=

: 4 сентября 1943 г., № 209 (1467)

КОГЛА

©

В политотделе, которым руководит
подполковник Сидоров, принято. чтобы
все работники большую часть времени
находились в частях, основательно помо-
гая партийным организациям

налажи-
ъать воспитание краснофлотцев. Этот по-
литотдел ` руководствуетея правильным

eee ^—- практически учить парт-
‚ргов на месте тому, что треб
у, ч ют жи
и обстановка. : тт
Когда начальник ®ргпартчасти майор

Черваков собрался в дивизион, т. Сидоров
сказал ему:

— На. мебте вы лучше выясните об-
становку и точнее узнаете, в какой по-
мощи нуждаются парторги. Только не
<накачиваите» людей, а помогайте им.

Майору Червакову была предоставле-
ва широкая инициатива, полная возмож-
ность развернуть свои способности. Он
уехал в дивизион, правильно понимая
свою роль и обязанности, — глубоко вни-
кать в те сложные процессы, которые

имеют место сейчас в партийных органи-
зациях.

ИНСтРУКт
В ЧАСТИ

КРАСНЫЙ ФЛОТ,

КТОР` БЫВАЕТ —

наиболее ярких и характерных эпизодах

своей деятельности. Происходило, таким
образом, своеобразное коллективное 0боб-
щение. опыта непосредственно на месте.
Выясбнилоеь, в частности, что
парторги затруднялись планировать нарт-
работу. Они попросили Червакева помочь
им. Так родилась тема для семинара парт-
оргов. Черваков, еще ранее познакомив-
щийся с планами парторгов Пермогорско-
ro и Жеребцова, решил обсудить Bee эти
сланы на семинаре. ‘

Вечером в землянке собрались партор-
ти. Черваков руководил обсуждением.

Парторги, разбирая план Жеребцова, уб-
©

x

тановили, что он планирует только по-
вестки дня партийных собраний и совер-
шенно не планирует вопросов, которые
следует обсудить на партбюро. Не слу-
чайно- поэтому бюро  парторганизации
этой батареи, собираясь в течение шести
месяцев одиннадцать раз, занималось ис-
каючительно приемом в партию: Между

Черваков — ne сторонние «изуче- тем в жизни батареи имели место собы-
НИЯ» Жизни

по протоколам и сводкам. Поэтому,
когда в дивизионе происходили партий-
пые собрания, он присутствовал почти
на каждом их них. Перед пим отчетливо
раскрывались положительные и отрица-
тельные стороны партийной работы, Он
получил точное представление о жизни
партийных организаций.

В одной из парторганизаций, где парт-
оргом т. Филиппов, плохо обстояло дело
с воспитанием кандидатов партии. Нико-
му из них не поручалась конкретная ра:
бота, никто © ними. не беседовал. Особен-
но забытыми оказались товарищи, на
ходившиеся. на отдаленных точках. Были
среди них и с проброченным кандидат:
chum стажем, Черваков обстоятельно 3a-
нялея этой парторганизацией. Ок показал
парторгу, как лучше распределять нору-
чения среди кандидатов партпи, провел с
ними несколько бесед о правах и обязан-
ностях коммунистов, поговорил с теми,
кому уже надо было вступить в члены
партии. После энергичного си делового
вмешательства представителя политотде-
ла жизнь этой парторганизациия  значи-
тельно оживилась. Парторг стал работать
инициативнее, более активно.

Парторг другой батареи, не имея ome.

опыта планирования партийной работы,
составит план так, 910 большую часть
обязанностей взвалил на себя. Ему каза-
лось, что остальные коммунисты вряд ли
справятся с делом. Черваков, хорошо
знавший экизнь этой парторганивации и
её активистов, подробно. растолковал ‘мо-
лодому партийному работниву, хак прив-
лечь в
всех коммунистов.

<—  Напрасно вы взяли вею ношу пар:
тийной работы: на себя, — говорил Чер-

ваков. = Надо заставить каждого комму-.

