_ их расположения, огневых точках про-

против

Среди многочисленных и разнообраз-
вых операций, проводимых малыми Ео-
раблями, значительное место занимают

действия. против. берега. Они включают.

в себя отневые налеты на укрепленные,
узы и военные об’ехты противника,
разведку боем неприятельского: побере-
жья, высадку и амбаркацию десантных
трупп. Затера-охотники
решалот эти задачи самостоятельно и во
взаимодействии с другими классами ко-
раблей, авиацией и сухопутными“ /вой-
сками при поддержке их флангов, Опе-
рации протекают, как правило, в при-
фронтовом прибрежнем` районе, где враг
может использовать для’ противодей-
ствия всё свои силы и средства. Шоэто-
MY основное условие успеха — внезап-
несть, которая достигается тщательной,
всесторонней подготовкой.

Выходя в море, командиры катеров
должны иметь исчерпывающие разведы-
валельные ланные о предстоящем райо-
не действий. Нри‘этом необходимо  рас-
полагать сведениями не только о геогра-
фических и навигационных 0о60беннос-
тях района, об об’ектах удара, местах

тивнива на берегу, но и знать, какими
морскими и воздушными силами распо-
лагает здесь враг. Это позволит  соста-
вить правильное представление 0 BO3-
можном противодействии . намеченной
операции с моря и воздуха. Отсутотвие_
заких данных может привести к срыву
операции.

Группе катеров было приказано со-
зериить огневой налет на укрепленный
участок, занятый противником. Штаб под-
разделения, разработавший операцию, не
располагал достаточными сведениями, о
кораблях неприятеля. Однако это He по-
мешало выслать катера, которые, придя в
указанную точку и начав оботрел, под-
верглись атаке восьми неприятельских ко-
раблей. Естественно, что встреча. с пре-
восходящими силами противника была,
для наших командиров совершенно не-
ожиданной, и только их MacTepcTBO и
дерзость позволили Ges потерь выйти из
боя.

Этот случай наглядно подтверждает
важность предварительной разведки, ко-
торую можно организовать силами тех
же катеров, намеченных для участия в
операции. Кроме получения . недостаю-
ших данных, командиры смогут. лично
ознакомиться с районом, а это во многом
облегчит им дальнейшие действия:

Набеговые операции катеров  прово-
длятся, как правило, в темное время су-
ток. Поэтому 060б0е значение приобре-
тат тренировка офицеров в совместном
плавании ночью и безупречная органи-
зация наблюдения за берегом, морем и
воздухом. Все происходящее
режье не должно ускользать от внима-
ния командира  калера. Вепышка выст-
ела, проблеск отня, взлетевшая ° раке-
та, — все помогает разобраться в. обета-
новке, уточнить местонахождение цели,
принять правильное решение. Нельзя 0ос-
лаблять также наблюдение за морем и воз-
пухом, иначе можно подвергнуться вне-
запной атаке кораблей или самолетов
противника. Были случаи, когда, увлек-
зшиеь стоельбой по береговым ‘целям,
экинаж катера е опозданием обнаружи-
зал вражеские самолеты, особенно иот-
ребители, подходившие на бреющем по-
лете. ; Bed

Обычный состав сигнальной и ‘наблю-
лательной вахты не может обеспечить
непрерывное наблюдение во всех секто-
pax. При действиях ночью во вражес-
ком прибрежном районе целесообразно
выставлять дополнительные посты, 0бес-
печивающие круговое наблюдение. ана
береговые секторы выделять  снециаль-
вых краснофлотцев.

и бронехалера

‘командиры — в
‘этими таблицами.

