длились в Море,

Катера против самолетов

СБИТО ПЯТЬ`И ПОДБИТО. ЧЕТЫРЕ ВРАЖЕСКИХ МАШИНЫ

На-длнях в Bapemsopom море, произо-
шел бой двух наших сторожевых катеров
с десятками последовательно налетавших
самолетов противника. Немецкая  авиа-
ция понесла неслыханные при подобном
соотношении сил потери. Мужественные
катлерники сбили пятв и подбили четыре
вражеских истребителя.

Этот урон, понесенный. противником,
имеет значение не’ только из-за внуши-
тельной цифры потерь, но и по другой

точить огонь. С дистанции в 500—400
метров фалиистские летчики открывали по
катерам пушечно-пулеметный огонь, а ©
дистанции 150—100 метров  обрасывали
бомбы.

Тивень снарядов, пуль и бомб обрушил-

ся на катера, но их личный состав с ис-

причине. Как известно, немцы © первых.

дней войны прилагают огромные усилия,

‘чтобы парализовать. действия наших ка-

теров. В последнее время, разработав но-
вые тактические приемы и используя свои
истребители  «Фокко-Вульф-190>, они
проявляли в этом отношении особенно

большую активность. Немецкая печать.

пыталась даже утверждать, что найден,
наконец, эффективный ©1060б борьбы с
воздуха с советскими . катерами и что
советские катера теперь не в состоянии
оказывать противодействие авиации.

бхвалка нескольких эскадрилий ‘хвале-’

six фашистских истребителей с ‚двумя
советскими сторожевыми катерами доста-
точно убелительно опровергает хвастли-
вые утверждения гитлеровцев.

Подробности этого замечательного. боя
таковы.

Наши катера под-командованием дваж-
ды орденоносца лейтенанта Ткаченво и ор-
деноносца лейтенанта Перфилова нахо-
когла на них нале-
тели семь «ФВ-190». Погода благо-
приятетвовала немцам, -— они ата-
ковали катера, неожиданно вынырнув из-

`за облаков. Олнако обмануть бдительность

^ нашем берегу. Остальные самолеты бес-
` прицельно сбросили бомбы и поспешили

‚ чета.

экипажей катеров им не удалось. Самоле-
ты противника были вотречены шкзваль-
ным прицельным огнем. Его сила и сосре-
‘доточенность были так велики, что про-
тивник, рассчитывавший на внезапность
удара, не успел даже своевременно. пред-
принять обычные противозенитные манев-
ры. Первыми же залпами катерники сбили
два вражеских истребителя. Один из них
упал в море, другой разбился о скалы на

скрыться.

Это произошло в полдень. До конца
длинного летнего северного дня было еще
далеко. Считая, что попытка немцев уни-
чтожить катера одним налетом не ограни-
чится, лейтенанты Ткаченко и Перфилов
с полным основанием ждали нового на-

Они не ошиблись. В 13 чае. 40 мин.
сигнальщики заметили, как восемь «ФВ-
190» прошли курсом ост, потом развер-
нулись и легли на курс норд. Когда е ка-
теров открыли отонь, они скрылись в 0б-
лаках, а, затем, появившиеь уже с зюйд-
веста, пошли в атаку. ae :

Сложные маневры врага не смогли 00-
мануть командиров катеров. И на этот раз
открытый во-время заградительный огонь
сбил фашистских летчиков с пикирова-
ния, помешал им прицельно ебросить бом-
бы. Не нанеся никаких повреждений ка-
терам, самолеты скрылись.

Еше ‘через два ‘часа, когда катера
шли в пункту назначения. на них
налетели три группы  «Фокке-Вуль-
фов». Первая состояла из девяти; ‘вто-
рая — из. восьми, третья — ‘из. четырех
вражеских истребителей. Они шли в атаку
на бреющем полете. с разных направлений
в тем, чтобы заставить катера рассредо-

ключительной стойкостью и мужеством
отбивал все атаки. Близко разорвавшими-
ся бомбами на катере лейтенанта Ткачен-
ко заклинило пулеметную установку, по-
вредило противозенитную автоматическую
пушку. Но личный состав катеров не про-
явил в эти минуты и тени растерянности.
Каждый стоял на своем посту, выполняя
порученное ему дело, храбро дрался с вра-
гом, а если рядом товарищ выбывал из
строя, то его сосед справлялся и за двоих
и 35 троих.

