zt

ib

NE

Ё

t
PM

9 июня 1943 г. № 134 (1392)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

‘вскоре доложил о появлении двенадцати

’(треленкий. Кровь заливала Стрелецкому

*

Вой морского охотника.
с 12. «Мессеримиттами»

На высоте около двух тысяч. метров по-
явились два вражеских разведчика п сно-
ва ушли в облака, Вое на морском охот
пике уже знали: прилетел разведчяв ско»
ро жли с«тостей».

Море было наредкость тихим. Солнце то
т дело скрывалось за низкими облаками.
Комантир катера лейтенант Данилов, сяг-
нальщик Новожилов и другие напряженно
вематривались в небо.

Рулевой старшина 27й статьи Завьялов

«Мессершииттов». Оли шли на катер
строем клина, звеньями по три самолета.

Пулеметчики старшина 1-й статьи Ан
дрейко, бопман Гераоимовский и комендо?
ры орудий одновременно открыли огонь.

- Метрах в ста от правого борта стала
вокипать вода, бурлящая полоса  стреми-
тельно приближалась к катеру, Это били
10 воде немецкие пулеметы и пушки. :

— Право на борт! — скомандовал J[a-
илов и перевел ручку машинного  техе-
графа.

Завьялов переложил руль. Бомба, напе”
ленная в самый пентр палубы, только за-
дела край борта, Катер отбросило воздуш-
ной волной, пробвистели осколки. Под от
нем «Мессершииттов», в реве бомй, падав»
ших за кормой, механик Андреев заделы“
ват пробоины.

Среди ‘экипажа появились раненые.
Упал на палубу установиик прицела Мас-
линский, пошатнулся подносчик снарядов»

тлаза, но он продолжал полавать` снаряды.

Рулевого ранило в плину. но он 10
прежнему уверенно управлял штурвалом,
& полуслова понимая приказы командира.

В самом начале боя метким попаланием
катер сбил первый «Мессеритагите», Он, не
выходя из пике, врезался в воду,

Жогла бомба скользнула по борту мор-
«кого охотника, электрик краснофлотет
Дизунков находился в отсеке. По боевой
тревоге его место у пушки: он -— подно-
ечик спарялов. Лизунков кинулся Е тра-
пу, В этот момент катер тряхнуло. Лизун-
ков свалилея обратно. Недалеко от него
разорвалея снарял, Пена от пробитого oc:
холвом минимакса брызнула на красно“

флотцев, но моториеты продолжали рабо-
тать, Лизунков выбрался наверх и стал
подавать снаряды на носовое орудие,

На этом орудии отличилея еще me of-
стрелянный краснофлотец Некрасов. Моло-
Лой моряк, около месяца назад пришедший
Ha катер, выделялся как хороший навод“,
чик. И даже теперь, раненный дважды,
он действовал © обычной точностью.

Второй фашистский самолет,  подбитый
катером, залымил. Его летчик выбросился
над морем с парашютом,

Корабль отбил все атаки «Мессершиит-
тов» и полным ходом возвращался в базу.

— А ведь сегодня вроде как мой юби
лей. ребята, — сказал Лизунков, Ровно
тод назад ему был. вручен орден Красной
Звезды за успешную борьбу с пожаром во
время боя.

Девять орленоносцев, девять испытан
REX бойцов насчитывает экипаж катера
лейтенанта Данилова. Члечом в плечу с
ними сражались новички, недавно пришел
шие из школ и прекрасно проявявшие
себя в б0ю. , :
_ Когда катер подошел в стенке, боль-
шинство следов боя уже исчезло: многие
повреждения устранили на переходе.

horla подошла за ранеными автоматти-
на, краснофлотец Отреленкий с обуотанной
бинтом головой скрылея в кубрике. Только
несколько времени спустя он выглянуя,
онасливо обводя тлазами пирс.

— Уехала скорая помощь? —- спросил
он.

— Увхала! Уехала! — смеялись това“
puma, — Вылезай,

Был лвеналиатый час ночи, но яркое
солнце светило нал гранитными скалами
сбегающих к морю сопок. Морской охот
ник ушел в поход ранним утром, и
командир вдруг почуветвовал голод. Но,
прежде чем спуститься в кают-компанию,
он выслушал рапорт осматривавитих  тп0х-
волную часть вололазов. Вололазы лоложи-
ли, что повреждения не обнаружены. —

Морской охотник снова может итти в

море.
Н, ПАНОВ.
  Северный флот.

