ret

м

ГА

3 июня 1948 г, № 199 (1387)

ee

К. А.

Климент Аркадьевич. Тимирязев na-
вова вошел в историю русской в
уировой науки как один из самых ярких и
благородных # представителей.

Глубокий Ш блестящий иеслелователь-
дарвиниет,. неукротимый борец за мате-
риалистическую науку против реакции
во в00х 0 проявлениях, пламенный по-
борник единства теории и практики, 08
отдал BCI свою прекрасную творческую
жизнь служению «научной истине и со-
циальной правде»,

В 18-летнем возрасте, будучи на пер-
зом курсе Петербургского университета,
Тимирязер знакомится с содержанием re-
виального труда Дарвина  «Происхожда-
ние вилов». И с тех пор до последнего
дня жизни он является защитником, по-
пуляризатором и выдающимся продолжа-
телем великого материалистического эво-
люционного учения.

B.1864 году, еще не достигнув 22-
летнего возраста, Тимирязев помещает в
журнале «Отечественные записки» свою
первую статью: «Книга Дарвина, ее кри-
тики и комментаторы».

В 1865 г. он публикует книту «Ч. Дар-
Зин и ето учение», ставшую классиче-
ским образцом популяризации ларвиниз-
ма. По этой прекрасной книге учились
дарвинизму сотни тысяч. людей. Блестя-
щий литературный стиль и глубокое
творческое освещение основ дарвинизма
сохранили книге всю ее ценность и В на-
стоящее время.

Тимирязев никогда ве был кабинетным
ученым. С первых шалов своей научной
деятельности OH тянется к народу, к
практической работе на благо ротины,

В статье «Наука. и земледелие» Тими-
рязев напоминает прекрасные слова зна”
менитото английского писателя Свифта:

«Тот, кто сумел бы вырастить два ко
10а там. где прежде рос один, две бы-
линки травы, тде росла одна, заслужил
бы благодарность всего человечества».
Осуществлению этой идеи великий pyc-
ский ученый отдал все еилы своего та-
ланта.

В научных исследованиях, специаль“
ных книгах, статьях, лекциях, во всей
(воей кипучей долголетней деятельности
он последовательно осуществлял ехинство
теории. и практики. В полевых условиях
бывшей Симбирской губернии Тимирязев
Участвует в атгрономических опытах по
изучению влияния минеральных ‘Улобре-
кий а рожь и овес. Откликаясь на TA
желый неурожай 1891 roza в Поволжье,
Тимирязев публикует специальную рабо-
ту «Борьба растений с засухой»-

Ему принадлежит заслуга, первого про“

ектирования опытных станций для борь-
бы за повышение урожайности. осле
Октябрьской революции эти станции в
огромной степени содействовали расцве-
ту нашей сельскохозяйственной налхки.
‚ Основные научные исследования Тими-
pagena посвящены углубленной разработ-
Re двух великих открытий ХХ века —
эволюционного учения Дарвина и закона
пуевращения энергии,

Тимирязев был первым в мире ботани-
ком, который занялся’ экспериментальной
проверкой закона превращения энергии
применительно к гастениям.

В своих классических трудах, соста-
зивших новую главу в физиологии расте-
ний, Тимирязев проследил  сульбу col”
нечного луча въ растении до ето превра-
щения в химичёекую энергию. Он дока-
зал, что все те силы, при помощи кото
рых движется и работает наше тело,
имеют своим начальным источником сол-
нечную энергию. Хлеб“и картофель, Bee,
без исключения, другие виды пиши, Co-
ставляющие питание человека и обеспе
чивающие его жизнедеятельность, есть, В
конечном счете,  конденопрованная в
сложных органических соединениях CO
нечная энергия.

Каменный утоль, торф, нефть — He
что иное, как остатки некогда существо-
вавих растительных юрганизмов, и пред-
ставляют поэтому огромные резервы с0л-
кечной энергии, накопленной миллионы
лет назад. Способность хлорофила, — это-
ти самого интересно, по. выражению
Дарвина, органического соединения—с03°

Высокий, полный, медвежеватый он

сидел в офиперском клубе и лениво пил.

ВИНО, заложив за ухо погаошую сигарету.
Да. пожалуй, о нем можно было сказать,
910 это человек. который любит переки-
нутья  словечком! Он просто  затоворил
меня, и к первому часу ночи мне уже
Нужно было что-то передвигать в голове.
чтобы его полное доброе лицо ме расплыг
валось в румяный круг с движущимися
детокими губами.

