против самолетов противника.

в

у 2

ее

Взаимодействие штурмовиков -
с истребителями в воздушном бою.

Боевая практика показала, что если до”
стагнуто полное взаимодействие птурмо“
виков и истребителей в бою, то летчаки
неизменно добиваются победы, не. неся
потерь. Огневая мощь, маневренность и
живучесть «Илов» проверены во многих
сжесточенных сражениях. Качества этого
самолёта позволяют звести наступатель
ные воздузиные бой не только вовместно:
с истребителями прикрытия, HO и само
стоятельво; при условии, что летчики в
совершенстве владеют технякой пилотиро-
вания Наши лучшие штурмовики ве раз
выхощнли победителями из поединков ©
немепкими самолётами.

Олнако наибольший эффект дает тесное
взаимолействие штурмовиков © истрезите-
лями. Чем оно теснее, чем тжательнее от
работаны все его элементы, тем больно
неуязвимость группы, тем с бомышим усе“
ход может она вести наступательные в0и

Враг старается использовать наши
emudex, Поэтому  первейшая задача
тётчиков — как можно скорее. устранить
Bee недочеты в совместных действиях
«Илов» и истребителей. На moczemoaet
вых разборах © 060бым вниманием изу-

чаются ошибки, допущеввые в Воздушных

боях. Бывает. что нелостатки сказывают-
ся пе сразу, но это ви в коем случае че

тает основания не замечать. их, He враг   i
I ка. Поэтому после бомбометания
лолжны Kak можно, быстрее собраться в
уходить

Wath Ha. HEX внимания. 4

В «Красном Флоте» уже сообщалось 9
причинах гибели сравнительно. опытного
итурмовика = Яковлева, не сделавшего
своевременно  вывола из своей ошибки.
Этот случай настолько поучителен, Что
заслуживает более тщательного pasvopa. В
чем ошибка Яковлева?

Он вёт четверку ттурмовиков, ва KO
торую после выполневия боевого залания
вапали истребители противника. Прикры-
зартие «Илы» истребители вступили В
бой. Штурмовикам следовало действовать
вместе с группой прикрытия и 6 боем 97-
холлть на свою территорию. Олнако Яков”
лев принял другое решение. Видя, что ис-
требитехи связаны боем. он решит само-
стоятельно ухохить на, свой аэродром. Ве-

лущему удалось благополучно довести
свою группу, но, независимо от иехода,
решение его было неверно. Истребители

противника могли в любую минуту дог
Hath и атаковать штурмовиков. ^

Яковлев не понял своей ошибки пожа“
луй. наоборот, он ечитат
елинственно правильными. Это привело к
тому, что при следующем вылете оптибка
повторилась и имела уже роковые поелед-.
етвия. Когла ведомые Яковлевым ттуруго-
зики TOTO в вели, е земли и возлуха
было пелучено предупреждение:

— Нах пелью появились истребители
противника.

Слеловало выжлать или, BO всяком
случае. принять дополнительные меры в
повышению  обороностособности  грунпы.
Но Яковаев не обратил внимания на пре
хувтеждени и пролоажал полёт. Над
пелью <«Илы» подверглись атаке четырех
«Фокке-Вульй-190» и четырех «Meccep-
тимиттов-109». Четверка ° истребителей
прикрытия связала превосходящие силы
противника б0ем. А Яковлев опять, вме-
ето того чтобы вести бой вместе с груп-
той прикрытия решил Уйти  самостоя-
тельно, используя скорость штурмовиков.
Новторение ошибки не прошло  безнакаг
занно. Как только штурмовики  оторва-
лись, к хвосту самолета Яковлева, с брею-
его полета  подкралея «ФВ-190>, и
питурмовик Opa cour.

