т.

КРАСНЫ

БОЙ МОРСКОГО ОХОТНИКА _
С НЕМЕЦКИМИ КАТЕРАМИ.

Победа в современном скоротечном мор-
ЮСком бою дается тому, кто в ходе сраже-
ния искусно сочетает манёвр ¢ огнем.
Смелый. дерзкий манёвр, стремительный
выход в атаку требует мгновенного реаги-
рованля комантира на изменения в 06-
становке, быстрой ориентировки и неза-
медлительного принятия решения.

Творческий” подход к принятию реше-

ния подчас лает возможность одержать
победу над врагом, обладающим  значи-
тельным численным и огневым —превос”

холетвом.

Морской охотник стариего лейтенанта

Волошенко прибыл к острову Н.. Korza
наша морская ‘пехота, очищала его OT
немцев. Команлиру было приказано гал-
сировать около порловой части, подавлять
огневые точки врага и обстреливать
скопления живой силы. Но как только
катер приступил к выполнению задания,
по нему открыли огонь три вражеские бе-
реговые батафеи. Перейля на противоао-
тиллерийский зигзаг, старитий лейтенант
Волошенко продолжал обстреливать oct:
ров.
! Несмотря на интенсивный огонь, не-
иепкие батареи не могля пристреляться
по катеру. Несколько раз морской охот-
ник попадал в полукабельтовую вилку,
HO каждый раз форсированным ходом бла-
тополучно РЫХОДИЛ из неё. Но неожидан-
BO на холовой мостик поступил доклад
ситнальнщика:

— 3a кормой — мелкие веплески!

0Откудь же этя веплески? Новая ‘мел-
кокалиберная немецкая батарея?

Старший лейтенавт вглядывался в 6e
рег и одновременно с сигнальщиками за-
метил на фоне его два пестро - разрисо-
занных неменких катера. Немпы полага-
a, TO экипаж морекого охотника He 3a-
метит их. & OHH, подойдя на выгодную
дистанцию. нанесут внезапный удар.

Старший лейтенант Волошенко понял
ъесь этот нехитрый прием врага и решил
противопоставить ему свой манёвр. Делая
вил, ч10 не замечает немепкие катера,
Волошенко продолжал обстреливать  9ст“
ров. Было нецелесообразно открывать по
кемецким катерам огонь 38 такой дистан-
нии. Командир решил подпусетить протиз-
ника ближе, а затем, стремительно сбли-
зившиись, атаковать © малой дистанции.

Неприятельские катер» продолжали
сближение. Веплески вставали всё ближе
х морекому охотнику. но Волошенко тер
пеливо ожидал момента, когда можно бу-
дет выйти в атаку. Решив осуществить
евой манёвр, старший лейтенант, конеч-
но. рисковал. Морской охотник был ви-
лен врагу, как на ладони. а замаскиро-
ванные немецкие катера почти сливались
© фоном берега. Кроме toro, их было лва,
в морской охотник — один. Но, не рис-
хуя, нельзя добиться победы. Нероши-
тольному командиру, подвергающему сом-
нениям каждый свой шаг, не видать 006-
вой удачи и военном счастья. Однако
старший лейтенант в данном случае ри-
сковал обдуманно, взвесив в короткие ми-
нуты боя все плюсы и минусы. Внезап-
ный манёвр должен ошеломить немцев.

`’ Наконец, настала минута, когда стар”
ший лейтенант решил осуществить свой
земысел. Стремительно развернувшись,
ен за несколько минут сблизялоя © аро-

тивником, лег на параллельный куб п
открыл огонь. Малая дистанция позвохи-
ла пустить в ход крупнокалиберные пу-
демёты. Немецкие катера оказались не“
много впереди, и носовые их пулемёты
действовать против нашего катер» He
могли, ‘

Манёвр оказался настолько неожихан-
ным для немцев, что оли не успели да-
же перенести на катер свой огонь. В
тот же момент замолели и` береговые ба-
тареи противника. Это как раз и прехвя-
дел старший лейтенант. И в самом деле,
батареи но могли стрелять по советекому
катеру, который находился на близком
расстоянии от немецких. .

