у у

4 сентября 1943 г., № 209 (1467)

Sr

‚Оботреливать порт противника нашим
хораблям приходилось не в первый раз.
Но на этой операции мы останавливаемся
специально, так как она отличалась наи-
более сильным противодействием. Кроме
береговых батарей в отражении удара
участвовали и немецкие торнедные Ha-
тера.

Разберём последовательно действия од-
ного из сторожевых кораблей под уп-
равлением капитана 3-го ранга Бакард-
нева. Он проявил в этой операции неза-
урядное воинское мастеретво и инициати-
ву, грамотно оценивая сложившуюся об-
CraHOBRY.

«Выйдя_из базы, оторожевой
вотупил в кильватер эскадренного ми-
ноносца. Через несколько часов они
обнаружили мыс, по которому и опреде-
лили своё место. После этого легли на но-
вый курс с расчётом выйти после поворо-
та в исходную точку для стрельбы.

Поход проходил благополучно. Вскоре
была установлена связь © самолётами-
корректировщиками. В 01 ч. 08 мин. не-
мецкие зенитные батареи открыли огонь
по нашим самолётам. С моря были видны
разрывы бомб. По всем этим признакам
нь кораблях безошибочно установили,
что авиация приступила к осуществле-
‚нию заранее подготовленного плана.

В 01 ч 27 мин. корабли легли на бо-
свой курс ий открыли огонв. Расчет исход-
вых ланных был подготовлен достаточно
точно, — это позволило ‘со второго зал-
па, внеся корректировку, перейти на по-
ражение.

Состояние погоды и моря затрудняло
стрельбу, однако орудийные расчёты, не
раз участвовавшие в огневых налбтах,
когда прихватывал сильный шторм, со
своими обязанностями справлялись хо-
porto. .

Z &

После того как наши корабли открыли
интенсивный огонь, в бой вотупили бере-
товые батареи противника, ав 01 ч. 45

мин. оправа по корме, Ha расстоянии

30—25 кабельтовых, со сторожевого Ko-

рабля обнаружили торпедный катер про-

тивника. Командир немедленно приказал

кормовому орудию перенести огонь Ha

Hero.

Попав под обстрел орудий, торпедный
катер резло отвернул и вынужден был
какое-то время бездействовать. =~

Точно то же произошло и со вторым
торпелным катером противника. Он был
обнаружен в 01 ч. 51 мин. на курсовом
угле 150 градусов правого борта,

Waa кониевым, сторожевой корабль,
чтобы затруднить дальнейшее продвиже-
ние торпедных катеров и стрельбу берего-
зых батарей противника, поставил дымо-
вую завесу и изменил курс. Этим самым

корабль

ценка обстановки в бою

он прикрывал не только себя, но и голов-
ные корабли со стороны берега. Расчет
командира оказался правильным. Он сбил
расчёты немецких артиллеристов и 3at-
руднил действия торпедных катеров. Ви-
дя впереди себя дымовую завесу, они не
рискнули её форсировать. ns

Используя. данные самолётов, коррек-.

тировавиих стрельбу, корабли огнем ар-

§

тиллерии вызвали на берегу ряд крупных

пожаров и взрывы,
боеприпасами. a
При отходе, когда уже боевая задача
была выполнена, обстановка резко услож-
нилась. Береговые батарей,
вести огонь, добились накрытия  конце-
вого корабля; Это’ заставило его по-
ставить через определенные промежутки
времени еше две дымовых завесы.

После постановки первой завесы капи-

видимо, складов с

тан 3-го’ ранга Бакарджиев  отвернух
влево, следуя в кильватер эскадренново 1.

миноносца. Но немцы, заметив движение

корабля, исправили прицел и целик, и
через некоторое время сторожевой

корабль был вновь накрыт трехорудийным  .

залном батарей.

f

Учитывая, что предыдущие , BAI 10-
жились справа с увеличением по прицелу,
командир отвернул вторично. TWinyr on
наглядно убедился в`правильности св0е-
го pacuéra последующие залшы аегаи
в стороне. Но всё движение кораблей
просматривалось с берега, тах как между
первой и второй дымовыми завесами 0б-

разовалея разрыв.
Командир сторожевого корабля репил
закрыть «окно» и тем уберечь остальные
корабли от огня немелвой артиллерии.
Осушествив. свое решение, он опять всту-
пил в кильватер головного эскадренного
миноносца. р   .