охотников в десантных

на, побе-

Операции малых кораблей

берега

Если приходится действоваль в зали-
ве, бухте, фиорде, следует учитывать,
что узкости обычно пристреливаются
немецкими батареями, и проходить та-
кие места нужно быстро, непрерывно
маневрируя. Но иногда приходится вес-
ти огонь с участка, пристрелянного не-
приятельскими батареями. В таких уе-
тловиях влавное -—= заранее подготовить
все исхолные’ данные, ‘чтобы как можно
быстрее добиться накрытия. Вее основ-
ные и вепомогачельные таблицы. стрель-
бы должны быть всегда под руками, а
совершенстве владеть

Недавно морской охотник «erapmero
лейтенанта Савицкого и бронекалер лей-.
тенанта Соколова ночью подошли в
вражескому побережью. Несмотря на то,

что светила луна и видимость была хо-

рошая, катерам удалось скрытно приб-
лизиться к немецкому  укренленному

гарнизону. Первыми же залпами комен-

доры разрушили маяк и казармы гитле-
ревцев. Вражеекая батарея открыла от-
ветный огонь, но катерники засекли
вспышки ¢e орудий и Несколькими зал-
нами заставили немецких артиллеристов
замолчать. Успех был обеспечен точным
расчетом и решительными   действиями
экипажей катеров. При возвращении в
базу наши корабли подверглись атаке
нескольких немецких катеров, а затем
большой группы самолетов. Но и здесь
катерники проявили высокое  мастер-
ство. Морской охотник потопил один
неприятельский катер, а бронекатер под-
жег второй. Использовав военную хит-
роесть, командир отряда заставих немец-

ие самолеты’ атаковать свои же катера. f

Наши корабли не понесли потерь.

Широкое использование  катеров-
операциях по-
хазало, что наряду с транспортировкой
и высадкой ударных и разведывательных
групи катера отлично справляются с по-,
давлением огневых точек противника и
артиллерийской поддержкой высаженного
десанта.

Большого искусства требует амбарка-
ция десантной группы. При этом необ-
холимо © безукоризненной точностью
согласоваль условные. сигналы, которы-
ми разведчики просят поддержки или
вызывают катер. Нутаница в сигналах
может привести в самым тяжелым пое
ледетвиям.

Однажды катер под, командованием
старшего лейтенанта Никитина высадил
в тылу врага разведывательную группу.
В установленное время ночью катер по-
дошел к берегу, тде должны были нахо-
диться разведчики. Вскоре B воздухе
появилея сигнал, но он не соответство-
вал заранее уеловленному, Все осталь-
ные признаки указывали, что это дей-
ствительно наши разведчики, ‘однако
неправильный сигнал заставил команди-
ра катера задуматься. Он представил
себе положение разведчиков, если он их
не снимет и рассвет застанет их на побе-
режье. С другой стороны, можно было
нарваться на немецкую засаду. Коман-
дир катера решил проверить  обста-
новку: послал четырех  краснофлотцев,
вооруженных автоматами, гранатами и
бутылками с зажигательной смесью. Они

А aera

действительно были наши разведчики,
но они перепутали сигналы,

Катерники помогли разведчикам ‘уни-
чтожить захваченные у немцев склады
в продовольствием, снаряжением и Ooe-
припасами. Затем все вернулись на Ka-
тер и благополучно пришли в базу.

Ток действуют советокие катера про-
тив неприятельского побережья, нанося
врагу существенный урон.

‚ Капитан-лейтенант А, НОВОЖИЛОВ.

2.222 УБИТЫХ НЕМЦА

В чаети капитана Каплиенко за  де-
сять месяцев подготовили 74 снайпера,
которые истребили: 2.222 немца.

Наибольших успехов достиг старший
краснофлотец  Шорец, . уничтоживший“
161 немца, краснофлотец Демкин — 79,
младший вержант Ишеничный — 74.