УДАРЫ ПОЛЯРНЫХ ЛЕТЧИКОВ

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 8 mona. (Gren.
корр. ТАСС). С начала отечественной Boi
HR летчики гвардейского  краснознамен“
ного полка сбили 302` фашистских само-
лета, В весенних боях этого года 906000

выделяется первая эскадрилья полка. Лет
чики эскадрильи сбили в мае 16 самоле-
тов противника, <не потеряв ни одного.
Командир эскадрильи калитан Коломиец
©бил в мае четыре самолета врага.

ИЗ ПЕХОТНОГО ОРУЖИЯ—ПО САМОЛЕТАМ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 июня,
(Слец. корр. ТАСС). Немалые потери в
самолетах несут немцы от огня наших

пехотных частей, вотречающих. атаки ©
воздуха залповым  ружейно‘пулеметным
огнем,

Нал окопами двух подразделений 10-
явилась большая группа бомбардировщи“
хов. Пехотинцы дали несколько залпов по
самолетам, Немецкие летчики поспенитли
отвернуть в сторону. Один самолет круто

пошел к земле м взорвалея вместе 60 сво-

им бомбовым грузом, 2

Олин немецкий самолет был уничтожен
бронебойщиком, а другой — пехотинцем,
стрелявшим из обыкновенной винтовки.
Подразделение, действующее в плавнях,
за последние лве недели огнем винтовок,
пулеметов и противотанковых ружей сби`
16 11 и подбило 4 неменких самолета.

А. МАЛИБАШЕВ.

Seer eee

Вручение медалей „За оборону Ленинграда“

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, $ июня, (Пе телеграфу от наш.
норр,). Командиры _и  краснофлотцы
Краснознаменного Балтийского флота
в торжественной обетановке получили
медали «За оборону Ленинграда».
Командующий Краенознаменным Бал-
тийским флотом адмирал Трибуц вру-
чил медали большой группа награж-
ленных командиров, Медали за оборо-
ну города Ленина получили контр-ад-
мирал Левченко, Герой Советекого Co-
юзА капитан Голубев, полковник у-
мяннев и другие.
_ Командующий также вручил нагр»?
лы большой группе трудящихся. Крон
итадта. Вместа с моряками Краенб-
Знаменной Балтики и бойцами Ленин*
градекого фронта они мужественно

защищали свой любимый город:

Вата

Очень молодые по возрасту и еше. не
бывавтие в боях сержанты Лобанов и
Влимов пришли в эскадрилью твардии ка”
питана Доброва 30 апреля, Летчики 96°
вадрильн почти каждый день вели Hae
пряженные бон с вражеской авиацией ее-
зеро восточнее Новороссийска. В течение
мая она сбили 18 самолетов противни-
ка, из них 8 — Лобанов и Климов, 919
ыы большой уснех молодых жетреби-
телей,

При первой же беседе с прибывшими

товаринами Лобров заметил, что они mer

лают скорее итти в бой. Это понравилось
хоманлиру, но надо было обстоятельно 10
знакомиться с сержантамй, олготовить
их к первому вылету.

Изучение и испытание летчиков в BOS
духе началось с полетов на барраж. Доб
ров прелупредил, что прикрытие прифрон”
товой базы — серьезная залача, так Kak
появление вражеской авиации над ней
возможно в любое время.

Кажлый полет нал базой был продуман.
Ееди, например, стоял солнечный день,
Цобрев несколько уклонялея в сторону
солнна, «Почему?» —= спранивая он у
зетчиков. И отвечал; «Мотому, что немцы
обычно захолят на об’екты © соляечной

‚ вороны, Мели врагу yaacrea даже 10»
равнятьея с самолетами барража, он еще

ле будет над об’ектом, & остальное решит
зозлутный бой», .

Еели летчнри получали сообщение ©
появлении самолетов противника, T1010
jum, на высоте 4.000 метров,  Добров
немедленно набирал болелтую высоту, ука”
зывая подчиненным, что, облалая salar
COM выеоты и скорости, они с самого на-
чала смогут взять инициативу боя в свои
руки. j 1

№ радости Доброва Лобанов и Lamon
пролемонстрировали хорошую технику пи“
лотирования, понимали ведущего-

Добров принрепил Климова к опытио-
му, тактически трамотному летчику Куд-
тину, а Лобанова стал брать ведомым ©
собой, Перед вылетом на прикрытие на“

о

С горячимя словами, полными любви
х родине, выступил на вручении ме-
далей личному составу торпедных war
таров старшина 1-й статьи Кононов.

