
зенитчики, увлекшиеь олвими машинами,
ве сумеют быстро перенести огонь Ha
другие. Но командиры подразделений
тт. Семенов и Myspatos, своевременно
получая информацию о лвижении бомбар-
дировщиков, умело маневрировали огнем.
Они распределяли огнёвые средства ис-
ходя из обстановки.

Следует сказать об одном из отрица-
тельных фактов. Подразделение, где
команлиром т. Олейников, вело огонь по
певилимой цели, Когла самолеты против-
ника были освещены прожекторами, 36“
HUTYMRA не сумели быстро перейти на
лругой с10с0б стрельбы и огонь был oT
KDE? с запозланием,

Хоро действовали  прожекторяеты-
Несмотря ва Неблагонриатные условия —
сумерки и большую выеоту бомбардиров-
щиков (5-—7 THe. метров), — прожекто-
рнсты осветили 22 самолёта. Таких ре-

зультатов они добились прежде всего бла-

годаря правильно организованной работе
звукоулонителей. Они действовали строго
в свойх секторах, не увлекались ‘сопро-
вождением целей. Вак только самолёт про
тивника оказывался: в лучах прожекто-
ров, звукоуловители немедленно перехо-
дили на поиск новых целей.

Какие выводы можно сделать из этого
бся? Средства зенитной артиллерии при
обороне военно-морских баз должны быть
распределены так, чтобы иметь возмож-
ность отразить атаку противника в лю-
ого направления. При этом надо учитые
вать, что чаще всего ненриятель заходит
с морского сектора. При ведении огня
Rawabi командир должен отвечать за
евой сектор. Открывать огонь по целям в
соседнем секторе он может только по приз
казанию вышестоящего начальника, Ва-
пример, в этом бою командир подразделе-
ния т. Семенов дважды  сосредоточивал
сгонь веего подразделения по одной цели
и делал это совершенно правильно, ‘так
вак в этот момент в других секторах са-
молётов противника’ не было.

В ночное время, в условиях плохой ви-
пимости, при низкой облачности  чаето
приходится вести огонь по невидимой
цели. Й когда почью самолёты попадают
в дучи прожекторов, или дибм, когда они
для бомбометания на короткое время вы-
ходят из облаков, командиры батарей, не
теряя ни секунды, должны переходить на
другой с10с0б етоельбы,

Прожекториеты обязаны стремиться oe

ветить Bpameckve самолёты, даже в He-
благоприятных условиях. Нельзя не Учи-
тывать морального фактора: луч. отеры-
тый даже в то время. когда вщё нело+
статочно темно, действует па экипаж 6а-

уолёта и ааетаваяет ero. преждепремение

сбрасывать бомбы.
Полнавнин А. ФЕДОСЕЕВ.

Действующий флот.

БАЛТИЙСКИЙ

МАЪЕГОБЬ

В набэговых операциях, проведёиных  Поскольку коммунигапии противника ‘лить Е побереж
за время отечественной войны, ремались

самые развообразные задачи: ‘обетрел газ
ваней, портовых сооружений, . плавередств
и аэродромов, нападение на’ конвой —
уничтожение транспортов, = самоходных
барж и ‘кораблей противника и т. 4.

`` Хорошо подготовленные и скрытно йро-
ведённые операции лавали возможность
‘нанести противнику мощные и неожидан-
‘вые. удары. „Особенный эффект дал. pad
последовательных набегов. Они, как пра-
вило, вызывали у противника длительное
’ оперативное и. б06в0е напряжение. Нор-

мальная работа неприятельских ROMMYBU™

Panui  нарушалась, & ‘в некоторых
Чаях временно прерывалась.

‘Успех набеговых операций зависит в
первую очерель от тщательной подготов-

слу-

_   ки. Эта подготовка охватывает комплекс

вопросов, которые поддежат внимательно-
му: изучению, проверке и расчету.