По результатам данной операции мозж-

но сделать следующие выводы. Благодаря  .

хорошему ‘взаимодействию кораблей и
авиации была достигнута не только вие-
 запность удара по порту,
большой ущерб военным об’ектам, распо-
ложенным в районе обетрела. _
Грамотно поставленные нашим сто-
режевым кораблём дымовые завесы
говорят об умении офицерского состава
пользоваться этим видом оружия.
Тщательно подготовленный удар по

вражескому порту кораблями и авиацией

лишний раз подтверждает возросшее ма-
стеретво командиров наших кораблей и
летчиков, свидетельствует об их умении
быстро и правильно оценивать оботанов-
ву, смело использовать боевое оружие.
Калитан-лейтенант
Б. АЛЕКСАНДРОВ.

Действующий флот,

Удары с воздуха по врагу ‘

ДЕНСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 сентября.
(Спец. корр. ТАСС). Накануне наши бой-
цы освободили от немцев село Н. Гитле-
ровцы решили его вернуть, В утру они
сесредоточили в лесу напротив этого Cce-
за около 40 танков, несколько батарей
‘артиллерия, значительные билы пехоты.
По вызову наземного командования в ме-
сту сконления противниха вылетели одна
за другой две группы «Ильюшщин-2», ве-
домые капитаном Семенчуком и лейтенан-
том Невалиным. Летчики уничтожили 8
танков, разгромили 11 орудий, истребили
несколько сот гитлеровцев. Пошезиие в

‚ атаку советские пехотинцы завершили
боёвую работу штурмовиков.

Группа пикирующих  бомбардировии-
хов под командованием капитана Нозлова
совершила налет на прифронтовую же-
`лезнодорожную станцию. От оброшенных
бомб загорелись и стали рваться три
эшелона с боеприпасами и несколько дё-
сятков отдельных вагонов. Не менее ус-
пешно нанесла удар по другой важной
железнодорожной станции группа «Нет-
ляков-2», которую вел капитан Власие.

ПОДГОТОВКА КОРАБЕЛЬНЫХ

‘та. Начинаются запросы и повторения,

В комплексе средетв связи радио —
основное и самое надежное средство.
Отсюда понятна роль радистов; Там, где
радиосвязи уделяется  недобтаточное
внимание, там и подготовка радистов
не на должной высоте; она ведётся уста-
рехыми и малоэффективными методами.
> Нодготовна отличного радиета-опера-
торь делитоя на два этапа, Первый —
качачьное обучение — состоит в TOM,
TOOL детально ознакомить праснофлот-
ца 6 денствующими документами связи,
переговорными таблицами, позывными.
Ox должен усвоить все это досконально,
€ полнейшей точностью, чтобы после
перехода в работе в эфир его не приш-
лось доучивать.

На первом этапе радист практикуется
на пищикв. Только после сдачи норм на
ключе. ноназывающих достаточный ypo-
вень знаний и практических навыков,
он переходит к приему и передаче не-
посредственно в эфир. 910 уже будет.
второй и решающий этап в подготовке
вывоковвалифинцированного связиста,
спесобного принимать радиограмму 8
любых условиях и при любой слышимо-
ети,

Опыт повазывает, что проверка ради-
ета по ого работе на пищихе  малоубе-,
лительна. Он может даже перевынолнять
нормы на пищике и в то зе время весь-
ма нбудовлетворительно —- медиенно, но-
точно — принимать из эфира, обобенно в.
тех случаях, когда есть помехи.

В ч6м причина? В том, что прием с
пищика Происходит о механически, ©
полью добитьея автоматического приема. _
На пищике радист работает без 060бого.
напряжения и внимания. 668 обострен-
ного чувотво отвототронности: ее

Совсем иначе обстоит дело, когда
прием происходит в эфире. Хорошо на-
зренированный в спокойной обстановке,

а

радист в условиях помех в эфире начи-

‘соединения. Проводить их надо He

Действия наших штурмовиков й бом-
бардировщиков прикрывали истребители,
они же защищали с воздуха наземные
войска. При выполнении этой задачи ис-
требители Н-ской части за день сбили 18
немецких самолетов. -

Ha землю спустились сумерки: Ho
фронт жил, воевал. На смену <Петая-
50-2» и «Ильюшин-2» в ночном небе че-
рез линию фронта поплыли ночные лег-
вомоторные бомбардировщики. Около ло-
дуночи экипаж лейтенанта Колманора вы-
летел на разведку, имея, как всегда,