ниста активно работать в партийной ор-
ганизации — тогда дело пойдет наверия-
ka, ;

Возник вопрос — кому из коммунис-
тов поручить проведение бесед. Черваков
назвал одного из коммунистов батарей.
Ларторг согласиаея. Возник еще ряд во-
просов, И в течение двух часов майор
Черваков, вооруженный . десятилетним
опытом политработы, и парторг, только
начинающий партийную карьеру, бесело-
вали в землянке о том, как лучшие органи-
зовать коммунистов ‘для выполнения
сложных боевых задач, выдвинутых Ho-
мандиром перед партийной организацией,
Парторг был, вполне удовлетворен этой
беседой — все, что ему было нужно, ой
узнал и мог теперь уверевно приняться
за работу.

Шог за шагом Черваков внакомился с
состоянием партийной работы в дивизио-
ие. Парторги и активисты сами приходи-
ли к нему и рассказывали 06 отдельных,

ЕДУ em SRE ТОДЕЕНИЫ

<грев

‚ Вопрос 0б оботревании главных кора-
бельных турбин путем непрерывного
вращения греющим паром не новый) Он
предусматривается правилами обслужи-
вания как один из возможных способов
обогревания корабельных паровых тур-
бин, а в практике эксплозтации стацио-
парных турбинных” устаяовоЕ этот в10-
606 преобладает над всеми другими. .

Рассмотрим преимущества и недостат-
ки обогревания корабельных. турбин и
двух сторон: с эксплоатационной и так-
TUE CROLL.

При обогревании главных корабельных
турбин спобобом о непрерывного враще-
ния греющим паром достигается полная
равномерность нагрева роторов турбин
по окружности. Роторы и корпуса TYyD-
бин получают при этом по, своеи ли
кие температуры, которые свойственны
и  при работе на соответствующий pe-
wim, Так как процесс обогревания про-
исходит  при достаточно высоком вакуу-
‘ие в главных холодильниках» то почти
исключается образование воздушных
«нешков» в корпусах’ турбин и дости-
factesd равномерность обогрева корпусов.
Это’ гарантирует от коробления.

Кроме этих очевидных преямуществ,
такой 610с0б. позволяет кораблю ВАЛЬ
дрижение почти сразу же после м
приказания «Корабль /” в походу Be” ‚
вить», что восьма важно с тактическот
точни зрения. Корабль может eg 8 al
чать оперативное развертывание В р
terernun с полученной боевой а :
может уклониться от атак авиации,

Однако этому смособу В.
взныв ‘медостатки. Один из НИХ а
вичениость маневренных свойств в
ля в начало прогревания главных тур
Шюобы. избежать ` возможных аварий ie
за неналлежащего ведения процесса oe
гревания, приходится ограничивать Де

товарища Сталина. Парторг

я

аниме кора

пение пара перед соплами Воли
тайной. Опа зависит от температуры

жизни дивизиона позволило

коммуниотов-фронтовиков тия, которые, конечно, не могли пройти
мимо коммунистов. Выполнялось, напри-

мер, сложное тактическое задание. Понят-
HO, что внимание партийного актива сле-
довало сосредоточить на этом. К сожале-
нию, партактив был мобилизован помимо
партбюро, >

Иначе выглядел план парторга Пермо-
горекого. Учаетники семинара заинтере-
совались, ках Пермогорский ведет под-
готовку партийных собраний. Был разоб-
ран план подготовки собрания, носвящен-
ного ходу выполнения приказа № 195
учел всё
до мелочей. В плане было отмечено,
какую помощь елелует оказать хокладчи-
Ky, где, когда и какие беседы провести
с коммунистами о предотоящем партсоб-
рании, что именно выяенить в беседе с
командиром огневого взвода, с какими
хоммунистами, обычно отмалчивающими-
  ся на собрании, поговорить, Пермогор-
ский даже указал в плане, кто будет
записываль практические предложения

у 7

выступающих. Ясно было видно, что в.
участвовал весь ак-.

подготовке собрания
тив парторганизаций,

Когда закончились выступления участ-_

ников семинара, Черваков рассказал им,
как в различных условиях боевой обета-
повки приходится составлять план пар-
тнйно-политической работы.

— Некоторые думают, — говорил
от, —- что раз начались боевые действия,

нечего заниматься планами. Это неверно.