_ Нарушение железного закона — держать-
ся в общем строю при обороне и при на-
ступлении-—никогла не прохолит безнака-
занно. Однажды при подходе в цели груп
па итурмовиков была атакована неменки”
ии истребителями. Сейчас же четыре
«Яка». составлявшие сковывающую грун
пу, завязали бой. «Илы» продолжали по”
зат. но в момент пивирования они пох
зерглись атаке еще одной вражеской чет-
зерки которую перехватили истребители
непосредетвенного прикрытия. Таким 00-
разом, веб  истребительное прикрытие
пиГУрмевиков оказалось связанным боем ©
немецкими самолетами. Что должны быти
делать в этом случае петурмовики?

Е 5

Fe Е

_ Плавание

Шхерное плавание имеёт свой особен-
ности и требует некоторых специальных
приемов и методов, усвоение которых не
представляется столь сложным, как при-
нято иногда думать. Опыт русского флота
показывает, что в результате сиетемати-
ческой тренировки можно в сравнительно
хороткий срок освоить все необходимое
ля ведения операций в шхерных районах.

Между многочисленными шхерными 06“
тровами и навигационными опасностями
есть много проходов, из которых лишь
сравайтельно небольшая часть, потребизя
ля военного и торгового судоходства, ис-
следована и в мирное время обставлена
вехами и створами (где это необходимо и
по местным условиям возможно).

В условиях военного времени вехи и

створы в большинстве случаев еняты,
ввиду чего ориентироваться  приходитея

по естественным местным предметам (ост-
рова, приметные мысы, камни я пр.), от-
мечающим направления  фарватеров и
точки поворотов © одного на другой.
‚ Для успешности плавания в мхерах
веобходимо прежде всего добиться. чтобы
штурманы и командиры кораблей умели
‚ свободно ориентироваться по карте. на-
пример: данный остров быстро опознать
Ha карте. или наоборот, остров. нанесен-
ный на карте, быстро найти на местно-
сти. При. плавании в шхерах нет  време-
ни на раздумье. Малейшее запоздание в
изменении куреа или преждевременный
поворот на новый курс могут привести к
аварви.   :

Для плавания g Wxepax BecbMa боль”

ую роль играет компас, по которо-
му всегда  прэисходят первоначальная
ориентировка и все повороты на новые

курсы, затем уже уточняемые по примет“
ным местам или вехам и створам (еели
ограждение не снято). Необходимые ори-
CHTEPH также отыскиваются с помошью
компаса по пелентам. При снятом ограж

реву
`умелому маневрирование: и искуеному, ин-

‘уйти от истребителей противника.

‚насколько важно безукоризнение

`риков и истребителей. И те и другие лол”
жны пеустаннозаботиться о совершенство ›

ирикрытия.

перушимый закон боя. Шир этом нельзя
`отравичиваться только срогим выдержи> о
вапием куреа п соблюдением  маршерута.
`Необходимо неустанно отрабатывать прие“

`домым, чтобы те успели ‚приготовиться к

BOR действия

oar

€
на

вять оборонительный ©трой и вместе
труппой прикрытия с б06м уходить

‘аэродром. В данном случае лётчики Ма-

каров и Ботвинников повторили ошибку

Яковлева — оторвались ©т своих истре-

бителей. Выйдя после боя на <вою тер-

`риторию, наши истребители увидели толь?

ко одного штурмовика. a
Где именно и как был сбит Ботвинни-

ков — обталось неизвестным. Олно со-

вертенно ясно: он стал жертвой с0б-
ственной неосторожности, был cour патот’
му. что оторвался от труппы прикрытия,

и немцы поймали его’ в одиночку. Мака-
только благоларя исключительно.
«Иле»

дивутуальному` бою на» удалоеь

Эти лва случая наглядно показывают,
отрабо-  .
тать вое элементы взаимодействия, отра-
ботать прежле, всего на землю в резуль”
mate совместной учебы летчиков. мигурмо-

вании схемы огневого и тактического

взаимолействия
Самый опаен:

тания. Именно. здесь они чалие всего TOA
верраютея атаке истребителей противня“
«Илы»

и не

круг, а не рассыпаться
вместе» — во

поодиночке. «Держаться

мы переетроения в воздухе в момент на”
паления истребителей противника, выра“
батывать приемы быстрого сбора для’ 1о-
слелующих заходов и для отражения вра“
жеских атак.