— Boo жизнБ н& пожарном букои-
pe, — сказал он, когда я спросил, гле
он служил до войны. — Ho ma каком?
На историческом. «Лебедин», может, слы”
шали?

Он с отаской посмотрех Ha меня и
весь засиял, когда я спросил, не тот ли
это «Лебедин», на котором друзья и родные
пекогла провожали на полюс лейтенанта
Седова. :

— Тот самый. — овавал of ¢ Dopmor
стью. — Вы женаты?

— Чо?

— Я спрашиваю. женаты ли вы? —
нетерпеливо переспросил капитан,

— Да много дет.

— Hy и как?

Я рассмеялся:

#
—. Очень хоропю. У меня даже дети.

Двое.
— Ата. Уве ле © тлубоким
удовлетворением сказал капитан, —= BOT

видите. это уже совсем другое дело.
> Не совсем ясно было. почему это “APY”
тое дело», но я не стал до поры до вре
мени углублять этот в0прос. ар
минут мы ‘видели и курили молча, Ифом
я спросил, на каком корабле он теперь
пришёл в порт и были ли У него доро=
той столкновения © противвиком.

— Были, — живо ответил он. — Ч
касается корабля, на котором я пришел...

листьев. Этот прибор
применить новые,
простоте и точности, методы  исследова-
UA.

сертации Тимирязева.
торитеты

ТИМИР

> кым, но и великим тражлананом своей

К СТОЛЕТИЮ родины. Прекрасен и sees образ Ти

CoO 0H ЖД мирязева-натриота. — Вею свою дол.
ДНЯ РО ЕНИЯ летнюю  плолотворную казнь он отдал
i: служению родному наролу. С восторгом

давать из воды и углекислоты органиче-
ские вещества и накапливать при этом
излученную солнцём энергию является
одной из важнейших основ существова-
ния жизни на земле.

_ В 1868 голу на первом с’езле русских

естествоиспытателей  Тимирязев демон“
стрировал сконструированный ‘им прибор
для исследования ‘ воздушного питания

дал возможность
остроумчые по своей

Замечательными вкладами в науку
явились магистерекая и докторские дис-
Крупнейшие ав-
того времени защищали
взгляд, что действие свет» на процесс
разложения углекислоты  пренерциональ-
но его действию на глаз, то-есть, свето-

вому напряжению, Имея против себя
всех, Kak OH сам писал, ‘ботаников и
физиков мира, Тимирязев смелыми и

исключительно точными опытами неопро-
вержимо доказал, что процесс. разложе-
ния углекислоты зависит от энергии сол-
нечных лучей, а не от их яркости. Он у6-
тановил также, что важнейшую роль в
процессе разложения углекислоты ‘играл
ют не желтые, & красные лучи спектра.

Эта большая научная победа явилась
триумфом русской науки. Президент Бри-
танской ассопиации наук, вылающийся
физик Горас Браун писал впоследствии,
что OH «был поражен исключительной
красотой и важностью работ мистера Ти-
мирязева... которые устранили  мвого
иллюзий» \ :

В 1903 roxy великий русский уче-
ный получил почетное приглашение прэ-
честь перед крупнейшими учеными Евро-
пы так называемую Крунианскую лекцию
о результатах ето З5-летних экеперимен-
тальных исследований, посвященных до”
казательству космической роли растения.

Этой лекцией были увенчаны  клаесиче-
ские работы Тимирязева по  хлорофилу.
н исчерпывающе доказал, Yo лучи

красной части спектра обладают наиболь-
шей энергией поглощения и представля-
ют «узел, соединяющий все живое на
нашей планете с источником его силы —
солнцем», a

«Не достойно ли удивления, — писал
много лет спустя Тимирязев, — что; сознав
внервые свою творческую силу в прюцес-
се строительства будущих судеб челове“
чества, трудовые массы избрали симва”
лом этой силы именно тот же красный
цвет».

‘Выдающиеся научные заслуги Тимиря-
зева оценены были во всем мире. Его из-
брали почетным ` доктором Кембриджекого,
Тлазговекого, Женевского и многих дру“
гих университетов, членом Лондонского:
королевского общества и многих научных.
физических и биологических общестя.