из прифронтовых железнодорожных стан-
ций летчики обнаружили вражеский эше-
лон, сбросили светящиеся авиабомбы и
увидали, что на путях немцы лихорадоч-
но разгружают вагоны. От сброшенных
бомб загорелось. несколько вагонов. =
Самолет развернулся и благополучно
прибыл на свой аэродром. По маршруту
разведчиков полетела, группа ночных бом-
бардировщиков, которая разбомбила весь
эшелон. 7a

другими словами, происходит задержка
и даже перерывы в связи. Поэтому тре-
нировке fda приема из эфира — важ-
нейшее звено в подготовке отличного,
безотказно работающего связиста.

Лучшей формой такой тренировки
мы считаем учения по связи в масштабе
раз
в неделю, кан это инотда практикуется
(такие редкие учения  малоэффевтив-
ны), в три четыре раза в неделю.

Второй в10с0б тренировки -— систе-
маличесвая дача контрольных  радио-
грамм и в разное время суток. Таким пу-
тем удается приучить вахтенного ради-
ста постоянно быть внимательным, Hoan
радист знает, что в любой момент ему
могут дать радиограмму, он вбвегда будет
настороже.

На каждом учении мы добиваемся,
чтобы все радиостанции отвечали сразу
Же. Для этого первую раднограмму сле-
дует подавать цирнулярно. Порядок
дачи квитанции при циркулярной перо-
даче устанавливается  предварлтельным
распоряжением. Ралисты должны прак-
тиковаться в методе ренетичной . отан-

“HUM © участнем всех станций  собдине-

НИЯ.

При правильной организации трени-

‘равочных учений в соединении, если в

TOMY же праемы часты и регулярны, ра-
дисты начинают запоминать тон фадио-
станций своего соединения. Радист, про-
челший усиленную тренировку, сумеет
определить, какая именно оталция рабо-
тает, даже вели он не сяышал начала
передачи. Он привыкает узнавать Te,
что мы называем «почерком»  радиста,
манеру и теми работы людей. Он разли-
чает недостатки того или иного радиота,
карие знаки он дает не отчетливо и т. д.
forza радист приобретет навыки, он
сумеет «уловить» свою станцию, He-
смотря на все помехи в эфире, сумеет

наст теряться. Его внимание рассеивает-   принять ее, хотя бы одновременно рабо-

вя. Радиограмма может быть не приня-

тала более мощная станция. ;

ee es фа

Бо и нанесён.

продолжая

лот, 3 сентября, (По телеграфу), Два.

Hal
борту полный комплект бомб. На одной

2 ни от воздушного

‘даже не успел сделать над ним вруг.

КРАСНЫЙ ФЛОТ»

‘Северный флот, Н-6кая подводная лод-
ка идет на‘выполнение боевого зада-
__ НИЯ, о ‘Фото Н. Веринчука.

ey

Торпедоноецы-охотинки
‘потопили два транспорта
КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ

‚наших торпедоносца вылетели в море на
свободную охоту. Дождь и плохая види-
мость затрудняли полет и требовали
большого напряжения и мастерства. Од-
нако такая погода благоприятствовала
скрытноети подхода к противнику и га-
рантировала от ветреч с его авмацией.

В одном из заливов командир эвинажа,
твардии старший лейтенант Разгонин и
его штурман гвардии старвий лейтенант
Чванов обнаружили двухтрубный транс-

‘  Охотнику никогда не

ления противник не ожидает.

Как-то мне пришлось быть свидетелем
спора молодых летчиков о том, кого оле-

дует считать асом. Большинотво спорив-

ших сошлось на том, что. ас — это дет-
чик-истребитель, имеющий на своем 606-
вом счету большое количество сбитых 08-
молетов противника. Слов нет, количество

озебитых самолетов -— основной критерий,

позволяющий причиелять того или иного
истребителя к плеяде советских асов. Ho
дело неё только в цифре воздушных побед.
Ас — вто прежде всего первоклассный
воздушный: стрелок, обивающий самолет

противника с одной атаки, это летчих, в

совершенетве владеющий техникой пило-

остановку для нанбсения неожиданного и

‚неотразимого удара.
Понятно, что ас находится в части на

060бом положении. Его боевые задачи

тирования и умеющий использовать об-

чаемых рядовыми летчиками. Свободная
охота парой или звеном — вот основной
 вид боевой делтельности а6а. 6

дается опреде-
ленная цель. Его задача — искать и бить
противника в каком-те большом районе.

