Черноморцы в боях за Тамань
(OF корреспондента «Красного Флота» )

В боях за Тамань советские войска по-” нарушают его тылы. Высадка, морских пе-
следовательными ударами с суши и моря   хотинцев подполковника Козлова и капи-
перемалывают немецкие части. Большую   тан-лейтенанта Артамонова’ ‘производи-
поддержку атакующим частям оказывали   лась со сторожевых катеров; мотоботов
` И оказывают артиллеристы 251-го Ново-   и мотобарказов.
российсвого отдельного подвижного ap-  Перед выходом в операцию на кораб-
тиллерийского дивизиона, которым коман-  лях группы капитана 3-го ранга. Глухова
дует капитан Солуянов. ’ прошли митинги и беседы. Когда катера

Недавно на одном из участков Немец-  подошли в меету высадки, они были 06-
кие батареи открыли сильный огонь, Ба-   наружены. Старшина мотобота старшина.

тареи старших лейтенантов Бирюкова и  1-Й статьи Ильин под огнём противника
Чуфарина рядом последовательных нале-  отлично произвел высадку, затем подо-
тов подавили четыре батареи. В атаку  шел к сторожевому катеру, взял с’ него
пошли наши танки, которые расчистили! людей и высадил вторую группу, также
путь пехоте. В бой ввязалась еще одна   без потерь, На одном мотоботе заклинил-
немецкая батарея. Тогда Чуфарин пере-  ся руль, Моторист Глущенко ‘разделся,
нес огонь на нее и с первого залпа раз-   бросился в воду и быстро очистил руль.
бил наблюдательный пункт: Мотобот во-время вылолних задачу.
Когда немцы, зажатые в полуколь-  За ними шли катера под командова-
цо, пытались ‘пробиться к берегу моря,   нием ‘капитана 3-го ранга Державина.
батарея старшего
открыла беглый огонь и сорвала враже-  мотоботы повернули вправо и сотремитель-
свий замысел. Вольшая часть этой груп-  но пошли к берегу. В это время наблюда-
пы немцев вместе 6 ее командиром была   тели заметили тесть. немецких торпедных
уничтожена. катеров и несколько десантных барж. На-
_ На-днях произошел следующий эпизод. ши морокие охотники открыли огонь из
Немцы, подтянув к берегу технику и жи-  пушек и пулеметов. Тем временем мотобо-
вую силу, начали погрузку на баржи. Со-  ты и барказы подошли к берегу и в тече-
ветские батареи отврыли огонь, Баржи  ние десяти минут высадили десант. Про-

-_ вынуждены были уйти в другое место, Ну  тивник был омят, Десантники прорвали

`_ осуществлять гибко управление частями

\

\ шрут перехода, каждый причал, запасные   катеров-охотников,

`` и там их накрыли наши снаряды. проволочное заграждение и 6 боем двину-
В боях за освобождение Тамани ак-  лись вперед. Выяениловь, что. немцы рас-
тивное участие принимают торпедные ка-  считывали вывезти свои войска на бар-
тера из 2-й Новороссийской бригады.   жах и катерах, но наш десант сорвал их
Экипажи катеров действуют дерзко и ре-   замысел. а
HIATCIDHO, выполняют задания в сложных   Старшина 1-й статьи Трунов’ расска-
метеорологических условиях при СИЛЬНОМ   зывает, что н& переходе мотобот етарши-
противодействии врага. В одной из опера- НЫ 1-й статьи Фомина сильно заливало.
ций был ранен в руку Герой Советского   Краснофлотцы . ведрами и мотопомной,
Союза капитан-лейтенант Африканов. Не-  стоя по колено в воде, отливали воду и
емотря на ранение, он не покинул б06в0-   так шли, не сбавляя хода, до самого мес-
То поста и тольно по возвращении в б9-   та высадки. Когда подошли к берегу,
BY, доложив о выполнении задания, по-  противник начал сильный обстрел. Мото-
шел на перевязку. бот ответил огнем из пушки и пулеметов
Выесаженные на побережье Таманского   и удачно высадил десант.

полуострова десантные группы ударами а
_ 66 стороны береговой черты помогают. ие- Капитаи упейтенант
.„ треблять немецкие войска; Десантники   Н. ДОБУЩЕВ. _

зклиниваютея в боевые порядки врага,   ^Таманский полуостров.

