x,

,  elepama,

Но иронию этих слов HURTO He поймет,
` тому что аэродром сделан действи-  .
®льно только для истребителей капитана
1аберова. 3
Нужды нет, что аородром мал. Его пре-
пиущоство — непосредственная близость
& вражеским коммуникациям. hig

%

т сентября 1943 г., № 211 (1469)

—

OT СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО,

Окончание. Начало см, на 1 стр,

жк
В Донбассе наши войска продолжали
успешное наступление. Войцы. Н-ского
соединения наносили непрерывные ya
ры по войскам противника и продвига-
лись вперед. Овладев гор. Артемовек. на-
ши части устремились к городу Констан-

тиновка. Танки и пехоты противника
оборонявшие этот город, предприняли
контратаку. Ожесточенный бой закон-

WHICH новой победой советских войск.
Город Константиновка решительным уда-
ром наших бойцов освобожден от немец-
ко-фашистских захватчиков. На поле
боя осталось много разбитой вражеской
техники и сотни трупов» немецких  сол-
дати офицеров, Развивая наступление
наши войска заняли также город и же-
лезнодорожный узел’ Краматорская, °го-
род и железнодорожный узел Славянск.
Части другого нашего соединения, прео-
долевая сопротивление противника, вор-
валивь в город Макеевку. В результате
ожесточенных уличных боев к исходу
дня Макеевка была очищена от немцев
3a день боев уничтожено свыше 3.000
соадат и офицеров противника. Подбито
и сожжено 49 немецких танков уничто-
weno 62 полевых и 14 самоходных ору-
дий. Захвачены трофеи. Взято’ значи-
чельное число пленных.
wk *&

Ha Бахмачеком направлении нали
войска продолжали успешно  развиваль
наступление и заняли свызие. ста, насе-
яенных пунктов.  ИНротивник спешно
подтянул в район прорыва крупные силы
пехоты и танков. Ожесточенные бои про-
исходили за переправы через’ реку Сейм.
Несмотря на все попытки немцев задер-
жаться на этом рубеже, наступающие
советские войска овладели переправами.
Продвигаясь вперед, наши бойцы заняли
ряд населенных пунктов и завязали бои
ла подступах к Бонотопу. № исходу дня
остатки разгремленных немецких частей
были выбиты из города. Овладев городом
и крупным железнодорожным узлом
Konovon, советские. войска продолжалот
преследовать противника.

жж

‚ Наши войска, наступающие южнее
Брянска, в течение дня заняли свыше 90
нассленных пунктов.  Северо-западнее
Комаричи бойцы Н-ского соединения.
действуя в лесной и болотистой местно-
сти, фланговыми ударами вынуждают нем-
цев № отступлению. Особенно упорные
бои сегодня происходили в районе одно-
го населенного’ пункта, сильно укреплен-
foro противником. Наши подвижные
отряды обошли этот пункт с юга, пере-
зравились через водный рубеж и с тыла
атаковали немцев, Противник не выдер-
жал удара и в беспорядке отступил, Уни-
чтожено 800 немецких солдат и бфице-
ров. Захвачено 7 орудий, 4 танка, 64 ав-
томашины, большие склады с боеприпа-
ами, инженерным имуществом и 4 скла-
%.с продовольетвием и-фуражом. :
Заняв Хутор Михайловский, наши
войска продолжали преследовать против-
ника и продвинулись вперед до 20. ки-
2ометров. За день боев на’ этом участке
уничтожено до 1.000 немецких солдат и

НАГРАЖКДЕНИЕ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА
ФЛОТА СССР

За успешное выполнение заданий Пра-
вительства и Военного Командования. по
перевозкам оборонных и народнохозяй-
ственных . грузов Указом Президиума
Верховного. Совета. СССР награждены:

Орденом Ленина—кузнец, В. Устюгрского
Судоремзавода Н. ПИ. `Боршевников, ‘капи-
тан парохода «К. Либкнехт» В. К. Го-
шев; матрос теплохода «Память Париж-
ой Коммуны» П; И. Иванов, ‘секретарь
Вологодекого обкома ВКП(б) Б. Ф. `Ни-
колаев, начальник Нижне-Амурского. па-
poxoncraa Д. А. Орлов, капитан парохода
«Астрахань» 3. П. Савченко, директор
завола им. Бутякова’ К. Е. Смирнов, на-
родный комиссар речного’ флота СССР
3. А Шашков и другие, всего — 23 чел.;

Капитан

Авродром был настолько мал, что да-
#6 командующий как-то сказал:

— Просто цирк! Надо быть эквилиб-
ристом, чтобы посадить здесь скоростной
Истребитель.