— Мы любим свой город, — скавал
он, — и будем его защищать, He Mar

‚дя ввоай жизни. Катерникя всегда го--

товы выйти в море, чтобы искать вра-
та и там бить его насмерть. Нолучая
эту почетную награду, мы даем мар-
скую нерушимую клятву — драться ©
врагом ло полной победы,

Личный состав части выстроилея на
плацу. На груди у командиров и крас-
-иофлотцев сверкают медала, на кото-
рых, как символ, вычеканены на фоне
Адмиралтейства краснозрмаец, краено-
флотат и рабочий, совершавшие Bé-
личайшие подвиги, защищая великий
город Ленина «

От корреспондента

«Красного Флота»
>

;
ших войск на линии фронта, где встреча
е авиацией противника была почти неиз-
бежной, командир эскадрильи снова бесе-
довал с мололыми летчиками.

— Вы рветесь в бой, — говорил Доб-
ров.  910 очень хорошо, Но бой требует
от истребителя‘ определенных качеств, на-
пример, храбрости. Но сегодня советую не
стремиться сбить _ немецкий самолет во
что бы то пи стало, Вы летите ведомыми-
Главное, следить за хвостом ведущей ма“
шаны, в то же время оберегая от вне-
запных атак свой самолет,

В первом же сложном полете, при про-
тиводействии неприятеля, Добров отметил,
что Лобанов бдительно наблюдает за воз-
духом и неплохо охраняет хвост коман”
дирекой машины, Но при этом еще трудно
было сказать, кто за ного больше’ отвеча”
ет-— ведомый за велушего или наоборот.
Идя толевным, Добров видел каждое дви”
жение подчиненного, Лобанов, убедилея в
этом внимании во время одной из нчервых
встреч с вражеской авиацией. В ходе
вездущного боя, набирая высоту, Лобанов
завие на горве, Самолет, теряя скорость,
мог в0т-вот. войти в штопор, Кроме того,
для злаки со стороны противинка это был
наивыгоднейший момент, и «Мессершуит-
ты» устремились на сержанта» Но еще до
этото критического положения самолета
Лобанов услышал по ралио толос koma
дира:

— брамме машину на крыло. Bac
атакуют слева два «ето девятых». Идите
под них

Молодой летчик почувствовал команди”
ра как бы у себя в кабине. Он быстро
свалил машину и, заметив немцев, ри”
нулся под них. Атака врага была сорва-

на, 3 Добров, развернувшись, уже шелна!в вровя у истребителя, — говорил Доб- понятия. Надо прививать летчику

_ Морская песня

Над написанными мною флотокими пес-   песни, задача значительно облегчена —

нями я работал с огромным увлечением.

Тюбовь. к морю зародилась у меня в Рая-   солдатских песен. Это походные пеони —

нем детстве, Я — коренной ленинградег.
Тав и всякому ленингралиу, мае бесконеч-
HO мплы и дороги величественная краса-
зица Нева, чулесные белые ночи над про-
сторами Балтики, вольные морекие ветры,
вещие над городом Ленина.

С балтгяйскими морякамв я был связан
узами тесной дружбы. Бывал на линкоре
«Октябрьская революция», на подводных
лодках, часто приезжал в Крониитадт для
творческих  самоотчетов, не раз приходи-
лось и самому ‘исполнять свои песни пе-.
пех аулиторией моряков. Бываля и Ha
Северном флоте, вотречалея с моряками-
черноморцами в Олесев и Севастополе.

Встречи в моряками являлись для меня
глубокой творческой самопроверкой. Моря-
ки — взыскательные слушатели, чутьие
KO всему хорошему в искусстве, не терпя-
щие фальши, лешёвки и халтуры, Эти
встречи заряжали меня творческим мале-
риалом для дальнейшей работы над O.10T-
ской песней. Я пристально вглядывалея в
облик советекого моряка, старалея побли-
же распознать черты его благородного ха-
раклера — чуветво дружбы. нерушимое,
как скала. любовь в морю, презрение к
опасностям. Очень нравилась мне особая
атмосфера флотской среды — тёплые тут-
RE, крепкая привязанность ANY в другу,
ваконец, постоянно. ощущаемое  чуветво-
гордости своим кораблем, сзонм флотом,
своей флотекой формой. За хобродушными
манерами, постоянной веоблостью отуща-
лись люли железной стойкости, бесконечно
тлубокой любви к родине...