Дерзкий манёвр командира поняли и ко-
менлоры. Носовая пушка ударила по
первому катеру, кормовая — по второму.
Итлемётчики не лали врагу возможности
вести сосредоточенный OTOHb. Четыре ми-

нуты продолжался бой, на пятой 00а
немецких катера были потоплены.
В этот момент по морскому охотнику

яростно утарили немецкие береговые ба-
тареи. Снарялы стали ложиться рядом с
катером. Старший. лейтенант  мгчовенно
опенил опасность и начал отход Форойро-
ванным холом и переменными курсами.

Через несколько минут  сигнальшики
заметили вышедшие из бухты в северной
оконечности острова два немецких мото-
бота. Волошенко телерь стало ясно, по-
чему немцы Tak настойчиво пытались
уничтожить морской охотник: помимо то-
го, что он обстреливал занятую врагом
часть острова. он мешал неприятелю пе-
ревозить туда соллат и боеприпасы, ско-
вывая движение вражеских плавередств.
Два мотобота, ‘воспользовались тем, что
морской охотник вел бой с двумя катера-
уи, попытались незаметно прорваться к
берегу. Старший ‘лейтенант решил ве до-
пустить этого.

Мотоботы находились недалеко от бе-
рега. Подойти ближе-к ним Волошенко ве
рискнул. Лесистый берег бухты не про-
сматриватея. Оттуда не раз открывали
отонь вражеские минометы ‘и автоматы.
Берег был слишком хорошо укреплен. От-
крывать же огонь по  мотоботам на та-
кой большой дистанции тоже не была
смысла. Они могли быстро уйти в бух-
ту ло того, как морской охотник по ним
пристреляется.

Старший лейтенант дал им возмож-
ность отойти от берега. а затем открыл
огонь. Мотоботы пытались развернуться,
чтобы уйти в бухту, но в момент, когда
они замедлили хол, их  настигли ная
снаряды. Один мотобот взорвался. Чер-
ный столб дыма повис над водой, вилимо,
мотобот перевозит мины. Второй был по-
TONS, ‚ 2

Умелый манёвр помог старшему лей-
тенанту Волошенко. Олнако только ли
от командира зависел устех выполнения
маневра? Нет, манёвр — это сочетание
ВЫСОКОГО искусства командира 6 mpe-
восходной боевой выучкой экипажа.

Весь экипаж самоотверженно и умело
выполнял замысел командира. И старший
лейтенант учитывал это Он был уверен,
что экипаж не подведет емо в решающую
минуту.

Младший лейтенант Н. БАДЕЕВ.

Действующий флот. . `

ща.

Разведна в

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 14 апреля. (По
телеграфу от наш. корр.). Группа раз-
ведчиков морской пехоты под коман-
дованием лейтенанта Кравцова совер-
шила вылазку в тыл врага. Высадив-
шись с катера на вражеский берег,
разведчики взобрались по отвесным
склонам на береговые сопки. Двадцать

североморцев встретились зпачи-

со

Бы

тылу врага

и ружейным огнем разведчики уничто-
жили до 80 гитлеровцев.

Большую помошь разведчикам оказа-
ли артиллеристы береговой обороны.
Точным огнем они истребили
200 солдат и офицеров противника,

Храбро действовал участник вылаз-
ки боец Ванин, захвативший двух
«языков».

Выполнив задание, разведчики в03-
вратились на свою базу.

eee ae ДВЕ ИВ МЕТ РАН

Ошибка штурмана

Работа штурманов на  Черномор-
ском тезтре во время войны значительно
усложнилась.
  Особенно тяжело на походе штурману
полволной лодки. Условия ero pa
гораздо труднее, чем Y командира, пер-
вой боевой части на надводном корабле.

Штурманская часть подволной лодки
оборудована современными приборами и
устройствами, Все они весьма чуветви-
тельны. Редкая подводная лодка не ис-
пытывала сотрясений от разрывов  глу-
бянных бомб или мин. Точность прибо-
ров в результате бомбежбк может резко
ухудшиться. Изменяется даже  девиа-
ция, =- удары взрывной волны меняют
магнитное поле корабля.

