4-

К

НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕМЫ

«ЭЛАСТИЧНЫЕ»
ТРЮКИ
ГЕВБЕЛЬСА.

Стремительное = на-
ступление Красной Ар-
мии, занятие важней-
ших городов — Таган-
рога, Ельни, (Севска, Глухова, Рыльска,
Сум и других, — таковы события послед-
ней ‘недели. Мастерство и искусство, с ко-
торым ‘советские войска проводят. одну
операцию за другой, вызывают восхищение
и изумление в стане наших друзей. Ино-
странная печать подчеркивает, что летнее
настунление Красной Армии превосходит
все ожнлания, все виденное до сих пор.

Гитлер и его клика охвачены
тревогой перед лицом событий, разверты-

Об этом свидетельствует весь тон герман-
ской пропаганды. Геббельс и его. сподруч-
ные, ‘не успев завершить один цикл лжи,
переходят к ‘другому. Теперь уже не лето,
а осенняя распутица и грязь — «лучший
сезон’ для германской армии». Разнобой и
разноголосица в обычно унифицированной
фатшнистской печати’ бросаются в глаза гер-
манскому населению. Всего несколько дней

нии Таганрога, а в день его освобождения
Красной Армией усиленно доказывала, что.
стратегиче-
ского значения.
Геббельсовская пропаганда зимой 1942—\
термин — «эластичная,

оборона». Что это значит ee HHKTO He 3Ha- в румынская печать не в силах
ет, и вряд ли само.германский министр про-
мог бы об’яснить значение этих

услы-

назад. фашистская печать. писала о значе-
i

этот город не имеет никакого

43 тг. изобрела

паганды
слов. Жители «третьей империй»
шали об эластичной обороне вновь в день,
когда немецкое радио сообщило о потере
включен в область нашей

<Харьков эла-

стичной обороны». Вслед за этим в эту же

«область» был включен Таганрог и другие
отвоеванные Красной Армией города.
Новый

ды — замена слова «отступление» терми-

ном «эластичная оборона» — вызывает от-
ния, что румынская печать изо дня в лень

крытый смех в Германии, оккупированных и
вассальных странах. Американское радио
сообщает, что в Берлине распространен
анекдот о новом секретном оружии для
Восточного фронта. Оно состоит из особого
рода эрзацкаучука и
стичной обороне. «Когда его ударяют, —
рассказывают в Берлине, — оно подается
назад, но обратно не пружинит».
Иностранные военные обозреватели под-
черкивают, что германская
стичной обороне никого не может обмануть.
Всем памятны геббельсовские
выравнивании клиньев и эластичной
роне во время зимнего наступления
ной Армии в 1942 году. Все эти трюки —
признак растерянности в стане гитлеров-

ских захватчиков. И это становится оче-
видным даже германскому народу.
Внутриполитическ положение в фаши-

стской Германии становится все более на-
пряженным по мере того, как Красная Ар-
мия наносит гитлеровцам один удар за
другим. Оно вызвано серьезными затруд-
нениями в области экономики — нехваткой
людских резервов и важнейших ресурсов
стратегического сырья. О нехватке людских
резервов свидетельствует то, что в герман-
скую армию усиленно производится вербов-
ка лиц немецкого проясхождения, прожи-

ваютщих в оккупированных Германией и вас-
приказ

странах. Последний
командующего — германскими войсками
во Франции Рундштедта о реквизиции

сальных

глубокой
германского народа и выявившее первые

вающихся на советско-германском фронте.   признаки разложения нациюнал-социалист-

‚ недостаточно прочным,
Харькова. Фашистский диктор заявил, что
‚ Вот уже месяц, как мы подвергаемся са-

Хов,
трюк геббельсовской пропаган-

применяется в эла-,

ложь об эла-:

выдумки о,
обо- ;
Крас-

круги верили в то,

во Франции всех запасов железа для от-
правки в Германию показателен для поло-
жения в германской промышленности. По
требованию Рундштедта, должны быть сня-
ты многие железные мосты и другие. соору-
жения из железа и даже рельсы вторых
путей там, где двухколейная дорога может
быть заменена одноколейной.

Мрачные настроения в Германии усили-
ваются воздушными налетами англо-аме-
риканской авиации. Каждый вечер начи-
нается массовое бегство из Берлива
город^ Люди хотят проспать ночь Ha
открытом воздухе, чтобы избежать ‘риска
быть погребенными под развалинами цома.
Поезда. переполнены. Загрузка желэзных
дорог’ приняла такой характер, что на-
лнях был издан специальный приказ, по
которому без официально заверенной нпри-

: непосредственные

чины He разрешается вечером покидать
город.

