Смерть немецким оккупантам!

с

‘ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

рослеловать вразнеские HONBOY
10 полного разгрома

Советские военные моряки и особенно
морские летчики добились за последнее
время новых значительных успехов в
борьбе на коммуникациях противника.
(Сейчас редкая оперативная сводка’ (о-
ветского Информбюро обходится без co-
общения 0 потоплении вражеских кораб-
аей и транспортов на Севере, на Черном
море или на Балтике. 1-е октября было
обычным боевым днем нашего флота, &
между тем только за этот день на разных
морских театрах потоплено два немецких
танкера, транспорт, четыре катера, три
баржи, два мотобота. Сведение морских
перевозок в крупные конвои с сильным
корабельным охранением и авиационным
прикрытием не помогло немцам сократить
потери на коммуникациях. Наш флот от-
ветил на эти меры своими контририема-
ми и сумел поддержать наступление
Врасной Армии на суше интенсивным
воздействием на морские коммуникации
противника. :

Однако, как бы ни были эффективны
наши удары по вражеским караванам,
нельзя считать их достаточными, если
они не приводят к полному разгрому
конвоев. Наши войска на суше не
удовлетворяются тем, что врагу нанесен
какой-то урон, что OH потрепан, потес-
нен, вынужден к отходу. Красная. Армия
постоянно стремится окружить и уничто-
WHTh врага и лишь такой исход опера-
ции считает полной победой. Точно так
же на морских коммуникациях  нанесе-
ние противнику потерь, хотя бы и значи-
тельных, всегда будет лишь частичным
успехом, если ценой этих потерь He-
приятель сохраняет возможность продол-
жать перевозки. Полная победа — это
разгром и уничтожение всего конвоя. К
такому исходу мы и должны стремиться
в каждой операции, ибо смысл борьбы на
коммуникациях заключается в перереза-
вии их, в лишении противника возмож-
ности питать и поддерживать с моря
фланги своих армий,

Разгром вражеского конвоя, хорошо
охраняемого и готового парировать уда-
ры, -—— задача, которую нельзя успешно
решить одними подводными ‘лодками од-
ними катерами или торпедоносцами. Та-
кая задача требует комбинированного
воздействия на конвой различными 60е-
выми  средотвами ° флота. Она требует,
чтобы удары, наносимые по конвою вое-
ми видами морского оружия, перерастали
в одну общую операцию, чтобы конвой,
раз атакованный, уже не оставлялея в
покое до полного разгрома.

В боевой деятельности морской авиа-
ции уже практикуются комбинированные
атаки по конвоям штурмовиками и тор-
педоносцами или штурмовиками и пики-
ровщиками. Типична в этом отношении
атака группы самолетов гвардии капита-
на Островского. Первый удар по конвою
нанесли  прикрываемые истребителями
штурмовики, = обстрелявшие корабли
охранения, Затем на конвой обрушились
торпедоносцы,  атаковавшие главную
цель — транспорты. Охранение, еще не
оправившееся от ‘удара штурмовиков,
почти не вело огонь по торпедоносцам,
которые получили возможность спокойно
выходить на боевой курс. Один тран-
спорт был потоплен, другой повреж-
ден. Комбинированная атака могла бы
иметь еще больший успех при лучшей
согласованности действий между торпе-
доносцами и штурмовиками. Был, напри-
мер, случай, когда штурмовик отеёк тор-
педоносец, помешав ‘ему поразить из-
бранную цель. Этот эпизод лишний раз
показывает, что для использования преи-
мущеетв, которые дает комбинированный
удар, необходимо, чтобы участники опе-
рации очень хорошо усвоили тактику
взаимодействия.

Еще более глубокого понимания взаим-
ных тактических возможностей требует
от всех участников операция, в которой
вместе с самолетами действуют корабли.
А что может дать такая операция, надле-
жащим образом подготовленная, видно на
опыте разгрома крупного немецкого кон-
BO североморскими штурмовиками, пи-
кировщиками и катерниками в середине
прошлого месяца.