Ваберов испытующе посмотрел на ге-
Нерала, желая узнать причину шутки. Но
10  обралилея с вопросом к инженеру
полка, у них возник разговор, и коман-
дир эскадрильи, понял, что. слово «цирк»
вырвалось из уст командующего потому,
что действительно чертовски трудно
взлегать и садиться © крохотной’ летной

. рожки, проложениой на болоте. Отвер-

нд в сторону — и наверняка обеспечен
хапот, И если летчик из другой части за-
хочет здесь сесть, ему придется напрячь
ве усилия, чтобы колеса машины к0с-
Пулись самого начала дорожки, иначе
нехватит самолету места для пробежки,
и о покатится на валубы и болотца, вид-
аэродрома. И долго

Поющиеся в конце И. д
будет летчик вспоминать о первой посад-
№, За ужином, когда официантка, обне-
т офицейов положенной стопкой, но-

MOK не выдержит и вздохнет:
—- Подходящий у вас аэродром. Сие-
циально для истребителей...

чти всегда можно, если не видеть,
iumars xox воздушного боя, отмеривая
Понометром сроки вылета очередной па-
ры, точно рассчитывать исход поединка,
10 же касается шуточного замечания
ммандующего, то не спроста Каберов
Полвит повышенное внимание ю словам

aM когда-то хотел стать цир-

им в раннем 4етет-

летнего мал :у приваекали

№ Лесятилетнего мальчонку Ш р
смелость, сила. д

& с6бе ЛОВКОСТЬ, 3
ивенным местом в провинциальном ro

Да, on ¢
Мчом, и ame Ob

работать. над ним в

ным местом сбор

офицеров. Захвачено 16 орудий, 43 ми-
номота, из них 6 шестиствольных. более
500 автоматов и винтовок, два  склада
ее и вещевой склад противни-
ка. Взяты пленные.

wow

Западнее Харькова части H-exoro coe-
динения, преодолевая сопротивление нем-
цев, заняли несколько набеленных пунк-
тов. Противник бросает в контратаки
крупные силы танков. За день боев под-
бито и уничтожено 35 немецких танков и
самоходных орудий. Большая часть этих
вражеских танков была уничтожена огнем
нашей артиллерии.

Ого-западнее Харькова наши войска
продолжали наетупление, “продвинулись
вперед и значительно улучшили свои по-
&иции. Части Н-екого соединения, овла-
дев одним крунным населенным пунктом,

‘уничтожили свыше 500 немецких солдат

и офицеров. В этом бою орудийный рас-
чет старшего сержанта Рюмшина унич-
тожил тяжелый немецкий танк «Тигр», а
затем прямым попаданием перебил гусе-
ницу другого танка противника. Гвардии
сержант Смирнов подполз к зданию, в ко-
тором засел вражеский пулеметчик, и
уничтожил его гранатой. Продвигаясь
вперед, Смирнов ворвался в немецкую
траншею и огнем из автомата уничтожил
еще 5 гитлеровцев. 2

Наши летчики в воздушных боях сбили
22 немецких самолета.

Е ek *

На Смоленском направлении наши вой-
ока вели бои по улучшению своих пози-
ций. Западнее Дорогобужа советские ча-
сти, отразив ожесточенную контратаку
танков и пехоты противника, продвину-
зись вперед и заняли два сильно укреп-
ленных. пункта. Юго-западнее Ельни нем-
цы предприняли ряд контратак, но уепе-
ха не добились. Измотав врага, советекие
бойцы во второй половине хня нанесли
немцам сильный удар и выбили их из
нескольких населенных пунктов. В этих
боях убито не менее 400 вражеских сол-
дат и офицеров. Захвачены бамолет, 11
орудий, 14 минометов, склад боеприпа-
сов и другие трофеи. rs

В течение дня в воздушных боях наи
‚летчики сбили 49 самолетов противника.