При заходах ведущий группы пегурмо”
РИиКОов должен предупредить по радио ве”
лущего группы истребителей прикрытия.
06а они прежде чем совершить какой-
либо маневр, лают по радио команду ве-

‘ев вынолнению. В нанряжённом воздущ”
ном бою штурмовики и истребители легко
`зогут потерять друг друга. Чтобьг этого
не произошио, истребителям  чеобхохимо

Привелем два примера успешного взаи-
молействия B BOSTYMHOM 6016.

После выполнения  залания четверку
«Hixon», ведомтю капитаном  Поталовым,
‘пыталась атаковать труппа «ФВ-1960».
Потанов быстро примкнул в потребителям
прикрытия. и все атаки немцев оказалиеь
безуснептными. В другом случае ва 16
`стерку «Илов». которую вел Герой Совет“
ского Союза Плименко, напали  Шеефь
«Мэсееримиттов». Клименко
принял строй круга. Благодаря этому ис”
требители прикрытия, которые вел я, 10°
лучили возможность вести бой нал кру-
TOM TWTYPMORMKOB, ве выпуекая их из по
ля зрения. Мы сковали противника боем,
Re давали ему возможности подетупиться
к «ИЙлам» ни смизу, ни сверху. Штурмо-
вики надежно защищали друг другу хво-
сеты И в 10 же время своим огнем не да-
вали возможности противнику полкраетьея
енизу к истребителям прикрытия. Bes
труппа с боем оттягивалась к своей тер“
виторни, заманивая вражеские самолеты
) пот зенитный  огонь. Ce

Фомпактный строй не нарушалея ни на
минуту. Это позволило успенно выпол
‚нить задание и без потерь вернуться ‘на
аэролром. Нактика показала, что при ор-
танизованиоем отневом и тактическом вза-
`имолействии можно не только вести дол”
гий бой с превосходящими силами прютив-
ника, но и выиграть его.

Высота, правильное  взапмолействие,
внезапность, сочетание огня и маневра —
вот ключи к побеле. Beerza держаться
вместе, от обороны переходить к наету-
пательному бою -— э10 правило стало за-
коном летчиков и помогает нам бить нем-
пев, все время сокращая свой потери.

Е. Майор Д. НУДЫМОВ.
Краснознаменный Балтийский флот.

дении и в условиях  ПлЮхой видимости
плавание в шхерах только и возможно ©
исправным компасом и выверенным  ла-
rom. Шоэтому, готовясь войти в шхеры,
‘необходимо точно знать поправку компа-
са. Вели имеются только магнитные ком-
пасы, следует помнить о наличии в шхе-
рах магнитной аномалии.

Неред выходом штурмав и командир
корабля проводят предварительную под-
готовку. Прежде всего необходимо тща-
тельно изучить в навигациовном и воен-
по-географическом отношении по ‘крупне-
маспитабным ‘картам, лоциям и специаль-
‘ным руководствам район предстоящего
плавания. Затем карты  подготавливаются
ля плавания: производятея предваритель-
ная прокладка, расчет плавания и вре-
мени лежания Ha каждом колене фарва-
тера, расчет пиркуляций, выбор ориенти-
ров, отмечающих курсы и точки начала
поворотов, ит. д. Наконен, составляются
таблицы последовательных курсов 6 рас-
четом момента поворота,

Военно-географическое изучение хдолж-
Но дать вывод 9 ‘ом, какое противодей-
ствие проникновению в шхеры и выпол
нению боевого задания может оказать
протявник, Задачи, требующие входа B
шхеры и плавания в них, могут предус-
матривать: действия против  неприятель-
ской шхерной флотилий, захват  отдель-
ных шхерных островов или районов пу-
тем высалки десантов и поддержки WX ap
тиллерийским огнем, обетрел военных об`-
ектов, содействие флангу своей армии
(уппрающейся в херный район) ° артил-
лерийским обстрелом и высалкой десан-
тов во фланг и в тыл неприятелю, 0бет-
рел флангов пеприятельской армий, 9су-
ществление и обеспечение военных пере-
возок. Военно-географическое изучение с”
  точки зрения поставленных задач долж-
  но дать полные сведения о. расположения
обороны, аэро-

ноприлтельской береговой

«Илов» с истребитехями

ый для штурмовиков м0-
мент — выхох из атаки повле  бомбоме-

знать замыслы велущего труппы «Излов».

