Наступление Красной Армии
порождает острую тревогу
В Румынии

СТОКГОЛЬМ, 2 октября. (ТАСС). Швед-
ская газета «Стокгольме тиднинген»,
ссылаясь на швейцарскую «Базлер нахрих-
тен», сообщает, что тревога в Румынии, по-
рожденная наступлением русских войск,

‚ усиливается с каждым днем. За последнее
время состоялось несколько чрезвычайных
совещаний военных властей. Произведено
большое число арестов, которые ставятся в
связь ‘с тем, что полиция напала на след
широкой организапии, целью которой. яв-
ляется свержение правительства Антонеску.

a

BOH HA KOPCHKE

ЛОНДОН, 2 октября. (ТАСС). По со00б-
щению корреспондента агентства Рейтер с
острова Корсика, в результате ожесточен-
ных боев войска союзников отбросили  не-
мецкие арьергарды с остававшихся еще в их
руках высот и холмов, прикрывающих под-
`ступы к Бастии. Союзвики продвигаются в
настоящий момент к последним позициям
немцев на Корсике. От 4 mo 65 тысяч
немецких солдат зажаты на ‘узком про-
странстве к северу от Бастии. Чтобы „спа»
стись через песчаные отмели на крайней се-

верной оконечности острова, немцы должны,

отступить на север от Бастии по побере-
жью, которое подвергается непрерывной
воздушной бомбардировке и блокировано с
моря. Французские военные круги полага-
ют, что Корсика может быть полностью
очищена от немцев через четыре — пять
дней. 5 .
Самолеты «Спитфайр», действующие с
Корсики и пилотируемые французскими
летчиками. сбили в течение последних 48
часов 17 немецких самолетов, французы по*
теряли всего 1 самолет. :

Налеты союзной авиации
‘на Германию и Австрию

ЛОНДОН, 2 октября. (ТАСС). Англий-.
екое министерство авиации сообщает, что
в HOU на 9 октября самолеты. английской

бомбардировочной авиации совершили оже-.

сточенный налет на промышленный центр
Хаген в юго-восточной части Рура. По
предварительным данным,
была весьма концентрированной. Два само-
` лета не вернулись на базы. ; -

В Хагене имеются предприятия угольной
и металлургической промышленности. Он.

является также. важным железнодорожным»

центром. Хаген подвергся воздушному на-
лету впервые. :
ЛОНДОН, 2 октября. (ТАСС). Как пе:
редает агентство Рейтер, в Лондоне офи-
циально об’явлено, что американские бом-

бардировщики «Летающая крепость»

_ ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

ЛОНДОН, 2 октября. (ТАСС). Штаб
об елиненного командования вооруженными
силами союзников в юго-западной части

/Tuxoro океана сообщает, что действующие

на Новой Гвинее войска союзников про-

‚ должают операции по окружению гавани

Финша.
В секторе Соломоновых островов авиа-

ция союзников атаковала караван японских
судов у острова

Бугенвиль. Отмечены
прямые попадания в четыре японских суд-
на. Войска союзников приближаются к
японским позициям в северной части ост-
рова Велла Лавелла.

Авиация союзников атаковала японские
об’екты на островах Тимор, Церам и Со-
porr : :

Янонская авиация безуспешно атаковала

Зарубежная хроника

%% Морское министерство США об’явило
о том, что одна американская подводная
лодка во время ряда патрульных операций
в Тихом океане потопила 16 японских судов

‚и повредила 3.

% Канадские самолеты береговой оборо-
ны типа «Бофайтер» атаковали в ночь на
30 сентября близ норвежского побережья
германское торговое судно и подожгли его.

Наказывать за аварию следует в том
случае, когда она произошла мо беспеч-
ности и престулной бездеятельности,
притом лишь непосредственных виновни-
ков. Только в этом случае можно каждо-
го моряка научить отвечать за свое не-
посредственное дело и за знание дела,
научить действовать самостоятельно и
иНИЦИаТИвНО,

Осторожный взгляд на характер боевой
подготовки и боязнь аварий нашли отра-
жение и в нашем искусстве. Все помнят
картину «Четвёртый перископ», где поло-
жительный герой, «благоразумный» брат
Григорий упрекает  «неблагоразумного»
младшего брата в лихости и напрасном
риске. Старший брат говорит ^ примерно
следующее: «Мои бойцы, хоть и не такие
лихие, как твой, но доживут до начала
войны, а твои могут погибнуть». Отрадно
было видеть, что многие наши офицеры
не стали на эту точку зрения, ибо ясно,
что робко обученные бойцы, хоть и до-
живут до войны, но вряд ли нереживут
нанесут ли

