bo

КРАСНЫЙ ФЛОТ _

туманно-дождли-
вая хмарь и порывистый ветер гудел в

Над морем повисла

вантинах, когда караван готовилея в

рейсу. Дверь каюты. командира конвоя

` часто отворялась, сюда торопливо

вхо-
дили офицеры, — загорелые, с обветрен-

’ ными лицами, — коротко докладывали и

усаживалиеь вокруг стола. Вапитан 3-го

ранга Визиров, сосредоточенно вгляды-
ваясь в большую морскую карту, преду-

прежлал:

— В районе «Н» замечены торпед-
ные катера противника, эв квадрате «0»
немцы производят” усиленную воздушную
разведку, у мыса активная  деятель-
нобть вражеской береговой артиллерии...

Каждый из офицеров уже много раз хо-
WHI B эти опасные рейсы, и каждый раз
противник пытался воздействовать на на-
ши корабли авиацией, катерами, артилле-
рией, минами. Офицеры конвойных кораб-
лей уже привыкли смотреть опасности
прямо в глаза, комбинированные атаки
противника не пугали их, но заставляли

каждый раз внимательно’ присматривать-

ся в обстановке, чтобы успешно  отра-
зить атаки и привести корабли на вест.

Сегодня лица офицеров выражали 060-
бую озабоченность. Усиливающийся ве-
пер дул со стороны берега противника, и
дымовая завеса, вели её придется ста-
вить в случае артиллерийского обстрела,
могла быть быстро отнесена. Командир
конвоя дольше обычного говорил о ма-
неврировании кораблей под артиллерий-
ским огнём, 0 готовности аварийных
трупп, о строгом соблюдении походного
порядка. г

Офицеры разошлись по’ кораблям. Но-
чти одновременно на всех тральщиках
раздались авральные звонки. Флагман-
ский корабль, выбрав якорь, вышел на
рейл. В кильватер строились приземи-
стые буксиры ¢ баржами и другие вело-
зготательные суда.

— Разрешите опробовать оружие? —
обратился командир флагманского ко-
рабля старший лейтенант Иванов к ко-
мандиру конвоя.

Получив разрешение, он нажал кноп-
ху сигнала боевой тревоги. Ераснофлот-
цы и старшины моментально заняли свой
места. Деловитость и внимательность
видны были в действиях старшины 2-й
статьи Игнатьева, пулемётчиков Хоро-
зтевекого и Храмова, опробовавших пу-
демёты.

— Вооружение опробовано, — доложил
зомошщник командиру.

Ральер на флагмане дал знать кораблям
© начале движения. ‘Командир вонвоя
внимательно смотрел за мателотами. Он
заметил, что один буксир немного от-
стал. С флагмана  просигнализировали:
«Не задерживаться». Букеир увеличил
ход и занял своё место. °

Ночь опускалась на море, HO BYZH-
ость оставалась хорошей. Это было не
в пользу каравана. Скоро корабли вошли
в зону обстрела немецких береговых ба-
тарей. На мостике флагманского кораб-
ля — тишина, прерываемая короткими
докладами сигнальщиков. Командир кон-
воя попрежнему внимательно наблюдал
за кораблями, не позволяя им растяги-
ваться. Старший лейтенант Иванов mpo-
верил прокладку курса. «Подходим к по-
вороту» — долежил он командиру и, по-
зучив разрешение, скомандовал: «Тево на
борт».

На ходовых мостиках кораблей взоры
офицеров и сигнальщиков были обраще-
ны к темным очертаниям вражеского. бе-
pera,

Вдруг тишину на ‘мостике флагмана
прервал отрывистый доклад сигнальщи-
ка:

— Воньшка справа девяносто!

Вражеский берег замигал огнями ору-
дийных выстрелов.