Ясно, что точность выполнения 609-
вого залания целиком зависит от внима-
тельности и опыта штурмана, Tak как
основной МеТох — Это плавание по счи-
слению с контрольными обсервапиями.

Астрономические  обсервации на  под-
волной лодке куда сложнее. чем на лю-
бом другом корабле. При ночных опреде-
лениях после взятия кажлого отечета BEI

соты надо опускаться внутрь корабля,
чтобы прочесть его. а это уветичивает
время между взятием высот, другими

словами, ухудшает результат наблюле-
ния. Но. несмотря Ha ряд  трудностеи,
подавляющее большинство штурманов
точно волит корабли.

Мало уметь пользоваться астрономией.
Точность зависит не только от штурма-

на, HO H OT командира корабля. чем
чаще командир подводной лодки будет
тем меньше

контролировать штурмана,
будет ошибок.

Случай, о котором я хочу рассказать,
произошел со штурматом олной из на
ших подводных лодок — человеком гра-
мотных и имеющим большой опыт. ко-
раблевождекия. 06 уроке, который он

ах а аланы ра oa

извлёк из своей ошибки, будет полезно
узнать турманам друтих кораблей.

Пройля несколько сот миль, подводная
лодка возвращалась в базу. Командиром
рулевой прушты был молодой и малоопыт-
вый моряк. Лаг не работал, и штурман
руководствовался оборотами машин. Надо
отметить. что информацию о машинах он
получал неполную и, честно говоря, не
слишком интересовался контролем режи-
ма их работы.

Ясно, что если лаг отказал. или на ‘ero
показания нельзя положиться, TO Hato
прежде всего наладить чёткую организа-

цию счисления пути корабля по оборотам

машин. Нало возможно чаще проверять ра“
боту тахометров, четко отработать бога“
Бизапию докладов, держать тесную связь
© командиром пятой боевой части. знать
1 хуже его капризы машины и т, п,

Но штурман этого не делал. Он верил
в астрономию и © нетерпением ждал 01-
зого: когла же наконеп появятся окна
на облачном пебе. Наконец в вочь перед
приходом в базу погола изменилась, №-
явилась возможность сделать астрономи=
ческое определение Эту возможность сра-
зу же использовали и штурман и коман-
дир рулевой группы. Быстро были слела“
вы BCe Подбчёты, и в результаме реше-
ния задачи по трём звёздам штурман
получил место корабля. Результат почти
совпадал с местом корабля по счисленитю,
ий это вполне успокойло штурмана.

У командира рулевой группы решение
задачи не кленлось. Разница между ме
етом корабля по решёвной им задаче в
местом по счислению составляла более
21 мили. Командир рулевой группы лол-
го искал ошибку. но так 66 и пе нашёл,
Однако on был уверен, что ошибся в
вычислениях. VY  шШтурмана-то задача
вышла, значит, корабль находится там,
тде расочитат штурман и показал совиа-
давший с ним результат прежних подече-

свыше

®

nA ФЛО

Орудийный расчёт, которым командует старшина 1-Й статьи П. Федоров

a

„Фото Б. Шейнина.

за тренировкой на боевом посту.

Отражение атак самолётов

Напим  катерам-охотникам много раз
приходилось отражать атаки самолетов
противника. стремившихея — дезорганизо-
вать систему дозора. В иные ann немлы
совершали по 16—18 воздушных нале-
тов. Буквально через каждые -час-полто-
ра над катерами появлялись вражеские
машины. Личный состав кораблей успеш-
HO противолействовал неприятелю. нанес
ему значительные потери.