Этот конвой, состоявший из двух тан-
керов и трех транспортов, сопровождае-
мых сильным корабельным эскортом © 1

Ue

большим количеством самолетов, был
атакован сначала штурмовиками. Первая
группа их дезорганизовала оборону кон-
воя ударом по кораблям охранения и
обеспечила этим атаку второй группы по
танкерам. Бомбо-штурмовым ударом бы-
ad взорваны оба танкера и попутно два
корабля охранения. В это же время на-
ши истребители связали боем авиацион-
ные прикрытия конвоя и сбили 13 не-
мецких самолетов из 20. f

Конвою был уже нанесен большой
урон, но, поскольку в его составе еще
оставались ценные об’екты, наше коман-
дование решило продолжать операцию.
Групна пикирующих бомбардировщиков
нанесла удар по порту, в котором могли
вы укрыться уцелевшие корабли, a на
перехват каравана были высланы торпед-
ные катера. Командиры их сумели вос-
пользоваться понизившейся сопротивляе-
местью измотанного уже противника и,
применив необычно-дерзкий ‘способ вы-
хода в атаку, потопили два транспорта.
Таким образом, только один из пяти тан-
керов и транспортов с уцелевшими ко-

раблями эскорта достиг порта назначения.

Но здесь остатки конвоя снова подверг-
лись атаке наших самолетов, в резуль-
тате которой еще несколько кораблей бы-
ло повреждено.

Несколько дней спустя на том же
театре катерники успешно  взаимодей-
отвовали с береговыми артиллеристами.
Вражеский транспорт водоизмещением в
8 тысяч тонн был поврежден огнем бе-
реговой батареи; а затем атакован и по-
топлен торнедным катером. № участию в
комбинированных ударах по конвоям мо-
гут быть привлечены и другие силы фло-
та, в частности подводные лодки. Уме-
лая организация взаимодействия всех
этих сил открывает перед нашим флотом
новые перспективы в борьбе Ha KOMMY-
никациях.

Перерастание одиночных ударов по
конвоям в операции по их “разгрому и
уничтожению пред’являет большие требо-
вания! к постановке дела разведки. Из
опыта известно, что даже при  воздей-
ствии на конвой одной групной самоле-
тов, скажем, торпедоносцев, возникает
необходимость уточнить нервые` сведения
о движении противника специально ор-
ганизованной доразведкой. Tem более
длительная операция, состоящая из ряда
ударов по конвою разнородными силами,
немыслима без того, чтобы все качест-
венные и количественные изменения,
происходящие в караване, равно как из-
менения погоды в районе его движения,
немедленно становились известны коман-
дованию. Практически это означает, что
с момента обнаружения конвоя до его
разгрома он должен непрерывно нахо-
диться под наблюдением нашей разведки.

Воздействие на конвой различными
боевыми средствами ставит исключитель-
но ответственные задачи перед разраба-
тывающими операцию штабами, требуя
от них точнейшего расчета, предвидения,
глубокого анализа обстановки. Не мень-
шую роль играет в обеспечении успеха
подобных операций живое общение уча-
ствующих в них офицеров. Ha Севеое
уже вошли в практику совместные про-
работки боевого задания штурмовиками,
торпедоносцами и истребителями.
обеспечить летчикам возможность регу-
лярно обмениваться опытом действий
против конвоев также с катерниками и
подводниками. Конечно,
вряд ли возможны перед каждой опера-
цией, но даже время от времени созы-
ваемые совещания будут очень полезны.

Нанесение последовательных ударов,
направленных к полному разгрому кон-
воя, не дает противнику привести себя
в порядок после первых атак и тем 06-
легчает задачу каждой атакующей груп-
пы. Такая тактика яваяется лучшим про-
тиводействием попыткам немцев обезога-
сить свой перевозки усилением охраны
конвоев. Об’единение усилий  действую-
щих на коммуникациях противника на-
ших кораблей и самолетов и целеустрем-
ление их на настойчивое, вплоть до уни-
этожения, преследование каждого  вра-
жеского конвоя позволит нашему флоту
еще активнее поддерживать с моря ка-
ступающие советские войска.

en

0 присвоении звания генерал-лейтенанта
Корнееву Николаю Васильевичу

Постано
Совет Народных Комиссаров Сою

Присвоить установленное Указом Прези
7 мая 1940 года звание генерал-лейтенанта

Председатель Совета Народных Комиссаров

вление Совета Народных’ Комиссаров Союза ССР
за ССР постановляет:

днума Верховного ‚ Совета CCCP or
Корнееву Николаю Васильевичу.

