“qe небольшие

\

«

~~ gacTo

` ванные провода, устранять

(От корреспондента

Как только разведка донеслао нахожде-
нии плавередств во вражеском порту, тор-
педные катера старших лейтенантов
Смирнова и Степаненко вышли в море.
Предутренний туман слоями низко висел
над морем. Командиры умело использова-
светлые коридоры для:
скрытного перехода.

На рассвете катера полошли к порту,
который хорошо был виден в лучах в0с-
холящего солнца. Выскочив из тумана,
катера обнаружили боны заграждения.
Смирнов смело обошел их и на форсиро-
ванном ходу вошел в порт. Осмогревитиеь,
он увилел в нескольких кабельтовых У

причал» тяжело труженную бару,
Смирнов атаковал ее. - :
Взрыв торпеды прогремел над бухтой,

и лишь тогда немцы спохватились, 3a-
говорили вражеские орудия и пулеметы.
Смирнов лихо развернул катер, и за кор-
мой его вотала дымовая завеса. это
время Степаненко выпустил торпеду в
rpyuny сейнеров. Всплески от вемецких
снарядов ложились вокруг катеров. HO
они шли обратным курсом, поднимая 33
вормой высокие белые буруны. а
- Черноморские катерники отучили нем-
пев появляться в наших водах днем, пла-
вать в одиночку ночью. Каждая попыт-
ка вражеских катеров помешать налим
перевозкам встречает  соврушительный
отпор, после которого немцы долго не
могут опомниться.

Вдоль берега шел наш караван. jira
хорпедных катера находились значительно
мориствее п прикрывали его от возмож-
ото напахения противника. Ча катере
старше лейтенанта Казакова боцман
Кухаренок доложил:

— Прямо по носу вижу силуэты
repos! : :

Черёз несколько секунд Казаков отчет”
иво разглядел шесть немецких торпед”
ных катеров. Они подстерегали наш ка-
раван, Казаков решил напасть на них,
Сообщив 96 этом командиру другого. кате-
ра, он пошел на сближение.
``Немецкие ‘катера шли строем кильва-
тера. Казаков решил напасть на головной,
отбить ео OT строя и уничтожить.
Crone!  трассирующих пуль  пронизали
ночную тьму. Вражеские катера открыли
ответный отонь. Немцы  маневреровали,
держась близко друг от друга. Несмотря
на численное превосходство, они вызвали
на помошь авиацию. После недолгой пе-
рестрелки катера противника отошли.

Казаков предположил, что немны хит-
pat. Действительно, боцман вокоре доло-
жил. что видит катера. противника. Те-

Bar

“Смелые набеги то:
‚ катеров

ниииосоитьоитсиоожньньниом тои митино он оц потолочные жиеньво

медных

«Красного Флота»)

перь их было уже двенадцать, и о снова
они шли в однокильватерной колонне, на-
правляясь к каравану. Советские катера
бросились в атаку первыми. Они прошли
влоль всего вражеского строя,  обстрели-
вая его из пулеметов, а затем стали сбли-
жаться. Немецкие катера не могли одно-
временно вести огонь. зато наши катер-
вики обстреливали всех их от головного,
до конневого, Эта схватка длилась не-
долго. Противник и теперь не принял
решительного бол, а когда подоспели на-
ши катера-охотники, немпы быстро ушли.
Перед уходом они выпустили шесть Top-
пед, но все они угодили в прибрежные
скалы. Г

В последующие ночи враг снова пы-
талея прорваться через наше охранение.
Черноморские катерники решительными
атаками срывали эти попытки, заставля-
ли фашистские катера уходить, не добив-
Muth результата.

В боях отличился катер, где команли-
pom v. ЛДобунец, Немпы неоднократно пы-
тались прорватьья в охраняемый им
район, но т. Лобунец каждый раз  пере-
секал их курс, открывал на коротких
дистанциях огонь и заставлял уходить. В
одном бою катер получил более двадцати
пробоин. По всем отсекам разлилея бен-
зин, возник пожар. Катерник Гнидкин
быстро накрыл очаг пожара брезентом и
потушил его. Тем временем командир вел
бой. не позволяя немецким катерам про-
рваться к нашим судам, которые произ-
водили разгрузку. Свыше двух часов про-
лолжалеся этот ночной бой. Выполнив 3a-
дание, т. Лобунец возвратился в базу.

