15 апреля 1943 г., № 88 (1346)

ана КРАСНЫЙ ФЛОТ

ПОПЫТКА НАЛЕТА НЕМЕЦКОЙ АВИАЦИИ НА КУРСК

#

Важнейшие задачи комсомольских

Среди личного состава Военно-Морскб*
то Флота в каждым THEM увеличивается
число комсомольцев. В комсомол вступают
новые тысячи пламенных патриотов ро-
длины, пришедших в качестве пополнения
на флот. у

Молодые бойцы тесно связывают свою
судьбу с ленинеко-сталинским  комеомо-
дом, В комсомольцах они видят перело-
вых, бесстрашных, мужественных и бес-
предельно преданных родине людей, с -ко-
торыми не страшно итти в бой на врага.
0б-активном росте рялов комсомола гово-
рит такой Факт. Среди мололого попол:
нения, пришедшем в одну из бригад
морской пехоты, комсомольцы сосбавляли
3—4 проп, Прошло немного времени, и
их число выросло ло 85 проц. Такое же
положение во многих частях и соедине-
ниях флота.

Бурный рост рядов ВЛЕСМ неизмеримо
повышает ответетвенность комсомольских
организаций и политорганов за воспита-
ние у молодых бойцов тех качеств совет-
ского военного моряка, которые столь не-
обходиуы в священной войне против не-
навистногм врага.

В. И. Ленин, выступая na
российском ceare  РКСМ,
«Быть членами союза мололежи  зна-
чит вести дело так, о чтобы  отда-
Bath свою работу, свои силы на общее
дело. Вот в этом состоит коммуниетичес-
кое воспитание. Только в такой работе
превращается молодой человек или ле-
вушка в настоящего коммуниста». Сле-
луя указаниям Ленина и Сталина, комсо-
мол флота направил свою деятельность на
успешное выполнение комсомольцами и
всей молодежью боевых заданий команло-

Ill Bee-
товорил:

вания, на уюрепление воинской дисциили-

ны; стойкости и воинского мастерства, на
воспитание жгучей ненависти к немец-
ким захватчикам. ; 5

‚В ходе отечественной войны комсомоль-

ские организации Военно-Морского Флота
накопили немалый опыт работы © м№л0-
лежью в самых сложных боевых  у6л0-
виях. На что же главным образом obpa-
шают они внимание?

Нашей советской молодежи, в том чис-
ле и Флотской, много дала советская
власть. Перед ней открылись все дороги
и для учебы, и для труда, и для отды-
ха, И вот над этой свободной и радост”
ной жизнью занес свою кровавую лапу
подлый враг. Немцы вафварски стали вы-
корчевывать все, ‘что создано на протя-
жении многовековой истории нашего Ha
рода. Немецкие захватчики превращают
в груды камня и пепла прекрасные совет-
ские города и села. Onn безжалостно
истребляют наших братьев, сестёр, мате-
рей, отцов, детей, В сердцах советских
людей горит священное пламя мести.

Нельзя победить врага, не научившись
ненавилеть его всеми силами своей ‘лу-
ши, — учат товариш Сталин, Само собой
разумеется, что воспитание ненависти,
жажды ищения должно было занять вид-
ное место в деятельности ортанизащий
ВЛЕОМ флота. Эта первостепенной важ

ности задача пронизывала всю работу
комсомола,
Личный состав надводных кораблей

зачастую своими глазами не видит нем
цев, не является свидетелем зверств и
издевательств врага ‘над советским наро-
лом. Недавно na ряде кораблей Бал-
тийского ‘флота  состояхись
ские ‘собрания ” с повесткой дня: «Ка-
Kok вред нанёс немено комсомольцам
нашего полразлеления». На собраниях
выступали комсомольцы и несоюзная м0-
зодежь. Одни рассказывали, что немпы
сделали с их семьями, другие — как
сожгли их село, увели в рабство люби
мую девушку, третьи ‘— как враг Bap-
вароки разрушает исторические памятни”
ки русской культуры. Трудно переоценить
значение и роль этих собраний в воспи-
тании у молодежи ненависти к немецким
захватчикам. Такие собрания следует

ЕЕ ЗИК СВЕ

В полку, которым командует  твардии
подполковник Метелев, снайперы  появи-
лись в дни самых горячих бобв. В начале
октября прошлого года связной  Каленть“
ев, вооружившись снайперской винтовкой,
забралея на паровоз и сотой огневой по-
зиции убил двух немцев. 06 этом расска’
зали во всех ротах. Через месяц в полку
насчитывалось уже 16 снайперов, в том
числе прославленный истребитель немцев
Василий Зайцев. ныне Герой Советекого
Союза. К 15 лекабря снайперы полка ист-
ребили уже 1.106 гитлеровцев. 1.106
немцев неё прошли к Волге.