Ведь командир. составляет план боевой
операции? Он же не действует волепую.
‘Так и парторг должен планировать свою
работу. План надо рассматривать ках

организаторской деятельности   важный, ортанизующий ее Вабыент.
‘семинаре, организованном

На этом
Черваковым, парторги правтически разо-
брались в том, как лучше планировать

партийную работу. Семинар явилея сво6-_

образной  иколой партийного опыта,
Труд Червакова нё пропал даром. Еро-
потливое и упорное изучение партийной
Червакову
провести семинар Ha высоком учебно-
воспитательном уровне. Он правильно
утовил то, что сейчас особенно зл0б0-
дневно в работе парторгов,
\ Во время  прабывания в дивизионе
Чёрваков помогал и отдельным команди-
рам активно включиться в политическую
работу. После этой поездки ему яснее
стала роль политотдела, в помощи моло:
лым командирам. Поэтому вполне логич-
но стрёмление Червакова вернуться че-
рез некоторое время в дивизион, чтобы
проверить результаты первого посеще-
НИЯ.

Именно так, как действует Черваков—.

без пгума, суеты, словесной трескотни, —
следует руководить жизнью парторгани-

заций.
Майор В, СТЕПАНОВ.
Действующий флот,

турбин.

Ограничение
устанавливается вмолне определенное, 3B
соответствии с конструктивным устрои-
ством турбин, предельно-допустимой раз-
ностью температур треющего пара и kOp-
пусов турбин. Предельно-допустимая раз-
ность температур для данного тина тур-

пара и корпусов

бин заранее подсчитывается” по’ форму-
лам, привеленным-в «Правилах обслужи-
вания морских паровых турбин», из-
ланных Техническим управлением ВМФ,
и Является величиной побтояаной.
Ограничение маневренных” свойств ко-
рабля относится прежде всего к скорости
хода, & также к реверейрованию. Поэтому
самостоятельный выход из базы .значи-
тельно. затрудняется и сопряжен с не-
которым риском. Вблизи базы могут дей-
ствовать подводные лодки противника,
авиация может поставить МИНЫ. Поэтому
выход корабля недопустим до тех пор,
пока он He приобретет Chon маневренные.
свойства в полной мере, Вее технические
средства каждого корабля при выходе.
должны быть в полной готовности. Рас-
сматриваемый же нами с10соб оботрева-

ния главных турбин не позволяет этото.

сделать, и в этом его крупнейший недо-

статок. р
Почему же 61060б обогревания глав-

ных Турбин непрерывным их вращенцем

греющим паром всё-таки не получил
распространения на кораблях?

„Мы склонны считать, что. основная
причина — в отсутствии теоретической

разпаботки. Подтвердим это Фактами.
Корабельные инженер-механики  сов-
местно с Фалагманскими специалистами
провели PAL экспериментальных  прове-
рок разбираемого ‘нами метода. Но нолу-
ченные на отдельных кораблях результа-
пы wees не обобщались, не говоря уже
о глубоком теоретическом анализе в на-
учно-исследовательских учреждениях И
организациях флота. В итоге разработка
дальше экспериментирования не пошла.

многие.

В освобожденном Таганроге, На снимке:
и боевой техники, захваченная в Таганрогском порту.

на Таганпогсном мотоцинлетног заводе

освободила всю Ростовскую область от  чалась стахановская вахта. Все работали

ГОРОД Н., 3 сентября. (ТАСС). Волее
  хвух лет назад рабочие Таганрогского
  мотоциклетного заводь покинули родной
город. На новом месте, в глубоком тылу,
они заново поставили свой завод и Ha-
чали выпускать мощные боевые машины.
Трудно передать их радость, когда они
узнали о том, что Красная Армия выбила
титлеровских людоедов из Таганрога и

фашистских захватчиков.
Выслушав на митинге приказ товарища
Сталина, рабочие завода поклялись рабо-
тать так же самоотверженио, как сража-
лись на фронте бойцы и командиры Та-
ганрогоких дивизий.
— Мой

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 сентября.
(Спец. корр. ТАСС). Ночью в командиру
Н-ской части, наступающей на юго-запад
от Харькова, пришел ‘старый кадровый
рабочий Харьковского тракторного завода
Яков Васильевич Федоренко и взволно-
ванно сказал: а

put, He могу спокойно

метить немцам. . :
Якову Федоренко было известно распо-

ложение неприятельских танков и тяже-

командованию. `Гвардейцы-артиллеристы,
пользуясь указаниями Федоренко, произ-
воли на рассвете мощный налет. B  pe-
зультате точного указания целей наблю-

‘самоходные пушки.

