>

A

3 centaOpa 1943 r,, No 208 (1466)

Наладить культурно-просветительнуто
работу на корабле или в части может че-
зовек с большой эрудицией, обладающий
организаторскими способностями доста-
точно инициативный. Таким и должен
быть начальник клуба — организатор
досуга краснофлотцев.

В «Красном Флоте» как-то сообща:
106» 0 начальнике клуба, который не мог
назвать выдающегося деятеля русского
театрального искусства В. С. Станиеслав-
ского, широко известного в нашей стране,
Можно ли ожидать от подобного «прос-
ветителя» какого-либо культурного вкла-
да в организацию разумного отдыха ко-
мандиров и краснофлотцев?

В сожалению, среди клубных работни-
вов еще встречаются невежды. Взять хо-
тя бы начальника клуба т. Стенанова. дн
ничего не читает, почти ничем не инте-
ресуется, беседы на злободневную тему
провести не может, Да и вообще никаких

бесед с личным составом. он не устраива-^

ет, с активом своим не’ работает. И поэто-
MY, понятно, клубная жизнь протекает
скучно и однообразно, она далека от за-
просов, пред’яваяемых к ней офицерами
и краснофлотцами.
Степанов всегда и во всем чуветвует
cola неловхо; Принять участие в дискуе-
сий боится, так ка рискует обнаружить
свою некомцетентноеть. Рассказать Kpac-
нофлотцам и командирам о новых книгах
HO может, лотому что не читал” их сам.
Придумать что-либо новое в организации
досуга — не в его силах. Словом, т. Cre-
панов очутился в’ неподобающей роли,
что произолыо, конечно, по его. собствен-
ной вине. И если самого Степанова это
обстоятельство не волнует, то команди-

рам и краснофлетцам приходится туго:

они’вынужденно проводят свой
скучно и малополезно.

Бультурный руководитель клубной ра-
боты всегда сумеет проявить инициати-
ву, найти удачное организационное ре-
шение. Начальник клуба старший лейте-
нант Котолунов, узнав, что краснофлотцы
с большой охотой читают Л. Н. Толетого,
устроил вечер памяти великого русского
писателя. № организации этого вечера он
привлек весь читательский актив. Бых
составлен список рекомендуемых произ-
ведений 1. Н. Толстого, проведены бесе-
лы © творчестве писателя, тщательно
подготовлен и самый вечер. Решено было
вечер посвятить произведениям, отража-
ющим эпоху отечественной войны 1812
года и Севастопольской обороны.

Вечер привлек, большую аудиторию. Co
вотупительным словом на тему «Л. Н.
Толстой — великий патриот нашей роди-
лы» выступил профессор Спиридонов.
Читатели делились впечатлениями о
творчестве писалеля, с увлечением рас-
оказывали, какое они получили удовлет-
ворение от патриотических произведений
Т.Н. Толетого. Вечер прошел с огромным
интересом. 0 нем долго говорили краено-
флотцы и командиры. Вскоре Котолупов
организовал коллективное обсуждение
повести В. Горбатова ‹ <Алещоей  Кули-
ков — боец».

Котолунов ревностно заботится и об
офицерском досуге. Недавно в клубе бы-
ли проведены доклад о международном

досуг

A
ТЛенаынрик клуба’

положении, лекция о новинках военной

техники, лекция о стойком и бесстраш-
ном Тенинграде. \ -

Клуб, которым руководит т. Котозу-
нов, выглядит культурно и уютно. Здесь
хорошая наглядная агитация, отражаю-
щая итоги двух лет Войны, взятие Орла
и Белгорода, сиециальная витрина, по-
священная героям отечественной войны.
Вее это говорит о том, что’ Котолунов
знает и любит клубную работу, уделяет
ей все свое внимание.

То же самое можно сказать и о на-
чальнике другого клуба т. Федорове. Он
неплохо знает литературу, музыку, теалр,
всегда’ интересуется событиями нашей
культурной жизни. Часто офицеры при-
глалтатют его в себе в каюты и беседуют с
ним о каком-либо литературном или му-
зыкальном произведении. Габотая с
краснофлотской самодеятельностью, Фе-
доров умело помогает ей советами и ли-
тературой, выступает и сам. Федоров по-
стоянно работает над собой, стремится
расширить свой культурно-политический
горизонт. Неудивительно, что он поль-
зуетоя уважением и авторитетом у лич-
ного состава.