‚. Однажды групие эскадренных  мино-
носцев предстояло нанести ‘артиллерий-
ский удар но порту противника, гле были”
сконцентрированы его плаверелетва: Удар
предполагалось: нанести в 01.00 час,, как
раз перед восходом луны, поэтому особен-
1 ‘н6 остро встал вопрос 06 определении
места нахождения кораблей и точном под-
  ходе к цели. Так нак рельеф дна и Tay-
бины в данном районе не давали возмож-
‘ности определиться, то пришлось ^ очель
внимательно изучить характер. берега и
‚0060 приметвые места, которые даже до
восхода луны помогли бы определиться.
Затем следовало выбрать боевой кур и.
дистанции стрельбы. По фотоснимкам бы-
л6 ясно видно, что подводная лодка, тор-
недные катера п самоходные баржи про-
тивника стоят вдоль мола. В соответетву-
ющих документах ‘нашли данные о BbICO-
те и ширине мола, — по ним можно было
судить, что мол довольно надежно при?
крывает. корабли. Когда эти данные были
уточнены, оставалось вычнелить дистан-
цию стрельбы, учитывая наиболее эффек-
тивный угол падения снарядов. На этой

евой курс кораблей. т

В результате такой тщательной подго-
товки операция прошла вполне успешно.
  Отходящие корабли наблюдали несколько
очатов больших пожаров, a aspomoroc’éu-

ка показала, что часть судов и подводная
  лодка уничтожены.

Другая набеговая операция заключа“
лась в ударе по коммуникации и артил-
лерийском обстреле причалов и судов в
‘одной из гаваней противника. Переход
кораблей морем совершалея в ночное вре-
мя, влали от берегов, с тем чтобы подой-
ти к цели с рассветом. Предварительно
было установлено, что берег противника
низменный ий однообразный, а следова-
‘тельно, после длятельного перехода 10-
дойти к нему без точного определения бы-
л6 опасно, Наиболее надежным в Этих
условиях явился метод определения. под-
хода кораблей по отличительным глубя-
‚нам. Таким образом. при подходе к бере-
ТУ противника можно было почти точно
i определиться. по глубинам, что и сыграло
_ввою роль при нроведении операции.
‚ Особенно важный фактор — минная 0б-.
  становка. Она складывается из многих
данных и должна постоянно изучаться
заинтересованными командирами.

В процессе подготовки к набеговой
операций на коммуникации противника
нало располагать точными данными о 1е-
вме движения транспортов и выбрать
Участок, на котором ‹ наиболее вероятна
встреча с. ниуи. Для этого необходимо дли-
тельное изучение коммуникаций против-
ника. Данные следует тщательно изучать
‚и анализировать, чтобы определить, в ка-
вое время, как правило, выходят тране-
норты из евоих портов, когда они прохо-
AMT через участок коммуникаций, изб-
ранный для набога. Необходимо Taxwe yc-
тановить систему конвоев, их охранение
ja обеспечение, участие надводных и под-
\ водных средств. авиации, обеспечение бе-
реговой обороной, не забывая, что. про-
-тивник меняет тактику. Когда обо всем
этом получено лостаточное представление.
мазоно определить метод действий в слу“
  чае обнаружения конвоя, предусмотреть
все перечисленные выше факторы и вно-
запные изменения обстановки.

Если есть точные данные о движения
конвоя и предиолагаетея встреча с ним в
операции, необходимо максимально obec-
печить её. Вольышую роль в этом отноше-
нии бэзусловно может сыграть хорошо
отработанное взаимодействие кораблей с
авиацией и подводными лодками, хотя бы
только для обнаружения конвоя и наве-
дения на него кораблей. Мы говорим
только 06 обнаружении и наведении, тав
как на некоторых театрах не приходится
сталкиваться в большими конвоями, 110
которым следует навосить комбинирован-
цые ‘удары. &

Олнажды поступили сведения 06 060-.
бенном оживлении ‘на коммуникациях
‘противника ‘в ‘связи с перебреской  мор-
ским путём на Фронт боеприпасов, сна-
‘ряжения и войск. Авиация вела разведку
только днём. Предполагалось, что в ноч-
ное время напряжённоеть на коммуника-
циях не менее интенсивна. Эскадренные
миноносцы совершили несколько ночных
набеговых операций ва эту  коммуника-
цию с целью поиска и уничтожения ков
воев. Однако ни одна из них не принесла
успеха. Оказалось, что войска п грузы
перебрасываются только днём п вблизи
берегов самоходными баржами.. Несколько
таких барж было замечено и ночью, во
`Из-3а них не было смысла рисковать цез-
ными боевыми кораблями, тем более. что
в поеледнее время противник стал актив-
нее применять на’ театре вблизи берегов
свой торпедные катера.