игвовенно

` можность установить,

‘неприятельской авиации,

’ КРАСНЫЙ ФаФТ.

Черноморский флот. Самолет дважды  орденоноеца
командиром кацитан 3-го ранга И. Фартушный. Лодка,

Испытание

боем

ДЕИСТВУЮЩИИ ФЛОТ,
(От наш. спец, корр.). Лейтенант Алек-
сеев на морской охотник пришел из
училища зимой и, готовясь к первой
боевой операции, немного волновалея:
достаточно ли он подготовлен к 600?
Командир катэра старший лейтенант

лять мореким ‚охотником, маневриро-
вать, сочетая огонь И движение. «Оу-
меет ли в случае необходимости моло-
дой помощник заменить его в 600?
Ведь мало сдать экзамен в училищь,
надо выдержать испытание боем, что-
бы стать настоящим командиром» —
думал Рыжков.

Катер вышел в дозор. Неожиданно
из-за тучи на него вывалилось два
«Мессернемитта». — Морекой _— охотник
мгновенно открыл огонь. Лейтенант
Алексеев управлял огнем носовой пунт-
ки.

Молодой командир правильно опреде-
лил отклонения трассы и спокойно
давал корректировку. Один из самоле-
‘тов вдруг гуето задымил и, резко сни-
жаясь, полетел в сторону и векоре
упал во воду.
скрылея в облаках.

— Xopomo стреляли, — еказал Рыж-
ков своему помощнику. — В бою уме-
`ло действуете! :

В это время сигнальщики заметили
на и немецкий бомбардиров-
щи. Прячаеь за облаками, он прибли-
‚жался к дозорному кораблю. Морской
охотник енова открыл по врагу меткий
`огонь. Самолет не решился пикировать
на катер и сбросил бомбы с большой
‘высоты. И хотя они He попали в ко-
`рабль, но осъшали его осколками. Ко-
мандир вышел из. етроя.

В это время возник пожар в` мотор-
ном отделении.

— Командуйте катером! — приказал
`Рыжков своему помощнику.

Беда не застала враснлох лейтенанта
`Алексаева.- Отразив атаку самолета, он
энергично организовал борьбу за жи-
вучееть корабля. Под его руководетвом
боцман Савин, гидроакуетик Рунтов и
другие гасили пожар и заделывали
проборны в борту. Сам помощник ко-
мандира, надев противогаз, пробралея
в наполненное дымом моторное отделе.
ние и перекрыл краны  бензоотсека,
предотвратив дальнейшез  раепростра-
нение пожара. Благодаря смелым и
решительным действиям лейтенанта,
Алексеева пожар был ликвидирован.

Вы с честью выдержали иепыта-
ние боем, — сказал старший  лейте-
нант Рыжков своему помощнику, ког-
да катер пришел в базу.

ES

a

oo eee

дромов, постов наблюдения и связи, ра-
диостанций.

Изучение фарватеров < военно-геогра-
фической точки зрения позволяет сделать
выводы но ПВО и ПМО. Ово даст воз-
какие из узкостей
особенно подвержены ‘заграждению мина-
ми © самолетов и с кораблей противника,
на каких участках фарватера подводные
опасности затруднят уклонение от атак
какие острова
дают возможность маскировать корабли
под берегом. На всех угрожаемых участ-
ках фарватера следует искать п карте
обходные пути,

Необходимо учитывать, что все глав-
нейшие входные фарватеры будут заграж-
дены неприятельскими минами. Поэтому
выгоднее входить редко используемыми
фарватерами или же проходами, не име-
ющими  исследованного фарватера. Есля
возможно, лучше всего входить в шхеры
и проходить узкости после предваритель-
ного траления или за тралыщиками в 60-
провождении истребителей, которые ©лно-
временно могут предупреждать о неприя-
тельских «засадах».