В другой раз группа наших катеров
ночью выполняла, боевое задание. Катер
т. Лобунца находилел вблизи порта, за-
нятого противником, и осуществлял свазь
между нашими катерами. На рассвете вое
катера, за исключением одного.  верну-
лись в базу. Это беспокоило Лобунца. Где
катер, что с ним случилось? Командир
твердо решил не уходить, пока не булет
сведений 00 этом катере. После  восходь
солнца т. Лобунеп связался © катером и
затем взял Bype Ha базу.

Вскоре в воздухе появились девять car
молетов противника.  Разбившись на
TPH группы, они заходили c боров и
кормы, сбрасывали бомбы. поливали ка-
тер пулеметным огнем. Тов. Лобунец ма-
стерски уклонялся, бомбы рвались рядом,
впереди, позади. Ham катер благополучно
возвратился в базу.

Капитан-лейтенант Н. ДОБУШЕВ,
Черноморский флот.

Обмен опытом радистов-подводников -

Радиоты-подводники налего флота при“
обрели за время войны большой опыт
борьбы за живучесть средств связи. Им
приходится в море пользоваться
аварийными антеннами, сращивать 0бор-
другие 10

``вреждения. Техническая грамотность этих

’ берегов”

`спепиалистов в сочетании с отвагой и
мужеством обеспечивает командованию
надежную связь,

Можно привести немало примеров ©т-
хичной борьбы за живучесть средетв свя”
зи. Подводная лодка действовала вблизи
противника. В результате боя

_ оказалось сорванным все антенное хозяй-

ство. Корабль остался без связи. Тогда

-- твардии старшина 1-й статьи Лебедев вос-

сталювил аварийную антенну. Командир

`федать весьма срочную радиограмму.

В другой раз птормовая волна. снесла,
антенное ‘устройство. Требовалось  закре-

`-тить аварийную антенну в кормовой ча-

сти корабля. Мичманы Кондратенко и Хро-

меев обвязались шкертом и в трудных ус-
ловиях закрепили антенну. Связь была
восстановлена.

Одна подводная лодка потопила боль
пюй транспорт, но сама подверглась на-

pe So es ee

+

Для успешного отражения налёта
бомбардировщиков противника необходимо
действовать двумя группами истребите-
тей. Одна из этих групп имеет задачу
сковывать боем вражеские истребители,
а вторая — уничтожать бомбардировщики.
06е группы должны держать связь и на-
ходиться в пределе видимости друг oT
друга. :

Важное значение при этом имеет вы-
-cora. Пользуясь данными постов наведе-
ния, истребителям надо стремиться к TO-
му, чтобы до встречи с противником рас-
полагать преимуществом в высоте на
500—1.000 метров. Высота — это важ-
нейший шанс на победу. Был случай,
когда наши истребители, вылетевшие с
опозданием, пришли к месту встречи с
вражескими бомбардировшиками на малой

высоте. Это привело к тому, что
«Юнкерсы» успели прицельно  отбом-
биться.

А вот другой пример. Шестерка наших
истребителей была. поднята в воздух
своевременно. Они пришли в зону, 06-
ладая преимуществом в высоте, быстро
заметили разрывы зенитных снарядов и
пошли в ним. В середине разрывов я
увидел четыре точки: это были «Юнкер-
сы-88». Лав сигнал ведущему шестерки,
я немедленно пошёл в атаку и сверху
в 10б ударил по ведущему бомбардиров-
щику. Котла я развернулея для второй
атаки, «Юнкерс» уже свалился на сопки.
Наши истребители атаковали три остав-
пихся бомбардировщика и по очереди
сбили их. Так высота, внезапность и
стремительность атаки решили исход боя
в нашу пользу.

Очень важно встретить противника
как можно дальше на подходе к цели
и там. где он этого меньше всего ожи-
лает. Таким путём удастся сорвать план
врага, легче одержать победу, ‘уничто-
жить и рассеять бомбардировщики до то-

-HOIBOTHOH лодки получил возможность пе”.

Е Е Е ЕЕ Sa Е ЕЕ ЕС

\теки против

стойчивему ‘преследованию. Вследствие
бомбежки средства связи получили по-
вреждения. Мичман Рыбия, отлично зна-
ющий технику, привел в порядок апнара-
туру и обеспечит передачу.

