сентября

1943 г.; № 206 (1464)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Письмо населения города Харькова

к красным воинам-освободителям

Бойцам, офицерам и генералам

89 Гвардейской Белгородско-Харьковской стрелковой дивизии;
252 Харьковской стрелковой дивизии;
84 Харьковской ‘стрелковой дивизии;

299 Харьковской стрелковой дивизии;

116 Харьковсной стрелковой дивизии:

375 Харьковской стрелковой дивизии;

183 Харьковской стрелковой дивизии; Е

15 Гвардейской Харьковской стрелковой дивизии;

28 Гвардейской Харьновсной стрелковой дивизии;

93 Гвардейсной Харьковской стрелковой дивизии.

Ваша кровь освятила землю нашего

словесных рабов. Никогда ни в каких
родного Харькова. Ваши. бамоотвержен- ? a

реках крови не гасла у нас ненависть

ные подвиги вернули ‘нам свободу,   в поработителям. Никогда не угасала в
er и честь. т нас светлая вера в ваш приход, наши
лава вам, орлам советской земли. родные герои.
Слава вам, наши освободители и за- В летописи Харькова вечно будет

ЩИТНИКИ. CHAT 23

Морской бой на Азовском море

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. (0т наш. корр.). Выполняя в море бобвое задание
командования, наши корабли встретили вражеские тральшики,
ходные баржи. В море завязался бой. Советские корабли атаковали фащистокие
корабли, нанеся врагу серьезное поражение.

В ходе боя были потоплены две фашистские самоходные баржи и катер, a

КОМАНДИР
вов вы, КРАСНОЗНАМЕННОГО
_ ДИВИЗИОНА —

также захвачены в плен вместе с экипажами немецкий тральшик и катер. 0с-
татьи команды с потопленного вражеского катера тоже взяты в плен.

Мужественные черноморцы с честью провели бой в довольно сложных уело-
виях, при бешеном сопротивлении врага.

Над вражеским караваном .

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 31 августа. (По
телеграфу). — Летчики-североморцы ©
каждым днем все активнее действуют
на коммуникациях противника. Удар 3a
ударом они обрунивают на неприятель
ские караваны, отправляя на дно фаши-
CLCKHe транспорты с живой силой, воен-
ной техникой, боеприпасами,

тонул. За ним на дно Баренцева моря
отправился один из кораблей охранения,
атакованный другими летчиками. Иет-
ребителей противника над конвоем не’
было, но зато зенитный огонь создавал,
казалось, непреодолимую преграду. Нев-
зирая ни на что, североморские летчики
дерзко шли в атаку.

хиров,

‘ира. ведущего труппу.

результ
мастерство.

=

В ваших сердцах — любовь к родно-
му народу и ненависть к врагу. В ва
ших руках — грозное и могуществен-
ное оружие. Солнце победы  озаряет
сталь ваших штыков, дула ваших ору-
дий, броню ваших танков, крылья ва-
ших самолетов. Освобождение нашего
Харькова — второй столицы Украины—
светлая и великая победа в венце Tex
побед, которыми лето 1943 года увенча-
ло оружие советеких воинов. Под стена
ми Белгорода, на крутых берегах Дон-
ца, на полях Сумщины, в. харьковских
лесах нашли себе от валиего оружия ги-
бель сотни тысяч немецких палачей,
более 2 тысяч танков, около 3 тысяч
немецких ‹ самолетов.

Вы хорошо ведете счет мести немец:

хим палачам. Пусть реками своей чер-:

ной крови отплатят они за кровь заму-
ченных ими советских людей, за руины
нашего города, за пепелища наших сел.

В истории человечества не было Ma
лачей более жестоких, чем гизлеровцы.
Это они сожгли наш прекрасный город,
это они его ограбили, вывезли в свою
Германию в0ё, что могли: заводекое о60-
рудование и трамвайные провода, Mer
бель из квартир, ценности музеев и иг
ушки детей... Ови замучили тысячи
харьковчан —— расстреляли, повесили,
стноили в застенках гестапо. Юношей и
девушек, женщин и мужчин ловили они,
отрывали от родных мест и угоняли в
Германию на каторжные работы. Они
издевались над ними на каждом шагу,
вели ‘себя с ними, как со своими рабами.