Желательно, чтобы этот район был «за-

креплен» за асом на длительный проме-
жутов времени с таким расчетом, чтобы
он мог его детально изучить. энание
рельефа местности, расположения насе-

’  ленных пунктов, поясов зенитной оборо-

ны окажет существенную помощь
поиске и неожиданной атаке цели.

Однако это не значит, что ас должен
беспрерывно «вертеться» в своём районе,
Наоборот, он должен появляться там He
чаше, чем раз в лва дня, причем прихо-
лить туда в разное время и на разных
выботах. Для того, чтобы ва ним нельзя
было установить слежки, ас-охотнив дол-
жен всегда иметь несколько маршрутных
вариантов, ‘

Чаще веего ас-охотник должен ходить
парой, особенно в тех случаях, когда он
действует в новом районе, где его нояв-
Жоли же

при

порт водоизмещением 10 тыс. тонн,
Разгонин скрытно подвел самолет на ко-
откую дистанцию и выпустил торнеду.
на попала в центр судна. На транспорте
началея пожар. Летчик сделал несколько
кругов над тонувшим кораблем и затем,
убедившись, что транспорт ушел на дно,
взял курс на аэродром, i
В это же время экиныж второго тор-
педоносца — летчик Чернышев и штур-
‚ман Советский — в другом районе торие-
дировали транспорт — водоизмещением
8.000 тонн. Торнеда попала в корму.
Транспорт затонул тах быстро, что летчик

_ Тав отвечают балтийские летчики на
новые победы Красной Армии.

ВОЗДУШНЫЙ БОЙ

_ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 37 сентября:
{Спещ;: корр. ТАСС). 10 истребителей под
командованием майора Коломина зашииа-
ли с воздуха наши наступающие части.
Бомбить советскиё ббевые порядки шли
17 немецких бомбардировщиков, охраняе-
мые 9 истребителями,
Майор Коломин решил преградить путь
вражеским самолетам ин повел советских,
истребителей в атаку. Первым в гущу бом-
бардировшиков врезался Коломин и сбил
ведущую немецкую машину. Следуя при-
меру своего командира, наши истребители
дружно напали на противника, В этой
схватке были уничтожены 4 вражеских
бомбардировщика и 2 истрёбителя.

На охране

кубанского неба
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 сентября.
(Спец. Корр. ТАСС). Летвики Н*ской части
зорко несут службу по охране неба Куба-
врага. на
Летчик-истребитель, дважды орденоно»
сец Абрамов перехватил над городом Н.
«Хейнкель-111», шедший на высотё более
8.000 метров. Настигнув врага, он сбил его.
Летчик-орденоносец комсомолен Малеев
поднялся навстречу ивприятельскому са-
молету. На высоте 6.000
сбил гитлеровца, :

РАДИСТОВ

Слышимоеть в процесве учений доля-

метров летчик,
;

на быть минимальной, поэтому работаль вергавтся особому риску. Даже есаи тот   к бомбардировщикам, асу, возможно, при-
нужно на малой мощности. Эфир следует или иной об’ект защищен. зенитным ог- дётея попутно атаковать истребителя и

«загрузить доотказа», чтобы вахтенный.
радист научился действовать е полным,
напряжением. Все станции,  участвую-
щие в учении, работают на передачу.
Учение нужно проводить без преду-.
преждения, наметив заранее только.
день. Мы считаем  таюже необходимым,
запретить предварительную связь перед.
началом учения. Радист приучается в
тому, чтобы аппаратура в любой момент.
была в порядке и внимание всегда моби-
Яизовано. Е
Еаждому соединению следует иметь
цирнулярный позывной,  тюгда отпадает
нужда в перечислении всех вызываемых
станций. Когда циркулярная передача
освоена, надо переходить на бесквитан-
Ционный метод, это экономит время и
уменьшает загрузку эфира.
Для наибольшего эффекта после каж-
ore тренировочного учения рекомен-
дуетея проводить разбор, выявлять не-.
достатки и популяризовать опыт лучших
радистов, Не следует оставлять без по-
следетвий ни одно нарушение связи. Од-
на из станций собдинения наряду ©
обычной свобй работой должна выпол-
нять функции контроля, систематически
отмечая в 060б0м журнале все наруше-
ния, допущенные радиостанциями 606-
динения. PasyMeetca, радисты вонтроль-
ной станции должны обладать наиболее
высокой квалификацией.
Необходимо воспитывать у ралистов.
чувство товарищеской помощи, Может
случиться, Что на одном из кораблей
из-за повреждения антенны или ло дру-
гой причине слымимость уменьшится, и
рация штаба соединения не услышит
радиостанцию корабля. Сосвдний ко-
рабль, приняв радиотрамму, должен от-
релетовать 38 Hero в нужный адрес.
Этим булет обеспечена непрерывность
связи в боевой операции.