Снова показались вепышки и возник
нарастающий вой снарядов. Одни сви-
стели над головой и проносились далеко
за корабли, другие рвались © недолетом,

вздымая каскады воды. Воплески были

видны по носу и по корме. Далекий ору-
дийный гул прерывалея грохотом рвав-

шихея снарядов, тонким посвистом и. вал командир мореки
охотника. На помощь дозорному кораблю
  спешили морские охотники офицеров:

жужжанием осколков. По встревоженной
взрывами поверхности воды отлалея ед-
кий черный дым.

— Ставить дымовую завесу! — при-
казал командир конвоя.

Жатера быстро пронеслись, расстилая
35 собой белый шлейф дыма. Нордовый
ветер оголил корабли, они оказались на
виду у немцев и те перенесли часть огня
на дымзавесчиков. Катера курсировали
теперь среди разрывов снарядов.

Но противник был ослеплен. On erpe-
дял наугад, по дымной полосе, беспоря-
дочно, и, видимо, сам не веря в успех
такой стрельбы, прекратил её. Однако
порывистый норд не только не утихал,
но всё усиливалея, и скоро в дымовой за-
весе образовалось несколько «окон».
Немцы фразличили часть каравана и
вновь открыли интенсивный огонь. Вате-
ра быстро закрыли их.

Но ветер усиливалея, «охон» станови-
лось в65 больше и больше,  усиливалось
волнение; Валера пытались закрыть раз-
рывы новой завесой. На помещь им при-
шел морской охотник старшего  лейте-
нанта Яковлева, На полной скорости он
пронёеся вдоль всего каравана, под вра-
жеским огнём, закрывая корабли дымом.

В одном из «окон» открылись буксир
и баржа. Враг обрушил на них свой
огонь. Морской охотник на полной ско-
рости ринулся на воплески снарядов и
вновь закрыл буксир и баржу.

Отгороженный от немецкого берега
стеной желто-белого дыма, караван шел
на вест. Векоре ветер усилился до пяти
баллов, и сквозь «окна» вновь стали вид-
ны наши корабли. Немцы отврыли огонь
из нескольких дальнобойных орудий.

Море снова наполнилось грохотом
рвущихеся снарядов. Они падали в не-
скольких десятках метров от кормы ко-
рабля. По приказанию командира конвоя
уже спешили на помощь дымзавесчики.
Дорога была каждая секунда: следующий
снаряд мог накрыть корабль. Капитан-
лейтенант Сапунов смелым  маневром
сбил немецкую наводку. Теперь снаряды
ложились уже в сотнях метров от борта.

Противник прекратил стрельбу и толь-
ко изредка наугад посылал одиночные

внаряды. Но эта передышка была крат-

ковременной. Вскоре ветер достиг шести
баллов, и, как ни старались катера, сно-
ва появились злополучные «окна». Едва
последние серые клочья дыма сошли, но-
слышался визг снарядов. На этот 783

немцам улалось быстро пристреляться,

Снаряды ложились то по бортам, то по
носу корабля, в нескольких метрах, ое-
колки проносились над палубой. Стар-
ший лейтенант Иванов ворочал корабль

ина вест

то влево, то вправо. Флагман, держась
сы, уходил из-под обстрела. - /

— Усилить, наблюдение, — предупре-
дил командир конвоя. .

Бывалый морской офицер, он знал,
что немцы, отвлекая внимание кораблей
артиллерийским огнем, могут атаковать
их торпедными катерами. Его опасения
через несколько минут

вленная перестрелка. Показались ‘rpac-
сы, вспышки выстрелов,
отдаленная орудийно-пулеметная етрель-

Авилкина, Ульяшина и других. Нротив-
ник перенес огонь с каравана на морские
охотники. Наши быстроходные катера,
обстреливая немцев, прижимали их к
берегу. Тщетно береговая артиллерия пы-
талась отсечь их завесой заградительно-
го огня. Сильный взрыв донесся до. ка-
равана, освещая пламенем темную воду, —
один из немецких катеров взорвался.