Английская газета «Таймс» сообщает,
что резко возросло недовольство войной
в рядах фашистской партии. «Разложение
в фашистских рядах, — пишет «Таймс», —
началось поражением немцев под Сталин-
градом. За сталинградской катастрофой’
последовали крутые меры, изменившие
жизненный уклад миллионов немцев —
«тотальная мобилизация»  Лишения и
трудности, вызванные чрезвычайными дек-
ретами, породили пассивное ‘сопротивле-
ние, распространившееся на широкие слои

ского. движения. Характерно, что в пос-

‚ леднее время Гитлер вынужден держаться
‘в тени. Он воздерживается от позещения-

разрушенных воздушными налетами горо-

дов И не выступает <с политическими ре-

чами, помня, очевидно, что год назад он

‹ обещал немцам конец войны и победу, а
‹ это обещание,
  цам, не было выполнено».

как хорошо известно нем-

ххх

В ЛАГЕРЕ Поражения немцев
ГИТЛЕРОВСКИХ на советско-германском
BACCAJIOB, фронте; десантные опе-

рации союзников на
юге Италии отражаются на положении в
лагере гитлеровских вассалов. Венгерская
скрыть
своей тревоги и растерянности. «Каждый
из нас, — пишет румынская газета «Курея-
тул», --< тревогой и страхом ставит перед
собой вопрос: а что если фронт окажется
если он затрещит
под страшными ‘ударами русской армии?

мым тяжелым испытаниям. Люди с<тано-
вятся жертвами самых невероятных ‘слу-.
они не могут отделаться от мучи-
тельных призраков»,

Уныние, пессимизм, панические с<лухи,
счевидно, достигли такого разпростране-

обрушивается на «дезорганизаторов поряд-
ка», паникеров. Вся страна наводнена
«беспокойными слухами», — пишет румын-
ская газета «Универсул». Ток венгерской
печати столь же мрачен. Характерно и то,
что в румынских и венгерских праваших

кругах все большее распространенне при-

обретают пораженческие настроения. Вен-
герские и румынские лакеи Гитлера начи-
наюг сознавать, что надежды Ha победу
германской армии нет и важно хотя бы
спасти <всю шкуру. Не случайно венгер-
ский премьер Каллаи в своих последних
выступлениях подчеркивает, что Венгрия
вступила-в войну «не по своей воле». Не
менее знаменательны и неожиданны заве-
рения венгерских газет о крайней миролю-
бивости венгерской нации,

Обострения румыно-вентерских противо-
речий — также признак неверия вассалев в

победу фашистской Германии. До тех пор,

пока румынские и венгерские правящие
что им дестанется
часть германской добычи, эти противоре-
чия ‘не достигали подобной остроты. Они:
усиливаются после каждего нового пора-
жения немцев; каждая ‘из вассальных
стран хочет получить хоть что-нибудь до
окончательного фазгрома Германии. Пос-
ледняя/ неделя ознаменовалась антивенгер-
скими демонстрациями в румынеких горо-
дах. Румынская печать поместила ряд ста-
тей; где указывалось что румыны «никог-
да не примирятся < отторжением Северной
Трансильвании». Ha этой же неделе в
Румынии были выпушены почтовые марки
с надписью: «В память виднейших борцов
за Трансильванию». ге
Венгерские правящие круги не скрыва-
ют своего раздражения по адресу Румы-
нии. Венгерская газета «Пестер  ллойл»
пишет, что «Венгрия вынуждена отвечать

на эти выступления, ибо в противном слу--

чае ее молчание может быть воспринято

„а Как знак слабости».

Обострение внутриполитического поло-
жения в вассальных странах, рост проти-
воречий между отдельными участниками

гитлеровской бандитской коалиции—таковы
результаты

последних

_ Брусиловский прорыв“

исполнительных
агентов- кайзеровской Германии. В романе

Новый исторический роман Сергеева-
Ценского—«Брусиловский прорыв» *) — не
может не привлечь внимания. Ингересен
прежде всего самый материал романа —
наиболее значительная кампания первой
мировой войны, блестящая победа русских
армий, в очень сложных условиях руково-
димых талантливым полководцем Брусило-
вым,

Тот самый юго’западный фронт, который
предшественник Брусилова на посту коман-
дующего Иванов считал совершенно несно-
собным к наступлению, одержал победу,
имевшую огромное значение для судеб всей
мировой войны. Правый фланг австро-гер-
манского фронта был совершенно разгром-
лён.

Брусиловский прорыв, значительный. сам
по себе, приобрел исключительное значе-
ние ‘8 той международной и внутренней об-
становке, ь которой пришлось русским ар-
мням сражаться в первой мировой войне

С легкостью опытного мастера вводит
Сергеев-Ценский читателя в а%мосферу
предреволюционных лет. Страна ведет тя-
желую войну, а в тылу казнокрадство 4
спекулянтский грабеж, среди части высше-
го команлного состава /— неверие и готов-
ность: склонитьёя перед победителем, в
окружении «самодержца всероссайского»,
взявшего на себя роль главнокоманлующе-
го, — унылая скука и-зменное шипение по-
дозрительных царедворцев. Всеобщее ошу-
щение гнили и разложения давно изживше-
го себя строя.