Но палачи  просчиталиеь. Харьков
был, есть и всегда будет городом  ово-
бодолюбивого, гордого и неустрашимо-
го украинского народа. Никогда в 08
мые страшные минуты гитлеровского
террора он не остановился городом бес-

Один против четырех

ЧЕРНОМОРСКИЙ. ФЛОТ, 31 августа.
(По телеграфу от наш. корр,). Четыре не:
мецких корабля атаковали наш дозорный
катер. Завязалея неравный бой.

Ведя СИЛЬНЫЙ артиллерийско-пуле-
метный огонь, враг старался заставить
катер выброситься на берег, чтобы затем
расстрелять неподвижную мишень. Но
маневр гитлеровцев не удался. Экипаж
нашего катера мужественно и стойко

дата августа 1943 года —
день вашей славной победы, день осво-
бождения Харькова, день возвращения
наней радости, свободы и жизни.

Нет таких слов, которыми можно бы-
ло бы высказать вою глубину нашей
радости, ‘любовь и благодарность вам,
нашим славным витязям.

Мы своей повседневной помощью вам,
заботой и лаской, самоотверженной ра-
ботой постараемея отплатить вам. В
измученном, изможденном теле харьков-
чанина горит дух борца sa дальнейшее

Родины от немецкой неволи.

Мы беремея за работу. Мы отдадим
все свой силы в помошь Красной Ap-
мии. Мы ничего н% пожалеем для дела
окончательного разгрома  озверевших
фаистских орд. Харьков начинает
жить и строить, творить. Харьков, как
раненый в бою воин, залечивает раны и
становится в ряды борцов за свободу
народа, за независимость нашей Роди-
ны, за честь своей земли. 4

Под водительством партии  больше-
виков, под водительством великого
Сталина мы идем вперед на запад, вне-
ред кв окончалельному нашему торжеет-
ву над немецким зверьем! :

Слава вам, красные  воины-освободи-
тели.

Вечная память и Честь тому, кто
смертью героя пал в борьбе за нашу во-
лю и жизнь.

Слава» советским народам-победите-
TAM.

Великому вождю, победоносному пол-
ководцу нашему Иосифу Сталину, слава.

(Принято на общегородеком ми-
тинге, посвященном освобождению
‘города Харькова от немецко-фаши-

ремам, подняли

освобождение всей Украины, всей‘ нашей

‚ Группа наших самолетов под коман-
дованием капитана  Цецорина  пере-
секла линию фронта. Немцы,  опа-

саясь, видимо, удара по своим аэрод-
в воздух находившие-
ся на них ^ машины. Около  пяти-
десяти вражеских самолетов бесцельно.
покружились в воздухе и ни с чем вы-
нуждены были вернуться обратно. Тем
временем наши истребители, ведомые
лейтенантом Стрельниковым, получили
задание связать боем истребители про-
тивника, действующие с другого немец-
кого аэродрома. Задание было вынолне-
но успешно. Над морем разгорелея оже-
сточенный бой, в ходе которого лейте-
нант Стрельников и младший лейтенант
Машонкин сбили по одному «Ме-109»,
a младший лейтенант  Вувибный —
«Фокке-Вульф-190>..

Пока немецкие истребители были свя-
заны боем, основная группа наших са-
молетов шла’ к вражескому KonBow. Co-
ветекие торпедоносцы вел гвардии капи-
тан Макаревич. Его группу прикрывали
наши истребители.

По сигналу ‹атака» первыми ©броси-
ли торпеды гвардии капитан Макаревич
и старший лейтенант Пирогов.  Разда-
лись взрывы, и транспорт противника
водоизмещением 3.000 тонн быстро за-

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 31 августа. (По те-
леграфу от наш. воен. корр.). Четвёрка
наших торпедоносцев атаковала немец-
кий караван. В результате этого удара
были торпедированы немецкий транспорт
и военный корабль. бамолёт гвардии ка-
питана Гусева, подбитый и загорэвшийся,
совершил посадку в море. Лётчик выско-
чил из кабины, прихватив с собой спа-
сательные средства. В этот момент штур-
ман Мацка уже сидел на кабине почти
скрывшегося под водой самолёта. Crpe-
зок-радист Цветков, плавая в воде, на-
дувал резиновую шлюпку, а второй стре-

стевих оккупантов, 30 августа
(1943 г.)
`еражалея © численно превосходящим
противником.

