Десантные операции’ английских и канадских
войск в Южной Италии

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Штаб
союзных войск в Северной Африке сооб-
шает, что в течение вчерантнего дня войска
союзников продолжали продвижение по
всему фронту. Основные силы, продвигаю-
щиеся вдоль северо-западной прибрежной
дороги, соединились с десантными отряда-
ми, высадившимися раньше, и’заняли город,
Баньяра (в 15 милях к северу от Реджо-ди-
Калабрии). Вюжном ‹екторе. войска <о0юз-
ников достигли Мелито. Противник по-
прежнему оказывает сравнительно слабое
сопротивление, но некоторая задержка в
продвижении войск союзников вызывается
разрушениями, которые неприятель проив-
водит сейчас в большем размере. Взято
много плевных, главным образом итальян-
цев. :

}

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). По сооб-
шению алжирского радию, войска союзни-
ков заняли город \Мелито, который нахо-
дится у южного конца дороги, пересекаю-
щей Апеннинский полуостров. Это пер-!
вый пункт внутри вражеской территории
занятый войсками союзников. Продвижение
англо-канадских войск облегчается на всем
пути высадкой ударных ‘отрядов, которые
подготовляют передовые позиции для ос-
новных сил.

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Алжир-
ское радио сообщает, что командующий ан-
глийской 8-й армией генерал Монтгомери
находится в Реджо-ди-Калабрии, откуда он
руководит наступлением войск союзников.

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). По сооб-
шению обозревателя
занятый войсками союзников аэродром в
Реджо-ди-Калабрии полготовляется для
использования его истребительной авиацией
союзников.

Корреспондент агентства Рейтер. нахо-
дящийся с союзными войсками в Италви,
передает, что высадка частей английской
8-й армии в Калабрии прошла

алжирского радио,

спокойно.
Английские части, не встречая сопротивле-
ния, продвинулись по автомобильному шос-
се к Реджо-ди-Калабрии, а затем продол-

жали итти вперед за отрядами противника,
которые бежали в район холмов. Сейчас
  можно сказать, пишет корреспондент, что
‚небольшая разведывательная вылазка, ко-
‚ торая предшествовала высадке десанта в
Калабрии, показала, что. десантные части
не встретят сильного сопротивления. Успеху
высадки содействовало то ‘обстоятельство,
что побережье не было минировано, а же-
лезная дорога оказалась меповрежденной.
Алжирское радио передает, что вчера
канадские части значительно расширили
свое предмостное укрепление. в районе Рел-
жо-ди-Калабрии и проникли внутрь непри-
ятельской территории на широком фронте.
4 линкора и много других военных кора5-
лей союзников непрерывно обстреливают
вражеские оборонительные укрепления.
Итальянский флот не проявляет никакой
активности. В порту Таранто, по’ сообще-
нию алжирского радио, не осталось ни од-
ного корабля противника. 3

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). Штаб со-
юзных войск в Северной Африке сообщает,
что 5. сентября войска союзников продол-
жали медленно продвигаться на всех уча-
стках. несмотря на произведенные против-
ником большие разрушения.

Гористые условия местности, в особенно-
сти на центральном участке фронта, созда-
ют преимущества для обороны противника.
Захвачено значительное число пленных.
Занят ряд пунктов, в том числе Сан-Стефа-
но, расположенный в глубине территории
Калабрии в 10 милях от побережья. Дорога,
соединяющая Сан-Стефано с Реджо-ди-Ка-
лабрия, также находится в руках союзников,
в результате чего войскам союзников уда-
лось создать клин в этом районе. Во время
вчерашних операций продвигающиеся  войс-
ка встретили несколько танков противника.

Английская 8-я армия захватила важное
железнодорожное оборудование в состоянии
полной прагодности. Захвачено в плен
3 тыс. человек, в подавляющем большинст-
ве итальянцы. Противник оказывает от-
носительно слабое сопротивление.

Действия авиа

НАЛЕТ НА МАНГЕЙМ
И ЛЮДВИГСХАФЕН

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщает, что в
ночь на 6 сентября очень крупное соедине-
ние самолетов английской бомбардировоч-,
ной авиации совершило налет на ‘важный
центр химической промышленности и воору-
жения Мангейм — Людвигсхафен. Предва-
рительные данные показывают, что в ре-
зультате налета причинен значительный
ущерб. Кроме того, были атакованы pa3-
личные об’екты в Рейнской области и
аэродромы в Северной Франции и Бельгии.
Самолеты морской авиации, действовавшие
совместно с истребителями, уничтожали
вражеское судно и` тральщик в Ла-Манше.
Английские истребители сбили семь бом-
бардировшиков и лва истребителя против-
ника. Тридцать четыре бомбардировщика и
сдин истребитель не вернулись на базы,

ЛОНДОН, 6 сентября (ТАСС) Как пере-
лает агентство Рейтер, в Лондоне офици-
ально об’явлено, что американские бомбар-
даровщики «Летаюшая крепость» при под-
держке истребителей «Сандерболт» 6 сен-
тября атаковали различные об’екты в Юго-
Западной Германии. Бомбардировщики под
прикрытием истребителей «Спигфайр» ата-
ковали сортировочные станции. в Руане.