Союза ССР И. СТАЛИН.

Управляющий Делами Совнаркома СССР Я. ЧАДАЕВ.

Москза, Кремль. 4 октября 1943 г.

Указ Президиума Вер
( НАГРАЖДЕНИИ ТОВ,

ховного Совета СССР
МАНУИЛЬСКОГО Д, 3.

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

В связи с 60-летием со дня рождения

мание его революционные
тов, Мануильского Дмитр

Председател
Секретарь Пре
Москва, Кремль, 3 октября 1943 г,

заслуги перед п
ия Захаровича орденом Ленина,

ь Президиума Верховного. Совета СССР
зидиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

тов. Мануильского Д. 3. и принимая во вчи-

артией и советским народом наградить

М. КАЛИНИН.

Надо

такие встречи.

Of

КРЕМЛЬ.

Великому вождю народов.
_ Маршалу Советского Союза товаришу СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Под Вашим гениальным руководством
доблестные войска Северо-Кавказского
фронта во взаимодействии с кораблями и

частями Черноморского флота в резуль

тате смелой операции — ударом с суши
и высадкой десанта с моря 16 сентября
освободили наш родной и любимый торох
Бовороссийек. Новороссийск снова наш,
советский и над ним, над его морскими
просторами гордо реет победное красное
знамя. Сердца наши наполнены ра’
достью за освобожденный наш город. 38
освобождаемые города нашей Родины мы
воздаем славу нашей любимой Красной
Армии, Новороссийским дивизиям, MOp-
ским пехотинцам,  десантникам и кораб-
лям Черноморского флота, освободившим
наш город от ига немецких захватчиков.

За год хозяйничания немецко-румын“
ских захватчиков наш прекрасный го-
род-порт превращен в руины. Немецко“
румынские мерзавцы разрушили один из
крупнейших элеваторов Союза, сожгли
все портовые сооружения, крупнейший

ЕЕ ee 29

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

партдокуменгов

Указы Президиума Верховного Совета CCCP ‘ский порядок в оформлении
(1 и2 стр). 03 р). _ ;
Майор К. Ветчинкин. — Контрбатарейная борь- Инженер-капитан 3-го, ранга А. Мелеев. —

ба береговой артиллерии (2 стр.).

Капитан-лейтенант  Б. Прокофьев. — Дерзкий

налет на базу противника (2 стр.).

Гвардии старший лейтенант А.

Штурмовики в преследовании врага (2 стр.).
Капитан С. Беляев. — Соблюдать большевист-

Нужны ли автоматические
системы Мумфорд? (3 стр.).

Капитан А.
(4 crp.).

Дорофеев. -— Б. Ю. — В

SEATS Be ee ОВ

От трудящихся города Новороссийска

цементный завод «Пролетарий», механи-
ческий завод военного значения «Врас-
ный двигатель», вагоноремонтный завод,
судоремонтный завод и все предприятия
местной промышленности. Они Haxpyrac
лись над десятками тысяч жителей горо-
да, отправив их на каторжные работы в
Германию. Они установили режим  рас-
стрелов, виселиц и пыток, назвав его
своим «новым порядком» в Европе. Они
лишили нас хлеба, свободы, & детей на-
их — образования, материнской ласки.
Они с презрением относились ко всему
русскому, к нашему языку, русской
культуре, нашим традициям. Все это ими
грубо, бандитски уничтожалось. Они
пытались вытравить из сознания нашего
свободолюбивого народа любовь в своей
Родине, но сделать это им не удалось.
Доблестные войска Красной Армии пре-
градили путь немецко-румынским  вой-
скам на окраинах города и в предгорьях
Кавказа. Лучшие передовые рабочие на-
ших предприятий ушли в партизанские
отряды и неустанно наносили удары по

врагу. Мы знали, мы верили, что победа
булет за нами. Не впервые нашей Ёрас-
ной Армии отражать иноземных захват-
чиков. Мы были уверены, что под Вашим
гениальным руководством, под могучими
ударами Красной Армии разлетитоя в
прах миф о непобедимости германской
армии, С огромной радостью мы узнава-
ли о победах Красной Армии. Мы следи”
ли зэ тем, как под ударами Красной Ар-
мин освобождались края и области на-
щей горячо любимой матери-Родины. Мы
зяали о провале летнего наступления не”
мецкой армии. Началось массовое изгна-
ние врага из Советской страны. Эти
победы Красной Армии под Вашим руко-
водством воодущевляют нас на героиче-
скую работу в тылу, на оказание всемер-
ной помощи фронту.

