>

Речь тов. з

ЛОНДОН, 9 сентября. (ТАС). Тов. Швер-
ник выступил 8 сентября на 75-м контрес-
ce британских тред-юнионов со следующей
речью:

«Товарищи! Передаю вам, а в вашем лице
всему рабочему классу Великобритании
пламенный братский лаб
ботниц И r а A eee ae

и . служащих
Советского Союза. (Бурные аплодисменты).
Делегаты советских профсоюзов приехали в
вашу страну, чтобы принять участие в pa-
bore конгресса британских тред-юнионов,
чтооы рассказать вам и британским рабочим
0 тероической борьбе советского народа, ко-
торую ен третий год ведет против гитлеров-
ской Германии и ее сообщников, похелитьея
¢ вами сведениями и соображениями
о работе советемих профсоюзов, ко-
торую они проводили во время войны, и по-
знакомиться с производственными усилиями
бриташоких рабочих и британского народа.
Такая взаимная информация и общение при-
несут` только пользу делу дальнейшего укре-
пления связей между профеоюзами и рабо-
чим классом наших стран, делу дальнейшего
об’едивения усилий для достижения скорей-
шего разгрома и безоговорочной канитуля-
ции фаитистокого агрессора. (Продолжитель-
ные аплодисменты).

Прошло 4 года © тех пор, как гитлеров-
кая Германия ввергла народы всего мира
в пучину кровавой войны. Целый ряд госу-
даретв перестал существовать, целые наро-
Хы Европы порабощены гитлеровской тира-
ниси, лишены свободы и независимости и
живут на положении рабов, тысячами уми-
рая от нечеловеческих страданий. 22 июня
1941 т. гитлеровекая Германия злолейски
напала на Советский Союз. Этот день яв-
ляется переломным во второй мировой вой-
не. (Возгласы: Правильно!). Именно © мо-
мента нападения на Советекий- Союз рас-
крываетя со всей остротой нависшая фа-
шистская опасность нал свободолюбивыми
народами, Гитлер бросил на CCCP soopy-
женные до зубов многочисленные разбой-
ничьи орды, рассчитывая в кратчайший
срок раздавить его и превратить его в. ко-
лонию германеких империалистических раз-
бойников. Это были дни серьезных испыта-
ний для всего советского народа. Это были
дни, когда от борьбы советского народа и
ео доблестной Красной Армии зависела
судьба всех налюжов. (Возгласы: Правиль-
но!). Но подлежит сомнению тот факт, что
ели бы гитлеровской Германии удалось
одержать победу над СССР, то это означало
бы торжество германокого фашизма во всей
Европе, конец ©вободе и независимости ев-
ропейских стран, завоевание плацдарма для
мирового госпожетва гитлеровокоюй тирании.
(Возгласы: Правильно!). Можно смело ут-
верждать, что если бы Гитлер одержал побе-
ду над советским народом, мы не засехали
бы сегодня ва конгрессе британеких тред-
юнионов. (Возгласы: Правильно!).

Однако того, о чём мечтали гитлеровокие
империалисты, не случилось. Гитлер и его
‹о0бщники переопенили свои собственные
силы и недооценили могущественные силы
СССР, величайший дух советекого народа
(продолжительные аплодисменты) в борьбе
против иноземных захватчиков, его стой=
кость и мужество, его непоколебимую pe-
шимость защищать свою землю, евою-со-
ветскую родину, её честь, свободу и неза-
висимость. (Аплодисменты). Гитлер совер-
шил свое злодейское нападение при наличии
огромных преимуществ в военном отвоше-
нии. № моменту нападения на СССР, кото-
рый был занят мирной созидательной ра-
ботой, фашистекая Германия бросила всю
свою полностью отмобилизованную армию,
вооруженную тысячами танков и самолетов.
Тысячи тавков, тысячи самолётов, отоло
200 отборных немецко-фаптистоких дивизий
преступно вторглись на советекую землю,
подвергая © земли и с воздуха уничтожению
города, села, фабрики и заводы, беспощадно
убивая беззащитное мирное население —
детей, женшин и стариков. Наша страна,
весь советский народ и Красная Армия
мужественно встретили злодейокое  нападе-
нио врага и вступили в жестокую схватку
с ним ис беспримерным героизмом и отва-
Poll «тали защищать каждую падь совет-
ской земли. (Аплодисменты). Однако Совет-
ский Союз в первый период не мог полно-

‘Советского

бросила

пад.