^_ ГВАРДЕЙЦАМ-ЛЕТЧИКАМ ВРУЧЕНО ГВАРДЕЙСНОЕ ЗНАМЯ

Н-СКИЙ АЭРОДРОМ. (Спец. корр.   лиями которых ленинградекое небо в 06-
ТАСС). Состоялось вручение Гвардейского   повном очищено от фашистов, о том, что.
знамени героическому Ленинградскому   трудящиеся города и Bee воины Тенин-
‘истребительному авиационному корпусу.   традового фронта с гордоетью следят за
Свыше 850 зражеских самолетов уничто-   блестящими боевыми делами летчиков
жили лотчики-истребители соединения,   гвардейцев. Товарищ Жданов подчерки-

_ прикрывая воздушные подступы в городу   вает, что. праздник защитников  ленин-.
_ Ченина.   градекого ноба совпадает с победным на-

На летном поае перед своими боевыми   ступлением Красной Армии, которая нз-

‚ машинами выстроились гвардейцы, Раз-   Носит врагу поражение за поражением.
дается команда: _ . От имени у оенного Совета Ленинграл-.

` —_ бмирно! Равнение направо! ского фронта товарищ Жданов выражает

„. Перевевая поле, к`перадиому оотрою [та не бы бо
Ren Tose Е ли, руженные богатым боевым
_ Подходит секретарь Центрального Комите- опытом и сознанием своей высокой зада-
та ВЕЛ (5), член Военного’ Совета а чи, будут и впредь бвестрашно переламы-
градокого фронта генерал-лойтенайт А. А. зать ‘позвонок за позвонком фашистской
Фданов. Его сопровождают член. Воен-   тадине, до  полного ев’уничтожения. За-
ного Совета фронта генерал лейтенант „анчивая оо тб ЗН Мы
А. А. Вузнецов, председатель исполкома провозглашает: — Е ео
Городского совета депутатов трудящихся А:
1. С. Попков, сепреталь Городокого комИ- нинградеким летвикамтвардейнам! Слава
тета ВКП(б) , Я. Ф; Капустин, тенерал- Верховному Главнокомандующему  Мар-.
лейтенант авиации Рыбальченко и другие  шазу Советского Союза великому
представители командования. Сталину! Ура!
Товарищ Жданов оглашает приказ На-  Товарищ Жданов вручает Гвардейское
‚родного Комиссара Обороны Маршала (0- знамя командиру корпуса.
ветского Союза товарища Сталина о пре-  Преклонив колено, командир корпуса
образовании корпуса 8 Гвардейский произносит нхятву гвардейцев:
Ленинградский истребительный авиацион-  ^_ Принимая — боевое Гвардейское
ный корпуо. `знамя, клянемся с честью пронести его
— По поручению Воевного Совета через все сражения к полной победе Haz
Ленинградского фронта, — говорит това- врагом. о =
рищ данов, — я счастлив от имени т ° — Клянемся, — повторяет строй  по-
длины вручить вам боевое Гвардейское   зенопреклоненных гвардейцев. .
_ внамя. Это знамя завоевано вами в оже-  Знаменоспы Герой Советского Союза
сточенных боях с фашистскими воздуш-   Литаврин, Герой Советского Союза Пет-
° ными пиратами. i и трижды орденоносей  Молтенинов

—

В своей речи товарищ Жданов говорит   проносят алый стяг с изображением вели:
0 заслугах ленинградских летчиков, уси- ‘кого Ленина перед строем гвардейцев.

BIRO REET Ra eee Я Seen in CERES rae TR

rs

точки высадки, a также систему обороны
противника, полностью учитывать, какие
огневые точки и в каком количестве при-
детея подавлять артиллеристам и пуле-
метчикам,
Когда у экипажа есть такая ясность,
то в процессе ‘операции, если и возник-
HY? затруднения, командир. сумеет легче
преодолеть их, скорее найдет правильное