хжя ;

Катера Краснознаменного Балтийского
флота потопили в Финском заливе траль-
щик противника. Наши летчики потопи-
хи транепорт водоизмещением в 3.000
тонн, два тральщика и быстроходную
баржу противника. Е

ххх

Партизанский отряд, действующий в
одном из районов Калининской области,
совершил внезапный налет на деревню, в
зоторой расположилось немецкое подраз-.
деление. Противник был застигнут врас-
плох. Партизаны истребили 58 вражеских
солдат`и офицеров, уничтожили 4 грузо-
вых и олну легковую автомашины и за-
хватили трофеи. Партизаны другого от-
ряла разгромили на птоссейной дороге не-
мецкую колонну. В завязавшемся бою
убито и ранено 80 гитлеровцев. Оставигие-
ся в живых немцы побросали оружие и
разбежались. Советские патриоты захва-
тили б’ автоматов, 112 винтовок и много
патронов.

i

‚РЕЧНОГО

Орденом Красного Знамени — 13 че-
ловек; т

Орденом Трудового
111 человек;

Красного Знамени—

Орденом Красной Звезды — 116 че-
ловек; :

Орденом «Знак Почета» — 453 чело-
зека; :

Медалью «За отвагу» — 10 человек;
Медалью «За боевые заслуги»—48 че-

ловек; ;
Медалью «За трудовую доблесть» —
259 человек;
Медалью «За ‘ трудовое отличие» —
288 человек.

(АСС).

CSentas awe

See

родке, где можно было наблюдать эти
чудесные человеческие Качества, был
цирк. Игорь всегда был в курсё событий,
развертывавшихся на арене. Стоило вый-
ти из дому, перебежать через дорогу, и
мальчик попадал в высокое, светлое по-
мещение, в котором всегда стоял свой,
специфический запах, раздавались окри-
ки дрессировщика, рев. зверей, голова
клоунов, щелканье бича, топот бегущих
по кругу раскормленных лошадей,

Тайком от родителей он как-то на pac-
свето покинул город с  акробатами
«5-Боркис-5». Кроме громкого названия,
труппа имела еще трех старых лошадей
да несколько потертых чемоданов © усбы-
панными блестками костюмами. Вее это
безраздельно принадлежало вечно ио-
луньяному старшему Беркису или, как
он прозаически. именовался. в паспорте,
Борису Киселеву. Он бых хозяином номе-
ра и обещал Игорю сделать из него пер-
вокласоного наездника и жонглера.

Труппа кочевала из города в город
об’езжая самые глухие уголки страны.
Шестой Боркис уже научился, стоя на
мчащейся лошади, делать сальто, жон-
тглировать шарами и булавами. Сам того
не зная, он становился гвоздем старого,
набившего оскомину аттракциона.

— Ты впособный парень, ‚Игорек, -
ласково `товорил ему старый цирковой
музыкант. —— Но ты еще не нашел своего,
оста в жизни... Пробуешь мар
валь — выходит. Начал играть Ha 9ая-
не — пошло дело. Как наездник ты вы-
деляешься среди партнеров... Все это ты
делаешь для номера Киселева! А ведь У
каждого молодого человека есть свои HO-

мер в жизни. Вот ты его должен найти и

Попав в родной город, Игорь не узнал

которая была излюблен-
в a Rte мальчишек Зи-
а летом пустовала, теперь собирала
именно в STO время года.
неры. И, глядя Ha
арят в безоблач-

мой,
любопытных
Отсюда взлетали пла
то, вак они бесшумно п

вебе с

КРАСНЫЙ ФЛОТ

с ee

Северный флот. Возвращение подводной лодки из боевого похо j

о

Фото Н. Веринчука

Морские летчики усиливают
‘удары по врагу,

Воодушевлённые новыми победами
Красной Армии, лётчики морской авиа-
ции продолжают активизировать свои
действия на коммуникациях противника
и против других его об’ектов. _

За два дня североморские лётчики пу-
етили ко дну транспорт и танкер  про-
тивника общим водоизмещением 18.000
тонн и одному транспорту нанесли зна-
чительные повреждения. Балтийцы так-
же потопили несколько вражеских су-
дов. Наши истребители вышли победите-
лями из рада воздушных схваток.