Среди трёх десятков лучших снайперов
полка руководлщая “роль, несомненно, при”
надлежала военному  моряку Василию
Зайцеву. Он — первокласеный стрелок,
отлично полготовленный в тактическом от“
ношении. На леле он выполнял обязанно“
сти полкового инструктора, появляясь во
всех подразделениях. Не случайно успеш-
нее всего снайперское движение развива“
лось в его батальоне, занпимавшем 0боро-
ну в районе завода «Метиз» и южных
скатов Мамаева кургана.

Желающих стать  снайперами было
очень много, Следовало отобрать из HAX
наиболее пригодных, причем основными
лребованилми были смелость,  нахолчи”
Рость, спокойствие. Зайцев ходил по под-

разлелениях, расспрашивал командиров
por о лучших  бойнах, (проверял их
‹ам. Проверка проводилась просто: бой-

па брали на огневую позицию и день-два
присматривались к нему. Обычно в снай-

перскую групну попадали стрелки, име”
ющие на своём боевом счету 6—5 У0И-
THX немпев, в совершенстве владеющие

оружием, освоившие тажтику одиночного
бойца у
(отобранными стрелками Зайцев про“
poi занятия. Местом их. была вентиля-
пионная труба на заводе «Метиз». Но
вичка знакомили с оптическим прицелом,
затем  пристреливалось оружие, С этой
целью Зайцев создал тир в кузнице завода.

_врага.

ROMCOMONB-

организаций

проводить всем комсомольским организа-
циям флота. :

Воспитание у молодежи ненависти к
врагу стало главным и в деятельности
комсомольцев-агитаторов. Они умело mer
пользуют письма, которые получают крас-
нофлотцы от своих чудом уцелевших por
ных и знакомых из освобожленных Крас-
ной Армией районов. Каждое такое пись-
мо проникнуто жгучей ненавистью ‘к
врагу. Отцы, матери, жены, ебетры при-
зывают беспощадно уничтожать немецких
захватчиков. Письма напоминают крас
нофлотцам 06 их долге перед родиной,
перед своей семьей, лучше иного доклада
рассказывают, какое несчастье несут фа“
шисты советским людям

Эти письма оказывают большое Bana’
ние на чувства и поступки краснофлот-
пев. Вот один пример. На одной из зе-
нитных батарей Черноморского флота
краснофлотец Копарев получил письмо от
Сестры, которая долгое время нахолилась
в захваченном немцами районе. Сестра
писала о зверствах немцев.  Агитаторы
зачитали это письмо всем комсомольнам.
Оно произвело на всех огромное впечат-
ление. Комсомолеп Каскевич высказал то,
что накипело у многих: «Я готов хоть
сейчас итти и отрывать фрипам головы
за то, что они делают с нашими людьми».

Широкое использование такого рода
писем помогает комсомольцам-атитаторам,
делает их воспитательную работу среди
краснофлотцев ещё более  тейственной.
Есть и другие замечательные формы мае-
совой агитапии.

которые — используются
комсомольскими организациями. Это вы-
пуск специальных «Боевых листков».

организация фотовитрин, плакатов с вы“
резками из газет о зверствах врага, код-
лективное обсуждение таких произведе-
ний, как «Радуга», «Русские люди»,
«Наука ненависти». Работа комсомоль-
ских организаций в этой области не толь-
ко не должна замирать, а наоборот, всё
более и более расширяться.

Но одним лишь желанием мстить не
победить   врага, Нужно материальное
выражение этой ненависти — воинское
мастерство. Товарищ Сталин приказал не-
устанно совершенствовать боевую выуч-
ку и укреплять хисциплину, порядок й
организованность во всей Красной Армии
и Военно-Морском Флоте. Месть  комсо-
мольца-фронтовика будет  ошутительной
тогда, когда он в совершенстве овладеет
своим оружием. Грош пена тому комсо-
мольцу, который говорит, что ненавилит
немцев, & оружия своего He знает; в
нужную минуту не сумеет заменить вы-
бывшего из строя товарища. Если оружие
комсомольца в плохом состоянии, если он
нё умеет с ним обращаться, значит он не
ваучился по-настоящему ненавидеть

Помочь молодым воинам стать масте-
рами своего оружия, отважными в бю—
кровное дело комсомольских ‘организаций,
()е0бо следует заниматься с  мололымя
краснофлотнами, только что прибывшими
Ha корабль, в часть. Комеомольцы-старо-
служащие должны считать своим долгом
помогать молодым военным морякам.