Атака была отбита, караван шел даль-
ше. Противник снова открыл огонь, но
сигнальщики заметили теперь вопышки
и на нашем берегу. Корабли вотупили в
зону действия советских береговых ба-
тарей. Ответные снаряды с глухим ше-
лестом полетели в сторону вражеских ба-
тарей и рвались в их расположении. Не-
мецкие орудия сразу замолкли, а наши
батареи продолжали вести отонь. На
вражеском берегу раздался сильный.
взрыв, показалось зарево пожара, погас
вспыхнувший на несколько секунд про-
жектор.

На рассвете сигнальщики заметили
немецкого разведчика. «Юнкерс-88» вы-
валилея из облаков и пошел на сближе-
ние с караваном. От кораблей к самолету
протянулись огненные нити пулеметных
трасе. Немец отвернул.

— Гвардейцы летят, — доложил в
это время сигнальщик флагманского. ко-
рабля, и в голосе ero послышалось радо-
стнов волнение. — Справа курсовой...
два «Лавочкин-5». _

Истребители, только что подошедшие
для барража над караваном, епикирова-
ли на «Юнкерс». Короткая очередь, и
немецкая машина, задымив, стремитель-
HO пошла вниз. «Ла-5» неототупно пре-
следовали её и, когда почти над самой
водой немец хотел выравнять самолет и
уйти на бреющем полете, снова раз-
далась короткая очередь. «Юнкерс-88»
рухнул в воду, и только расплывшееся на
воле масляное пятно напоминало © ‘его
гибели, Га

Караван входил в базу.

Офицеры тральщиков вновь собрались
в каюте командира. Капитан 3-го ранга,
Визиров разбирал операцию. Внешне’
‘она была похожа на обычную: немпы
выпустили по каравану несколько cot
нарядов, пытались атаковаль его кате-
рами и авиацией. Но капитан 3-го ранга
обратил внимание на то новое, что дал
этот поход: он показал эффективность
дымовых завес даже при очень сильном
ветре. Тов. Визиров детально разобрал
маневрирование отдельных командиров.

Напитан-лейтенант Б. НИКОНОВ.
Действующий флот.

Семнадцать героев

МОГИЛЕВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 1 0к-
тября. (Спец. корр. ТАСС). Путь нашему
стрелковому подразделению, продвигав-
шемуся на запад, преградила еильно ук-
репленная немцами высота, Сорок добро-
вольцев вызвались пройти в тыл в гит-
леровцам и внезапно атаковать их. Глу-
бокой ночью отряд под командованием
старшего лейтенанта Юхакова скрытно
прополз в расположение врага и выбил
немецких солдат из траншей.

Развивая успех, подразделение млад-
шего лейтенанта Порошина повело на-
ступление на деревню. Однако фашисты
вскоре оправились и предприняли контр-
этаку. Выдвинувшаяся вперед группа с0-
ветеких бойцов оказалась  отрезанной
противником, Через двое суток в подраз-

ne ВЕЕТ SS НИ

деление явился красноармеец Ланин. Он
рассказал: т

—= Нае. было семнадцать: во главе ©
младшим лейтенантом Норошиным. Кроме
одного, все были коммунистами. Нас ок-

Боеприпасы кончились. Я метнул пос-
чеднюю гранату и отполз в ракитовый
куст. Оттуда я увидел, как раненный раз-
рывной пулей в руку красноармеец Ро-
манов в последний момент выхватил гра-

ружило более 200 гитлеровцев. Они тор-  нату и здоровой рукой бросил‘ее в гущу.

жествующе кричали: «Рус, сдавайся
Мы единодушно решили стоять насмерть.
Отбивались гранатами, огнем из автома-
тов и винтовок. Почти час длилась схвал-
ка. Возле наших окопчиков образовался
вал из трупов немцев. Но фашиеты все
лезли. Таяли и ‘наши силы. Были убиты
старший сержант Денисов, сержант Зако-
молдин, парторг взвода Белоконов. Уми-
рали от тяжелых ран красноармейцы Вла-
сов, Романов, Ярута и другие боевые
друзья.