Мы, граждане города Новороссийска,
собравшиеся на митинг в связи с его 0с-
вобождением ‘от немецко-румынских за-
хватчиков, заверяем, что мы приложим
все свои силы, знания и опыт, науку —
в кратчайший срок восстановим электро-

Американсквй журнал
ной Армии (4 стр.).

a ЕСН eee

регуляторы питания

Марьямов. — «Гремяший» в море

понсках алиби (4 стр.).
< причинах успехов Крас-

Верховному Главнокомандующему

хозяйство, порт, железнодорожный узел
п цементные заводы, элеватор, вагоноре-
монтный завод, судоремонтный завод,
школы, клубы и коммунальное хозяйство
города. Мы возродим наш родной город
Новороссийск, сделаем его крупнейшим
центром цементной промышленности,
первоклассным портом Советекого Сою-
за, мы сделаем быт и культуру нашего
города достойной нашей сталинской
эпохи.

Да здравствует наша любимая Родина!
Да здравствует советский народ!

Да здравствует ната доблестная’ Врас-
ная Армия, Военно-Морской Флот и авиа-
ция, принесшие нам освобождение!

Да здравствует братский союз народов
CCCP!

Да зиравствует великий вождь народов,
гениальный полководец Красной Армии
Маршал Советского Союзь товарищ
Сталин!

На митинге присутствовало около
2.000 человек.

OT СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Оперативная сводка за 4 октября >

Оперативная сводка за 3 октября

=

В течение 3 октября на ГОМЕЛЬСКОМ направлении наши войска продвинулись
на отдельных участках вперёд от 5 до 10 километров и заняли более 20 населён-
ных пунктов, среди которых крупные населённые пункты ЖАВУНИЦА, ЛОЗОВИ-
ЦА, МАЛАШНИ, СЛОБОДКА, УШПИТОВ, ВАСИЛЬЕВКА, ЗАГОРЬЕ, РЫСЛАВЛЬ,

RAPHTOBRA.

На МОГИЛЕВСНОМ направлении наши войска ‘продвинулись на отдельных
участках вперёд от 5 до 10 километров, заняли более 50 населённых ‘пунктов,
в том числе крупные населённые пункты ГЛУШЕЦ, ДРОНКОВКА, ЛЮБАНЫ, ГИЖ-
НЯ, ТЕЛЯШИ, БЕРЕЗОВКА, ЛЕТЯГИ, ЗАКРУПЕЦ, ГИЖЕНКА, КЛИНЫ, ДУБНО.

На остальных фронтах — усиленная
`В течение 2 октября наши войска

разведка и артиллерийская перестрелка,
на всех фронтах подбили и уничтожили

155 немецких танков, В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито

42 самолёта противника,

“На Гомельском направлении наши вой-
ска на отдельных участках продолжали с
‘боями продвигаться вперёд. Бойцы Н-ской
части, отразив несколько ожесточённых
контратак противника, уничтожили 400)
немецких солдат и офицеров. На другом
участке наши войска, развивая наступле-
ние, заняли более 20 населённых  пунк-
тов. На поле боя осталось до 800 вра-
жеских трупов. Захвачено 2 танка, са-
моходное орудие и 2 миномётных  бата-
реи. Взято более 120 пленных.

xk

На Могилевеком направлении Hamu
войска вели ожесточенные бой на рубеже.
реки Проня. Части Н-ского соединения,
под сильным артиллерийским и пулемёт-
ным огнём противника, навели переправу
й переправились на западный берег реки
Проня. Стремительным маневром наши
части вынудили немцев к поспешному
отступлению и нанесли им большой урон.
в живой силе и технике. Только на одном
участке истреблено свыше 600 вражеских
солдат и офицеров. Захвачены четыре
батареи полевых орудий, 3 самоходных
пушки, 65 пулемётов и много различного
военного имущества. На другом участке
части Н-ского соединения продвинулись

вперёд до 10 километров и зачяли ряд

населённых пунктов. При взятии одного
из пунктов уничтожены две роты гитле-
‘ровцев и захвачен большой 0508 © boe-
припасами, вооружением и добром, на-
грабленным немцами у местных жителей.

ere

Наши лётчики потопили в Баренцовом
море транспорт противника водоизмеще-
нием в 6.000 тонн.