В первое время лля_ нанесения уларов
противник применял — «Юнкерсы-88».
Обычно два-три бомбардировщика, ис-
пользуя облака, солнце, идя на плани-
ровании с выключенными моторами, ста-
рались незаметно полойти к катеру. Не-
мецкие летчики сбрасывали  осколочно-
фугасные: бомбы с мгновенными взрыва-
телями, в среднем по 12—16 штук. Не
добившись успеха, враг изменил такти-
ку— стал сбрасывать бомбы с пикирова-
ния или на планировании, В момент их
отрыва корабль изменял скорость и резко
отворачивал в сторону. Наблюдая за ма-
неврированием, немпы ‘с интервалами в
4—6 секунд сбрасывали на вираже вто-
рую серию бомб, которые, разлеталевь ве-
ером, падали обычно полукругом впереди
по курсу катера. Таким образом корабль
оказывалея в кольце разрывов. Приходи-
лось менять ход, стараться быть в рав-
HOM Улалении от бомб.

Неприятель не достиг цели. Тогда
последовал ряд итурубвых = ударов.
В сумерках на бреющем полете появля-
лось от трех до хеналцати «Мессер-
munrros-109» иплн «Фокке-Вульф`190».
Иля одной или уФоколькими группами,
строем пеленга или холонной, они один
за другим с высоты 25—50 метров.
штурмовали корабль. В. этих случаях ка-
TeDaA маневрировали Ha максимальных
скопостях. стараясь удепжать самолеты
на куреовом утлу 45—60 градусов. Так
как корабль шел встречным курсом и
в то же время уходил в сторону. враже-
ские машины вынуждены были все вре-
мя доворачивать, зачастую зедя огонь на
Burcme. Этим значительно снижалась
эвфективность штурмовки.

Отражая атаки с возтуха  команлы
проявляли смелость. воинское умение,
противопоставляли тактике врага свою
TARTHRY.

В один из вечеров катера старшего
лейтенант»  Амусина. и мой подверглись
нападению двенадпати  «Мессерпимиттов”
109». Самолеты шаи тремя группами на
SBICOTe около тридцати метров, Корабли
одновременно открыли прицельно-заграли-
тельный огонь из орудий и пулеметов,
сосредоточив его на головных машинах.
Старшина 2-й статьи Зуйков длинной

ЕЕ МЕНЕ ТЕ ИЕ ПО ЕЕ eee 5

ton m0 o}opoTam машин. Он так и не стал
больше искать свою ошибку. Благо,
командир этого не требовал. ,

Был спокоен и штуруая: местоположе-
ние корабля найдено, чего же «зря»
тревожить молодого командира рулевой
труппы и требоватх решенля задачи. сде-
ланного, собственно, для контротя. И ran
ясно, что всё в порядке.

Но хотя залача вышла й расчёты сов-
пали, но ва серлие у штуруана было не*
спокойно. До берега оставалось ещё н6-
сколько часов ходу, но оп призычно сел
5 эхолоту и начал ждать, пока прибор
не начнёт брать глубину Скучпое заня“
тие — следить з& эхолотом и ждать, пока
он начнет показывать глубины. Место, в
котором, как считал штурман, находился
корабль, было глубокое. и он трекрасно
знал, что прибор начнёт работать еще
He скоро, поближе к берегу.

Неожиланно эхолот пачальдавать пока
зания, Полводная лодка. видимо уже
приближалась к крутому берегу. и глуби-
ны менялиеь довольно быстро. «Acrpo-
номия подвела», — изумилея штурман,
по сразу же отказался от этой мысли.
Никак не может полвести. абтоэнимяя. «В

Mem же дело? Почему берег  показалел

раньше. чем его ожидали?...»
Раздумывать было  некогла Корабль

шёл вперед и следовать дальше

стало небезопасно. Подводная лодка легла
Ha обратный курс. Возможноеть _посадк
на ‘мель была прелотвоащена, но хомне-
ния в душе у штурмана усиливались.
Снова он начал жестко контролиро-
вать всех п вся. взял под сомнение и
астрономические вычисления и механака
6 его машинами. Трижды он проверял
решение задачи —= ошибок ве было. Ko-
тда очередь лошла до проверки оборотов
машин, оказалось, что вот уже более де-
сяти часов они работают режимом в340
оборотов. «Странная история! —= недоу-
мевал штурман. — При счисления мы
исхолили не из 340, а из 320 оборотев
машины. Почему же решение астрономи-
ческой задачи не показало мою ошибку?» 1

кораблями дозора

пулеметной очередью сбил велущий «Мое-
сершмитт».