У северной кромки советской земли
вместе с артиллеристами, торпедистами,
морскими пехотинцами мужественно сра-
затея флотокие связисты. В бурном мо-
ре Баренца, на скалистых заполярных
соиках они неустанно несут свою боевую
службу. В любую погоду, в любых усло-
виях, под неприятельским огиём офице-
ры и краснофлетцы поддерживают связь,
строят новые линии, устраняют новреж-
дения, обеспечивая непрерывность боево-
то управления. Они прошли за время вой-
ны суровую боевую школу, накопили ог-
ромный опыт, который помогает с честью
выполнять самые сложные задания. Мно-
го имен связистов стали широко извест-
ными на флоте.

Однажды отряд североморцев уходил в
глубокий тыл противника. Вместе с мор-
скими пехотинцами шли радиет Смирнов
и краснофлотцы-связисты Июбовин и
ИГиряев. Пятнадцать суток отряд нахо-
дился в тылу врага, нанося ему серьёзные
потери. Неоднократно приходилось про-
биваться из окружения, но ни разу связь
со своими частями не была потеряна. Ра-
диостанция кочевала с места на место
под пулеметным и минометным огнем, но

‚ молеты противника.

связь с родной землей. Смирнов и Любовин
трижды участвовали в рейдах по немец-
ким тылам. За героизм, мужество и отва-
гу радист Смирнов награждён орденом
Красной Звезды. e

На командном пункте одного подразде-
ления замолчал телефон. Связист Мала-
щенко пополз устранять повреждения ли-
нии. Десятки мин летели на сопку, где
сражалось подразделение. Мины рвались
рядом. Дым от разрывов не успевал рас-
ходиться. Этим и воспользовался для мас-
кировки смелый связист. Быстро заменив
около двухсот метров телефонного кабе-
ля, Малащенко восстановил связь

Сержанты Михайлов и Яковлев —
друзья. Неразлучны они и в бою. Много

раз им приходилось под обстрелом и бом--

бежкой с воздуха восстанавливать ли-
нию. Олдкажлы в воздухе появились 6а-
Михайлов и Яков-
лев тут же приготовились к ликвидации
возможных повреждений. Десятки оглу-
шительных взрывов сотрясали воздух.
Самолеты пошли на второй заход, когда
Яковлев и Михайлов выскочили из YK-
рытия. Они, не обращая внимания Ha

разрывы бомб, влезали на столбы, натя-

донесения передавались регулярно. Часто гивали провода. За мужество и отвагу
связисты оставляли работу, чтобы отби-  сержанты Михайлов и Яковлев награж-

вать атаки врага.

В критический момент,
пытались сломить сопротивление морских
пехотинцев и захватить радиостанцию,
вышел из строя пулемётный расчёт. Свя-
зист Любовин лёг к пулемёту и прицель-
ным огнём отразил несколько атак. Вер-

благодарили

дены медалями «3% боевые заслуги».

когда немцы Михайлов произведен сейчае в младшие

лейтенанты.

Не» отстают от свойх собратьев по ору-

жию и связисты кораблей.

Во время снятия десанта с неприя-
  тельского побережья радист катера-охот-
нувшись из рейда, краснофлотцы горячо ника старшина 2-й статьи Белов, будучи
связистов за бесперебойную раненным, восстановил поврежденный пу-  раблей. Последовала атака,

врагов. Автоматная очередь перебила ему
обе ноги. Он, стоя на коленях, бросил
еще одну гранату и упал, сраженный
пулей.

Так пали смертью героев шестнадцать
советских бойцов. Вскоре их  обезобра-
женные гитлеровцами трупы были найде-
ны на поле боя. Героев похоронили с
воинскими почестями.

В схватке с семнадцатью советскими
воинами немцы потеряли свыше ста че-
ловек.