Начальник клуба, не обогащающий
себя новыми знаниями, не следящий за
периодической и книжной литературой,
неизбежно отстает, ‘становится  неспо-
собным руководить клубной работой —
тем более в условиях боевой обстановки,
требующей сноровки и инициативы.

Был случай, когда один корабль в те-
чение нескольких дней вел активные 6б06-
вые действия. Люди работали без сна,
пищу принимали у орудий и на боевых
постах, Назалось бы, тут не до массовой
работы. Но политработник Матвеев сумел
внести разнообразие и в эту тяжелую 6б0-
евую обстановку и поднять настроение
личного состава,

Когда корабль нерешел на другую готов-
ность, Матвеев немедленно собрал людей,
прочитал им поздравительную телеграм-
му командования и тут же организовал
небольшой митинг. После митинга неожи-
данно зазвучал баян. Песню сменила
пляска, нляску — чтение стихов. Вы-
ступления сопровождались шутками, за-
дорным смехом. Отдых ‘прервала боевая
тревога. Краснофлотцы с удвоенной энер-
гией обрушили оговь на врага.

Начальник клуба, знающий и любящий
свое дело, всегда держит связь со шта-
бом, с политработниками и командирами,
привлекает их к участию в вультурно-
просветительной работе. Партийные и
комсомольские организации — главная
опора в этой работе, и начальнику клуба
следует обязательно прибегать к их по-

мощи. =

Круг действий начальника клуба чрез-
вычайно общирен. Дать ему какой-либо
рецепит нельзя — успех достигается опы-
том, организационными навыками, авто-
ритетом начальника клуба, контактом с
людьми и командованием. Самое глав-
ное — так наладить клубную работу, что-
бы она в наибольшей степени способ-

ствовала успеху боевой деятельности ко-

рабля или части.

Капитан В. САВЕННОВ.
Действующий флот.

Черные дни Смоленска

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, 2 сентября.
(ТАСС), За всю свою многовековую исто-
рию древний русский город Смоленск ни-
когда не переживал таких чёрных дней,
как сейчас, под фашистским игом. Гитле-
ровцы установили в городе свирепый по-
лицейский режим. Население поставлено
в невыносимые условия и подвергается
неимоверным лишениям.

Передвижение по улицам разрешено
только до 20 часов вечера. Люди, которые
имеют неосторожность открыть дверь п0з-
же этого Времени, рискуют жизнью.

Гитлеровцы, как бешеные пеы, рыщут
ло городу. Недавно в одном доме три де-
вушки, которым предложили уехать В
Германию, покончили жизнь самоудий-
ством. У всех граждан отобрали паспорта
и прочие хокументы, удостоверяющие лич-

ность. Им приказано зарегистрироваться

на бирже труда; носле чего они должны

отправиться в Германию. 3

Жителям запрещено выходить из горо-
да, сельскому населению — входить в
Смоленск. Этим для торожан закрыта
всякая возможность приобрести хоть ка-
кие-нибуль продукты. Купить хлеб. невоз-
можно. Упелевшие кое-где дома культур-
ных учреждений превращены в застенки.
В них разместились многочисленные ко-
мендатуры, управления, гестаповцы. Би-

блиотеки и музеи, которых так много бы-

ло в городе, опустошены и разгромлены.
Но, несмотря на свирепый тезрор, жи-
тели Смоленска знают об успешном на-
ступлении Красной Армии и ждут своего
скорого освобождения.

Борис Лавренев
отит и ит

Встреча произошла в шесть с минута-
ми, туманным и тихим весенним утром.
Морской охотник уже с полуночи утюжил
хоре экономическим ходом пох двумя мо-
торами, неся охрану заданного квадрата.
Волокна тумана, то. густого и плотного,
то редеющего и выюцегося седыми пря-
длми над темной, мягко шипящей за бор-
том водой, обволакивали корабль, оседая
мелкой холодной капелью на палубе, на

крышках люков, стволах орудий, на по-

ручнях мостнка. }

Моторы гудели мерно и неторопливо, п
неторопливо ‘убегала за корму пена Ha
двух отваливаемых форштевнем волнах.