Над Кольским полуостровом и у 6е-
регов противника стояла низкая‘ облач-
ность. Шел дождь. Погода была, как го-
верилось в метеорологических сводках,
ограниченно-лётной, но не для советских
лётчиков, настойчиво искавших вотреч е
врагом. На разведку в район морских
коммуникаций противника вылетели два
наших истребителя. Выполнив задание
и возвращаясь обратно, они заметили
над линией фронта разведчик «Юнкерс-
58». Младший лейтенант Тищенко решил
элаковать врага. Внезапно подойдя к
«Юнкерсу», он дал несколько прицель-
ных очередей. Немецкие стрелки пыта-
лись отбиваться, но вскоре «Юнкерс»
вспыхнул и упал. Наши разведчики до-
ставили командованию ценные сведения.
‚ Через некоторое время в воздух под-
нялись штурмовики «Ильюшин-2», ведо-
мые старшими лейтенантами Осыка и
Синицыным. Их прикрывали истребители
капитана Харламова и старшего  лейте-
нанта Петренко. Над морем еще больше
навис туман, сильнее лил дождь. Это бы-
ло кстати: в такую погоду противник не
ждал появления советоких самолетов.
Штурмовики подошли к цели настолько
екрытно, что немпы открыли огонь уже
после того, как первые бомбы носыпа-
лись на транспорты. Групна старшего
лейтенанта Осыка сбросила свой груз ва
транспорт водоизмещением 8.000 тонн.
На палубе этого судна лётчики заметили
много солдат. От прямых понаданий бомб
транспорт затонул.

В это же время

ли удар на транспорт, водоизмещением
5.000 тонн и подожгли его. :

Ha слелующий день крупный танкер
противника был обнаружен на отдалён-

ных вражеских морских коммуникациях.
Погода была еще хуже,
Плохая вилимость и сильный лождь чрез-
зычайно затрудняли полеты. Но, несмот-
ря на это, вылетела группа штурмовиков,
ведомая лейтенантом Гуляевым.

чем накануне.

`Танкер уже приближался к базе и, тес-

по прижимаясь к берегу, стремилея вой-
ти в базу. Однако вто ему не удалось.
Наши лётчики обнаружили тан

кер, скрыт-

ВЕ

Sie eke аб ЕЕ
ном небе, Каберов смутно почуветвовал в
& 10 волнение, которое когда-то
заставило его бежать со странствующими
ркачами.
В том же году синий небесный шатер
сменил цирковой купол, под которым ра-
ботал Игорь Каберов: В конце лета ов
впервые поднялея, в воздух, радостный и
счастливый, точно и скупо расочитывая
каждое движение тела.

Первый отпуск он решил провести на
Юге. Билет был взят до Севастополя, но
уже в Джанкое Каберов сошел с поезда
и, в сотый раз перечитав вырезанную
13 газеты заметку 6 вевсоюзном сборе
планеристов, отправилея в Воктебель.

Так попал он в аэроклуб, остался там

инструктором и был им до самого при-

зыва. Каберов окончил морское авиаци-
онное училище и отбыл на Ераенозна-
менный Балтийский флот.

Сотни воздушных боев, которые про-
вел над морем и землей истребитель
Игорь Каберов, ‘заканчивались плачевно
для противника. Летчик сбил двадцать
шесть вражеских самолетов. Попробуйте
расспросить ere 06 этих боях, и вы
узнаете очень мало: -

—— Зашел в хвост, пристроилея побли-
же и дал хлиннющую очередь...