Военно-географическов изучение. всей
системы фарватеров данного района поз-
волит определить те из них, по которым
противние может отрезать входящий в
шхеры корабль или соединение и где еле-
дует ожидать «засад» противника. Воз-
можности маневрирования в шхерах при
встрече с противником лимитируются ши-
риной фарватера и наличием подводных
опасностей. Фак правило, маневрировать
можно только на плесах. :

Ввиду извилистости больттинетва тихер-
вых фарватеров и малых расетояний до
береговых ориентиров (а веледетвие этого
H быстрого прохождения мимо них) ве-
ление прокладки обычными методами в
большинстве случаев невозможно. Однажо.
тюстоянная ориентировка по карте и зна-
ние места корабля в каждый данный мо-
мент  совершевио необходимы.  Рекомен-
дуетея поэтому отмечать место корабля

1 июня.

Рыжков. расеказывал ему, как управ-

Другой истребитель.

капитана А. Морозова

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ = БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 1 июня. (По телеграфу). Торпех
ный катер шел своим курсом. Неожихан-
но из-за облаков выскочило несколько
самолетов противника. Нрозвучал сигнал
боевой тревоги, катер немедленно начал
маневрировать. Сигнальщик, & за ним и
все мы насчитали пять «Фиатов».

Затоворили напие огневые  средотва.
Слрельбу вели старший краснофлотец Гу-
стов, главный старшина Белицкий и я.
Вскоре один самолет задымил и отвернух
к берегу. Не дотянув до береговой черты,
он свалился в воду.

Оставшиеся «Фиаты» продолжали атаку.
В эт время рапило командира. Его пе-
ревязали, и он продолжал управлять каг
тером. В моторном отсеке самоотверженно
работали команхир отделения Курочкин и
моторист Лаврентьев. Они все время 06ес-
печивали катеру нужные хода. _

возвращается из похода © новой победой.

\
i
Я

сопровождает подводную лодку, где

Фото Б. Шейнина,

_Бой торпедного катера
с пятью самолетами

Прошло несколько минут. Четыре само-
ета снова пошли в атаку. Катер манев-
‘рировал, мы же вели огонь по «Фиатам».
Фомандиру уже трудно было стоять, —
давала себя знать рана. Его сменил боц-
van Белицкий, который под руководством
раненого командира продолжал маневриро
вать.

Бой становился весе ожесточенное. Ко-
мандиру отделения мотористов Курочкину
пришлось покинуть свой пост, чтобы на-
бивать диски. Теперь в моторном отсеке

‘остался один Лаврентьев, который вое же

сумел обеспечить нужный режим работы
моторов. =

Новый заход не принес успеха самоле-
там противника. Потеряв один «Фиат» и

не причинив вреда вашему катеру, вра-—

жеские самолеты скрылись. Мы же, вы
полнив задание, благополучно  возврати-

лись в aay.
Мичман А. УСТЕННО,

Подвиг гвардейца

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 июня.
(Спец. корр. ТАСС). Гвафдии краено-
армеец Артамонов очнулся уже тогда,
когда бой отдалилея от него на поря-
дочное расстояние. В лощине, на краю
` которой он лежал, еще стоял запах
тари и двигались какие-то люди. Они
переходили от-куста к кусту, и Арта-
монов никак не мог определить — свои
это или немцы. Какой-то странный
красный туман колебался перед ‘его

глазами, заволакивал очертания пред:
метов. =
«Наверное,   санитары..» — подумал

Артамонов и, решив позвать их, неча-
янно тряхнул головой. Острая боль
прижала его тело к зэмле и застави-
ла тихо пробтонать. Артамонов дога-

далея, что ранен в голову, и, надеязь
найти рану, провел рукой по лицу.
що было еплошь залито кровью.

Артамонов протер сначала один глаз,
потом второй. Красный туман исчез.
Люди, _перебиравшиеся от куста к ку-
сту, оказались немцами.