урон. противнику,

Для того, чтобы наш офицер мог дей-
ствовать смело в бою и не боялся риска,
нужно во время боевой подготовки приу-
чать его к лихим действиям, а не отучать
от них. В боевой. подготовке больше, чем
х0 всяком деле, нужно дерзать. А можно

3 ‹октября 1943 r., No 234 (1499)

На сессии совета филиалов и баз
Академии наук CCCP

ской республики. Благодаря
проведенным геологическим

разведкам,

Вчера закончилась сессия ‘совета фили-
иИНСтитуто

алов и баз Академии наук СССР, на ко-
торой были заслушаны’ отчеты о деятель-
ности республиканских и научных учреж-
’ дений академии и намечены пути даль-
нейшего роста научных кадров в нацио-
нальных республиках страны.

ла крупные запасы полиметаллой, торф
глин. Весьма полезную деятельность му
вил Институт зоологии и паразитолотии
Среди работ Института ‘истории Buy
3 ‚  и литературы докладчик отметил coer,
На. вчерашнем Заседании. сессия Заслу-  ление словарей таджикского языка и yes
шала обстоятельный доклад академика и.
И. А. Орбели.о деятельности Армянского
филиала Axaflemuy наук. Докладчик. под-
робно сообщил о достигнутых филиалом
результатах в изучении местных сырьевых
 ресурсов-— угля, торфа, алюминия, магния,
изыскании заменителей дефицитных про-
мынгленных материалов, позышении уро-
  жайности сельскохозяйственных культур —
пшеницы, картофеля, табака. Филиалом
изданы ценные научные труды, посвящен-
ные истории Армении с древнейших вре-
мен до наших дней и ее выдающимся
деятелям. Работа филиала, как отметил
докладчик, проходит в тесной связи <
пругими научными учреждениями Армении.

Доклад о деятельности Таджикского
филиала Академии наук сделал академик
`-Е. Н. Навлозский. Вся работа Таджикско-
го филиала, так же как и друтих фили-
алов Академии наук, была подчинена нуж-
дам фронта, содействовала развитию на-
родного хозяйства и культуры Таджик-

публики.

В
мик — секретарь Академии ‘наук СС
Н. Г. Бруевич, который подчеркнул, зу
одной из главных задач, стоящих сева
перед филиалами и базами Академ
наук, является подготовка ‘национальны:
научных кадроз и повышение научной кал,
`лификации всех сотрудников филиалов.

Выстулившая в прениях по заслушаны
докладам член-корреспондент Академии
наук А. М. Панкратова призвала к даль
нейшему укреплению связи Академии нау
с ее филиалами и делового содружества
ученых Москзы с чаучными работникам
Армении. Азербайджана, Узбекистана, Ка.
захстана и других союзных республик. В
прениях приняли также участие академики
Б. А. Келлер, К. И. Скрябин, Л. С.
Штерн, член-корреспондент Академин вн.
ук К. И. Сатпаев и другие —

3! - (ТАСС),

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ СОРОК  ЛЕТ НА ФЛОТЕ

ФЛОТСКИХ ВРАЧЕЙ

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 2 октября. (По телеграфу от наш.
корр.). Врачи флота и в дни войны не пре-
кращают болыной научной работы. Коллек-
тив госпиталя, где начальником подполков-
ник медицинской службы т. Васильев, за
время войны опубликовал 10 научно-иссле-
довательских работ. Среди них «Организа-
ция хирургической помощи на крейсерах»
майора медицинской службы Нубарян, ра-
бота майора медицинской службы Жихаре-
ва о физиотерапии. На научных конферен-
циях с докладами, обобщающими опыт ле-
чения раненых, выступили врачи Гофрен,.
Мейлицеза, Польский и другие. В госпита-
ле проведено 70 научных конференций.

Немало научных работ выполнили врачи.
других  медико-санитарных учреждений
флота, Капитан медицинской службы Вере-
мецко написал труд «Лечебная физкульту-
ра в батальоне выздоравливающих», майор
медицинской службы Измальцев — «Сте-
реоскопня при отборе  дальномерщиков».

