Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ение

a

г, №2 (1469)

7 сентября 1943

wets

расследованию

злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного
_ __ йми ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям,

Окончание. Начало см, на 1 стр.

Врач Цветков Х. И., находившийся в
лагере военнопленных, дал следующее.
показание:

«За время своего пребывания в Орлов-
ском лагере отношение к военнопленным
©0 стороны немецкого командования мо-
ту охарактеризовать,
истребление живой силы в лице военно-
пленных. Питание, содержащее макеи-
мум 700 калорий, при тяжелой непосиль-
ной работе приводило к полному исто-
зщению организма (кахексии) и вело к.
смерти, при явлении голодных отеков и
необратимых кишечных расетройетв. Не-
мецкие врачи лагеря Вупер и Бекель,
несмотря на наши категорические про-
тесты и борьбу с этим маебовым  убий-
ством советских людей, утверждали, что.
питание вполне удовлетворительно. Ма-
10 того, они отрипали происхождение
отеков у пленных на почве голода и 0,
полнейшим хладнокровием относили их
з& счет сердечных или почечных  явле-
ний. В диагнозах запрещалось отмечать:
«голодный отек». В лагере была Macco-
вая смертность. Из общего чиела умер-
швленных 3.000 человек погибли в pe-
зультате голодания и осложнений на’
почве недоедания. Военнопленные жи-
ли в ужаеных, не поддающихся  описа-
нию, условиях: полное отсутствие топ-
лива, воды, огромная вшивость, неве-
роятная скученность в камерах тюрь-
мы — в помещении плошадью 15—20
квадратных метров размещалось от 50
xo 80 человек. Военнопленные умирали
по 5—6 человек в камере и живые спали
на мертвых».

как сознательное  -

‘заявили, что больница

Ненокорных военнопленных и активи-
стов из гражданского населения, неза-
зисимо от пола и возраста, помощник
начальника лагеря капитан Матерн по-
мешал в первый корпус. Заключенные
называли его «блоком смерти». Здесь их
морили голодом и расстреливали  груп-

пами по 5—6 человек, по расписанию, ской потеряли зрение й были отправле-

зо вторникам и пятницам.

«Обреченных,— показали военноплен-
ные т. т. Аевитин и Широков, — геста-
повцы выводили к месту расстрела груп-
пами и. заставляли ложиться на землю”
лицом вниз или ставили лицом в стене.
Расстреливали военнопленных и мирных
граждан в затылок в присутетвии немец-
кого врача Купера и обер-ефрейтора
Диля». :

10 марта 1942 года военнопленный
Чевитин наблюдал из окна тюрьмы рас-
стрел советеких граждан. «Раестрел, —то-
воржг он производилея около 10 часов
30 минут утра, на обычном месте у стен-
ки тюремного двора. Из первого блока
были выведены шесть девушек, одна
женщина и одиннадцать мужчин, груп-
пами по четыре человека. Последующие
трунпы расетреливалиеь, когда  застре-
ленные еще бились в предемертной аго-
нии. Расетреливали гитлеровцы  завлю-
ченных из пистолетов в затылок».

Член Чрезвычайной Государственной
Комиссии академик Н. Н. Бурденко лич-
во установил систематическое истребле-
ние военнопленных в лагере и в «лаза-
рете»-тюрьме, где содержались  ране-
ные красноармейцы.