ЛЕНИНГРАД, 3 сентября. (ТАСС). Се-
кретарь обкома ВКП(б) тов. Никитин вру-
чил групне ленинградских партизан медали
 «Партизану
оборону Ленинграда». у a

Олним из первых получает медаль «Пар-
тизану Отечественной войны» 1-й степени
тов. В. В начале войны боец Красвой Ар-
мии тов. В. получил тяжелое ранение в же-
‚стоких схватках с врагом. Жители дерев-
ни, занятой немцами. спрятали раненого
‘красноармейца и вылечили его. Окрепнув,

РОСТОВ-на-ДОНУ, 3 сентября. (ТАСС).
Таганрогский краеведческий музей был
гордостью города В его 12 отделах были
собраны редчайшие экспонаты; Здесь хра-
нились оригиналы полотен, написанных
известными русскими художниками, образ-
цы древнего оружия, ценнейшая фарфоро-
вая посуда. и.

‚Немецкие оккупанты разграбили музей.

1 Заведующий отделом
‚кой армия Леберт лично руководил гра:
бежом и вывозом ценнейших экспонатов в
Германию. Шеф ‘гестапо обер-лейтенант

Единственным критерием для сужде-
ния о безопасности обогревания турбин,
тарантии от возможных” аварий и выбо-
ра давления и температуры

дельно-допустимая разность
корпусов и греющего пара. Она, как
сказано выше, вычисляется  примени-
тельно № данному Тину турбин, в зави

температур

CHMOCTH OT HX конструктивного устройет-

ва (линейных размеров, аксиальных и
радиальных зазоров в облопатывании,
расположения ребер жесткости на корпу-
се турбины и т. п.). Определяя эту тем-
пературу, допускают, что в процессе
‘обогревания могут быть выбраны до ну-
ля радиальные зазоры в облопатываний
il Луммиса, а также аксиальные зазоры
в облопатывании. Вычисляют обычно три
температуры: И — при которой могут
‘быть выбраны до нуля радиальные зазо-
ры в облопатывании 1% — при которой
могут быть выбраны до нуля аналогич-
ные зазоры думмиса, и 3 — при которой
могут ‘быть выбраны до нуля  акеналь-
ные зазоры в облопатываний, Затем вы-
бирают минимальную из вычиесленных
температур и считают ее предельно=допу-
етимой разностью температур  корнусов
турбин и греющего пара. По этой вели-
чине и ориснтируютея, назначая давле-
nue и температуру пара ‘перед соплами
в начале обогревания турбин.

Формула для вычисления температуры
выражается так: :

а

7 Г ть °

tHe; а-—— фактический Тадиальный зазор
в облопатывании; [, — первоначальная
высота лопаток; В И № — коэфициенты
линейного распгиирения материалов лопя»
ток и ротора; г1 — первоначальный раз-
мер ротора по радиусу до порня лопалок.

Методика’ вычисления $, аналогична с
методикой вычисления {, u ts, подробно

в

q

р ‚ сын — летчик, — сказала ложных бригад, которые борются за по-
мать двух фронтовиков тов. Задирако, —   лучение звания таганрогоких,

Геройский поступок харьковского рабочего

— Товарищ командир, душа моя fo-!
сидеть, хочу

лых орудиг. Он сообщил эти данные.

датлели отметили прямые попадания cHa~
рядов в два фашистских танка и в две.

Награждение партизан

Отечественной войны» и «За.

ГИТЛЕРОВЦЫ РАЗГРАБИЛИ ТАГАНРОГСКИИ
КРАЕВЕДЧЕСНИИ МУЗЕИ

пропаганды Hemel:

: греющего.
пара перед соплами турбин служит пре=.