гитлеровской армии. (Аплодисменты). Это
поражение показывало, что гитлеровскую
армию не только можно гремить, нб и раз-
громить окончалельно. (Возгласы: Правиль-
но!). Оно целиком и полностью подтвердило
слова вождя советского народа Сталина
(бурные, продолжительные апледисменты),
сказанные им 3 июля 1941 г. о том, что
«гитлеровекая фашистевая армия так же
может быть разбита и будёт разбита, как
были разбиты армии Наполеона и Вильтель-
ма». (Аплодисменты). В зимнюю кампанию
1941—42 г. Краюная Армия отбросила нем-
цев на запах, местами более чем на 400 кли.
(Аплодисменты). Однако советский народ ни
В какой мере не делал из этих успехов та-
ROTO вывода, что с гитлеровокой армией
покончено и что победа будет завоевана
легко. Советекий народ реально оценивал
силы врага и знал, что враг ещё силен и
что, ведя войну только на Востоке, не бес-
покоясь за свою судьбу на Западе, враг мо-
жет ещё собрать достаточно сил для того,
чтобы пуститься в новые авантюры. Это и
случилось летом 1942, г. Немцы, воепользо-
вавитиеь отсутствием второго фронта в Евро-
пе, перебросили десятки отборных дивизий

с Запада на советско-германский фронт и’

создали таким путем большой перевес cud
на юто-запалном налравлении. Благодаря
этому немцам улалось летом 1942 г. до-
стигнуть значительных тактических успе-
хов. Немепко-фапистекие войска доститли

„ предгорья Кавказа и находились Ha NOACTY-

нах к Сталингралу. Германские фаптяеты,
как и летом 1941 г., вновь стали паволнять
мир победными реляциями, ‘вновь ‘врали
0 полном разгроме Красной Армяи и co-
здали легенду 0 TOM, что советевие
войска могут добиваться некоторых
успехов лишь зимой, а лето является вре-
менем для побелоносного наступления нем-
цев, временем для отступлений и поражений
Врасной Армии. Красная Армия в силу 603-
давшегося большого перевеса сил в пользу
немпев вынуждена была отступать. Но, как
и летом 1941 г., Красная Армия, выполняя
мутрые планы Верховного Главнокомандова-
ния, в оборонительных боях перемалывала
живую силу и технику противника, в нуж-
ный момент остановила его и сама перешла
в наступление. Весь мир с напряжением
следил за величайшим в истории войн ера-
жением пол Сталинградом. (Прозолжитель-
ные аплодисменты). Вблизи берегов великой
русской реки Волги, на подступах к волж-
ской твердыне гороху Сталинграду Брасная
Армия нанесла немецко-фатистеким вой-
скам поражение, какого немецкая афмия не
испытала за всю свою историю. (Продолжи-
тельные аплодисменты). Пол Сталинградом
были уничтожены две отборные фангистокие
армии, разбиты и пленены румынская,
итальянская и венгерокая армии. Оталин-
градекая эпопея булет вечно блистать на
страницах истории, как беспримерный обра-
зец героизма и стойкости советокого народа,
Kak торжество гениальной стратёгии Вер-
ховного  Главнокоманлующего Маршала
Союза товарища Сталина.
(Бурные, продолжительные аплодисменты,
крики «ура»}. Е.

_ Зимой 1942—43 г. Красная Армия
своими мощными уларамя свела на-нет
летние тактические успехи немпев и OT-
немецко-фалистские войска от
Волги и Терека на 600—700 ram. на за-
Путь, по которому немцы прошли
летом с запала на восток и но которому
советские войска гнали их на запад, усеян
сотнями тысяч трунов немецких солдат и
офицеров, тысячами разбитых танков, са-
молетов и орудий. Таким образом, второй
год войны принес гитлеровской Германии
новые огромные потери в людях и тех-

нике и не дал никакого выитрыша терри-.

тории. Кроме поражения, нанесенного нем-
пам на юге, советскио войска зимой
1942—43 г. выбили врага из очень важ-
ных в военном отношении районов Курска,
Ржева, Вязьмы, Гжатска, Великих Луки
Демянска. В ходе зимней кампании в ре-
зультате ударов Красной Армии гятлеров-
ская военная машина затрещала и заша-
талась. Гиглеру пришлось предиринять от-
чаянные усилия, чтобы предотвратить ка-
тастрофу своей армии. Пользуясь отеутет-
вием второго фронта на континенте Евро-

стью использовать для отпора врагу в6е  пы, Гитлер перебросил из Западной Евро-

свои могущественные силы. Нужно было

пы свыше 30 дивизий в район Харькова

известное время, чтобы мобилизовать силы  пз поддержку своим потрепанным войскам
и двинуть их против немепко-фашистеких   и тем самым спас себя от катастрофы, Гит-