и кораблями последовательно на каждом ри На катере старшего лейтенанта
этапе Баженова, участвовавшего в Новоросеий-
Военные моряки принимали участие в ‘ской операции, ‘находилась труппа де-
> различных по характеру и масштабам де-  сантников. Высадив их на один из при-
сантах. Особенно большой опыт накоплен чалов, катер отошел. Оказалось, ro ¢
на Черноморском флоте. Мы имеем в виду причала сойти на берег было нельзя.
Керченско-Феодосийскую операцию, про-  Десантники окликнули командира и об’яс-
веденную в конце 1941 гола, десанты В нили свое положение. Баженов под огнем
тыл противника западнее Таганрога и  противника вернулся, принят группу на
Мариуполя и, наконец, операцию по 06-  катер и высадил ее в ‘другом; удобном ме-
вобождению второй базы Черноморского   сте. : т
флота — Новороссийска. Не вдаваясь в  Так как первый бросок во всех случа-
подробности каждой из них, остаповимея ях приходится высаживать © катеров и
только на использовании катеров и м0то-  мотоботов, они, следовательно, и подвер-
_ ботов, жены в первую очередь ударам противни-
_ Нужно сказать, что в нынешней войне   ка е берега, Экипажи катеров, орудийные
`ни одному классу кораблей не приходи-  расчеты и пулеметчики в связи с этим за-
лось принимать столь активного участия, ранее должны знать характер целей, по
‚ как катерам и мотоботам. Они с успехом   которым придется вести огонь, уметь за-
действовали на черноморском, на бал-  менять друг друга на боевых постах.
тийском и северном театрах. Наиболее   Естественно, успех их действий в бою
ярко они проявили себя в конце августа будет выше, еёли они своевременно и в
и в сентябре на Азовском и Черном морях,   достатовной степени будут обеспечены
Их массовое применение об’ясняется не  прикрытием с воздуха и моря, а участок
только условиями театра. Наши катера   высадки хорошо обработан артиллерией,
обладают высокими тактико-техпически-  штурмовой и бомбардировочной  авиа-
ми данными, менее уязвимы с воздуха и  цией.
моря, чем - большие корабли. Хорошие На войне были случаи, когда отдель-
маневренность, ход, вооружение позво-  ные катера и высаженные ими нодразде-
ляют им проникать в любой район, с хода ления терпели поражение только потому,
производить высадку и одновременно по-: что не были обеёпечены надежной связью
давлять. своим огнем сопротивление вра-, с другими кораблями и артиллерийскими
та на берегу, Пак показал опыт носледних   частями, которые должны были прикры-
боев, экипажи катеров действуют смело и вать их, Во избежание этого ири высад-
` решительно, когда в деталях предетав-  ке десантной группы в тыл противнива
ляют поставленную задачу, хорошо зна-  командование энского соединения преду-
ют район действий по данным развед- ‘омотрежо, например, такой вариант: до
ки и по личным наблюдениям. Район вы-   тех пор, пока десант не закрепился на
садки офицеры должны изучить настоль-  побережье и не успел наладить надежную
\, ко, чтобы зрительно представлять маф-  связь, несколько специально выделенных
маскируяь у 06-

Десантные операции относятся в чис-

лу наиболее сложных по своей организа-
ии и выполнению. Именно в них широко
применим суворовокий принции тщатель-
ной подготовки; обеспечивающий внезат-
ность удара, быетроту и натиск в продви-
‘жении. Трудность выполнения подобного
рода задач. связана ¢ необходимостью

лейтенанта Гарматы   Велед за головным кораблем все катера и

Слава ин честь мужественным ле-  .

в десантных опер

TOTOBICHO H осуществлено несколько раз-

КРАСНЫЙ

ФЛОТ

Еее

в

Краснознаменный Балтийский флот.

Отражение воздушной атаки.
: ° Фото В. Федотова.

° На левом берегу
Днепра _
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 октября.

(Спец. корр. ТАСС). По всем дорогам
от Кременчуга к Полтаве, Краснограду,
Миргороду тянутся обозы. ‘Это возвра-
щаются в свои села и хутора люди, ко-
торых немцы под угрозой равотрела гнали
В 6066 в глубоний тыл. Села, хутора, сжа-
тый хлеб немцы сожгли, скот уничтожи-
ли, Но не везде’ Стремительно наступая,
Красная Армия спасла от разорения и
уничтожения сотни населенных пунктов,
`Наши бойцы перехватили на дорогах от-
ступления немецкой армии вереницы под-
вод в мирными советскими людьми, уде-
лом которых было бы работво в Герма-
‚нии. Чем дальше’ на юг, к Дибиру, тем
больше этих обозов, тем п а.
ropa. :

В лесу были огромны
ды Gom6, снарядов, патронов, взрывчат-
ви. На эти склады несколько дней назад
вовершила налет наша авиация. Удар ©
лоздуха был удачен. Ha ое ‚складов

бовприпасов образовались. ы метал-
‚ личеекого лома, Немцы, Хотели. взорвать
ту небольшую часть снарядов и бомб;.