Майор В. САМОЙЛЕНКО.

j

`иабные самолеты, он может направить-

машины, речные пароходные пристани,

кациях противника.

охотник вызвал но радио группу

ac, как говорится, «примельвалея» и
эктивность истребительной авиации про-
тивника значительна, то для охраны сле-
дует выделять двух ведомых,

Ведомых ‘ас выбирает по собетвенному
усмотрению. Это должны быть летчики с
хорошей техникой пилотирования и 0т-
личной осмотрительностью. Им не обяза-
тельно быть равными по мастерству.
своему ведущему, но во BeHKOM случае
ведомый непременно должен иметь на
своем счету 4—5 сбитых самолетов; в
случае необходимости он должен уметь
‘нанести точный короткий удар по враже-
кому самолету. — —

Если аса прикрывают два ведомых, TO
‚все звено должно итти строем левого или
правого пеленга, растянувшись группой в
глубину не более чем на 600 метров. По-
скольку наибольшей опасности подвер-
гается второй ведомый, он должен итти с
превышением 100—200 м над остальной
труппой, чтобы всегда иметь запас высоты
для свободного маневра. Первый ведомый
также должен быть выше ведущего. Та-
ким образом, вся труппа’ располагается
нак бы уступом, лестницей, эшелонируясь
по высоте, Нри полетах на малых высо-
‘тах нах вражеской территорией ас. ведет
ваблюление только за землей, следит 8a
остоотвенными препятотвиями, за тем,
чтобы самолеты не проходили поблизости
от населенных пунктов, станций и т. п;
ведомые же, наоборот, смотрят только за

_ воздухом.

На подходе к линии фронта веломые по
сигналу ведущего растягиваются и при-
бавляют скорость.

Перейдя линию фронта и углубившиеь
‘та территорию противника, ac подает
команду «уменымить дистанцию» и при-

‘ступает к выполнению своей боевой ва-

дачи — свободной охоте. Если асу извеё-
стна воздушная трасса противника) по
которой ходят транспортные, esta

tx туда. Но сначала он освобождается и
бомб, отыскав для них соответствующую
цель: Мне могут возразить: целесообраз-
но ли охотнику брать с собой бомбы?
тлубоко убежден в том, что, за исключе-
нием особых случаев, охотники могут и
должны летать с бомбовым грузом. По-
скольку а6 вевгда производит так сказать!
«диверсионное» бомбометание, он не под-

нем, в истребитель все фавно попасть,
очень трудно, тем более, что боевой курс.
У него очень мал, азот бомб он освобож-
дается ‘с одного захода.

Конечно, охотнику вовсе нет надобно-
сти атаковываль бомбами крупные об’ек-
ты, Юго цели — мелкие катера, баржи,
речные пароходы, небольшие дома, авто-

причалы малых портов и т, п. Очень эф-
фективно может действовать охотник 6
бомбами на железнодорожных  коммуни-
Атакуя эшелон Ha
перегоне, вдали OT станции и населенных
пунитов, охотник, не рискуя быть еби-

тым, может, не спеша, прицелиться, точно

сбросить бомбы. Достаточно даже oni
биться по полотну у поворота где-нибудь
в глухом месте за несколько минут до.
подхода эшелона, и состав, идущий пол-
ным ходом, непременно потёрнит вруме-
ние, так как машиниет не будег знать 0
повреждении полотна. Нрушение неиз-
бежно вызовет закупорку железной доро-
ти и скопление эшелонов на известное
время, но этого будет достаточно, чтобы
наших
бомбардировщиков. Тавим образом, не:
сволвько 60м0, сброшенных охотником,
явятся свовобразной прелюдией в мощ-
ному вонцелтрированному удару совет-
ских бомбардировщиков по скоплению
вражеских эшелонов. Само собой разу-
меетея; что при ветрече с истребителями
противника охотник должен немедленно
сбросить бомбы на аюбую цель, ебли,
конечно, у него нет возможноети избе-
жать воздушного боя.