Beé это питало и укрепляло моё влече-
ние к морской теме в музыке и в 0собен-
ности к флотекой пеоне. Вот как, в при-
Mepy. сложилась песня «Вечер на рейде».
Это было в памятные дни конца лета
1941 года. Враг бешено рвалея к Ленин-
траду. все ближе подходил к его подоту*
пам. По ленингралеким улицам веренииа-
ми проходили отряды наролного ополчения:
направляясь На фронт. Многие — среда
них были домашние хозяйки и рабочие,
хуложники и музыканты —- упьри отропть
пояс оборонительных сооружений вокруг
тороха Ленина.

Я работал тогда в порту на выгрузке
дров. Вечер был тихий и ясный, На рей-
е стоял минзаг «Марти». Мелоличные
звуки баянов доносились с его палубы. Я
думал о моряках, которые отдают свою
жизнь, защищая морекие подступы в 94“.
шему родному городу,
торячее желание выразить в музыке их
настроения и чувства, Тогда же и сложи-
лась тема песви «Вечер на рейде.

Мне воегла казалось (и эта мысль огор-
чала меня), @то моряки мало популяризи-
рованы ‘намгим искусством, торазло мень“
ше. чем, скажем, лётчики. Между Tex
морская тема предоставляет художнику, —
и композитору, в частности, — богатей-
шие возможности, Недаром так  хоропти,
полны  неполлельном чувства старые
флотские песни, Мы к сожалению, мал
знаем их. а краснофлотские ансамбли пес-
ни и пляски недостаточно их популяризи-
руют. А какой это драгоценный родник
для создания новой современной морской
песни, для обогащения творческого в006-
ражения композиторов!

Нужно сказать, что для композитора,
работающего в области кфасноариейской

Забота об инвалидах

Наркомеобзе РОФОР разработал ряд
меропраятий по улучшению  пенеион-
ного обслуживания, трудового и быто-
вого устройства инвалилов отечеетвен-
ной войны, Республиканским, кразвым,
сблаетным, городским ни районным ор-
танам социального обеспечения пред
ложено установить постоянный конт
роль за правильным назначениам 4
свозвременной выплатой пенсий, при“
влекая к этой работе широкий актив,
в том числе самих пенсионеров. В те-
чение этого года должна быть прове-
дена ревизия выплаты пенеий во веех
‘районах ‘и город Cal

aes

выручку подчиненного и отогнал «Месоер-
ШУИТТЫ», 2

На земле командир строго предупредил
Лобанова, что в бою следует пользоваться
более эволютивными скоростями, ибо по“
теря скорости и зависание грозят серьез-
ными последствиями.

Наблюдательный  команлир в первых
же ‘боях молодого летчика легко заметит
его характерную черту и сразу опреде-
лит, к чему она ведет, паметит линию
рослитания подчиненного, Мололым истре-
бителям нередко свойственны горячность,
увлечение, не подкрепленные овытом» Это
обнаружилось и у Лобанова, Идя нах ли
нией фронта в паре с Добрбвым, Добанов
заметал в стороне немецкий разведчик“
корректировщию «Фокке-Вульф-189» пол
прикрытием группы «Ме-109». Сигнал об
этом он перелал командиру с добавлением:

— Давайте атакуем, — и сам уже

етал делать разворот в сторону противня“
ка.
_ Добров категорически поиказал:

— Сланыь на №010! Держитесь
erpon!

Приземливитись после выполнения 3a7
дания, командир вызвал Лобанова:

— Чем вы обосновываете свое предло-
жение итти в атаку?

— Предполатал, что мы успеем атако”
вать «Фокке-Вульф», а затем  отразам
атаку истребителей,

Добров указал Лобанову, что он пере-
оценивает себя и нелооценивает против-
пика, «Мессертогитты» были настороже,
вполне могли прелунрелить атаку и ва-
нести улар первыми, С другой стороны,
Добров и. Тобанов имели определенную  за-
дачу — прикрывать 0б’ект. В атих усло-
BUX связывать себя невыголным бвем с
самолетами, которые не шли прямо на
нель. не было.  необхолимости — другая
группа во время боя могла безнаказанно
нанести улар по об’екту, оставшемуся без
прикрытия с воздуха.

— Стремление бить врага лолжно быть

и меня охватило,

перед ним богатейшее собрание старых
маршеобразные, под четко отбиваемый
шаг, с соответствующим ритмом. Опреде-
лилась и структура военных маршей (60-
26 басов, трио), что упрощает работу ком-
позитора. -
Между тем, морская песня ноеит совер-
шенно иной характер, Маршеобразная рит-
умика ей чужда. Она поется но под топот
шагов марширующих колонн, a Ha Kopad-
ле. ЕЙ присуща морская вольная гирь, в
ней отражается суровая борьба, со стихией.