Че последнюю роль для
общего хода войны играла немецкая
агентура. Незадолго 0 начала войны
Брусилов был назначен помощником
командующего войсками Варшавского во-
енного округа. С удивлением, смешанным
со сдержанным негодованием, пишет Бру-
силов в своих воспоминаниях о TOM, что
на ‚важнейших постах в Варшаве, начиная
с командующего войсками округа Скало-
на, находились немцы.

Нет никакого сомнения, что среди саноз-
ных немцев в русских мундирах было нема-

определения

*) С. Сергеев-Цеаский. «Брусиловский
прорыв». Изд, «Советский писатель», 1943 г.
Вторая часть напечатана в журнале «Новый
мир» №№ 1, 2—5, 4 за 1943 г.

Излалель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР.

ГМ40468

ло вульгарных шинонсв,
Сергеева-Ценского дан образ несколько
ного немца, полковнака Кюна. О его шпи-
онстве ничего ‘не известно. Он, как-будто,
«честный»
иностранных проходимцев, которые для
ловли счастья и чинов‘ поступали на рус-
скую службу. Равнодущные к судьбе Рос-
сии, с трудом скрывающие свое высокомер-
ное и презрительное отношение ко всему
русскому (за исключением денег и наград,
разумеется), они были преисполнены  по-
чтения перед вс$м немецким.

З хорошо переданной интонации Серге-
ев-Ценский дает почувствовать циничес-
кое равнодушие `Кюна, ero чуждость и
незаинтересованность в судьбе страны и
войны. Дух неверия в русские силы, ко:
торым пропитаны были все маленькие в
большие Кюны, дух карьеристского безу-
частия царил и в верхах командования
(командующие фронтами Иванов, Эверт,
Куропаткин), проникал и в ставку.

Но в войну, которую начали епод-
ствующие классы, оказалея а =

народ. Страдающий и несущий на своей
спине всю пирамнду царско-крепостничес-
кого режима, он сказал, однако, свое

слово. Этот народ, разные его слои пред-
ставляют в романе солдаты, такие офице-
ры, как Гильчевский и сам Брусилов, и,
пожалуй, выразительнее всех других—пра-
порщик Ливенцев. Ливенцев — интелли-
гент, и, как почти вся ивтеллигеннция, оп-
жезиционно настроенный к режиму, не-
сколько нигилистический, с войной откры-
вает в себе новое чувство —<«в Числе
многих сторон в себе, которые были ему
до войны неизвестны, Эказались, неожи-
данно для него самого. и то, что он лю:
бит Россию». Как это ни
первый взгляд. война помогает ему бли-
же узнать родину, свой-народ. На войне
он видит его во всем его многообразии—
волжан и туркестанцев, сибиряков и кав-
казцев, — видит его на трагическом пере-
ломе судьбы и глубже, чем. когда-либо
прежде, ощущает свою связь с этим наро-
дом, с родной страной. Ливенцев честно и
самоотверженно сражается с немцами, убе-
жденный, что «для того. чтобы сделать ре-

волюцию в Россич, нужна прежде всего
Россия».
Сергеев-Ценский избег опасности  пре-

вратить роман о брусиловском прорыве в

АДРЕС РЕЛАКИИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва. Сущевская У2., 21.

релакнви — ЛД 1-08-03: зам.

странно, нз.

отв. ‹ секретаря — Д

английских и канадских

войск в Южной Италии

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). Штаб
союзных войск. в Северной Африке сооб-
щает, что ‘высадившиеся вчера утром Ha
побережье Италии в районе Реджо:ли-
Калабрия английские и каналские части
3-й английской армии встретили сравви-
тельно слабое ‹опротивление противника.
В течение всего дня войска непрерывно
продвигались. Вчера лнем союзники заня-
ли Реджо-ди-Калабрия и аэродромы к югу
от города Кроме того, был захвачен го-
род Вилла-Сан-Джованни. Производимые
противником разрушения были не эффек-
тивны. Продвижение войск союзников про-
должается. Saxpayeio много пленных
‚Юю сообщению штаба войск союзников,
3 сентября утром’дза английских. линкора
подвергли обстрелу вражеские позиции
у мыса Делларми. Вчера после полудня
вторая группа судов пересекла продив, пе-
ревозя подкрепления и военные грузы.

союзных войск в Северной Африке ‹ооб-
шает, что войска союзников захватили го-
род Галлико, расположенный на полпути
между Реджо-ди-Калабрия и Вилля-Сан-
Джованни.

ЛОНЛОН, 4 сенятбря. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, алжирское радио
сообщило, что через Мезсинский пролив
подкрепления

продолжают отправляться
флот

английским войскам. Итальянский
пока еще не участвует в операциях.