Но посмотрите на истребитель  Кабе-
рова в бою. и невольно подумаете, что у
летчика не два, & несколько глаз. Вабе-
рову дано высокое и неповторимое искус-
ство видеть! Видеть вее, что делается во-
круг самолета; в короткие секунды при-
нимать решение, атаковать, снова“ ухо-
дить ‘и снова выбирать цель, зорко охра-
няя при этом свой самолет и самолет со-
седла. И если уж Каберов стреляет — сае-
дите за небом. Тотчас вы увидите, как из
кучи слившихся в б0ю самолетов выва-
лится вражеская машина и начнет беспо-
рядочно падать, оставляя густой дымный
след.

Конечно, вся система атак, сложная.
пепь бесконечных эволюций и пируэтов,
из которых слагается бой, каждый
раз развертывается по-иному. Это зави-
сит OT TOPO, сколько действует против
Hac истребителей противника, где они
будут встречены, какую задачу выпол-

старший лейтенант,
Синицын и ведомые им лётчики обруши-  тавшуюся

Bares

разнеслись

но подошли к нему, быстро и точно ата-
ковали. В результате прямых попаданий
танкер сразу же загорелся. Огромное
пламя и клубы дыма скрыли его от ябт-
чиков. Векоре он ушел на дно.
Авиация противника в тот момент ни-
какого противодействия не оказала. Но
когда штурмовики легли на обратный
курс, появилось шесть «Мессеримиттов-
109». Истребители капитана Гонтарь и
лейтенанта — Самаркова,
штурмовиков, завязали с противником
бой. Он был коротким. Решительно ата-
вуя вражеские самолеты, младшие  зей-

тенанты Тарасов и Швечков сбили по

одному «Мессершиитту». Остальные не-
мецкие машины отвернули и скрылись.
В это время ещё более напряженный

воздушный бой знел в другом районе.

Майор Маркевич вел грунну самолетов
на важный военный об’ект противника.
Немцы прикрывали этот об’ект силами
истребителей. Обнаружив приближение

наших самолётов, они стали поднимать

в воздух всё новые и новые группы своих
машин. Наши истребители решили во
что бы то ни стало обеспечить труппе
Маркевича выполнение задания. Над
морем возникло напряженное воздушное
сражение. Наши летчики сковали истре-
бителей противника, взяли инициативу
боя в свои руки и оттянули врага в сто-
рону от цели, обеспечив таким образом
лётчикам Маркевича выполнение задачи
и возвращение на свой азродром.
Активно действовала в эти дни бал-
тийская авиация. После блестящего ус-

‘пеха старших лейтенантов Разгонина и

Чернышева, потопивших два транспорта
иротивника общим. - водоизмещением
13.000 тонн (ем. «Красный Флот» от 4
сентября), с победой вернулся капитан
Шаманов. Он атаковал транепорт водо-
измещением 3.000 тонн. Сброшенная
штурманом Лариным торпеда попала в
берт судна. Через 5 минут транспорт за-
тонул. В одном из вражеских портов уни-
чтожен склад горючего. Наши пикирую-
щие бомбардировщики прямыми попада-
ниями разбили немецкую батарею, пы-
обстреливать наши об’екты.

Группа балтийских истребителей под-
разделения майора Теплинского атакова-

ла и ббила два «Юнкерса-88», один из!

которых упал в море, а второй на берег.
Гвардии лейтенант Бедукадзе уничтожил
«Хейнкель-126»>. капитан Карпунин —
«Фокке-Вульф-190».
Черноморекзя авиация
илавсредетва противника.

штурмовала
В результате

удар потоплены сторожевой катер, сей-
  вер и две быстроходные десантные бар-
жи. В возлушных боях ебиты три враже-

ских самолета. - и
Капитан В. ИВАНОВ.

няют наши самолеты. Й каждый бой про-
Фекает по-новому, остается лишь кабе-
ровекая манера ведения боя, которая
всегда приводит к одному и тому же опи-
санному выше концу. =.

Рано утром эскадрилья получила за-

дание прикрывать «Йлы», совершающие

бомбовый ‘удар но транспорту. Наберов
выпустил в Воздух сперва младших лей-
тенантов- Шилкова и Шестопалова, а за
ними Мокшина и Баранова. «Лавоч-
кин-5», покачав на прощание крыльями,
ушли в море. Через несколько минут
глухие отрывистые удары,
сопровождаемые рокотом пушек.