Можно без всякого преувеличения ска-
зать, Что история естествознания знает
мало таких имен, чьи труды по дарви”
низму обладали бы такой силой, как ти”
мирязевские. Уже перзая книга Тимяря-
зева. посвященная дарвинизму, — «рат
кий очерк теории Дарвина», — была из”
хожена с такой глубиной и блеском, что
почти через три четвеэти века — в 1937
тоду — была переиздана в качеслве учеб-
ного пособия ‘лля  советекого студенче“
ства. Крупнейшим теоретическим произ”
ведением по ларвинизму  ярилась книга
Тимирязева «Исторический метод в Sno
логи». Задачей этого выдающегося. ис-
следования является раскрытие содержа’
ния и 8вс60б`емлющего. значения нового
исторического метода в биологий, кото-
рый, по оценке классиков марксизма, наг

нес смертельный удар. метафизике в есте-

ственных науках.  Естественно-научная
часть этого труда, в котором великий
биолог выступает как плодотворный про-
должатель Дарвина, остается и в Ral
дни действенным оружием в борьбе за
творческий дарвинизмь

Язев был не. только В

eer ОНИ

елиИкиМ.

уче-

У него стало. лукавое Imo H OR T0-
детски оттопырял губы,

— Белая яхта с серебряными паруса-
ми, = сказал он. смеясь, — летела сю
да, как ва крыльях. Приходите завтра в
час дня’ вы увидите её. He поддаетоя
описанию. Название — «Буря», — 10
‘бавил вн, вставая и протягивая мне TO.1C~
тую, твёрдую руку...

На другой день я был в порту.

— Какая «Буря»? Танкер? Вот o8,—
указав огромную рыжую посудину, зава”
ленную железным ломом. сказал мне 1п0с*
товой., — Жапитан? — Макаров.

— Точно. Танкер «Буря»,
Макаров. › a

Должно быть, у меня был растерянный
‘вид, потому что он серьёзно посмотрел
‘на меня и на всякий случай проверил
мой документы,

Bor jer и белая яхта! Без особенной
морской лихости я осторожно взобрался
на танкер по шаткому тралу.

— Эй ость тут вто?

Гле-то наверху открылась дверь. Ocrpo-
носый. маленький, с черными сросшими”
ся бровями человек выглянул и спросил,
что мне нужно.

— Капитана Маварова, =— отвечал я <
досадой. -

‘Он спустилоя вниз и
но мы представились друг другу. Это был
штурман «Бури» Лёша Брагин, Теперь
мы друзья и поэтому‘ я называю ©го
просто Лёша. _

— Может быть. мы пройдем в салон?
Капитан просил вас подождать. Он п0е-
охал за Олимниалой Петровной.

Очевидно, Лёша полагал, что я знаю,
кто. такая Олимниада Метровиа. Мы про-
ии в салон.

Салон —= 970 было здорово
Возможно, что здесь когда-то дейотвитель-

капитан

очень официаль“

о —

ПИ ЕЕ Е ВА

erazano!

КРАСНЫЙ ФЛОТ

732Е!

принял Климент Аркадьевич Октябрьскую
революцию и отлал все силы своего ума,
Pech свой авторитет мирового ученого
делу построения нового общества.

В 1919 голу, в 76-летнем возрасте, ой
публикует сборник статей пол названием
«Наука и демократия», С полным правом
указал Тимирязев в этом сборнике, что
OHexHe колеблясь, стал под «красное зна”!
мя» как раз в тё дни. когда темпые силы
всего мира забросились па него в наде-.
жле еще. раз потопить: его в крови».

В, Ленин, которому Тимирязев по-
слал книгу, ответил ему следующим пись-
MOM: .

«Дорогой Клементий Аркадьевич!

Большое снасибо Вам за Вашу. книгу и
добрые слова, Я был прямо в восторге, чи-
tax Bam замечания против буржуазии и,
за. Советскую власть. Крепко, крепко жму.
Вашу руку и от всей души желаю Вам,
здоровья, здоровья и здоровья! :
oe Ваш В. Ульянов (Ленин)».