ЛОНДОН, 6 сентября, (ТАСС). Как: пе-
‘редает агентство Рейтер. бомбардировшики
<Тайфун» утром 5 сентября атаковали вра-
жеские сула у устья Шельды (Голландия).
Ни один германский самолет не появился
для защиты судов. Повреждены 6 судов и
9 барж противника.

Другой отряд бомбардировшиков  «Тай-
фун»> совершил налет на аэродром в Мар-

дике вблизи Дюнкерка.
ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Как пе-,

редает агентство Рейтер, командование.
американскими вооруженными силами на
европейском театре операций сообщило,

что американские самолеты совершили Ha-
лет на сортировочную станцию
(ельгия). Бомбардировка
результаты.

в  Генте

дала хорошие

‚ ровщики и
! атаковали радиостанцию и посадочную пле-

_ вочную

ции союзников

РАЗРУШЕНИЯ В БЕРЛИНЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ БОМБАРДИРОВКИ

СТОКГОЛЬМ, 6 сентября. (ТАСС).
Шведские газеты сообщают, что вторая
бомбардировка Берлина, произведенная в

ночь на 1 сентября, была еще более pas-
рушительной, чем ‘первая. Особенно постра-
дали Штеттинский вокзал, Александер-
плац, Нейкельн и Лихтенберг. В результа-
те бомбардировки возникло 450 больших
пожаров. Поэтому власти вынуждены были
вызвать на помощь в Берлин пожарные
команды из Франкфурта-на-Одере,  Штет-
тина, Кюстрина, Дрездена и Лейпцига. В
городе полностью прекращено ‘движение
трамваев. Имели место столкновения насе-
ления с полицией. На Штеттинском  вок-
зале было арестовано несколько человек.

НАЛЕТЫ НА ИТАЛИЮ
И САРДИНИЮ

что 5 сентября тяжелые бомбардировшики,
входящие в состав военно-воздушных сил
Северо-Западной Африки, а также средние
бомбардировщики в сопровождении истре-

‹бителей дальнего действия продолжали со-

вершать налеты на аэродромы противника в
Италии. Тяжелые бомбардировщики совер-
шили налет на район Витербо. Среднче
бомбардировщики атаковали аэродром в
Грацканисе, где было сброшено большое ко-
личество бомб. Отмечены прямые попадания
в железнодорожный мост вблизи Минтурно.
Бомбы разсрвались также в районе шоссе и
железной дороги. В воздушном бою унич-
тожено 6 вражеских истребителей.

В ночь на 5 сентября средние бомбарди-
истребители-бомбарлировщики

щадку в Южной Сардинаяи. Лёгкие бомбар-
дировшики совершили налет на сортиро-
станнию в Баттипалья (Италия).
В районе станции разорвалось много бомб.

Минувшей ночью легкие бомбардировши-

‚ ки совершили налет на сортировочную стан-

цию в Вклла-Литерно близ Неаполя.

Аваация союзников потеряла во всех опе-
рациях 2 самолета.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Война на Тихом

океане

“ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС) Штаб
об’единенного командования вооруженными
силами союзников в югпо-западной части
Тихого океана сообщает, что 4 сентября
войска союзников высадились на побережье
залива Хуон, восточнее Лае (Новая Гвинея).
Высадке предшествовал интенсивный налет
авиации союзников и артиллерайский обст-
рел с военных кораблей Операцией руко-
водил главнокомандующий  вобруженными
силами союзников на этом театре военных
действий генерал Макартур. Войска союз-
ников продвинулись от 8 до 20 миль по
направлению: к Лае. ; i
ТОКИО, 6 сентября. (ТАСС). В Токио
официально об’явлено, что рано утром
4 сентября крупные сялы союзников начали
десантные операции в’ пункте, расположен-.
ном в 35 км восточнее Лае (Новая Гвинея)
НЬЮ-ЙОРК, 6-сентября. (ТАСС). Штаб
американского командования в Индии с00б-
щает, что 4 сентября. американская авиация
совершила весьма успешный налет на доки
ия другие сооружения на острове Кар Ни-
кобар (Никобарские острова западнее Ма-
лайи). 5 сентября американская авиация
атаковала железнодорожное депо близ
Мандалая (Бирма). i