Самолёты-торпедоносцы Краенознамен-

ного Балтийского флота нанесли удар по
немецким транспортам в Балтийском мо-
ре. Торпедирован и потоплен транспорт
водоизмещением в 3.000 тонн.

Авиация Черноморского флота наноси-
ла удары по войскам и плавередотвам
противника. Потоплены три быстроход-
пых десантных баржи и несколько мото-
ботов с войсками противника, уничтоже-
но 60 автомашин, рассеяно и частью ис-
треблено до трех рот гитлеровцев.

жк

Несколько партизанских отрядов, дей-
ствующих в Минепой области, в конце
сентября разгромили железнодорожную
охрану противника и разрушили участох
железной дороги протяжением в шесть с
половиной километров. На-помощь sxe-
лезнодорожной охране немцы выслали
эшелон с подкреплением. Партизаны ру-
жейно-пулемётным огнём вывели из строя
паровоз и, не дав противнику времени
приготовиться для боя, истребили свыше,

200 гитлеровцев, а остальных обратили  ?

в бегство. Через несколько дней минские
партизаны на другом участке дороги
разрушили ещё 5 километров железнодо-
рожных путей и обстреляли немецкий
воинский поезд, следовавший к линии
фронта.
хх

Пленный солдат 9 роты 3 немецкого по-
лицейского полка Якоб Горн рассказал:
«Меня призвали на военную службу в
апреле 1943 года. Я попал в запасный
учебный батальон, расположенный в. го-
роде Хертогенбосе, в Голландии. Этот
батальон готовил пополнение для поли-

¥ 5

тж.

Праге. Девятого. августа батальон был
срочно погружен и в полном составе от-
правлен на Восточный фронт. Нас вли-
ли в 3-й поль. В тяжёлых  оборонитель-
ных боях наш полк был совершенно обес-
кровлен. № 15 сентября жалкие остатки
полка были сведены в одну роту, насчи-
тывавшую 140 человек. Через три дня
и от этой роты осталось всего лишь 60
человек».
- жа

Ниже публикуется акт о зверствах и

злодеяниях, совершенных немецко-фашни-

стовими властями в городе Осипенко

(Бердянск): «Неменко-фашистские мер-
завцы разрушили чудесный приазовекий
город и курорт Осипенко. Немецкие
военные власти — фашиетекий  гебитс-
комиссар Белетте и его заместитель
Вюнкеле творили су и расправу над
мирным населением, грабили и убивали
ни в чем неповинных людей. По далеко
не полным данным, гитлеровцы за время
оккупации расстреляли свыше 6 тысяч
местных граждан. Более 20 тысяч муж-
чин и женщин, юношей и девушек —
жителей города и района фашистокие
работорговцы насильно угнали на ка-
торгу в Германию. Отступая под ударами
Красной Армии, немецкие изверги взоз-
вали и сожгли Первомайский завод сель-
скохозяйственных машин, Азово-Черно-
морский завод, Ерекинг-завол, кожевен-
вый завод, обувную фабрику, два кирпич-
ных завода, винный и пивоваренный за-
воды, механизированный хлебозавод,
маслозаводы №№ Ти 2, мясокомбинат,
завол. «Рыбпром», паровую мельницу,
городскую электростанцию и железнодо-
рожную станцию, институт физических
методов лечения, городскую поликлинику,
туберкулезный диспансер,  педагогиче-
ский институт, педагогический техникум,
18 школ, школу  фабрично-заводокого
ученичества, клуб водников, клуб метал-
листов, клуб рабочих рыбной промыш-
ленности, клуб учителей, городской театр,
краеведческий музей, городскую библио-
теку, 4 санатория и много жилых домов
города.