Or воздействия противника На кате-
pax вознивли пожары, часть личного го-
става получила ранения: Однако викто
ве ушел с поста. Краснофлотен Нозокий,
раненный в 06е руки, He  прекоащал
стрельбы. Старшина 1-й статьи Паршин,
несмотря на сквозное ранение белра, ру”
воволил тушением пожара. Раненый стар-
mui краснофлотен Иваноз оказывая ме-
дицинскую помошь товарищам. ТеройсЕй
вел себя в бою и рулевой краскофлотем
Суиреов. Несколько пуль впилось (в его
тело, во он, превозмогая сильную боль,
оставался у руля. Теряя сознание, Смвр-
нов проговорил:

— Возьмите. штурвал. товарин комая-
дир... Ситы оставляют меня.

На моем катере были пробчты коллек-
тоеры двух моторов. Моторы начали глох”
нуть, вода заливала отсек. В этой слож-
ной обстановке отлично действовал коман-
дир отделения мотористов старшина 2-й
статьи Гаврилов,

Одиннадпать «Мебхеримиитов-109» це-
почкой зашли с правого борта, собираясь
поочередно атаковать корабль. — Совмеет-
ным огнем двух катеров снова был cour
тедущий самолет противника. Остальные
отвернули и ушли.

3& день до этого катера старшего лей-
тенанта Амусинали мой выдержали дре-

`надцать возлушных атак. В) послелней из
„пих удалось нанести

врагу канйбольший
урон. Командир орудия старшияа 1-й
статьи Фролов На ‘третьем залае лобилея
прямого попадания в ведущий бомбарди-
POBILEK, H TOT взорвался на собственных
бомбах.  Краснофлотеп Новекий поразил
левый мотор другого «Юнкерса-38». Ище
несколько очередей — и бомбардировщик
врезался в воду.

Опыт. боев ¢ воздушным противником
еще pas подтверждает, что даже при
численном превосходстве врага можно до-
биться успеха, если личный’ состав ко-
рабля сплочен, лиспиилинирован, хорошо
знает свое оружие, умело использует его,
Для отражения атак непрлятельских ca-
мелетов необходимо спокойно коррекгиро-
вать огонь по прохождению трассы, пе
теряться во-время задержек,

Слаженность, натренированность комзя*
ды, постоянная забота о повышении ма-
стерства дали возможность экипажу ка“
тера сбить шесть вражеских самолетов. &
один поджечь.

Старший лейтенант. И. ЧЕРНЫШЕВ,
Действующий флот.

SER asa: = GRRE: °°

Ночь прошла, и корабль повернул к
родному берегу. Накопец — подводники
пришли ва’базу. Тут штурман решил во
что бы то ни стало установить, что же
произошло ночью. Он уже попял, как
опасно было не обращать внимания на

результат фешения задачи командиром
рулевой группы — ведь именно сн
сказалея верным. И сейчас штурман

снова начал самоконтроль.
быль сделана заново,
раз проверена.

Наконец ошибка стала ясна Решая
свою залачу, штурман выбрал логарифм
из’ Таблицы строчкой ниже и получил
вшибку в 20 миль по курсу назад. А
ланные при счислении также отстали от
фактических оборотов машин, Случай  за-
хотел,   чтобы место по счислению и 90б-
сервованное совпали. ,

Командир рулевой группы свою зала-
чу решил правильно. Если б на расхож-
дение в результатах задач было обраще-
но внимание, когда. корабль вахолился в
море, не падо было бы рисковать жизнью
подводной лодки. Ведь эхолот так же
как и другие приборы, . мог выйтя из
строя. Случись это, и ошибка в вычис-
лениях могла привести к гибели корабля
й его экипажа.