«Картины, —- сообщает академик
Н. Н. Бурденко, — которые мне прип-
лось видеть, превосходят всякое 8в006-.
ражение. Радость при виде оевобожден-
ных людей омрачалась тем, что на их
лицах было оцепенение. Это оботоятель-
ство заставило задуматься, — в чем тут
дело? Очевидно, пережитые страдания
поставили знак равенства между жизнью
и смертью. Я наблюдал `три дня этих
людей, перевязывал их, эвакуировал—
психический ступор не менялея. Нечто
подобное в первые дни лежало и на ли-
цах врачей. Гибли в лагере от болезней,
от голода, от побоев, гибли в <«лазаре-
те»-тюрьме от заражения ран, от сен-
сиса, от голода. Гибли гражданские лю-
ди от расстрелов, которые пройзводилиеь
в тюремном дворе с немецкой точностью,
по расписанию — по вторникам и пят-
ницам, группами по 5—6 человек. Нем-
цы вывозили осужденных также в отда-
ленные места, где были траншеи, сделан-.
вые русскими войсками перед оставле-
нием города, и там расстреливали. Рас-
стрелянных в городе свозили и бросали в
траншеи, преимущественно в лесистой
местности. Казни в тюрьме совершались
так: мужчины ставились лицом в стене,
жандарм производил выстрел из револь-
вера в затылочную область. Этим выстре-
лом повреждалиеь жизненные центры и’
смерть наступала мгновенно. В большин-
стве случаев женщины ложились лицом
вниз на землю и жандарм стрелял в за-
тылочную область. Вторвй способ: груп-
пу людей загоняли в траншею и, обернув
нх лицом в одну сторону, расстреливали
из автоматов, направляя, выстрел в ту же
затылочную область. В траншеях обнару-
жены трупы детей; которых, по свидетель-
ству очевидцев, закапывали живыми».

По показаниям очевидцев и евидете-
лей, на кладбище около городской тюрь-
мы, за время оккупации немцами города
Орла, было похоронено не менее 5000
военнопленных и мирных советских
тражлан. Таких могил, жертв немецко-
фатистских оккупантов, в Орле и Орлов-

«кислоту» доставили в мастерскую

государственным. предприятиям и учреждениям СССР

ители Ломаковского сельсовета, 0р-
TOBCKOrO fa Н. П. Филатов, И, М.
Облепов, И. В. Вузьмин, 0. М. Бывшева
u ii. БВ. Филатов показали: «Недалеко от
деревни Некрасово находился детский
городок. Заняв эту местность, гитлеровцы

организовали в городке концентрационный

лагерь для гражданского населения. От

ежедневно умирало много заключённых,
в том числе детей и подростков. Hemen-
кие фельдфебели Винклер, Штрикке п
ИТольц издевались над советскими людь-
ми. В августе 1942 тода был такой
случай: четырех заключенных немцы за-
ставили копать могилу. У этой могилы
они расстреляли 8 цыган, расетреляли и
тех четырех, которые копали могилу».

Тлавный врач психиатрической боль-
пицы Кишкинка А. Х. Беляев, завхоз 5. С.
`Бонокотин, рабочие И. Н. Дронов, В. А.
Ларионова, Н. А. Пучкова и М.  . Ро-
манчук сообщили; *

«26 июля 1942 года гестаповцы, в со-
провождении немецкого врача Ширмана,
пришли в психиатрическую больницу и
Е закрывается, а
больные вывозятся в тыл, в Белоруссию.
Заявление Ширмана подтвердил  гарни-

зонный немецкий врач Эрлих. Веех боль-
  ных немцы силой посадили в автомаши-

ны, уложили больничное белье, посуду,
продукты питания и отправили в CTO-
рену деревни Некрасово и там больных
расстреляли».

Немцам понадобилось произвести ис-
нытание противоипритного препарата.
Воспользовавшись тем, что орловской
вустарной мастерской жестяных изделий
нужна была серная кислота, начальник
немецкой хозяйственной комендатуры

Пмидт предложил руководителю мастер-

ской взять серную кислоту со склада
хозяйственной — комендатуры. °— Котда

у
многих рабочих и, в частности, у Ноз-
друнова и Черенкова началась рвота. Ут-
ром же 9 сентября все рабочие мастер-

ны в городекую больницу. Tam врачи’
определили у больных тяжелое отравле-

лечения они не могли, так как немецкие
власти предложили всех больных, отрав-
ленных ипритом, поместить в немецкий

лазарет. Там, в лазарете, немцы подверг-! больнице. По одежле они опознали также

ти отравленных тщательному  каиниче-

непосильного труда и голода в лагере

}

}

}

‚эксперта
‚ской службы И. Ф. Огаркова, врачей ор-

’ жавшие в беспорядке 72 трупа. На тру-

` ческой
  ние ипритом, не принять каких-либо мер.