Вомандование

_Вак и всо флотские KOMAaHIEDH,  10-
четное звание офицера носят сейчас воен-
HO-MOPCKHG врачи и  фельлиеры. бт
строевого офицера морской военный врач
отличается только своей специальностью.
Что же касается общекомандиреких ка-
честв, таких. например,. как дисциплина,
культура. поведение, подтянутость, требо-
татгельность, уменье приказать и обеспе-
чить выполнение приказания. —— во BCeM
этом OH He должен отличаться от
офицера-моряка. i
Военные врачи сейчас впервые’ получи-
ли офицерские звания. В дореволюцион-
ном флоте ‘им присваивались звания, ус-
тановленные для чиновников.
Раньше к врачу меньше веего пред`яв-
тяли общекомандлирские ° требования, ему
больше, чем кому-либо друтему, промали
при нарушении этих требований. Его осво-
бождали от строевых занятий, плохо учи
ли стрелять, не требовали команлирской
выправки, строгого соблюдения уставов.
— Ну чо © него спросишь? Это же
доктор. — товорили снисходительно,
Война  ретительво изменила взгляд
строевого командира на врача, повысила
ответственность медиков 38 их воман-
дирскую подготовку. Они локазали, что
могут быть настоящими морскими офице-
рами. :
Какие требования пред’ являются
час к офицеру медицинской службы?
Прежде воего он должен обладать боль-
тим запасом знаний по своей специаль-
ноети иумением применить их в специфи-
ческих морских условиях. На корабле
врач ме может обратиться за консульта-
пией к стартему специалисту. Он должен
самостоятельно и быстре припимать
шения. .

вей-

: Старший

ре- ряв и особенно
`Гетрогом учете, совмещая

ров орденами и медалями Союза ССР.
Среди награжденных капитан Ваплиен-
ко, снайперы Шорец, Березуцкий, Дем-
кин, Шшеничный и другие.
Находяеь на переднем крае, снайперы
продолжают истреблять немецких окку-
пантов. и

высадились на берег. Оказалось, что

ейтенант Л. ДАВЫДОВ,

Большинство наших врачей показало
себя в боевой обстановке искусными спе-
циалистами и отважными офицерами.

Хирург-черномерец гвардии  подполков-
ник медицинской службы Владимир Ива-
нович Раквиашвили около трех лет слу-
жит на боевом корабле: До войны он
считал, что для операции нужна особая
обстановка: тишина, идеальное освещение.
чистый воздух с температурой не выше
18 градусов С. А на войне ему He раз
пришлось онерировать под аккомпанемент
залпов главного» калибра; в восьмибалль-
ный шторм, при температуре, доходящей
xo 50 градусов. Однажды в ‘разгар рабо-
ты ‘в ‘борт корабля вблизи операционной
попал снаряд. Погас свет. Осколками ра-
нило нескольких санитаров. Хирург Рак-
виашвили спокойно и властно установил.
порядок, и через четверть часа“ уже one-

+ рировал на новом месте.

На: корабле все от рядового красно-
флотна до команлира -— одинаково пере-
носят напряжение боя, в котором от каж-
ROTO требуются выдержка, находчивость,
смелость и выносливость. Без этого не-
мыелима нормальная работа и санитарной

службы, имеющей большое значение в
бою.
Вот. почему, наряду со специальными

знаниями, офицеры  медицинокой службы
должны иметь хорошую морекую подго-
TOBKY. :

Особое положение занимают офицеры
медицинской службы на подводных  ко-
раблях. Здесь крайне реки случаи ране-
ний; требующих врачебной помощи. В то
же время на подводной лодке каждый мо-
офицер находится Ha
несколько 0бя-

x

K PACH bI

Краснознаменный Балтийский ‘флот.
В. Быков сбил 3. самолета противника и

й ФЛОТ

Стрелок-радист гвардии старший сержант,

один подбил. Фото Б. Лоснна (ТАСО).

ОГНЕВОЙ НАЛЕТ КОРАБЛЕЙ

+

’”` От специального корреспондента «Красного Флота»

— Вот на этом аэродроме, — сказал

командир дивизиона, показывая Ha кар-

ту, — базируется истребительная  авиа-
ция противника, прикрывающая его вем-
муникации. Нам поставлена задача —
артиллерийским огнем кораблей уничто-
жить самолегы и аэролромные -coopy-
ЖЕНИЯ. :

Перед выходом командиры проверили
тотовность боевых частей, произвели рас-
четы. На основе анализа обстановки пол-
готовились к отражению вероятного. про-
тиводействия. В районе предстоящей
операции активизировались ‚ немецкие
торпедные катера, л на прибрежной по-
лосе, занятой противником, ранее отме-
чались артиллерийские батарея.