Умелые действия одних радистов и не-
дочеты в работе других, не накопивших
еще достаточного боевого опыта, побуди-
ли организовать в Краснознаменной
бригаде полводных лолок систематические
сборы  радистов. В таких сборах уча-
©твуют все находящиеся в базе радисты.
  Злесь подробно разбираются действия ра-
дистов, работа материальной части и уход
  за ней. Отмечаются положительные и от-
рицательные случаи в практике личного
состава, оценивается его работа ит. д.
После основного доклада обычно делается
содоклад 06 использовании гилроакустиче-
ских средств. Собравшиеся обмениваются
опытом, рассказывают о действии аппара-
туры. вносят предложения. Такие сборы
приносят подводниках большую пользу.
Практика показала, что во многих  слу-
чаях радисты пользуются в море опытом,
полученным на этих ‘сборах.

Капитан-лейтенант И. БОЛОНКИН.
Северный флот. ‚,

бомбарл

Герой Советского Союза
гвардии лейтенант П. КЛИМОВ

==

го, как они смогут отбомбиться. Поэтому
важно, чтобы истребители были своевре-
менно подняты, своевременно получили
данные о противнике и встретили его
на подходе к цели.

Атаковать бомбардировщиков, по-моему,
выгоднее на встречных курсах. В этом,
случае мы имеем возможность сбить
ведущего группы. А это значит ©-
здать панику и растерянность в рядах
противника, рассыпать его строй и бить
поодиночке, если, конечно, у врага. нет
сильного истребительного прикрытия. В
случае же, если прикрытие есть, нашим
истребителям надо действовать более ре-
шительно и в тесном взаимодействии
между обеими группами.

Однажды я получил задание вылететь
в зону на барраж. В зон мы в паре с
ведомым ходили по кругу и ждали, что
скажет земля. Вот она передала, что
идут 15  <«Мессершмиттов-109%» и- 18
«Юнкерсов-88». Несмотря на такое пре-°
восходетво противника, я приготовился
к атаке и решил драться, пока подойдет
помощь. Вскоре показалась одна группа
вражеских бомбардировщиков. Они не ви-
дели нас, а я воспользовался этим и
атаковал в лоб ведущего. Немец успел
отвернуть. Тогда я ударил по второму
бомбардировщику. «Юнкерс» свалился на
сопки. При выходе из атаки я вдруг
оказалея в голове второй группы бомбар-
дировщиков и с хода атаковал ближай-
ший ко мне самолет. И этот «Юнкерс»
загорелся и упал на землю, Тем временем
подошли наши истребители. Враг побро-

глаз

————ы——ы—ы=—=——————_—_—_————_—_—_—— pneennsin

SS

APOBLULMKOB

И, nn een АА —кд——

КРАСНЫЙ ФЛОТ

®

Черноморский флот. В одном из походов
нен командир торпедного катера. На
старшина’ 9-й статьи В. Иванов, который
привел катер в базу.

Nae

Совершенствуют:

Недавно личный состав батареи, кото-
рой командует т. Оташевекий, проводил
боевые стрельбы по морской цели. Управ-
лять огнём было поручено младшим
команлирам тт. Земекому, Надточий и
Тарасову. Они xopome подготовили ору-
дийные тасчёты, проверили по мелочей
матёриальную часть, провели  предвари-
тельно несколько тренировочных занятий,
В назначенный лень орулийные расчё
ты встали’ по своим местам Сержант
земский быстро подготовил данные. : После
первого же залпа он перешел на поражение
пели. Его примеру последовали Тарасов и
Наддочий. Все трое выполнили задачу от-
лично. Во время стрельб не было ни ©д-
ной задержки. Краснофлотны  Апухтин,
Смирнов, Сотников. Прахин быстро и чёт-
Ео выполняли свои обязанности. От них
неотставали и краснофлотцы первого го-
да службы danutos, Кинаревекий, Каноп-
КИН.

Вскоре перел батарейцами была постав-
лена более сложная задача. Наряду с
отражением морского противника HeOdxKO-
димо также защищать батарею с суши. К
этой стрельбе также тщательно подгото-
вились. Особенно поработали корректиров-
щики сержант Пешков и старший крас:
вофлотец Торопов, ‘которые ° занимались
под руководством  старнюго лейтенанта

‚  Козлова. Они добились хороших результа-

тов и при определении дистанции н8-
давали весьма незначительную
ошибку. ena

Наконец подготовка была закончена.
Командиры орудий доложили: =. :

— Материальная часть и личный со-
став готовы к выполнению задачи.