На выручку катерникам пришли артил-
леристы береговой батареи. Несмотря Ha
ночную темноту, они быстро добились
накрытия вражеских кораблей и заста-
вили их отойти в море. Советский катер
благополучно вернулся в базу. Особен-
но хорошо работали наводчики батареи
Цуканов, Стуван, Виниченко. Они метко
разили немецкие корабли.

БАЛТИЙЦЫ ТОПЯТ ВРАЖЕСКИЕ КОРАБЛИ

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ _ БАЛТИЙСКИЙ   мовали караван ‹
телеграфу).   канонерокую  ходку и сторожевой катер.

ФЛОТ, 31 августа. (По

Разтийские летчики нанесли несколько
ударов по кораблям и транспортам про-
тивника. Твардии

Колесник торпедировал и потопил немец-.
3.000   потонлен

кий транспорт водоизмещением
пони. Несколько самолетов «Ильюшин-2»,

ведомых гвардейнем Божановым, штур-° Абаниным.

м

эедут

(ложна и многогранна работа
шего штурмана в бомбардировочной
авиации. Можно пробиться через грозо-
вую облачность, через ураганный олонь
зениток, отбиться от истребителей про-
тивника в воздушном бою, т. е.
через все трудности
полета, и не выполнить задачи — He по-
разить цели. Наиболее
этап в бомбардировочном

боевой курс, включая момент сбрасыва-:

ния бомб.

Гели бомбы сброшены удачно, по на
значенной. цели, задача бомбардировщи-
хов выполнена. Все остальные события
боевого полета являются уже фоном, от-
тепяющим тактическое мастеротво коман-
и его штурмана.

Ведущий штурман воспитывается —
течение многих лет; годами создается
характер человека высоких волевых ка-
больших специальных знаний и

честв,
самое главное — большого опыта,

Люди, не обладающие качествами,
присущими штурману, обычно быстро

сходят с этой работы. Ведущие штурма

ны — это люди, прошедшие известный

остественный отбор, люди, целиком 10-
в воздухе, срод-

святившие себя работе
и обогатившие B

вившиеся © воздухом 7
ате многочисленных полет свое

Война на море есть война за комму-

инкации, за жизненные артерии,  Под-
держивающие временами ГАИ
пулье войны Ha берегах. age Enea

коммуникаций

Тются наш флот
пая сеть
TABHUKY На черномо
атрах вместо судов

против

бомбарлировочную
ЦИЮ,

врага — вот за что
и его авиация, Широ-
и баз позволила про-
реком и других то-
крупного тоннажа,
пенно действуют Ha-
и торпедоносная

портов

которых ye

“то подводные OAK
и применить на Боммупикациях в
большом количестве мелкие ee mee
pa, быстроходные баржи, т. и .
баржи, самоходные понтоны ‚и р ae
новная тяжесть борьбы © эти noe
средствами противника легла нН € :

6 и штурмовую —aBHna

а также на летьие ‚илы. флотов.

веду-

ответственный   ответственна
полете это   Чика.

в   прорваться в базу,

противника и потопили

В том же районе питурмовики Героя Со-
ветекого Союза Карасева потопили один

старший лейтенант сторожевой корабль и серьезно повреди-

ли другой. Поврежденный корабль был
во время вторичного налета

пигурмовиками,  ведомыми  гвардейцем

штурме

Уничтожение плаворедетв в портах и
на переходе требует большой оператив-
ности в разработке этих операций. Кон-.
троль за коммуникациями врага осуще-
ствляет наша разведывательная авиация,

пройти   которая с рассвета и до темноты ведет
бомбардировочного   напряженную работу по освещению от-.

дельных участков моря. Многообразна и
работа  штурмана-развед-
Нужно выследить врага, оставаясь
незамеченным, нужно совершенно точно
определить его состав, курс, ход, доне-
сти по радио эти данные и сфотографи-
ровать. Противник часто применяег так-
тические приемы, затрудняющие развел”
ку: идет вилотную к берегам, маскиру-
Ясь их окраской, или \ходит в море,
чтобы, сделав потом резкий поворот,
а иногль выключает
моторы и стоит без движения, чтобы не
обнаружить себя буруном. Но наши раз-
ведчики накопили большой опыт. и ред-
ко Брагу удается прбрвагься незамечен-
ным. По данным разведчиков вылетают
паши  бомбардиророчиые  юдразделения
лля нанесения удара.