скому’ лабораторному исбеледованию, не-!

однократно фотографировали их и де-
монстрировали больных немецким  вра-
Yam, приезжавшим из Киева, Харькова и
Одессы. и

° Медицинская экспертная комиссия в
составе: члена Чрезвычайной  Государ-
етвенной Комиссии академика Н. Н. Бур-
денко, главного судебно-медицинского
фронта, полковника  медицин-

ховской больницы В. И. Биконева, В. Н.
Преображенского, Н. А. Марченко, Н. Я.
Сабурова, ВБ. Н. Гусева и С. П. Протопо-
пова, на основании показаний и резуль-
татов освидетельетвования  пострадав-
ших Ноздрунова, Хархардиной и Несте=
рова, установила, что немецкие  окку-
панты отравили ипритом рабочих мастер-
ской преднамеренно. :

Медицинско-экспертная. комиссия в
составе: члена Чрезвычайной Государ-
ственной Комиссии академика Н. Н. Бур-
денко, судебно-медицинекого

Главного
эксперта фронта, полковника Н. П. Огар-
Kosa, Главного натолога фронта, профес-
сора Д. Н. Выропаева, армейского пато-
лога, доцента Н. В. Константиновича,
армейского  судебно-медицинекого эк-
сперта, капитана В. А. Дробышевекого и
врача патолога анатомической лаборато-
pun, старшего лейтенанта И. И. Доро-
хова, вскрыла и исследовала 932 трупа,
извлеченных из могил у городской тюрь-
мы, кирпичного завода, в овраге деревни
Некрасово, на территории бывшего дет
ского городка, в Медвелевоком лесу и в,
лесу у деревни Малая Галь. _
Вомиссия установила, что это трупы
советских граждан, расстрелянных год-—
полтора тому назад. Расстрел нроизводил-
ся на близком расстоянии огнестрельным
оружием в затылочную часть черена, В
частности, у деревни Некрасово, в моги-
лах на дне оврага, были обнаружены ле-

пах подростков и женщин обнаружены
полотняные белые и серые рубахи с
клеймом «Областная психиатрическая
больница». Приглашенные на место рас-
копок: бывший главный врач ноифиазри-
больницы Беляев, заведующий.
одним из отделений той же больницы Ряб-
цев и старшая медсестра Елисеева опо-
знали одежду на трупах и полтверлили
принадлежность ее ° психиатрической

трупы многих больных.

Установление крепостнического режима и увод.
советских граждан в немецкое рабство

Заняв город Орел, немецко-фашистские
ккупанты сразу же приступили к на-
сильственному угону советских людей в
рабство в Германию. Угон в рабство оеу-
ществлялея специально созданной «Бир-
жей Труда»; которую возглавлял ese.
Его заместителем был Фохт и ассистента-
ми Мутце и Плац. При «Бирже Труда»
был организован лагерь, возглавлял ко-
торый Лох. о

5 декабря 1941 года, в первом номере
газеты «Речь», было опубликовано об яв-
ление, за нодписью командующего Орлов-
ским административным округом генерал-
майора Гаманн о том, что население го-

poga Орла обязано явиться на регистра-

цию на «Биржу Труда». Немецко-фа-
шистекые поработители, заставляли совет-

‘ских граждан подписывать <трудовые

обязательства».

Тражданка А. М. Сысоева, проживаю-
шая в городе Орле, по улице Сакко-Ван-
цетти, дом № 48, сообщила: «За отказ
подписать  <трудевое
«добровольной» поездке в Германию во-
енная комендатура арестовывала совет-
CRUX граждан и держала в подвале по
3—5 суток принуждая  подписываль
«трудовые обязательства».