Воздух был напоен промозглой сыро-
тью, которая заползала.во все елочки
зехового комбинезона, заставляя тело
непроизвольно вздрагивать, И лейтенант
Иванов. подумал, ч10 было бы неплохо
опуститься. на . мгновение в крошечную
кают-компанию и опрокинуть хорошую
&ружку дымящегося наваристого и.
торь, наверное, уже заварит нЕ ne
женном примусе вестовой, он же i101
чик кормовой пушки, Гамалеи,

Дума о чае быль так соблазнительна,

то лейтенант уже решился вызвать из

й бл

рубки помощника Ha мостик, на те пять
уинут, лока командир будет согревать
продрогшее тело. Но он не успел привести
в исполнение ‘это намерение, Ему поме-
мал неожиданный и нервный возглас сиг-
нальщика :

— Слева, курсовой сорок... рубка под-
torn!

Катер выскочил в

осу разреженного тумана,
верхность, темносерая,

это мгновение в по-
и морская по-
раскачиваемая

гладкой пологой зыбью, просматривалась
кабельтовых на три.

=
Командир стремительно повернулоя в

указанном направлении, ‘одновременно
вскинув к глазам бинокль. Сквозь capes
ристую муть он увидел характерный, сма-
занный туманными волокрами очерв руб-
ки. Вернее, он не столько увидел, сколько
угадал его внутренним зрением. Но не-

сомненно лодка была там, где`ее обнару-.
глаза’ краснофлотца,

жили ястребиные
Богданова.
Рассказ о том, что произошло дальше,
поневоле будет длительным, хотя на деле
все происшедшее уложилось в какие-то
секунды; наполненные огромным и orpe-.
мительным напряжением ума, воли и нер-
вов. :
Силуэт рубки в тумане был настолько
неопределенным, что угадать — своя ли
это лолка или вражеская, командир кате-
pa не мог. Атака могла быть предпринята
только при полной‘уверенности в принал-
лености лодки врагу, уверенности, He
оставляющей места никакому, самому ма-
лойшему сомнению. Но этой уверенности
укомандира катера kak раз не было. В
тумане все подлодки так же похожи, как
кошки ночью все серы. Тейтенант Иванов
видел только неясный абрис рубки и н8
различил. никаких деталей; позволяющих
заключить о ее принадлежности.

Пока рулевой по мгиовенному прика-
занию лейтенанта приводил катер на но-

КРАСНЫЙ ФЛОТ.

Северный флот. Гвардейская Красно-

знаменная подводная лодка
выходит в море, oro H.

«1 -409»
Веринчука.

В честь HOBLIX побед
Нрасной Армии

КРАСНЫЕ ОБОЗЫ’ а
С ХЛЕБОМ

ЧКАЛОВ, 2 сентября. (ТАСС). Нотовом
красных 0бозов с хлебом ‘ответили ком-
сомольцы и молодёжь области на герои“
ческие подвиги воинов Красной Армии.
29 августа состоялся  комсомольско-мо-
лодёжный воскресник по вывозке хлеба
государству. В этот день на сеыпных
пунктах, олеваторах и мельзаводах едва
успевали принимать хлеб, доставленный
молодёжью. Комсомольцы и молодежь
Соль-Илецкого района за один день вы-
везли на осыпные нункты более 17 тысяч
пудов хлеба, Илекского района — 12,5
тысячи пудов. В ПНокровеком районе ор-
танизовано 52 красных обоза, которыми
вывёзено 18.750 пудов хлеба. <

ЧИМЕЕНТ, 2 сентября. (1400). 24
колхоза’ Чимкентского района в честь ос-
вобождения Таганрога и Ростовской. обла-
ети организовали караваны с хлебом и
овощами государству. Ha бричках и
вьыюками на верблюдах и ишаках достав-
лено на заготовительные пункты 6.600
пудов пшеницы и ячменя, 8.500 вило-
граммов овощей, картофеля и капусты.