Гитлеровцы пытались насильно, под
угрозой расстрела, увести с собой все на-
селение. Отряды гестаповцев и жандар-
мов устраивали облавы по городу и 0х0-
тились за людьми. Ba малейшее возраже-
ние, за попытку спрятаться и уклонить-
ся от эвакуации расстреливали. За не-
сколько дней в городе и его предместьях
титлеровские палачи расстреляли’ не-
сколько тысяч мирных жителей, не по-
желавших покинуть родной очаг.

0т имени всех граждан города мы тре-
буем сурового и беспощадного наказания
фашистских головорезов и убийц за все
их мерзкие и кровавые преступления».

Акт подписали: председатель Осипен-
ковского горсовета А. Михайленко, вра-
чи -- C. Самбурский, В. Миронов,
М. Игошин, Л. Жукова, Е. Сопина, заме-
ститель начальника цеха Азово-Черно-
морского завода А. Фелудько, начальник
дистанции пути И. Ляховец, протоверей
собора Василий Попов, наборщица Мария
Чичерова, токарь депо Николай Вацько,
токарь Азово-Черноморского завода С.
Савин, рабочий «Рыбпрома» И. Ввитко,

учителя — А. Копач, Н. Пероверзева,

М. Тищенко, Н, Сидоренко и другие жи-

цейской дивизии, находившейся тогда в! тели города,

В течение 4 октября на отдельных участках Гомельского,

Могилевского и

Витебского направлений наши войска вели бои местного значения, в ходе которых

улучшили свои позиции,

На остальных фронтах — усиленная разведна и артиллерийская перестрелка,
В течение 3 онтября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 67
немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 53 са-

мслета противника.

Е

На Гомельском направлении части
Н-ского соединения отбили семь контр-
атак противника и уничтожили до полка
немецкой пехоты. Подбито несколько са-
моходных орудий противника и захваче-
ны трофеи, в числе которых 5 полевых
орудий и 4 бронетранепортера. На дру-
гом участке группа автоматчиков под
командованием лейтенанта Силецкого пе-
реправилась через водный рубеж и, про-
бираясь зарослями, вышла во фланг про-

‘тивнику. Внезапным ударом автоматеики‘ о явном превосходстве русской

разгромили немцев,  закрепившихея у
водного рубежа, и обеспечили переправу
наших подразделений через реку.

Наша авиация наносила удары по
скоплениям войск противника. Действия-
ми авиации уничтожено и повреждедо
10 немецких танков, 40 орудий и более
100 звтомашин с военными грузами.

we & $

На Могилевском направлении наши
войска на отдельных участках продолжа-
ли вести бои по улучшению своих пози-
ций. Противник предпринимает ожесто-
ченные контратаки и стремится во что
бы то ни стало удержаль занимаемые ру-
бежи. Н-ское соединение в результате
упорных боев  сломило сопротивление
немцев и овладело несколькими опорными
пунктами. На поле боя осталось свыше
400 вражеских трупов. За два дня боев
уничтожено 20 орудий противника, 3а-
хвачены трофеи и пленные.

# хх
На Витебском направлении наши вой-
ска вели бои местного значения. На од-
ном участке части Н-окого соединения,
преодолевая многочисленные  загражде-
вия немцев, продвинулись вперед и з3-

нлли три населенных пункта. В боях за.

эти пункты уничтожено свыше 300 не-
мецких солдат и офицеров. На другом
участке нашими войсками отбито не-
сколько ожесточенных контратак про-

тивника. Захвачены трофеи и пленные. —

+ я
Авиацией Черноморского флота пото:
пзены 2 десантных и 4 сухогрузных бар-

‘жи противника. Ёроме того, нашей авиа-

цией разбито более 100 автомашин с

военными грузами. Рассеяно и частью

истреблено до батальона гитлеровцев.
Bow oe :

Немцы усиленно охраняли участок
железной дороги, проходящей по терри-
тории Житомирской области: На каждый
километр пути приходилось по 30—40
гитлеровцев со сторожевыми собаками.
Через определенный промежуток времени
по линии куреировал бронепоезд. Однако,

‘несмотря на все меры, принятые против-

ником, партизаны одного житомирского
отряда за время с 14 по 17 сентября
взорвали на этом участке 6 немецких
воинских эшелонов. Уничтожены десят-
ви вагонов с боеприпасами, орудиями и
танками, следовавшими в линии фронта.
Во время крушений убито свыше 300 He-
мецких солдат и офицеров.
хх

Пленный командир батальона 396
полка 216 немецкой пехотной дивизии
майор Вернер Вихерт рассказал: «Наша

дивизия 3a последнее время потерпела.