На фронтах в Китае

По данным китайского командования,
китайские войска, отбив японское наступ-
ление в районе западнее Ханчжоу (провин-
ция Чжэцзян), продвинулись севернее Уха-
на. 28 августа ‘китайские войска заняли го-
род Укан и два других населенных пункта
в этом секторе. Более тысячи полностью
вооруженных войск нанкинского ‘«прави-
тельства» перешли на сторону китайских
войск.

ee

Возмещение потерь английсного
военно-морского флота

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Морской
обозреватель газеты «Дейли геральд» пи-
щшет, что с начала войны Англия потеряла
402 военных корабля. Все эти потери были
полностью возмещены; а HO некоторому
классу кораблей значительно перекрыты

«новым военно-морским строительством. В

этой ожесточенной морской войне, пишет
обозреватель, Англия потеряла 5 линкоров,
7 авианосцев, 25‘ крейсеров, 14 вспомога-
тельных крейсеров, 102 эсминца, 58 под-
водных лолок. 20 корветов и 171! минный
тральщик. К 3 сентября 1939 года, т. е. к
началу войны, Англия имела 185 эсминцев.
В настоящее время, несмотря на потерю
102 эсминцев, английский военно-морской
флот имеет более 300 эсминцев {© учетом
эсминцев, переданных Англии Соединенны-
ми Штатами), а также свыше 200 корветов,
которых Англия вовсе не имела в начале
войны.

=_=

ДЕЙСТВИЯ АНГЛИЙСКИХ
ЛЕГКИХ КОРАБЛЕЙ

ЛОНДОН. 6 сентября. (ТАСС). Англий-
ское морское министерство сообщает, что
вчера на рассвете легкие суда береговой
обороны, патрулировавшие у побережья
Франции, открыли артиллерийский огонь
по большой группе о вооруженных минных
тральщиков противника. Проведено боль-
шое количество атак против судов против-
ника, оказывавших сильное сопротивление.
К концу этой операции. которая продолжа-
лась с перерывами около двух часов, к
противнику подошли подкрепления, состо-
ящие из патрульных кораблей, снабженных
мошным вооружением.

Английские корабли возобновили атаки,
в результате которых отмечено попадание
торпеды во вражеский патрульный корабль.
Тяжелые повреждения были причинены
двум другим патрульным кораблям, из KO-
торых один был подожжен. Все английские
суда, которые при. этой операции понесли
чезначительные потери, возвратились на
свои базы 1

Зарубежная хроника

%% В Австралию прибыла супруга преЗи-
цента США Элеонора Рузвельт, Она посе-
тила австралийского ° премьер-министра
Кэртена.

4 Кубинский сенат избрал своим новым
председателем члена демократической пар-
тии Бринвьера-и-Ларедо, принадлежащего
к коалиции, поддерживающей  правитель-
CTRO

«% В Вашингтоне в возрасте` 74 лет

скончался известный американский ученый

антрополог доктор Хрдличка. :

Проблема тоннажа в прошлони

Проблема тоннажа на протяжении второй
мировой войны постоянно фигурировала, как

одна из важных стратегических проблем,
стоящих перед странами антигитлеровской
коалиции. Ответственные руководители анг-
лийского и американского правительств не-
однократно заявляли, что перспективы воен-
ных операций на различных фронтах тепе-
решней войны и взаимного военного снаб-
жения Об’единенных наций зависят преж-
де всего от наличия морского тоннажа,
имеющегося в их распоряжении. Поскольку
коммуникации между главными странами
антигитлеровской коалиции являются имен-
но морскими коммуникациями. обеспечение
морских перевозок имеет. несомненно, пер-
востепенное военное и экономическое зна-
‚ чение.

Четыре года тому назад, к началу войны,
Британская империя в пелом располагала
приблизительно 9.500 торговых- судов об-
щим тоннажем свыше 21 миллиона тонн.
Из этой суммы 7 тысяч сулов общим тонна-
жем около 18 млн. точн составляли торговый
флот самой Великобритании, ° остальное
приходилось на полю британских доманио-
нов. Этот тоннаж полностью удовлетворял
потребности Британской империи в. моо-
ском транспорте. Правда, пля ее нужл ис-
пользовалось также некоторое количество
зафрахтованных иностранных торговых су-
дов. но этот тоннаж далеко перекрывался
британским торговым тоннажем, зафрахто-
ванным для морских перевозок других
стран.

После оккупании немцами в 1940 году
ряда континентальных евролейских страв
большая часть их торговых флотов присо-
единилась к британскому торговому флоту.
Общее количество этого ‘тоннажа исчисля-
лось иностранными источниками  различ-
но — от 8 ло 12 миллионов тонн. По дан:
ным английского министерства информации,
к нацалу текушего года в составе торговых
флотов союзников было 7,350 тыс. тонн из
состава торговых флотов. оккупированных
стран (Норвегия. Голландия. Бельгия, Фран-
ция, Греция и т. №). К этому времени поте-

Излатель- НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
СССР.