Знание старой морской песни очень

важно для композитора. Но вовсе не дя

того. чтобы он ей слепо подражал, повто-

‚яд или варьировал ев формы, Важно раз-  .
тадать дух этой пзеони, понять, почему она.
нравилась и продолжает нразитьея  моря-Г

вам, почему она привилась на флоте.

Перед композитором имеются два. в03-
можных пути. Исходя из того -музыкаль-
ного материала, который завоевал 066
широкую популярность он может создать
легко запоминающуюся, доходчивую му-
зыку, состоящую из готовых образов и
ходячих, затрепанных музыкальных фраз.
Когда вы слушаете ее. вам кажется: что-
то похожее вы уже слышали,

Это. — легкий путь. Легкий, но не ©у-
лящий никаких творческих достижений.
Такова, например, морокая песенка козито-
зитора Бакалова на’ слова Лебелева-Вума-
ча, сбивающаяся на эстрадный сантимен-
тальный вальс. Такая музыка нравится’
ЛЮлям с ПЛОХИМ вкусом,

Второй путь — более трудный, о един-
ственно правильный, Это путь творческого
преломления лучших традиций  моревой
песни и дальнейшего их развития, :

С этим тесно связан вопрое о текстах
флотеких песен. Мне кажется. что авторы
текстов по-иному, чем сейчас, должны
подходить к флотокой тематике, Обычно
они начинают с морского пейзажа. взято-
то очень обща, бледно («широкое море»,
«бурное море» и т. д). Либо же оли 00
рут конкретный. большей частью бытовой
поступок, но он не опозтизирован, не на-
полнен глубоким  идейно-эмопиональных
содержанием,

Почему рассказы Л. Соболева тах силь“
но захватывают читателя? Потому. чо в
отдельном знизоле звучит-широкий  эпи-
ческий размах нашей борьбы и ясно, вие-
чатляюще выриеованы своеобразные черты
советского моряка, его пеихологии, его ху-
ши. По такому пути должны итти ий ав-
  торы текстов. Жанр песни очень трудный.

Песенные образы лозжны быть очень про-
ты и прямолинейны H p TO же время
полны глубокого  чуветва, В этом труд
ность и для автора п для композитора.

Нам нужно развивать вое жанры флот-
ской песни — и лирическую, и тероиче“
скую. и шуточную. Вспомним также что
до сих пор мы не создали спепифически
флотской  танповальной музыви — нет
ничего, кроме «Ябточка».

Наш героический Военно*Морской Флот
требует боевой морской лееня, которая по-
настоящему трогает сердца людей,  пол-
нимает их на новые славные полвиги, И
напиг композиторы обязаны создать такую
песню,

В. СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ,

композитор, лауреат,
Сталинсной позмии,

отечественной войны

Особенное внимание
правлению инвалидов

SS

SS

обходимых

вых условий,
Расширяется круг

венной войны.
карному, слесарному,
совому делу и лругим

чертежному,

мастерскиа.

рав: — Но торячность летчика там,

нужен холодный ум и трезвый

речь идет о выполнении
пустима,

смыеленный риск, Пожет, конечно, сбить   линии фронта, четверка наших истреби“
вражеский самолет, но эта побела будет   телей, ведомая гвардии капитаном Добро-
стоить очень дорого- вым, обнаружила в воздухе свыше 30

Второй случай заставил Лобров» еще   вражеских бомбардировщиков, шедших под
серьезнее поговорить с Лобановым, прикрытием десяти «Ме-109». Самолеты

Истребители прикрывали группу бом-   лержали курс на район, охраняемый гвар-
барлировшиков. На обратном маршруте   лейпами. Добров ‘повел подчиненных в

бомбардировщики были перехвачены BDa-

жескими истребителями. Гварлейпы реши“
тельно отражали атаки «Мессерприттов».
Добров,  атаковав близко  подошелитяй
«Ме-109» и с первой очереди сбив его,
моментально стал на плежнее место при“
крытия. В ато время Фобапов атаковал

другой истребитель и, подбив его, начат

ппеслелование. Он добил врага, но далеко
оторвался от своих, и здесь его перехва-
тли два немецких истребителя. Лобанов
отбивался, Излали заметив это. Добров пе”
релал лвум нашим истребителям:

— Илите на выручку Лобанова. :
«Мессеритуятты» были рассеяны, HO
Лобанов сумел  пристроиться к группе