Со второго залпа цель была поражена.
Краснофлотцы действовали чётко и уве-
ренно. без задержек.

Сразу после стрельбы началось учение
по обороне батареи с суши. Ираснофлот-
цы хорошо маскировались, умело приме-

`няясь в местности. выискивали огневые

рубежи, вели меткий огонь. В целом лич-
ный состав батареи выполнил задачу хо-
porno. ; : = ;

Не менее успешно провела стрельбы
батарея, которой командует старший лей-
Tenant Мирошниченко. Недавно. стреляя
по морской цели, она из восьми залпов
семью накрыла цель. Артиллеристы ло-
бились этого’ многочисленными трениров-
ками в стрельбе и обслуживании  меха-

низмов. Орудийные расчёты неустанно с0-

УСПЕХ МИНОМЕТЧИКОВ

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ,
(По телеграфу от наш. корр.). Мивомет-

чики подразделения старшего лейтенанта

Мизина в течение дня дважды меткими
залпами накрывали скопления живой силы
противника. Советские миноМетчики унич-

сал бомбы куда
немцам не удалось.
° Товоря о выходе из атаки, хочется от-
метить, что это очень важное дело. Бы-
вает, что с первой атаки не убьёшь вра-
жеского стрелка, и он

сильным огнём. Подходя к бомбардиров-

щику, я всегда стараюсь маневрировать
и уклоняться от его огня, поймать удоб-

боевое мастерство

13 августа. ‚

попало и поспешил
скрыться. Выполнить задуманный план

встретит тебя   Выполнил приказ.

Внешне-он почти не изменился за два
тода войны. Он все тот же Игорь Кабе-
ров, баянист, балагур, © легким, подвиж-

тинного истребителя, истребителя по при
званию. Он внешне такой же, каким был
в первые дни войны, но теперь чудесная
‘слава осеняет его. Люди оборачиваются,
когда он проходит по аэродрому, и долго
смотрят ему велед. Двадцать семь самоле-
тов сбил он за два года войны; Он уча-
ствовал во всех важнейших боях за’ Де-
нинград и никогда не знал поражений.
Из сотен воздушных битв вышел он нев-
редимым, ни разу не был ранен, ни ра-
зу не потерял самолета. Громадный 60е-
вой опыт, накопленный балтийской ист-
ребительной авиацией за два года победо-
носных боев, сосредоточен в нем.
опыт-—величайшая драгоценность, и. изо
1HA B день продолжая сражаться, Игорь
Каберов передает его молбдым летчикам.

Давно ли он сам был молодым летчи-

руководит в бою труппой самолетов.
Раныше во время боя ему приходилось ду-
мать только за себя, теперь он думает
за многих.

Свою эскадрилью получил он в дни
прорыва блокады Ленинграда. Командовать
ею с самого начала пришлось в тяже-
лейших боях. В командирским обязаннос-
THM приступил он с волнением. Ваберов
из тех офицеров, которые много и упорно
размышляют о своем командиревом долге.
Вот что он рассказывает 06 этом:

к берегам противника был тяжело ра-

его. место у штурвала встал радист
в сложных метеорологических условиях
Фото Б. Шейнина,

FSR aaa oa in ee Nn ye a

вершенствуют боевое мастерство. Ucrm-
чительно слаженно работает орудийный
расчёт сержанта Чернова. Командир ору-
лия хорошо полготовил  краснофлотцев

Митичева, Агашева и Радченко. Они безу-   Н8 перед прорывом блокады из молодых

: = #
летчиков. В первый бой я повел шестер-

изненно знают специальность, довели 0
banal движения ло автоматизма. : ку. Над линией фронта кричу своим лет-
чикам по радио:
а] : тофорова, которая >
sho т ма прин   ^^ Держитесь спокойно. Воё будет в

порядке. .
И вдруг радио с земли:
— В вашем районе  «Месоершиитты».
Ждите.
Мы поднялись на 5.000 метров, смот-
рим во все стороны, не видим никаких
«Мессершмиттов», И я; чувствую, что мои
ребята нервничают, Вдруг далеко внизу