ая ty, ty» ty, ме температура

немецкая баржа с грузом продовольствия
Фото 9, Евзерихина (ТАСС).

погиб под Орлом; второй сын ушел в ар-
мию добровольцем  отомелить за смерть
брата: Сама я пришла на завод, чтобы
заменить сына. Всю жизнь отдам я, толь-
KO бы приблизить полный разгром нена-
вистных мне немцев. Призываю Bac, T0-
варищи, работать, не щадя сил. Мы дол
жны рассчитаться © врагом.

Сразу же после митинга на заводе на-

с невиданным под’емом. Стахановка Ba-
тувова выполнила сменное задание . Ha
260 процентов, еще более высокой вы-
работки достигли Анисимова, Зубарева,
Полозкова, Чочнева и другие. На заводе
создано пять новых комсомольско-моло-

В этот же день во время пребывания
Федоренко на передовых позициях немцы
предприняли сильную контратаку. Федо-
ренко с разрешения командира взял вин-
товку п вместе с пехотинцами принял.
участие в отражении  неприятельской
контратаки. С яростью выпускал он пулю
  за пулей в немецких автоматчиков.
Появление в траншее старого харьков-
‚ ского рабочего стало быстро, известно на’
всем рубеже. Люди с новой силой громи-.
аи врага. Атака была отражена с боль-
шими для гитлеровцев потерями.

В этом бою Явов Федоренко убил из
‘трехлинейной винтовки 14 немецких ав-
томатчиков. Вражеской пулей он был
ранен в руку, но оставался вав солдат в
строю и только после второго ранения по
категоричесвому требованию ‹ командира
был отправлен в санитарную часть.

}

‘рестности партизанскому отряду. Он лично
пустил под откос 2 немецких воинских
эшелона, взорвал большой железнодорож-
ный мост, вывел из строя лесопильный за-
вод, убил более 70 гитлеровцев.

Вместе с партизанами получили медали
`«Партизану Отечественной войны» и «За

’обсрону Ленинграда» летчики, перебрасы-

вающие народным мстителям через ЛИНИЮ
фронта необходимые припасы, м

Крайзе дарил своим собутыльникам мё-

‘него оружия, Одному гестаповцу он пода-’
рил два китайских кувшина редкой юве-
лирной работы. Научный сотрудник. музея
профессор В. М. Базилевичн за попытки
скрыть экспонаты от грабителей был рас-
’стрелян  гитлеровцамя: а

`беседу  неполготовяенным

бель, фарфоровые изделия, образцы прев-

Офицеры-моряки не только обогатили
свои знания в области применения совре-
менного оружия и боевой техники, —
они накомили большой опыт организации
военно-политического воспитания красно-
флотцев и младших командиров, лично
участвуют и руководят политическими
беседами, политинформациями, вечерами
вопросов. и ответов и многими другими
формами агитации и пропаганды.

Положительных примеров” воспитания
офицерами младших командиров и крас-
нофлотцев немало на каждом корабле, в
каждой части. Взять хотя бы командира
подразделения кораблей т. Верховского:
Он ревностно заботится о нуждах подяи-
ненных и вместе с тем лично ведет сре-
ди них политическую работу.

Несколько дней назад т. Верховский
при содействии своего заместителя по
‘HOMHTUACTH подготовит и провел ве-
чер вопросов и ответов, Ha KOTO-
рый охотно пришли командиры кораб-
лей со своими краснофлотцами. На спе-
пиальные вопросы отвечали предетавите-
ли юридических, хозяйственных органов
и промаганлиеты. Исчерпывающие ответы
были даны на 42 вопроса. Сам т. Верхов-
`екий ответил на’ значительную часть во-

вечеру исключительный интерес. Офицеры
‘и враснофлотны дополнительно задали
32 вопроса, ответы на которые быти да-
ны на следующий вечер.

Командиры кораблей, следуя примеру
сотарлего. начальника, активно взялись
за политработу, резко повысили качест-
во политбесед, политических информация
ий всех видов массово-воспитательной
работы.