Из описанном примера видно, что
нельзя слепо верить в свои  подечёты.
Всегда и веб пужно самому ковтротаро-
вать. Вели на корабле астрономическае
определения делалот два человека, всегда
надо требовать доклада о результатах от
подчиненного и сопоставаять оба реше-
пия. Как можно чаще нало проверять на
походе режим работы машин и пользо-
ваться полной информацией © Нем,

Своевременное и полное использование
зсех возможностей для опрелеления ме-
ста корабля, постоянный контроль изба-
BAT штурмана ол неожиданиостей, будут
залогом успешного кораблевождевия.

Старший лейтенант АД, ЕРЕМЕЕВ.
Черноморский флот.

Одна’ задача
другая несколько

Своеобразие Северного морского театра

ве многом затрудняет работу штурмана

лывательного самолета.
ту метоорологическая обстановка (0с0-
венно ^ зимой); длительное . OTCYTLTBHO
солнца, почти постоянно дующие ie
ные и северо-запалные ветры, низкая OD-
тачноеть требуют от шту
аи решении таких satay, Te
поиск неприятельских подводных лодок 1
плавающих мин,

Немцы неплохо маскируютсяй Большие
потери в полводвом Ффлют6 научили их
пользоваться камуфляжем, скрытно про-
холить большие расстояния. Штурман
разведчик должен знать призмы и №
толы немецких подводников. их уловки.
Обычно поиск полводных лодок ведется ©
высоты 200—300 метров) наз попижен-
ных скоростях , способом” галепрования.
Это лабт возможность полностью, 10 NOC
лелнего метра, просмотреть весь зазатный
район. причём отдельные участки ето не-
рекрываются, От штурмана требуются не“
ослабное внимание и намбтанный 1184,
умение безонибочно отличить «усы», o0-
разуемые периекопом полволной лодки, от
«усов», сопровождающих плывущий 99-
ломок дерева. Незбходимо уметь обнару-
жить корабль противника, идущий 107
золюй, опознать его в малволвом положе-
нии, когла он маскируется пол лантшафт
борега. Море на Севере редко бывает сто-
койно, поэтому нужны высокая натрени“
рованность, отличное знание особенностей
данного района.

Штурмавы нашей части успешно
справляются с решением этой’ сложной
залачи. Однажды команлир авиачасти 1по-
лучил сообщение о появлении в одПом из
районов моря вражеской полволвой люки.
Экипажу самолбта-развелчика с штуфма-
ноу Кривошеем бымю лано задание найти
корабль противника’ Целый лень летал

MODCKOH разведчик, но обнаружить про-
тиввика He удалось. На следующее
утро машина снова поднялась в в03-
лух. Так продолжалось несколько. дней.
Экип упорно искал подводную лод-
RY. он добился своего. Благодаря
бдительности  штурмамз Кривошея враг
был обнаружен. Разведчик о пошёл 8B
атаку Ha подводную. лодку. Умело

маневрируя и точно обросив бомбы, лёт-
чики сильно повредили немецкий корабль.

По вызову разведчика в этот район
были направлены  катера-охотники. Они
пустили в хот глубинные бомбы и унич-
тожили немецкую подводную лолку.

Настойчивость в выполнении поставлен-
ных задач — необхолимое качество воз-
ушного разведчика. Вылетев на разведку,
экипаж с штурманом Черняевым попал в
снеговой заряд. Мороз  крепчал, достиг
40 градусов, ветер усилился. Густой снег
летал наблюдение почти  невоэможным.
Командир экипажа старший лейтенант Гу-

Часто меняю-

рманов выюокого

15 апреля 1943 г.,. № 88 (1346)

ВОЗДУШНЫЙ ПОИСК
“с НА МОРЕ

сев имел полное право вернуться. Ho. ay.
было ответственным, и развели

Aan Bo
упорно продолжал просматривать учаету
моря, Штурман Черняев вел слуол
велепую, ‘очно по заданному кур,

УГолько побле того, как задание было вы
полнено, самолёт благополучно верпули
на свой аэродром. Командование об’явио
экипажу благоларность,

