Индийские. газеты о наступлении.

Красной Армии.

ДЕЛИ, 28 августа. (ТАСС). Индийская
печать широко комментирует наступление
Красной Армии. Газета «Хиндустан стан-
дард», касаясь освобождения Харькова от
немецко-фашистских захватчиков, пишет:
«Героическая оборона и освобождение Ста-
линграда, а также взятие Харькова пред-
ставляют собой памятную главу в военной
истории Советского Союза. Бесчисленные
друзья и поклонники этой республики твер-
до верят в то, что эти события являются

прелюдией к еще большим достижениям»,

По мнению газеты «Бомбей кроникл»,
занятие Харькова представляет собой побе-
ду, которая должна праздноваться не толь-
ко в России, но также и во всем лагере
Об’единенных наций. После Сталинграда и
Туниса это — самый сильный удар, кото-
рый когда-либо наносился Гитлеру. «Успех

ЭТОЙ победы, —- пишет газета, — огромен ©

точки зрения тактической, стратегической,
и моральной»,

ПЕССИМИЗМ И ОТЧАЯНИЕ ОХВАТЫВАЮТ НЕМЦЕВ

Причитания гитлеровского главаря Лея

` СТОКГОЛЬМ, 1 сентября. (ТАСС). Гит-
леровская газета «Ангрифф» опубликовала
статью одного из видных главарей гитле-
ровской банды Лея, полную жалоб на от-
сутствие у немцев стойкости и на распро-
странение в стране панических настроений.

«Сейчас мы, немпы, — пишет Лей, — пе-
реживаем тяжелые месяцы и недели. Ча-
сто наши нервы бывают напряжены до,
крайности». Лей заявляет, что появилось
немало немцев, которые думают, что «при-
дется пасть на колени» и что «то там, то.
здесь призрачные образы политического
пропглого пытаются вынырнуть на поверх-
ность».

Что же порождает в Германии подобные
настроения недовольства, бесперснектив-
ности и отчаяния? Лей отвечает на этот
вопрос признанием в том, что главной при-
чиной роста пессимизма в Германии яв-
ляются поражения, наносимые нынешним
летом германской армии на советско-гер-
манском фронте, Лей заявляет, что СССР
ввел в действие значительные людские ре-
сурсы и военную технику, «не дожидаясь
зимы — своего надежного союзника».

Будучи не в состоянии сказать что-либо
в утешение немцам, Лей делает смехотвор-
ную попытку изобразить провал немецкого
летнего наступления, развернувшееся на-
ступление советских войск, а также изгна-
ние войск держав оси с острова Сицилия
как «немецкий успех».

e

АНКАРА,   сентября. (ТАСС). Турецкая
газета «Тюрк Сезю» высмеивает жалкие
потуги немецкой пропаганды, стремящейся
изобразить как «успехи Германии» те во-
енные поражения, какие она понесла на со-
вегско-германском фронте и на острове
Сицилия. Газета пишет, что успешное на-
ступление Красной Армии`и занятие вой-
сками союзников Сацилии имеют, кроме
военного, и большое политическое значе-
ние, так как они вызвали падение Муссо-
лини, разбили все надежды немцев на по-
беду и сломили моральный дух ‘населения
Германии.

Газета «Ватан» поместила, редакционную
статью о положении в Германии, написан-
ную на основе фактов, приведенных лицами,
прибывшими из Германии, а также в при-
сланных оттуда частных письмах. Жизнь в
Германии, говорится в статье, превратилась
в настоящий ад. Немцы страдают oT .Tep-
рора эсэсовцев, от материальных лишений,
от воздушных бомбардировок. Немцев му-
чают, в дополнение ко всему этому, мрач-
ные. мысли о будущем. Немецкий народ
об’ят ужасом. В стране царит всеобщее не-
довольство. Назначение Гиммлера на пост
министра внутренних дел является доказа-
тельством того, что в Германии растут оп-
позиционные кастроения.

Газета «Ени сабах» также подчеркивает,
что Гиммлер занял ност министра внутрен-
них дел для того, чтобы тоцить в крови

фсякие выступления против гитлеризма.

Румынские лакеи Гитлера не могут отделаться

s

СТАМБУЛ, 30 августа. (ТАСС). Румы-
ния охвачена тревогой и страхом за завт-
рашний день. «Каждый из нас—пишет га-
zeta «<Курентул», — с тревогой и страхом
ставит перед собой вопрос: а что, если
фронт окажется недостаточно прочным,
если он затрещит под страшными ударами
русской армии? Вопрос этот способен
взволновать даже самых безмятежных
„Люди становятся жертвами самых неве-
роятных слухов, они не могут отделаться
от мучительных призраков».