В другом сообщении алжирское радио
передает, что канадские войска расширили
свое предмостное укрепление в Южной
‘Италии. Разведывательные самолеты со-
юзников не встретили ни немецких, ни
итальянских самолетов.

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС) Как
передает г”глийское министерство инфор-
мации, войска союзников захватили пер-
вую линию горных фортов на побережье
Калабрии (Южная Италия). Большинство
высадившихся войск, создавая предмост-
ное укрепление для основных сил, не про-
извело ни одного выстрела. По словам
местных жителей-итальянцев, немцы
отошли в горы три дня тому назад. Не-
сколько групи итальянских солдат сошли
с гор и сдались союзникам,

АНГЛИЙСКИЙ МОРСКОЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
ОБ ИТАЛЬЯНСКОМ ФЛОТЕ

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает морской обозреватель агентства
Рейтер, вряд ли итальянский военно-мор-
ской флот создаст болыние препятствия
для высадившихся в Италии войск ссюзни-
‘ков. После битвы у Матапана 28 марта
1941 года итальянский флот был ослаблен
н продолжал упорно отстаиваться в портах.
Количество итальянских линкоров и крей-
серов значительно ee а эсминцев
и подводных лодок осталось вдвое меньше,
чем было. 3

Когда самые крупные южные базы Ита-
лии — Таранто и Неаполь — стали уязвимы
‘для бомбарлировшиков союзников, базиру-

‘ющихся в Северной Африке, военные ко-

рабли были переброшены на северо-запад в
Специю, а также на базы в Адриатическом
море. Поскольку ‘английские бомбардиров-
щики и американские самолеты «Летающая.
крепость» начали совершать налеты. на
Специю, итальянские военные корабли
вновь были переброшены в другое место,
счевидно в гавань острова Маддалена, у
северного побережья Сардинии.

Дезертирство из германскнх
частей в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 4 сентября. (ТАСС).
Шведская газета «Свенска дагбладет» со-
общает о растущем дезертирстве из гер-
манских частей, расквартированных в Нор-
вегии. Немецкие солдаты, дезертировавшие
из своих частей. часто пытаются перепра-
виться через шведскую границу вблизи
Стурлиен. Недавно терманский патруль 06-
наружил под железнодорожным вагоном
поезда, следовавшего из Норвегии в Шве-
цию, одного немецкого офицера и двух
солдат. Их дальнейшая судьба неизвестна.

биографический роман о Брусилове. Ско-
рее наоборот, фигура замечательного гене-

„рала занимает в нем не слишком ззазчи-

Равнодушию Кюнов и по-
Брусилов
свое

тельное место.
дозрительной вялости Эвертов
прежде всего противопоставляет ^
страстное желание победы -

Брусилов знает русского солдата, верит

1в него и убежден, что стоит только =
карьерист, один из тех многих   м = ру

ководить как следует этим солдатом, и
победы он добьетея. Преклонение парско-
го командования перед всем немецким
проявлалось и в том, что оно пыталось
слепо подражать немецкой тактике, отка-
зываясь, по существу, от инициативы, от
собственного творчества: Брусилов, преж-
де чем проявить смелость воина, нужно

было проявить большую ‘смелость мысли. `

Тактика немпев заключалась в том, что-
бы собрать в одном- месте много артил-
лерии, пробить этим кулаком фронт_и. в
сбразовавшуюся брешь кинуть пехоту и
конницу. Этот немецкий прием удара в
одном месте, применяемый но шаблону и
с немецким упорством, принес им не один
раз успех. Но попытки царских генералов
применить тот же прием наступления по-
чти неизменно оканчивались неудачей.

Брусилов об’яснил это так: германское
командование располагает хорошо разви-

‘тым и оборудованным транспортом, кото-

рый дает возможность быстро сосрелото-
чивать войска и технические средства B
одном месте и, в случае нужды, перебро-
сить их в другое место. В русском тылу
такого транспорта нет. Продолжительное
сосредоточение сил в одном месте. под-
готовка к большому наступлению не мо-
жет остаться неизвестной противнику. . В

` итоге он получает достаточно времени для
стянув силы со других учза-.

того, чтобы,
стков фронта, противопоставить русскому
наступающему войску такое же, если не
большее. Пока ‘русское командование пе-
ребросит одну дивизию, противник, поль-
зуясь преимуществами своих путей сооб-
щения, перебросит пять.

Поэтому Брусилов разработал новый,
свой план наступления: тотовить удар не
в одном месте, а в нескольких. Это вело,
кснечно, к некоторому расчленению сили
приводило в боевое напряжение весь фронт,
а не один какой-либо участок, но про-
тизник был дезориентирован, он лишался
возможности использовать преимущества
своего транспорта! и собрать в решающем
направлении превосходящие силы, ини-
-циатива выхватывалась из немецких рук.

Брусилов тшательно изучал противника,
его теорию И практику. Но изучал не для

Десантные операции

нынешнюю войну.