Большим авторитетом в нашей чит
пользуется младигий лейтенант Валанць,
Любовь к делу, серьёзный подхот к 2.
боуу боевому заланию выдвинули © у
число лучших пегурмаюов части. Имея oy
плечами большой опыт боевой разведьм.
тельной работы, он воспитал, целую плед.
лу хороших штурмалов. Передо вылет
т. Валанлер изучает район в навигацион:
пои и  метеурологическом  отвошелиях,
очень тщательно готовит карту, полробо
расепраигивает питурматюов. ранее побывав.
тих в этом районе, 0 его особенностях,
Волылов внимание т. Валандер  улеляет
проверка материальной части  сахолбм,
вооружения, навигатионного оборудования,

Во время полёта штурман держит 19
стоянную связь © землей и перелайт №
RIF pre необходимые своления. Ни блин
важный элемент ‘оботановки Me убкольза:
ет от опытного глаза младшего лейтенан-
та. Он не увлекается и, ведя наблюдени
за водной поверхностью, но забывает са
APTh За воЭлухом, чтобы во-время прелу-
предить командира о появлении — враже-
ских истребителей. Не было случая, чу
бы этот ‘экипаж возвратилел из поабта,
не выполнив задания.  Доставаенныю т
сведения не раз помогали налиим краб.
JAM, потволным лодкам и самолетам то.
пить неприятельские транепорты, у

У нас после кажлого боевого вылем
пггурманы совместно разбирают полёт,
Ибтчики указывают  штурманам на их

промахи. Совершенствуя метолы развелкиь

птурманы улучшают с0060бы расчетов
вычерчивания карт, Например, младпий
лейтенант Валанлер рассчитал таблицу

перевода ‚приборных скоростей и высот з
истинные величины и обратно. Эт дал
возможность в несколько раз сократить
время, расходуемое в полете на pace
¢ @эронавигационной линейкой, Мета
т, Валандера принят сейчас всеми штур»
манами части, \

На Севере нередко приходитея воти-
чаться с новым видом разведки — IOJo-
вой. Она’ требует специальных знаний п
большого опыта. Наши лучигие штурманы
знают напамять почти все формации
льда и их расположение. Транопорты 1
корабли, идя по пути, указаиному р99-
ведчиками:  успелено преодолевают 291:
вые препятствия,

Технин-лейтенант К, ВОЛНУХИН,

Борьба с пробоинами
от авиабомб

Война выдвинула новые требования пе-  . Иначе пришлось решать задачу в лу’

ред  аварийно-спасательной службой —
этой «скорой помощью на море», Залача
осталась та же — помогать кораблям,
терпящим аварию, но самые аварии по
своему ‚ характеру’ совершенно изменились,
изменился и маспгтаб деятельности ава-
райно-спасательной службы.

Новое содержание потребовало и новых
методов, новых, до сих пор  невидан“
ных, темпов. Роли прежде срок ра-
боты определялся техническими Условия-
ми каждого отдельного случая, то война
зачастую заставляет изыскивать решение
в зависимости от сроков, диктуемых бое-
вой обстановкой.

0т работников — аварийно-спасательной
службы требуются высокое мастерство,
самоотверженность, смелость. И не толь-
ко личная смелость, — зачастую место
спасательной работы находится под об-
стрелом или под бомбежкой, — но и сме-
лость творческая, техническое дерзание и
писк.

Новый вид аварий — разрушения от
авиабомб —- значительно отличается от
артиллерийских ‘или торпедных пробоин.
Практики судопод’ема мирного времени и
опыта ‘прошлой войны оказалось недоста-
точно, чтобы успешно бороться с этим
видом повреждений, Разрушительное дей-
ствие авиабомбы сказывается. на очень
большом расстоянии от очага взрыва. Ког-
да пробоина уже  заделана, не всегда
удается откачать воду, так как случает-
ся, что даже на расстоявии 15 шнангоу-
тов расходятся швы, образуются трещи-
ны в корпусе. Да и заделка пробоины
сама по себе сложпая задача, к решению
которой неприменимы обычный способы.
Взрывная волна ‘создает рваные края,
торчащие наружу и внутрь корпуса,
скручивает бимсы и другие части  кора-
бельного набора, как веревки.