ка

тяжелое поражение и потеряла убитыми
и ранеными большое количество солдат.
Особенно велики потери в командном
составе, За один месяц были убиты все
четыре командира рот моего батальона.
  Провал летнего наступления немецкой
армии и.начавшееся вслед за ним отетуп-
ление немецких войск подорвали боевой
“YX солдат и офицеров. Теперь офицеры
уже говорят не о просчетах или отдель-
  ных ошибках немецкого командования, &
страте-
‘гии над немецкой стратегией. Офицеры
дивизии, которых я знаю. считают, что о
победе Германии уже не может быть и
речи. Для меня ясно, что теперешнее тя
желтое положение Германии во многом на-
поминает 1918 год. И весь вопрос сейчас
заключается в том, когда нынешний кри-
зис достигнет наивысшей точки, сколько
времени немецкая армия еще может вы-
держать».

ek &

Ниже публикуется акт о зверствах нё*
мецко-фашистских мерзавцев в городе
Мариуполе: «В течение двух лет гитде-
ровцы мучили и терзали мирных жите-
лей Мариуполя, разрушали и уничтожа”
ли город. Насилия и зверства damucr-
ских извергов над советскими людьми,
варварские разрушения в городе нача-
лись с первого: дня оккупации Мариупо-
ля и продолжались вплоть до бегства, не-
мецких захватчиков. 3 время оккупации
гитлеровские палачи расстреляли  He-
сколько лесятков тысяч мирных жите-
лей. Тысячи замученных советских граж-
лан похоронены в противотанковом рву
и в окопах в районе агробазы, а также у
села Хрешалинское. Фашистекие изверги
расстреляли помощника. начальника мар“
теновского цеха завода им. Ильича депу-
тата Верховного Совета УССР тов. Пузы-
рева и его двух дочерей, старейших pa-
бочих завода Шабанова, Пузачева и мно”
тих других. Немецкие бандиты взорвали
цехи крупнейших заводов им. Ильича,
Азовстали, им. Вуйбышева, много пред-
приятий местной промышленности, элек-
тростанцию, трамвайный парк, две водо-
лечебницы, лесять домов отдыха. Paspy~
шены и взорваны здания городского со-
вета, банка, суда и прокуратуры, почты
‘и телеграфа, театр и здания 56 школ.
Немпы также ВЗорвали все церкви горо-
да. Гитлеровцы сожгли большое количе-
ство жилых домов вместе с находивши”
мися в них жильцами. Подоспевшие ча
сти Красной Армии помешали гитхеров-
пам полностью разрушить и сжечь все
общественные и жилые здания города»..

Акт подписали: исполняющий обязан-
ности председателя горсовета Л. Литви-
нов, рабочие, работницы и специалисты
завода им. Ильича К. Гольдина, П. Поли-.
курлал, инженер Н. Фещенко, машинист
С. Ториков, токарь П. Шаповаленко, ма-
шинист М. Батычко, начальник цеха
3. Орлов, начальник цеха А. Орехов, ин-
валид И. Ломашнев, начальник почты
А. Стеблянко, инструктор физкультуры
А. Машкин, технорук трамвая Н. Смир-
нов, составитель станции  Мариуполь-
порт И. Голубь, врач В. Кононова, пре-
подавалель педучилища С. Попов и дру-
гие.

Указ Президиума Верховного Совета CCCP.

0 НАГРАЖДЕНИИ ПКСАТЕЛЯ ШИШКОВА ВЯЧЕСЛАВА ЯНОВЛЕВИЧА
ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

За выдающиеся заслуги в области литературы, в связи с 70-летием со’ дня рожце-
ния, наградить писателя Шишкова Вячеслава Яковлевича орденом Ленина.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН, д»

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А, ГОРКИН,.

Москва, Кремль. 3 октября 1943 г,

`