БИО о ЕЕ ЕВЕ ВЕСИ ЕЕ ЕЕК ee УСЕГНИВ

лями передатчик, поставил аварийную ан-
тенну и продолжал держать связь до кон-
ца боя. Белов награзждён орденом Крас-
ной Звезды. Старшина 1-й статьи Емелья-
нов при налете немецких самолетов,
когда от близких разрывов бомб
ла из строя радиоаппаратура, в течение
нескольких минут сменил антенну.

В нужную минуту корабельные связис-
  ты берутся за оружие, чтобы заменить
  вышедших из строя товарищей. Напри-
° мер, старшина 1-й статьи Несчета при
‹ атаке самолётов противника, когда лич-
  ный состав верхней палубы был выведен
из отроя, подбежал к пулемёту и продол-
жал отражать атаки с воздуха.

Хорошо известны флоту имена лучших
радистов-подводников мичмана Хромеева
и старшины 1-й статьи Кудрявцева. Важ-
дый из них награждён двумя орденами и
мелалью.

Заслуженной любовью У североморцев
пользуются акустики. Не одна сотня вра-
жеских транспортов и боевых кораблей
была потоплена торпедами. В этом зна-
чительная заелуга и слухачей-акустиков,
умеющих терпеливо в течение долгих
часов подстерегать корабли противника и
даваль командиру точные данные © них.

Однажды гвардейская «малютка» вви-
ду ишохой видимости погрузилаеь и
искала врага прослушиванием. Успех
подводной лодки зависел теперь от того,
сумеет ли обнаружить противника аку-.
стик Лебедев. Через некоторое время он
доложил: «Сльшиу шумы винтов. тран-
спортов и сторожевых кораблей». «Ма-
лютка» по данным акустака пошла на
сближение. Векоре в перископ были 0б-
наружены несколько вражеских транс-

портов в сопровождении сторожевых ко-
заверниив-

наветренной стороны протраленной поло-

подтвердились:
‘около ‘вражеского берега завязалась ожи-_

‘послышалась.

ба. В атаку Ha караван вышли немецкие

катера. о
«Веду бой с, немецкими  катера-
ми» — радировал командир морского

1 шины и истребили до 250 солдат и офи-

Командир. 1-го Краснознаменного Но-

BOPOCCHHCKOTO дивизиона сторожевых _
катеров капитан 3-го ранга Д. А. Глу-.
хов, награжденный орденом Ленина и
орденом Суворова 3-й степени.

` Фото М. Альшерта и Е. Халдея (ТАСС).

Двадцать боевых
вылетов

На-днях эскадрилья майора Васячина
получила задание бомбардировочным уда-
ром с пикирования подавить огонь поле-
вых батарей противника. Летчики эскад:
рильи сделали 20 боевых вылетов и
справились © задачей хорошо.

Нужно отметить умелые действия
младшего. лейтенанта Вожевникова. Пос-
ле захода Ha цель его самолет был атако-
ван «ФВ-190», поджидавшим на высоте
выхода из пике. Тов. Кожевников, видя,
что немец бъет по левому мотору, резко
бросил самолет вправо и ушел из-под уда-
ра. В это время два наших истребителя
«Яковлев-1», из числа сопровождавших
бомбардировщики, заметили врага и дву-
мя очередями сбили его.

Отлично действовал технический 60-
став. Некоторые самолеты, получивние
повреждения, быстро исправлялиеь и в
тот же день вновь поднимались в воздух.

В подготовке материальной части к
вылету отличилиеь старший техник-лей-
тенант Соломатин, техник-лейтенант Га-
лицкий, старший сержант Шовин и

младший сержант Вирилин.
Майор ТАРХАНОВСНИЙ.

Действующий флот, :

Советские летчики
громят врага

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 октября.
(Спец; корр. ТАСС). Воздушной развед-
кой было установлено, что немцы, отхо-

дя нод натиском наших частей, соорудили

переправу через реку Днепр в районе од-
ного населенного пункта. Летчики пики-
рующих бомбардировщиков майора Но-
викова, гвардии старшего лейтенанта
Скоробагатова и майора Черненко приго-
товились в вылету.