Избранный железнодорожными рабочи“
ми членом Московского Совета, Тимирязев
обращается с пламенным призывом к
трудящимся отдать свои силы на строи”
тельство великой советской родины, 10“
хобню тому, как героическая Красная Ap-
мия отдавала свои силы, чтобы отетоять
родину от врагов. Нельзя без волнения
читать горячие строки этого влохновен”
ного призыва великого гражданина На-
шей родины. Они звучат как призыв и в,
наши суровые дни:

- «После изумительных, самоотвержен-
ных уснехов наших товарищей в рядах
Ирасной Армии, ‘спасших стоявшую Ha
краю гибели нашу Советскую республику
ий вынудивших тем удивление и уважение
паших врагов. —— очередь за Красной ар-
мией труда. Все мы, стар и млал, тру’
‘женики мышщ и труженики мысли долж
ны сомкнуться в эту общую армию тру“
ла, чтобы добиться дальнейших плодов
этих побед... Работать, работать, работать!

..Чет в эту минуту труда мелкого, не”
важного, &а и подавно нет труда посты
ного. Есть один труд— необходимый и
осмысленный. Но труд старика может
иметь и 960бый смысл... может подогре-
вать энтузиазм молодого, может присть“
дить ленивого.

У меня всего олна рука здоровая, во
и она могла бы вертеть рукоятку np
ла, у меня всего одна нога здоровая, #0
н 9т0 не помешало бы мне ходить
толчаке», \ :

Таков

был клич к народу в тяжелые,
но великие своей исторической значи.
тельностью, дни гражданской войны,
клич, провозглашенный всемирно приз-
навным ученым и любимым другом тру”
хашихся Климентом Аркадьевичем Тими-
рязевым, который, по выражению другого
гениального русского ученого, академика.
И. П. Навлова, «был ‘источником совета
для многих поколений».

Последние слова ‘Тимирязева были 96-
ращены к Владимиру Ильичу Ленину ®
большевистской партии. 3a день до. смер-
ти он сказал лечившему ето врачу-ком-
мунисту:

«Я всегда старался служить  чело-
вечеству и рад, что в эти серьезные для
меня минуты вижу в4с. представителя.
той партии, которая действительно слу-
жит человечеству. Большевики, проводя
щие ленинизи, — я верю и убежден —
работают для счастья народа и приведут
его к счастью. Я всегда был ваш ис
hee s

т №
(Советский народ глубоко чтит память
  великого ученого и патриота, отдавшего
се силы своего выдающегося ума и та“
ланта для процветания своей родины,
для борьбы за ее культуру.

В исторические дни отечественной вой-
лы образ Тимирязева. как и образы всех
великих сынов русского народа, влохнов-
ляет нас на борьбу с немецко-фалристоки-

ми захватчиками — смертельными врага-
op Hallet polRHM и нашей культуры.

-—-

но был салон. Теперь этому трудно было.
поверить. Стены этого «салона» были
черны от дыма, потолок пробит и люст-

/ра — 10, что некогда называлось люст-

‚рой — была влеплена в него, Rak B тес
т. Пустая рама висела над перекошен-
ным буфетом, у которого был забавный,
обиженный вид. Конечно, здесь был
Tomap.

Но в втом полусторевшем CanoHe стоял
под белой скатертью длинный стол, и этот

стол был великолепно накрыт по крайней.

мере Ha двадцать приборов. У каждого
прибора стояла — че лежала, а стояла—
салфетка какая-то рыба ¢ толетой  звер-
ской мордой лежала в центре стола, и
эта рыба была украшена цветами. Ивета-
ми — это Ha шестьдесят девятой парал-
лели! Впрочем, цветы — нежные поляр“
‘ные маки —- стояли еще и ва буфете и
даже в петлиие штурмана торчал пветок.
Очевидно, капитан Макаров пригласил ме-
ня на какое-то торжество. Это было очень
интересно, :

Забыл юказать, что пигурмаи вообще
был олет превосходно. В штатеком си
нем костюме © длинными отворотами, в
желтых ботинках. Ho только он один.
Через полчаса в салоне собрался почти
весь экипаж и, начиная ‹ буфетчицы,
кончая первым помощником, — все были
в изодранных. полуобгоревших робах,

Снова загадка! Тернение мое, наконец,
кончилось. Я вынул блокнот и стал зада-
вать вопросы,

Вот что ‘несколько лней назад произош”
ло с танкером «Буря». .