(По телеграфу от наш. корр.). В энской в.
сти торжественно отмечен сорокалетний
юбилей службы мичмана А. Н. Ковпак в
военных кораблях Тихого океана В
1903 году он был призван на военную слух.
бу и направлен в Сибирский флотский эк.
паж. А. Н. Ковпак был  сигнальщикоу,
квартирмейстером,
ром, участвовал в русско-японской войне.

Когда на Тихом океане, Амуре и Сезер
началось строительство советского Военно
Морского Флота, А. Н. Ковпак был ах.
тивным его ‘участником и воспитал многи
отличных моряков.

Старого’ тихоокеанца мичмана’ А. Н. Ко.
‚‹пак принял командующий флотом адмирал
Юмашев. В беседе с ним командующий по:
желал ему дальнейшей плодотворной рабо.
ты на благо родины. Военный созет флота
в приказе отметил долголетнюю и само.
верженную службу мичмана А. Н. Ковпак

ДОБЫЧА УГЛЯ
НЕПРЕРЫВНО. РАСТЕТ

КАРАГАНДА, 2 октября. (ТАСС). Пе.
редовые шахты бассейна 3 бис, 8/9, 17-6,
33/34 ‘и другие досрочно выполнили де
вятимесячную программу и выдали десятки
тысяч тонн угля сверх плана. Растет
среднесуточная добыча угля по бассейну,
За одни ‘только сутки — 27 сентября
шахтеры Караганды выдали на-гора сверх
задания сзыше 3 тысяч тонн топлива,

Оружие возвращается
в строй :

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 2 октября.
(По телеграфу от наш. корр.). В дни тра
жения ожесточенных налетов  иеменкой
авиации» у зенитной батареи старшего лей-
тенанта Соколова в результате интенсив-!
ной стрельбы вышли из строя некоторые
орудийные механизмы.

Нушки требовали немедленного ремонта.
На батарею прибыли артиллерийские  слеса-
ри Деревесников и Галкин. Под руками
не было многих необходимых инструментов
и материалов. Но слесари вручную выточи-
ли конус для крепления червяка и салазок,
произвели ряд работ, которые раньше де-
лали только в мастерских. За короткое
время Деревесников и Галкин полностью

КИНОЛЕТОПИСЬ
ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА
ЛЕНИНГРАД, 2 октября. (ТАСС). Kor
лектив сотрудников, Ленинградской 9.
единенной киностудии © первых Hell pol
ны ведет кинос’емку эпизодов из жизни

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 5 OKT AOR,

отремонтировали HOBOJbHO сложные Me-
ханизмы пушек. Качество их работы было,
вскоре проверено в бою, когда батарея

города-фронта. На пленке запечатлены все
значительные события в жизни ‘ленинград.
цез: труд рабочих промьниленности я го:

родского хозяйства, действия спасательных
команд и т. п. Заснята вся история ледо-
вой трассы — «Дороги жизни», первые а3-
тоэшелоны © продовольствием и вобруже:
нием, прибывшие с «Болыной Земли».
Хинооператоры фронтозых групп засняли
боевые операции на Ленинградском фрон:
те, в частности бои то прорыву блокады,

успешно. отразила налет немецких бомбар-,
дировшщиков. Пушки работали прекрасно,
артиллеристы сбили два вражеских само-
лета. :

Цесятки орудий вновь ввел в строй кол-
лектив энского ремонтного завода. Мастера.
и слесари артиллерийского цеха, которым
руководит инженер-капитан Киселев, часто `Передвигаясь на танках, операторы’ запе.
бывают на кораблях и батареях. Ремонти-   чатлели ua пленку взятие Шлиссельбурга
руя подчас пушки на огневых позициях без   Два оператора студии засняли разгром зе.
всяких приспособлений, они, как правило, мецкого десанта, пытавшегося высалитья
досрочно производят работы, Ha ‘нашем острове С.

Действий, инициативы в работе, наряду с

подлинных моряков, привычных к морю!
и любящих его. Те, кто плавал на замер-
зающих морях, знают, как слабеют за
период зимней стоянки навыки, приоб
ретенные в плавании.