захвалчиков. Наци союзники — Англия и
США—в этот момент могли и оказали нам
лишь моральную поддержку. Заявление на
весь мир премьера Великобритании г-на
Черчилля о том, что английский народ и его
правительство будут вместе с русским на-
родом и Советским правительством бороться
против общего врага — гитлеровской Гер-
мании, имеет историческое значение И будет
всегла высоко петиться советским народом.
(Аплодисменты). Выступление президента
США Рузвельта, с полной ясностью опреле-
лившего позицию этой великой страны в
развернувшейся борьбе. показывало, что <о-
ветский народ в борьбе против фашистского
агрессора не одинок. (Аплодисменты). Но
оказать быстро и в значительных размерах
материальную помошь в тот момент наши
союзники не могли, ибо они сами только что
приступили к ‘массовому произволетву: во-
оружения. Такова была обстановка в пер-
вые дни войны Советского Союза против
титлеровской Германии и её сообщииков.
первую летнюю кампанию 1941 г. Красная
Армия потерпела серьезные неулачи. Но эти
неудачи отнюдь не были поражением Kpac-
ной Армии (продолжительные аплодисмен
ты) и победой неменко-фашистоких войск,
о чём вешал миру Геббельс и все его миви-
стерство лжи. Красная Армия, выполняя
планы Верховного Главнокоманхования, вы-
держала огромный натиск врага и в унор-
ных оборонительных боях измотала и уни-
чтожила крупные вражеские силы. & зиме
1941—42 тг., когда немецко-фашистские
войска значительно продвинулись вперел на
Восток, когда они угрожали нашей столице.
Москве,—к этому времени Красная Армия,
отиобилизовав «вой основные силы ий имея
ужо необходимый опыт ведения современ-
ной войны, взяла инициативу в свои руки
и нанесла врагу жестокие поражения. Не-
мецко-фашистские войска были разгромлены
пох Ростовом-на-Дону, под Тихвином, в
Крыму и, наконец, пол _ Москвой. о
немепко-фашиетоких войск ‘Под OCKBO

явился решаюдуим военным событием пер-

is j пора-
№. Г войны м первым крупным по
И й маровой войне.

жением немпев во второ
(Аплодисменты). Поражение ae
Москвой развеяло в прах самими же

ровцами созданную легенду © непобедимости

лер хотел силами свежлх дивизий окружить

й уничтожить советекие войска пох Харь-
ковом, взять реванш за Сталинград и по-
вернуть развитие событий в свою пользу.
Эти попытки германском командования
были сорваны прозорливостью Верховного
Главнокоманлования и геройзмом бойцов
я офиперов Ёрасной Армии. (Аплодисмен-
ты). Зимняя кампания 1942—43 г. бла-
годаря блестящим успехам Красной Армии
явилась поворотным пунктом во всем ходе
войны. Она наглядно показала изменение
соотношения сил на советеко-германском
фронте. Й что бы ни делал Гитлер, какие
бы «тотальные» мобилизации он ни про-
водил, он не восполнит потерь, понесен-
ных его разбойничьей армией на советско-
германском фронте. (Аплодисменты). За два
года войны гитлеровекая Германия и ее
сообщники потеряли на советско-герман-
ском фронте убитыми и пленными 6.400
тыс. соллат и офицеров, 56.500 орудий

В веех калибров, 42.400 танков и 43 тыс.

самолетов. (Продолжительные аплодисмен-
ты). Провалилось и летнее наступление
немцев в этом году, на которое они воз-
лагали так много надежд.

Накануне этого наступления Гитлер в
своем приказе писал, что «германская ар-
мия переходит к генеральному настуняе-
нию на Восточном фронте», что улар, ко-

торый нанесут немецкие войска, «должен

иметь решающее значение и послужить
поворотным пунктом в холо войны» и что
«это послелнее сражение за’ побелу Герма-

нии». 6 июля немецко-фашистские войска
крупными ® силами танков и пехоты при
поддержке многочисленной ‚авиации пере-
шли в наступление на орловско-куреком
и белмродеко-курском направлениях. Нем-
цы бросили

ских войск
из них 17 танковых, 3 моторизованных и

18 пехотных. Эти силы были сосрелото-
чены на узких участках Фронта,
ков командование расочитывало
трическими уларами прорвать нашу 0бо-
pony и окружить

войска, сосредоточенные в районе Вурска.
Новое немецкое
советские войска врасплох,
брения). Они были готовы не только в от-

в наступление против совет-
38 ливизий отборных Bolick,

Немец-
концен-

и уничтожить наши

наступление не застало
(Возгласы одо-

`’ КРАСНЫЙ ФЛОТ: ›

ерника на /5-м конгрессе британск:

ражению наступления немцев, но и к На-
несению мощных контруларов. Немцы за
время этого наступления не добились ка-
вих-либо серьезных успехов. Ценой or-
POMHBIX потерь им улалось лишь вкли-
ниться в нангу оборону. Советские войска,
измотав и обескровив отборные’ ливизии
немцев, своими последующими репгитель-
ными контрударами отбросили врага и 10
23 июля овончательно ликвидировали июль-
ское наступление немцев. Советские вой-
ска ведут сейчас наступление, очищая. от
фашистской нечисти советские города и
села, освобождая or фышистской тирании
изможденных голодом и каторжным трудом,
обобранных ло послелней нитки советских
граждан. 5 августа, т. е. через месяц п0-
сле наступления немцев, советские войска
очистили от неменко-фаптистских оккупан-
тов Орел и Белгород. 23 августа, т. в
через месяц после ликвидации немепкого
летнего наступления, доблестные  совёт-
ские вайска освободили вторую столицу
Украины г. Харьков. Освобождены от не-
мецких овкупантов Таганрог, Сумы, Мере-
фа, Горловка, Артемовск и ряд других го-
родов. Ёраеная Армия успешно дерется
сегодня на улицах гороха Сталино, в с10-
лице налиего релного Донбасса. (Продол-
щительные аплодисменты). Недалек тот
день, когда могучая кочегарка — Дон-
бзее, очищенная от фантистеких разбойни
ков, вновь станет советской и будет пи-
тать наши фабрики и заводь углем, Гром
кановахы советской артиллерии уже слы-
шат берега селого Днепра. этот гром слы-
мат стены израненного. не непокоренного
зревнего Киева. Этот гром — радостный
вестник ‘освобождения миллионов  совет-.
ских людей, лва гола стралающих пох гие-
том гитлеровской тираний. День за лнех
Советская Украина очищается от немецко-
фапгистеюих оккупантов и возвращается к
свободной человеческой жизни.