Налитый до краев густым фиолетово-
чёрным мазутом, он стоял на якорях,
снабжая торючим  приходившие 6 опера-
ций оуда Северного флота. Три «Юнкерса»,
внезапно выскочив из-за отвесной ска-
лы, прикрывавшей бухту; один за дру”
гим спикировали ва него и сбросили 00м-
бы. Ояна попала. Еще в воздухё от нее
оторвалея стабилизатор и, падая, она KY-
выркалась. как брошенное полено. Она
упала боком, в центре по левому борту
пробила обшивку спардека и взорвалась.

\его выдающихся заслуг перед роди-

И. АМЛИНСКИЙ.

Северный

Н-ской

HOH лодки во время боевой тревоги.
; : Фото Н. Веринчуба:-

флот. Артиллериеты ^
Краснознаменной нодводи

Ознаменование 100-летия _
во дня рождения.
H. А, Тимирязева

В связи е исполняющимея 100-лети-
ем со дня рождения Климента Арка-
дьевича Тимирязева, в ознаменование

ной в деле развития физиологии ра-
стений, ‘агрономической науки, пропа-
ганды и развития дарвинизма, Совнар-
ком СССР. принял постановление 06.
увековечении памяти великого учено-
го.

Государственному научно-исследова-
тельскому _инетитуту ботаники при
Московском Университате имени Ломо-
носова присвоено имя К. А. Тимирязе-
pa. В Московском государственном”
университете и Сельскохозяйственной
академии имени К. А. Тимирязева уч-
реждены но двэ аспирантских стипен-
дии имени К. А. Тимирязева в 800 руб-
лей в месяц и по 5 студенческих ети-
пендий в 400 рублей в месяц.

Акадёмии Наук СССР и Всесоюзной
академии  сольскохозяйственных наук
имени В. И. Ленина поручено издать
юбилейные сборники, ‘посвященные
100-летию со дня рождения К. А. Ти-
мирязева. Совнарком СССР’ обязал Огиз
РСФСР издать собрание сочинений
К. А. Тимирязева, & также  моногра-
фию © жизни и трудах великого уче-

В Москве на доме № 2 по улице
Грановского, где жил К. А. Тимирязев,
устанавливается мемориальная доска.

: (TACC):

— ЧЕМУ УЧИТ _
БОЕВОЙ ОПЫТ“.

Недавно в Комсомольской организэ-
ции Н-ской части состоялось интерес-
ное собрание © вопросом «Чему учит
нас боевой опыт». докладом выету-
пил командир части. Он подробно’ рас-
сказал комеомольнам об. одном прове-
денном бое, в котором комсомольцы
тт. Воробъев, Крохичев, Журавлев, Со-
колов, Авдеев и Ковалев проявили сно-

ровку, личную инициативу и умение

ориентироваться в сложной  обетанов-
ка. : - : С

Был такой случай. Во время огневого
налета врага ‚была перебита связь,
создиняющая подразделение с коррэк-
тировочными постами. Коммунист Hou-
дратьев и комсомолец Ракутин, не имея
возможности получить указание от
командира о дальнейших действиях,
сами приняли решение и установили
связь: 3 :

После доклада начались оживленные
прения. Выступавшие комсомольцы го-
ворили о том, чему. их научила война
H GPO OHH должны сделать, чтобы еще
успешнеа разить врага.

А. НОНОВАЛОВ. .
Краснознаменный Балтийский, флот.

Двери, переборки, т
тели — 866, что‘ попало под взрывную
‘волну, полетело как листочки бумаги‘ на
склозняке. Перекорежило листы железа
в палец толщиной, сломало, как спички,
ребристые` бимсы, ae

И все это были пустяки в сравнения с
тем. что увидел, выбравшись из-пол 05-
ломков мебели, капитан Макаров. Танкер
торех — вспыхнули сложенные Ha палу-
бе лоски. Ещё минута — и пламя ветром
закинуло на корму. Воды не было, огне-

тущители сметены взрывом, . пожарная Ma- },

тистраль перебита...

Пятьсот тонн мазута лениво покачива”

лись в кормовом трюме.

Шроше всего было, разумеется поки”
нуть . корабль. «Но для нас. — сказал
мне, смеясь, Мёша Брагин. — это было,
пожалуй, слишком просто».