прикрытия только через несколько минут,
хопустив и3`з& погони за «Мевсеритиет-
том» две ошибки; оставил без охранения
велущего и ослабил прикрытие бомбарди-
ревщиков. _
‚ = Перед нами стояла залача прикры“
вать бомбардировщики, а чтобы это было
надежное прикрытие, бвлеловало держать“
ея строя. Вы плважлы, нарушили приказ,
й только ваша победа заставляет меня
ограничиться этими замечаниями, a He Ha-
клалывать взыскания. Но учтите, что вы
по счастливой случайности избежали 9-
ращения, когла вае атаковали apa «Mec:
верптмуичча», -= предупрелил Добров.

В последующих полетах команлир 95
кадрильи заметил, что Фобанов ведет ©
бя спокойно. не горячитея, Сейчас Доб-
вова волновала другая мысль: «А что, е6-
ли мололой. истребитель станет сомневать-
ся в своих силах, в машине? Oro быле
бы очень вредно». Теперь следовале прак”
тически убелить Добапова, что горячность
  и решительность — совершенно разные

XUT-

уделяется на-
отечественной
войны на работу и созданию им не»
производетвенных и быто-

сопеннальностей,
ой. обучаютея MHRA ABI отачест-

у Вводится обучениа то- !
ча-
епециально-
стям. В ннтернатах, где живут инва-
лиды отечественной войны) создаютея

rae
расчет, гле
приказа Недо-
Истребитель, идущий -на ec

В ночь на 8 июня наша авиация
дальнего действия, крупными силами, н4-
несл» улар по аэрорюмам противника.

В результате бомбардировки вражеских
аэродромов уничтожено и повреждено
большое количество немецких сайолетов.
Успешной бомбардировке быхи  подвергну“
ты также склалы горючего и боеприпасов, -

Попытка налета немецких

В ночь на 8 июня группа немецких
самолетов пыталась совершить излет ва
2.
жеские самолеты
истребительной авиацией и зенитной a
тиллерией. В район города прорвалиеь

Горький. На подступах к городу вра-
были расееяны нашей

Уже небколько месяцев прошло, Kak
этот небольшой советский горот, стоящий
на левом берегу полновохной Кубани, 067
вобождбн от немепких захватчиков, Но
не скоро изгладятсл следы фашистского
зверья, не скоро зарубцуютея раны, на-
несенные горолу фаниетами. Прежде ве“
оёлый и зелёный, Армавир напоминает
сейчас город после сильного землетрясе-
ция. Нет больше широких и красивых
улиц Ленина и Кирова: на их месте гру“
длятся развалины. Чернеют  обугленные
стены когда”то прекраеного здания Дома
Красной Армии. 550 сожжённых и в30р-
ранных зданий, 26 стертых с лица земли
торолеких кварталов, 28 уничтоженных
школы и библиотеки — таков далеко не
полный перечень разрушений, учиненных
титлеровцами. —

(ло шестьдесят дней находились арма`
вирпы под игом немецких оккупантов.
Около полутола город был окутан мраком,
и люди не видели солнца. Женщины и
девушки, дети и старики забились в 0
треба и подвалы, зарылись в землю,
предпочитая голодную смерть фаптястево-
му рабству и насилию.

Но of немпев нельзя было снастись,
Ози врывалиеь в дома, они вытаскиваля
людей из погребов: им нужны быля
жратва, олежла и обувь, ценности. Не’
менкий офицер схватил на улине Василия
 Олиферова, притащил его в дом и стал
требовать ценные вещи,
Ничею у меня нет, — спокойно
ответил Олиферов.

‚ Немец отшвырнул хозяина дома и стал
шарить по сундукам, но’ ничего не Hae
шёл. Тогда раз`ярбнный фашист отрубал
Олиферову лва пальна, Бандиты избили,
а затем расстреляли пюфера Фазарева и
его сына. Невинная вровь лилась ручьями.

Охкупанты вначале заставили евреев
носить жёлтые повязки с шестиконечной
звездой, а векоре об’явили им, что будут
их эвакуировать. Три с половиной тыся“
‘чи стариков, женщин с детьми, девушек
погнали на окраину и там расстреляли.

— №№ попадал в тестапо, — говорят
армавирцы, —тот уже больше не возвра”
лнался домой. По ночам из подвалов ге”
стано, которое занимало пелый квартал
на улице Халтурина, слышались прирлу“
шенные стоны. Заключенных подвергали
мутательным пыткам. Им отрезали уши,
выкальвали глаза, распарывали животы.