За два месяца летнего наступления, т. 6.
с 5 июля по Б сентября, советские войска
во всех секторах фронта уничтожили 5.729
самолётов, 8.400 танков, 5.192 орудия и б0-
лее 28 тыс. автомашин. Свыше 420 тыс.
солдат и офицеров нашли себе могилу на
советской земле, на полях Советской Укра-
ины. (Аплодисменты). Общие потери нем-
пев за время 6 5 июля по 5 сентября уби-
тыми и ранеными составляют по меньшей
мере 1.500 тыс. солдат u oanepos.
38.600 немецких солдат и офицеров взяты
в плен. Нровал летнего наступления в 16-
кущем году разоблачил легенху о том, ято
немпы летом в наступлении веоегда одержи-
вают успехи, а советские войска вынужде-
ны, будто бы, находиться воотетупленали.
(Продолжительные аплодисменты). Успехи
Врасной Армия и провал настунления нем-
цев имеют значение не только для советеко-
терманского фронта, онй имеют огромное
влияние на весь ход войны. (Возгласы: Пра-
вильно). Они ещё раз показывают, в чью
пользу произошло изменение соотношения
сил в холе войны. Таковы итоги 26 месяцев
борьбы и побел советского народа и его
доблестной Красной Армил над гитлеровской
‘разбойничьей армией.
аплодисменты).

Но успехи советёкого народа на общир-
ном  советеко-германском

ны

ной героической борьбы. Кроме. фронта
есть тыл, крепость которого решает уснехи
фронта. Тыл куёт победу для фровта. Только
опираясь на самоотверженную работу и все-
мерную подлержку тыла. ЁВрасная Армия
смогла добиться успехов, известных веему
миру. Перед тылом в первые же дни войны
товарящ Сталин поставил задачу отрешить-
сябтмирных настрозний и перестроить свою
работу на военный лал. Он раскрыл всю
глубину смертельной опасности, нависшей
над нашей советской родиной, над её свобо-
Aol и независимостью. Товарищ Сталин рае-
крыл перед всем миром грабительский ха-
рактер войны со стороны гятлеровской Гер-
мании. показав, что советский нарол ведёт
великую отечественную справедливую вой-
ну, защишая честь, своболу и независимость
своей родины. Таким образом, задача состоя»
ла в том, чтобы вся промышаенность и весь
народ перестроили работу на военный лад и
подчинили бы все интересы защите роди-
ны, делу разгрома - ненавистного врага.
Выполнению этой задачи подчинили. свою
деятельность и советские профсоюзы.
Советские профсоюзы перестроили всю
‘сз0ю работу на военный лад с тем, чтобы
советский тыл всемерно помогал фронту
всем, что необходимо ему для победы над
гитлеровекой Германией. Советские проф-
союзы, прежде всего, взялись за организа-
пию рабочих, работнии, инженеров и тех-
ников на борьбу за непрерывный рост
проязводительности труда, как основы
увеличения выпуска танков. самолётов,
пушек, пулемётов. миномётов, автоматов,
снарядов и т. д. Они подхватили инициа-
тиву рабочих, инженеров и техников 00
организации всесоюзного сопиалистическо-
го сотевнования и возглавили это всена-
родное движение. В области роста произ-
волдительности труда и увеличения выпу-
ска пролукции налта промыттлечность до-
билась замечательных успехов. Достаточно
указать хотя бы на то, что советские за-
волы выпускают сейчас самолётов, танков.
орудий, пулемётов. миномётов и боепри-
пасов намного больше, чем когла-ляабо
раньше, Производительноеть трула только
за последний год вытоела по авиационной
промышленности на 30 проп., по заводам
промышленности вооружения — на 15
прон.: по заводам тяжёлого маптинострое-
ния — на 11 проп.; по заводам танковой
промышленности — Ha 38 Ipoll.; по заво-
дам  электропромышленности — на 27
проп.з по  прелприятиям. пронзволянтим
олежлу, бельё, обувь и T. 1., произволи-
тельность труда поднялась до 50 проц.
Нарялу с заботой о том, чтобы промыш-
ленность работала лучше и давала больше
вооружения ‘и боеприпасов. нам пришлось,
‘главным образом, в первый год войны про-
делать колоссальную рабогу по эвакуации
предприятий из прифронтовых ‘районов в
глубь страны. Надо было обеспечить, что-
бы врагу не досталось ни одного станка,
ни одной машины, ни одного килограмма
металла, поскольку Враеная Армия оказа-
лась вынужденной находиться в обороне
ий уступать врагу территорию. Чтобы пол-
НЮстТьюЮ предобавить и по лостоинству оне-
вить всю гигантекую работу по эвакуа-
ции предприятий и организации их работ
на новом месте, надо быть самому участни-
ком этого дела. Товарищи ‚ Гар-
рисон и Вонли вилели немножко, ато та-
кое эвакуация, когда они были в Совет-
оком Союзе в 1941 г. При последнем по-