Бой двух катеров е двумя десятками
немецких истребителей продолжался око-
ло двадцати минут. Противник все снова,
и снова выходил в атаку. В конце концов,
потеряв четыре самолета, два из которых
упали в воду, а два были подбиты, немцы

скрылись.

Наступила передышка. Экипажи спент-
но ликвидировали повреждения, набивали
пулеметные ленты, осматривали оружие,
чтобы снова достойно встретить врага,
если он появится.

Пауза продолжалась недолго. Взбешен-
ный своими потерями противник
новую серию атак. Ha этот раз «Фокке-
Вульфы» изменили тактику и нападали
уже не группами, ‘& парами, сохраняя
двух Ярехминутные интервалы между
зтаками. Бой шел почти до самого насту-
пления темноты. Военные моряки выдер-
кали его с честью.

„Несмотря на повреждения катеров,
экипажи продолжали вести огонь: Пятый
но. счету «Фокке-Вульф», сбитый в этом
бою, пришелся на долю катера лейтенанта
Ткаченко. В результате прямого попада-
ния нескольких снарядов вражеский ис-
требитель, задымив, пронесся над кате-
ром и врезался в прибрежные скалы. Kpo-
ме того, были подбиты еще два самолета
противника. 5

Трудно назвать фамилии североморцев,
отличившихся в этом бою. Офицеры,
‘старшины и краснофлотцы катеров про-
‘явили не только мужество, выдержку, са-
моотверженноеть, но’ и большое мастерст-
во, подлинную воинскую зрелость.

Лейтенант Ткаченко, получивший офи-
церекое звание уже во время войны, и
лейтенант Перфилов умело руководили
боевыми действиями и свойм поведением
воодушевляли личный состав.

Пулеметчик Коваленко, получив три
‘ранения, не отходил.от своего пулемета и
продолжал обстреливать самолеты. Crap-
шина 2-й статьи Кожедуб, уже, имеющий
на боевом счету вражеский самолет, в
этом бою сбил еще один истребитель. Ис-
ключительную отвагу и самоотвержен-
ность проявили командир орудия Блохин;
первые наводчики пулеметов Зайцев и
Сулягин, вторые наводчики Рогозин и
Яковлев, старший моторист Зуев, боцман
Тимофеев, пулеметчик Востин, наводчики
Шепелев, Второв, Бустов и другие. Во-
мандование отметило подвиг героев-моря-
ков высокими правительственными награ-
дами. о.

Старший лейтенант Г. НОВОГРУДСКИЙ.

Северный флот
(По телеграфу от наш. корр.).

БАЛТИЙСКИЙ КАТЕР ПОТОПИЛ НЕМЕЦКИЙ ТРАЛЬЩИК

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ  БАЛТИЙСВИЙ
ФЛОТ,*7 сентября. (По телеграфу от

-  Вчера старший лейтенант одержал но-
вую победу. Он вышел в море в составе

наш. корр.). Экипаж торпедного катера; группы катеров. Встретив тральщик про-

которым командует
уИильцов, недавно

потопил сторожевой
корабль противника. :

старший лейтенант, тивника, Жильцов одной торпедой пото-

пил его. Вее наши катера благополучно
вернулись в 0а3у.

начал

КРАС

Использовать
опыт передовых
прожектористов

Зенитно-прожекторные части накопи-
ли богатый боевой олыт и стали гроз-
ным оружием. Это видно хотя бы из
следующего — примера.  Прожекторная
часть капитана Смирнова в течение не-
скольких дней обеспечивала ‘успешное
действие нашей зенитной артиллерии и
истребительной авиации — в результате
было сбито свыше сорока самолетов про-
тивника. Таких примеров немало на всех
действующих флотах.