Бомбить плавередетва на. переходе или
в портах погрузки-выгрузки очень
трудно. Это цели, очень малые по &в0-
им размерам; для их уничтожения тре-

буется прямое попадание. Бомбометание
по таким иелям должно быть неключи-
тельно точным. Ведущий штурман сбя-

зан безукоризненно производить  Штур-
манские и бомбардировочные расчеты, .&
летчик — идеально владеть техникой пи-
лотирования, особенно когда самолет на-
ходится на боевом курсе.

Особенно трудно бомбить плавередства
на переходе. Некоторые типы быетрохед-
ных десантных барж противниха имеют
значительный ход, обладают большой ма-
‘невренностью. Радиус циркуляцни их
1.5-—2 кабельтовых. Важность  бомбар-
дирования плавередств противника Ha
переходе заключается в том, что такая
баржа берет на борт до 200 соллат со
снаряжением, т. 6. обладает большой гру-
зопод’бмностью. Успех бомбардировочного
удара зависит от ведущего экипажа И,
главным образом, от ведущего штурмана.

10 Тараканов лежал, не двигаясь. Яётчиг
’подилыхл к нему и увидел, что он тяжело.
ранен. Надув резиновую шлюпку, яётчик
собрал в неё весь экипаж.
Ориентируясь по солнцу, Гусев стал
_ усиленно грести в направлении родных
  берегов. Согревишись, он передал  вбела,
титурману, и тет начал грести, но быст-
‘ро ослаб. От потери крови состояние ра-
неных ухудшалось.

Прямым попаданием снаряда был по-
дожжен правый мотор самолета гвардии.
капитана Битова. Гвардеец не свернул
с боевого куроз и на горящем самолете
6 короткой дистанции торпедировал фа-
шистовий транепорт водоизмещением в
5.000 тонн.

‚Сбросив торнеды, самолеты разверну-
лись и пошли на штурмовку, обрушив
огонь своих пушек и нулеметов на yue-
левшие неприятельские корабли. Вместе
с товарищами  1итурмовал корабли ка-

равана и экипаж гвардии капитана Ви-

‚това. Нламя все больше и больше охва-
тывало самолет и, когда был истрачен
весь боезанае, горящая машина упала
в воду рядом с тонувшим  неприятель-
ским транспортом.

Еще раз обстреляв противника, наши

летчики легли на обратный курс. В это

время показался фашистский разведчик
«Хе-115». Истребитель младший лей-
тенант Проставов стремительно  атако-

Пулями иосколками была повреждена бен-
зоцистерна. В этом неравном бою коман-
хир был дважды ранен. Скрывая боль,
он оставалея на мостике. Семь часов пох-
pax бомбили немцы, и тольБо © ваступле-
‘нием темноты можно было передохнуть,
осмотреться.

Катер встречали радостно, позхравляли
с побелой и, когда OH ва следующий
лень снова уходил, желали счастливого
пути.

Внезапно появились три «Хейнкеля».
Они с разных сторон бросились на 5а-
тер и после нескольких заходов вывели
из строя многих из верхней команды. У
or командира замертво упал рулевой, и
Глухов ветал к штурвалу.

Вой разгоралея. Глухов отдавал прика-
зания в машину. на пушки и пулеметы.
Стрельба постепенно стихала, и наступи-
RO мгновение, когда умолкла последняя
пушка. В 510 время загорелся боезалас.
Командир крикнул:

— Бросай за борт!
„Никто не выполнил этого приказания.