Набеговая операпия зоегда будет уе
петной. если провести ев неожиланоо, в
таком месте, где противник Меньше всего
Может ожизать удара. Тажими местами
‚ безусловно являются SOMMYHE RANA: Ha
 болев удаленные от наших портов и 083.
Дая этого, учитывая обетановку ва тват
ре. необходимо с предельной точностью
‚ ессчитать Наиболее  вымодные курсы,
  скорость па персхолах п BO Bpema seu
‚отвЕй на коумуникациях, ‘добиваясь - мак-
спузльной эковомии топлива. При pac
четах необходимо учесть также ожи-
даемую погоду,

основе можно было точно определить. @0-

‘проходят вблизи его берегов, кораблям в
  набеговой операции, особено в’ малую
видимость на рассвете, в ночное время
пеобхотимо быть готовыми применить O1-
нопременно и в короткий срок все 65806
  оружие. Для максимальной. . эффективно-
  сти кужно, чтобы: отдельные батарей и
таже отдельные боевые посты корабля
  могли быстро и правильно решать car
мостоятельные ^ задачи. В этот момент
‘скажутся отработка боевой организации
‘корабля, выучка командиров боевых Ча”
стей, грунт, батарей и боевых постов.

В одной из набеговых операций труп”
п» наших эскадренных миноносцев В
густох тумане
транспортов противника и стала вести’
массированный огонь, В этот момент Be

выскочила на’ караван.

сколько наблюдателей одновременно обна-

ружили с лоугого борта периекен полвот-
ной додки. Командир одного из орудий
быетро повернул пушку Ha друтой борт
и открыл огонь прямой наводкой. Долка
сразу же скрылась. Корабли получили

возможность вышюлнить боевую задачу.

Stor случай показывает, насколько
важно повседневно приучать личный со-
став к внезапности” боя, исключительной
‘его быюстротечности, к самостоятельному
решению боевых задач отдельными 006”
выми постами, в зависимости от 996та-
поки. Это вызывает веобхолиюмость 101“
тотавдивать командиров боевых. постов.
такле и в тактическом отношении, Ведь
‘лено, что иногда в бою, пока доклад дой-

дет от паблюдателез ло главвого воманд-   После чето ‘добились равномерного
ного пункта, приказание на боевой пост  зания глубин. Для проверки этих
. ’ ных были замерены тлубины лотом Tow
успешно,   Сона. Таким образом, практика @ще pas

может уже запоздать. т :

Набеговая операция пройдет
неожиданию для противника, если ее го
тозить скрытно- Разработку документации
тноводит ограниченный круг людей. До
пеполнителей боевая задача доводится
цак можно позже, чтобы осталось, мини-
MYM времени до выхода в море, Личному
составу боевую задачу необходимо раз`ле-
нить лишь. < выходом кораблей в. море.

Курсы перехода рассчитываются тах.
чтобы противник не мог ‘установить цели
похола кораблей, или го всяком случа»,
чтобы OHH имели возможность ввести Hee

приятеля в заблуждение. В одной sade-

говой операции предполагалось нанести,
удар по вражеской гавани, Расчет быт
такой: подойти ночью, нанести удар и
48 рассвета подальше оторваться от 66-
pera: Ha переходе корабли в 14 час. бы-
ли обваружены немецким пихросамолетом:
Он все время держался вне дальности
действия корабельной артиллерии. Чтобы
обмануть противника, ‹ корабли  попатЕ
ложным курсом. С наступлением сумерек
появился еще один самолет противника.
Котда 0ба они, опиеывая круг, очути-
лись по носу, корабли повернули «sce
влруг» на обратный курс и самым пол-
вых ходом оторвались от самолетов. Ма-
невр вполне ‘удался, Через час, убедив-
шись, что самолетов нет,. корабли легли
на курс выхода в району набеговой опв
рации м плачно осуществили ее.

Однако не. всегда возможно в Течение
нескольких ча00в ити ложным  RYDCOM
изменять его несколько pas, да и в000-
ще изменять. Поэтому большое значение
приобретает обеспечение такой операции
противовоздушной обороной. Ha ближай-
ших аэродромах должны‘ находиться  де-
журные самолеты для борьбы с возлуш-”
ной ‘разведкой, а также дежурная авиа-
ция прикрытия, — ее вызывают в CAY*
чае массированного налета авиации про“
изника на отряд кораблей.