Вот, Например, как была проведена ра-
бота по спасению одного корабля, Попа-
данием  полумнной” бомбы разрушило
борт и пробило палубы. Hoc корабля по-
грузилея в воду и сел на дно, корма же
осталась на плаву. Пробоину надо было
заделать немедленно, невзирая на продол-
жающиеся налёты немецкой авиации,
Мягкие пластыри при- авариях от авиа-
бомб непригодны, Аварийно-спасалельная
группа, приступившая к работе, впервые
применила метох, который неоднократно
с успехом применялея впоследствии. Был
изготозлен деревляный  пластыфь-кеесон
состоящий из двух половин шириной

м, длиной 8 м и: высотой 1,5 м. Но-
визна заключалась не только в величи-
не пластыря, но и главным образом в
том, что он был составным, ` Это умень-
шило громоздкость, упростило изготовле-
ние п облегчило наложение пластыря,

у Опыт пд ема этою корабля создал
у вереннюсть, что ame небольшая `Мас-
терская может довольно быстро изгото-

вить по частям очень крупный иластырь-
кессон, тогда как сделать его целиком—
дело очень сложное.

rom случае. Предстояло’ заделать пробоину
площадью в 36 кв. м в днище mapoxo
ла. Это было слелано путем бетонирюва
ния под водой, Была установлена, армату-
ра из рельсов и углового железа и ул
жено за три дня 100 тонн бетона, Па-
роход получил пловучесть пи был благо.
получно отведен в порт для дальнейшего
ремонта.

Залелка пробоин с
лез0-бетона не новость. Мелкие работы
произволились и 10 войны, но такой
крупной! бетонировки мы \прежде не зна.
ли. Это продиктованное войной новшеств
целиком себя оправдало.

Широко стало применяться no время
войны заделка разошедиихсл швов мето-
дом подводной  оэлектросварки. Bootme
значение подводного ремонта значительно
возросло,

Каждая авария имеег свои особенно’
сти. Нельзя найти полной тождествей-
ности ни в условиях ев обследования, ни
в подаче материалов для залелки повреж’
дений, ни в условиях самой работы’ по
ликвидации аварии. В кажлом случае
есть много неповторимых деталей. Веега
возникает несколько вариантов  под’ема,
Надо уметь выбрать самый простой, с“
мый надежный, хотя иногда приходите
WITH на некоторый риск. Опыт показал,
что зачастую метод, сначала кажущийся
чрезмерно смелым, быстро получает. пра
ва гражданства и входит в обиход.

Бывает, что приходится изобрегать ва
реант глубоко индивидуальный, подле
дящий лишь для данной конкретной any
рии, который уже не может быть пов.
рен в дальнейшем, Олнако и подобные
случаи чрезвычайно обогащают и расти“
ряют опыт аварийно-спасательных ~ OT)
лов. При этом ценна и поучительна имен“
но Смелость решения задачи.

Смелым по замыслу был, наприме)
судопол ем, при котором сначала поднима“
ли одну оконечность корабля, & satel!
другую., Правда, это была, так сказать
‚ вынужденная смелость, Под’емных
средств —- понтонов — имелось posid
вдвое меньше, чем требовалось, — Hod
вина веса корабля, Это натолкнуло. на 14°
кое решение: сначала понтоны
под носовую часть затонувшего корабля,
затем, когла она всплыла, выкачали №
ду из носовых отсеков и устранили BOB
MOMHOCTh дальнейшего ее поступлении,
осле’ этого понтоны отетропили и г

вели под корму, которая была. полнит
точно так же, как H HOC.
“ Надо было кропотливо л упорно тру
дитьеся, изобретать, чтобы совершенио Al
ново созлать методику борьбы с авариями
от авиабомб. Аварийно-спасательные 0
ряды добились этого, и сейчас в, дани
области пагопден богатый опыт,

П. ВЕТОВ,

помощью =O

Черноморский флот.

подвели,

}