— 3a 0б0рт! — вторично крикнул
командир и, увидев, что он остался один,
сам бросился Е пушке. Только тенерь он
почувствовал боль и понял, что не в 60>
стоянии полнять горящий боезапас: руки
н ноги были пробиты осколками разрыв-
ных пуль. Страшно ныла  израненная
спина. Капитан-лейтенант все же выбро-
сил зарялы за борт, снова встал к штур-
валу. Еще один заход вражеских машин,
‘eme и еше. -

приморских горолов. После долгой разлу-
ви крепко пожали друг другу руки. Ва-
питан-лейтенанта Глухова я знал давно.
Свыше десяти лет назад он был етарши-
ной сторожевого катера «Альбатрос». ия
училея у него рулевому делу, а немного
позже плавал с ним на Червом море. Уже
тогла молодые командиры, окончивигие
военно-морские учебные заведения, часто
обращались к этому опытному  моряку
по вопросам иитурмансвого дела.

На Черноморском флоте немало коман-
е которыми Дмитрий Андреевич
прошел большюй нуть, которых учил, 6
которыми делил радость и горе, Пусть
эти строки напомнят им о нем и  pac-
скажут, как лралея и дерется Дмитрий
Глухов — командир Первого Краснозна-
менного ливизиона сторожевых катеров,
Kak он и течерь. в тяжелых условиях,
готовит командиров, учит их побеждать.

„Десятки раз немецкая авиапия появ-
лялась нал одним приморским портом, и,
как правило, ночью. Немецкие самолеты
шли на небольшой высоте над фарвате-
ром, обрасывая на парашютах магнитные
мины. Были лни, котда береговые посты
не успевали наносить места их падений,  -
й это угрожало безопасности плавания,
затрудняло работу тральщиков. ‘Нужно
было принимать срочные меры. немедлен-
но очистить фарватер. Командир соедине-
ния вызвал капитан-лейтенанта Глухова
и спросил:

— Как вы думаете, каким cnocotom
можно вытралить магнитные мины?

— Снособов много, но вот каким нуж-

вал вражескую машину и сбих ее.

морских
транспорта общим водоизмещением
8.000 тонн, один корабль охранения и
сбили в возлушных боях шесть самоле-
тов противника.

36 часов на резиновой шлюпке

— Ничего, ребята, дойдём, — успока-
ивал их лётчик и снова брался за весла.

Сутки спустя положение экипаже зна-
чительно ухудшилось. Из рук Гусева вол-
на выбила одно весло, и, кроме того,
лодка стала спускать воздух. Аётчив ле-
вой рукой греб веслом, а правой подкачи-
вал воздух. Видя, что штурман совершен-
но замерз, Гусев взял его к себе на ко-
зени. Штурман умер на руках у своего
командира. Похоронили его по морским
обычаям: товарищи попрощались ¢ HUM
и опустили в море.

Силы Гусева также иссякали, во рту
^пересохло. Спустя 56 чаеов на горизонте
показалась земля. Все оживились. Гусев
лал несколько выстрелов. Подолли моря-
ки. Поднявшись в шлюпке, Гусев тут же
потерял. сознание. Он очнулся уже в зем-
лянке артиллеристов, в кругу родных
совезеких людей.

Коллективный корреспондент «Нрасно-
го Флота» — газета «Краснофлотец».

ЭНЕРГИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЧЕРНОМОРСКИХ ЛЕТЧИКОВ

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 31 августа.
(По телеграфу). Носледние дни августа
черноморские летчики, воодушевленные
наступлением войск Южного фронта, оз-
наменовали новыми серьезными успеха».
wu. Штурмовики части Героя Co-

титурмовой удар по катерам противника.
В результате два были потоплены, а один.
сильно поврежден.

`Штурмовивки двумя последовательные

Можно привести много примеров,  под-
тверждающих это положение.

Однажды два звена бомбардировщиков.
части подполковника Сыромятиикова вы-
летели для Улара по транспортам про-
тивника в море. Обнаружив движение
каравана. звенья самолетов в кильватер-
ной колонне развернулись на противни-
ка. Ведущее звено при командире капи-
тане Шербинине и ведущем  штурмане
старшем лейтенанте Зильберге подо на
транспорты © потерей высоты, & второе,
ведомое лейтенантом Павловичем со штур-
‘маном сержантом Гора, —с набором вы-
соты. На подходе к цели бомбардировщи-
ки были ветречены шивальным огнем.
‘зениток с кораблей конвоя и транепор-
‘тов. Второе звено сбросило бомбы, не до-
ходя до. цели. Первое же, прорвавшись
через огонь, сбросило бомбы прицельно.
Олна фугасная бомба попала в головной
транспорт, на котором произошел взрыв.
Через 40’ секунд транспорт затонул.