На олной из’ артиллерийских батарей
Северного флота молодому бойпу Чистя-
ковуУ с большим трудом удавалось осван-
вать свою  спепиальность  наводчика.
Командир орудия секретарь  комеомоль“
ской организации т. Лебелев в неучебные
часы регулярно занимался с т. Чистяко-
вым, Не считаясь со временем, он кро-
потливо и настойчиво. учил молодого
краснофлотца, показывал, как должен ра-
ботать наводчик. С помощью секретатя
т. Чистяков освоил свою специальность.
Уже после. в бою, он действовал реши-
тельно и умело. Как лучшего бойца ком-
сомольская организация приняла его в
члены ВЛКСМ.

Помимо работы с каждым молодым бой“
пом, по инициативе комсомольских 9р-
танизаций проводятся технические  кон-
ференции. Польза от них значительна,

Часто стреляли из обычной винтовки.
Не менее одной трети снайперов полка
били немцев из винтовок без оптического
прицела. Опыт показал, что наша винтов“
ка образца 1891—1930 года обладает
прекрасной точностью боя.

После знакомства с оптическим при“
целом и стрельбы но мишеням Зайцев
вёл своих учеников на огневую позицию
в засаду. Самый надёжный метод обуче-
ния— показ действий снайпера на перел-
нем крае обороны. Так обучались pce Ham
ши лучшие снайперы, так обучалея и сам

„Зайцев, В районе завола «Метиз» огневы-

ми позициями служили трубы, баки,
станки, бочки, паровоз, заводские степы й
т. л. Наблюдениями улалось установить,
что немецкие снайперы, выбрав одну ОП,
не меняют её в течение прололязительного
времени. Зайцев прививал бойцам  дру-
гую тактику — чаше менять позиции,
иметь две-три затаеных.

`’Опыт, уличных б606в позволил вырабо-
тать довольно четкие правила  лействий
снайперов. Прежде всего необходимо в со-
вершенстве овладеть винтовкой, причем
необязательно с оптическим  припелом:
Стрелять следует ежедневно, если не 110
немпам, то по мишеням. По врагу стре-
лять редко, ла метко. С одной огневой
позиций можно делать по два-три выст-
рела, поражая цель первой пулей, чтобы
не обнаруживать себя. Надо уметь на-
тлаз быстро и точно определять расстоя“
ние ло пели и ставить соответствующий
прицел. Ни в коем случае нельзя стуе-
лять на-авось. После выстрела снаипер
лолжен замереть, не выдавая себя ни.од-
ним движением,

Нужно научиться тактически прариль-
но выбирать три-четыре огневых позиции
на своем участке и хорошо маскировать
их. При стрельбе из амбразуры ни при
каких обстоятельствах нельзя выюовы“
вать ствол винтовки, В стене надо делать
узкую, но длинную амбраЗуру, чтобы уве-
личить сектор обстрела. ОП в здавии дол-

EN ean ee Ба ТЕЕЫЙ

особенно Korda в ним тщательно готовят-
CA и когла обсуждаются вопросы, вол“
нующие личный состав. № проведению
технических конференций привлехаются
командный бостав и лучшие следиали-
CTBI.

Комсомольские организации - уделяют
большое = внимание - взаимозаменяемости
бойцов в расчётах. Намногих фортах, ба
тареях комсомольцы освоили по нескольку
военных ^ специальностей. `Поучителено в
этом отношении опыт работы’ комсомоль-
ской организаций одной из авиационных
баз. гле секретарём бюро ВЛЕСМ г. Дру-
гов. Комгомольны-шоферы поставили we:
ред собой пель — научиться работать на
машинах вех марок. Эта инициатива бы-
ла поллержана командиром и партийной
организапией. Решили проводить занятия
пол’ руководством снепиалистов. Гляля на
комсомольнев, на занятия потянулась п
несоюзная молодежь. Сейчас все шоферы
базы в случае необхолимости могут выез-
жать на любой машине.

Как видим. там, гле проявляется ини“
пиатива в освоении техники, где эту
икипиативу  подлерживают партийные
организации» там есть и результаты.