— «Илы» работают, — удовлетворен-
но отметил Каберов.

Прошло еще несколько минут, и все.

звуки потонули в огромной силы взрыве.

—— Взорвалась поеудина, — закричал
торжествующе командир.

Было ясно, что груженный- боеприпа-
вами транспорт в результате точной
штурмовки взлетел на воздух.

Каберов ждал возвращения своих
летчиков. Он, как и всегда, не уходил с
RID

— Подождем, нока не приземлятея, —

сказал он, — а то фрицы могли на 110-
мощь вызвать свои истребители.

Гвардии капитан не ошибся. «Лавоч-
кин-5» уже показались над аэродромом,
& низко над землей, воровато укры-
ваясь OF зениток, прошмыгнули два
«Фокке-Вульфа».

И Каберов сразу же принял на себя

командование боем. 2
__ Шилков, под тобой «Фокке-Вуль-

фы»! Внимание! Внимание! — закричал
он в микрофон.

По ‘приказу командира Шилков начал

охранять садящиеся «Илы», а`его ведо-
мый начал преследование.

Последний штурмевик еще калилея по
дорожке, когда Шилков закричал:

— Капитан, севернее нас еще шесть

немцев. -
— Теперь атакуй, — приказал Кабе-

ров. р
Облака - разошлись, и открылось все
поле боя. Командир с волнением наблю-

дал за тем, как Шилков набросился

лодого офицера, но; чтобы эта учеба шла

прикрывавшие

малое значение имвет также преемствен-

с   кропотливой работы учителя.

НАЛЕТЫ НАШЕЙ АВИАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЗЛЫ
БАХМАЧ, НЕЖИН, ПОЛТАВА, НРАСНОАРМЕИСКОЕ, ВОЛНОВАХА

В ночь на 6 сентября наша авиация бомбардировала немецкие воинские эше-
лены и военные склады противника на железнодорожных узлах Бахмач, Нежин,
Полтава, Красноармейское, Волноваха. В результате бомбардировки возникли
многочисленные пожары, которые сопровождались сильными взрывами. Горели
железнодорожные составы и военные склады противника.

В ту же ночь наша авиация крупными силами наносила удары по скоплениям
‘немецких войск на Смоленском направлении и юго-западнее города Сумы.

Один наш самолет не вернулся с боевого задания,

ВОСПИТАНИЕ БОЛЬШОЕ
_ ИСКУССТВО

Чтобы избрать правильный метод обу-
чения в военно-мореких училищах, нуж-

ннем, построив, напрмер, это по слелую-
щему нлану: небольшие группы получают

HO прежде всего четко разрешить два во-   конкретные задания на определенные
проса: каким должен быть советский   сроки. Bo время изучения груние могут
офицер и где он приобретет необходи-  ставиться неожиданные препятствия

мые качества. ?

Tye же можно приобрести качества,
необходимые офицеру? Поступающий в
училише не обладает ими в должной ме-
ре, & оканчивающий обязан иметь их. 0т-
вкладывать это дело до дальнейшей служ-
бы нельзя — офицерекая честь не допу-
скает скидок на молодость и неопыт-
ность ee

Конечно, служба многому научит мо-

учебного или даже организационного по-
рядка, с требованием быстро их преодо-
четь (роки выполнения не удлиняются).
Законченное задание должно быть очень
тщательно проверено, ошибки разобраны,
и работа каждого справедливо оценена.
Это заставит курсантов тщалельно BBI-
полнять задание и вознаградит их за до-
стигнутые результаты (ничто так, не рас-
холакивает, как невнимательное отновте-
ние к старательно проделанной работе).
Такая система приучает куреантов к