Рано утром и позлно вечером в номе“
щению гестапо пол’езжала чёрная мави-
на. В неё погружали полумёртвых людей,
ввали на кирпичный завот, Ираеную по“
ляну или в Зеленую рощу и там oom
вали.

Дикую расправу учиняли  гесталовды-

пад детьми, Их  огоняли
20—25 человек во дворы и убивали.

За пять с половиной месящев своего
‚хозяйничанья фашисты замучили и рае-
стреляли шесть е половиной тысяч ар-
мавирцев. Среди убитых много детей
Отетупая из города, гитлеровцы взрывали
злания тестапо, Пол обломками казематов
были заживо погребены сотни людей.
uk *

` Ему 25 лет, но’вырлялит он стариком.
Волосы покрылись сединой, ‘лоб изреза
крупными морщинами. Он с трудом но’
дымается со стула и осторожно ставит

группами 10

‘рость, умение выбрать намвыгодный м0”
мент для атаки и рениительность B Oty
ществлении принятого решения.

Векоре, во время ирикрытия войсе на

‘атаку, передав своему ведомому Лобано-
BY:

— Выбирайте цель, придерживаясь
строя, Атакуйте спокойно, смотрите вни-
мательно. `

„Тобанов точно выполнял указания во“
манлира, Заметив, что езахи идет группа
вражеских ‘истребителей, он сообщил
этом. Доброву.

— Смотрите за ними. Прикрывайте
мне хвост. Я атакую! —= снова передал
командир:

Бой е превосходящим противником про
текал организованно, Когда Лобанов за“
метил, что один из немепких истребителей
заходит в атаку на командира, он броеил-
ся на врага, метким огнем отогнал его и
быстро стал в строй, Наша четверка вы”
играла б0й с сорока вражескими. самоле
тами,

Иобанов пролумывал действия команхи-
ра и весь хол боя, Он понял, что коли-
чественное превосходство врага не меша”
ет советским летчикам итти в атаку, а
умелое управление боем обеспечивает уб-
цех. Командир эскадрильи попрежнему де“
тально разбирал на земле каждуто охват-
вт, указывая летчикам ва малейшие
ашибни. :

В олном из очередных боев Добрв и
Лобанов  ветупили в поелинок © кзумя
«Ме-109», Инипиативу с самого начала
перехватили гпарлейны. Команлир ! пом-
Нил, Что за ним летит еще молотой истре-
‚битель, и искренно хотел показать на
примере этого поелинка и преимущества
нашего самолета и значение решитель-
ности летчика. Побела была пля команли“
ра лелом ‘чеети. Через полторы минуты
звено вражеских самолетов было раесеяно,
и «Яковлевы», преследуя  «Мессершмит-
ты». стали бить их поодиночке. На гла”

То, чего мел

руке. В нескольких шагах

ноги на пол, говорит релко, с одышкой.

Удар нашей авиации по аэродромам противника

расположенные в районе, аэродромов. На
ши летчики наблюдали многочисленные
пожары и взрывы. Особенно сильные
взрывы отмечены на аэродроме ©еверо-за”
паднее города Брянска.

Bee наши самолеты, кроме охноге вер
HYINCh Ha свои базы.

самолетов на г. Горький.

немецких самолета, сбросивитих несколько
06мб на житые лома. Возник один очаг.
пожара который был быстро ликвидиро“
ван. При отражении налета сбито 7 вез
мецких бомбардировщиков. Наша авиация
потерь не имела.

Фашистекий лагерь смерти сделал лейте-
нанта Феофана Крупчинского калекой,
Командир управления связи миномёт“
ного взвода запиинал Армавир. Недалеко
от него упала бомба. Лейтенант был тяжез
ло ранен п засыпан землей. Бойцы откопа-
ли его, перевязали раны и спрятали в УК
рытие, В город ворвались немпы. Они
нашли лейтенанта Крупчинекого и 0ро-
сили его в лагерь. Вот что он рассказал
06 этом проклятом месте: :
— Бараки без окон и печей, без по
лов и крыш была огорожены высокой
каменной стеной и колючей проволовой.
Лагерь был пабит битком, Со всех плен“
ных сняли Красноармейское обмундирова-
ние п олели в лохмотья, У многих черви

поились в ранах. Врачи не только не
оказывали о помощи, но мучили Hac.
Они избивали раненых, лежачих боль