Мужество. стойкость. лиспиплинирован-
ность должны быть неот’емлемыми каче“
‘TRAM каждого комсомольпа. Михаил Пва-
пович Цалинин, выступая на совещаний
агитаторов Западного фронта, частей ПВО
и Московского гарнизона, говорил: «На-
40. чтобы каждый Oboe понимал:
если он сам ничего не делает пля ист
ребления гитлеровнев, — за него это
НИКТО не сделает. Надо, чтобы каждый
боец понимал, что сульба родины, псхол
борьбы решаются его оружием, его стой“
костью, его боевой активностью».
` Лучшие комсомольские оргавизации ве
отвлечённо, а конкретно велут работу в’
этом направлении. Ветречи уолодых крас“
зофлотнев © бывалыми воинами, Героями
Советского Сотоза, выступления этих 10-
варищей на комсомольских собраниях. —
вс6 это солействует обучению комсомоль“
цев на опыте войны.

Только тот комсомолец-боец по-настоя-
Щему стоек, мужественен и храбр, который
анчно  высоколиспиплянирован. Без лис-
пволины невозможна  побела. К сожале-
нию, в ряде организапий к вопросам во-
инской и комсомольской лисниплины ещё
пблходят формально. Лишь после того,
Kak комсомолеп совершит проступок. по-
лучит от командира взыскание. органи-
зация занимается им. Секретарь бюр0
BIRCM т. Зайцев (Северный флот) рас-
суждает, например, так: «Если комсомо-
лец за нарушение дисциплины He полу-
чил взыскания по строевой линии, мы
не привлекаем его к _ комсомольской от-
вететвенности». Sey
‚Такое положение, к сожалению. суще“
ствует и в других организациях: веб пе
ло сводят к разбору уже свершившегося
факта. _ i fats sh ЕЕ
Комсомольцев нужно воспитывать в лу-
хе строгой дисциплины. Нельзя прими-
ряться ни с одним фактом безответствен-
пости, распущенности. Комсомолец, не
явившийся ‘своевременно на собрание. не
выполнивший поручения организации,
должен почуветвовать. что он нарушил
требования устава ВЛКСМ. Внутрисоюз-
ная лисциплина должна быть поттянута
до Уровня требований военного времени.

Таковы основные. главные задачи, над
решением которых работатт комеомоль-
ские организации. Все формы  внутри-
союзной работы -—— собрания, бюро. акти-
вы-—должны быть использованы для BOC-
питания у комсомольцев жгучей ненави-.
сти к врагу. воинского мастерства, стой-
кости, мужества, высокой лиспиплиниро-
ванности. Успешное решение этих задач
во много раз увеличит роль комсомоль
ских организаций в боевой жизни кораб-
лей и частей Военно-Морского Флота.

Капитан 2-го ранга М. ГОЛОВЛЕВ.

ee АР

А
x +i

жна находиться В трёх-пяти метрах от
амбразуры. Завимая огневую  позинию,

` нужно всегда помнить © немецком снай-

пере, отыскать его и убить.

Снайпер должен быть смелым, но 0сто-
рожным,  хладнокровным и спокойным.
Василий Зайцев“ говорит:

— ‘Смелость — не врождённое качест“
во, её нало развивать в себе. Если снай-
пер бывает ежедневно на передовой,
он хорошо знает поле боя ‘и поведение про-
тивника. Я убил 242 немца, в том числе
больше десяти вражеских снайперов, и
всегла был уверен, что я хитрее и силь-
нее немца, что моя винтовка номер 2828
бъёт точнее немецкой. Я всегла спокоен и
поэтому никогла не боюсь немца.

Важнейший элемент подготовки . снай-
пера — воспитание военной хитрости.
Война показала, что немен-— хитрый и ко
варный враг; для том чтобы бить его,
нало быть ещё хитрее. Наши снайперы не
раз вотречались с немецкими. Олнажлы
т. Полхапов четыре часа вел-дуэль с не-
менким снайпером, Это был поединок на-
смерть. Подхапов лважлы менял огневую
позицию и’ наконец опередил выстрелом
немца — Убил его.

В районе Мамаева кургана действовал
опытный немецкий снайпер, — он не да“
вал не только высунуться из окопов, но
п пройти по ходу сообщения, Зайцев и
Куликов решили прикбнчить врага. Ye
тыре дня они преследовали немпа, а не“
мен преследовал их. Зайцев убил двух
соллат. На четвертый день он нелстал
стрелять в проходившего румынского сол-
дата, Немепкий снайпер решил, что наш
истребитель покинул свою позицию. Зай-
цев увидел, как ‘приподнялся лист желе“
за и из-под него показался тот, кого он
так настойчиво искал. Зайцев выстрелил,
и немец упал, Увилев это, румынский
солдат бросился бежать, но и его настиг-
ла меткая пуля.