которая уцелела. Но не успели! Выл при-

облитая бензином, Осталось. только ва-
жечь. И не зажгли — некогда было, сол-
датам приходилось больше думать о спа-
сении собственной шкуры, так быстро,
двигалась вперед Красная Армия, =!

Бои на подступах к: Днепру носили
+

yEr

ство войск и боевой чехники, Кременчуг,

хак один из своих мощных узлов сопрэ-
тивления, враг укренлял особенно сильно.

Bo время боя вз города, особенно.
‘ночью, ежеминутно риевуя попасть под.
снаряды, выходили зюди- Оборванные,

грязные, они спешили спастись из ада’—  .

иначе они не могли назвать то, что де-
талось в городе. Согнав туда тысячи со-

ветоких людей, фамиеты решили уни-  (По телеграфу от наш. корр.). Эту отда-   рев, вторую — Герой Советского Союза

чтожить их. Они стреляли в мирных, ни.
в чем не повинных людей из автоматов,
тнали их под огонь артиллерия,
Красная Армия штурмом овладела го-
родом, Над Временчугом. снова взвилоя
красный стяг. И. сразу же в городу потя-

- нулись вереницы жителей Их вырвали

советские бойцы из’ хищных лап фаши-
втов. И люди шли к своим очагам быет-
рее налаживать жизнь, которую. нару-
шили немецко-фашистокие захватчики.

Se ET

pera, выполняли эту задачу и одновре-

менно своим ‘огнем поддерживали про-

движение- деванта вглубь. ^ ae
В конце августа и в сентябре на Азов

ском и Черном морях было успешно пол-

хичных десантных операций, Первая из
них проводилась, когда войска Южного.
фронта громили таганрогокую груплиров-
ву противника и создали угрозу окруже-
ния ее правого фланга. Немцы вынужде-
ны были спешно отводить свой потренан-
ные и разбитые части по дорогам вдоль
побережья Азовского моря.

Отряд моряков под командованием ка-
питана Катанова позучих задачу: выса-
дившись западнее Таганрога, перерезать
воммуникации и нанести внезапно удар
по ототупающим частям противника. Не-
реброска десантной группы была возло-
жена на катера. о:

Отряд заранее тщательно готовился,
перенимая опыт сухопутных частей, дей-
втвовавитих при разгроме немцев под Ор-
лом и Харьковом. Здесь в большом об’еме
была использована суворовокан «наука
побеждать». Десантники тшалельно тре-
нировались вместе с экипажами катеров.
Морские пехотинцы‘ учились преодоле-
валь водные рубежи, быстро и беешумно
совершать посадку на катера и выходить
на берег, уничтожаль огневые течки про-
тивника, взаимодействовать © другими,
подразделениями. Парторги привлекали к.
работе бывалых войнов, отарнган и офи-
церов, участвовавших в подобного рода.
операциях. Они рассказывали об умелых
зействиях геросв-десантников, приводили,
примеры, которые перёкликались с пред-
стоящими событиями, рольефнее пред-
составляли оботановку предстоящих деи-
ствий, Они рассказывали о краснофлот-.
Wax, которые в трудную минуту смело
прыгали в воду, поддерживали на своих
плечах сходни и обеспечивали быструю
высадку на берег, а потом шли вперед,
умело и дерзко громили врага. _

Наряду с этим подготоваялиеь экина-
жи катеров. Офицеры изучали маршрут.
перехода, готовились к отражению атак.

разделений. Эти
готовлен тол, на него набросана и.

at не a
упорный и озжесточенный характер: Про!
  тивник старательно возводих о здобь

репления, стянул сюда огромное ‘количе»

‘Yenex действий десантников

ным налетом овладело населенным пунк-

тивнику значительный урон. Они уничто-

Маланина. Огнем своей артиллерии
  подбил катер и, сблизившиеь, решил за-

Грохот взрывов и гул моторов отихают
к обеду, чтобы после полудня снова в0з*
никнуть на протяжении многих кизо-
уничтожают

метров вовруг. Валтийцы
немцев. Это стало целью жизни, Вот по-

чему могучий, несколько мешковатый на
вид командир батареи майор Григорий.