ДЕВЯТИМЕСЯЧНАЯ ПРОГРАММА
ВЫПОЛНЕНА НА 40 ДНЕЙ
РАНЬШЕ СРОКА —
КАРАГАНДА, 2 сентября. (TACC).
Новыми производственными успехами от-
вечают каратандинские шахтёры на н006-
ды `Красной Армии. Коллектив второго’
участка шахты № 18-бис, которым руко-
водит тов. Лысенко, первым в бассейне
на 40 лней раньше срока выполнил девя-
тимесячную программу. Горняки участка
обязались до конца третьего квартала
дать сверх плана в особый фонд Главного
Командования 8 тысяч тонн угля.

ТРУДОВЫЕ ПОДВИГИ
МАГНИТОГОРЦЕВ

Весть © разгроме таганрогекой группи-
овки немцев, о занятии Ельни, Глухова и.
ыльска воодушевила рабочих Магнито-
горского металлургического комбината на
новые трудовые подвиги. Рабочие коксо-
вого и третьего мартеновекого цехов; гор-
няки Горы Магнитной досрочно заверши-
ли августовскую программу. Суточный
Uda перевыпознен но всему металлурги-
ческому циклу. С большим упорством

борются металлурги за выдачу сверхила-
нового металла. Рабочие первого   марте-
новского цеха передали в особый фонл
Тлавного Командования 3.400 тонн сверх-
плановой стали, коллектив сортопрокат-
чиков — свыше 4.000 тонн.

вый курс для сближения с лодкой, лейте-

МАГНИТОГОРСК, 2 сентября. (ТАСС).

‚НАЛЕТЫ НАШЕЙ АВИАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЗЛЫ.
КОНОТОП, ВОРОЖБА, ДЕБАЛЬЦЕВО, ЕНАКИЕВО, ЯСИНОВАТАЯ

В ночь на 2 сентября налиа, авиация бомбардировала, не-   ные составы и военные. склады противника. Пожары сопро-

мецкие воинские эшелоны, скопления войск и техники про-
тивника на железнодорожных узлах Конотоп,
бальцево, Енакиево, Ясиноватая. В результате бомбардиров-
ки возникли многочисленные пожары. Горели железнодорож-

_Вековые в

В дни, когда’ фашистские  захватчи-
ви считали свою победу полностью 0бес-
печенной, людоед Гитлер хвастливо го-
ворил: «Мы уничтожим Россию, чтобы
она больше никогда не смогла поднять-
ся». В этом заявлении главаря  фаши-
CTCKOH банды отчетливо выражены вож-
деления не только нынешнего  разбой-
ничьего германского. империализма, = но
его исторических предшественников ст
хивонских псов-рыцарей до ‘кайзеров-
ских громил.

Немцы всегда ненавидели Россию, вся-
чески стремились помешать ее разви-
тию. Нравящие классы Германии издав-
Ha разжигали в немецком народе захват-
‚нические ‘устремления против нашей
родины.

Еще в ХУП в. выдающийся славянский
политический деятель Юрий КЕрижанич
писал: «Немцы наше славянское племя
и преимущественно славное русское цар-
ство. ненавидят непримиримою, вечною.
демонскою ненавистью». Немцы ‘хотят.
«отнять у нас всякую почесть, добрую

славу и все наши средетва к жизни и,

наконец, отнять ‘у нас самое государет-
во». Однако во времена Юрия Ерижани-
ча немцам еще’ памятны были уроки,
данные им Александром Невским, еще
памятно было етралтное поражение, ко-
торое потерпели „они от об’единенных
славянских войск в Грюнвальдекой бит-
ве 1410 г., тде решающую роль сыгра-
ли русские смоленские полки. После
ТГрюнвальдскоге разгрома у немцев о не
было уже сил даже для попыток осуще-
ствить широкие завоевательные планы
против России. Но разбойничьи нападе-
ния поов-рыцарей на славянские земли