< В день операции сложилась следующая

метеорологическая = обстановка: ветер
HOPA-BCCTOBOK четверти силой лва балла,
море — олин балл, видимость о хорошая.
В 22 часа 30 минут взошла луна. Бере-
товая черта окуталаеь мутной дымкой,
затрудняющей горизонтальную наводку
и. совершенно исключающей  вертикаль-
ное наведение.

’До наступления темноты корабли сле-
довали вблизи берега. “Точно uo плану
состоялась встреча с нашимн катерами,
которые, помимо охранения  кораб-
лей, должны были обетрелять берег по
намеченной площади. Обменявшиеь оно-
знательными, катера вступили в охран-
ный ордер. Для точного выхода  кораб-
лен на огневой галс па переходе было
‘произведено несколько ‘астрономических
определений. Штурман головного кораб-
ля, шедшего под брейд-вымпелом коман-
дира дивизиона, старший лейтенант Львов
приготовил совместно © командиром БЧ-П
старшим лейтенантом Чистяковым все
расчеты. Они делались в развитие под-
тотовительных данных на операцию,
разработанную командиром дивизиона.

Корда корабли налолилиеь в исходной
точке, подтвердилась правильность прет-
варительных расчетов, = обеепечивних
точный выход на боевой курс. По сиг-
налу катера отделиансь и отомли в за-
данный район. Тем временем была уста-
новлена двухеторонняя свазь с самсле-
том-корректировщиком.

Катера обстреляли площадь, на кото-
рой, по данным предварительной воздуш-
ной разведки, находилось большое коли-

БОЕВЫЕ УСПЕХИ ПРОЖЕКТОРИСТОВ

Прожекторная часть майора  Таврова
достигла неплохих результатов. Взаимо-
действуя с зенитчиками, прожектористы
отражали налеты фашистекой авиации

на наши базы.

Отличных боевых показателей доби-
лась станция старшего сержанта Чим-
шит, осветившая 69 самолетов противни-
ка, из которых 34 самолета сбили артил-
леристы-зенитчики. -_

которые должны изучать морское ею и
  воспитывать и развивать в себе такиека-
чества, как глазомер, быстрота реакции,
‘наблюдательность, тонкий слух ит д.

Комсомолец Вадим Бочаров после окон-
чания военно-морского = медицинского

чество самолетов противника, и, не
встретив противодействия, отошли. Одно-
зременно наши самолеты  пробомбили
аэродром; немпы обстреливали их нёин-
тенсивно. Очевидно, противник избегал
‚ стрельбы по’ мореким целям, чтобы не
демаскировать себя. Rpome того» если
раньше во время аналогичных операций
неприятель вводил в действие большов
количестве прожекторов, то сейчае они
совершенно не работали.

После уточнения исходных данных
головной корабль точно в предусмотрен-

ное боевой документацией время открыл.

огонь на пристрелку и, ‘введя корректи-

ровку, передал сигнал: «Начать с”фель-.
  бу на поражение».

После первых же наших залнов против-

ник использовал осветительные снарядыв

таком количестве, что световая завеса
ослепляла наводчиков и в то же время
давала немцам возможность хорошо про-
сматривать водный район. Раныше нем-
иы не пользовались таким приемом. Од-
нако точность наших расчетов позволи-
ла и в этих условиях вести достаточно
эффективный огонь.

Воздушный корректировщик дважды
передал через две минуты: «Цель». Ар-
тиллеристы кораблей вели огонь ев пол-
ной скорострельностью, В это время в
направлении плоскости стрельбы Ha 0б-
стреливаемой зюйдовой и зюйл-вестовой
частях аэродрома  наблюлалоеь шесть
сильных взрывов и пожаров, о чем сви-
детельствовало большое яркое зарево.

Только’ через 11 минут после перво-.

TO залпа противник ввел новые бата-
реи. Стреляли две 152-миллиметровые
четырехорудийные батареи. Наблюдались
сразу восемь падений снарядов с боль-
шим перелетом. С каждым залпом всплес-
ки приближались. Командир дивизиона
принял решение продолжаль стрельбу на
прежнем курсе.   sy

После того как корабли выпустили.