Пробегая мимо люка, который вёл в
котельное отделение” капитан ‘услетиал
странный шум. Листох сорванной обтив“
ки пробило борт ниже ватерлинии, и ко
тельное отделение быстро замолнялюсь Bo-
дой. Боротьоя, стало быть, нужно было
уже не только с огнём, но и с водою. На:
верху на палубе каждый тотов был 34
ведро воды прозакладывать душу чорту,
а внизу кочегары яростно «боролись. с во”
дой, пытаясь заделать пробоину в полови“
ну квадратного метра. Это былое  невоз=
можно. и тогда, задыхаясь 8B дыму, они
выгребли жар из топки и выбрались из
котельного вплавь, ‘Убедившись В TOM,
что переборки выдержат давление».

Межлу тем горловина кормового ‘`люка—
деревянная торловина, через которую ка-
чают мазут, —уже пылала. Все летело 8B
огонь -— робы, полушубки, фуфайки. To-
лые, черные, страшные моряки  грулью
падали на этот ворох одежды, из-под кото”
рого выбивалось пламя.

Огонь не выдержал
опахлать.

натиска и стал

ona.
Tankepe

на зарёл их № WeCBATD  TDHAMats
Стало быть, смоЭТь тостяла на

ee See

‘мебель, - отнотушя-

Bor и все. Часы остановалиеь ровно на.
херяти. Капитан, любивший порядок, сно-

У

> › НАЛЕТЫ НАШЕЙ АВИАЦИИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ СМОЛЕНСК

И СТАНЦИИ КАРАЧЕВ, КРАСНЫЙ БОР

В ночь a 2 июня наша авиация
дальнего действия совершила  масоирован-
ные. налеты на железнодорожный узел Смо-
ленбк‘и станции Карачев и Красный Бор.
В результате бомбардировки эшелонов про-
тивника ча жетезнодорожнюм узле Cao
ленек возникло много пожаров, сопровожл
давшихея взрывами, В районе железноло»
рожной станции Карачев наши летчики
наблюдали сильные взрывы складов бое-
притасов. <4

В районе железнодорожной станции
Красный Бор (западнее Смоленска)  силь-
ной бомбардировке были полвертнуты 246”.
положенные здесь крупные склады против”
ника © боеприпасами. горючим, вещевым и
инженерно-техническим имуществом. В ре-
зультате прямых попаданий бомб вся пло-
шаль складов была охвачена огромными

` пожарами. Среди пожаров отмечено много
взрывов больной силы.

Все наши самолеты, кроме одного. вер

нулись на свои базы.

‚ Малет немецкой авиации на Курск

Лнем: 2 июня немецкая авиация круп”
ными силами произвела пять налетов на
железнодорожный узел и тород Курск. В
этих налетах участвовало до 500 самоле-
тов противника. Некоторое число немецких
самолетов прорвалось в тороду и бесторя“
‚дочно сброшенными бомбами нанесло мате-
риальный ущерб. Есть жертвы.

При отражении налетов вражеской авиа”
ции на Курск развернулись aa res
воздушные‘ бои. Наша истребительная

Повышение идейного уровня командно-
то состава всегда было предметом заботы
большевистской партии. Отечественная
война потребовала OT политорганов уси-
ления воспитательной работы с командира-
ми, ибо чем выше идейная вооруженность
командира, тем лучше он решает боевые
задачи.

В летных частях прививаются беседы
с командирами © выполнении воинского
долга. о повышении моральных и боевых
качеств, 0  командирской чести. Майор
Мещеряков в непринужденной обстановке
начал рассказывать летчикам © чести
командира. Завязался оживленный разго-
вор, летчики приводили примеры, ToBo-
или, в частности, о доблестном поступ“
ке лотчика-истребителя Рассадкина, ко-
TODELE p BOSAYMIHOM 6010 засловил своим
самолетом ‘от трассы «М -109» самолет
жомандира части. В других беседах речь
шла о наших Героях Советского боюза—
Валитыркове и Гаврилове, © выполнении
ими воинского долга.

Недавно член партии капитан  Висе-
лев, заместитель командира эскадрильи,
сделал на партийном собрании доклад
`«Мои 150 боевых вылетов». И в докла-
ле и в прениях пентральным был 80106
© командировкой настойчивости и воле, ©
выполнении воинского долга. Киселев вы“
сказал свои взгляды на торпедную атаку.
А на другой день он на деле проявил
исключительную волю и настойчивость,
потопив лерзким тортедированием фаптист-
ский транспорт.