быстро и по правильному пути, необхо-
димы не только подходящие условия, но   самостоятельной работе, дает им практи-
и хорошее, крепкое начало. Таким нача-,ку руководства, воспитывает  настойчи-
лом и являются качества, выработанные   вость, находчивость, инициативу, повы-
до нелучения офицерского звания, то-  шает интерес к учебе и, стало быть, при-
есть в стенах училища и на практике.   ривает любовь к своей специальности.
Ноэтому училище должно взять на себя   Кроме того, ускоряется прохождение
воспитание целиком. Знание своей спе-   курса, так как курсант веё время рабо-
циальности, политическая грамотность и   тает над тем, что ему’ не понятно. А
дисциплинированность недостаточны, ‚ кследствие того, что при самостоятель-
нужно еще обладать умением работать с, кых занятиях всегда возникает больше
людьми (а это труднее и важнее работы, вопросов, требующих раз’яснений, TO
с техникой), нужно быть волевым,  е-  глубина изучения повышается и учебный
шительным; смелым, морально безукориз-   материал лучше закрепляется в памяти.
ненным и показывать пример поведения   Сокращение лекций позволит лучше ис-
на службе и вне ее. пояьзоваль материальную часть, получить
Возьмите любого нашего командира,   больше практических навыков. И, нако-
нец, дается больший простор для разви-

удовлетворяющего всем этим  требова-
ниям, и носмотрите, каким авторитетом и   тия личности будущего офицера, так как
снетема «еплошных» лекций <лавит» на

любовью пользуется он у подчиненных,
среди равных и старших, как высоки его   курсанта, сковывает его инициативу, ме-
успехи. Можно вспомнить также, что   шает проявлять творческие возможности.
лучшие представители дореволюционного   Много внимания необходимо уделить
русского офицерства именно высокими   воспитанию личности. При этом следует
моральными качествами и правильным   лумаль как о развитии характера, так и
подходом к людям сумели завоевать ува-  о выработке моральных качеств. Понятие
жение и любовь подчиненных. чести офицера нужно выдвинуть на пер-
вый план, — оно должно определять веё

_ Bee ovo свидетельствует о важности
воспитательной работы. Сможет ли учи-  поведение курсанта. Малейшие проступки
в этом отношении должны привлекать

лище провести её? Безусловно, сможет,
Tak как воспитывается советекий чело-  внимание всего училища, a провинив-
шийся — чувствовать не только тяжесть

век, выросший в условиях социалистиче-
ской действительности и уже поставлен-   хисцинлинарного взыскания, но и осуж-
дение товарищей.

ный на правильный путь в результате
влияния нашей общественной жизни. Не- Громадное воспитательное значение
пмеет чтение художественной  литерату-

ры, просмотр хороших кинокартин. С их
помощью курсант ознакомится с прояв-
лением лучших человеческих качеств,

глубоко прочуветвует их. - Е

Научиться руководству и воспитанию
нельзя по учебнику, главное — хорошо
знать и понимать людей, уметь чувство-
вать их настроения и желания. Вее это
дается опытом, которого еще очень не-
много у курсанта, но который он в зна-
чительной степени сможет пополнить, ес-
ти будет много читать.

В заключение хочется процитировать
слова замечательного русского педагога
Е. Ушинского: «Воспитание — искусство,
самое трудное, но зато и самое благород-
ное и нужное искусетво. Правильное вос-
питание принесет обществу такую поль“
зу, на которую нё способна никакая иная
деятельность, ибо предмет воспитания —
человек». -

Младший лейтенант Ю. ЗАЙЧИКОВ.

Н-ское военно-морское авиационное учи-
лище.

ность традиций русского флота, которая
во многом облегчает работу воспитате-
лей. ое

Как же вести воспитание в училищах?
На наш взгляд, необходимо создать тща-
тельно продуманную систему  педагоги-
ческого воздействия, разработать твердые
программы по всем разделам  воспита-
тельной работы, выпустить руководство
для педагогов и учебники для курсантов.
Самые методы обучения’ следует изме-
нить, перестроив их так, чтобы они луч-
ше способствовали развитию у курсантов
необходимых качеств. Нужно, наконен,
окончалельно отделаться от академизма,
перенося основной упор на практическую
сторону обучения, предоставляя курсанту
больше самостоятельности и инициативы.