Необходимо, чтобы курсанты и моло-
дые офицеры почаще бывали в дальних
плаваниях, для чего должны быть выде-
лены специальные учебные суда, а также
военные корабли. Наилучшим типом учеб-
ного судна для этих целей представляет-
ся нам парусно-паровое военное судно,
имеющее необходимое для учебных целей
оружие, по типу аргентинского учебного i,
судна, Оно может полностью обеспечить   На войне сразу и резко выявляются

морскую практику, обучение кораблевож-   все недостатки боевой полготовки и 506-

четкостью доклада и действий, следует

добиваться от каждого бойца.

Вудучи командиром подводной лодки,
автор предоставлял большую самостоя-
тельность подчиненным и этим достиг 19-
FO, что в боевых походах каждый зна
свой обязанности, точно выполняя Wm
н докладывал об исполнении. Таким 0бра-
зом, внимание командира не отвлекается
от наблюдения за кораблем и оботан-
кой.

жж

ников для средних школи вузов Pees

OOUMAHOM и кондукто /

дению, обелуживанию оружия и будет питания воинов. Не случайно поэтому в.
значительно экономнее любого другого.   Нашей флотекой печати MoAuAT 0698
BOUpOC 6 военно-морской педагогике.

Bee согласны с тем, что добрый пример
начальника имеет колоссальное значение
для воспитания молодых военных моря-
ков. Каждый начальник, серьезно зани-
мающийся воспитанием подчиненных, сам
наидет нужную линию поведения. Каж-
дому начальнику необходимо готовить

Война есть высшая школа для война,
ни тот, кто к ней не подготовлен, может
‚не выдержать испытания.   Воин,
прошедший эту школу, может считаться
полноценным и захаленным. Однако, ч10-
бы чему-либо научиться па войне, сле-
дует внимательно изучать ве опыт, в пер:
вую голову свой собетвенный.

Разбор походов, векрытие недостатков

HOTO возможно полнее заменить его в бою.
При этом начальник должен у всех своих

себе помощника или заместителя, енособ-

подчиненных воспитать единство такти-
ческого мышления, не знаблона, а именно.
единство тактического мышления, т. е.

чальники должны следить за тем, чтобы
молодые офицеры учились, читали, дела-
ли записи. Очень полезно не только ре-
комендовать офицерам книги, но и спра-
щивать после о прочитанном, знакомить-
ся с их конепективными- записями, про-
верять, знакомы ли молодые офицеры
с новинками морской техники, следят ли
за периодической флотекой печатью.
Молодому офицеру, пока он не утвер-
дился в своем положении, предстоит мно-
roe проделать для приобретения оконча-
тельных практических навыков по сне-

пиальности и для умения командовать

подчиненными.
ewe

В своей речи на выпуске академиков
Красной Армии 4 мая 1935 г. товарищ
Сталин сказал: <..ЛШкола —- это только
подготовительная ступень. Настоящая за-
халка кадров получается на живой рабо-
те, вне школы, на борьбе с трудностями,
па преодолении трудностей. Помните, то-

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА CCCP.

—

TM40492

имеющее целью боевую подготовку, про-
ходило в условиях, возможно более близ-
ких в боевым.

В мирнер время военный корабль дол-
жен плавать, имея готовыми все виды
обороны, согласно времени суток и пого-
лы, и поддерживать боевые средства в го-
товности, как на войне. Илавать следует
в любую погоду и видимость. Наши малые
подводные тодли, которые в мирное время
не плавали при состоянии моря свыше
шести баллов. в.военное время плавают
при любой погоде, и их экипажи стали от
этого стойкими, выносливыми и привыч-
ными в морю,

Командир подводной лодки Герой Со-
ветекого Союза капитан 2-го ранга В. Г.
Стариков в районе боевой полготовки за-
ставлял вахтенных офицеров выходить в
ночную атаку на наши суда и мотоботы
без фактического. выпуска торпед. В ре-
зультате такой тренировки его помошник
хапитан-лейтенант Щекин, будучи на

* АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗЛАТЕЛЬСТВ
1 релабнии — Д 10% 03: зам. отв. секретаря —
i 10б. & ивостранный отдел— доб.

А: Москва,

1-15. 1-35: сектор висем—лоб.