Одна яз главных задач асазохотника —
‘блокировка вражеских аэродромов. Для
того чтобы такая операция была выпол-
нена усцешно и без потерь, асу необхо-
димо в деталях изучить систему

B060

‘значительно отличаются от задач, полу-

БО.

Герой Советского Союза
гвардии майор В. ГОЛУБЕВ

где они расположены и т. п. Блокировка
  крупных аэродромов, сильно насыщенных
зенитной артиллерией, бесемыеленнь и
связана с неизбежными потерями. Охот-
ики должны действовать 110 малым
аЭродромам, причем ходит» на такие цели
лучше всего двумя тремя парами. В тб
время как одна. пара атакует взлетающие
самолеты противника, вторая, находясь
несколько выше, наблюдает з»ь воздухом,
Через некоторое время пары могут номе-
 няться местами, fe
Вопреки установившемуея у многих
мнению, я считаю, что обивать взлетаю-
щие самолеты противника выгоднее всого
не на взлете; а после того каб они, отор-
вавшиеь от земли, пролетят некоторое
расетояние по прямой и выйдут из зовы
огня. зенитных пулеметов. В 510 время
ведущий охотник наносит © пикирозанил
‚ стремительный удар и выходит из атаки,
в сторону с набором высоты, & ведомый,
 оттянувшийся на 200 метров, в случае
надобности атакует противника вторично.
  сразу же всаед за ведущим. ]
‚ Охотники могут также внезапно нана-.
даль на самолеты противника в Момент,
их повадки. В качестве примера можно
привести действия балтийского 40а твар-
дии капитана Цыганова и его. ‚ВОДОмОгО
гвардии младшего лейтенанта Потапова.
Они появились над вражеским азьодро-
мом в тот момент, когда немецкие само-
леты под прикрытием небольшой групы
истребителей, находящейся . на высоте,
800 метров, шли на побадку. Наметив. с6-
бе вражеский истребитель, который уже
выпустил закрылки и шасси и был на вы- !
соте 100—150 метров, Цыганов стоеми-
тельно атаковал его и сбил. Самолот иро-,
тивника упал не границе аэродрома. При-
крывающая группа погналась за нашим
охотником, но Цыганов разогнал скорость
`й © набором высоты. легко ушел от пре-
следования. м
Олерируя против вражеских аэродро-

MOB, ас-охотник должен твердо запомнить
одно правило: появляйся внезанно:в раз-
нов время дня и © разных напразлений,
над различными аэродромами противни-
ка. Бнезапность —= таавный козырь ава,

£

ra

а при действиях над вражескими аэродро-

мами этот козырь приобретает особенное
‘значение, Если ас облюбует себе один но-
стоянный аэродром и будет часто над ним
появляться, его наверняка подстерегут и!
собьют. =
Основной род боевой деятельности!
2с& —— охота за вражескими бомбарди-
ровщиками. Охоту эту следует  обуще-
стваять только над вражеской террито-
рией, заходя в атаку со стороны немец-
вого тыла. Такая тазтика, даст целый ряд
преимуществ: во-первых, над своей тер-
риторией истревитёли прикрытия идут на
небольших скоростях; во-вторых, наблю-
дение за воздухом ослаблено; в-третьих,
общий строй группы не так плотенои сом-
кнут, как при подходе к линии фронта.
Звыетив группу бомбардировщиков, ac

командует ведомому: «Приготовитьея в
ataxe>. Ilo этой команде ведомый подтя-
гиваотея к ведущему, сокращая дистан-
цию и интервал, чтобы проскочить вра-
жосвий строй сомкнутым кулаком. При
зтаке группы вражеских бомбардировщи-
вов ведомому нужно итти с внешней сто-
роны ио отношению и к своему ведущему
й во всей группе . немецких самолетов,
1. в. внешним ‘пеленгом. Это — непре-
меённов условие.