Иосифович Барбанадае и такой же 00:
`лидный, седоватый его помощник инже-
нер-майор Акопов с юношеской лег
хостью бегут в землянку командного

‘пункта, едва засльшиав. тоненький писк’

телефона. Задание?! Но оперативный уже
ответил на ‘вопросы командира соедине-
imma, cam спросил: «Скоро ли дадите от-
  вести душу?», и услышал
вет: «Успеете».

Работы пока нет. И артиллеристы
ждут, нетерпеливо, но дисциплинирован-
но. А пока тренируются в расчетах ис-
ходных данных, хотя они и так уже дав-
но подготовлены на многие цели, прове-
PHOT евязь © наблюдательными постами,
соведями, штабом, учатся одновременно
‘выоунять обязанности свои и соседа.

‹ День клонится к вечеру. Низко, над
самыми верхушками сосен, прошли на
аэродром штурмовики. Напротив команд-
‘ного пункта собрались офицеры. Отма-
хиваявь от назойливых комаров, они
сосредоточенно слушают капитана 3-го
ранга Белокопытова о текущем моменте
отечественной войны. Артиллеристы вни”
мательно следят за ходом наступления
Ёрасной Армии, выискивают все, что го-
ворит 06 удачном опыте взаимодействия
тяжелой артиллерии © другими родами
войск в наступательных боях.

Изучая опыт артиллерийских частей,
командиры подразделений и служб бата:
реи стремятся скорее доделать то, Что
необходимо для боевой работы сегодня,
готовят все, что потребуется в будущих
боях. Смотреть вперед научила война.
Офицеры майора Барбакадзе оказались
прилежными учениками. И хотя сейчас
тихо, стрельбы He предполагаются,
старший лейтенант Аруцев сидит на
своем командном пункте. Склонившиев
над картой, он. изучает район. Сегодня
орудия не добросят туда мощный много-
вилограммовый снаряд. Но завтра, завт“
ра с новой позиции они достанут и эти
об’екты.

— Зачем делать наспех то, что мож-
но подготовить заранее, не торопясь, с
большой точностью, — говорит старший

лейтенант осы а
Точность, аккуратноеть майор Бар-
-бакадзе воспитывает у командиров под-
‘в неменьшей  етро-
гостью требуют точной работы в любой
обетановке от старшин и сержантов, Te
в свою очередь — от подчиненных, —
Искуеетво меткого отня пришло в
результате длительной кропотливой ра-
боты. Тем плодотворнев  результазы.
Эни — в звездах на орудиях, в благо:
дарности командования за
‘стрельбы, € gio ye
`_ Немецкая пехотная дивизия еще Ha
Юге испытала силу и точность орня 0-
ветеких военных морянов. Перебравшиоь
под Ленинград, фашистские офицеры ©
06060й тщательностью выбирали’ место,
THe можно было бы укрыть свой таб.
Но не так просто теперь скрыться от на-

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 2 октября.
лонную базу немцы используют для под-
‘броски своим ‘войскам вооружения, б0е-
принасов, горючего. Наша воздушная раз-

ведка установила, что в порту, у прича-

лов, етоят транепорты и баржи, на берегу
расположено много ‘складов. Штаб чер-
номорского авиационного = соединения
разработал план налёта на базу.

° Наши самолеты днем при ясной, безвет-

‘ренной погоде появилиеь над целью с

трёх направлений. Одиу группу дальних
бомбардировщиков возглавлял Герой Co-

_ катеров и самоходных немецких барж, а

также авиации противника нз пореходе и.
в момент высадки. =.

Тщательность и скрытность обеспечили
западнее
Таганрога, Катера совершили переход и!
высадиди морских пехотинцев. Усилен-
ное подразделение разведки, прочесав по-

бережье, оседлало одну из дорог, внезан-.

том. В результате гибкого маневра и уме-
лых действий азовцы сумели нанести про-

жили до двухсот автомашин, около двух-
COT солдат и офицеров, захватили
пленных, разгромили несколько складов
6 боеприпасами и снаряжением, —

` Предвидение встречи с морским po)
тивником полностью оправдалось. Группа
катеров, действовавших на морских ком-
муникациях западнее Таганрога под ру-
ководством старшего лейтенанта Филип-