За весь период немецкого хозяйнича-
ния в городе Орле было угнано в рабет-
ве только одних девушек и женщин свы-
ще 20.000 человек. _

Ужас германского рабства толкал co-
ветских граждан на причинение себе тя-
жёлых увечий. Многие девушки и жен-
щины, не желавшие превратиться в ра-
бынь, сознательно увечили себя, лишь
бы не попасть на фашистскую каторгу.
Например, гражданка Сысоева Александ-
ра и Ковалева Алексанлра © этой целью
обожгли себе руки серной кислотой и ста-
ли инвалидами. Таких случаев было не-
мало. g

Только’ ценой жестоких
мучений советские люди добывали воз-
можность не быть угнанными в немец-
Ree рабство или Посланными на прину-
дительные работы. Уклонявшиеся от ра-
боты на немцев арестовывались, направ-
лялиеь в концентрационные лагери, где
и расстреливалиеь. Так, например, 15
января 1942 года, в Первомайском скве-
ре, трое молодых людей.в возрасте от 18
до 21 года были повешены только за то,
что они не захотели выполнить работу
на ненавистных врагов. _

16 января 1942 года газета «Речь» по

этому поводу опубликовала следующее
сообщение:
«За невыполнение приказа местного

коменданта по ежедневной явке на рабо-

ой области десятки.

лу, что является саботажем, безработные

страданий и.

обязательство» о.

Е

`ными и предложили им эвакуироваться

етправляли под конвоем в тыл. Как хищ-

“Логвинов М. А. Чепелевич М. А., Byapu-)

случае взорвать пещеры.

ников Дмитрий повешены 15 января
1942 года, как саботажники.

Местный комендант».

Перед отступлением немецко-фантист-
ских войск из города Орла военный ко-
мендант налач Гаманн опубликовал об’яв-
ление, в котором сказано: «Орел об’яв-
ляется боевой зоной. Гражданское, насе-
ление должно немедленно покинуть город
в западном направлении. Нокиданию то-
рода в другом направлении будет воспре-
нпятетвовано силой оружия. Мужчины в
возрасте от 15 ло 55 лет, способные но-
сить оружие, будут, как и раньше, за-
длерживалься. Они избегут задержания
только тогда, если немедленно явятея в
лагерь военнопленных на Казарменной
улице. Каждое гражданское лицо, кото-
рое после наступления темноты будет
встречено на улице, булет расстреляно.
Роенный комендант ТГаманн  тенерал-
майор». css

Матвеев Алексей, Кочергин Иван и Ключ-

Неменкие захватчики об’явили всех
мужчин жителей города Орла военнонлен-

в тыл. Но советские патриоты, не желая
отправляться на фашистскую каторгу,
скрывались и прятались где только воз-
можно. Гитлеровцы искали сокрывающих-
ся по домам и всех, кто им попадался,

ные звери, рыскали неменко-фапшиотские
мерзавцы в поисках евоей добычи. Жи-
тели Пятницкой Слободы города Орла
прятались в пещерах. образовавшихся в
каменоломнях под обрывом правого бе-
рега реки Оки. &

В районе Пятницкой слободы таких пе-
щер четыре. Длина каждой из них дости-
тает до 400—500 метров. В глубине этих
пещер спасались мужчины, женщины и
дети Пятницкой слободы и других райз-
нов города.

Кители этой слободы Навозин В. А.,

на М. А., Поспешинская Е. А., Перелыги-_
на В. А.. Боев Г. Н., Клочкова Е. А., Ко-.

жин А. А., Гаврилов И., Казначеева А. Н..