Наряду с решением основных задач
прожектористы обеспечивают ночные
действия береговой артиллерии и содей-
ствуют сухопутным чаетям. . 2

‹ Прожекторы, расположенные в непо-
средственной близости от береговой чер-.
ты, зачастую используются как  искате-
ли и сопроводители, а ‹свкже вав свето-
вые завесчики. РА

При поиске морских и сухопутных це-
лей применялся поиск. методом проблес-
кового свечения, оправдавший себя 0со-
бенно при освещении сухопутных целей.
Как показал опыт, при работе прожекто-
ров противник немедленно открывает
артиллерийский огонь. В целях избежа-
ния потерь лучше работать непосредет-
венно с автомашин. Они быстро меняют
позицию, в то время как соседние про-
жекторы продолжают ‘еще действовать.
 Частая смена позиций при освещении
сухопутных и морских целей необходи-
ма, причем позиции должны быть зара-
нее определены и подготовлены для
каждой станции.

В тех случаях, когда противник 0с-
вещал наши об’екты и подвергал их ар-
тиллерийскому обстрелу, прожекторы от-
хрывали встречный луч, направленный
прямо на прожектор противника, и тем
лишали его возможности наблюдения.
Освещение прекращаловь в тех случаях,
когда требовалось замаскировать тот или
иной 0б’ект. —

Прожекторы с успехом могут быть ис-
пользованы и с целью. ложного освеще-
ния. Так, во в] мя налета авиации про-
тивника на один из наших об’ектов про-
жекторы были передислоцированы. Про-
тивник, ориентируясь по прожекторам,
считат, что об’ехт находится в этом месте,
и сбросил бомбы и мины. Они не причини-

‚и никакого ущерба. _

Взаимодействие зенитных прожекто-
ров с прожекторами береговой обороны
должно всегла предусматриваться. Это
необходимо учитывать и в планах уче-
ний.

Майор Б. ГМИРЯ.

-ДВЕ ПОБЕДЫ
В ОДНОМ БОЮ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 сентября.
(Спец. корр. ТАСС), Шестерка истребителей
сопровождала группу пикирующих бомбар-
дировщиков «Петляков-9». - i

В районе цели наши самолеты были
встречены истребителями противчика. Одив
из них завязал воздушный бой с майором
Евгением Семеновым Вражеский летчик
несколько раз пытался зайти в хвост на:
шему самолету, но благодаря умелым ма-
неврамо советского пилота сам оказался
под обстрелом. После двух метких очере-
дей фашист врезался в землю.

В это время неожиданно <верху на со-
ветский самолет навалились еще две вра-
жеские машины и взяли его в клещи. От-
биваясь от яростных атак, майор Семенов
< дистанции в 100 метров дал нескольхо
очередей. Фантистский самолет вспыхнул и
пылающим факелом рухнул на землю.

Сбив две неприятельские машины в од-
ном бою, майор Семенов увеличил’ свой
боевой счет до 16 уничтоженных самоле-
тов противника.

ПОДГОТОВКА КОМАНДИРОВ РУЛЕВЫХ ГРУПП
“НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ

Корабельный устав © предельной чет-
костью определяет обязанности командира
штурманской части. В развитие этих” обя-
занностей ещё в 1938 г. было введено
«Наставление по’ штурманской службе ко-
раблей РЕКФ» («НШС-38»), где даны
конкретные указания о деятельности всего
личного состава БЧ-1, начиная от постройки

_ корабля и кончая боем. Война показала,
470 это наставление требует значитель-

` ных поправок. Прежде веего

необходимо
разграничивать службу и боевую  дея-
тельность штурманскихо частей по клае-
сам кораблей. Методы работы на’ подвол-
ных лодках отличаются от методов, при-

_ меняемых штурманом-н алводником.

‚актуален вопрос о взаимоотношениях

В частности, для’ подводников ° очень
И

распределения ответственности между ко-

„мандирами БЧ-Г и рулевой группы. 0’ко-

мощником командира БЧ-Г,
труппы обязан осуществлять евою дея-

мандирах рулевых групп в’ наставления
говорится: «Будучи непосредственным п9-
командир

тельность, сотласно указаниям. командира

`ЪЧ- имея при этом в виду, что коман-
лир _БЧ- является ответственным за всю

часть в целом». Такая ‚ формулировка,

THOTHOCTHIO снимающая какую-либо OTBET-

ственность с командиров рулевых грун,
нередко порождает у них недостаточно

сознательное отношение к делу. В похо-

‚де это иной раз выражается в том, что

командир БЧ-Г трудится, как говорят, «в
поте лица», а командир рулевой группы

“ безлельничает. Да и зачем ему трудить-

ея. когда «НШС-38» полностью  отраж-

лает его от всех последствий. Приведём

характерный пример.
Подводная лодка выходила,

из порта.