положенное количество  снарятов, они
поставили дымовую завесу п под ee
прикрытием легли wa новый курс. Or-
ряд. увеличив ход, оторвалея ст берега
и, не вотретив противодействия легких
вил противника, возвратился в базу.

Старший лейтенант
Л. СЕМЕНОВ

На боевом счету части числится один
сбитый самолет. Осленленный лучами
прожекторов, немец спикировал в море.
Станция старшего сержанта Субботина
осветила 17 судов противника. Двенад-
Wath из них уничтожили меткими залиа-
ми артилаеристы.

Старший лейтенант
Д. ЛЮБАРСКИЙ.

авиация медики проявляют  доблееть и
мужество. ‘

Девать немецких бомбардировщиков на-
летело на госпитальный корабль, тде Ha-
чазьником санитарной службы был врач
`Фелор Коровин. Самолеты ебросили около
двухсот. 600. Транспорт получит cepnes-
ные повреждения. Тяжело ранило коман-
дира, контузило и Федора Коровина. Ко-
ровин проявил качества морского офице-
ра— силу воли, организованность,  лис-

училища с дипломом фельдшера пришел в  циплину и нахолчивость. В критическую

начале войны ‘служить на подводную лол-
ку «Щ-320», которая впоследствии была
награждена орденом Красно Знамени.
Номандир подводной лодки капитан 3-го
ранга Иван Макарович Вишневский узнал,
что в училище Бочаров был озорным. не-
дисцинлинированным курсантом, но в TO
же время усиленно занимался спортом, не
раз побеждал в гребных гонках, любил
мере и мечтал стать хорошим  подводни-
ком: Опытному командиру Вишневскому
не трудно было  перевоспитать молодого
фельдшера и привить ему необходимые
моряку качества. Вскоре Бочаров стал
образцовым офицером. Он глубоко  инте-
ресовался подводным кораблем, изучал
работу торпедных аппаратов, до тонкости
знал ‘лайствие
умел  воматриватьея _ через перископ в
беспредельную морскую даль и опреде-
лять ‘силуэты кораблей. Для экипажа
подводной лодки Бочаров был не только
медиком. но и старшим товарищем, офи-
пером. Его уважали, его слушались, ему
поверяли. За время войны груль Бо-
чарова украсили два ордена —— Красного
Знамени и Отечественной войны П степени.

Тероизм и отвагу проявляют офицеры
медицинской службы на специальных ¢a-
нитарно-транепортных кораблях, которые
перевозят раненых из фронтовых мороких
033 в порты глубокого тыла. При налетах

регенерационной системы,

минуту он взят на себя командование ко-
раблем и принял все необхолимые меры
Е спасению таненых.

На море был полный mms. ro nos
волило без 060б0то труда перегружать ра-
неных Ha подходивитие малые суда.
Вскоре они были загружены и ушли. Но
на корабле оставалось еще больше ста
человек. Вместе е ними находился и Во
ровин. Корабль мелленно погружалея в
Bory. Врай борта’ выделялся над уровнем
MODS ‘всего лишь на полметра.

В этот момент влати показалось новое
звено немецких самолетов. Положение с0з-
далось критическое. Достаточно было o1-
ной бомбе упасть о вблизи корабля, чтобы
вола накрыла ето. Коровин решил пере-
хитрить воздушных пиралов. В неекоть-
ких местах на палубе были немедленно
зажжены огромные костры. Заметив плат
мя, немецкие летчики решили, что полу-
затонувший корабль ориг, и не стали
сбрасываль бомбы. Так самообладание и
находчивость морского врача Коровина.
принязиего на себя командование, спасли
Жизнь многих раненых.

Закон морского офицера-—покидать ко-
рабль последним-— свято чтят и офицеры
медицинской службы.

Когда немецкие ториедоносцы начали
атаку санитарного корабля, хирург Вале“
рий Азарович Итин делал  сюжную

\

SLES

‚Воля к

— Балашов вернулся! — раздались
ралостные возгласы, Слеша и толваясь,
друзья окружили улыбающегося летчикз.