молодое пополнение. Бывалые артиллери-
сты решили передать Молодым свой опыт.
Один из лучших младших командиров
Чечнев изготовил в соответствии с типом
орудия тренировочный станок © комп-
лектом учебного боезапаса. Сейчас моло-
Abe краснофлотцы ежедневко тренируют-.
а замечаю два немецких истребителя. Одна-
_ В частях широко развернулось движе-  ко летчики мои попрежнему их не ви-
ние за овладение второй специальностью.   дят. Я им кричу:
На Н-окой береговой батарее первыми   — Внизу пара «стодевятых»!
добились этого краснофлотцы Toposopeat   Есть у нас один молодой летчик,
и Наволотский. Я _ -  Шилков, © бешеным характером. Он ера-
На другой батарее краснофлотцы Но-   зу вырвался из строя и один понесся
гин, Выборнов, Терентьев и Сутугин, хо- вниз. Вот таких выходок я боялся боль-
рошо овладевиие боевыми механизмами, ше всего. i
были переведены ‘на посты. где техника  Кричу ему:
намного сложнее. Они быстр овладели  — Шилков, назад! —
этой техникой, показав на стрельбах от-  A сам не начал атаки до тех пор, по-
личные результаты.     ка, Шилков не вернулся, Потом коман-

Почти повсеместно по инициативе Tap?   в.
тийных и комсомольских организаций
оказывается индивидуальная помощь в.
боевой учёбе. Ha Н-ской батарее. краено-
или над нашей территорией один
флотцы Лебедев, Шикирзянов и Тутунин м a > территор Дин
не успевали, усваивать материал. Им “о ме анна
fo es и Поляков. икование. Ведь с первого раза сбили
Отстававшие хр: Her СИЧае TOCTH’ «Мессершмитт», да-еще на глазах у всех!
тают хороших показателей, Таких приме- Разтоворов без-вонца. : iui

BOS BERRA, * Моя ребята поверили в себя и с нетер-

Полным ходом идёт боевая уч8б» и в пением ждали следующего боя.  Назавт-
‚ стрелковых подразделениях.  Совершен- ра мы шестеркой встретили два «Юнкер-
ствуют- свою подготовку  пулеметчики и са». Один удрал, а на другого мои лет-
: стрелки. На-днях, в одном из подразделе” чики навалились все вместе, — думали,
ний требовалось очередью из пяти патро- большой, так нужно действовать сообща.
 вов поразить пель, причём четыре попа- Вонечно, сбили.
дания оценивались отлично, три — хоро-  Ha aapoxpome я об’ясния им, что по-
шо, лва — посредственно. Пулеметчики ступиля мы неправильно:
Tackapos и Симонов хорошо подготовилиь -— Для того, чтобы ебить «Юнкерс»,
к стрельбе. Поверяющий сообщил резуль”, достаточно одного истребителя. В следу.
  Таты: ПЯТЬ попаданий дал Гаскаров и. as щий раз на бомбардировихиков буду Ha-
  Tape — Симонов. Командир об’явил my- падать я, а вы охраняйте меня от немед-
лемётчикам благодарность.   ких истребителей.

Так личный состав береговых частей — А если немецких истребителей не
совершенствует своё мастеретво. ‚ будет?

Лейтенант Н. ЗУЕВ. с

Штурмовка вражеских позиций

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 13 августа.
_ (По Tenerpapy or наш.  корр.). Группа.
` штурмовиков «Ильюшин-2» провела yer
пешную ITYPMOBKY вражеских позиций

в районе Новороссийска. Особенно отли-

чился в этом налете твардии младший

лейтенант Попов. В результате о штурмо-
вых действий взорван склад боеприпасов
и нанесен большой урон живой силе врага.

pees AS ЕЕ

S

* :
Шестерка, за мной! Держитесь ме-
ня! Не увлекайтесь! ee
этом 6010, первом бою молодежи,

Северный флот,

тожили до двух взводов пехоты против-
ника,

Наблюдатели выследили давно беспоко-
ивший наши подразделения кочующий ми:
вомет противника. Несколько залпов
Ги миномет был уничтожен.

—

тут немец заметил нае и резко отвернул
в море. Я хотел было открыть огонь, но
удержался, подошёл ешё ближе и только
тут дал очередь. Пули попали в цель.
Затем дал ещё одну очередь по мотору.
«Юнкерс» задымил. Я скомандовал свое-.
му ведомому:
— ДЛобивай!
° Младший лейтенант  Кочевский точно

тем” проводил с ним учебные бои ин ког-
да убедился, что он освоился с обязан
ностями ведомого, взял его в составе чет-
верки на барраж. Я заранее предупредил
его, что сначала дам ему возможность
пострелять по бомбардировщикам, а по-
том и по немецким истребителям. Так я
поступил в первом случае, когда снимали
разведчика. Убив стрелка и подбив один
мотор, я дал  Кочевекому возможность
самостоятельно добивать «Юнкере». Во
втором случае я только убых стрелка, а
Бочевский сам расправилел с бомбарли-

Труднее сбивать вражеские бомбарди-
ровщики в ночное время. Получив од-
нажды приказ на вылет и придя в зону,

ным и стремительным темнераментом ИС-.