[и «малая война» с немцами Пскова и

Новгорода, за спиной которых стояло
крепнувшее Московское государство, не
прекращались в течение нескольких сто-
тетий. as

Немцы прилагали немало усилий, что-
бы подвергнуть Россию блокаде. Они не
пропускали к нам иностранных „ масте-
ров. Магистр Ливонбкого рыцарского ор-
дена не раз обращался к европейским
тосударям с меморандумами, в которых
доказывал, что иностранные  специали-
сты будут способетвовать опасному: уеи-
лению «Московии». Уперно, всеми пу-
тями, стремились немцы оттеснить нашу
‘родину от Балтийского моря, выход Е
которому, по словам Маркса, являлся
Зкизненно необходимым для России.

° Немецкие наемники находились B ap-
‘миях наших противников почти во всех
войнах, которые вела Россия на протя-
жении последних 150 лет. Они участво-
вали в нашествии” польских панов Ha
 Россию в 1605—1612 1г. они сража-
лись на стороне Польши во время оева-
бодительной борьбы украинского и бело-
‘русского народов в середине ХУП в, В

` армии Наполеона также был-не один де-

сятов тысяч различного сброда из всех
областей Германии. Эти проходимцы от-
личались безудержными грабежами и
насилиями на русской земле. *_

После разгрома Наполеона русской ар-
мией бела возрождена из политического
небытия и Шруссия. В то’ время 06 этом
jc благодарностью товорили руководящие
немецкие политические и военные дея-
тели (Штейн, Арндт, генерал  Гнейзе-
`нау). Однако память у немецких нацио-
налистов оказалась очень короткой, и
вскоре голоса писателей и публицистов,
призывающие возобновить пресловутый
«натиск на Восток», становятся вее 60-
лее громкими, настойчивыми и наглы-
ми. В 1847 г. некий Гефтер написал

«научный труд» о терманской агрессии,

вспыхнули там, почти над самой рубкой,

в котором смаковал зверства и насилия

‘жалел,

мых различных общественных трупп не

нант не отрывался от бинокля, мучитель-   как показалось командиру катера, цвет-

но досадуя, что нельзя пробить оптикой „ми звездами. Теперь с лодки должен
в серой туманной мути такой туннель,

Ворожба, Де-

немецких рыцарей над славянами и с0-.
что захваты славянских земель
были прекращены. «Германия призвана
тосподствовать и повелевать на славян-
ском Восзоке» — эта бредовая идея уси-
ленно вдалбливалась в голову немецкого.
мещанина. eee

Вражду к России и ко всему русскому
Яро проповедывали многочисленные на-
емные слуги германских правящих клас-
сов от известного «экономиста» Фрид-.
риха Листа (40-е годы ХХ в.), на
произведениях которого воспитывались.
целые поколения германских империали-
стов, — до <властителя дум» немецкого
обывателя в последней трети XIX B.
«историка» Трейнке и «философа» Гарт-
мана, который призывал оттеснить Рос
сию к Волге.

Одним из основных «доводов» в гер-
манской  пропатанде агрессии против
России, помимо исторических ° воспоми-
наний о «натиске на Восток» немецких
рыцарей, всегда служили описания на-
ших плодородных земель и всех наших
богатетв, созданных талантливым итру-
долюбивым русски» народом. Когда те-
перь читаешь в дневниках гитлеровских
выродков-о «богатой и обильной Украи-
не — стране германского будущего», —
так и кажется, что все это списано у
«знатока Украины» — барона Гакстгау-
зена, опубликовавшего еще сто лет назад
книгу, в которой всячески сразжигал-
ся немецкий ‘аппетит Ha Украинскую
пиениду. anes 1

В конце ХХ в. шовинистической, ан-
тирусской пропатандой занимались уже
сотни разбойников пера, которые отрав-
ляли> евзнание немецкого народа расист-
ской идеологией, превозносили войну,
доказывали «необходимость» и ‘«неиз-
бежность» для Германии завоеваний на
Востоке. «Великая Германия будет воз-
можна только тогда, когда Россия будет
совершенно разгромлена нами», — такова
была политическая цель союза пангер-
манистов, этих непосредственных пред-
шественников Гитлера.