— Слава, ты’ ли?’-— недоверчиво ©0007
сил Константия Шкаруба. —

— Я, Костя, я, — друзья крепко 06-
нялись Ha ралостях и распеловались.
когла улеглось первое возбуждение. кто-
то спросил Балашова:

— Как, товарищ гварлин капитан, де-

ло-то было? :
Да чю рассказывать? Побыли в
«перенлете» — и только. Все живы и
здоровы. — № летчик  переменил тему
разговора.

А дело было так. pn подходе Е вва-
жескому каравану пятерку наших торпе-
доносцев атаковало 14 истребителей.

— Вот эта ла! — произнес Балашов.
поближе примкнув к ведущему  гвархии
майору Костькину. — Вак решит  маи-

00? Что будем делать?

Вокруг, насколько хватал глаз, расети”
лалось чужое море. Слева в голубой
дымке маячили` вражеские берега. A
сверху неслись в атаку «Мессершмитты».
Можно было. пока не поздно, нырнуть в
ближнюю тучу и повернуть. Но это зна-
ЧИЛо ОТСТУПИТЬ.

Майор Костькян решил пробиваться к
каравану, который  вырисовывалея Ha
светлой полоске горизонта. Балашов был
рад такому решению командира.

Завязался oon, У немпев было преиму-
щество в Чиеленноети. маневре и скорое
ти. Но пять гвардейских экипажей обла-
чали, кроме оружия, железным упорством,
стойкостью, русокой доблестью и глав-
ное — мастерством. -

Немцы яростно `насехали. Атака слело-
вала за атакой. Пулеметные и нушечные
очереди  вспарывали воздух. Машина
летчика Балалюва горела, но продолжалг
итти вперед. Неумолчно строчил пулемет

стрелка-радиста Бадюк-

— Это «Фокке-Вульфы». Бей их в
брюхо при выходе из атаки! — в разгар
боя крикнул Балашов стрелку. _

Вскоре один  «ФВ-190» свалилея в
BORY.

Бой. продолжался. Mamuna Bazamoza
была сплошь  изрешечена вражескими
снарядами. Куски общивки болтались на
плоскостях. Зияли пробоины. Моторы ды-

2 сентября 1943 г., № 207 (1465) _

победе

тучи. и пошел кратчайшим путем к см
им берегам.

Стрелок-радист Балюк лоложил резул-
таты атаки:

—_ Товарищ командир. транспорт за1-
нул. Я видел своими глазами.

—- Отлично! Следить за возлухом з9р-
че. А то «Мессеры» нагрянут. Положение
тяжелое, но не унывать. Дотянем.

Израненный вбою советский торпелоно-
(еп шел над облаками. Один мотор уже
слал. Второй, хоть и дымил, но продол-
жал тянуть. Четчик по приборам видет,
как постепенно славал второй мотор. Ка-
залось, он работал нормально, гудел ров-
но, звонко. Но минуты его жизни были
уже сочтены: еле заметно поднималась
температура и издало давление Maca
Экипаж 06 этом пока не подозревал,

Иногда вокруг самолета вставали роз-
рывы зенитных снарядов. Это вражеские
батареи. ориентируясь 10 шуму мотора,
вели стрельбу.

Сержант Bagiok заметил. что у горяще-
го мотора вепухает бензобак. Вот-вот про-
узойлет взрыв. Но сержант даже не заик-
нулея 00 опасности.

Сколько времени длится полет? Бала:
шов испытывал  сверхчеловеческое на-
пряжение. He так просто удерживать
поврежденную машину ва высоте. Пр
малейшем ослаблении воли летчика ona
проваливалась, клевала носом, кренилась.
Летчик изнемогал, мускулы  вздрагивали
ст переутомления.

жяжх

Все вернуливь. Только Балашов где-м
пропал. 0 нем никто ничего не. знал,
Летчики видели, как он дрался, как по-
том на горящей машине устремижя в
торпедную атаку...