Особо отличавшаяся раньше безудерж-
вой похвальбой, а теперь явно «протрез-
вевшая» газета «Порунка времий» конста-
тирует: «Война с Советским Союзом по-
хазала, что представление о боёвой мощи!
Красной Армии оказалось ложным. В
газетах, журналах и книгах проводилась
та точка зрения, ‘что в случае войны ©
Россией последняя, вследствие внутренней
своей слабости будет побеждена в срав-
нительно короткий срок. Факты oe

утопистов. Это страшное «а если...» без-
Жалостно уносит нас из мира мечтаний и
ставит перед лицом реальной действитель-
ности... Вот уже месяц, как ‘наш оптимизм
подвергается самым тяжелым испытаниям.
обратное. Оказывается, мы недостаточно
знали действительное положение вещей».
Та же газета в другой статье заявляет:

жар-

«Странное беспокойство породили эти

от „мучительных призраков“

кие дни августа. Повсюду замечается по-
вышенная возбужденность, приобретзющая
провокационный характер. В этой атмо-
сфере неуверенности легко работается
профессиональным пророкам и в>евозмож-
ным гадателям... Трагизм господствует в
наших чувствах. И всюду’ один и тот же
вопрос: «Во что мы превращаемся?!».

Газета «Универсул» также высказывает
обеспокоенность тем, что вся страна на-
воднена «беспокойными слухами». «Самым
опасным явлением в нашей стране, — под-
черкивает газета, — является мания тово-
рить о вещах, которые следовало бы рас-
сматривать как военную тайну».

Статьи румынских газет заполнены
призывами бороться © «дезорганизаторами
внутреннего порядка». Газета «Вяца» сооб-
щает, что румыны, временно освобожден-
ные от военной службы, упорно каботи-
руют приказ военных властей, обязываю-
щий их явиться Ha военные пункты для
перерегистрации. «Несмотря на строжай-
шее предупреждение, — пишет газета, —
факты саботажа продолжаются. Начальник
комендатуры предал многих лин суду, но
люди попрежнему используют все среде
ства, чтобы обойти приказ». Подобные
явления, по признанию газеты, становятся
все более массовыми, несмотря на все
драконовские мероприятия. правящей ру-
мынокой клики.

Германский транзит через Швецию под видом
почтового сообщения

СТОКГОЛЬМ, 1 сентября.
Шведская газета «Афтонтиднинген» поме-
стила статью, в которой обрашает внима-
ние на то, что германские чиновники, <о-
провождающие немецкие «почтовые ваго-
ны», следующие через Швецию, не разре-
шают проверять, что провозится в этих
вагонах. Когда поезд № 5151, пишет га-
зета, в состав которого входят немецкие
почтовые вагоны, прибыл в с<убботу на
иведскую пограничную станцию, то не-
мецкие почтовые чиновники отказались
разрешить таможенный осмотр. После
безрезультатных споров между шведски-
ми таможенными чиновниками и немцами
и после переговоров < шведским мини-

(ТАСС).   стерством иностранных дел вагоны были

oe без таможенного осмотра.
веды были возмущены наглым поведе-
нием немцев.

Газета «Гетеборгс хандельстиднинг» пи-

шет, что в ночном поезде Мальме — Гель-.

сингборг — Осло ездит теперь очень много

КРАСНЫЙ ФЛОТ:

бовместное заявление Черчилля
И Маккензи Кинга

ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, Черчилль и
Маккензи Кинг опубликовали вечером
31 августа совместное заявление, в кото-
ром говорится: «Сегодня днем в Квебеке
состоялось совещание премьер-министра
Великобритании с премьер-министром Ка-
нады при участии Канадского военного
комитета. На совещании присутствовали
руководители канадского генерального
штаба и некоторые из основных советни-
ков Черчилля. Вопросы, имеющие взаим-
ный интерес для обеих стран, были рас-
смотрены на этом совешании в свете. ре-
шений, принятых на недавней конференции
в Квебеке».

ОТЕЗД ЧЕРЧИЛЛЯ
ИЗ КВЕБЕКА

редает агентство Рейтер, английский пре-
мьер-министр Черчилль, ` сопровождаемый
некоторыми л из его советников, выехал
вечером 31`августа из Квебека для про-
должения совещаний ‘с президентом Руз-
вельтом.

Действия авиации.
союзников

НАЛЕТ НА БЕРЛИН

ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщает, что
в ночь на 1 сентября английские. самолеты
совершили второй крупный налет на Бер-
лин. В течение 45 минут камолеты сбро-
сили на город большюе количество фугас-
вых и сважигательных бомб. Низкая 06-
лачность затрудняла наблюдение за ре-
зультатами бомбежки, но были видны
сильные пожары. Имеются сведения, что
городу причинен большой ущерб. Много
вражеских истребителей над столицей и
на подступах к городу безуспению пыта-
noch помешать проведению концентрир>-
ванного налета. В воздушных боях сбито
некоторое число вражеских самолетов. 48

английских бомбардировщиков не верну-

немцев, а также голландцев, бельгийцев и

датчан. Сообщают, что эти голландщы,
бельгийцы и датчане являются лицами,
направляемыми на принудительные работы

в Норвегию, хотя, по заявлению  швед-

ского министра иностранных дел, поездки

по принуждению по шведским железным
дорогам не разрешаются. г.