Русские государственные деятели, пи-
сатели и публицисты, представители са-

раз перед всем миром разоблачали  за-
‘`мыслы немецких агрессоров, их разбой-
ничью идеологию, проникнутую ненави-
стью в России. =

Характерным является письмо знаме-
нитого русского поэта Ф. И. Тютчева, на-
цисанное еще в 1844 г. редактору одной
нз немецких газет, в котором поэт спра-
шивал: «Чем другим, если не политиче-
ским сознанием своей нравственной без-
ответственности, можно об’яснить себе
это нламенное, слепое, неистовое и враж-
дебное настроение, которое она (терман-
ская печать) в продолжении стольких
лет выражает против России?» Заявляя,
что этот тон немецкой прессы является
линь «новым доказательством... о умет-
венного ‘бесстыдства и духовного растле-
ния», Тютчев с достоинством пишет:
«Если бы Вы могли догадаться, в какой
‘степени все эти нападки мало чуветви-
тельны для России, может быть самые
ярые ее противники  призадумались
бы...». Глубокой верой в правоту и могу-
шество своей родины звучат слова 1п0э-
та: «Истинный защитник России — это
история; ею в течение 3-х столетий не-
устанно  разрешалиеь в пользу России
все испытания. которым подвергала она
свою... судьбу». -

Хорошо известно, как клеймили  не-
мепких «ученых варваров» и «измель-
чавигихея потомков Ливонских рыцарей»

сомнения — рубка уходила под воду. Он,
различил белую пену’ всплеска волны,

Г немецких

вождалиеь сильными взрывами.
В ту же ночь наша авиация крупными силами бомбардиро-
вала немецкие войска на Смоленском направлении, & также’
западнее и юго-западнее города Харькова. —
Один наш самолет не вернулся на свой аэродром.

a

раги русского народа

великие русские патриоты — Герцен и
Чернышевский, Некрасов и Салтыков-
Щедрин, Достоевский и Горький. Черны-
шевский так характеризовал  сущноеть
германских шовинистов TOTO времени:
«Они... любители насилия, хоть и умеют
товорить языком цивилизованного обще-
ства, остаются в душе людьми  варвар-
ских племен».

Выдающиеся русские военные деятели
и генералы также прекрасно видели гер-
манскую ‘угрозу России, ненависть немцев
% нашезсу народу. «Для того, чтобы нем-
цам было хорошо, никого не пожалеют —
товорил генерал Скобелев, — а Россию
ненавидят потому, что боятся, да и ме-
лает она им много... Нам ведь от них
ничего не надо, а им давно хочется от-
хвалить от нас остзейские губернии... Но
только трудно ожидать, чтобы они этим
удовлетворили свой волчий аппетит».

Речь генерала Скобелева в Париже в
1882 г., в которой он выражал твердую
уверенность в победе славян над немца-
ми в случае войны, привела в бешенство
тлашатаев «натиска на Bo-
соток». На улицах Берлина были выстав-
лены карты России, и толпы обывате-
лей, отравленных шовиниетической про-
патандой, кричали, что «пойдут на Пе-
тербург». Через 32 тода в Берлине под
улюлюкание немецкой черни был торже-
ственно сожжен макет москевского Врез-
ля. 06 этом рассказывает в своих вос-
поминаниях генерал Брусилов.

Первая мировая война показала, как
глубоко проникло чувство ненависти к
России и ко всему русскому во все слои
терманского населения, которое было ох-
вачено диким шовинизмом,  торячечным
бредом о завоеваниях русских земель. В
бесчисленным проектам расчленения Рос-
сий и порабощения нашего варода при-
ложили свою руку промышленники и
помещики, профессора и лавочники, мо-
нархисты и социал-демократы. Неслы-
ханными злолеяниями, грабежами и из-
девательствами над советскими людьми
был отмечен путь германской apMun в
1918 г. на Украине и на Нековшине.