Надо помнить, что при атаке большой
группы немецких самолетов охотнику
придется проскочить два заслена немец-
ких истребителей — групну непосред-
ственного прикрытия и сковывающую
группу. Поэтому в атаку следует выхо-
дить сверху на. мансимальной скорости.
Предварительно ас должен наметить себе
цель. Так как немецкие бомбардировщики
Чаще всего бомбят по ведущему, то нуж-
но стараться сбить или хотя бы основа-
тельно повредить именно ведущего. Но
при вотрече с большой группой бомбар-
‘дировщиков, прикрываемой сильным на-
рядом истребителей лучше бить крайнв-
то ведомого. Для того чтобы прорваться

заставить вго отвернуть в сторону. Носле
Этого охотник проскакивает вперёд и од-
ной длинной прицельной очередью ° про-
птивает бомбардировщик от хвоста до
мтурманской кабины, стараясь убить
экипаж. Ведомый таже ведет огонь,

Как выходить из атаки? Ни в коем
случае нельзя набирать высоту сразу. по-
сле отхода от группы, так как при этом
потеряешь преимущество в скорости, и
вражеские истребители из сковывающей
группы, имеющей значительный. sanac
высоты, смогут прижимом легко догнать
охотника. Произведн атаку и очутившиеь
перед бомбардировщиками, следует ‘сде-
дать отворот в сторону, чтобы не попасть
под огонь штурманов, и затем © неболь-
шим прижимом, теряя не более 500 мет-
ров высоты, уходить вперед.  Оторвав-
ись от противника, летчик набираёт вы-
соту. Получив опять преимущество в вы-
соте, можно снова зайти в хвост воен
группе, Повторять атаку но бомбардиров-
щикам не нужно, ибо после первой атаки
ава истребители прикрытия будут внима-
тельнее и непременно увеличат схорость
барража. Но тревожить сзади истребихе-
лей, заставляя их нервничать и #вослаб-
но следить за своими хвостами, можно и
нужно, Шри этом следует учитывать, что
групна непосредственного прикрытия в
бой с асом не вотупит, но из сковываю-
щей группы могут выделить одну-— две па_
ры, чтобы заставить аса драться. Я счи-
таю, ч10 в таких случаях следует отойти,
неё ввязываясь в бои.

Дьже если охотнику и не удастся сбить
бомбардировщик, ок всё равно достигнет
большой моральной победы, Немецкие
летчики и штурманы будут нервничать,
истребители увеличат скорость и тем Ca-
мым увеличат расход горючего. Тем
временем ас может вызвать по

аэродрома: сколько зенитных орудий, ав-
томатов и пулеметов защищает аэродром,

радио еще одну пару охотников и
поднять © аэродрома группу наших

ная охота ACA

истребителей для отражения = налета
со стороны линии фронта, Таких
образом, удар основной группы ие-

требителей с нашей территории сольется
в ударом охотников с6 стороны немецко-
го тыла. Если патрулирующим  истреби-
телям удастся расееять немецких бомбар-
дировщиков, то асы должны на повышен-
ной скорости барражировать в 15—20 км
от линии фронта над немецкой террито-
рией и ловить самолеты противника, в
одиночку возвращающиеся на аэродром.

Асы могут быть также использованы

при охране с ‘воздуха наших морских ка-
раванов. Непосредственное прикрытие ка-
равана осуществляется специально выде-
ленной группой истребителей, а охотники
должны ходить в стороне на видимости
кораблей, маскируяеь солнцем и облач-
ностью. Задача асов — уничтожать отор-
вавшиеся и подбитые немецкие самохеты,
Вражеские истребители, как правило, па-
рой или четверкой провожают свои под-
битые бомбардировщики до линий фрол-
та, а затем возвращаются и продолжают
бой. Само собой разумеется, что истреби-
тели, прикрывающие караван, не имеют
права бросить охраняемые корабли 4
убтремиться в погоню за самолетами про-
тивнива, но Зато это с уснехом могу
проделать охотники. Дождавиййсь, когда
истребители покинут бомбардировщиков
над своей территорией, а6 подходит на

близкую дистанцию и добивает повреж-

денные самолеты противника. При круп-
Ном налете на наш караван асы, конечно,
обязаны вступить в активный бой. Но и
‘здееь им нет необходимоети соваться в
самую гущу: они должны наносить вне-
запные и короткие удары и сразу me yxo-
дить в сторону для набора высоты, В
боях над морем охрана аса должна быть
усилена. —

< Когда посылается группа истребителей
для расчистки воздуха ‘и обеспечения
действий бомбардировщиков, в эту груп-
пу пногда следует включать и ‘ася. Немщы
‚обычно несут многослойный барраж, при-
чём выше всех находится нара асов. По-
этому наш ас должен также итти с пре-
вышением относительно остальной групны,