Стоял яркий солнечный день. Один за
другим поднялись в воздух тяжело гру-
женные советские бомбардировщики и,
приняв боевой порядок, легли на курс.
Самолеты шли на большой высоте. На ли-
нии фронта по ним открыли огонь немец- !
кие зенитки. Миновав зону зенитного ог-
ня, летчики подошли к цели. Тяжёлые
фугасные бомбы полетели на переправу,
по которой проходили в это время гру-
женые вражеские транспорты. Десятки
авиабомб упали прямо на мост и в Ko-
лонну, стоявшую на берегу. Переправа
была разрушена .

Большой урон противнику нанесли
также штурмовики части Белякова. В те-
чение одного дня они уничтожили и нов-
редили 16 вражеских танков, 62 автома-

церов противника.

Массированный удар по врагу нанесла
группа бомбардировщиков, которую воз-
тлавляли летчик Огурцов и штурман Ба-
гунин. Опытные лётчики  прицельным

BRI

бомбометанием уничтожили 13 вражес-
ких автомашин, склад с боепринасами,
миномётную батарею.
mera Ss ESS
таяся гибелью фашистского транспор-
та.
Подводная лодка Героя Советского
Союза капитана 2-го ранга Фисановича
в одном из походов по данным акустика
Шумихина обнаружила миноносец про-
чивника. С небольшой дистанции бы
дан торпедный залн. В отсеках подводной
лодки ‘были ясно слышны два взрыва, &
затем акустив услышал непонятный
скрипящий звук, после которого все CTHX-
ле, Когда подняли перископ, море было
  quero, — так быстро залонул немецкий
миноносец.

Противник пытается  маскироваться
под фон берега, В таких условиях обна-
тужить корабль в перископ очень трудно.
Но и тут на помощь приходят акустики,
ИЙотом нынешнего года был такой случай.
Акустик подводной лодки капитана 3-го
ранга Видяева доложил, что слышит шу-
мы винтов, Командир осмотрел горизонт, —
чисто. Но акустик настойчиво докхады-
вал, что ясно слышит шумы винтов, и
подводная лодка пошла на сближение
по его данным. Только под самым бере-
гом были обнаружены транспорты и. ми-
ноносец противника. Лальнейшее сближе-
ние для атаки также велось по данным
акустика.   на этот раз торпеды пора
зили цель. - :

Rorqa бригаде подводных лодок вру-
мчался орден Красного Знамени, знамя
бригады с приколотым к нему орденом
‘было передано акустику дважды ордено-
носцу гвардии старшине 1-й статьи Фе-
бедеву. Он пронес знамя вдоль строя.

ovo лучший показатель и лучшая
оценка работы связистов = Северного
флота. 4 г

Капитан 3-го ранга В. ПОЛОЗОК.

Северный флот:

® октября 1943 г., № 233 (1491)

ОЛИНОЧНЫЕ АТАКИ
ТОРПЕДОНОСНЕВ

Полет самолета-торпедоносца на сво-
бодную охоту подобен походу корабля-
рейдера. В том и другом случае основная
задача — уничтожение вражеских кораб-

лей и транепортов на морских коммуни-

хациях. В отличие от рейдера, обладаю-
щего большой автономностью плавания,
торпедоносец в известной мере ограни-
 чен временем полета. Самолет должен
умело провести поиск противника, 060-
_бенно в тех случаях, когда вылет на CBO-
<бодную охоту не обеспечивается предва-
’рительными данными разведки. В то же
‘время большая скорость и увеличенный
`радиус видимости позволяют экипажу в
короткое время просмотреть обширную
зону и, обнаружив цель, внезапно ее
атаковать.

При одиночной атаке внезапность иг-
‘рает решающую роль. : :

Ov экипажей ‹ самолетов-охотников
требуется хорошая организация наблюде-
ния за водной поверхностью, за воздухом
и умение использовать. обстановку для
всесторонней и искусной маскировки сво-
их действий. Торпедоносцы обычно дей-
ствуют в сложных метеорологических ус-
ловиях, в лунные или белые ночи, в 0у-
мерках или на-рассвете, в связи с чем не-
обходимы высокое летное мастеротво и
натренированность.