максимально использовать для воспита-
ния экипажей, ибо лучше всего люди
учатся на ошибках. У нас кое-где укере-
нилась такая практика реагирования на
аварии. К ответственности привлекают
веех, кого только можно хоть в чем-ни-
будь обвинить: непосредетвенного винов-
ника — за то, что допустил аварию,
командира боевой части — за 10, что не
Г научил или передоверил, командира ко-

‚ рабля — за т0, что чего-то не организо-
вал, командира соединения — за то, что

у него непорядок, флагманского специа-

ЛИСТа — 3a то, что не проверил, ит. и.

В результате непосредственный виновник

не чувствует ответственности я ечитает,

что раз старшим попало, то и ему не грех

быть наказанным. Старшие перестают.
доверять младшим и, перестраховки ради,
начинают опекать их по мелочам, делают

работу своих подчиненных, решают за

них вопросы, не приучают их в инициа-

тиве и самостоятельноети.

Сущенская ул., 21 Коммутатор релакиии
au6. 28; отлел боевых
оформления —л900.

fl 1.1262 и коммутатор,

23; отлел

Тапография «Краёное Знамя

‘вамостоятельно, He может считаться нед-

1-15;

чтобы все офицеры понимали замыслы

начальника по самым первым его’ дейст-
ВИЯМ.

Командир подводной лодки Герой (о-.

= = \ . 2

готовленным для войны. Наподобие того, Tee Coa Raneren 2-Po. paura HA,

как человек, обучающийся ездить на ве-  ‘ УНИН AOOMICH этого, производя непос-

редственно в боевом походе разбор дей-

лосипеде, бойко вертит педалями и.ру- о
нем, думая, что его держат, и тотчас на.   (7ВИИ вахтенных офицеров по уклонению

дает, когда замечает, что его. давно тжо   атак противника, спрашивая у своих
отпустили, — офицер, не приученный к   ОДЧИНенных решения по создавшейся
самостоятельности, сможет действовать   ЗОСТановке и раз`ясняя им свои решения.
и принимать ответственные решения лишь   ЭТИМ он добился гого, что вахтенные офи-
но подоказке и в присутствии старшего.  ЦеРы научилиеь решать и действовать
ae так же, как сам командир.
Многие
«Полюби море и оно тебя полюбит» —   тольк
говорят бывалые моряки. Морская служ-
ба, полная борьбы со стихией, очень со-
лона только такому человеку, который не
привык к морю и не полюбил его.

ли дерзаль без риска?
Офицер, хорошо знающий дело, но не.
приученный выполнять его совершенно

начальники стесняются не
о спросить, но и иринять совет под-
чиненного из ложного опасения уронить
‚свой авторитет. Следуетепомнить, что на-
ши подчиненные — люди мыслящие, и
если непринятие Hx cope ей:

Проведение боевой подготевки в по- (в ущерб ae тов ЕР Е а
аигонах. в приорежных районах не обес. тет начальника наверняка fioapseiaorei
нечивает воспитание из личного состава в глазах подчиненного. Осхыелениоети

Д 3-20-90 по Д 3-20-96 Телефоны:
аейсзвий Флота — доб.
библиотека лоб, 13;

для справок — лоб. 1-73: зам релактора

с ь 3 Е — 106. 1-25;
29. 26: отле» НФопагаялы — OG. 59: отдел партийно- комеомол:
издательство Начальник 4 1-12-60; бузгалтерия ane

», Сушевская, 21,

отв. секретарь
Е вой работы —
н отлел подписки доб. 25 и 4 1-62-21

подготовки к ноходу, при переходах ив

00% проводятся на нашем соединении }е
тулярне после каждого похода и прино-
CAT огромную пользу в совершенетвова-
нии боевого мастерства. Командиры на
шего соединения могут быть благодарны
командованию, которое, отмечая  усиех
боевого похода, тем не менее обязатель-
но указывает и на недостатки, заставляя
их изучать и устранять.

филиала, местная промышленность подущ. —

заключение ‘сессии выступил axay, ©

Bs

Учеба во время войны должна бы.
устремлена на изучение противника. В

должны знать, с каким ппотивником и\е-
ешь дело и на что он способен, и из 379-
го строить свою тактику.

Только повселневное терпеливое и вни-
мательное изучение опыта войны, изуче-
ние противника, вскрытие своих недос-
татков, даже при наличии крунных уеие-
хов; поможет каждому офицеру воевать с
максимальным эффектом во имя нашей
скорой победы над немецко-фапеистскими
захватчиками.

Северный флот.

il, МУСЬЯКОВ.

Ответственный релактор