Немцы, не приближаясь к Артамо-
нову, видимо считая его мертвым, про-
ходили мимо, а он наблюдал за ними
и чувссвовал, что рана не такая тя-
желая, как ему показалось сначала.
Острая боль сменилась тупой, ною-
щей. Головокружение и тошнота, по-
явивнтиеся внажзле, исчезли.

— Что делать? — подумал Артамо-
нов. Подождать, когда немцы пройдут,
и бить их с тыла, или же сейчас на-
чать? nes

н& карте крупной булавкой, основываясь”
на пройденных ориентирах (острова, при-
мегные мысы и камни, вехи, створы). .

- Для входа в шхеры необходимо точно
знать место корабля. От этого обеервован-
него места идут должным курсом к ‘на-
чальной точке шхерного фарватера и ла-
лее следуют по нему, руководетвуясь ре-
комендованными курсами и створами ес-
тественных ориентиров (если ограждение
не снято, то, кроме того, створными зна-
ками и вехами). В условиях военного
времени может потребоваться вход в
шхеры и через проходы, тде нет обеледо-
ванных фарватеров. Это допустимо только
для небольших кораблей, при „условии
следования малым ходом и постоянного
измерения глубин лотом. Однако необходи-
№0 ПОМНИТЬ, ЧТо веледетвие весьма непра-
`ВИЛЬНоГо характера глубин в шхерах. лот
не всегда своевременно предупреждает о
приолижении к навигационным опаенос-
тям. Для входа в шхеры крупных кораб-
лей при отоутетвии ограждения необходи-
мо предварительное — гидрографическое
обеспечение (установка специальных су-
дов На 06060 опаеных местах, в точках
поворотов, вход за лоцманскими судами,
& если проход не обследован, то следова-
ние за гидрографическими судами © тра-
vain), .

Вход _B шхеры и плавание по ним
ночью обычно обеспечиваются системой
ограждения. Однако в военное время все
мигатки погашены, поэтому для входа
HOUbIO в шхеры необходимо  предвари-
тельно посылать  спепиальные  калера.
Они должны становиться на якорь 7
опасных камней, банок и в точках пово-
ротов и по условному сигналу зажигать
огонь, играя роль пловучих маяков или
освещаемых буев. Нужно иметь в виду,
что при отсутетвийи нормального  осветще-
ия вход в шхеры связан с сёръезным
риском. При плохой видимости, дожде,
снеге, а особенно в тумане, плавание
треоует большой осторожности, а п He-
которым фарватерам и вовсе невозможно.

Сзади затрещал кустарник. Артамо-
нов увидел, что два немца идут по
лощине прямо к нему.

— Пора начинать,—решил гвардеец.

Первой пулей он сразил одного из
приближавшихея к нему гитлеровцез,
потом убил и второго. Некоторое. вре-
мя среди немцев царило замешатель-
ство. Затем ео всех сторон треснули
очереди автоматов. Одна пуля ранила
Артамонова в шето.

Немцы стали его окружать.

— Пробиваться надо,—принял Арта-
монов новое решение.

Он затих, высматривая, в какую сто-
рону лучше направить CBOl удар.
Немцев было много, и ближе всего

гони подходили в нему ©права. Арта-

MOHOB снял с пояса две гранаты. Из
ближних кустов четыре фашиста
стреляли в него разрывными пулями.
Артамонов кинул в них одну гранату
и сразу же за взрывом бросилея в
кусты, Трое немцев были убиты, чет-
вертый вотретил его’ очередью из ав-
томата. к

Артамонов на бегу выстрелил в гит:
леровца из винтовки, но не попал.
Пришлось заколоть его штыком.

Кольцо окружения было  прорвано.
Вечером Артамонов приполз к своим.
Он потерял много крови и едва дви-
галея. Пробиваясь из окружения, гвар-
деевц получил еще шесть ран,

Командование наградило Артамоно-
ва орденом Красного Знамени.