Истребители противника, появившиеся
к этому времени, атаковать наши само-
леты не решились, так как ‘они резко
отвернули в море. :

Потопление транспорта в 5.000 тонн
произошло в результате грамотного ре-
шения командира и умелых лействий ве-
душего штурмана. Во-первых, потеря
выеоты, являясь одновременно  противо-
зенитным маневром, обеспечивала штур-
ману Зильбергу точный бомбардировоч-
вый расчет и удар наверняка. Экипаж
ханитана Шербинина потерял на проти-
возенитном маневре 2.000 метров высо-
ты и бомбил с 3.000 метров. Второе зве-
но бомбило с 5.009 метров, т. е. с вы-
соты, мало пригодной для бомбометания
по таким. целям, и потому не добилось
попаданий. ; z .

Большой любовью и уважением поль-
зуются ведущие штурманы в частях. В
большинстве своем это люди  Исключи-
пельной энергии и скромности, больших
знаний и опыта. На веех морях они во-
дят. соединения самолетов часами во от-

=

корабли к далеким берегам и базам про-

и меткими ударами уничтожают их.
Отрана и флот хорошю знают передо-

` ветского Союза Губрия нанесли бомбо-

крытом море, в сложных метеорологиче-
ских условиях, приводят свои воздушные _

тивника, днем и ® черные, ‘непроглядные
ночи отыскивают замаскированные пели.

ми группами, которые вели капитан Вар-
танян и майор Кунях, атаковали  плав-
средетва и склады во вражеском порту.
В результате удара потоплены ‘одна бар-
жа, буксир и повреждены три катера
противника и пять барж.

` Не менее успешно действовали летчи-
` ки части гвардии подполковника Ванаре-
ва. Они потопили транспорт водоизмеще-
‚ нием 6.000 тони и сторожевой корабль
противника. -

вых ведущих питурманов. Герой  Совет-.
‘ского Союза майор Толмачев стоит BO
‘главе славных  штурманов-черноморцев.

трассы — Сулин, Илоешти, Бухарест и
всё  северо-западное побережье Черного
моря. Его знают на всех аэродромах.
Это он в одном из полетов, когда зе-
нитный снаряд оборвал жизнь  лет-
чика, привел  израненную малнину
  и доставил тело убитого друга на
родной аэродром и сам посадил са-
`молет. Это он и сейчас водит бомбарди-
  ровщиков в налеты на немецкие
  базы, прорываяеь сквозь  Шквальный
‘огонь зениток. В рядах ведущих штур-

манов, прославившихея  бомбардировоч-

‘HEM маетерством, — орденоносцы майоры.

Нестеров, Бушмакин, Чепиженко, орде-

‘ноносцы капитаны Кочелаевский, Фомин, _

`Корлонский, Телегов и многие другие.
  Недавно майору Бушмакину принловь

вести девятку бомбардировщиков ‘fa 0т-
халенный порт, противника. Полет тре-
 бовал настойчивости и точности проклад-
ки, удар внезапности и меткости. Буш-
макин вывел самолеты точно над бух-
той, и девятка советских бомбардировии-
ков нанесла сокрушительный удар по
немецким транспортам и другим. плав-
средствам прямо у причалов.

Майор Чениженко, капитан Фомин i
капитан Лавыдов-—это штурманы пики-
ровщиков. Бомбометание с пикирования—
самый сложный вид бомбометания, но.и
`самый эффективный. Экипаж пикировии-
‘ка проходит длительную тренировку,
прежде чем посылается на боевое зала-
ние. Самолеты этого \типа чаще всего
бомбят днем и всегда в условиях силь-
ного противодействия противника. Oco-
бенно серьезно это противодействие при

`бомбометании по портам и базам, Плав-

средства в базах бомбить можно точнее,
чем на переходе, где противник имеет
возможность маневрировать,  Уклоняясь
‘от бомб. Однако умелый штурман в: лю-
 бом случае добивается успеха. В любом
случае он сбросит бомбы в определенный,
строго рассчитанный момент и обеспе-
чит попадание. :

Теория вероятности ‘показывает, 110
 `бомбометакие с пикнрования повышает
  четкость в 4—5 раз против бомбомета-

Так закончился боевой день северо’ Pe ТРУДНО.