Е Е a ee

МОРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Новое насилие, совершенное  гитлеров-
ской Германией над Данией, последовале
‘непосредственно за об’явлением всей Нор-
зегии на осадном положении. Оба эти со-
бытия имеют немаловажное значение с точ-
ки зрения обстановки, сложившейся на
морских подступах к Европе, в связи с 06-
щим ухудшением военного положения фа-
шистской Германии. ;

Судьба Дании и Норвегии — двух госу-
ларств‚ лежащих на западном побережье,
Европы, в известном смысле одинакова.
Обе они подверглись нашествию repMaH-
ских захватчиков в одно и то же время —
в десятых числах апреля 1940 года, когда
‘германский империализм решил утвердить-
ся в Скандинавии. Это весьма важные мор-
ские фланговые позиции для борьбы в Ат-
лантическом океане

Дания и Норвегия по-разному встретили
терманское нашествие. Норвежцы оказали
сопротивление. Это, ь частности, относит-
ся к норвежскому флоту. Небольшой и не
вполне современный норвежский флот, так
же как и немногочисленная норвежская
армия, встретил немецких захватчиков ог-
нем, часто действуя без приказаний своих
командующих. ьба шла в неравных ус-
ловиях, и гитлеровнам, в конце концов,
удалось утвердиться в Норвегии и устано-
вить там, при помощи своих наемников из
лагеря Квислинга, режим кровавого терро-

[а севере

ра. Норвежские патриоты не прекратили
борьбы: Они ведут ее в самой стране и вне
ее границ — на’стороне антигитлеровских
стран. Последнее, в особенности, относится

правительство которой не оказало

к норвежскому военному и торговому фло-

ту. Хотя большинство кораблей
ского военного флота и погибло, все же
взорвежцы не спустили свой флаг: норвеж-
ский флот существует. Правда, он пока
вынужден базироваться на английские пор-
ты. Но немцам ворвежские корабли не до-
стались — ни военные, ни торговые.

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
СССР.

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
“TM40465

норвеж-,
’ ское море и выходу из него.
  прозвали Данию своим «образцовым

Гитлеровское командование широко ис-
пользовало норвежские порты для органи-
зации в них баз для своих подводных ло-
док. В течение трех с лишним лет немецкие
захватчики прилагали огромные усилия к
тому, чтобы «умиротворить» страну, разу-
меется, методами гестапо, и тем не менее
до сих пор Норвегия остается слабым звег
ном в позициях гитлеровцев на западном
побережье Европы. Тот факт, что после
трех с лишним лет фашистского господст-
ва в этой небольшой стране оккупанты сно-
ва были ‘вынуждены прибегнуть к таким

острым мерам, как арест и вывоз сфицеров

норвежской армии в Германию, что равно-
сильно их истреблению, . тот факт, что не-
мецкие оккупанты вынуждены были об’-
явить страну на осадном положении, сви-
детельствует достаточно ярко о том, что
немцы и квислинговцы чувствуют себя в’
Норвегии в высшей степени непрочно. Не
оправдались надежды, возлагавшиеся не-
мецкими захватчиками на Квислинга и его
клику. «Партия» Квислинга

ружены за последнее время сильные анти-
гитлеровские элементы. Достаточно пока-
зательным в этом смысле является рас-
стрел начальника полиции в Осло за сабо-
таж распоряжений оккупантов об аресте и
отправке в Германию норвежских офице-
ров.

Иначе развивались события в Дании,
сопро-
тивления немецкому нашествию. Захваты-
вая Данию, Гитлер стремился прочно ут-
верлиться на берегах Скагеррака и Катте-
гата и захватить ключи к входу в Балтий-
Гитлеровцы
про-
текторатом». Они притворялись, будто они
уважают суверенитет Дании, Напомним,
что‘в декларации гитлеровского генерала
Каупища, командовавшего немецкими вой-

редакпии — Д 1-08-63: зам.

переживает
быстрый распад. Внутри этой партии обна-.

АДРЕС РЕДАКНИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущезсезя У4., 21.