В узкостях ве следует итти бюль-
шим ходом. Однако и слишком малую
скорость рекомендовать нельзя. так как
при этом ухудшаются маневренные каче-

ства корабля. Опыт показывает, что
обычные шхерные узкосли лучше всего
проходить 12-узловым ходом, а на пле-

вах можно увеличить ео до 15—17
узлов. 06060 узкие проливы следует про-
ходить малым ходом, с таким расчетом,
чтобы корабль хорошю слушалея руля.
На ходу необходимо иметь в постоянной
готовности якоря, а также кормовой
якорь (или стопанкер, или верп с кор-
мы), чтобы в любой момент можно бы-
ло остановить корабль и не дать ему
развернуться.

Орпевтировка в шхерах затрудняется
при изменении внешнего вида местности
от выпавшего снега или изменения цвета
ЛИТВЫ И ее опадания. Больное значение
имеет также характер освещения шхер
солнцем. До полудня ориентиры лучше
видны при следовании кораблей западны-
ми курсами, после полудня — восточными

Для мелких судов (катеров и т. п.)
вход в шхеры и плавание по ним слож-
ности не предетавляют.

Еели позволяет  оботановка, каждым
плаванием в шхерах необходимо — нользо-
ваться для зарисовок приметных местных
предметов и для составления навигацион-
ного и военно-географического описания
Фарватеров, по которым пришлось следо-
вать. i

Итак, для уверенного плавания в шхе-
рах ‘в первую очередь необходимо: тща-
тельное изучение района и умение ориен-
тироваться по карте, наличие исправно-
TO KOMHACa и лага, большая сосредоточен
ность при оценке местонахождения  ко-
рабля и уверенное маневрирование. Для
уверенного плавания в шхерах и быстро»
ты выполнения боевого задания много
значит опыт плавания командира и штур-
мана в шхерах, хотя бы данный район и
не оыл и  знаком.

Капитан 1-го ранга Е. ШВЕДЕ.

2 июня 1943 г., № 128 (138%

к

Новороссийска

ГВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 ва,

TEAC
} TACC), Ha Ky6aun, CORED,

(Ciel. Kopp. 1
восточнег Новороссийска, продолжаю
ся бон © противником. Н-екая дель,
течение одного дня отразила наскольи 4
контратак немецкой пехоты п автом»
чиков. Наши ‚ артиллеристы, струи
прямой наводкой, оказывают ибо
исключительно большую помощь в и,

ражении вражеских контратах,
: TY Me
лейтенанта Шумисского Bee Bpemg jp, :

Северо-восточнее

Barapea  76-миллиметровых
ходится в боевых порядках пехоты, jy”
одни сутки батарея своим прицельни
огнем вывела из строя 5 неприятаь
ских пулеметов, 4 миномета с их ме
четами и взорвала склад боеприпаей,
Артиллеристам часто приходится тру
нимать на себя двойной удар: ич
стороны немецкой артиллерии и см,
пуха. Три часа под сильнейшим и
стрелом работал расчетуорудия серяин,
та Коротченко, Немцы парепахади сл

рядами и бомбами всю нлощадку в
круг пушки, но им не удалось заоть
вить ее замолчать.

Когда на стрелковое подразделени
пошел в контратаку батальон нема,
кой пехоты, наводчики Кондрашев у
Моргунов ударили осколочными сна.
дами в самую гущу фашистов, emo.
ли их боевой порядок и расееяли вех
батальон, Зато и стрелки не оставляю
своих ‘друзей-артиллеристов в бд)
Они помогают расчетам  паредвимть
орудия, маскируют их, охраняют от но.
ожиданного. нападения. Одно наше 0.
лие попало в окружение группы th.
пистов. Отрелковый взвод старины
„Ярцева неожиданным  маневром м
фланг врагу разорвал вражееко» коль
цо и рассвял гитлеровцев,

А. МАЛИБАШЕВ,

ры

РАЗГРОМ ВРАЖЕСКОГО
ОПОРНОГО ПУНКТА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 mons,
(Спец. корр, ТАСС). Подразделению
старшего лейтенанта › Ильченко буд
поручено гразгромитв опорный пупт
противника, Этот опорный пункт ©:
стоял из нескольких  дзотов и площа
док для ручных и станковых пулеме,
тов. Сооружения были обнесены двум
рядами колючей проволоки,  подетузы
к ним заминированы.