летчиков. Они потопили лв — Времени overs мало. Траление по-

OH ¢ первого дня войны—в воздухе. Его”

Раздалея сильный взрыв, катер окута-
ло клубами елкого лыма. Это взорвалась
правая бензоцистерна. Глухов только ус-
пел подумать: «Все кончено, теперь —
пожар». Он знал, что тушить огонь He-

но тралить здесь, чтобы обезвредить их,

ручено вам. Способ примените любой, —
  в этом отношении даю вам полную сво-

болу действий. чем. Но произошло  чт0-то совершенно
г ; невероятное: пламя тут же погасло-

В тот же день катер вышел на мини-  о ба о

те и — , у a а [0 =

раны ФА: изнес Глухов, < усилием перекладывая

Командир не бходил с мостика. Он ис-
пробовал различные способы, но все без-
результатно. Глухов не терял  належды.
Задание должно быть выполнено во что
бы то ни стало.

_ Катер круто развернулся, и только
командир отдал новое приказание, как за
кормой раздался взрыв и поднялея вы-
сокий столб воды.

—= Есть первая! — в восторге крик-
нул Глухов. а стоящий рядом рулевой
удовлетворенно заметил: «В любом деле
главное начало...».

Так и получилось. Вскоре послеловал
второй взрыв, третий, четвертый. Каж-

руль. :
Немцы ушли. Десять ран на теле. ко-
`мандира и полторы тысячи Нробоин в
корпусе катера — итог сражения. из ко-
торого Тлухов вышел победителем.

Раны давно залечены. И только как
память о них — второй боевой орден —
награда, которой удостоен Дмитрий Ав-
дреевич Глухов.

Как и раньше. катера ухолят в море,

и на них идут в бой бесстрашные коман-
диры Краснознаменного дивизиона.

В Краснознаменный дивизион прибыла
новая техника. Пришли еще мало оботре-

дый раз корпус сильно взлрагивал, вы- нЕ ROMS INDE Nenoran-aehrenanr
ходили из строя приборы, но катер нро- лухов использует факты героизма Lit
воспитания личного состава  катерников.

должал траление.
Спустя некоторое время  капитан-лей-
тенант доклалывал: — :

— Фарватер чист, путь свободен!

Почти весь личный состав катера,
прозванный «истребителем мин», был на-
тражден. Грудь Глухова украсил первый
орден Красного Знамени.

Пи жестокие бои. Катера конвоиро-
вали транспорты,  высаживали десанты,
перевозили раненых, помогая осажденно-
му (Севастополю, городу, в котором Глу-
хов начинал военно-морскую службу.
питан-лейтенант рвался туда.

Катер шел_в Севастополь. Ровно в 14
часов появились немецкие самолеты. Они
бросились на корабль. Не успевала от-
бомбиться одна труппа, как появлялась
вторая. У штурвала стоял Глухов. Он
уклонялея от бомб, меняя курсы и то уве-

Он детально разбирает ¢ ними действия
Москалюка, старшего лейтенанта  Флей-
шера, потопившего две подводные лоди
и совершавиего смелые. набеги на Bpa-
жеские порты. На боевых традициях ди-
визиона, на героизме его офицеров и
краснофлотцев командир учит подчинен-
ных бить врага наверняка.

Калера дивизиона участвовали во мно-
гих операциях.  отконвоировали свыше
2.000 кораблей и транспортов, высадили
тысячи бойцов морского десанта, вывезли
более 1.000 раненых, сбили 17 самолетов.
Четыре с лашним тысячи бомб сбросили
немецкие самолеты на катера, но потери
невелики. С каждым днем умножается
боевая слава Краснознаменного дивизис®
на. И в этом большая заслуга его коман-
дира Дмитрия Андреевича Глухова. -

ДОБУШЕВ.

Капитан-лейтенант Н.

тании по подвижным целям. Если эки-
паж достаточно слетан и оттренирован и
техника расчетов штурмана и иричели-
вание летчика доведены ло автоматизма,
если ввод в пикирование совершенно од-
нообразен и боковая наводка произведит-
ся с учетом всех поправок на хол ие-
ли, если угол сноса не вызывает сомне-
ний у штурмана, то такой экипаж  го-
тов к выполнению любого задания Ha
бомбометание с пикирования.