(Продолжительные

i

сещении Советекого Союза они же видели
й то, как работают эвакуировачные заво-
ды. Этому большому и крайне важному
делу советские профсоюзы отдали также
не мало сил. Перед нашей страной стояла
Я такая трудная проблема, как обеспече-
няв промышшенности рабочей силой, ‘0бу-
чение вновь пришедших на предприятия
рабочих и работниц. На смену рабочим,
ушедшим на фронт, на заводы и фабрики
пришли миллионы их жен, сестер, дочерей
и сыновей. Они были полны чуветв совет-
ского патриотизма, преисполнены готевно-
сти отдать всю силу хля фронта на п-
мощь своим отцам, мужьям, бральям и
сынювьям. Но это были неквалифицнирован-
ные люди, многие из них впервые видев-
шие мапгину, станок. Надо было в крат-
чайлгий срок обучить этих людей той или
иной производетвенной профессии и ло-
биться того, чтобы они давали высокую
производительность ‘труда. Профсоюзные
организации пряняли активное участие в
‘разрешении этой проблемы, организуя то-
варищескую помощь вновь приптедиеим на
производетво со слороны квалифипирован-
ных рабочих и работниц. Благодаря этой

непродолжительное время не только освам-
вали профессии, но и стали давать высо-
кую производительность труда. Например,
на одном из авиационных заводов часть
новых рабочих несколько месяцев He вы-
полняла норм выработки, Заводекой коми-
тет, узнав об этом, организовал квалифи-
циреванных рабочах для оказания им по-
мощи. В результате рабочие, не выполняв-
MMe нормы, через короткое время начали
выполнять норму выработви на 110—140
проц. На станкостроительном заводе имени
Орджоникидзе профсоюзный организатор
группь-—квалифипированный токарь Зай-
цев помог 8 новым рабочим повысить
их квалификацию. Его ученики-полиров-
щица Нивитина, строгальлипа Юдина и

норму выработки на 150—160 pon, Pa-
ботница  московокого хлебозавода № 5
Звездина не выполняла норм выработки,
В ноябре 1942 г. завхом прикрепил к. ней
для помощи  работнипу-стахановку. Bor
Rak росла производительность труда у
Звездиной: в ноябре 1942 г. Звездина вы-
нолняла норму на 98 проп., в декабре
1942 г. — выполнила на 99- прод., в ян-
pape 1943 r—na 125 проп., в февра-
ле — на 230 проц. (Аплодисменты).

й работницам,
‹юзные ортанизатии, можно было бы
привести очень много по заводам и фабри-
вам самых различных отраслей промыть
ленности. Но вое они свидетельствовали
бы об одном и том же, что организтемая
профооюзами товарищеская помопть со cre-
роны квалифицированных рабочих и ра-
ботниц менее квалифицированным рабочих
и работницам имеет большое значение для
повышения производительности труда, &
следовательно, и для повышения заработной
платы.

В 1942 г. и в особенности в текущем
1943 г. советские профсоюзы проделали
значительную работу по развитию инди-

фронте — это  видуального и коллективного огородниче-  аплодисменты), который он ведет от победы
только лишь одна часть ето беспример- ства рабочих и служащих. В 1943 г. в. БВ победе на разгром немецко-фалтистоких

нашей стране занимаются огородничество
оволо 10 млн. рабочих и служащих. При
ВИСИС создан комитет содействия развя-
тию инливилуальномо и коллективного
огородничества, который оказывает _ по-
мощь в’ выделении земельной площади, в
приобретении семян и сельскохозяйствен-
ного инвентаря, организует лекпии и док-
‘лады по агрономии и т. д. Советское прз-
вительство всемерно поошряет развитие
огородничества рабочих и служащих. В
частности, огородникй освобождаются от
каких бы то ни было налогов за пользо-
вание землей, от налога на полученный от
огородничества доход. Огород у рабочего я
служащего — это лополнительный источ-
Ник продовольственного снабжения K TO-
Му, что отпускает государетво.

Советские профсоюзы проводят также
большгую непосредственную работу по уси-
лению боевой мощи Ёраеной Армии. На-
пример, в принадлежащих им санаториях
и ‘домах отдыха профооюзы организовали

помощи новые рабочие и работницы за

другие теперь систематически выполняют! могут выдержать условия,

циальной программе 1 млн. лыжников. Бу-
дущие советские воины не только хороню
овладели техникой лыжного спорта, но так-
же и приемами боевых действий на лыжах.