Однако действия одиночных самолетов
в условиях хорошей видимости, как бы
они умело ни проводились, не могут
быть внезапными потому, что боевое ох-
ранение, посты обнаружения и оповеще-
ния предупредят находящиеся в море KO-
рабли, и они заранее подготовятея к от-
разжению атаки. Уклонение от одиночного
самолета, в тех случаях, когда, он своевре-
менно обнаружен, для кораблей не со-
ставляет больших трудностей. Исходя из
этого, торпедоносцы-охотники должны
лететь при пониженной видимости, позво-
ляющей маскировать свои действия и 603-
дающей невыгодные условия для против-
НИКа.

Одним из пионеров таких полетов яв-
ляется гвардии капитан ныне Герой Со-

i

Схема Ne 1.

ветского Союза Балебин, лично потопив-
ший уже около десяти кораблей против-
ника. Разберем несколько характерных
торнедных атак самолетов-охотников.

‘В одном из первых своих полетов на
свободную охоту, идя по заданному. мар-
шруту, при облачности 10 баллов, высо:

\тою 150 м, Балебин обнаружил два сто-

рожевых корабля противника. Решив

перазить головной корабль, торпедоно-
сец занял исходную позицию на курго-
вом угле 90 градусов и, маскируясь об-
чачноетью, пошел в атаку курсом пря-
мого сближения.

Штурман с малой высоты сбросил тор-
педу, прицеливаясь по форштевню сто-
рожевика. Удар был настолько неожидан-
ным, что противник открыл огонь из всех
видов оружия только в момент ‘выхода
торпедоносца из атаки. Умелым маневром
Балебин вышел из-под обстрела с набо-
ром высоты и скрылся в облаках. Эки-
паж наблюдал большой столб воды у
борта корабля, что свидетельствовало 0
попадании торпеды.

Так же умело использовал облачность в
целях маскировки гвардии капитан Пят-
ков. Обнаружив транспорт противника,
шедший под охраной шести катеров, и
оказавшись на курсовом угле 0 градусов,
Пятков решил занять исходную позицию
на. траверзе правого борта корабля. Это
было связано с пролетом через катера. В
целях скрытия своего маневра Пятков
вошел в облачность и лег на контркуре.
Пройдя точно расечитаннее время в об-
Jakax, потребное для выхода на траверз
цели, Пятков вышел из облаков, снизил-
ся и оказался на курсовом угле 90 граду-
сов правого борта, откуда курсом прямо-
то сближения пошел в атаку (см. схе-
му №  .

На вурсовом угле 100 градусов штур-
ман сбросил торпеду, прицеливаясь по
форштевню корабля. Ушел летчик левым
  разворотом е набором высоты
‚ ность, затем развернулся на 180 градусов

для наблюдения результатов атаки. Сни-
зивниеь нод кромку облаков, вне зоны
90стрела зенитной артиллерии, экипаж
видел, как погружалея транспорт и под-
ход к этому месту всех катеров охране-

в облач-

ния. При выходе в атаку и отходе ноеле

сбрасывания торцеды противниЕе никако-

то противодейетвия не оказывал, что го
ворит о полной внезапности атаки.

В обоих этих случаях экипажи пол-
ностью использовали обстановку для на-
несения внезапного ‘удара, в результат
атаки увенчались успехом.

Отсутствие внезапности усложняет
атаку торпедоносца.. 0б этом говорит сле-
дующий пример. Гвардии старший лейте-
Haut Деревянных обнаружил в мор

` Схема № 2.