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
— ГМ40469

ри торговых флотов соответствующих стран
составили приблизительно 4 миллиона товн.
Из этого можно заключить, что вышенри-
веденная максимальная цифра тоннажа
континентальных европейских торговых
флотов, присоединивнихся к британскому
флоту, 12 млн. тонн. ближе к действи-
‚тельности, чем минимальная.

Потери, . понесенные британским и союз-
ным торговым судоходством, по данным
английской палаты судоходства, составили
с начала войны до конца 1941 года 8.600
тыс. тонн. Эги потери то увеличивались, то
уменьшались. в зависимости от хода воен-
ных операций в Атлантике. Так, в первой
половине 1941 года они составляли прибли-
зительно полмиллиона тонн в месяц, Во
второй половине того же года ° интенсив-
ность подводной войны на морских комму-
никациях ‘наших союзников ‘значительно
ослабла, и потери их торгового тоннажа упа-
ли До 170—180 тыс. тонн в месяц, Во вся-
ком случае к концу 1941 года в распоря-
‚жении Великобритании был не меныший, а,
напротив. несколько больший тоннаж (учи-
тывая присоединившийся к нему торговый
флот оккупированных стран), чем тот, ко-
торым она располагала к началу войны.

Декабрь 1941 года ознаменовался, как
известно, вступлением в число участников
войны Соединенных Штатов Америки К
этому времени США располагали торговым
флотом общим тоннажем в 10 миллионов
тонн. Из этой суммы приблизительно три
‘четверти приходилось на суда. пригодные
пля океанских рейсов. остальной тоннаж  —
на суда каботажного плавания. :

В первой половине прошлого гола rep-
манская подводная война снова активизиро-
валась — на этот раз главным образом на
морских коммуникациях в северной и в. за-
падной части Атлантики\ В первой половине
1942 года германские подводные лодки по-
топили значительный торговый тоннаж со-
юзников; превышавший их новое судострое-
ние. `Германское военное команлование ста-
вило перед своим подводным флотом зада-

релакнпыи — Л 1-08-03; зам.

АПРЕС РЕДАКНИИ И ИЗЛАТЕЛ А: Москва. Сущевская Ул. 21.

100. 8: ивостравный отдел—лоб. 1-15. 1-35: сектор пасем—лоб, 323; отдел оформлевая-—доб.

настоянем

чу — путем систематического уничтожения
торгового тоннажа Об’единенных наций на-
рализовать их военные усилия и воспрепят-
ствовать развертыванию активных наступа-

тельных операций Однако расчеты герман-
ского командования были сорваны и ©нро-

кинуты последующим ходом событий:

С момента вступления США в войну бы-
ли полностью мобилизованы и значительно
расширены обширные судостроительные ре:
сурсы этой страны. В 1941 году США
псстроили  всего 11 млн. тонн торго-
вых судов. Но уже следующем,
1942 году программа, разработанная
президентом Рузвельтом, предусматри-
вала строательство 8 млн. TOHH но-
вых торговых судов Программа американ-
ского судостроения на 1943 год, первона-
чально предусматривавшая строительства
10 млн. тонн, в дальнейшем была увеличена
почти вдвое — до 19 млн. тонн По со-
общению: американской печати США пол-
ностью осуществили программу торгового

В

судостроения в 1942 году и успешно выпол-.

няют в соответствии с планом программу
текущего года. В 1942 году на верфях СИТА
было построено 746 торговых судов общим
водоизмещением в 8.090 тыс. тонн. За пер:
вые восемь месяцев текущего года, по дан-
ным, недавно опубликованным председате-
лем американской морской комиссий контр-
адмиралом Лендом, построено приблизи-
тельно 1.200 торговых судов общим тонна-
жем 12.200 тыс. тонн.

Такое колоссальное расширение амери-
канского судостроения было достигнуто
главным образом путем стандартизации ти-
пов строящихся грузовых ‹удов. Основным
типом этих судов в США являются . суда
типа «Либерти» водоизмещением по 19.500
тонн. Части корпусов этих судов, а также
их двигатели, приборы управления и Т. д.
производятся Ha различных предприятиях
СИТА в порядке массовой стандартизован-
ной продукции, с последующей сборкой на
`верфях. В последнее время в серийное. про-
изводсфво поступили также грузовые суда
типа «Виктори», — более быстроходные, Вс-

x

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). Сегодня
в Саутпорте открылся 75-й ежегодный
конгресс британских тред’юнионов. При-
сутствуют около 800 делегатов. представ-

`ляющих 230 тред’юнионов с общим числом
` членов свыше 6 млн. человек.