пова, при возвращении в базу заметила

=

катер противника.
В атаку пошел бронекатер лейтенанта
он

хвалить его. Это было блестяще 06у-

ществлено младшим лейтенантом Моргун

и старшинами Ахтямовым и Костиковым,

После разгрома войсками Южного

фронта таганрогекой группировки немцев

наши части с боями подошли к Мариуно-

лю, Обороне этого города враг придавал

исключительно большое значение. Немцы

рассчитывали на неприступность своих

сооружений с суши и е моря, «Мариуполь-

ский бастион» входил составной частью в

линию, именовавшуюся «Миус-2>. Эта

линия обороны на много километров тя-

нулась с востока на запад. Большие рабо-

ты провели немцы и в самом Мариуцоль-

свом порту. Вдоль причальной линии в

бетонных сооружениях находились пуле-

метные гнезда, Между гаванью Шмидта и.
портом и на соседних ‘высотах немцы
устроили сеть дотов и дзотов. Только на.
одном небольшом участке было сосредо-.
точено до 18 артиллерийских батарей,

Противник широко иснользовал самоход-
вые орудия и танки как неподвижные or-
невые точки.

Характерная особенность этой десант-  Союза капитан 3-го ранга Сипягин,

ной операции заключается в стоакнове-

спокойный от-

`вывести из строя орудийный и несколько

кружочек.

приехал майор Барбакадзе. Он.
тельно проверил Boe и дал команду
«Залп».
цели. Огневой налет прододжалоя не
долго. Когда ветерок унес дым и пыль

жения штаба легкопехотной
ры дымящегося мусора.

mra6a дивизия стала еще
кой», — шутили моряки.

более

явь пб заранее пристрелянным точкам, .

ших разведчиков, Место штаба быдо за-
сечено, На парте целей появился новый

На передовой наблюдательный , пункт
BHAMa

Первые же снаряды легли по

?
там, где ‘находились землянки и coopy
Дивизии,
видны были лишь ‘обломки дерева и. го
«Теперь ‘без
лег-

С таким же блеском была’ проведена
операция по разгрому штаба другой не”
мецкой пехотной дивизии и складов 606-
припасов и продовольствия. Ориентиру”

р

3 октября 1943 г, № 234 (1492)

ОЧНОСТЬ—СТИЛЬ РАБОТЫ БАТАРЕЙ

краснофлотцы и  старшинский состав,
командиры подразделений и командир
части,

Результат учебы — возрастающий
счет уничтоженных немцев и их боевой
.  техники; рост людей — их  мастеротва,

воинской культуры. Краснофлотец за
- мочный Петр Зайцев стал командиром
подразделения, Офицерами стали быв
ший  артэлектрию Лымарь, машинист
Ивах, комендор Алексей Зайцев. Коман-
  хары подразделений этой батареи Жук,
  Меснянкин, Дробязко теперь командуют
частями. Результат учебы — умение
найти, заметить те «мелочи», детали, от
которых зависит точность падения сна:
ряда, привычка подходить в ‚ любой
стрельбе, как к экзамену, который надо
выдержать, надо, ибо иначе будет
  уронена честь офицера, старшины, крас
нофлотца, честь морекого артиллериста,

артиллеристы сразу повели огонь На паи
уничтожение, достигнув: таким образом “оо ме
внезапности действий, не позволившей ” Подготовна начинается нес расчета

немцам в период пристрелки орудий ук-
и. материальные
пенноети, Чуть не каждый зали вызывал
  сильные взрывы. А затем почти вся тер’
ритория. армейских складов врага была

рыть личный  соетав

охвачена огнем.

Прямое попадание —— это отличитель-
ный признак, стиль батареи майора Бар-

бакадзе. :
Когда немцы  подтянули тяжелую

210-мм батарею, чтобы обстреливать из”

за насыпи наш поселок, коммуникации и
передовые позиции, в бой вступили м0-
ряки. Наблюдатели сообщили: «Прямое
попадание, отлично».

Немцы, используя ухудшивигуюся ви-
димость, подтянули свой транспортер.
Он успел выпустить воего 4 снаряда и
вынужден был ретироваться; залны м0-
ряков батареи` Барбакадзе накрыли но-
ЗицИЮ. 4

Точность стала стилем не cpasy. Ona-—-
‚результат длительной,
боты. Богль молодой краснофлотец Кар-
нушкин пришел на батарею, ему сказа-
ли: «На нашей батаров были товарищи
Жданов, Ворошилов. Им понравилось,
что мы можем работать точно и быстро
не только за себя, но и за товарища. Учти
это». Карнушкин учел, как учитыва-
ют все. Через несколько месяцев, BO
время огневого боя, этот краснофлотец
работал за себя и вертикального навод-
зика. Было тяжело. Но Карнушкйн тя
нулся, Ему неё хотелось отсталь от парт-
орга, командира отделения MOTOPUCTOR
Ермолаева, который и шутку успевал
бросить, И за моторами  еледить, и обя-
занности двух силовиков
Нри этом Все делал во-время и о идеаль-
Ной точностью.