0 политических беседах командира ко-

тиясевича старшинокий и рядовой состав
готзывается с 0с0бой теплотой. Не было
случая, чтобы т. Матиясевиз пришел на
ибо провол
ве скучно, неинтересно. На беседах, как и
в печати (т. Матиявевич — активный
веенкор), он обычно рассказывает о pa-
bore лучших краснофлотцев и офицеров
своего порабля, отмечает недочеты от-
дельных товаришей, советует, как их

устранить. Такую практику воспитания

подчиненных т. Матиясевич пропаганди-
рует через печать и неукоснительно при-
держивается се в беседах с краснофлот
цами и отаршинами. !

севиче:

— У нашего командира находится
время побеседовать © кажлым бойцом.
Он внимательно его выслушает, помо-
жет, если тот нуждается в помощи. Даи
сам воспользуется толвовым советом.

о Тов. Матиясевич лично проводит и по-
литические информации. Он звоегда ин-
тересуетея вопросами, которые должны
обсуждаться на партийных и комебмоль-
вних собраниях, лает увазания парторгу
(т, Ченокому и комсомольскому’ организа-

`   Тору т. Сухареву, как лучше подготовить
тов. В. примкнул к действовавшему в ок-   т ee : >

партийное и комсомольское собрания, ак-
тивно участвует в партийной работе.
„Вудучи передовым офицером, всегда стре-
мящимся накопить как можно больше
военных знаний, мужественным, энер-
тичным начальником, требовательным к
подчиненным; т. Матиясевич добился от-
личного воинского порядка и дисцинли-
ны на корабле. У подчиненных он поль-
ByeTCH непререкаемым авторитетом и

глубоким уважением.
  Некоторые офицеры умело, е большим

далях Балтики вражеские корабли и со-

‘свают их на дно. Они настойчиво и яро-
отно громят немцев, окопавиихся у стен

Гитлеровцы увезли в Германию редчай,
шие полотна, Среди них «Буря на море

Айвазовского, «Сосновый бор» и «Березо-,
ринный портрет

вая роша» Шишкина, ста
Петра Первого и другие.

изаоженной в журнале «Морской сбор-
ник» № 8 з6 1928 год в статье инженер
мёханика Ляхова. Излагать ее здесь не
будем, но укажем на ряд обстоятельств:

Приведенная формула учитывает ‚тен-
Ловое расширение только ротора турби-.
ны, а не корпуса по радиусу. Ведь ра-
диальный 38430р в облопатываний (а) мо-
жет быть фактически выбран до нуля.
‚лишь при TOM непременном. условий, что.
тепловое расширение по радиусу корпу-
са не имеет места; Конечно, температуры
ротора и корпуса турбивы отличаются
друг от друга, и поскольку поверхность
пориуса, несмотря на изоляцию, веегдА
будет отдавать Teo в машинное  отде-
пение, то корпус имеет более низкую
температуру, чем ротор. Жо совершенно
непзавильно считать, что разность этих
температур настолько велика, что тем-
пературу корпуса турбины за время 0бо-
гревания можно практически считать пе-
изменной и равной первоначальной.

Нам могут возразить, что температуру
ротора турбины практически замерить
невозможно, что во. время  обогревания
известна лишь температура корпуса тур-
бины, а поэтому получить точное суж-
дение 0б изменении зазоров в турбине
нельзя. Иначе говоря, если вследствие
теплового расниирения корпуса турбины
зазоры И 16 будут доведены‘ до нуля, то
nee же это может быть принято как.
некий запас на неточность вычисления.
Такое утверждение не совсем правильно.
(казать, что мы совершенно не можем
знать температуру ротора турбины, нель-
зя, так как можно приблизительно при:
нять ев равной температуре  греютщего
пара (на самом деле она будет несколь-
ко ниже). Но, ведя расчет по формулам
ротора
заведомо принимается равной температу-
16 греющего пара. мы тем самых уже
делаем достаточную поправку на. неточ»
ность вычисления. Поэтому считаем, что
в означенные формулы необходимо внес-
ти корректив с учетом теплового расши-

рения корпуса турбины, температуру ко-
терого можно измерить в любой момеит.