Вспоминаю, как я четверкой на высоте
3.000 м вел бой с такам же количеством
«ФВ-190», а Герой Советского Союза Ко-
жанов с ведомым твардийи лейтенантом
Потановым на высоте 4.200 м дрался с
парой «ФВ-190». Я нарочно отделил №-
жанова от остальной группы, так kas
знал тактику немцев — держать на вы-
core своих асов. И действительно, Кожа-
нову сразу же пришлось схватиться с па-
рой <ФВ-190», а через несколько минут
пришла вторая пара немцев. Вожанов
провел этот неравный 00й с блеском, как
подлинный советский ас: он сбил один
«Фокке-Вульф» и не дал немпам атаво-
вать мою четверку, которая дралыь
ВНИЗУ.

В другой раз я пришел парой B pation,
где работали наши пикировшщики «Петая-
ков-2», в тот момент, когда 12 «ФВ-190»
пытались их атаковать. Имея больлой
запас высоты, я вместе со своим ведомым
гвардии ибодполковником Валковым не-
медленно контратаковал ‘немцев. Сделав
три энергичных атаки по вертикали, мы
отогнали немцев, & те, несмотря на 6306
чнеленное превосходство, ничего не смо-
Pau © нами поделать, Носле каждой атаки
Я сразу вновь уходил. наверх и занимал,
так сказать, «неприступную> позицию.
Ниже немпев я не спускался, а когда Te
пытались выйти наверх, я, имея большой
запас скорости, неизменно опережал их.
Только одному «ФВ-190> удалось прор-
ваться в <Не-2»; но его я сбил.

Всякий летчик-истребитель считает для
себя самой почетной задачей — борьбу п
уничтожение немецких. асов. Мне однаж-
ды пришлось иметь дело с такими асами,
которые изо дня в день наведывались на
наш аэродром. Это была пара назойливых
й опасных противников. Они всегда при-
ходили в аэродрому, когда наши летчики
возвращались е задания, и старались бить
их на посадке. Два наших самолета им
удалось таким образом сбить, но летчики
спаслись на парашютах. Я решил во что
бы то ни стало расправиться с немецкими
асами. Даля этого отработал маневр рез-
кого разворота на любой высоте. При та-
KOM маневре я сразу мог выйти в лобовую
атаку, а мои ведомые проскакивали вие-
ред на 100—200 метров и, развернув-
шись, получали для обстрела большой
сектор. Таким образом, если бы мне не
удалось сбить немца, он неизбежно попал
бы под огонь ведомых,

Как-то при возвращении наших иотре-
бцтелей на аэродром я с ведомыми гвар-
дии капитаном Дмитриевым и Tepoex
Советского Союза гвардии капитанох
Байсултановым намеренно отбтал на не-
сколько километров от оснозной группы.
Оглянувшиеь назад, увидел невдалеке
разрыв зенитных снарядов, а затем поя-
вились два <Ме-109$ф». Сразу понял, 910
это и воть немецкие асы. Резко развер-
нувшиеь на 180” я очутидея 306 в 206
с ведущим <Мв-1094> и с первой же ата-
ви сбил его. Ведомый немец. просибчил
вперед, развернувшись, я в XBOCT
ему дал две заградительные очереди
$ превышением, чтобы он не мог уйти
вверх. Тогда немец метнулея в
сторону, HO попал под огонь Бай
сузтанова. Так мы втроем гонлай его не-
сколько минут, пока не сбили. 00% нема
оказались опытными летчиками из груп-
пы известного германского аса майора
Филинаа,

Несколько слов о радиосвязи Aca c зем
лей и воздухом. Мне лично вазиетеял, что
охотник должен больше работать на при-
ем, чем на передачу. Ведь ere смла— во
внезанном появлении, а частые передачи
могут выдать ето местонахождение и 3a-
мыслы, Нет ничего легче, как засечь pa-
диоразговор в воздухе. Ноэтому переда-
вать что-либо но радио можно только в
особых, случаях. В то же время наши 1о-
еты наведения обязаны воё время инфор-
мировать охотников о воздушной обета-
HOBKe.

В занлючение мне хочется
нашим летчикам, летающим
молетах «Лавочкин-5». Э%о  великолен-
ный истребитель, на котором опытный
схотниЕ-ас может смело пускаться в Ca-
мые рискованные предприятия.

сказать
на ¢a-