Быть может, имеет смысл часть лек-
ций заменить самостоятельным  изуче-

+) В порядке обсуждения ‘статьи капи-
тана И. Стрижаченко «О военно-морской
педагогике» («Красный Флот» от 8 авгу-

четырех тысяч метров. на один из истре- К каждому из них командир эскад-`
бителей и зажег его. Залем в атаку вы-   рильи имел особый подход. Ногда Бабе-
шел Шестопалов. Он успел только ска-   ров выпускал в б0й младшего лейтенан-
заль по радио: «Пикирую, командир!» —   та Шилкова, он нисколько не сомневал-
как от второго немецкого самолета потя-   ся в том, что Шилков хорошо справится
нулся длинный дымящийся хвост, и он   © поставленной перед ним задачей.
плюхнулся в воду. Прошло еще несколь-’ — Сделай, что можешь, а можешь ты
ко мгновений, и третий немец навсегда’ многое, — сказал он перед вылетом мо-
скрылся в волнах. Остальные  удрали.   лодому истребителю.

—- Фюблю, когда немцы помощь вы- Н действительно, в первом же 600
сылают, — пошутил Каберов. — «Илью-   на «1а-5» Шилков проявил подаинную
шины» транспорт потопили, а мои чуть   зрелость и искусство. С земли смотрели
без дела не остались. :   и говорили:

— A разве прикрытие — не работа? = — Вот это дерется настоящий ас!

этот момент в воздухе появился’ И невдомек было, что летчик, мастер-
«Потляков-2», возвращавшийся из даль- ски сражавшийся на малой высоте €
ней разведки. * «Фовие-Вульфом» и загнавший его в

Каберов успел только подумать, что   землю, впервые встретился е противни-
надо бы прикрыть разведчика — обста-   ком. Теперь у Шилкова шесть сбитых
новка в воздухе неспокойная, — как. самолетов. i
Мокшин сам запросил командира: `Младший хлейтенант Прасолов просла-

— Разрешите проводить, горючее   вился на весь полк безукоризненным
имею! выполнением роли ведомого. Уж на что

Гвардии капитан дал «добро», и один ` требователен гвардии. капитан Львов, но
из «Лавочкиных», сверкнув на солнце! и тот после полета в наре с ПНрасоловых
крыльями, пошел вниз, поближе к «Пет-  сказал командиру эскадрильи:
лякову». — Прякрывает твой парень  идеаль-

—= Прикрытие — нужное дело, но. Что бы я ни выделывал, он не отста-
сказал он, продолжая разговор. — У нас,   вал ни на секунду. Отлично охраняет
видите ли, так и заведено, что взаимная   Командира в 660.
‘помощь-в воздухе —— первейшая обязан- В день, когда писались эти строки,
ность каждого балтийца. гвардии капитану Игорю’ Каберову в

Характерно для  твардейцев, что об  Президиуме Верховного Совета CCCP
этой помощи одновременно подумали и   была вручена грамота о присвоении ему
командир эекадрильи и летчик, возвра- Звания Героя Советского Союза.
щающийся из боевой операции. Награжденный медалью «Золотая

Каберов не любит говорить о себе, но   Звезда», двумя орденами Ленина, двумя
0 своей эскадрилье, о каждом из ce лю-  орденами Красного Знамени и медалью
дей он может рассказывать без конца. И «За оборону Ленинграда», молодой бал-
в заключение гвардии капитан обяза- ТИИСскии ас едет в гости в землякам.
тельно скажет:   -— В цирь, конечно, зайдете по ста-

— В нашей эскадрилье все герои. ‚ рой памяти? — спрашиваем мы его.

Эти ребята на верном пути к тому, 9т0- -— Сиерва партнершу повидаю,— го-
бы стать асами.   ворит Баберов. — По цирковым тради-
° Только одна неточность будет в этом Циям жена обычно работает вместе с
рассказе. Из слов Каберова выходит, что МУЖем.
волею случая в нему в эскадрилью попа- — Она до сих/ пор в цирке?
ли самые талантливые истребители Бал-  — Никогда там не была, — весело
тики, *Дело здесь, конечно, не в случае. Смеетея ас. — Ведь мой номер теперь
Каждый ученик молодого аса стал пол- авиационный. Так вот: жена учит начи-
линным мастером и профессионалом воз- Нающих летчиков летать на «У-2», а по-
хушного боя в результате большой и Том я учу их воевать на истребителе.
Лейтенант В. РАФАЛОВИЧ.

ee p