Напрасно техник Овчинников вематря-
валея в горизонт. Небо было пустынно.
Моди лелали свои обычные дела, но вое
ощущали какую-то пустоту.

Тетчик Константин  Шкаруба  вопом-
Hud, Kak недавно он с Балашовым ата-
ковал вражеский караван.  Тогла они
крыло к крылу прошли сквозь шквал зе-
нитного огня, торпедировали два тран-
впорта.

— Bor, ведь, ничем не случилось. \
здесь... Но этого не может быты Her!

мили и залыхались 10 и дело чихая, Такой храбрен не может погибнуть!

‘ разбрызгивали масло.

Снаряды рвались, обжигая лицо фаска-
ленным воздухом. В кабине  клубилея
горький пороховой дым. Балашюв ни 0
чем не думал, ничего не говорил. Собрав
веего себя, он желал только одного: до-
тянуть до каравана. донести торпеду, 4
потом...

Немцы наседали. Трассы ложились и
слева, и справа. сверху, пронзали  дю-
раль.

Ho и наши стрелки били крепко, Уже
два «Фокке-Вульфа» врезались Pp BOY.
Вскоре задымил и’ рухнул «Месеер-

Шиитт». за ним другой. Не в силах сло-
мить стойкость наших экипажей. немцы
отступили. Путь к каравану был cBobo-
лен.

Балапюв, не обращая внимания Ha зе-
нитный огонь, направил свою израненную
машину на ближний транспорт.

Когда до транспорта было уже совсем
близко, внутри словно что-то встрепену-
лось. Нобела близка. Палец уже лежит
ва  сбрасывателе.  Истекают последние
мгновения. Вот сейчас он сбросит торпе-
пу. Но что делать дальше? Итти тараном

‘на второй транспорт? Не рано ли? Мото-
ры пока тянут, й машина

подчиняется
ero воле. Сетодняшний транспорт лолжев
стать восьмым на его боевом счету. -

Восемь... Этохо показалось очень Ma-
10. Так. мало. — и вдруг умираль. Нет!
Машина должна выдержать. Баланюв ве-
PHI в искусство своего техника, верил в
самолет. x

Пережить! Пережить вместе с маши-
ной врага.

..Освобождленная oT торпеды
пошла легче. Балашюв лаже отважился
забраться вслед 3a товарищами в тучу.
Но самолет вдруг провалилея почти 10
самой воды. еще били зенитки,
летели трассы.

Вскоре это осталось позали. Напрягая
все свое летное мастерство. капитан все
же вуме

машина

операцию. В корабль попата торпеда. В!
отбеки стала поступать вода. Итину
предложили спасательный пояс и место
в шлюпке. =

— Я вахожусь на боевом посту и не
покину корабль, пока здесь остается хо-
тя бы один раненый, — заявил морской!
хирург. Он не покинул операционной и
теройски погиб вместе с оперированныхм
им раненым моряком. Итин пришел во
флот только в начале войны. Как coper-
ский патриот, он быстро понял и твердо
усвоил законы моря, стал образцовых
морским офицером. Правительство `посмерт-
но наградило Валерия Азаровича Итина
орденом Ленина.

Перех военно-морскими врачами откры-
ты огромные перемективы роста и совер-
шенствования. Наш народ уважает меди-
инокие кадры и гордитея их работой во

время войны. Жизнь многих флотевих
врачей является достойным примером

служения родине для всех морских офи-
церов медицинской службы.

Ко не знает на Балтике старейшего
морского врача Владимира Казимировича,
1560? 45 лет назах он окончил Военно-
медицинскую академию и получил липлом
врача. 40 лет назад ок стал доктором ме-
THUMHEE и начал свою службу в

‘Балтийском флоте младшим врачом Крон-

штадтекого военно-морское — госпиталя.
Оз служил врачом на миноносце  «Вест-
пик», на крейсерах «Князь Пожарский»
и «Адмирал Макаров». Был врачом Крон-
путадтекой  брандвахты. С первых Hell
Октябрьской революции, будучи уже зре-
лым врачом, он без колебаний перешел в
Врасный Флот и беспрерывно служил хн-
рургом Вронштадтекото — военно-морского
тосниталя. В тяжелые дни блокалы Ле-
нинграда 68-летний хирург 1у60 не ушел
со своего боевого поста. Он с энтузиав-
мом и исключительной внимательностью