„Регулярные занятия по военно-полити-
ческим вопросам заинтересовали команди-
‘ров и дали толчок к повышению своего
политического образования.

Собеседования по некоторым темам про-.
холили очень акливно. Так, например, по
теме «Война и политика» беселой руко-
волил пропагандист Круглов. Выступали
семь командиров, возник спор. В резуль-
Tate каждому стало ясно, что надо взять-
Ch 34 КНИГУ.

Чт” читают командиры? Следует отие-
лить отрадное явление — они стали с ин-
тересом читать классическую литературу.

Командиры охотно читают «patra курс
1 истории ВЁШ(б)», военные произведения
Энгельса,
‚ мятся осмыслить ход отечественной вой-
  ны в свете марксистской философии. Груп-
(ta команлиров (инженеркапитан Данич,
лейтенант Федин, военврач 3-0 ранга
Филиппов, техник-лейтенант Иванов) изу-
чает четвертую тлаву «Краткого курса».
  Звакомясь ‹ выступлениями товарища
  Сталина в перкод отечественной войны,
с ©го’ работами по вопросам философии
и маркоготской диалектики, командиры
лучше осмысливают происходящие <06ы-

В. _

Теперь, пожалуй, можно было и OTHOX-
нуть, тем более, что командующий прел-
ложил жёлающим сойти на берег. Но желаю”
щих не оказалось. Корабли подходили
© операций, и нужно было снабжать их

«Буря» веего только тридцать одну ми-

DOPIOUUM, & не отдыхать, тем более, что.

ничего особенного, в сущности говоря, не
случилось, es

Вот почему команда танкера «Буря»
ходила в полуобгоревших робах. А штур=
ману просто повезло — накануне один мо-
PAYOR одолжил у него штатский костюм,
чтобы пойти с девушкой 2 театр.

Мы обошли танкер, вернулись, и капи-
тан Макаров, который здесь, в атом тес-
ном салоне казался еще толще и выше,
встретил нас на пороге.

_— Привет, — гулко сказал он. — Hy.
как моя яхта?

его «Заметки о войне», стре-

о ЕЕ ee ie

авиация в результате этих боев нанесла
тяжелое поражение противнику. Шо пред
варительным и неполным данным; в райо-
не Курска нашими летчиками сбито в
воздушных боях 93 немецких самолета.

Кроме того, 30 самолетов противника уни“.
чтожено огнем зенитной артиллерии. Та’
RUM образом, всего в течение дня в райо-
не Курска сбито 123 немецких самолета.
Наша авиация потеряла 30 самолетов,

Илейно вооружать командиров

тия. Им во многом помогают политработ-
НИКИ.

Некоторые товарищи и во время вой-
ны занимаются политическим сам00бразоз
ванием. Инженер-капитан Ханин  прочех
«Критику Готской программы» Маркса,
«Государство и революция» Ленина, от-
дельные главы из «Материализма и эм-
пириокритицизиа», 6-ю и 8-ю мавы
«Краткого курса истории ВЕП(6)», читает
журнал «Под знаменем маркоизма». Под-
полковник Ведмеденко при всей своей за-
HATOCTH нашел время хля изучения чет-
зертой главы «Краткого курса», прочел
«Философские предшественники маркиз
ма» Юдина. Летчик майор Лапшенков
прочел военные произвеления Энгельса,
все труды Тарле. все известные книги из
мемуарной литературы. Инженер-капитан-
Караваев с увлечением читает «Две так-
тики» Ленина. старшие лейтенанты Сту-
калов и Зюков — «Историю дипломатии».
Даже некоторые политработники не 1200“
тают над с0б0ю так, как эти командиры,
» живут за счет старого багажа знаний.