Так же серьезно необходимо оберегать
RYDCH переходов 0% подводном противня
ва. При длительном наблюлении и ‘изу
чевяш MORHO приблизительно точно уста
новить районы действий вражеских  под-
водных лодок, их тактические приемы и
в связи с этим рассчитать курсы пере“
хода. выбрать время выхода на базы
ит д.

Я хочу вкратце рассказать 06 одной
из крупвых операций соединения Кораб-
лей на коммуникации противника: Зада-
ча ставилась такая: неожиданным  Habe-
TOM одновременно ‘в нескольких местах
побережья оботрелять ряд пунктов’ и га-
ваней, уничтожать  встреченные тран“
спорты и тем самым дезорганизовать нан-
болев отлаленную и оживленную   KON-
муникацию, #4 которую еще He напада-
ли наши надводные корабли. Hs

as onpprrnocry tepexd1a Opa .mpume-
нен тактический прием. Во время войны
наши корабли и Конвой Всегла проходи“
ФН мимо одного из пунутов ‘побережья,
который служил для последнего обоерва-
ционного определения, ‘и затем они отрые
вались от берега. Противник имел в! этом
районе хорошо налажениую  возлушную
разведку. Ее осуществляли круглосуточно
крупные гилросамолеты, которые в х0-
рошую погоду сидели на воде, а в
плохую барражировали в воздухе. Учи-
тывая эт0, выделили группу эсмичиев,
которая шла с некоторым  опережением
по отношению к основному отряду п
ближе в STOMY пувкту, HO Bee Me ‘вне
предела вядимости вражеских самолетов-
разведчиков. Таким образом, если бы ca-
уолет и уклонился в сторону от обычно-
№ района. то он в первую очередь обна-
ружил бы группу. эсминцев. В их зам-
чу вхолило оттянуть разведчиков на
себя, с наступлением темноты ‘отоввать-

ся от вх и With 10 прямому  вазначе-

Ию.
Переход прошел удачво. Отряд  кораб-
лей в процессе выполнения операции,
разбилея на труппы, и противнек He ob:
наружил ви олной из пих. Поэтому удар
был  нвожиланным в эффективным, Ha
рассвете корабли нанесли ero одновре-
менно в нескольких пунктах побережья,

В связи © дальностью перехода, вдали
от берегов. особенно остро встал воп90с 3
павигационзом обеспечении операции, —
предотояло довольно точно выйти & на-
меченным пунктам побережья.  Погола

ла сделать  Бзсколько астрономических
\таблюденяй.
Группа эсминцев следовала к лорту

iH. c¢ тем, чтобы уничтожить  стоявитие
там плавередетва и после этого произве-

сти поиск на олной из  коммуниканий,
потопить вотретившиеся” транспорты. -

Поред рассветом корабли стали oxo:

AY

4444 4

жью противника. © берет
потянул легкий туман, —— обстановка уе
‘ложнялась. Были привяты все. меры 606-
вого обеспечения в малую вилимость, С

‘рассветом ‘корабли Вошли в полосу гу’

‘того тумана. Видимость сократилась до
‘одного кабельтова.

Обставовка была  поключительно Bae
пряженной. Во-первых, корабли находи-
лись в опосредствевной” близости от
вражеевих берегов, в Условиях малой вв“
 димости. Во-вторых. действия в тумане,
обязывали быть готовыми к любому из.

менению оботановки, ко   BCAREM  неожи-

ханностяи” Каждое внезапное столёдове-
‘Tine © противником, особенно в тумане,
происходит исключительно: быстро, 110°
этому  лействия нападающих кораблей
должны. быть особенно четкими, быетры-
ии и решительными. Нельзя терять вре
мени на  опознавание или  перестрое-
‘ие, — с момента обнаружения Нло 3880-

дить в действие все’ боевые  срехетва,
‘чтобы’ добиваться полного уничтожения
противника,

Важным Моментом в ланной операции
оказалось ‘определевие, так как  премо:
лагалось подходить к побережью, до pac:
света. Рыли использованы астрономиче-
‘ские обеервации, а также определение по
тлубинам. Во время подготовим  вниуа-
тельно изучали рельеф дна района пог
хода. Замеры эхолота показывали самые
‘разнообразные глубины. так как быт,
поставлены параваны. Поэтому команлир ©
трупны умевьтвил XOX Xo самого малого;
пока“
тан

‘полтверлила полную пригодность ° этого
метола определения,
Когда корабли находились  приблизи-