Нодразделение  сосрадоточилось м
рубеже атаки. Вступила в действие на
ша артиллерия. Шо сигналу командира
бойцы кинулись в атаку. Схватка }
траншеях приняла ожесточенный ха.
‚актер. бою отличился лейтанант
Кантиров, Он умело вел свою штурму
вую группу на укрепленные точки вр»
га. Смело действовали стрелковые от
деления под командованием старте
сержанта Исакова й Панова. Boer
ПТзалов, спасая жизнь своего товар
ща, заколол штыком гитлеровца.

Группа разведчиков во главе с (р
жантом Степановым, ворвавитись в дз!
противника, захватила в плен’ двух
фаптистов. Автоматчик старший с.
жант Пушкин в рукопашной ехватуе
убил вражеского офицера,

Гарнизон неприятельекого опорном
пункта, достигавший свыше 100 солдат
и офицеров, был полностью уничтожен,
Захвачено несколько станковых и рут
ных пулеметов, радиостанция и други
трофеи.

Воздушно-механическая пена
ДЛЯ ликвидации очагов поза

Опыт отечественной войны учит, 90
быстрая ликвидация очагов пламени,
могущих возникнуть от попадания
снарядов. или авиабомб противника, BO
многом зависит от организации туш
ния ‘пожара. Инициатива и хладнокро-
вие личного состава особенно важны.
На одном из кораблей для тушения
огня была только вода, но класно
флотцы, пустив. в ход 10 бранденойтов,
сильными ©труями сбили огонь.
другом случае пожар ликвидировали
путем герметизации помелцения и пр!
менения углекислоты. ‚Был и так
случай, / когда под рукой находился
только ручной пожарный насос, u_Bee
же пожар удалось ликвидировать. При
веденные примеры показывают, 1
сколько важно, чтобы все наличные
противопожарные средства были в пол’
ной готовности,

Тушение пожаров нефтяных про’
дуктов химической пеной очень эффек
тивно, но требует кропотливого ух0д%
за оборудованием. Порошок, Уп
требляемый для получения химической
пены, довольно дорог, и ого надо хр.
нить в особых условиях: он боится CH
рости и слеживания.

Можно, однако, использовать pyre,
не менее эффективные. средства туш“
ния. Одно из них — воздушно-механи
ческая пена, дающая . большой эффект,
в особенности при воспламенения раз
личных видов жидкого топлива — Hel
тн, соляра, керосина, бензина, 0бразо
вание воздушно-механической пены
происходит в аппарате, в котором 024
годаря перемешиванию специального
пенообразователя, воды и воздуха 10°
являетея огромное количество мель’
чайших пузырьков пены, содержащих
в себе воздух. Пена изолирует горя
щую поверхность от кислорода и Ш
кращает горение,

Практика показывает, что наполне
ние пузырьков углекислым газом 18
обязательно, так как пузырьки, налол”
ненные воздухом, не менее энергично
тушат огонь, Воздушно-механическая
пена имеет большие преимущества по
сравнению © химической: выход пены
по отношению к воде и устойчивость
ее выше, а удельный вес пенообразо-
вателей таков, что пена всегда будет
находиться поверх горящего жидкого
топлива. Кроме того, важно и то, 910
эти пенообразователи дешевле и эко’
номнее химических и не требуют 060*
бого ухода при хранении.

При наличии необходимых компонен’
тов можно изготовлять пенообразова“
ель непосредетвенно на флоте, в про
иородотвенных мастерских, Успех ту’
шения во многом зависит от правиль’
ной подачи пены на горящую поверх“
ность; He, Kak правило, надо подавать
плавно, не ‘перемешивая с горящей
жидкостью, так как это вызывает pas
рушение пузырьков. Воздушно-пенное
тушение, отличающееся высокой od
фоктивностью и экономичностью, дол
HO найти широкое применение в
борьбе с пожарами на кораблях Воен
но-Морского Флота.

Инженер-капитан Н. ЗАИКИН.