не, сосредоточенной врагом на перепра-
ве, батарея уничтожила 27 бронирован-

ных батарей, три орулия среднего Kae
тибра и носколько хосятков фашистских
солдат и оМицеров. За шесть дней боев
в другом районе артиллеристы уничто-
жили 5 немецких тяжелых батарей, раз-
рушили 3 узла сопротивления, истреби-
ли тесятки солдат и офицеров:

° На батарее учатся все — рядовые

Е

ветекого. Союза гвардии полковник Тока:
гварлин подполковник Ефремов. Bee
грунпы прикрывали истребители.
Появление наших самолётов над базой
явилось полной неожиданностью. для про-
тивника, — немецкие истребители не бы-
ли подняты в воздух. Зенитные орудия
начали стрельбу только тогда, вогда бом-
бардировщики ложились на боевой курс.
Преодолевая плотную стену огня, черно-
морские лётчики залли на цели. . Около
одного причала стоял транспорт водоиз-
мещением 8 тысяч тонн. На него обру-

РАТИ AT

нии катеров с мореким противником еще
до подхода в месту высадки.

Учтя уроки таганрогекого поражения,
враг, видимо, предвидел возможность по-
вторных ударов с моря и заблаговремен-
но выслал свои сторожевики и самоход-
ные баржи с сильным артилаерийеким во-
оружением,

Командиры катеров также предпола-
гали, что такая ветреча в море весъма ве-
роятна, и были к этому заранее подготов-
лены. Вок только противник быд обна-

ружен, лейтенант Вравцов смело’ повел
катер в атаку и с дистанции 5—6
кабельтовых открыл огонь. Самоходные

баржи и сторожевые катера отвечали. 0
каждой минутой бой принимал все более
ожесточенный характер. Векоре пулемет-
чикам Кузьмишвину и Сизову удалось

пулеметных раечетов на одном из немец-
ких катеров. Он вынужден ‘был немед-
ленно отойти под пракрытие барж, В ре:
зультате этой схватки удалось поджечь
одну баржу, & вторую уничтожить, Видя
это, противник начал отхох. Таким обра-
‘зом, был отврыт пузь в Мариупольский
порт катерам и другим плавередствам, на
которых находились десантники, —

В период высадки немцы оказали упор-
ное сопротивление. Они вели  интенсив-
ный огонь, под прикрытием которое в
контратаку шли пехотинцы и конники. В
этот напряженный момент на помощь: ка-
терам и десантникам пришаи морские
летчики подразделения майора Чепова,
Они не только расееяли скопление живой
вилы противника, но п уничтожили ряд
его огневых точек, облегчив выполнение
поставленной задачи. Ae

Третья, наиболее поучительная и инте-
ресная но своему маснетабу -—= Новорос-
сийская десантная операция. В ней, как
и в предыдущих, были широко: и610л530-
ваны катера. Командовали ими отытные
офицеры, не раз участвовавшие в ренге-
нии подобного рода задач. Бригалу тор-
педных катеров возглавлял капитан 2-го
ранга Проценко, а отряды мореких охот-
ников и сторожевых катеров — Капитан
3-го ранга Глухов xu Tepoif?: Copercxoro

Bea подготовка проводилась скрытно.

‚ непрерывной par

выполнять.

Ba одну стрельбу по танковой колон“

РЕН РАНЕНИЕ ee:

исходных данных и команд на орудия, &

Lo оборудования позиции, — учит ево
офицеров Григорий  Барбакадзе. —
Скомаидовать. «зали» —— это самое про-

отое и легкое. До этого надо потрудить
PCH, попотеть... :
_ Когда командир подразделения нано’
‘сил ориентир на дерево, майор `Барба,
  вадзе покачал головой:

‚< Нет, это не годитея. Надо
  eroraHop более «жесткое».
  —_ Везде же пользуются ‘деревом. Да
[и тихо сейчас, ее
  ^— Везде, это не пример. Во время
‘работы ветер качнет дерево и произой:
‘дет ошибка на десятую долю миллимет
‚ра. При стрельбе нь максимальной даль:
гности это уже дает метры. Не годится...
Потом на круглом стволе трудно за
:150-—200 метров определить центр. И
‚в этом может произойти ошибка. 970 уже
второе. А при нашей стрельбе и 068 них
‘ достаточно всяких  неучтенных попрз
  Вок и ошибок чтобы допускать еще п
„эти. Давайте по-другому, как полагается.
  = Нет же более жесткого ориентира,

>
‘товарищ майот...