PER EE ET

`ператур t), t,, ta, вычислять

Менинграда, на побережье Финского ва-
лива.
° Кипучей деятельностью — стремитель-
`выми налётами и бомбо-штурмовыми уда-

ee ae

Внесение. такого Koppekrusa ‘позволит

заметно увеличить давление и темпера-

‘туру греющего пара перед соплами тур-
бин, а значит — повысит скорость хода
корабля во время обогревания его турбин.
Кроме того, впуск пара с более выбокой
температурой заметно сокращает время,
необходимое для обогревания. турбин,
Другая, не менее основательная приз
чина того, 910 610с0б обогревания глав-

‘ных турбин не распространилея на ко-

раблях, заключается в том, что не учи-

‘`тываетея опыт в этом направленяи ной.

эксплоатации стационарных  Турбинных
установок. Там подобный 010600 0ботре-
вания стал единственным. Естественно
предполагать, что там накоплен пенный
опыт, . пренебрегать которым  непрости-
тельно. Оговоримся, что этот отыт нель-
зя механически применить к котабель-
ALIN турбинным установкам, которые 1
работают un обогреваются в соверитенно
иных условиях. Тём не менее, критиче-
ское освоение этого опыта, без сомнения,

‘принесло бы большую пользу.

Далее, несмотря на внешне элемен-
тарный вид формул для определения тем-
по HAM,
как показала практика, крайне сложно.
Весьма трудно поручиться за точность
вычисления температур по этим форму-.
лам. Например, для вычисления темпера-
туры 4 необходимо знать расположение
`по норпусу турбины, ребер жесткости, их
‘конфигурацию и т. д. Расположение же
ребер по длине и окружности корпуса
весвма различно, ‘ :

Таковы основные причины,  тормозя-
ие теоретическую разработку и прак-
тическое применение обогревания  глав-
нь турбин непрерывным вращением их
греющим паром. у

ВБаковы жа вообще возможноеги  при-
менения такого способа в баевой прак-
qune? /BeneactBae voro, что этое спогоб
как следует еще не разработан. его може.
но применять лишь как крайнюю меру.

Инженер-налитан 3-го panra
А. `МЕЛЕЕВ,

просов. Личный состав проявил к этому

рабля гвардии капитана 3-го ранга Ма.

Парторг т. Ченский говорит о т. Матия-

ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ
АЕБ ь Но да тиейваьальд,

_ Боевой день балтийских летчиков
Они зорко высматривают в туманных   рами по врагу — насыщены боевые

‘крушительными бомбовыми ударами пу-.

Чатьнику,

`Офицер-—организатор
’военно-политического воспитания

организаторским мастерством наладили
политические беседы — эту важнейнию
форму воспитания Яичного состава. —

Помошник командира корабля т. Гусев
за три дня до политбеседы со отаршин-
ским составом вывесил об’явление, ука-
зав в нем тему, основные вопросы беседы
и газетные статьи, рекомендуемые для
предварительного прочтения («Июльская
битва», <Битва за Орел», «0 втором
 фронте»). Затем он познакомил старшин
с высказываниями великих русевих под-
коволцев Александра Невского, Суво-
рова, Кутузова, Багратиона, героев граж-
данской войны Щорса, Чапаева и
других 0 стойкости и  мужест-
ве. Заранее были подготовлены  нагляд-
ные нособия: диаграммы потерь немепкой
армии за два года войны и за месяц боев
в районе Орла и Белгорода и варта Кур-
ского выступа.

Подготовилея к беседе и сам т. Гусев.
Он много работал над книгей товарища
Сталина «0 Великой отечественной войне
‘Советского’ Союза», завонемектировал ее.
Темой  политбеседы были приказы Bep-
ховного Главнокомандующего Маршала

Советского Союза товарища Сталина от

24 июля и 5 aprygra 1943 годы,
а ee цолью — повазаль, Kak Врас-
ная Армия в жестових боях 6 вра-
гом, проявив непоколебимую стойкость и
воинское уменье, сорвала план летнего
наступления гитлеровцев и продолжает
громить немцев и отжимать-их на Запад.
Заключительная часть беседы была посвя-
шена боевым задачам, стоящим Tepes,
зичным составом корабля.