Я не буду подробно останавливаться на
такой работе советеких профеоюзов, как
развитие срели рабочих изобретательства и
рационализации в области производства,
на деятельности производственных совешща-
‘ний, на ‘управлении профсоюзами делом
государственного социального страхования,
06 охране труда рабочих и служащих, о
детской оздоровительной работе, где проф-
союзы обслуживают сотни тысач детей, на-
‘правляя их в загородные лагеря, на детекие
площадки и т. д., на болышой культурно-
воспитательной работе, проводимой upod-
союзами через клубы, красные уголки, ра-
даовещание, печать м т. д.

Работа профооюзов в этой области, как
И вся их работа в целом, направлена к 0<-
новной единой цели — скорейшему разгро-
му гитлеровокой Германии и ее сообщни-
ков. Когда мы оглядываемся на пройден-
ный путь борьбы, когда мы подводим итоги
достигнутых успехов, мы обязаны отме-
тить, что замечательная работа советского
тыла, который обеспечивает фронт во все
возрастающих размерах первоклаесной во-
енной техникой, стала возможна благодаря
высокой сознательности советских рабочих,
благодаря их самоотверженности и героиз-
му. Безграничная любовь к своей совет-
ской родине, к своему родному советскому
строю, к своему вождю и учителю товарищу
Сталину и глубокая вера в правоту своей
борьбы с врагом — вот неиссякаемый ис-
точник героизма и самоотверженности со-
ветских рабочих, работниц, инженеров и
техников, веего советского народа, которые
они проявляли и проявляют в повседнев-
ном труде, на фабриках, заводах, шахтах,
рудниках и полях совхозов и колхозов.
когда тов. Ситрин говорит, что «русские
очень стойкие и мужественные люхи, они
которые были
бы невыносимы для рядового человека за-
падного мира», то он говорит правду.

Советские люди действительно стойки и
мужественны. Эта стойкость и мужествен-
ность проявляется советскими людьми как
на фронте, так и в тылу ежедневно и
ежечасно. Она в одинаковой мере прояв-
тяется как мужчинами, так и женщинами,
вав стариками, так и юношами.

Советекие люди выдержали и выдержат
любые трудности, любые испытания и бу-

актов товарищеской помощи рабочим! дут драться в любых условиях, поскольву
которую оказывают проф-

этого требуют интересы родины, посколь-
КУ эте необходимо лля победы над врагом.
({Продолжительные аплодисменты). Совет-
ские люди, находящиеся в рядах доблест-
ной Красной Армии и в Военно-Морском
Флоте, с оружием в руках выдержали та-
Бой натиск врага, который не смогли вы-
держать пелые народы запалного мира. Вот
  почему героизму советеких людей, их стой-
кости и мужеству рукоплещут все честные
люли мира. 3

Вот почему мы с гордостью заявляем:
Слава советским людям. Слава Советской
республике, воспитавшей таких людей. Сла-
ва Сталину, сплотившему советских людей
в единый боевой лагерь (продолжительные

оккупантов. (Бурные, продолжительные ап-
  подисменты),

Вакие же выводы следуют из итогов
26-месячной борьбы Советского Союза
  Против гитлеровской Германии и ве сообщ-
  ников? В результате боев на советско-гер-
манеком фронте полностью провалились
авантюристичесвкие планы германских HM-
периалистов, рассчитанные на порабоше-
  He народов Советекого Союза. Насколько
серьезно ослаблены вооруженные силы гит-
  леровской Германии, видно из того, что з&
последний гол немецко-фашистекая армия
на достигла каких-либо военных успехов,
а, наоборот, пережила крупные военные
неудачи и терпела одно поражение за дру-
THM Kak Ha советеко-германеком фронте,
так ив Египте, Ливии, Трйполитании. Ty-
‘нисе, Сицилии, а теперь и в Италии. Боль-
  ше того, провал летнего настунления нем-
пев на советеко-германском фронте в т8-
кущем году является прямым следствием
поражений немецко-фапвистеких войск зи-

широкую сеть госпиталей для тысяч бой-  мой `1941—42 г., а также 1942—4838 г.,

пов и офиперов Красной Армии, которые
лечились после ранений в этих гоенлта-
лях. В одном из таких госпиталей под М№о-
сквой были товарини Гаррисон и Федер.
В связи с этим я хочу воспользоваться
трибуной конгресса и принести искреннюю
благодарность британскому рабочему клас-
cy и британским тред-юнионал за медика-
менты, медицинские и хирургические ин-
струменты и другие предметы, которые
посылаются в Советский (Союз в адрес
Всесоюзного Центрального Совета Профсо-
юзов. (Продолжительные аплодисменты).
Тл. Гаррисон и Федер пря посещении гос-
питаля видели, как используются посыла-
емые предметы. Им была предоставлена
„полная возможность осмответь вее, что они
хотели, и побеседовать как с медицинским
персоналом, так и с ранеными бойцами.
Работа госпиталей и профсоюзов лучше
всего характеризуется следующей цифрой:
86 upou. бойпов и офицеров после лечения
в госпиталях возвращаются обратно в
строй в качестве полнопенных воинов.
(Возгласы одобрения). :
Профсоюзы осуществляют шефство над
отдельными частями Красной Армил и Во-

енно-Морским Флотом. Путем выезда прел-  дарств мира — CCCP, Англии и США. В

ставителей профеоюзных организаций в
подшефные части и представителей под-
шефных воинских частей на предприятия
поддерживается постоянная связь между

теми, кто куег грозное оружие в тылу, и  30

теми, кто этим оружием беспощадно гро-
uur п истребляет врага на фронтах Оте-
чественной войны. Советокие профсоюзы
построили на свой средства нелые авиа-
ционные соединения и танковые колонны.