Все эти вопросы хорошю усвоили лет-
чики и штурманы части, которой кемаи”_
дует подполковник Курочкин. Они мно-
го и упорно работали. в этой области.
Штурманы капитан Фомни и капитан
Лавыдов пережили немало огорчений и
затратили много труда, но зато теперь
эта славная часть является передовой в
вопросах бомбометания © пикирования и
служит примером для всех пикирующих
частей действующих флотов. На боевом
счету части десятки потопленных кате-
ров, барж и других судов, при бомбар-

ния с торизонтального полета, но, как
‘иравило, елабо натренированный экипаж
с пикирования бомбит хуже, чем с тори-
зонтального полета. Расчет момента BBO-
да самолета в пикирование и поправки
на снос самолета по дальности и 60к0-
вые производит штурман, однако общий
успех удара фешается слетанностью и
мастерством двух членов эвипажа —
летчика и штурмана.

Ероме точности расчетов при бомбоме-
тании с пикирования большую роль иг-
paer выдержка штурмана и летчика, ко-
торая нужна всегда, а особенно при
сильном противодействии зенитной артил-
лерии и истребителей противника. Бота-
  ти товоря, атаки вражеских истребите-
лей сопутствуют почти каждому налету
самолетов-пикировщиков.

- Два звена пикировщиков части  под-
полковника  Сыромятникова наносили
улар ес пикирования по транспортам про-.
тивника в порту. Бомбардиревщиков при-
крывала шестерка чаших истребителей.

При подходе к цели’ самолеты были   дировании которых летчики и штурманы
встречены и атакованы истребителями   показали высокое мастерство. -
противника. Наши истребители  сопро- Как ни велика роль ведущего  штур-

мана, нельзя, однако, слепо копировать
его действия; пикирование но нлаверед-
ствам следует’ производить по одному,

вождения смело и самоотверженно вели
воздушный бой, охраняя пикировщиков.
Вскоре заговорила и зенитная артилле-

рия врага. Обстановка создалась  доста- чтобы ошибки ведущего не отражались
точно сложная. на прицеливании ведомых. При отсут-
Первое звено пикйровщиков, опреде-   ствии  противодеиствия истребительной

авиации и слабом противодействии  з6-
нитной артиллерии можно делать  не-
сколько заходов на цель для  корректи-
ровки прицельных данных. При 60м00-
метании по плавередствам в военно-мор-
ских базах высота ввода в пикированне,
а соответственно и сбрасывания, должна
быть поднята. 5

Наши” части много и упорно работают
нал воспитанием отличных бомбардиров,
ведущих штурманов и всех экипажей.
Нужно, чтобы это воспитание быле пос-
ледовательным, пелеустремленным, начи-
ная с авиационных училищ и кончая
боевой частью, действующей на флоте,
на морских коммуникациях. Дело чести
командиров бомбарлировочных частей —
воспитывать умелые экипажи бомбарли-
ровшиков, поднимать бомбархировочнсе
мастерство морской авиация на более

высокую ступень.
Капитан М. ЕРЕМЦОВ.

лив цели, зашло нз пикирование, но в
результате нервозности штурманов и лет-
чиков «иромазало»: сбросило бомбы с
перелетом. Второе звено,  прорвавииеь
через заслон истребителей и зенитный
огонь, с высоты в 2.500 метров епики-
ровало на самый большой транспорт. Рас-
четы штурмана капитана Горбачева и
припеливание летчика старшего  лейтс-
naura Бордовекого были точны. Бомба
попала в - транспорт — водоизмещением
5.000—6.000 тонн; — он быстро  зато-
нул. В возлушных боях, поторыми изо-
биловал этот налет, были уничтожены
три истребителя противника, причем один
из них был сбит экипажем  самолета-
иивировщика. Таким образом, четкая ра-
бота ведущего штурмана и лотчика ре-
  шила успех бомбардировочного налета.
Основой бомбометания © пикирования
  является непрерывная тренировка  эки-
`лажей. Особенно важно это при бомбоме-