транспорт противника, шедший в сопро-
вождении сторожевого корабля. Оказав-
штись на невыгодном куреовом угле и
стремясь уменьшить его, Деревянных на
близкой дистанции к транспорту лег на
параллельный курс. Придя на траверз, он
сделал разворот на 270°, чем увеличил
время атаки и пребывания в зоне видимо-
сти с корабля. Это позволило противнику
изготовиться к отражению (ем. схему
№ 2). После разворота торпедоносец лег
на курс сближения прямо на цель и был
ветречен сильным огнем кораблей. Прав-
да, торпеда попала в кормовую часть
транспорта, но самолет Деревянных по-
лучил два прямых попадания в плоское-
ти. Эвинаж все же благополучно вернул-
ся на базу.

_ Эпизод этот показывает, что в каждом
отдельном случае надо уметь правильно
оценивать обстановку и использовать для
маскировки облачность, темную часть го-
ризонта, солнце, чтобы поставить против-
ника в невыгодные условия.

В этот же день, по данным экипажа
твардии старшего лейтенанта, Деревянных,
для нанесения удара по тем же кораблям
противника были высланы два Торпело-
носца под прикрытием четырех истре-
бителей. При подходе к заданному
району самолеты ‚обнаружили транепорт
водоизмещением 6.000 тонн, шедший без
охранения, и торпедировали его © двух
бортов охватом. (См. схему № 3). Тран-
спорт затонул. В данном случае корабль
путем поворота на атаковавший с право-
то борта самолет пыталея укленитьея от
удара. Но благодаря правильным дейст-
виям экипажей в него попала торпеда ©
другого самолета.

Приведенные примеры с достаточной
очевидностью показывают, что, еели эки-
пажи самолетов правильно оценивают об-
становку и умело маневрируют при выхо-
де в атаку, используя всевозможные усло-
вия маскировки, они, как правило, доби-
ваются успеха.

С каждым днем рабтет боевое мастер-
ство советских торпедоносцев: они пото-
пили уже несколько десятков враже-
ских кораблей и транспортов. Понеся
большие потери на море, немцы пытаются

Схема № 3.

всячески маскировать и усиленно при-
крывать движение судов на своих комму-
викациях. Этому должны быть противо-
поставлены активизация действий, непре-
рывная учеба  летчиков-торпедоносцев,
разбор каждого полета, изучение тавтики
врага, творческая работа над изысканием
новых приемов и методов борьбы на море.

Опыт полетов самолетов-охотников т0-
ворит о необходимости обеспечивать их
предварительными данными разведки,
что облегчит обнаружение цели, достиже-
ние внезанности атаки. Нужно всемерно
использовать радиоанпаратуру на торпе-
доносцах-охотниках для наведения на
обнаруженные в море корабли противника
носледующих групн наших самолетов, в
том числе и торпедоносцев.

Майор Г. САГАЙДУК,

НАЛЕТ НА ВРАЖЕСКИЙ ОБОЗ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 октября.
(Спец. корр. ТАСС). В боях на Чернигов-
щине отличилиеь три танковых экипажа
и разведывательный взвод под командо-
ванием лейтенанта Шеганькова.

Немцы на автомашинах и подводах
двигались к реке. Три танка — лейтенан-
  та Шагалина, лейтенанта Проценко и
  младшего лейтенанта Черниченко — с
пятнадцатью разведчиками на броне про-
рвались в тыл противника. Не ожидая
удара, гитлеровцы в этот момент сделали

привал, намереваясь расчистить дорогу.

от своих мин. Наши танки и автоматчики

открыли по немцам огонь. Вражеские сот.
даты и офицеры, бросая оружие, кинулись
в разные стороны. Несколько гитлеровцев
пыталиеь развернуть одну из своих пу-
шек, но танкисты заметили это и тремя
выстрелами уничтожили вражеское ору-
дие и его расчет. _

Танкисты уничтожили 4 пушки, ист-
ребили до ста гитлеровцев, разгромили
таб немецкой части и Захватили ценные
документы. Взяты трофеи: 5 орудий, 8
минометов, 30 пулеметов, 20 автомашин,

50 повозок, 15 мотоциклов и 20 велоси-
педов.