ных, поднимали их с пола и гнали на
тяжёлые работы. Многие не возвращал
лись в лагерь: одни умирали в дороге,
пругих неменкие солдаты расстреливали
Fa месте работы.
RK
В районе кирпичного завода на рас
HO поляне, в Зеленой роще возвышают“
сл братекие могилы, Здесь похоронены
жертвы гитлеровских налачей, В олной из
этих могил зарыты восемналиать расстрез
лянных морлков-черноморнев. .
— $ro было в ноябре, — рассказывает
Надежда Волкова. —= Я вылезла из 10+
треба и вышль на улину. Стояла мёртвая
тишина. Горох как було вымер. Вдруг
и3-ва угла послыталея топот. Я быстро
спряталась в калитку и стала наблю-
дать, Немцы вели группу арестованных,
закованных в кандалы, Судя по тельа
няшкам, бушлатам и бескозыркам, то
были моряки. Липа’ у них были, как BO
сковые, в кровополтёках, рваная одежда
влочьями свисала с плеч, сквозь неб у
некоторых сочилась кровь,
Пленных вели пол усиленным конво-
ем, Вперели шёл офицер с пистолетом в
oT Hero maa
гали четыре гестаповна с автоматами на?
перевес. Остальные конвоиры тли по 60%
кам и сзади, Ay :
Рассказы других жителей рисуют вол
HYIOMLYIO картину мужеетвенного поведе“
ния безвестных моряков перех казнью
Проходя через горол, краспофлотпы запели
старинную матросскую песню, i
Конвоиры били раненых моряков при“
клалами. Офипер, как зверь, набрасывал“.
ся то на отного, то на другого. Но моря-
ки пели всё тромче и громче.
Услышав русекую песню, женщины и
дети, пренебрегая опасностью, вышли на
улину, Окружённые  немецении  авто-
матчиками, черноморцы ухолили веб далья
ше. Вей тише звучали их толоса, Смело
и горло шли русские моряки на омертв,
сохраняя до последней минуты жизни
непревлонную волю и презрение к врагу.
Жители Армавира не забулут эту гор?
iyi смерть. Никогда не забудут  тибель
своих братьев моряки-черномерпы, Могила
восемналиати расстрелянных  краснофлот“
пев на берегу Кубани, как и десятки дру
тих могил, развалины и пепелиша Арма-
вира зовут военных морявов Е мести, Е
суровой, беспощадной мести!

Ф. МЕДВЕДЕВ,

зах у Лобанова Добров зажег один
«Ме-109», и тот упал. Второй истреби»
тель подбил Лобанов. На земле сержант
ив вылержал п восторженно воскликнул:

— А влорово, товарищ командир, уди?

ради or нас немпы! И горят  «Меосер“.
шуитты» неплохо!
Эти слова шли от луши. В них была

вложена большая любовь к своему само“
лету, уверенность з своих силах, восхия
щение мастерством командира. А Добров
тумал: «Все правильно. Лобанов воеприя
нял бой с чувотвом победителя, значит
драться будет еше смелее».

В беззаветной храбрости подчиненного
Лобров убелилея очень скоро. Когда в 04°
ном из боев он потвергся атаке немецео“
го истребителя, Лобанов, уже не имея воза
можности развернутьея и отогнать про
тивника огнем, просто выскочил и своим
вамолетом прикрыл машину командира
Пулеметная очерель несколько пастеряв”
птегося немецкого летчика прошла, рядом
с машиной Лобанова. В прутгом rpynio:
вом воздушном бою Лобанов не услецил за
стремительными атаками Доброва и поте
pad ero из вилу. Летчики заметили бете“
но носившийся в воздухе самодет. 910
был Аобанов. Среди пескольких десятков
бъющихоя истребителей он быстро нашел
машину командира и пристреилея в нему:
На этот раз Добров ничего не сказал dlo-
банову, яено виля, что сержант глубоко
переживает свою ошибку и в 10 же вре?
мя сознает, что он уже не новичок в 00=
яя и может оценивать свои недостатки и
успехи. ‘ :

Что же принес молодым истребителям
месян боевой учебы? У них развилоев и
укрепилось ‘чувства уверенноети в своих
силах и в своей манине, Они неплохо
умеют взвепитвать обстановку в воздухе,
лействуют ининпативно и организованное
У них появилея трезвый расчет, позволя“
OM обманывать противника и наносить
ему узары в нужный момент и В само6
уязвимое место. У них началось erations
ление харэктера советекого истребителя—
бесстранного и умелого, тактически гра»
мотного воздунноге воина.

Капитан И. ВЛАСОВ,

Черноморский флот.