лись ва базы.
НАЛЕТЫ НА ИТАЛИЮ

ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). о Штаб
войск союзников в Северной Африке сооб-
щает, что вчера тяжелые бомбардировщики
авиации союзников атаковали военные об’-
екты в Пизе. Отмечены прямые попадания
на территории сортировочной станции и’
авиационного завода. Наблюдались много-!
численные взрывы и пожары. Средние бом-,
бардировшики союзников совершили налет!
на железнодорожные узлы Козенца и Ка-
тандзаро. Истребители-бомбардировщики
атаковали железнодорожный узел‘ на Кап-!
ри. В ночь на 1 сентября ночные бомбарди-  !
ровщики союзников совершили налет на
сортировочную станцию Салернс. В ходе’
этих операций было уничтожено 6 самоле-
тов противника. Авиация союзников поте-
ряла два самолета.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). Штаб
об’единенного командования вооруженными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что авиация союз-
ников произвела налет на район Уэйвейка
(Новая Гвинея). Уничтожено более 20 на-
ходившихся на земле японских- самолетов.
Сражение в районе Саламауа продолжает-
ся.

У берегов Новой Ирландии авиация с0-
юзников атаковала японский эсминец.

На острове Арэндель (Соломоновы ост-
рова) американские войска продолжают
продвигаться, не встречая сопротивления.

ТОКИО, 1 сентября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство ЯЙюомей Цусин, сегодня на’
рассвете авиация союзников совершила на-,
лет на остров Маркус (расположенный на
расстоянии 1.300 миль от Токио). ` Военно-
морские силы союзников произвели обстрел
острова.

английского командования в Индии с006б-
щает, что утром 31 августа английская
авиация произвела налет на район Бутида-
унга (Бирма). Все бомбы упали в районе
намеченных целей. Английская авиация
атаковала также японские речные суда на!
реке Иравади в районе Пакокку (Бирма).
Все английские самолеты вернулись на
свои базы.

сками, вторгнувшимися в Данию, заявля-,
лось: Германия вынуждена принять меры,
чтобы воспрепятетвовать использованию
Дании Англией для создания угрозы инте-
ресам Германии, Германия поэтому решила
предотвратить английское нападение Ha
Скандинавию и защитить (1) нейтралитет,
Датского и Норвежского королевств на все
время войны. Подобные наглые, лживые
декларации гитлеровцы делали каждый
раз, совершая очередное насилие над одним
из европейских государств. В декларации
Каупиша также говорилобь, что «армия и
флот Дании останутся существовать, сво-
бода датского народа будет уважаема и
независимость страны в дальнейшем —
полностью гарантирована». Так заявляло
гитлеровское правительство; приступая к
захвату Дании. В дейётвительности гитле-
ровцы с первых дней оккупации датской
территории приступили к превращению Да-
вии в послушное орудие своей агрессивной
политики. Известно, что по требованию
гермавских оккупантов в Дании был про-,
веден ряд мер, находящихся в кричащем
противоречии с ее конституцией и тради-
циями, В частности, по ультимативному
требованию из Берлина были запрещены
антифантастские партии, закрыты их газе-
ты. К власти пришло правительство Ска-.
вениуса, который сделал основой своей по-
литики угодничество перед оккупантами,

`Мы не говорим уже о том, что немецкие

захватчики приступили к систематическому
ограблению Дании.

Но очень скоро они наложили свою руку
и на датский флот. Уже в январе 1941 года
немцы потребовали от датского правитель-
ства передачиим восьми лучших миноносцев
датского флота. Формально цатское пра-
вительство должно быто «одолжить» STH
миноносцы немцам. Датское правительство
ответило отказом, и тогда немцы просто за-
хватили облюбованные ими корабли. Про-
тесты датского правительства были остав-
лены без последствий, причем датскому
правительству было указано не подни-
мать ‘этого вопроса публично, а датской
прессе запрещено что-либо сообщать 06

‘и наш жизненный торговый путь

‚ тического вала». Но кому не ясно, что этот

Коммутатор Релакпиач Л 3-28-30, ло Д 3-20-96.
отв. секретара —Д 1-12-52 и БомМмутатор доб. 20: отлел боевых лействий флота — доб. 29. 36: отдел пропаганды — доб. 89:
доб. 8; аностравный отдел—деб. 1-15. 1-35; сектор писем—доб. 23: отдел оформлевия—доб. 1-18; библиотека—лоб. 13; издательство— начальник 4 1-12-60; бухгалтерия и отдел подпискя—доб. 25 и Д4 1-62-21.

Вы

ЛОНДОН, 31 августа. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передает выступление Чер-
чилля по радио в Квебеке.

В начале своей речи Черчилль выразил
свое удовлетворение тем, что президент
Рузвельт предложил в качестве места
встречи Квебек — столицу и центр Фран-
‘цузскбй Канады, где «уместно вспомнить
о французском народе в его горе, пред-
принять новые мероприятия для его осво-
бождения и направить ему привет через
океан». Черчилль заявил, что <о времени
англо-французского соглашения 1904 года
он всегда\ действовал вместе < француза-
ми. Он выразил уверенность в том, что
Франция снова воспрянет, как свободная,
единая и независимая страна.