Только нынешнее поколение немцев,
воспитанное Гитлером, превзошло  свонх
отцов в преступлениях и злодеяниях.
` Титлеровская клика, восприняв раз-
бойничин дух своих предшественников,
годами разжигала в немцах ненависть к`
Севетокой России, самые зверские низ-
менные инстинкты и, наконец, бросила
разгоряченные жаждой разбоя и крови
орды на нашу родину. Неменко-фашист-

‚ ские захватчики — самые лютые враги

налтего народа. Достойные дети и рнуви
своих кровожадных предков, гиглеровцы
принесли на русскую землю стольйс го»
ря и страданий, сколько не испытывал
ни один народ. .

Близится час, когда ‘история произне-
еёт свой грозный приговор над фаши-
стокой Германией,  разбойничьим госу-
дарством, воплотившим в себе самые от-
вратительные черты пруеской военщины
и звериного национализма. Мы не стре-
мимея стереть с лица земли самою Гер-
манию; «У нас нет такой задачи, чтобы
уничтожить Германию, говорил
товарищ Сталин, — ибо невозможно уни-
чтожить Германию. как невозможно уни-
чтожить Россию. Но уничтожить гитле-
ровское государство — можно и должно».

В решающих боях за ( освобождение
родной земли от гитлеровской нечисти
Врасная Армия и Военно-Морской Флот
под руководством великого патриота на-
шей родины Верховного Главнокомандую-

его товарища Сталина выполнят до

конца свой задачи.
В. БИЛЛИК.

и это ритмичное постукивание страшно
мешало лейтенанту сосредоточиться и
связно излагаль мысли. Потом он поднял

ударившей в борт руйки, и в то же МГНо-  на лейтенанта прозрачные серые глаза и

который позволил бы ясно увидеть про-
клятую рубву. Теперь она почти екрылась
во вновь наплывшей пелене мути, и были
основания опасаться, что она совсем ис-
чезнет us глаз. Но едва лейтенант успел
подумаль об этом, как катер снова выр-
вался в полосу лучшей видимости, и рубка
опять мелькехла в стеклах бинокля, чуть

серее окружающего ее влажного воздуха, .

такая же расплывчатая и неузнаваемая.
Но теперь она показалась командиру 60-
лее приземистой, чем при первом взгляде,
‘и онънодумал, что лодка тоже могла 8a-
метить катер и начать погружение, также
сомневаясь во встреченном катере. Но
если лодка своя, TO ee командиру
не было причин чересчур  торопить-
ея в уходом под воду. Но, © a@py-
той стороны, если командиру  кате-
ра было позволительно заподозрить дерз-
кое появление в такой близости к базе
вражеской лодки, воспользовавшейся ту-
маном, то и командиру лодки не возбра-
няетея предположить возможность про-
рыва В Этот квадрат чужого катера, и он,
на равных с лейтенантом Ивановым ос-

нованиях, мог опасаться  нежданной
вотречи`
Принять решение на-глаз, доверяясь

своим побуждениям и думам, было риско-
ванно. Оставалось еще одно. средство.

— Опознавательные! — крикнул лей-
тенант, ощущая во всем теле противную,
сотрясающую дрожь от сырости и волне-
вия, продолжая ввинчивалься взглядом,
сквозь призмы бинокля в белесую мглу,
которую он. ненавидел в эту минуту всем
существом.

Над ухом у него глухо ударил ра-
Котный пистолет, и ракеты, оставляя
белые хвосты, понеслись к лодке и

был последовать ответ. Не видеть ракет
лам не могли. Лейтенант Иванов в момент
вспышки второй ракеты уловил на вааж-
ном боку чуть видимой рубки мгновенный
зеленый блик, — значит, ракета разорва-
лась очень близко.

Ho ответа не было.

Лейтенант опустил бинокль. Сердце у
него забилось необыкновенно гулко и
быстро, и лейтенант. ясно. сльииал его, оно
подавляло даже рев всех трех моторов
катера, переключенных на полный ход.
Во рту сразу стало сухо и свело челюсти.
Он оглянулся и посмотрел вниз, туда, где
у пулемета правого борта стоял самый.
верный и ‘надежный человек, безотказный
друг и правая рука командира, боцман
катера Светлоусов. И лейтенант увидел
поднятое в мостику, покрытое капелька-
ми волы лицо бопмана с подстриженны-
ми, черными, Kak два мазка, смолы, уси-
ками, противоречившими фамилии. Боц-
‘ман смотрел на командира пристально и
серьезно, как будто говоря без слов о
чем-то ‘неизмеримо важном и единственно
нужном в эту минуту.