“Шаурманскую вахту 186 команлир БЧ-1

“VRE

‘лейтенант Маркелов. Кроме нео на ко-
рабле находилея и командир рулевой
труппы лейтенант  Бадигии,
порядочное время плавает
этом корабле. По выходе
Маркелов передал штурманекую
ту командиру
зая лодка должна была
влоль побережья. Дул аегкай ветерок
сторону берега. море спокойно.

который

рулегой группы. Подвод-

мандир БЧ-[, передавая вахту, сдал Ба-

„лигину ‘поворотный пеленг на маяк с
ошибкой на 4 кабельтовых. Ошибка
ъкралаеь при переносе месть с одной

аира пон ро тн Е нии о и реа,

карты на другую. Момент поворота Мар-
келов не проконтролировал. А командир
рулевой группы не проверит полученных
данных, халатно отнёсся к своим 0обя-
занностям, хотя изменение курса при пла-
ванин вблизи берегов требовало повышен
ной бдительности. - ‘

Таким образом. поворог был сделан не-
сколько раньше. Несмотря на т0, ч10 рад
дальнейших определений места корабля
лейтенантом Балигиным показывал, 910
Куре подводной лолки проходит на 4 ка-
бельтовых ближе к берегу, чем это на-
мечено предварительной прокладкой. он
никому об этом не доложил. В результа-
те. подводная лодка в простейшей обета-
HOBKe Cela на мель.

Вее виновники этого позорного случая
получили по заслугам, кроме командира
рулевой труппы. Это послужило ещё од-
ним козырем для безответственных офи-
В прячущихся за’ спину командиров

.

Конечно, большинство командиров ру-
левых групп — достойные офицеры, ко-
торые стремятся возможно быстрее и пол-
нее освоить своё дело, перенять ‘опыт
командира штурманской части, чтобы
иметь возможность в любой момент заме-
нить его. Лейтенант Кичко, биолог ‘по
профессии, окончил в 1941 г. специаль-
вые курсы со штурманским уклоном и,
придя на Флот. по-настоящему взялся за
усовершенствование своих знаний. Не-
устанно занимаясь навигацией и астро-
номией. он за 3 боевых похода воспри-
нял опыт и стиль работы старшего лей-
тенанта Шкунева и показал себя xopo-
шим ° специалистом-штурманом. Вскоре
лейтенант Кичко был назначен команди-

на! ром БЧ-Г той же подводной лодки. Даль-
из порта  нейшие самостоятельные походы показали
вах-. его штурманскую зрелость, }
опыт подтвержлает, насколько
следовать важно более четко определить обязанно-
в, СТИ.
Ко-

Боевой

Главное —
рулевой группы,

возложить на командира
наравне со штурманом,

ответственность за неправильные  дей-
ствия ‘с того момента, когда первый при-
казом по кораблю будет допущен к са-
мостоятельному несению ходовой и штур-
манской вахт. С хругой стороны. коман-
дир рулевой труппы должен полностью
подчиняться командиру БЧ-Г в вопросах
кораблевождения, ° эксплоатации = мате-
риальной части и боевой подготовки лич-
ного состава.

По собетвенному опыту могу сказать,
что воспитать действительного помощни-
ka — дело каждого штурмана, He вле-
дует бояться возложить на  командита
рулевой группы ‘значительную чабть ра-
боты. Нужно только возможно чаще KOH-
тролировать ео и повседневно помогать
разбираться в трудных вопросах. Если
же доверять команлиру рулевой группы
только какой-то ограниченный участок
деятельности боевой части, то он никогда
ве станет ° полноценным заместителем

штурмана. Нлох будет офицер. который
занимается. скажем, только  корректурой
карт и электронавигационными прибора-

MH, а He тренируется в прокладке, счи-
слении, астрономии,  радиопеленговании
ит. д. Да и сам штурман будет недово-
лен таким помощником. :