Черчилль отметил, что Канада сделала
большой вклад «в об’единенные усилия
Британского содружества наций и империи
в эти труднейшие времена». «В ходе этой
войны, — сказал Черчилль, — Канада стала
важной морской страной, строящей MHO-
жество военных и торговых кораблей, из
которых некоторые строятся в тысячах
километров внутри страны, и Канада по-
сылает эти корабли < командами крепких
моряков охранять караваны в Атлантике
через
океан. Канадская промышленность боепри-
пасов играет важнейшую роль в нашей
военной эконбмике. И, наконен, отнюдь
ве меньшее, значение, безусловно, имеет
то обстоятельство, что Канада сняла с
Англии то, что иначе считалось бы долгом
за эти боеприпасы, на сумму не меньше

2 млрд. долларов».

«Я — продолжал Черчилль, — упомянул
о соглашении, которое Англия заключила

< Францией почти 40 лет тому назад. До
  сего времени мы придерживались его и

будем придерживаться с неуклонной вер-
востью. Существует другая великая стра-
на, с которой мы заключили торжествен-
ный договор. Мы заключили договор доб-
рой воли и взаимной помоши с Советской
Россией «сроком на 20 лет. Вы можете
быть уверены в том, что мы, англичане,
исполнены решимости сделать все от нас
зависящее, чтобы выполнить этот договор
со всей нашей силой и национальной
твердостью. Для России было бы неудобно
иметь своего представителя на этэм анг-
ло-американском совещании, которое, по-
мимо обсуждения предстоящих операций,
тесно связанных и переплетенных с дей-
ствиями вооруженных сил на Средизэмном

PEE SVES 320

ступление Черчилля в Квебеке.

море и в других местах, было в значи-
тельной, если не в ‘основной, степени
посвящено вопросу подогревавия и раз-
жигания войны против Японии, с которой
советское правительство имеет 5-летний
договор о ненападении. Это было бы за-
труднительным для вас приглашением,
Однако президент Рузвельт ия ничего так
не желаем, как иметь трехстороннюю встре-
чу с Маршалом Сталиным». *° ~

«За последние два года мы слышали
много разговоров oO коздании того, что
называют вторым фронтом в Западной
Франции против Геймании. Всякий может
видеть, насколько желанными были бы
эти огромные военные операции.

Внолне естественно, что русские, кото-
рые выносят основной и самый сильный
натиск германских армий на своем фронте,
настоятельно и непрерывно требуют, чтоз
бы мы выполнили эту задачу, и. ничуть не
скрывают своих жалоб и упреков по по-
воду того, что мы не сделали этого рань-
ше».

Отметив значение операций англо-амери-
канских войск в Северной Африке и на
Сицилии, Черчилль продолжал: «Мы взя-
ли в свои руки стратегическую инициати-
ву и создали стратегический потенциал
как в Атлантическом океане, таки в
Средиземном море. На Средиземном море
и в воздушных налетах на Германию война
продолжалась успешно. Снижение произ-
водительности военной промышленности
Гитлера было достигнуто с помощью воз-
душных бомбардировок, и, конечно, эти
бомбардировки будут постоянно увеличи-
ваться в масштабах и проводиться с боль-
шей точностью по. мере того, как будут
проходить месяцы».  ~

«Значительная часть переговоров в Кве-
беке, — заявил далее Черчилль,—была по-
священа решительному ведению войны
против Японии. Создание —об’единенного
англо-американского командования всеми
сухонутными, морскимя и воздушными си-
лами обеих стран. на этом театре военных
операций, проведенное сейчас в жизнь,
является ° аналогичным тому, что оказа-
лось таким успешным в Северо-Западной
Африке. Верховный главнокомандующий
фронтом в Юго-Восточной Азии избран и
его назначение одобрено английским, аме-
риканским и китайским общественным
мнением. Он будет действовать в посто-
янном контакте с генералиссимусом Чан
Кай-ши».

ЛОНДОН, 1 сентября, (ТАСС). Как пе-
редает специальный корреспондент агент-
ства Рейтер в Стокгольме, по сообщению
находящихся в Швеции официальных дат-
ских лиц, все датские военные корабли, на-
ходившиеся в порту Копенгагена, были по-
топлены их экипажами прежде, чем немцы
‘сумели помешать этому. Рано утром 30 ав-
густа, как только стало известно, что
командующий германскими войсками в Да-
нии генерал Ганнекен ввел в стране воен-
ное положение, командующий военно-мор-
скими силами Дании передал датским ко-
раблям приказ выполвить «маневр № 35.
Это означало, что каждый командир имел
право действовать. по своей собственной
инициативе. Немедленно после этого все
датские патрульные суда, находившиеся
вне копенгагенского порта, вышли в море.
Все суда, находившиеся в порту, были по-
топлены. На суше датские моряки взорвали
фактически все склады с боеприпасами и

все береговые укрепления, за исключением

порта  Миддельфарт. Среди потопленных
кораблей находится броненосец «Педер
Скрам» водоизмещением в 3,5 тыс. тонны,
2 эсминца, 4 миноносца, 9 подводных ло-
док и много минных тральщиков и других
‘мелких кораблей.