Е mt Е а ЕЕ р ВОЙНЕ а аа ЧЕ

}
‹ Партизанские отряды разоружили 2 баталь-

ся нелегально  B

На конгресс прибыла делегация совет
ских профсоюзов во главе с секретарем
всессюзного центрального совета epee

сиональных союзоз тов. Н, М. Шверником.

В состав делегации входяг также предсе-!
датель центрального комитета профсоюза
рабочих центральных. железных дорог тов.

Открытие 75-го. ежегодного- конгресса
Британских тред’юнионов.

М. П. Тарасов, председатель центрального
комитета профсоюза рабочих промышлен-
ности боеприпасов СССР тов. К. В. Важе-
_нин, председатель центрального комитета
профсоюза рабочих электростанций СССР
Е. Я. Сидоренко, член президиума цен-
трального комитета профсоюза рабочих
авиационной промышленности Р. А. Мала-
хова, председатель фабкома комбината
«Трехгорная мануфактура» имени Дзер-
жинского тов. Т. С. Жукова и другие.

“На конгрессе присутствуют также три
представителя шведских и два представи“,
теля американских профсоюзов.

Положение в Дании

› СТОКГОЛЬМ, 6 сентября. (ТАСС). По
сообщениям шведских газет, в Ночь на 3
сентября в Копенгагене были произведены
новые диверсионные акты, В окно одного
отеля, занятого немецкими ‘офицерами, с
улицы была брошена бомба, Этот акт ис-:
пользован гитлеровцами для нового’ обост-
рения режима осадного положения. Коман:
дующий германскими войсками в Дании ге-
нерал Ганнекен издал приказ закрывать все
увеселительные заведения в 20 часов. а
движение на улицах прекращать в 21 час.
Ганнекен приказал населению сдать все
оружие не позже 7 сентября. В приказе со-
держится угроза. что всякий датчанин, у
которого после указанного ‘срока’ будет!
найлено оружие, ‚подвергнется смертной!
казни. В Гельсингере немецкие патрули
ранили трех датчан, вышедших на улину
после 9 часов вечера. Двое из них сконча-

лись. Много высших датских офицеров за-
ключено в концентрационный лагерь околэ
Гельсингера. Все датские тюрьмы находят-
ся в ведении немецкого командования, и их
охрану несут германские солдаты и поли-
цейские. В знак протеста против бесчинст-
ва оккупантов артисты всех копенгаген-
ских театров прекратили работу. С 3 сен-
тября все спектакли отменены.

ЛОНДОН, 6 сентября. (ТАСС). Сток-
гольмский корреспондент агентства Рей-
тер сообщает, что после ввеления в Дании
чрезвычайного положения немцы соорудили
вокруг зданий датского ‘риксдага (парла-
мента) и министерства иностранных дел пу-
леметные гнезда. Немцы арестовали в ка-
честве заложников многих руководителей
датской полиции, которые до последних со-
бытий в Дании обязаны были заниматься
делами, связанными с актами саботажа,

Успешные боевые операции
° югославских партизан

ЖЕНЕВА, 6 сентября. (ТАСС). Из Юго-
славии сообщают о ряде новых боевых ус-
пехов партизан в различных областях стра-

нии, продолжают! наступательные. операции
на севере от городов. Яйце и Горни-Рибник
и освободили от немецких захватчиков
несколько населенных пунктов. В этих опе-
рациях истреблено более 120 немецких сол-
дат и офицеров, 46 солдат из 236 немецко-

ге полка

сдались партизанам в плен.

Пленные говорят о значительном упадке
духа не только среди солдат, но также и

среди офицеров,

ны. . :
Партизанские части, действующие в Бос-
Партизанские части, действующие в Гер-
цеговине и Далмации, несколько дней тому
назад перешли в наступление и очистили от
захватчиков и их пособников — усташей

значительную территорию. — Далматские

она солдат, пранудительно мобилизованных
в павеличевскую армию. Большинство из
них из явило желание вступить в партизан:
ские отряды Партизаны захватили артил-
лерийскую батарею, 6 минометов, 18 стан-

ковых пулеметов, 850 винтовок и много
боеприпасов.

‚ Партизанские части, действующие в На-
траньской области (Славония), продолжая
очищать родную землю от захватчиков, за
последние дни истребили более 300 окку-
пантов, сожгли 2 танка и сбили один бом-
бардировшик противника. В течение пос-
ледней декады августа партизаны разруши-
ли в четырех местах железную дорогу Люб-
ляна— Триест. Сообщение между Любляной
и Триестом было приостановлено на про-
должительное время.