У нас даже поговорка сложилась: «На-

\

Гвардейский
  ейниНв,

Черноморский флот.
миноносец в походе, Фото Б.

бовещание начальников
политотделов

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 14 апреля. (По
телеграфу от наш. корр.). Состоялось
совещание начальников политотделов,
созванное Политуправлением Северно-
го флота. Участники совещания  3а-
слушали доклады об опыте подготовки
и проведения партийных собраний и
0б опыте работы партийных бюро.

В прениях по докладам было отмече-
но, что за время Великой отечествен-
HOH войны партийные организации
флота неизмеримо выросли. Коммуни-
сеты в боевых операциях показывают
образцы доблести и мужества,

Однако из-за неудовлетворительной
работы партийных бюро, заместителей
командиров по политической части
партийно-политическая работа в неко-
TOPLIX частях стоит на низком уровне.
Совещание вскрыло причины слабой
работы отдельных партийных  органи-
заций, их бюро и секретарей, подверг-
ло резкой критике самоуепокоенность
некоторых политработников ин партий:
ных руководителей }

Политические работники флота обме-
нялись опытом работы.

Ча совешанин выступили член Во-
енного совета контр-адмирал Николаев
и начальник Политического управления
флота генерал-майор береговой служ
бы Торик. :

ДОКЛАДЫ ДЛЯ КОМАНДНОГО
СОСТАВА

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. 14 апреля. (По
телеграфу от наш. корр.). В Доме Во:
енно-Морекого ‘Флота состоялись док
лалы о международном положении.

Командный состав флота © большим
вниманием прослушал интересные до-
клады лектора ЦК ВКП(б) о положении
на фронтах Великой ‘отечественной
войны и борьбе союзных войск в Аф-
puke, о’ внешнем и внутреннем поло“
жении фашистской Германни и 66 вас-
сальных стран. Слушатели задали
докладчику много вопросов.

„БЛОКНОТ АГИТАТОРА ВОЕННО-
МОРСКОГО ФЛОТА СССР“ № 10

Вышел из печати десятый номер
«Влокнота агитатора Военно-Морского
Флота СССР» В нем помещены: coo6-
шение Совинформбюро «Итоги зимней
кампании Красной Армии (с 10 ноября
1942 гола по 31 марта 1943 года)»,
статьи «Под знаменем Ленина —
Сталина — вперед за разгром ` врага»,
инженер-капитана 2-го ранга А. Кара-
‘кулакова «Борьба за живучесть кораб-
ля», капитана 1-го ранга А. Лабудина
«0 ‘взанмозаменяемости в орудийном
расчете».

В разделе «Цифры и факты» даны
материалы «Первомайские подарки ты-
ла фронту» и «В освобожденных райо-
нах возрождается жизнь». :

В заключение помещены’ лозунги в
стихах — «Советы торнедиста Шукаря
Ивана для Балтики, Черноморья и
Ледовитого океана».

ee ЕЕ

_до сначала, обмануть немца, & потом убить’

его». Если немецкий снайпер обнаружит
огневую позицию, надо точно установить
расстояние от него и быстро, незаметно
менять ОП. При этом лучше отходить в
глубину, на расстояние не менее 900—
1.000 метров. так как припельная даль-
пость немецкой винтовки с оптическим
принелом-—800 метров, а нашей, (тоже с
оптическим прицелом)—1.400 метров:

В условиях ближнего боя большая часть
истребленных снайперами немцев была
убита с листаниии 200—600 метров.
значительно меньше: 700—1.400 метров.
Поэтому при тренировочных  стрельбах
упор брался не на рекорлную сверхмет”
кость на лальних листанциях, а на бы-
строту и точность при стрельбе на срел
ней листанции.
Рались не по количеству очков при
стрельбе по мишени, & по числу убитых
немцев. При этом немалую роль сыграли
выпущенные политотлелом дивизии «In
вые Счета» снайперов, Большую помошь
оказывала ливизионная ‘газета, распросл-
ранявшая опыт лучитих иетребителей-

Команлир полка внимательно слелил за
действием снайперской группы. Давая
задания команлирам батальонов, ба ука-
зывал, как использовать снайперов для
решения общей залачи. Перед наступле
нием на волонапорные баки на Мамае-
вом кургане комавлир полка собрал 12
снайперов, разбил их на три групы и
поставил залачу: взаимодействуя © ар-
тиллеристами и миномёттикауи, уничто
жать немецких снайперов, офицеров и 9г
невые точки противника. За Час № ap-
тиллерийско = наступления снайперы
вышли на свои огневые позиции. Зная
заранез места расположения  немепких
дзотов. блинлажей,  холов Сообщения п
путей полхола с тыла Зайцев расставил
снайперов. Началось артиллерийское ва”
ступление. Вскоре йз разбитых  дзотов
начали выскакивать немцы, не подозре-
вавшио о засале. Наши истребители ра-
ботали быстро и Точно и в короткий
сфок убили 13 соллат.