него

- Командир Попович — крепкий духе
м телом человек. Он прожил больую и
трудную жизнь, научилея держать ceba
в руках. Но тогда и Попович основатель-
но загрустил. Чорт возьми, вель OB, как
родного сына. любил этого юном, жиз
нерадостного капитана. forza Балашов
шутил и смеялся, Попович любовалея п
думал: «Эка молодость как прет...»
Попович вопомнил. как Балашов 0
нажлды перехитрил ‘«Мессершиитта». Бы-
ла ‘низкая облачность. У самого враже-
ского берега шел караван. под прякры-
тиехг кораблей и авиации. Когда он по-
вел свой торпелоносец в атаку. «Месеер-
TIMHTTH>  Устоемилиеь Ha нео в 20.
Валапюв развернужя и на виду у них

нырнул в тучу, сделав вид, Что ухо
хит. Истребители стали кружить, ожиз
дая, когда советская машина  выватится
из тучи,

В это время нат ‘экипаж в облаках
обогнул караван, вышел © другой сторо
ны и, невзирая на сильный зенитный
огонь, атаковал ближний rpancnopr. Hpo-
следив результаты удара, Балашов снова
вошел в облачность.

И вот этот бесстрашный, смелый №
дерзости летчик ne вернулся. lipoma
сутки... Люди устали ждать. Но. вил,
рано было отчаиваться. Вячеслав Павло
вич Балашов, как всегда. улыбающийся,
появился в эскалрилье. Й понеслась 10
зэролрому радостная весть: «Балашов
вернулся!».

Техник Овчинников бросил все и с
мя голову побежал в землянку. Коман
дир вернулся!

— Ну, спасибо, мой друг. — обнял
техника Базашов, — твой мотор тянул
до последних возможностей. Beero не
сколько километров осталось до нашего
берега... Но ничего, нап корабли п0лобз
рали. Жаль только самолет. Такая ма
шина! «Семерка». В память о ней мы
такой же номер далим новой.

Гр.

лечил раненых, предлагал новые етюсобы

лечения. «Присыпка Лубо» получила
на Балтике широкое применение. Xupypr
Владимир Казимирович Лубо ныне ге-
нерал-лейтенант медицинской службы.

Немало морских медицинских офицер
воспитал Владимир Казимирович №6. У
в 1912 proxy учаея  фельше
М. Т. Комиссаров, ныне полковник меди“
пинской службы. № нему в Кронштади
ский госпиталь в 1914 толу пришел #8
службу молодой врач Роман  Анлреевия
Засосов, ставший теперь профессором, ге-
нерал-майором медицинской службы. По
его руководством  воспитывалея ныне
флагманский врач Н-ского соединения
подводных лодок полковник медицинской
службы Т. А. Кузьмин.

dy60 всегда прививал своим питомцам
любовь к морю. Он говорил:

— Гобпиталь — это только необходи
мая ступень в правильном воспитании
морского врача, выше которой должна 16“
жать служб» на корабле.

И ученики Лубо немало лет проплавал
iz Ha боевых кораблях. Комиссаров слу
жил унтер-офицером 2-Й статьи на крейз
сере «Адмирал Макаров», Засосов —
младшим врачом на крейсере «Рюрик»,
Кузьмин — на подводных лодках.

У нас много морских офиперов меди’
Цинской службы, которые всю CBO
жизнь связали © доблестным русским в0-
енным флотом. Они пользуются среди мо-
ряков большим уважением и почетом,
Они—тзкой же костяк Военно-Морского
Флота. как и весь флотский офицерский
состав. И нужно, чтобы каждый морской
врач осознал это и всеми силами стре?
мился воспитать в себе как внешне, так
и внутренне качества, офицера моряка.

Майор медицинской службы
3. ФИРСОВ,

Nas

wr

ei ei he a