Ни командир, ни боцман не произне-
сли ни одного словй. Это был мгновенный
и решающий разговор ‘глазами. Глаза
лейтенанта Иванова напрямик спросили:
«Как думаешь, Светлоусов, можно?» Й,
согретые тем же волнением, ‘которое про-
 визывало командира, глаза Светлоусова
яено ответили: «Ёройте, товарищ  лей-
тенант, отвечать вместе будем».

¢
И оба чуть заметно улыбнулиеь друг
другу.
Лейтенант Иванов повернулся и еще
раз вскинул бинокль. Теперь уже не было

О рава а в аь еивеняинь рака наф зиц аннанонавыоВ Ин

вение подал нужные команды.

Оставив пулемет, Светлоусов помчался
на корму к глубинным бомбам, и Иванов.
увидел его согнутую ладную фигуру в
бушлате, озаренную желтой вспышкой

‚коротко спросил:

— Уверены, что лодка чужая?

Не опуская головы, выдержав большим
напряжением воли этот испытующий

кормового орудия. Грохоча залпами, ка-   взгляд, командир катера ответил:

тер летел прямо на то место, где только
что была рубка и где тенерь шинел пеной
маленький водоворот. Катер пронесся по

— Полной уверенности не имею, то-
варищ капитан второго ранга. Лодка не

нему, и сейчас же за кормой три раза   ответила на опознавательные и погрузи-
тлухо ухнуло, как из бочки, и лейтенант   лась с излишней, на мой взгляд, поспент-
увидел знакомые кудрявые фонтаны под-  ностью. Считал, что при таких обетоя-

нятой глубинными бомбами воды, В лицо
ему ударило тугой и плотной ‘волной
взбудораженного воздуха. Орудия еще
грохотали. Увлекшиеся комендоры засы-
пали снарядами воду на месте погруже-
ния лодки, и лейтенант скомандовал пре-
крашение огня, чтобы прекратить раз-
брос боезаласа.

“Катер повернул и еще раз промчалея
над лодкой; На воде не было никаких 0б-
ломков, но плотная, отливающая  пав-
линьим пером, пелена соляра, все густея,
растекалась по поверхности. Лейтенант

тельствах имел основания и даже был
обязан атаковать. i.

Командир дивизиона снял портсигар co
стола и положил в карман, и лейтенанту
показалось, что он сам лежит в этом
портсигаре, придавленный крышками.

—= Хорошо!.. Решение емелое и атака
проведена. толково. А результата подож-
дем. В море три лодки. Запросим и будем
ждать. -

— Чего ждать, товариш капитан вто-
рого ранга? — спросил лейтенант, труд-

посмотрел на нее и вдруг почувствовал,   но ворочая языком, и командир дивизио-
что ему стало жарко. Белье под комбине-   на, заметив это, усмехнулся.

зоном прилипло к телу, и ‚ когда он снял

— Чего... чего, — произнес он, пока-

шапку, соленая капля пота с0 лба затекла   чивая головой. — Идите отсыпаться...
в глаз, и лейтенант заморгал, задергав го-   кавалерист, — добавил он шутливо, что-

ловой.
По возвращении в базу он, не пере-

бы ободрить Иванова.
Вечером стало известно, что из нахо-

одеваясь, направилея к командиру диви- ДЯщихся в море лодок две дали знать о

зиона и, стараясь говорить неторопливо
и спокойно, что етоило ему
усилий, доложил о своей атаке.

Командир дивизиона выслушал доклад,
`постукивая ногтем указательного пальца
по портсигару, лежащему на краю стола,

X

себе и только от «малютки», которая
должна была вернуться с часу на час, нет

оГРоМНЫХ   никаких известий. Когда лейтенант  Ива-

нов услышал это от начальника штаба,
мир померк для него.

Окончание см. на 4 стр.