Этот

ком? А теперь он командует эскадрильей,:

— Эскадрилья моя заново сформирова-

ный момевт, чтобы убить стрелка, а тог-   я прежде всего осмотрелся. Были сумерки,
да уже действовать спокойно, бить но   и только на западе виднелась светлая по-
моторам, по кабине лётчика. Такой метод   лоска. Делая круги, я невдалеке от себя

особенно важно применять, когха бом-   ‘заметил на фоне этой полоски шапки раз-

бардировщики идут в группе и стрелки   рывов
велут довольно сильный огонь. ним. В каждом разрыве мне чудилея ‘са-

В борьбе с разяедчиком-бомбардировщи-   молёт, но это было ошибкой. И вот я за-
KOM важен Hg CTOABRO б0й с ним, ‚метил точку, плывущую мне навстречу.
сколько его обнаружение. Разведчик —   Это без сомнения был самолёт. Сообщив
это наиболее опытный лётчик. Он умело   на командный пункт, я пошёл на сбли:
маскируется, пользуясь  облачностью,   жение. Трасса, которую я дал но враже-
складками местности, водной  поверх-  скому самолёту, ослепила меня. «Юн-
ностью и т. д. Чтобы настигнуть раз-   Кере» куда-то пропал, а я сам вышёл в
ведчика, следует перед вылетом догово-   светлую полосу и почувствовал, что не-
риться с ведомым 0б0 всех деталях по-   ‘мец меня’ видит. Резким броском самолета
лёта, о распределении внимания. Выйдя   вниз ушёл из светлой полосы,
на позицию ожидания, надо сразу же  увидел бомбардировщик. подошёл к нему
осмотреться: в какую сторону и как цо  и ещё раз атаковал. После третьей оче-
высоте лучше видно. Доржаться следует   реди ‘я заметил сильные огневые вых-
противоположной стороны вероятного   лопы и чёрный дым у вражеского само-

маршрута противника, использовать солн-   лёта, но он продолжал полёт ровно. Я! атаковал

це, облачность, словом, сделать вс6 для   тоже шёл следом и только Хотел
того, чтобы не быть обнаруженным раз.   очередь, как «Юнкерс-88» скрылся
ведчиком раньше. чем сам`его увидишь.   сопкой. Меня в холод бросило от неожи-
„Мне удалось сбить двух разведчиков.   Ланности: передо мной выросла сопка, и
Первого я обнаружил сравнительно быет- Я еле успел выхватить самолёт. Бембар-
ро и сбил без особого труда. Второго раз-   ХИровщик врага был сбит, но из этой
ведчика я сйил в неблаголриятных ме-   Ночной атаки я сделал вывод, что нужно
теорологических условиях, при плохой   больше тренироваться и учиться водить
видимости, облачности и зарядах. Придя   Самолёт по приборам.
к месту предполагаемой встречи е раз-   Последнее, о чем мне Хочется расска-
ведчиком. мы стали поджидать его. Через   зать, — это 06 обучении молодых лётчи-
несколько минут ожидания разведчик   ков. У меня был ведомым твардии млад-
Roannacs Вижу uo ero noaéry. ao o#   mui лейтенант Кочевекий. Начал я rpe-
пас не обнаружил. Подхожу поближе. Но  нировку с ним в трупповом полёте, за-

ровщиком. Но этого ему было мало, хо-
телось подраться с «Мессеримиттом-109»,
.— Ничего, . успеем, — говорил я ему.

Вскоре представилась такая  возмож-

зенитных снарядов и пошёл к Ность. Мы встретились с истребителями

врага, но «Мессершыитты» Не принимали
боя, прятались в облачность, а когда мы
стали настойчиво навязывать бой, сочли
необходимым уйти.

— Hy, xan, видели «М е-109»?—
спрашиваю Кочевекого.

Он разочарованно машет рукой.