‘тельно в 10 кабельтовых от берега, го-
LORHOH начал поворот на курс,  парал
лельный берегу. В. это время резко-0603-
начилась береговая черта и около Hee
неясный силуэт судна. Корабли сразу
же открыли огонь всей артиллерией.
После. двух-трех залпов на берегу стали
заметны вепьшики выстрелов. а около
‘кораблей появился ряд всплесков:

В следующий момент обнаружили еще
три силуэта различных ‘кораблей, нахо
дивирихея ловольно близко друг OT Ay:
га) причем ва некоторых из них паблю’
дались вопышый и’ пулеметные ‘трассы
в сторону наших ‘кораблей. Резко увели“
чивая хол, наши корабли зели интенсив“
вый обетрел всеми огневыми  ередства-
ии. Через полторы-две минуты после об-
наружения траненортов ° эсминцы дали
торпедный залп. Транспорты скрылисьв
тумане, но были слышны два сильных
взрыва.

Командир группы принял решение BIO
рично атаковать транспорты, тем более,
что они, но всей вероятности, стояли на
Эсминцы сделали вторичный 3а-

якорях. °
xox. ‘Снова был открыт интенсивный
орулийно-пулеметный = огонь, ответный

бтонь вела береговая батарея.

При вт6ром заходе открылась такая
картина: олного. транспорта уже-не бы
10; второй полузатенул, третий горел:

Около транепортов были  обваружены
силуэты малых кораблей, очевидно - CTO
фожевых катеров. Головной корабль де
лал gad из одного торпедного аппарата.
В результате взорвался еще’ один ко-
`рабль. повидимому, танкер. -

При втором захоже береговые батареи
й мелюие корабли противника также Be
ли интенойвный артиллерийский и пуле
метный отонь по атакующим = кораблям.
После торпедного залиа Ha эсминцах 0
новременно © другого борта был обизру
жен перископ подводной лодки. Дога
06 этом на главный командный ПУНКТ
головного корабля поступил сразу or He
Скольких боевых постов, — Они  6440°
стоятельно перенесли оговь на подволную
Лолку и одновременно  обетреляли ¢e

В результате двух атак три транепор-
та были потопленьь олин поврежден. №
всей вероятности, были повреждены и два
калера. Наши корабли потерь и поврож’
цевий не имели. ;

Rakke можно сделать выводы из деи
ствий группы  эекалренных миноносцев?
Корабли безуеловно хорошо полготовилиеь
& этой сложной и ответственной 01а
ции. Нереход был хозмотно  раесчитаи
и проведен скрытно и благополучно. Тор-
педно-артиллерийская. атака произведен“
ная дважды. говорит о настойчивости Е
Грешительности командира группы и KO
мандиров кораблей. .

Однако в ЭТОЙ операции Aonymenbl Tak
тические ошибки, В обстановке густого
тумана всегла нужно решать’ задачу пол”
ностью за время олной атаки, так как 3

про; ежуток времени межлу двумя атака-

ми оботановка может резко  измевиться.

Например, транспорты могли скрыться В

тумане, если бы находились на хо, 4
подводные лодки и надводные корабли
могли атаковать наши эсминцы,

Артиллерийский огонь грувны  Ropat
лей хотя и был довольно мощным, во He
дал полного успеха, так как был нело-
статочно массированным, раздельным 10
целям. При лиотанциии 6—8 кабельтовых
и пря полной скорострельнасти и 6066:
цоточении его послеловательно по пелям
он безусловно дал бы несравненно both
ий эффект.

всв время благоприятствовала и позволяе.

Правильно сделал команлир, который
увидев в тумане несколько силуэтов
транспортов, произвел залп вевун торие
хами.

06е атаки продолжались по 3-4 мп:
вуты, поэтому резкое увеличение 6кор9-
тей стальное повлияло на Точность артиле
лерийской стоельбы. В ланной обетанов-
Её это увеличение не вызывалось необ-
XOAMMOCTbIO, a удлинение времени сонри-
косповения с противнихом позволило бы
‚ нанести боле серьезный удар артилле-
’ рией, отпала бы необходимость в повтор-
вой атаке.
Опыт набеговых операпий полтвержлает
необходимость настойчивой и постоянной
подготовки команлного Я всего’ лачного
состава ‚кораблей к быстрых и ренритель-
НЫМ дДенствиям в любых сложных у610-
ВИЯХ.

Напитан 3-го ранга Е. КОЗЛОВ.
Действующий флот.

pad

a

>