Наша ближайшая задача — создать
возможные условия для самюобразователь-
ной работы командира. Нростое дело ——
принести в землянку книгу, возбудить в
ней интерес, организовать ев обсуждение.
Но за это дело некоторые политработники
не берутся. Например, в одной и той же
‘части два заместителя командиров эскад-
рилий по политической части старитие
лейленакты Соболев и Балабан решают
эту задачу по-разному. Соболев заботится
о культурно-политическох = воспитании
летчиков, систематически меняет в би0б-
лиотеке передвижеху, приносит в землян
RY классическую литературу. Балабан же.
‘такой заботы не проявляет — ве удиви-
тельно, что летчики этой эскадрильи жа“
‘луются на отсутствие литературы. =

Несколько слов ю лекциях лля Коман»
ного состава. Тематика лекций крайне or-
раничена — обычно © текущем моменте
отечественной войны, международном по-
ложении, ‘военно-политической подготовя
ке. Мало лекций на исторические темы и
совершенно не практикуются экономиче-
ские обзоры. В этом повинны ие только
пропагандисты  соелинения. На месте
очень трулно достать необходимый матери-
ал, з политуправление Северного флота в
этом отномении мало помогает. С большим
интересом командный состав  прослу“
Wax  леклию «Полководческое искусство
товарища Сталина», -

Условия фронтовой скизни затрудняют
учебу командиров, но они не могут и He
должны препятствовать воспитанию коман-
диров. Лолг политработников — непре-
рывно улучшать это Teno.

ee Подполновник А; КРЫЛОВ.
Северный флот.

Но вот ветал капитан. ^

—= У нас сегодня гость, =—свазал я —
ий возможно, что он несколько удивляет“
‘ся; «В чем же дело?» Дело в том, что
я женюсь, — это основное; Вто против?
Поднимите руки. У меня другая точка
зрения, и эта точка зрения в данную ми?
HYTY сидит рядом со мной в белом платье
и боится, что я расскажу, как это случи-
лось,

Bee захохотали, ион постучал ложечкой
9 стакан, . }
_ — Как же это случилось? Очень про-
сто, дорогие друзья. 3a Tox до войны я
пришел к этой девушке и спросил, не хо-
чет ли она стать моей женой. Ну-ка,
что ты ответила, Липа?’ — спросил эн
живо, обернувшись к Олимпиаде Петровне
и положив к ней на плечо большую,
добрую руку.

Онз засмеялась и ничего не сказала,

Он представил меня русой, poomol me) Созласиласт, —— торщественно 26
вушке, лет двадцати четырбх, степенной,   ит капитан, — но с условием: «Это
SOOT ae aren, Кота 9 Ornmmun,   CCT 7 сказала она, — когдь TH DM
ла MHe DYKY, HB CKAZABINEH THXO’ VIMMEMG-   yom, ya белой яхте с серебряными пару“
a Herponue, вами»

— Шюшу садиться!

И мы с шумом уселись за стол, Я по
емотрел на этот великоленный отол, YR
рашенный цветами, на довольного, грубо-
‘румяного ‘капитана, на ео нежно“румя-
ную подругу, которая Tak тихо сидела
рядом с ним, опустив тлаза, и понял, на
каков торжество пригласил меня капитан.

‘Tema вотал, и мы услышали первый
тост, традиционный тост моряков:

— За чех. кто в море!

_ И стоя мы вылили за тех, кто в море,

Потом мы выпили за радиста“сигналь“
щика Петю Шлыкова, который был ранен
в толову и созалитым кровью лицом ‘зал
ставил себя ветать, чтобы посемафорить
на берег.

Потом за буфетчицу Катю Калмыкову,
которая, сидя в салоне, ждала раненых и,
не ложлавиясь, спустилась вниз и вме-
сте. с мужчинами стала, гасить огонь.

Потом за капитана, ‘который вместе с
кочегарами, по пояс в ледяной воде, ис-
Г правлял повреждения.

На этот раз такой оглушительный XO .

хот раздался в салоне, что засмеялись
тие доски переборок.

— Она` мечтала © красоте, — продол*
жал капитан, — и жизнь
сказкой. Однако реальная  действитель-
ность привела меня в порт на этом 6069
вом корабле, который ничем не напоми“

как мечта потому что теперь она поняч
ла, что наш черный сгоревший танкер
красивее самых белых яхт в мире. oro:
му что красота в душе, —убежденно ска”
зал капитан, — в исполненном долге;
в победе, И когда я снова пришел в ней...

Было совершенно ясно, что произошло,
когда капитан снова пришёл к Олимниале
Петровие. Но мы выслушали ево до кон
па, & потом вотали и со звоном ударили
стаканами над столом. Это был тост за
жизнь, которая продолжается, за любовь,
которая победит...

или проскрипелая что-то даже прогорев-

казалась ей.

нает белую яхту. Но лля нее он пришел,