Плавая на подводной лодке командиром
БЧ-Т. я стремился передать Bech ° свой
опыт командиру группы, Ва время пре-
бывания в базе он сам  корректировал
всю литературу и карты, обеспечивал ре
монт по боевой части. В море я зёл про-
кладку только в опасных районах, а  пе-
рехолы доверял командиру группы,  Bo3-
можно чаще проверяя его счислимое ме-
«то. Первые проводки через минные за-
гражления я делал самостоятельно. а он
наблюдал. Затем мы менялись ролями,
но ‘предварительно я проверял знание им
всего ограждения” данного района. Такой
cnoco6 втягивания в Таботу с непрерыв-
вым контролем я считаю наиболее Nog.
холящим TAA подготовки командиров ру-
левых групп.

Капитан-лейтенант А. ЕРЕМЕЕВ.
Действующий флот.

ный ФЛО

Воздушные бои над

Характерная особенноеть воздушных
операций нынешнего ‘лета заключается в
том, что наши истребители все время ве-
ли наступательные бои; в 10 время как
противник вынужден был ограничивать-
ся обороной. За 4 месяца боев только
летчиками-гвардейцами над заливом
сбито 77 самолетов противника.

Летние операции истребителей
Финским заливом следует разбить

над
Ha

три`этана. Первый этал, апрель—май, —

YOUTH ежедневные интенсивные воздуш-
ные бои. Они, как правило, - возникали
при сопровождении наших  бомбардиров-
щиков и штурмовиков. Иостененное на-
ращивание сил с обеих сторон приводило
к тому, что в воздухе на узком участке
одновременно вели бой до 50—70 само-
летов. Второй этап — июнь — характерен
некоторой ‘оперативной паузой. AKTHB-
ность наших штурмовиков в пюне не
снизилась, но’ истребители противника
понесли тяжелые потери. Наконец, на
лретьем этапе операций, июль — август,
нашими истребителями проведено снова’

несколько воздушных 0б0ев, хотя и
не таких крупных, Kak в апреле —
мае. Противник уже не мог BBO-

дить в бой большие группы истребите-
лей, а действовал преимущественно  на-
рами и четверками, причем атаковал
только подбитые нли  оторвавшиезя, ст
сбщего строя самолеты;

Воздушные бои на первом этапе за-
служивают наибольшего внимания. Как
сказано выше, они возникали чаще все-
го при сопровожденин штурмовиков, при-
чем истребители противника атаковывали
наши самолеты на обратном марируте.
Об’яенялось это особенностями театра.
Близость расположенил вражеских бере-
тговых наблюдательных постов ст наших
оперативных аэродромов давала против-
нику возможность фикепровать вылет
группы наших самолетов. и полет ее над
заливом. Так как поль атаки немцы за-
ранее знать не могли, то они планирова-
ди свои действия таким образом, чтобы.

=

Гвардии подполковник
П. РОЙТБЕРГ \

>

противника. Штурмовиков сопровождали:
четверка <ААГГ-3» в непосредственном
прикрытии и четверка «Лавочкин-5» в
сковывающей группе. Самолеты  сковы-
вающей групны шли е ‘превышением; со
стороны солнца. На половине маршрута
«Ильющин-2» начали набирать высоту. В
это время сзади показались 2 «Ме-109».
Командир сковывающей групны гвардии
капитан Лагуткин принял неверное ре-
шение —— четверкой «Ла-5» преследовать
«Ме-109»: Этим он уклонился от выпол-
пения основной задачи — прикрутия
штурмовиков, и Te пошли к цели, сопро-
вождаемые только четверкой «ЛАГГ-3».

По счастью, вражеских истребителей в
районе цели не было, и штурмовики, ус-
пешно ‘отбомбивигись, легли на обратный
курс. Вскоре к ним пристроилась четвер-
ка <«Лавочкин-Б», закончившая бой с
«Ме-109». Некоторое время самолеты
шли спокойно, но затем были атакованы
двенадцатью «Фиат-50». Четверка
«Та-5», развернувитись, вступила в bol,
= четверка «ЛАТГ-3» продолжала сопро-
вождать штурмовиков. Через 10 км наши
летчики встретили вторую группу истре-
бителей противника, состоявшую из 14
«Фиатов» и <«Брустеров».. Нротивник
группой атаковал наших истребителей, &
два «Брустера» пикировали на «Илью-
шин-2». Гварлейцы?истребители Минаев
ий Жучков пошли в лобовую атаку на
«Брустеров», заставили их отвернуть и,
прикрывая штурмовиков, отправились на
аэродром. Два других «ЛАГГ-3» 3aBa-
зали неравный бой с 14 самолетами про-
Тивника, дав тем самым возможность