Только в этом году они внесли на строи-
‘тельство самолетов и танков 125 млн. руб.
Большое значение имеет работа профеою-
208 по физической подготовке будущих
бойцов Красной Армии. Кроме повседнев-
ной работы mo физическому воспитанию
рабочих и служащих на предприятиях и в
учреждениях, профсоюзы проводят . также
массовые спортивные соревнования, в во-
торых участвуют миллионы молодежи. Так,
например, в летнем кроссе этого года уча-
ствовало около 9 млн. чел. Программа co-
ревнования включала олементы военной
подготовки, как бег по пересеченной мест-
ности, переползание и метание гранаты.
Только за зиму 1942—43 г. спортивные
общества профсоюзов подготовили по спе-

свидетельством того, что военная мощь гит-
леровской Германии оеповательно подорва-
на, а немепко-фатнистокая армия пережи-
вает серьезный кризис. Резко ухудшилось
политическое положение фапгистской Гер-
be значительно ослаб и оказалея по-
дорванным гитлеровекий тыл. Уже не те
нёени поют ныне в Германии, какие пели
в 1941 г., не на той ноте говорит и обер-
лгун Геббельс. (Смех, аплодисменты).

Внутри самой Германии немны переста-
ют верйть гитлеровским басням, а в окку-
пированных немпами странах Европы с
каждым днем все ярче разгорается пламя
всенародной борьбы против фашистеких
поработителей. За время борьбы возросла
изоляция фашистекой Германии на между-
народной арене, провалились расчеты нем-
пев на разлад внутри антигитлеровской
коалиции, а воюз фашистских государств
стоит на грани развала.,

В ходе войны росли и крепли сила и
мощь Советского Союза, боевая мошь доб-
лестной Врасной Армии. Советский тыл сей-
час прочен и непоколебим, как никогда.

В ходе войны сложилаюь могучая антигит-
леровокая коалиция трех великих госу-

результате того, что Советекяй Союз бо-
лее двух лет отвлекает на себя главные
силы гитлеровской Германии, сковывая на
Востоке свыше 200 немецких дивизий и
дивизий ее союзников, Великобритания
й США имели возможность развернуть про-
изводство вооружения, мобилизовать мил-
лионы людей и создать мощные армии. Та-
БИМ 0бразом, за истекшие два с лишним
тода войны произошли коренные изменения
в современной военной, политической п
международной обстановке. x

Соотнолнение сил в ходе войны измени-
лось в ПОЛЬЗУ англо-советско-американской
коалиции. Немепко-фаптистская армия пе-
реживает сейчас серьезный кризис, и OT
Hac, от народов и правительств англо-
советско-америванской коалиции зависит,
чтобы превратить этот кризис в катастро-
фу. (Аплодисменты).

Успешные боевые действия Красной Ар-
мии, проводимые ею сейчас, приковали к
советеко-германскому фронту все основные.
силы гитлеровской армии. Тем самым co-
здались еще более благонриятные условия
для развертывания активных наступатель-
ных военных действий для наших союзни-

HMOHOB B Саут!

g 4

LOpTe

ков на континенте Европы в сравнении ха-
же с весной текущего года. (Аплодисменты).

Теперь вопрос стоит так: от того. когда
будут развернуты наступательные дейст-
вия союзников на континенте Европы. бу-
дет зависеть победа над Гитлером и сроки
окончания войны. (Аплодисменты). Иначе
говоря, чем скорее будет открыт второй
фронт на континенте Европы. Тем скорее
будет закончена война и тем больше co-
кратится число жертв на стороне антигит-
леровской коалиции. (Аплодисменты). Ведь
никто не может доказать обратного,
только отсутствие второго фронта в Европе
спасло гитлеровскую Германию от пораже-
ния в 1942 г. Только благодаря отсутствию
второго фронта на Запале Гитлер весной
1942 г. получил возможность перебросить
десятки дивизий с Запада и создать большой
перевес сил на юго-западном направлений
советско-германского фронта. Только бла-
годаря тому, что Гитлер был спокоен за
свой тыл на Запале. он смог перебросить
зимой, в начале 1943 г.. 30 отборных ди-
визий пол Харьков на помошь своим потре-
нанным войскам и тем самым спасти себя
от катастрофы.
> Если второй фронт на континенте Европы
не будет создан в 1943 г., это будет затяж-
кой войны и отсрочкой гибели гитлеровской
Германяи. (Возгласы: Правильно).