—А вы сделайте, потрудитесь сей:
‘час, чтобы в бою было меньше работы,
‹Вройте столбик, на него наклейте белый

ромбик, с черточкой посредине. Кроме

этого следует изготовить и новерочный

ориентир, чтобы после каждой стрельбы

проверять положение основного. Веном-

ните, почему офицер М, из соседней ча:
‘сти стрелял плохо. Потому, что 06а
‘ориентира взял не в 150—200 метрах,
 эв 45 метрах, и оба на соснах. Вот у
ре и произошла ошибка.
  Внимание «мелочам» — тоже стало
  стилем батареи. Моряки-артиллериоты
‘познали в ходе войны цену им, поняли,
1916 из мелочей и складывается большая
‘точность, учет их влияния на стрельбу
: свидетельствует 06 уровне артиллерий“

найти

отличные ‘ных немецких машин, четыра. миномет:   ской культуры; Принцип — не вводить.

`в расчёты тех поправок, которых можно
  взбежжаль работой до стрельбы, стал пра’
  вилом, законом, вошел в общий стих
батарей, прославивиейся на флоте во’
  ей меткой стрельбой,

`` Капитан. П. СТАРОСТИН,
` Краснознаменный Балтийский флот,

ae

НАЛЕТ ЧЕРНОМОРСКИХ БОМБАРЛИРОВШИКОВ

шили бомбовый груз ведущие — Товарев
и Корзунов, Когда они бомбили, ведомые
наблюдали четыре прямых попадания в
транспорт. Произошли ззрывы на стар»
деке, юте и наибольшей силы на бахе,
Транспорт затонул. * т
Вчера лётчики подразделений Героев
Советского Союза Юфремова и Корзунова
нанесли новый мошный бомгбоудар по око.
плению немецких плавередотв. Черномор-
цы потопили две’ сухогрузных; одну неф-
теналивную и несколько десантных бар,
Уничтожено до батальона немцев и He:
менее 100 автомашин противника,

Полное использование данных разведки
позволило точно установить систему 0б9-
рены противника, Вое значительные цели
заранее были приотреляны нашими ap-
тиллериетами. Они совместно с авиацией
нанесли немцам мощные удары цо 18з-
грому их обороны.

Специально выделенные ‘катера подор-
вали боновые заграждения, а отряд то]-
недных катеров во главе с Героем Совет-
охого Союза капитан-лейтенантом Афри-
Бановым взорвал ряд огневых точек про-
тивника, расположенных в порту, Катера-
охотники высадили ударную группу 2е-
сантников под командованием Героя 09-
ветекого Союзы капитан-лейтенанта Б0-
тылева, а затем и другие подразделения,
В этой операции моревие охотники, 010-
рожевые катера и мотоботы в течение
ночи сделали по нескольку рейсов, Opy-
дииные расчеты действовали слаженно и
четко, подавляя в первую очередь те ог-
невые точки, которые представляли Hall-
большую опасность в данный момент,
командиры умело сочетали огонь в Ma-
невром.

Следует отметить, что в этой операции
участвовало около двухсот вымпелов, в
подавляющем большинстве катера и мото-
боты. Они полностью оправдали себя =
только как корабли для переброски вы-
вадочных групп, но и как мошные боевые
единицы, которые с успехом могут ио-
пользовать свое оружие для подаваения
огневых точек противника на берегу и
против вражеской авиации. Их живучесть
невлючительно велика, & повреждения
поддаются ликвидации в самые сжатые
сроки, часто силами только личного 69-
става. Катера командиров Баженова и
Кошелева получили значительные повреж-
дения, но, несмотря на это, успешно вы-
полнили задание. _

Значительно выросло воинское мастер-
ство личного состава малых. кораблей.
Офицеры и экипажи катеров — этого ос-
новного средства переброски и высадки
десантников—действовали умело и. дорз-
ве, проявляли инициативу в оценке 0б-
становки боя и блестяще справилиеь с
возложенными на них задачами:

Капитан 3-го ранга
Б. АЛЕКСАНДРОВСНИЙ.