Партизанские отряды, оперирующие в
Центральной Боснии, после ожесточенных
боев изгнали оккупантов из города Котор-
Варош. Гитлеровны понесла тяжелые поте-
ри, оставив на поле боя до 700 трупов сол-
дат и офицеров. В руки партизан попали
богатые трофеи, в том числе 18 ручных и
станковых пулеметов, 11 минометов и 600
тысяч патронов. Во время боев у Котор-
Варом сдались в плен 560 усташей.

В Лике партизаны разгромили крупный
отряд усташей. Одними убитыми наемники
Навелича потеряли около 170 солдат и офя-
церов.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ БЕЛЬГИЙСКИХ ПАТРИОТОВ

ЖЕНЕВА, 6 сентября, (ТАСС). По. све-:
дениям, поступающим из Бельгии, парти-
занское ‘движение в стране принимает мас-
совый характер. «В борьбу, в которой на
первых порах участвовали небольшие груп-
пы отважных граждан, — пишет издающая-

Бельгии газета «Пар-
тизан», постепенно включаются все». Не
проходит ночи. сообщает газета, без т
чтобы вооруженвые патриоты не взрывали,
железнодорожных линий и электросиловых
установок. Оружие партизаны захватывают
на немецких складах, совершая смелые на-
леты на арсеналы. Недавно в окрестностях !

Намюра партизанский отряд совершил на-
лет на немецкий склад с боеприпасами. Па-
триоты истребили охрану и увезли на’ гру-
зовиках большое количество оружия.

Бельгийские партизаны проводят много-
численные мероприятия, направленные к
тому, чтобы сорвать отправку рабочих на
титлеровскую каторгу. Как сообщают, во-
сруженные патриоты проникли в здание
гитлеровского вербовочного бюро в Брюс-
селе. Связав сторожей, партизаны захвати-
ли все списки бельгийских рабочих, подле-
жащих отправке в Германию. Здание бюро
было подожжено.

- Раскрытие немецкой шпионской организации в Иране -

ТЕГЕРАН, 6 сентября. (ТАСС). Иран-!
ское правительство опубликовало сообще-
ние о раскрытии разветвленной шпионской
и диверсионной немецкой органязации, во
главе которой стояли, немецкие агенты,
нелегально проживавшие в Иране. Установ-
лено, говорится в сообщении, что указанная
организация намеревалась путем разруше-
ния мостов, туннелей и средств связи вос-
пренятствовать перевозкам военных MaTe-

ли суда типа «Либерти» имеют скорость
10—11 узлов. то суда типа «Виктори» —
16—17 узлов, что делает их менее уязвимы-
ми для неприятельских подводных лодок.
Цифры торгового судостроения Велико-
бритавии, как и ее военно-морского строи-
тельства, засекречены. Однако известно,

что с начала теперешней войны и До BCTYH-

ления в число ее участников США на бри-
танских верфях было построено больше
2.500 тыс. тонн торговых судов; за одив!
лишь 194] год было построено 1.500 тыс.
тонн. В дальнейшем интенсивность британ-
ского судостроения отнюдь не ослабла, по-
этому, по скромным подсчетам. можно счи-
тать, что за время войны британские верфи
построили до 5 миллионов тонн торговых
судов. К этому надо добавить строитель-
ство грузовых судов на верфях Канады.
Торговое судостроение последней в первые
два года войны выражалось сравнительно
небольшими цифрами, однако, начиная с\
прошлого года, оно достигло внушительных!
масштабов и в текущем году составит боль-
ше миллиона тонн грузовых судов.

Если до вступления США в войну поте-
ри британского торгового судоходства пре-
вышали количество строящихся судов и бы-
ли перекрыты за счет торгового тоннажа
континентальных европейских флотов, при-
соединившихся к британскому, то в даль-
нейшем, в результате реализации грандиоз-,
ной судостроительной программы США, по-
тери торгового судоходства союзников во
все возрастающей степени’ перекрываются
за счет нового строительства,

Общая сумма тоннажа, выпущенного вёр-
фями США, Великобритании и Канады 34
последние 20 месяцев, т. е, за 1942 и пер-
вые восемь месяцев 1943 года составляет,
по данным иностранной печати, огром-
ную цифру — от 23 до 2^ миллионов.
тонн, в зависимости от размеров британско-
го торгового судостроения, цифры которого,
как уже сказано, засекречены. Этот
тоннаж, во всяком случае, далеко пре-
восходит потери, понесенные союзным тор-
говым судоходством на протяжении прошло:

го и текущего годов. Наши союзники преё-
кратили публикацию данных о потерях сво

Коммутатор релакпае Д 3-20-98, ло Д 3-20-96 Телефовьи для справок — лоб. 1-73: зам.
отв. секретаря — Д 1.1282 а воммутатор 106. 20; отлел mn пейсгвий Флота — доб, 29. 38; отлел пропагавлы — лоб.
“18:

библиотека—лоб,

Типография «Красное Звамяз, Сущевская, 21,.