Коммутатор релавпяа Д 3-20-80, ло Д
a 1.12.62 и B0uMytatop A206. 20; отлел боевых действий Флота — доб. 39. 36: отлел ‘пропаганды — доб. 89;
доб. 8 ивостраввый отдел—доб. 1-15. 1-35; сектор писем—доб. 23; отдел оформлевяя—доб. 1-18; библиотеза—лоб. 13: азлательство- вачальвик д 1-12-69; бухг

Типография «Красное Звамя», Сушевская, aT;

Б сентября 1943 г., № 210 (1468)
ЕЕ

Американская печать
наступлении советских войск

НЬЮ-ЙОРК, 31 августа, (ТАСС). (За-
держано доставкой). Американская печать
продолжает ожизленно комментировать на:
ступление Красной Армии.

Если в ближайшее время не будет нане-
сен удар на Западе, пишет газета «Нью-

Йорк геральд трибюн», то в перспективе ^

еще одно долгое. и кровопролитное лето.
Нельзя осуждать русских за то, что они

‹используют против нас наши собственные .
производстве и.

статистические данные, о
подготовке армии. Нанесение смертельного
удара в настоящее время избавило бы всех
ст болыших бедствий и мук, но такой удар,
повидимому, может быть нанесен лишь с
Запада Общественность не знает, как ско:
рс и с какой силой Запад может нанести
улар, но восхваление русских нобед не
должно привести нас к удобному для нас
выводу о том, что русские одни выиграют
войну».

Военный обозреватель Азеты «Нью-
Йорк таймс» Болдуин заявляет, что занятие
Таганрога, повидимому, является самой

крупной победой Красной Армии в нынеш-
нюю летнюю кампанию. :

Выходяшая в Новом Орлеане газета
«Таймс пикзан» пишет. что Гитлер совер-

шенно опредыленно занимает’ оборонитель- -

ную позицию на советском фронте. а со-
ветские войска наносят германской армии
тяжелые удары. Сталин и его генералы,
очевидно, считают, что атака союзников в
Западной Евроне ускорит крах Германаи.
«Их нынешнее нетерпение, — пишет газе-
та; — вполне естественно’ и обосновано.
Однако разочарование по поводу отсрочки
второго фронта не обескуражило Красную
Армию и^не замедлило ее продвижения».
Огромные бронетанковые силы немцев и
их большие резервы, говорится в статье,
не могуг задержать мощное летнее наступ-
ление советских войск. :
Подчеркивая, что успехи Красной Армии
заставляют Германию перебрасывать войс-
ка из Западной Европы на защиту Восточ-
нсго ‘фронта, известный военный писатель
Вернер в статье в газете «П, М.» призывает
союзников вторгнуться в Европу как мож-
но скорее. По словам Вернера, успехи
Красной Армии дают англичанам и амери-

канцам весьма удобный случай для нане-.

ceHua Удара по Германии. Призывая союз-
ников немедленно использовать создавшую-
ся благоприятную военную обстановку, Вер=
нер подчеркивает, что в настоящее время
англо-саксонские страны и СССР’ обладают
значительно превосходящими силами. «В
настоящее время, — пишет Вернер, — три
серьезных фактора говорят в пользу союз-
ников: 1) распад в лагере сателлатов Гер-
мании; 2) численное превосходство назем-

ных боевых сил стран, борющихся против
оси; 3) колоссальное давление на герман-
скую армию влоль всего советского фрон-
та. Эти факторы необходимо использовать
в максимальной степени. Сегодня ось яв-
ляется лишь военной фикцией. Германия
сейчас осталась в одиночестве,. поскольку
сателлиты уже не являются активными
участниками боевых операций».

«Об’единенные силы <союзникоз, — пишет
далее Вернер; — несомненно, значительно
превосходят силы Германии. Германские
войска совершенно очевидно слабее анг-
ло-американских войск, находящихся В
Акглии. Африке, на Элижнем Востске и
на Сицилии. Силы Германии уменьшаются,
в то время как силы англо-американских
войск в Европе © каждым месяцем ра-
стут», «Сейчас, — отмечает автор, — име-
ются признаки того, что Германия пере-
бросила войкка из Северо-Западной Евро-
пы на юг. Этй переброски создают для
англо-американских войск еще более бла-
гоприятные возможности для вторжения».
«Очень скоро Гитлер будет также вынуж-
ден перебросить ‘на советский фронт вой-
ска из Франции, Бельгии, Голландии и
других мест, — продолжает Вернер. — В
настоящее время свыше 2/3 всей герман-
ской армии сковано на советском фронте.
Русское ‘наступление представляет с960й
лучшую подготовку к англо-американским
действиям. В связи с ударами, наносимыми
Красной Армией, численность германских
BOCK в Западной Европе ! неизбежно
уменынается. Гитлер будет продолжать
концентрировать свои силы на советском
фронте потому, что оуснехи советских
войск грозят уничтожением германской
армии. Непрекращающееся давление рус-
ских означает сокращение численности
германских войск в Западной Европе, .ко-
торое дает англичанам и американцам
наиболее благоприятную возможность для
нанесения удара в Западной Европе».