По словам прибывших в Швецию бежен-
цев, датский король Христиан интерниро-
ван в замке Моргенфри под сильной немец-
кой охраной.

Агентство Рейтер передает сообщение
шведского радио о том, что в Швецию при-

были 3 датских корабля. Вчера в полдень

все еще не была восстановлена почтовая и
телеграфная связь между Данией и Шве-
цией.

Комментируя события в Дании, англий-
ская газета «Стар» пишет: «Сегодня, пос-
ле 3!/> лет угнетения, народ Дании бросает
вызов своим поработителям. Он топит свой
небольшой военный флот. Многие датчане
пытаются бежать в Швецию. Почему все
это происходит? Датчане бросают вызов
немцам потому. что убеждены в неизбеж-
ной гибели гитлеризма. Поражения немцев
пробудили с новой силой возмущение. дат-

этом. В руках датского правительства тем‘,

не менее оставалось еще 60 военных ко-
раблей. До поры до времени немцы не по-
кушались на них, но именно до поры до
времени. Если Гитлер в течение трех с’
лишним лет терпел призрак датской неза-
висимости, то это об’ясняется более чем
просто. ‘Берлинская правяшая клика наде-
ялась, что после победы над Советским
Союзом маленький датский вопрос. решится.
сам собой. Но гитлеровские планы на Во-
стоке рухнули. Фашистская Германия очу-
тилась в сложном положении. Расчеты на
то, что европейские народы будут вынуж-
дены поддерживать так называемый «но?
вый порядок», не оправдались. Из месяца.
в месяц, по мере ухудшения военного по-!
ложения Германии, потрясаемого пораже-
ниями на’ советско-германском фронте, а
также ударами союзников, угроза подрыва’
немецких позиций на Западе начала стано-,
виться реальным кошмаром для обнаглев-
ших гитлеровских авантюристов. Теперь!
всем очевидно, насколько бессмысленна
болтовня гитлеровцев о так называемой
«европейской крепости», Европа — не кре-
пость Гитлера. Европа, как подтверждают
все события, — это огнедышащий вулкан.
Операции, проведенные союзниками, также.
доказали, что подступы к Европе с юга и!
запада не могут считаться неприступными.
Гитлеровская печать израсходовала немало
чернил и бумаги, расписывая «грандиоз-
ные» укрепления так называемого «атлан-

вал существует только в воображении гит-
леровских мистификаторов. Во всяком слу-
чае события в Норвегии и Дании`являются
неопровержимым доказательством, что как
раз на побережье Европы позиции гитле-
ровцев исключительно уязвимы как ©
фронта, так и с тыла.

Нам уже неоднократно приходилось ука-
зывать на то, что при слабости германско-
го флота и при безрезультатности подвод-
ной войны огромное побережье европей-
ского континента может быть защищено!
только огромнейшими сухопутными и BO3-
душными силами. Гитлер не может воспре-
нятствовать союзным силам’ предпринимать

Положение в Дании

пункта

—

<кого народа против злодеяний, которые
творили гитлеровцы». «События в Дании, —
заявляет газета, — являются для Гитлера
зловешим предзнаменованием».

ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). Агентст-
во Рейтер передает из Стокгольма, wae
арестованы лидеры датских профсоюзов.

СТОКГОЛЬМ, 1 сентября. (ТАСС). Кон-
тролируемое гитлеровцами датское радио
об явило, что все лица, служившие в дат-
ских вооруженных силах, должны явиться
к ближайшему немецкому `коменданту не
позже 3. сентября. Уклонившиеся подлежат
строгой каре в соответствии с «законом» о
чрезвычайном положении.

Шведская газета «Дагенс нюхетер» со-
общает, что гитлеровские военные власти
арестовали всех датских офицеров, нахо-
дившихся на действительной службе и в
запасе. Речь может итти о 800—1.000 офи-!
церов, хотя возможно, что часть из них бе-
жала в Швецию. Большинство членов дат-
ского правительства находится под домаш-
ним арестом. Произведены массовые аре-!
сты среди работников датской печати, де-
ятелей искусства, руководства консерва-
тивной партии и т, д.