риалов и создать перебои

в снабжении

} иранского населения жизненно необходнмы-

ми товарами с тем, чтобы вызвать волнения
в стране и нарушить сотрудничество между
Ираном и союзниками. Некоторые вранпы

заподозрены в том, что они сотрудничали с
немецкими агентами. Приняты меры для за-
держания этих лиц, по делу которых будет
произведено. следствие.

Se ee

их торговых флотов, начиная с конца
1941 года. Однако известно, что эти потери,
достимние весьма вызокого уровня в первой
половине 1942 года, во второй половине то-
го же года сократились вдвое по сравнению
‚с первой, а в первой половине текущего
1943 года сократились еще в два раза.

Немцы проиграли бнтву за Атлантику.
Потери тоннажа союзников в первой“
половине 1943 года были вчетверо мень-
ше, чем год назад. Если даже ‘предпо-
ложить, что эти потери в первой полэвине
прошлого года достигали   миллиона тонн
в месяц (что, вероятно, явилось бы преуве-
личением), то все же с момента вступления
СТА в войну в целом они, очевидно, не пре-
высили 19—12 млн, тонн. Новый тоннаж, по
ступивший в этот промежуток ‘времени в
распоряжение торговых флотов союзников.
по меньшей мере вдвое превышает их по-
тери. Таким образом, на сегодняшний дель
торговый тоннаж Британской империи в
США вдвое выше тоннажа, которым расно-
лагала Британская империя к началу войны.

Коэфициент, выражающей это превыше-
ние, непрерывно. возрастает. Так, например,
в мае новый тоннаж, поступивший в расло-
ряжение наших союзников, превысил их по-
тери в три раза; в. июне—по меньшей мере в
семь раз Это соотношение полностью пи:
шает гитлеровцев надежды нанести союз-
ункам сколько-нибудь серьезные удары по
коммуникациям.

Тоннаж перестал быть проблемой, могу-
щей в какой бы то ни было степеня лими-
тировать военную активность наших союз-
ников. Грандиозные масштабы нового суло-
строения союзных стран, особенно США,
наряду с успехом всесторонних мероприя-
тий Великобритании, США и Каналы по
активной борьбе с германской подводной
угрозой обеспечивают непрерывный даль-
нейший рост морского тоннажа.. находяше-
гося в распоряжении союзников. Это в свою
очередь обеспечивает потребности взаимно-
го снабжения союзных стран, а тем самым в
значительной мере также развертывание
активных наступательных операций на ев-
ропейском континенте.

Л. ИВАНОВ,
член-корреснондент
Академии наук СССР.

59:

Е — 200. 1-72; отв. секретарь
отдел. партийно-комсомольской аботы —
13; издательство Вачальвик д 1-12-60; бухгалтерия и отлел подпискн—доб. 25 а 1-62-21.

7 сентября 1943 г., № 211 (1469)

Харьков
возрождается

ХАРЬКОВ, 6 сентября; (ТАСС). Предее-
датель исполкома Харьковского Совета де-
путатов трудящихся тов. Селиванов в бе.
седе с корреспондентом ТАСС рассказал:

— С первого дня освобождения города
от неменких оккупантов ‘харьковчане по-
боевому взялись за восстановление город-

ского хозяйства, — наводят порядок Ha
улицах, во дворах а домах. Люди самоот-
верженно трудятся над возрождением

предприятий местной промышденности, жи-
лых домов, учреждений, учебных и куль-
турных заведений, мостов, дорог и т. д. В
городе зажглись первые электрические
лампочки, открыто несколько магазинов по
пролаже вещей помашнего обихода п
строительных материалов, швейных и са-
пожных мастерских. В Дзержинском. районе
работают три хлебопекарни. Коммунальни-
ки восстановили баню пропускной способ.
ностью на 1.500 человек. Завершается ре.
монт второй бани. ‘

От рук фашистских злодеев погибли сот-
ни жителей Харькова. Для детей, остав-
шихся без родителей, горздравотдел от-
крыл два детских дома. В районах города,
кроме этого, создано 15 детских садов. Де-
ятельно ведется подготовка к новому учеб-
ному году. Учителя заканчивают учёт всех
детей школьного возраста, оборудуются
помещения, идет сбор учебников и ‚нагляд-
ных пособий. 4

Самоотверженно трудятся  железнодо-
рожники. Первый поезд в Харьков привел
старший машинист Коваленко — бывший
машинист одного из дено Южной дороги.

Возобновили работу культурные учреж-
дения. В отремонтированном помещении
театра имени Шевченко < болышим ‘успе-
хом проходят спектакли филиала Москов-
ского государственного театра Вахтангова.
Здесь же выступали выдающиеся деятели
советского искусства Козловский, Лепе-
шинская, Кругликова, Иаторжинский, Лит-
виненко-Вольгемут и другие. Созданы му-
зыкально-драматический, кукольный H
эстрадный театры. Начали работать 5 ки-
нотеатров. Харьковчане < увлечением
смотрят советские фильмы «Сталинград»,
«Секретарь райкома» и другие.