Обозреватель газеты «Нью-Йорк пост»
Стил призывает «оюзников как можно
скорее использовать победы Красной Ар-
мии, создать второй фронт в Западной
Европе и тем самым добиться краха Гер-
мании в ближайшие 6 месяцев. «Союзни-
ки пишет Стил, — должны использовать
благоприятную обстановку, создав второй
фронт во Франции, Бельгии, и Голландии,
который может отвлечь 60 германских ди-
визий с Восточного фронта. Это дало бы
возможность Советскому Союзу еще боль-
ше ускорить темпы своего наступления,
отбросив германскую армию в Польшу и
Румынию, и подорвать позиции держав оси
на Балканах».

- Положение в Дании

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). Норвеж-
ское телеграфное агентство передает, что
столкновения между датчанами и немцами
продолжаются, хотя гитлеровская пропа-
ганда заверяет, будто в Дании «царит пол-
ное спокойствие». Продолжаются массовые
‘аресты. Недавно гитлеровцы‘ атаковали с

помощью бронемашин полицейское кара-
ульное помещение в Копенгагене.

Шведская газета «Дагенс нюхетер» сооб-
чцает, что немцы производят массовые
аресты, имея, очевидно, целью бросить в
тюрьмы всех активных представителей об-
щественной и культурной жизни Дании.
Уже арестовано свыше 130 видных датских

высших чиновников

деятелей Немцы установили строгий кон-
троль над датскими газетами, которые пе-
чатают только официальные немецкие с0об-
щения. :

1 сентября происходилю вооруженные
столкновения’ между датчанами и немцами.
31 августа и 1 сентября гитлеровцы  аре-
стовали в качестве заложников несколько
датской полиции. В
ночь на 30 августа в Копенгагене было уби-
то 12 и ранено от 80 до 90 датчан. В эту

-ночь в Копенгагене немцы стреляли но всем

лицам, появлявшимся на улицах, в часы,

когда но приказу оккупационных ‘властей

датчанам было запрещено покидать свои
дома. Продолжаются акты саботажа.

ОСТРЫЙ НЕДОСТАТОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГЕРМАНИИ

сентября. (ТАСС).
постен» пи-

СТОКГОЛЬМ, 4
Шведская газета’ «Гетеборге

‚ шет, что проведенная в Германии HO вприка-‘

зу Гитлера так называемая «тотальная мо-
билизация» не ослабила острого недостат-
ка в рабочей силе, уже давно ощшущающе-
гося в гитлеровской Германии. Многие мо-

билизованные уклонвлись от работы и не
явились: нате предприятия, куда они были

посланы. eas

Директор одного из германских предирн-.
ятий заявил автору статьи, что на его за-_
1 лонение от работы.

вод было послано 250 женщин, мобилизо-

того, чтобы слепо подражать, а для то-
го, чтобы бить его. План Брусилова, кото-
рый сочетался с тщательной подготовкой,
строгой организованностью, _ неумолимой
настойчивостью, привел, как известно, к

‘блестящим результатам.

В наступлении Брусилова была еще од-
на сторона, которая не может не привлечь
сегодня нашего внимания. В те самые дни
и недели, когда он подтягивал уже ос-
новательно истощенные русские полки н
думал над тем, как заткнуть многочис».
ленные бреши, зиявшие в. снабжении, как
использовать артиллерию, которой у рус
ских было значительно меньше, чем у
австро-германцев, с запада от союзников
приходили тревожные вести. Немцы пред-
приняли страшный натиск на Верден, тя-
желые немецкие пушки истребляли одну
за другой французские дивизии, истекав-
шие кровью. Итальянские союзники во-
пили и отчаянном положении, в которое
они попали на плоскогорье Азиаго, и уже
начали показывать тот. высокий класс на-
ступления на собственные тылы, который
так «прославил» итало-фашистские войска в

Хотя русский фронт оттягивал на себя
и так добрую часть австро-венгерских и
германских дивизий, русское комзндова-
ние под влиянием настойчивых просьб со-
юзников решило ускорить наступление, Не-
достаточно обученные, плохо снабженные,
русские армии двинулись на запад. Вер-
ден устоял. Австрийские корпуса были
переброшены с итальянского фронта на
русский.

Обо всем^этом рассказано в романе <
достаточной полнотой. В образе Брусилю-
ва ланы многие черты, которые помогают
понять секрет его успехов. Нроследить за
этими чертами будет не только интересно,
во и весьма поучительно нашим офице-
рам. Мы уже говорили о смелости, са-
мостоятельности ‘мысли Брусилова. Это
было трудно не только само по себе, но
еще и потому, что в дореволюционное
время, как пишет Брусилов в-своих вос-

‚ поминаниях, «самостоятельность, инициати-

ва в работе, твердость в убеждениях и
личный почин отнюдь не нпоошрялисьх.
Для проявления самостоятельной мысли

‘нужны были не только наличие таковой,

но еше смелость, бескорыстие для ее

защиты, готовность бороться за нее. Свой.