По сведениям, полученным в Стокгольме,
поздно вечером 30 августа в некоторых ча-.
стях страны еще продолжались бои с нем-!
цами. Всеобщие забастовки имели место в,
городах Скаген, Хьернинга, Себю, Ольбор-
ге, Виборге, Орхусе, Свендборге и др. В
Нестведе командир датского гарнизона от-
дал приказ свойм солдатам бороться до по-
следнего патрона. Из Норвегии в Данию
переброшена одна германская танковая ди-
визия, штаб которой расположился в Ко-
пенгагене. :

По сообщению газеты <«Свенска хдагбла-
дет», весьма ожесточенные бои происходи-
ли сколо Эгерсборгской казармы, недалеко
от Копенгагена. В этой казарме были раз-
мещены новобранцы датской гвардии. Они,
соорудили противотанковые заграждения и,
когла немецкая танковая рота пыталась
прорваться через эти заграждения, открыли.
огонь и вывели из строя три немецких тан-
ка и 11 бронемашин.

с моря любые операции против ‘любого:
на побережье Европы. Он только,
мог бы рассчитывать встретиться с этими
силами лицом к лицу, когда они попыта-
лись бы провикнуть в глубь континента;
Но для этого германским захватчикам не-
сбходимы поистине грандиозные силы. И
можно смело сказать, что пля обороны по-
бережья захваченного немцами западно-
европейского континента-потребовались бы
все наличные силы германской армии и!
германского воздушного флота. Германия
не могла бы, однако, бросить все эти силы
на оборону побережья, так как она не мо-
жеЕТ обнажить самый континент, ибо борь-
ба угнетенных народов против гитлеров-
ских захватчиков продолжает непрерывно’
нарастать. Гитлеровцам отнюдь не удалось
сломить боевой дух европейских народов.
Всеми этими важными причинами в конеч-
ном счете об’ясняются события, разгорев-
шиеся в Дании.

Дания, конечно, маленькая: страна, но со-.
бытия в ней, происшедшие в последние
дни, имеют болышое общеевропейское зна-
чение. Гитлер оказался вынужденным по-

ложить конец им же разыгранной комедии
и одним ударом уничтожить даже види-
мость датского суверенитета. Гитлеровны
при этом ссылались на факты усиления
антинеменцкого саботажа в Дании. Датский
народ дейстеительно усилил свою борьбу
против оккупантов, против чего даже пра-
вительство Скавениуса было бессильно.
Но дело не только в саботаже. Когда 99
августа германские оккупанты ввели в Да-
HHH осадное положение, они об’явили, что
это делается «в пелях обеспечения безо-
пасности европейского побережья». Здесь,
пожалуй, находится одна из главных при-
чин, побудивших Гитлера совершить новое
насилие над Данией. «По последним сведе- i
ниям, германские оккупанты разогнали!
датское правительство, арестовали короля
и полытались наложить свою руку на весь
датский флот. Последнее им не удалось.
К чести датских моряков — военных и
торговых, они нашли в себе силы оказать
отпор оккупантам. Мы еще не знаем всех

it

-2 centnOpa 1943 r., No 207 (1465)

„0. возмещении ущера,
причиненного гитлеровсной
Германией Советскому Союзу“

На лекции академика
Е. С. Варга

31 августа в Колонном зале Дома Союзоя
академик Е. С. Варга прочел лекцию ‹0.
возмещении ущерба, причиненного гитде.
ровской Германией Советскому Союзу»,

Лектор подробно остановился на’ репарг.
ционном вопросе (возмещении убытков) в
период после первой мировой войны. Ге.
мания должна была уплатить Франции,
Англии, Италии, Бельгии и другим стра.
нам до 132 миллиардов золотых марок —
от 1 до 3 миллиардов марок в год. Эта сум
ма безусловно была реальной, tax Kay ©
средний национальный доход Германии
выражался. тогда в сумме 60 миллиардов:
в год. Однако репарационных платежей
получить с Германии не удалось по при-
чине полного обесценения немецкой марки,
вызванного резким” сокращением герман.
ского экспорта. Тогда появился известный -
план Дауэса, целью, которого была ста.
билизация марки. Германия получила ог.
ромные иностранные кредиты, значительно
превысивиие ее репарационные платежи,
Таким образом возмещение ущерба по
плану Дауэса, ‘как и по. последующему
плану Юнга, осуществлялось за счет ино.
странных кредитов. Разразившийся кризи
1929 года вызвал небывалый в истор
банковый крах в Германии и фактическую
отмену репарационных платежей, ;

Вторую часть лекции академик Bapra
посвятил вопросу о возмещении ущерб,
причененного Германией Советскому Сою-
зу и другим странам в нынешней войне.