1 штурмовикам оторваться от преследова-

ния. 5
В это же время вылетела наша отее-
кающая группа в составе восьми «Тавоч-

о i
paiion цели т “cn us Gea 4 }
Ч лА 5 х р. a
4 ion Som 4285 a Pf
Sera eat gore $ т
р бы р о >
4 ЛАГЕ 3, => == >   Oy ea i

» beyctes

5 i 12 @uar a pan i
  ^ an

— Схема № 1.

встретить советские самолеты после их
отхода от цели. р

В этих условиях необходиме было ср-’
танизовать сопровождение  не-новому.
Кроме обычных  истребительных групи
непосредственного прикрытия и сковы-
вающей мы создали. так называемые
трупны отсечения. Перед ними ставились
следующие задачи: 1) очищать район,
через который будут возвращаться наши
штурмовики, от вражеских  пстребите-
чей, 2) отеекать истребителей противни-
ка, преследующих штурмовиков; 3) ока-
зывать помошь’ группе прикрытия, веду-
щей бой, и 4) преследовать и уничто-
жать самолеты противника у их aapo-
дромов. Грунпы отсечения поднимались с
аэродрома не сразу, а в зависимости от
воличества находящихея в воздухе само-
летов противника. Наращивая силы в
ходе боя, мы создавали численное ипре-
восходство, и тем самым все тактические
замыелы противника сводились к нулю.

В тех случаях, когда цель была уда-
лена на расстояние, превышающее ра-
диус действия наших истребителей, или
когда на маршруте завязывались сже-
сточенные воздушные бои, неизбежно
приводившие к быстрому фасходованию
горючего, мы осуществляли непрерывное
сопровождение штурмовиков путем нод-
хвата их в определенном районе свежей
группой истребителей.

Наиболее интересной по организации и
показательной по результатам была опе-
рация, проведенная нашими летчиками
21 апреля (схема № Г). Метеорологиче-
ская обстановка в тот день была отлич-
ной: ясное, безоблачное небо, видимость—
20 километров. В 8 час. 40 мин. пятерка
«Ильюшин-2» взлетела с аэродрома и на
бреющем, полете отправилась в район
Финского залива для удара по кораблям

}

АЕ ера ыыы БО од обор ака

4и-6.

а

хин-5> и четырех «И-16». Четверки «Та-
5» под командованием Цыганова и Голу-
бева имели задачу сковать истребителей
противника и пропустить штурмовиков на
их аэродром. Четверка «И-16» во главе
со старшим лейтенантом Ломакиным дол
жна была встретить штурмовиков в непо-
средственной близости от аэродрома и
прикрыть их посадку.

При подходе наших самолетов к за-
данному району противник уже находил-
ся там. Четверка Цыганова встретила в
своем районе 12 «Фиат-50», которые ве-
ли бой с четырьмя  Лагуткина.
Цыганов немедленно вступил в бой, ‘ока-
зав Лагуткину существенную поддержку.
Четверка Голубева встретила 14 «Фиал-
50» и также вступила в бой. Обеим груп-
пам удалось сковать противника и от-
влечь его от преследования штурмовиков.
Наконец, четверка Ломахина, приняв 5
«Ильюшин-2» и 2 «ЛАГГ-3» у аэродро-
ма, обеспечила их посадку и одновремен-
но вела бой с вражескими истребителями,
пытавшимися прорваться к аэродрому.
Таким образом, в этот день небо Финско-
го залива стало ареной ожесточенных
воздушных боев, возникавших в самых
различных районах на маршруте «Илью-
шин-2». а:

В этих боях противник нотерял 13 са-
молетов. 7 наших машин получили по-
вреждения, но все благополучно произ-
вели посадку. Эта победа быль одержана
благодаря энергичным и’ решительным
действиям наших истребителей и пра-
вильно продуманной тактике. Если не
считать ошибки Лагуткина, которая тоже
была им иснравлена, то можно с уверен-
ностью сказать,что в этот день было до-
стигнуто почти идеальное по чёткости и
организации взаимодействие штурмови-
ков и истребителей.