Занятие это прошло при исваючитель-

` вой активности старитин. Выступило 14

человек. Люди разошлись, глубоко удов-
летворенные.   hes

С такой же активностью взялись 38 во-
енно-политическое воспитание красно-
флотцев и Младитих командиров и другие
офицеры. > г

Ё сожалению, в подразделении т. Вер-
ховского встречаются отдельные офице-
ры, которые все еще «не находят време-
ни» для политработы, никак не удосужат-
ся организовать как следует политиче-
скую и, в первую очередь, атитационяо-
пропагандистскую работу среди подчи-
ненных.

Тов. Попов, например, говорит:

—= Чтобы серьезно заняться воепита-
нием подчиненных, надо превратиться: в
политработника, а я — командир.

Так же <руководит» воспитательной
работой и тов. Т. Он долгое время еторо-
нился политической работы и наконец.
решил провести политбеседу co  ¢tap-
иинами. Но, неожиданно. узнав, что Ha
политбеседе будет присутствовать пропа-
гандист т. Дридзе, усомнился в своей
подготоваенности и перенес беседу Ha
другой день.

Политотделу, и прежде всего его ка-
надо! всячески помочь Этим
офицерам. Следует, в частности, ор-
ганизовать изучение офицерским с0-
ставом недостаточно ясных деталей
практики партийно-политической работы.
На офицерских собраниях более под-
готбВленные офицеры должны  делить-
ся 6Войм опытом воспитания личного 60-
става. Возможности действенной помощи
с0 стороны политотдела достаточно тии-
роки. Надо их использовать скорее и
энергичнее. в

Полковник Н, ДОБРОЛЮБОВ.

Действующий флот. а

й

будни балтийской авиации. Это хорошо
сумела отразить  краснофлотская газета
«Сокол Балтики», в № 55—56 запечат-
нев обычный день одного. из фронтовых
аэродромов.  Обетоятельная  корреспен-
дентокая запись событий,  иллюетриро-
ванная фотоснимками, < воспроизводит
картину неиссякаемой боевой активности
летчиков.

‚. «В первый вылет на штурмовку идет
восьмёрка лётчика-орденоносца Георгия
Николаева», — начинает свой рассказ

газета. И далее она сообщает о’ резуль-
татах полёта устами ведущего лётчика
Николаева:

«В пели подошли дружно. Едва при-
готовились к атаке, как бешено залая-
ли вражеские зенитки, затрещали ав-
томатные очереди... Прямо подо мной
вела огонь немецкая батарея: На. неё
я сбросил бомбы. За мной пошли в
атаку другие лётчики. На втором за-
ходе обстреляли пушечно-пулеметным
огнём группу фашистов... Во врёмя
штурмовки мы уничтожили 7 орудий,
14 пулеметных гнезд, взорвали 2 д30-

та, разбили автомашину, уничтожили
170 гитлеровцев».
“Успешные действия штурмовиков

обеспечили истребители, отразившие все
попытки  <Фокке-Вульфов» помешать
прицельной бомбежке. Газета публикует
враткие и яркие рассказы лётчиков Ва-
лерия Поскрякова й Скоморохова, при-
крывавтих «Илы», о воздушных  схват-
ках с немецкими самолетами.

Вылетом восьмёрки Николаева только
открылся боевой день на аэродроме. В ro
время как вернувшиеся со штурмовки
летчики располагаются отдыхать, их бое-
вые товарищи отправляются выполнять
новое задание.

Перед читателем проходит напряжён-
ная жизнь балтийского аэродрома. Выле-
ты, следующие один за другим, Вороткое
заседание партбюро, на котором при-
нимаются в партию заслуженные лётчики
Банифатов и Наумов. Минуты досуга
между боевыми полётами...

В заключение «Сокол Балтики» 6000-
Taser итоти лётного дня: подбито три ве-
мецких танка, взорвано 9 землянок и
блиндажей, подавлен огонь 15 зенитных
точек, уничтожено 10 орудий, 4 миноме-
та, истреблено свыше 300 гитлеровцев.
Эти достаточно красноречивые цифры
прекрасно показывают неутомимую энет-
гию и босвую ‘активность балтийских
ябтчиков.