На площадях и центральных улицах
города установлены десятки репродукто-
ров. Люди освобожденного города с напря-
женным вниманием слушают Москву. ‘

Четырнадиатый день реет красное знамя
над нашим родным Харьковом. Трудящиеся
второй столицы Украины днем и ночью от-
дают все свои силы тому, чтобы быстрее
залечить раны, нанесенные городу немец-
кими захватчиками. Харьков оживает,
Харьков возрождается!

В ФОНД ЗДОРОВЬЯ
ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ

СТАЛИНГРАД, 6 сентября. (ТАСС). В
эти лни, когда Красная Армия гонит врага
на запад, освобождая десятки населенных
пунктов от немецких захватчиков, колхоз-
ники с еще большей энергией помогают
фронту, создают фонд здоровья защитни-
ков Родины. Свыше 12 тысяч литров моло
ка, тысячи килограммов мяса, масла. ово-
щей поступило за короткое время от кол-
хозников Чернышковского и Вязовского
районов. Пять колхозов Балыклейского
района: — имени Сталинской Конституция,
им. Кирова, им. ХУШ партсезда, им,
Сталина и «Первое мая»— отправили в под-
шефный госпиталь для усиления питания
раненых бойцов и офицеров Красной Армин
1.500 килограммов яблок и груш, 3 тысячи
килограммов арбузов, 2 тысячи килограм-
мов картофеля и помидоров, свыше тысячи
литроз молока, 500 яиц и 30 кур. Колхоз-
ники сельхозартели «Красный треуголь-
ник»,  Добринского района, отправили, кро-
ме различных продуктов, 500 килограммов
меда. Пчеловод колхоза «Искра револю-
ции» Пантелеев внес 150 килограммов меда.

pees

КНИГИ ДЛЯ ТАГАНРОГА

РОСТОВ-на-ДОНУ, 6 сентября. (ТАСС).
На другой день после освобождения Таган-
рога ростовекое отделение Когиза напра-
вило туда свыше 10 тысяч книг. Спрос на
литературу колоссальный. 2.000 экземпля-
ров книги товарища Сталина «О великой
отечественной войне Советского Союза»
были раскуплены в течение нескольких
часов.

3 сентября Когиз отправил в Таганрог
новую партию литературы,

90 КОНЦЕРТОВ
У МОРЯКОВ-СЕВЕРОМОРЦЕВ

В Москву возвратилась бригада москов-
ских театров, выезжавшая на празднова-
ние 10-летия. Северного флота. В бригаду,
возглавляемую артисткой Болышого теат-
ра С Звягиной, входили народная артист-
ка республики Зуева, лауреат Сталинской
премии Дорохин, Яхонтов, квартет
им. Бетховена и др. ;

За 26 дней бригада, ъыступзя на ко-
раблях, береговых батареях, в подразде-
лениях морсксй пехоты н на аэродромах
дала 99 концертов.

(ТАСС).

ТИРАЖ ЗАЙМА

Вчера в Москве состоялся 11-й тираж
выигрышей Займа третьей пятилетки (вы-
пуск третьего года).

‚В. тираже разыграно на 92 разряда бес-
проигрышного выпуска займа 846400 вы-
игрышей на сумму 134.743.200 рублей, в
том числе 92 выигрыша в 3.000 рублей,
460 по 1.000 рублей, 4600 — по 500 руб-
лей, 110.400 — по 200 рублей и 730.848—
по 150 рублей

Выигрыш в 3.009 рублей выпал на об-
лигацию номер 16 серии номер 89998.
Следующий тиражопо этому займу с6-
стоигся 6 декабря 1943 года.
(ТАСС).

СПОРТИВНЫЙ ДЕНЬ
ЛЕНИНГРАДА

2 ЛЕНИНГРАД, 6 августа. (ТАСС). Вчера
был разыгран кубок Ленинграла по футбо-
лу. Встретились команды Н-ской частн
Краснознаменного Балтийского флота #
«Динамо». Игра прошла в живом темпе и
закончилась с результатом 3:1 в пользу
динамовцев. Многочисленные зрители теп-
ло приветствовали победителей. которым
тут же была вручена почетная спортивная
награда.

На Невке состоялись соревнования’ по
народной и академической гребле. На од-
ном из стадионов прохбдила комсомольская
спартакнала в честь 95-летия ВЛКСМ.
Первенство по штыковому бою завоевала
команда Смольнинского района.

Ответственный релактор
П. МУСЬЯКОВ.

: vi М