Перед атакой нашей пехоты снайперы
переменили огневые позиции, чтобы 06ес-

ничего не видели.

рик. — Мы много перенесли,
  ли на
  один час. Это было недавно.

Качества стрелка оцени’

14 апреля немецкая авиация пыта-
лась совершить налет на г. Курек.
Нашими истребителями и огнем зенитной
артиллерии самолеты  противвика бы-

ли рассеяны и к горолу не допущены.
° В воздушных боях и огнем зенитной
артиллерии °в райове г.‘ Курека сбито
9 немецких самолетов.

РАССКАЗ 0 33 РАССТРЕЛЯННЫХ

Мы сидели в тесной низкой комна-
те, наполненной дымом’ Взрывные
волны раскачивали дом, выгибали обо-
нек небольшой масляной  коптилки
Михаил Иванович Киеляков, широко:
плечий старик, молча смотрел Ha
свой Узловатые руки. Под глазами у
него темнели круги. усталые глаза
были устремлены вниз и, кажется,

\

произнес  ста-
постаре-
день, за

— Да, — медленно

много лет за OHA

- Хоронясь от бомбардировок, мы уш-
ли на полевой cran № 2. На хуторе
были немцы, кругом шли бои, и 10-
мики стана дрожали от разрывов. На
заре в стан пришли пять KpacHoap-
мейцев. Они были ранены, и кровь
просачивалась через повязки. Мы при-
ютили их в одном из помиков, дали
‚ хлеба и воды и “Фазали: отдыхайте
до ночи, & там уйдете балками на Со-
леный. Там наши.

В полдень прибежала Елена Галай-
KO и, побледнев, вказала: «Немцы! Мы
приникли к окнам. Десять автомашив
окружили стан, из’ них выпрыгнули
немпы и побежали к домам. Солдаты
выбили приклалами окна и, угрожая
автоматами, стали кричать, чтобы мы
выходили, Мы вышли, Всех мужчин и
мальчиков немцы построили Офицер
спросил: «Русские солдаты есть?» Мы
уже перебдели раненых бойцов в
шталекое платье и сказали: «Нет».

Офицер задергалея, стал кричать.
Мелкими шажками он подбежал к од-
ному из раненых и ударил его по JIH-
пу. Красноармеен упал. Он был ранен
осколком в голову и из раны текла
кровь. Офицер спросил, дергая плеча-
ми: «Это что такое?» Мы молчали.
Гитлёровец что-то закричал на немен-
ком языке. Нам казалось, что ‘это ла-
eT злая собака.

Наших людей куда-то  уводили
Женщины ‘бросились к офицеру и
стали просить, чтобы пожалели. хотя
бы детей Офицер усмехнулея и ска-
зал: «Мальчишки тоже наши враги»
Раненых втолкнули на машины, а
станичников погнали пешком. Всего
наших людей было 33. человека. Запи-
шите их по порядку.

Старик обводит собравшихся  уста-
лым взглядом, роняет голову и гово-
рит:

— Пишите’ Артеменко Андрей. Мон-
сеевич, председатель ` сельсовета, 53
гола. Владимир Артеменко, колхозник,
16 лет, Георгий Михайлович Киеля-
КОВ... ЗА

Голос старика дрожит, голова опус-
вается еще ниже.

— Четвертый Владимир Михайловиз
Кисляков, 17 лет.

Рядом cO стариком стоит старая
женщина. По ее морщиниетому лицу
текут слезы. Она смотрит на всех
широко открытыми глазами, в’ кото-
рых застыла смертельная чоска.

— Не плачь, Маша, — глухо говорит
старик.