Действия азиации западнее Xappxosa =.

{
(Слец: корр. ТАСС). Западнее Харькова
наши части продолжат вести наступа-
тельные бои. Нанося врагу сильные уда-
ры, ломая его упорное сопротивление, ‚
катываться на запад.
Верными помощниками наземным звой-,
скам являются летчики. Небо над полем
сражения принадлежит советским пило-
там. Наши истребители надежно прикры-
вают боевые порядки наступающих пол-
ков, а штурмовики и бомбардировщики
постоянно висят над немцами. В воздуш-
ных боях наши летчики неизменно берут.
верх над фашистами.
Шесть советских истребителей «Ла-
вочкин-5», ведомых твардии старшим
лейтенантом Бородачевым, атаковали 40
немецких бомбардировщиков, которых
прикрывали восемь истребителей. Завя-
залась напряженная борьба, Отличный
маневр и точный огонь принесли ‘победу
сталинским соколам. Они сбили 6 враже-
ских самолетов и рассеяли остальные, не!
допустив их к цели. В этом бою особенно
отличились летчики гвардии младшие
лейтенанты Андреев и Михайлов. Каждый
из них сбил по 2 вражеских самолета.
Бомбовые и штурмовые удары наших.
летчиков причиняют врагу большие поте-
ри в людях и технике, расчищают путь

для наступающей пехоты. Одна наша
стрелковая часть встретила исключитель-
но упорное сопротивление немцев. Фа-

шисты, засевшие в долговременных обо-

ронительных сооружениях, вели ‘ураган-

советекие воины заставляют немцев OT- ный огонь. Несмотря на плохую погоду,

низкую, плотную облачность, групна
штурмовиков во’главе с капитаном дваж-
ды орденоносцем` Домбровским атаковала
немцев. Штурмовики неожиданно выныр-

нули из облаков и обрушили весь груз бомб

на укрепления фашистов. Вражеские
дзоты взлетели на воздух. Налет штурмо-
виков совпал © атакой наших танков.
Вскоре сильно укрепленный рубеж врага
был полностью разгромлен, и велед за
танками виеред устремилась наша пехота.

Боевые действия советских летчиков
изобилуют примерами выдающегося ге-
pousma. Самолет летчика гвардии млад-
шего лейтенанта Комаева и воздушного
стрелка Медакина был подбит во время
штурмовки немецких танков, В этот мо-
мент его атаковали 5 фашистских истре-
бителей. Самолет получил новые повреж-
дения. Летчик и воздушный стрелок бы-
ли тяжело ранены, но не потеряли само-
обладания. Комаев продолжал ввести раз-

битый самолет на советскую территорию,

а Медакин пулеметным огнем отражал
атаки немцев. Герои благополучно поса-
дили свой самолет за линией фронта.

8 сентября 1943 г.,

——_—_дд—————_о—————обо—_————————щ——————————————_———3———

Финским заливом

Получив ряд столь ощутительных уда-
ров, противник изменил тактику. Он пе-
редвинул истребительные заелоны на за-
пад, подальше от наших берегов, и начал
прикрывать об’ект удара мощной группой
истребителей. В ответ мы увеличили чи-
сло самолетов сопровождения, а для груп-
пы отсечения изменили время вылета в
район встречи с штурмовивами. Понеся
снова большие потери и не добившись
сколько-нибудь заметных . результалов,
истребительная авиация врага сильно
уменьшила свою активность.

В июне— июле мы уже не
над Финским заливом крупных групи вра-
жеских истребителей. Противник, не 0у-
дучи в силах помешать налим штурмо-
викам, стал практиковать тактику «Елез-
ков» ототавших и подбитых самолетов.
Правда, на смену <«Фиатам» и «Брусте-
рам» пришли «ФВ-190», но число их бы-
ло незначительно и действовали они
преимущественно четверками. Лишь в
отдельных случаях отмечались одновре-
менные пролеты восьмерок и десяток
«Фокке-Вульф-190». Kak правило, в
длительные воздушные бои немцы ‘не
вступали, и если им не удавалея неожи-
данный удар, они немедленно ретирова-
ЛИСЬ.