и Семенов Н. Д. рассказали: «Узнав, где
скрывается население, фашистские жан-
дармы, 2 августа 1943 года, явиливь к
пещерам. Они потребовали, чтобы скры-
вающиеся вышли, угрожая в противном
Женщины и
дети подчинились этому требованию, а
мужчины отказались. Тогда фынисты
каждую пещеру заложили взрывчатые ве-
щества, намереваясь завалить входы. ak
POTCKHG патриоты задыхались от газов,
образовавшихся веледотвие взрывов, но
не вышли, предпочитая лучше погибнуть,
чем отдаться в руки гитлеровских пала-

в

чей. He добившись успеха, фашисты
уехали и на другой день, т. е. 3 августа
1943 года, опять приехали в пещерам на

автомаптинах, нагруженных взрывчатым:

веществом. С собою они привезли незколь-
ко пленных советских военнослужащих и
под’ угрозой раеетрела заставили их за-
кладываль авиабомбы и ящики © аммона-

том у входа каждой пещеры. Ни слёзы де-

тей, ни просьбы женщин, ничто не оста-
новило гитлеровцев:“Они взрывом завали-

` аи входы в пещеры, но убить им совет-.

ских патриотов не удалось. Женщины и
дети раскопали завалы и освободили из-
мученных советских‘ людей».
Чрезвычайная Государственная Комис-
сия считает ответетвенными за совершён-

f

ные злодеяния в городе Орле и Орловской
области, за массовые убийства невинных
мирных жителей; за убийства и истязания
раненых и больных военнопленных; за ог-
рабление и увод в немецкое рабство со-
ветских граждан; за разрушение колхо-

зов, деревень, сёл и городов; за расхище-

ние имущества государственных, воопера-
тивных и общественных  учрежденей:
командующего 2-й немецкой танковой ap-
мией генерала Шмидта, командующего
Орловским административным округом,
военного коменданта города, генерал-май-
ор& Гаманна, а также непосредственных
исполнителей чудовищных преступлений:
начальника Орловского. лагеря военно-
пленных майора Гофмана, помощника на-

чальника Орловского лагеря военноплен-
ных капитана Матерна, гарнизонного Bpa-
за Эрлиха, немецкого врача Ширмана, не-
мецкого врача лагеря военнопленных Ёу-
пера, начальника Биржи труда Теве, за-
местителя начальника. Биржи труда Фох-
та, начальника хозяйственной комендалу-
ры Имидта, ассистентов Мутце и План,
заведующего лагерем Биржи труда Тоха,
фельдфебелей Винклера, Штрикке п
Шольца, обер-ефрейтора Диля. Все они
должны понести суровое наказание 3a
свои чудовищные злодеяния, соверибнные
против советского народа в период вре-
менной оккупации немецко-фашистскими
войсками освобождённых ныне Красной
Армией города Орла и Орловской. облаети.

ся пыткам, истязаниям,

Повешенные немпами граждане г. Орла; Матве-
ев А., Кочергин И, Ключников Ji, за отказ от
работы на немцев,

расстрелам ‘и мучительной

Зверства немецко-фашистских оккупантов. в г. Орле, В период оккупации гор. Орел г
ской тюрьмы лагерь для военнопленных и мирных

граждан, в котором‘

голодной смерти. .

поойзводит вместе е военными врачами и

\

Об’явление неменкого
Орел генерал-майора Га

итлеровцы устрфили в здании город-

томились тысячи боветских людей, подвергавших-

1 Сотни советских людей были расстреляны фа-
шистскими извергами в районе Кирпичного завода. На снимках слева (вверху и внизу): яма на территории

+ ae С
были обнаружены трупы расстрелянных и. умерших от голода. Справа; один из корпусов лагеря,

лагеря, в которой
взорванный немцами при от-

ступлении; член Чрезвычайной Государственной Комиссии генерал-лейтенант медицинской службы академик Н. Н. Бурден-
ко (крайний слева на 9 и 3-м снимках) ¥

заций осмотр черепов И’трупов, обнаруженных “в лагере и в районе кирпичного завода.

представи

лями общественных  органи-

Фото Е. Копыта (ТАСС).

военного
манн.

коменданта roo
. :