— Пятый, — продолжает Кисляков,--
Горбаконев Михаил Петрович 28 лет,
Горбаконев Николай 18 лет, Горбунов

Матвей 17 лет. Юрков Михаил 17 лет,

Штоколов Николай 19 лет. Штоколов
Михаил 14 лет, Леонов Иван \1 лет,
Писарев Петр 14 лет. Чукяев Иван

Михайлович 30 лет,
гий Мартынович 37 лет, Сысоев Геор=

гий Николаевич 57 лет, Хопрининов
Никифор Иванович 30 лет, Пахомов
Николай Александрович 19 лет, Ние-

кунов Николай Сысоевич 17 лет, Кли-
мов Илья Иванович 18 лет, Извозчи-
ков Николай Алексеевич 16 лет, Пере
стонов Георгий 17 лет, Ивановский
Федор 28 лет, Белов Михаил 23 лет,
Ганус Иосиф. колхозник, 20 лет, Куз:
непов Станап 17 лет, Мамет, волхоз-
ник, 28 лет, Дупенко Алексей 17 лет,
Остальные шесть—красноармейцы, фа-
милий не знаем.

— Их отвели от стана ва 500 ша-
гов, — продолжает старик, —и  позта-
вили в ряд, Раненых бойцов ебросили
се машин. Тогда мы поняли, что про-
исходит. Невинвых людей. честных
тружеников, подростков, наших  род-
ных убивали на наших глазах Когда
немцы стали проверять автоматы,
смертники обнялись. Раненых поста-
вили в середину и подлерживали 002

Полроетков также поставили
взрослых. Андрей/ Моисеевич

что мальчики побледнели, и крикнул:.

«Перед кем струсили, казаки? Перел
немцами?» Ребята заволновались, ста-
ли кричать наперебой. размахивать
кулаками. Михаил Штоколов коичал:
«От Красной Армин бежите, мирных
расстреливаете, немчишки?» Михаил
зашаталея. но его поддержал брат и
сурово сказал: «Чего раскис? Пе по-
казывай виду». Владимир. младший
сын мой. крикнул: «Отец, ты видишь,
как эти... кончают нас». И он, задыха-
ясь, произнес бранное слово.

Так их и расстреляли разрывными
пулями — в лица, в упор. Когда нем-
цы уехали, мы бросились туда, где
лежали наши дети. нанти станичникн.
Володька мой лежал се разорванным
пулей лицом. у Мишеньки Штоколова
была оторвана кисть руки, разбит
лоб. Старый Андрей Моисеевич схва-
тился руками за грудь, а в груди бы-
ли три дыры от разрывных. пуль.
Только Иосиф Гануе еще дылмал. Ов
«Казаки,
«Все».
на

открыл глаза и промолвил:
вы все видели?» Мы сказали:
Две

стан.

‚ —

женщины понесли Гануса
Tosapuni командир! Мы, старики
и женщины, просим: напишите бой-
пам, что Михаил Кисляков и Мария
Кислякова. родители двух убитых де-
тей, Матрена Евсеевна Артеменко,
мать и жена убитых, Ушич Вера; Вар-
банова Клавдия и все, которые тут
сидят. просят метить и метить про-
клятому немцу. Пусть кровь детей
наших стучит в сердцах бойцов, на-
поминая об их святом долге мести.

Старик встал. Его седая голова по-
качивалась Женщины, рыдая, говори-
ли: «Отомстите за наших детей. за их
кровь. Отомстите»,

М. ГРОССМАН

` Действующая армия, 13 апреля.

(Спец. корр. ТАСС).

ГИТЛЕРОВСКИЕ ЗВЕРСТВА В СТАНИЦАХ КУБАНИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, (Спек.
корр: ТАСС). Освобождая от гитлеров-
цев хутора и станицы в низовьях Ку-
бани, наши бойцы всюду натыкаются
на следы дикого произвола и насилия
фашистских мерзавцев нал ‘мирным
населением. Заняв в августе прошлого
года хутор Шибик, немпы сразу же
гринялись за грабежи. Они отняли y

жителей почти весь хл6б, коров, CBH-
ней, домашнюю птицу.
Особенно неистовствовали фашисты

перед приходом на хутор частей Крас-
ной Армии. Они врывались в избы
хуторян и забирали остатки продо-

ЕЕ СЕНЕ СНЕ ЕЕ

г АЕ

печить блокирование лзотов штурмовыми
группами. Теперь в поле зоения  бнай-
перов были огневые точки противника.
Наша пехота резким броском устремилась
в атаку. Е6 ветретил огонь немецких пу-
лемётов и автоматов. Снайпер Двояшкин
первыми выстрелами уничтожил двух
пулемётчиков. Пулемёт умолк. Шайкин
убил трёх автоматчиков. Зайцев непре-
рывно бил по амбразурам. Пехотинцы заг
няли лва блиндажа. В это время с левого
‘фланга стрелкового батальона лонесли 0
полходившей группе’ противника. Зайпев
перебежал на новую ОП и полряд yous
трёх немцев. Остальные бросились в cTo-
роны, обнаружили себя и попали под ми-
номбётный огонь.