план наступления Брусилову пришлось
отстаивать в поистине драматических ус-
ловиях против всех командующих фрон-
тами, против беспомощной, опутанной ин-
тригами ставки, против царя, ‘против неве-

3-20-98.

Телефовы: для справоб — доб. 1-13; зам. релактора — лоб. 1

ванных В порядке «тотальной мобилиза-
ции». Из этого числа на заводе
теперь только половина. Мобилизованные
всячески уклоняютея от работы, осущест-

вляют пассивный саботаж, проводя пример-.

но треть своего рабочего времени. без вся-
кого дела. Для устрашения саботажников в
коридорах бараков, где живут мобилизо-
ванные, гестапо вывешивает длинные спис-
ки лиц, присужденных к тюремному заклю-
чению за отказ подчиниться различного ро-
Дда распоряжениям администрации и за ук-

рия даже некоторых своих друзей и` по-
мощников.

Страстность Брусилова была не только
чертой характера. Она имела серьезную
идейную подоснову. Искренний патриот,
он, несмотря на все воспитанные в нем
средой. взгляды и предрассудки, видел
убожество и преступления старого режи-
ма и глубоко переживал ` бедствия отече-
ства. : : Е

К сожалению, идейная сущность Бру-
силова не нашла достаточного отражения
в романе Сергеева-Ценского. Брусилов ви-
дел угрозу, растущую со стороны Герма-
нии, много раздумывал над этим, возму-
щался немецкими происками внутри Рос-
сий и нашел точные слова для характе-
ристики разбойничьего германского импе-
риализма. Около двадцати лет тому назад
он писал, вспоминая свои впечатления и
соображения еще довоенных лет: «Hu
для кого не было секретом, что после
франко-прусской войны 1570—1871 гг.
Германия, в опьянении от своих побед,
стала стремиться к всемирной  гегемо-
нии... германскому народу... всеми мера-
ми внушалось, что Германия должна за-
воевать себе достойное место под солн-
цем, инафе она зачахнет и пропадет, и что
великий германский народ, при помощи
своего доброго немецкого бога, как из-
бранное племя, должен разбить Францию
и Англию, а низшую расу славян с Рос-
сией во главе обратить в удобрение для
развития и величия высшей германской
расы».

Эти слова из книги Брусилова лишний
раз напоминают, что Гитлер, по существу,
ничего нового не изобрел и является толь-
ко наиболее вульгарным и наиболее под-
лым продолжателем тенденций старых
волков германского империализма. Раз-
думьям Брусилова о судьбе русского го-
сударства и его патриотическим тревогам
мало уделено места в «Брусиловском про-
рыве». Не поэтому ли кажется иногда, что
Брусилов из «Воспоминаний» интереснее,
чем Брусилов из романа?

Нужно вообще сказать, что наиболее
сильные страницы романа те, где человек
изображается в его частных проявлениях.

По дороге на фронт прапорщик Ливенцев
случайно на железнодорожной станции ви-
дит Брусилова. Наблюдая за ним издали в
течение нескольких минут, за тем, как он
разговаривает, как прогуливается, как по-
дымается в вагон, Ливенцпев ощущает, что
в нем растет симпатия и доверие к этому
вновь назначенному командующему фрон-
том. Сцена эта сделана : той художествен-

осталась

—=———иыи—ы—————и—дАдои—АА———————————————————-

-12: отв. секретарь
отдел партийно-комсомольсвой работы —
алтериз и отдел подпискв—доб. 25 в Д 1-52-21.

Налет английских
бомбардировщиков.
на Берлин

ЛОНЛОН, 4 сентября. (ТАСС). Англай.
ское министерство авиации сообщает, что
крупное соединение самолетов типа «Лан-
кастер» совершило минувшей ночью налет
на Берлин. Весь путь самолетам пришлось
проделать в условиях сильной облачности,
однако в районе цели была хорошая види-
мость. Во время весьма  сосредоточенной
20-минутной атаки на город было сброшено
тысяча тонн фугасных и зажигательных
бомб.

Совершены также налеты ‘на вражеские
об’екты в Рейнской области, на аэродромы
и другие об’екты в Северной Франции. Анг-
лийские самолеты производили минирова-
ние вражеских вод. ‘

Из всех этих операций не вернулись на
свои базы 22 бомбардировщика.