Этим внезапным ударам наши лет-
чики противопоставляли свое мастер-
ство, ‹ осмотрительность в воздухе,
взаимную выручку и поддержку. Подроб-
ного разбора заслуживает в этом оти-
шении бой, проведенный гвардии капи-
таном Цаповым и его ведомым гвардии
младшим лейтенантом Араповым с парой
«ФВ-190» (схема № 2). При отход
питурмовиков от цели на высоте 3.000 х,
Цапов заметил сзади себя два «ФВ-190».
Гвардии капитан резко развернул маши-
ну в 106 немцам, но огня не открыл, Tax
как положение для ведения стрельбы бы-
ло неудобное. Ведущий «ФВ-190» пре-
скочил вперед и ушел вниз глубоким пи-
кированием. В это время сверху слева

Схема № 2.
под ракуреом 8/4 Цапова атаковал ведомый
«ФВ-190». Цапов довернул на него и по-
шел в лобовую атаку. Чтобы не потерять

скорости, Цапов подходил под немца ¢
прижимом. Проскочив вперед, «ФВ-19%

слелал боевой разворот вправо, amos
также сделал боевой разворот, но влево, и
сразу очутился в’хвосте у немца. «Фокке-
Вульф» свалился на крыло и перешел в
пикирование, но Цапов не отетавал. 06%
летчика сделали три маневра по верти-

кали. На четвертой вертикали «@окке-
Вульф» потерял скорость и, пытаяь
оторваться OT преследования, одела

фиксированный переворот. В этот момент
Цапов дал две очереди с короткой ди
станции, Немец сильно’ задымил, перешех
в отвесное пикирование и упал в воду.

Этот бой является образцом  тактиче-
свой грамотности летчика. Цапов mpa-
Вильно сделал, заставив немца драться
на вертикали, Tak kak при это
«ФВ-190> быстро теряет скорость. Пе.
нимая, что немец не рискнет сделать
боевой разворот влево, так как тогда Of
попадет под огонь Арапова, Цапов умею
использовал для открытия огня момент
«зависания» «ФВ-190» при перевороте.
Все это и обеспечило ему быструю
победу, Е

Воздушные бои лета 1943 года пока-
зали преимущества советских самолетов
над вражескими и лучшую выучку‘ на-
ших летчиков. Вытеснив немецких истре-

бителей из района действий наших
штурмовиков и завоевав господетво в
воздухе, балтийские  истребители-гва]-

дейцы обеспечили штурмовикам и бом-
бардировщикам возможность
беспрерывные эффективные удары п

неприятельским кораблям в Финском 3а-
ливе. Eee

Краснознаменный Балтийский флот

ЗАКОНЧИЛИСЬ
СТРЕЛКОВЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
СНАИПЕРОВ

eee ee

В числе победителей — прославленные
балтийские стрелки Антонов, Вакуленко,
Федоров, Мочалов
КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 7 сентября. (По телегр, от нам,
корр.). Закончились первые стрелковые
спортивные соревнования снайперов флота.
Участвовавшие в них команды показали
хорошую стрелковую выучку. Среда участ-

ников, — Герой Советского Союза Антонов, \

на боевом счету которого 356 немцев, Фе-
доров, истребивший 269 гитлеровцев, Ники-
тин, уничтоживший 170 фашистов, и другие.

Команда снайперов  часги, где  инепек-
тором физподготовки подполковник Фро-
лов, состоящая из восьми человек, имеет
на своем счету 747 истребленных немцев.

Первое место заняли снайпер Вакуленко
и снайперы’ “части, где командиром
т. Ладинский. Втсрое место — команда в
составе снайперов Антонова и Федорова из
части, где командиром т. Кулешюв, и ва
третье место вышли снайперы той же час:
ти — Гесели и Мочалов.

В Доме Военно-Морского Флота KONTO
адмирал Смирнов`вручил победителям со:
ревнования именные снайперские винтовки
и грамоты Военного совета Краснознамев-
ного Балтийского флота

‘

наносить‘

$
wy

oe

встречали °