Можно привести ешб один пример
взаимодействия снайперов со штурмовы-
ми группами. Во время наступления на
пути пехоты стоял подбитый немецкий
танк. под которым противник установил
пулемёт. Штуомовой группе предстояло
прежде всего взять танк, но подходы к
нему, кроме пулемёта, прикрывал хорошо
замаскировавшийся немецкий снайпер.
Ва помошь были вызваны Зайцев и Ку-
ликов. Тремя выстрелами пол танк Вули-
ков заглушил пулемёт. Обнаружить не-
менкого снайпера было значительно
трулнее. Зайпев  прибегнул к простому
приёму. Он налел на дощечку перчатку и
осторожно поднял её. Немеп выстрелит,
и Зайцев по пробоине легко установил’
направление полёта пули. Теперь было-
ясно, что снайпер засел на склоне высо-
ты Там была видна в перископ малень-
кая амбразура. Этого оказалось лостаточ-
вым для меткого выстрела. Зайцев  мах-
пул рукой, указывая на танк, Штурмо-
вая группа бросилась воерёл и без по-
“ерь заняла новые рубежи. С

Во время наступательных бобв’ особен=
но проявилась необходимость во взаимо-
тействии снайперов с артиллеристами.
Опыт у нас уже был. Олнажлы Зайцев
 оговорилеяс команлиром 45-мм батареи о
совместном уничтожении немлев. Четыре
снайпера заняли огневые позиний неда-.
леко от немецких блиндажей, Батарея от-

вольствия Немпы жестоко избили xy
торянина Яилина Вартана Богосовича
н его жену Антонину Карапетовну 3a
TO, что они просили гитлеровских офи-
церов оставить внучатам хоть гореть
крупы, Колхозника Станиелавского Ва-
силия Михайловича за это же немцы
расстреляли Перед отступлением из
хутора фашисты ©обрали всех трудо-
способных мужчин и женщин и ногна-
ли под конвоем в тыл. Когда колхоз-
ники оказали ‘немцам сопротивление,
фашисты схватили жителя хутора Па-
Haely, заставили вырыть для себя мо-
гилу, а затем застрелили его.

a i a eee mel

GSS eee eee
крыла огонь прямой наводкой. Вначале
фашисты крепились, Но вскоре начали
выскакивать из разбитых блинлажей. По-
ка батарея вела огонь, снайперы убили
18 немцев, = _

Снайперы держали постоянную связь с
миномётчиками и разведчиками. Однажды
наблюдательного пунЕта заметили труп-
пу вражеских солдат. Разведчик сообщил
06 этом в штаб батальона. Зайцев. взял с
собой трёх снайперов и Устрожл засаду.
Когда вражеская группа приблизилаеь на
дистаниию 300 метров, снайперы откры-
ли отонь и уничтожили 34 солдата и
офипера. В другой раз наблюдалели  3a-
метили на балконе большого дома немец-
кого солдата и сообщили 0б этом Зайце-
ву. Тот обнаружил на балконе наблюда-
тельный пункт противника и занял удоб-
ную огневую позинию. Ждать пришлось
недолго. На балкон вышел немец. Раздал-
ся выстрел, и фашист свалился с балко-
на. Вскоре из дверей выглянул другой—
Зайцев убил и его. Немпы перенесли НИ
в другой дом. но снайпер заметил куда и
пристрелял выход из лома. Векоре на по-
роге были убиты emé три немца.

Опыт действий снайперов в боях за
Сталиптрад выдвигает. необхолимость 603-
лания полковой снайперской команды,
придаваемой в качестве маневренного ре-
зерва командиру полка. Это позволит не
распылять силы истребителей, а пеле-
устремлять их` на наиболее важные уча“
итки, на решение  залач, поставленных
подразлелениям, что особенно важно при
наступлении, когла снайперам прихолитея
лействовать на широком фронте. Нельзя
ограничивать действия снайперов учает-
ком своей роты и даже батальона. Это
снижает их боевую активность и ини-
ПИативу.

Истребление живой силы противника—
важнейшее условие победы. Поэтому 060”
бенно важно правильно использовать
слайперов, Командиры частей должны
умело руковолить их действиями, помо-
MTb им непрерывно совершенствовать
свои тактические прабмы.

Гвардии капитан Н. АКСЕНОВ.

Ленявский Гелр:.

руки.

среди

Артеменко посмотрел на всех, увидел,
\