Может быть, есть люди, которые нело-
умевают, почему столь настоятельны тпе-
бования в советском нароле открытия вто-
рого фронта на континенте Европы в т6-
кушем roy? Требования вполне об’-
яенимы и обоснованы. Советский нарол го-
рячо приветствовал образование англо-с9-
ветско-змериканской коалиции. Он рабемат-
ривал и рассматривает создание могучей
антигитлеровской коаликии трех великах
государств мира — СССР. Англии и США,

И как создание боевого союза, пот совместны-

ми ударами которого © Востока и Запата
сломается хребет фантистекого зверя.

Советский народ. который более твух лет
выносит на своих плечах вею тяжесть борь-
‚бы против главных сил фашистской Герма-
‘нии, который принес на алтарь борьбы ©
врагом во имя победы англо-советеко-аме-
‘риканской коалиции и освобождения угне-
тённых народов Европы не олин миллион
жизней своих лучших еынов. не может к
вопросу создания второго фронта на KOH-
тиненте Европы относиться равнодушно.
Нало иметь в вилу и другое.

Десятки миллионов советеких людей в
оккупированных облаютях уже два года на-
ходятся под невыносимым гнётом немецких
захватчиков, высасывающих все соки из
Украины и других оккупированных терри-
торий для продолжения войны против всей
англо-советско-американской коалиции. Вот
почему, между прочии, котла товариши
Ситрин, Гаррисон и Конли были в Совет-
ском Союзе, то © вопросом о втором фронте
в ним обращались буквально повсюлу. Bo-
прос 06 открытин второго фронта в текущем
голу обсужлался и на третьей сессии Англэ-
советского профсоюзного комитета, которая
нелавно состоялась в Москве.

Вогла советская лелегация поставила
Этот вопрос на рассмотрение третьей сессии
Англо-советского профсоюзного комитета
как неотложный вопрос. она; исхолила из
того, что для созлания второго фронта на
континенте Европы в текущем году имеют-
ся самые благоприятные условия и что 59-
здание второто фронта отвечает не только
интересам советского народа. но также и
интересам миллионов людей Европы, стону-
щих пол игом гитлеровской тирахии в оЕ-
купированных немцами странах. (Аплодис-
менты).

Второй фронт имеет первостепенное зна-
чение ещё и потому, что без второго фрон-
та на континенте Европы невозможна по-
беда нах гитлеровской Германией. (Bosrna-
сы: Правильно). Советекий нарол высоко
ценит наступательные операщии союзников,
которые они проволили в Северной Африке и
Сицилии, и проводимые сейчас операции па
юге Италии. Он © большим вниманием сле-
дит за действиями доблестной авиапии co-
юзников, которая своими бомбёжками нано-
сит немалый врел промышленным районам
Германии. Он с искренней признательно-
стью принимает помощь, которую союзник
оказывают Советскому Союзу вооружением.
материалами и продовольствием.

Но советский народ не может расематри-
вать отдельные наступательные операцян
или бомбёжки промышленных районов Гер-
мании как второй фронт. Создание второго
фронта в понимании советекого нарола
означает— нанесение совместных уларов по
титлеровской Гермавии, ибо она, ане кто-
либо из её вассалов, является тлавным ло-
говом фаппизма. разгром которого будет
означать нашу победу.

Кроме того, я должен подчеркнуть, что
когла мы говорим о втором фронте, то
имеем в вилу совершенно конкретное по-
нятие о том, что такое второй фронт. Что
такое второй фронт—0б этом с полной яс-
ностью было сказано товарищем Сталиным
ещё осенью 1942 г. Он тогда ешё говорил,
что второй фронт на Западе лолжен отвлечь
на себя примерно 60 германских дивизий и
векоторые дивизии «союзников» Германии.
Если бы гитлеровская Германия была вы-
нужлена разделить свои силы и бросить
на западный фронт треть или, ‘по крайней
мере. четверть своих войск, то это корен-
ным образом изменило бы ‹оотношение сил
в пользу советских войск, а, следователь-
но, изменило бы в корне и сроки оконча-
ния войны. Следовательно, корда мы гово-
рим о втором фронте, то имеем в виду не
такие военные наступательные действия
союзников, которые отвлекают, скажем,
8—10 дивизий противника, а такие воен-
ные наступательные действия, которые от-
влекли бы © Востока треть или, по край-
ней мере, четверть немецко-фашистеких
войск. В связи с изменившейся военной,
политической и международной обстанов-
KOH на третьей ссии  Англо-советекого
профсоюзного комитета обсуждался также
вопрос о необхолимости усиления его лея-
тельности. Советские профсоюзы считают,
что Англо-советекий профсоюзный комитет
лолжен усилить свою деятельность, в 060-
бенности по об’елинению рабочего класса
стран антигитлеровской коалиции для хо-
стижения скорейшего разгрома гитлеров-
ской Германии и её сообщников.

Англо-советский профсоюзный комитет
должен развернуть активную работу по во-
влечению в состав комитета профсоюзов
Северной и Южной Америки и профсоюзов
тех стран, народы которых борются на
стороне англо-советско-американской коа-

«Окончание см. на 4-й стр.),