— Не волнуйтесь, — успокаиваю
его, — всё будет.
Действительно, через чае мы снова

снова были в бою. Нас было две пары, а вра-

жеских самолетов—в четыре раза больше.
На помощь подошла ещё одна группа на-
ших истребителей. Завязалась горячая
схватка. И вот в тот момент, когда я
один «Ме-109», мой ведомый

дать   Вочевекий не выдержал и пошёл на дру-
за той. (бить врага со

дной очереди он не

смог, а увлекся, забыл о ведущем. Но

я следил за ним и поддержал командой:
~— Давай, бей, я прикрываю.

И Кочевский добил «Ме-109». Это бы-
ло большим событием для него. Однако
я указал ему, что ведомый должен строго
охранять своего ведущего и не увлекать-
ся. После Кочевский понял свою ошибку,
понял и я, что гвардеец младший лейте-
нант научился воевать, освоился в бою и
может быть хорошим ведомым, ‘а со Bpe-
менем и ведущим. р

‘ rt
д рее ОЕ О—————о—ЦЩщЩ—оы——о——о——б—ы——————————_ о ——————————_———_——_—_———————————— —

14 августа 1943 г:, № 191 (1449)

ИСТРЕБИТЕЛИ

Растолковал им, что только точнейшеь
распределение обязанностей гарантирует
в бою успех и безопасность,

Необходимость железной дисциплины в
бою ‘молодые летчики поняли не сразу,
Ho боевая обстановка сама научила их
дисциплине. Летчик Пархоменко, отличав-
шийся особенным молодечеством, оторвал:
ся от меня и один полез вверх. Там ето
сбили, прежде чем мы успели притти na
помощь. a

Этот урок отрезвил всех. Больше ne
‘нужно было говорить о необходимости
дисцинлины в бою — никто от меня не
отрывалея, и все приказания  выполня:
лись. Летчики Шилков и Белоусов дона-
зали свою высокую дисциплинированноеть
уже через несколько дней. На них двоих
нанали восемь «Фокке-Вульфов». Я ска.
зал им лю радио:

— Держитесь! Не
без моей команды!

Мне нужно было во что бы то ни ста:
ло связать, эту восьмерку «Фокке-Вуль-
gos». И Шилков с Белоусовым продерха-
лись почти двадцать минут. Они вели 601
до тех пор, пока я не приказал:

— Выйти из боя!

Вести бой организованно и дисципли-
нированно мои летчики выучилиесь скоро,
Вылетели мы четверкой. Ветретился нам
«Мессершмитт-110», которого на неко-
тором расстоянии ‘сопровождали два «Mec!
сершмитта-109». Я приказал ведомым ох-
ранять меня от «стодевятых», а сам по-
шел на «стодесятый». Ударил по нему од-

выходите из 6

дым. Однако ему удалось проскочить ми-
мо. Тогда я приказал:

— Прасолов, атакуйте его справа!

Я приказал именно Нрасолову, чтобы
на «стодесятый» не кинулись все и в
дали возможности «етодевятым» напаеть
Ha Hac. Прасолов. пошел в атаку и, при.
близившись к немцу на 50 метров, сбил,

— Я ето тюк, а он фук! — рассказы:
вал Прасолов впоследствии.

После гибели Пархоменко один из мс
лодых летчиков, перед тем не знавиий
страха, стал. проявлять робость. Летал ия

в паре с опытным иетребителем Цаповых,

Однажды его и Цапова атаковали дв
«Мессершиитта». Я в это время, вме

`с тремя другими летчиками дрался в

сторонё против двух «Фокке-Вульфов».
вдруг ведомый Цапова бросил своего ве-
‘дущего и помчался ко мне. Цапов вывух-
ден был драться один против двух. Е.
прасно кричал он своему ведомому:

— Сюда! Сюда!

Tor не слушал его и не отходил и
меня,
По возвращении на аэродром я в при:
сутетвийзвсех ‘потребовал у этого летчика
об’яснения. Он ответил с удивившей меня
откровенностью: :

— Стало ‘страшно, товарищ командир,

Вот, казалось, все герои, все одинако-
вы, а вышло... Я осрамил его при всех

‚товарищах, но не‘ наказал. Сказал ему, -

чтобы это было в последний раз, и стал
следить за ним. Больше никогда ничего
подобного с ним не случалось. Теперь он,
пожалуй, относится к числу наиболее от-
важных— один на десяток