/

Бомбардировка Италии
и Сардинии

ЛОНДОН, 4. сентября. (ТАСС). Паб
союзных войск в Северной Африке сооб-
тает, что в ночь на 3 сентября самолеты,
вхоляшие в состав военно-воздушных
сил Северной Африки, продолжали совер-
шать налеты на аэродромы, коммуникации
и позиции противника в Южной Италии,
Средние и легкие бомбардировщики, а так-
же  истребители-бомбардировшики  атако-
вали аэродромы в Козенце в Марина-ди-
Катандзаро. Уничтожено два вражеских
истребителя,

Истребители-бомбардировщики И истре-
бительные самолеты <оюзников атаковали
радиостанции в ЮЖНОЙ части Сардинии.
Минувшей ночью бомбардировщики совер-
шили налеты ча аэродромы в Kanya a
Каподикино.

военно-воздушных сил союзников ва
Ближнем Востоке сообщает, что 3 сен-
тября днем бомбардировщики  «Либерей-
тор», входящие в <остав 9-Й американской
авиационной группы, атаковали  сортиро-
вочную станцию Сульмона (Центральная
Италия), расположенную в 120 километрах
к востоку от Рима. Отмечены прямые по-
падания в вокзал, ремонтные мастерские
и geno. Уничтожено 27 истребителей
противника. Из этих и других операций че `
возвратились на базу 6 самолетов союз-
ников. :

Прибытие нового контингента
канадских войск в Англию

ЛОНДОН, 4 сентября. (ТАСС). Как пе.
редает агентство Рейтер, шТаб канадских
войск сообщил, что в один из английсках
портов прибыл крупный караван судов с по-
полнениями для канадской армии в Евро-
пе. В составе прибывших войск представле-
ны все виды оружия.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

об’единенного командования вооруженными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что второго сен-
тября авиация союзников атаковала около
Уэйвейка японские суда Потоплено три
грузовых судна водоизмещением в 7.000
тонн каждое и подожжено грузовое судно
меныних размеров. Отмечено прямое пюпа-
дание в японский эсминен. В воздушном
бою < 35 японскими истребителями сбито
12, возможно ‘уничтоженю 8 и повреждено
5 рамолетов. Союзники потеряли три бом-
бардировщика и один истребитель.

В Саламауа (Новая Гвинея) нпродолжа-
ются ожесточенные бои в районе побе-
режья. Японцы ‘несут тяжелые потери.

‚ английского командования в Индии  с00б-

нтает, что английская истребительная авиа-
ция проводила операции над юго-западной
частью Бирмы. Атаке подверглись различ-
ные об’екты, включая три завода в рай
сне Проме и свыше 80 барж на реке
Ирравади. Английская авиация потерь не
имела. Е ‘

ной убедительностью, которая не нуждает-
ся в логических доказательствах. `Превос-
ходны немногие строки о встрече прапор-
щика Ливенцева с библиотекаршей Вери-
гиной, встрече, освещавшей затем всю
трудную фронтовую жизнь Ливенцева мяг-
ким светом интимности и очарования. Хо-
роши некоторые солдатские диалоги. Здесь
говорит болышой писатель.

Слабее художественно-публицистиче-
ская сторона романа. Материал книги тре
бует больших исторических обобщений,
серьезного раздумья об исторических уро-
ках.

«Брусиловский прорыв» является рома-
ном, прежде всего, об офицерах. О новом
произведении Сергеева-Ценского можно, в
известном смысле, говорить как о новом
положительном явлении в советской лите-
ратуре. До сих пор у нас не было книг 06
офицере как о ксмандире. «Чапаев» Фур-
манова — это не столько о командире,
сколько о солдате, становящемся. команда-
ром в революционных условиях.

Но тема взята автором достаточно широ-
ко. Сергеев-Ценский не может обойти
солдат. В некоторых эпизодах он с
большой силой изображает спокойную
решимость, C которой солдаты идут
воевать, богатырскую  веселость сиби-
ряка Некипелова, идущего на мадьяр-
ские окопы так, точно «со своей сестрой
Дуней после удачной охоты». Незабываем
рассказ унтер-офицера Милешкина о Том,
как русские солдаты, попавшие.в плен,
предпечли пытки и смерть, но отказались
помогать немцам.

Но в целом образы солдат, данных в ро-
мане, могут вызвать законные возражения.
Солдаты изображены больше со стороны
военно-технической, чем со стороны идей-
HOH, со стороны тех глубоких патриотиче-

ских чувств, которые определяли их стой-
кость в бою. a Е

Может быть, потому, что в романе ос-
лабленно даны идейные мотивы как офи-
церов, так и солдат, в нем ослаблено и
р победы. Много о разных сра-

› диспозициях, расчетах, соотноше-
нии сил, много маршей в атак, но нет
высшей остроты боя, той кульминации че-
ловеческого напряжения, когда последняя
решимость, последний рывок воли опфеде-
ляют исход битвы. =

Эти недостатки романа значительны. Но
его достоинства остаются достоикствами.
Они делают «Брусиловский прорыв» одной
из самых интересных книг последнего года.

М. ЧАРНЫЙ.

Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ.

tL