— В Истории человечества, — говорит
лектор, — не было еще примера paspyine-
HHH, подобных тем, которые производит
немецко-фашистская армия. Особенно вар-
варские разрушения производятся по при-
казу гитлеровского правительства и вер-
ховного командования германской армии
при отступлении с оккупированных терри-
торий. Материальный ущерб, нанесенный #.
сейчас Германией Советскому Союзу в =
другим странам, по своим масштабам к. “
соизмерим с тем, что было после пери =
мировой войны. Разрушения, ` произведен:
ные немцами, захватили значительно. боль-
шую, чем тогда, территорию, и кроме того
сумма ущерба увеличивается массовых
ограблением мирного населения,  насиль-
ственным уводом его на работу в Герма-
HHIO.

— Справедливость требует, — указыва
ет лектор, — чтобы ущерб был возмешень
первую. очередь странам, гаиболее постра.
давшим от’ германской” агрессии. Такими
странами, естественно, являются страны,
территории которых частично или полно-
стью подвергались оккупации, т. е. Со’
ветский Союз, Польша, Франция, Чехосло-
вакия, Бельгия, Голландия, Греция, Oro
славия и другие страны европейского
континента.

— Принципиально, — говорит академик
Bapra, — репарационные платежи №
должны служить наказанием для немецкое
го народа. Но было ‘бы несправедливо по-
ставить агрессивные страны в лучше
экономическое положение, чем страны, ко-
торые были ограблены агрессором и по
несли огромный материальный ущерб.
Выплата репарационных платежей Герма-
нией является не только естественным 1
справедливым, но и совершенно реальным
требованием.

Заканчивая

ped

лекцию, академик  Варга

подчеркивает, что возмещение материаль-

ного ущерба, причиненного германским
разбойничьим империализмом  человечест-
ву, является одной из важнейших эконо-
мических задач послевоенной ‘организация

мира. , (ТАСС).

‚510 ВАГОНОВ ЛЕСА
ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ХАРЬКОВА

АРХАНГЕЛЬСК, 1 сентября. (ТАСС).
Лесозаготовительные предприятия треста
«Севтранслес» начали отгрузку леса для
восстановления Харькова. Круглые сутк
ведутся погрузочные работы. Между брига-
дами широко развернулось соревнование
за их досрочное окончание. Уже отправле
но 200 вагонов леса. В ближайшие дни 6у-
дет отгружено еще 310 вагонов.

ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета СССР
назначил Чрезвычайного и Полномочного
Посла СССР в США тов. Громыко А, А.
одновременно Чрезвычайным и Полномоч
ным Посланником CCCP в Республике
Куба, освободив от этих обязанностей За:
местителя Народного Комиссара Ино:
странных Дел тов. Литвинова М. М.

ЕЕ

деталей событий в Дании, но даже из име
ющихся неполвых данных явствует, что
гитлеровцы встретили яростное сопротив-
ление датских моряков, решивших воспре-
пятствовать захвату флота немцами, Име-
ются сведения, что в Копенгагенском пора
ту разгорелась настоящая битва. Нока мо-
ряки торговых судов сражались с немец-
кими солдатами, военные моряки затопляли
корабли датского флота. Согласно одному
лондонскому сообщению; из 60 военных ко-
раблей потоплено 45, в том числе один”
броненосец береговой обороны, три торпед:
ных катера, девять подводных лодок и два
сторожевых корабля. Часть военного фло-
Та покинула датские порты и ушла в Шве-
цию. В частности, имеются сведения, что
в шведский порт Мальме прибыли следую
щие датские корабли — один эсминец,
шесть торпедных катеров, один Минвыи
тральщик и шесть всномогательных кораб-
лей. В Копенгагенском порту было’ затол-
лено также несколько десятков торговых
пароходов. Датские моряки оказались до-
стойными — последователями героических
моряков Тулона. Они не пожелали спустить

свой флаг по требованию врага.

Уход части датского флота в Швецию-—
факт, обращающий на себя особое внима:
ние. `Хотя расстояние между Копенгагеном
и Мальме сравнительно невелико (прибли-
зительно 80 миль), все же немецкие BOS
душные и морские силы. претендующие на

господство в датских водах, не смогли по-

мешать уходу датских кораблей из Копен-
гагена и приходу их в Мальме. Само собой *
это свидетельствует о том, что вход и Бы-
ход из Балтийского моря отнюдь не могут,
считаться непроницаемыми и немецкое гос-
подство над ними является более или менее
условным. }

События в Дании сигнализируют о расту-
щей непрочности гитлеровской тирании на
морских подступах к Европе. Об этом же
сигнализируют события в Норвегии, С мор-
ской точки зрения в этом и заключается
их значение.

И. ЕРМАШЕВ.

Типография «Красное Звамя», Сущевская, 21,

§

Телефовы: для справов — лоб.

1-13; вам.
отдел

редактора — лоб. 1-72; отв.

секретарь
партийво-комсомольской работы —

Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ.