КРАСНЫЙ

_ В СУРОВЫХ

Один против
: шести

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 5 октября.
’ (От наш. корр.). Торпедный катер, кото-
 рым командует старший лейтенант Вла-
 димир Пилипенко, находился в дозоре,
‘обеспечивая высадку наших частей на по-
бережье Таманского полуострова. В этом
районе особенно важно было вести бди-
  тельное наблюдение, так ak немецкие
  катера могли появиться внезапно и 1о-
` мешаль нашим кораблям выполнить зада-
РУ.
Вскоре Пилипенко обнаружил шесть
’ торпедных катеров противника. Они шли
  строем кильватера вдоль береговой чер-
ты, держа курс на наши корабли. Пили-
пенко развернул катер и, приказав от-
крыть огонь, начал боевое маневрирова-.
ние. На палубу были вынесены дополни-
тельные ручные пулеметы, из которых
` вели огонь помощник командира катера

т. Котов и инструктор политотдела стар-

‘mul лейтенант Бравец.

Немцы немедленно разделились на две
труппы и открыли ответный огонь. Трас-
сирующие пули пролетали над катером.
‘Казалось, что нет места, где бы не про-
шла немецкая пуля или снаряд. Но Ши-
’ липенко твердо держал штурвал, уверен-

но маневрировал, не давал противнику
возможности пристреляться,
Навязывая неприятелю свою волю,

старший лейтенант Пилипенко настойчи-
во атаковал фаптистские катера, стара
яеь не дать им возможности прорваться в
нашим кораблям. Вскоре один немецкий
торпедный катер загорелся. Тогда Шили-
пенко приказал усилить огонь по другим
‘катерам и пошел снова в стремительную
этаку.

Немпы неё выдержали и, несмотря Ha

численное превосходе?во, отошли, не до-
’бившись никакого результата.

° Катер старшего лейтенанта Пилипенко
провел ряд удачных операций по высад-
ке десанта и обстрелу вражеских огневых
точек на побережье. :

Годовщина 2-й Новороссийской:
бригады

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 5 октября.
(От наш. корр.). Годовщина 2-й Но-
вороссийской ‘бригады торпедных кате-
ров совпала с боями за Новороссийск,
Анапу, с освобождением таманской земли.
В этих жестоких боях офицеры, старши-
ны и рядовые принимали самое активное
‘участие и показали образцы смелости,
‘героизма и отваги. Экипажи торпедных
катеров в последние дни провели ряд
удачных операций по высадке десанта на

Таманском полуострове и поддержке с
моря наших наступающих войск.
В день годовщины в клубе собрались

краснофлотцы, офицеры, гоети. Здесь. Ге-
pou Советского Союза Африканов, Сипя-
гин, Ботылев, Ефремов, кавалеры ордена
Суворова Глухов, Державин, предотавите-,
ли частей, участвовавших в боях за Но-
вороссийск. Докладчик капитан 3-го `ран-
га Местников рассказал о славном боевом
пути, который прошел личный состав.
бригады. На многочисленных” примерах
т. Местников показал, как сражались 3a
родину, как громили немецких захватчи-
ков Герой Советского Сотоза Африканов, _
 капитан-лейтенанты Левашев, Рыбаков и,
другие. Катера бригады уничтожили  де-
сятки катеров и барж противника, выса-

темную часть горизонта.

вести этот маневр скрытно. Получив

Краснознаменный Балтийский флот. На ходовом мостике морского’ охотника. Слева’—

паж успешно провел бой с пятью катерами противника.

На протяжении двух недель я прини-
мал участие в трех операциях торпедных

катеров, увенчавшихся ‘успехом. Ватер
& 94, которым я командую, потопил

несколько вражеских кораблей.

Этими тремя операциями руководил
Терой Советского Союза капитан-лейте-
нант Гуманенко. Они-во многом были
сходны между собой. Bee происходили
ночью, в промежуток времени от 00 до 03
часов, примерно в одинаковых, довольно
благоприятных метеоролотических усло-
виях. Тем не менее в каждой операции

по-разному был найден каюч к победе.

Перед нами была поставлена задача:
произвести в указанном квадрате поисе
вораблей противника и в случае обнару-
жения атаковать их. В операции участ-
вовали три торпедных калера. Метеороло-
гическая  обетановка — полный иетиль,
ночь тихая, лунная. Последнее обстоя-
тельство сыграло особую роль в исходе
операции.

Мы тщательно «прочесали» намечен
ный квадрат, но безрезультатно. Легли на
новый куре, и, командир отряда — ка-

питан-лейтенант Гуманенко — готовился

дать приказ 0б`отходе. В этот момент
(02 часа 44 минуты) слева но носу, на
расстоянии 10—12 кабельтовых появил-
ся силуэт корабля ® (ем. схему № 1).
Вскоре мы различили две трубы, орудия,
мостик и мачты. Это был вражеский сто-
рожевей корабль в охранении отороже-
вых катеров: один из них стоял у борта,
второй — на бакштове, третий лежал в
дрейфе. ES Е

По приказу командира отряда мы лег-
ли на курс сближения. Олнако позиция
для атаки была невыгодной, так как ко-
рабли противника находились вне осве-
щенной полосы. Головной калер, на ко-
тором шел командир отряда, повернул
вправо и, следуя за ним мы вышаи в
Затем катер
проделал несколько эволюций, в’ резуль-

Tate которых вражеские корабли оказа-.

лись на лунной дорожке и отчетдиво 0б-
рисовались.

Валера шли на. малых ходах е пригау-

шенными моторами, и нам удалось произ-
от
капитан-лейтенанта Гуманенко сигнал:
«Атановать корабли противника», я повел
свой катер в атаку. В это время против-
ник нас обнаружил и открыл ожееточен-
ный, но беспорядочный огонь из крупно-
калиберных автоматов и носовой пушки.

дили тысячи бойцов десанта, конвоирова-
ли транспорты, производили минные по-
становки.

Каждое выступление офицеров сопро-
вождалось громом аплодисментов. Вот на
сцену поднимаетея капитан 3-го ранга
Глухов. Он подходит к сидящему в пре-
.ядиуме Василию Ботылеву и крепко его
целует, Катера Глухова высаживали ба-
тальон Ботылева. На катере Глухова шел
Ботылев. Когда уходили в операцию. Глу-
хов на прощанье. под свист снарядов и.
пуль, пожелал Ботылеву успехов в 00ю.
И в том, что сделали краснофлотцы и
офицеры батальона морской пехоты, ве-
малая заслуга офицеров и рядовых кате-
ров дивизиона Глухова, которые удачно
высадили морских пехотинцев.

— Мы с вами сроднились и сплава-
лись, — говорит Глухов, обращаясь в
присутствующим. — Наши малые кораб-
ли сделали большое дело. А впереди ещё.
предстоит большое плавание. Нас ждут
Феодосия. Керчь, Севастополь, Одесса, и
я заверяю. что наши катера первыми вой-
дут в эти порты и мы вместе с частями
Красной Армии очистим советскую землю
от гитлеровской погани.

Слово предоставляется Герою Совет-
ского Союза Ботылеву, которого приеут-
ствующие встречают дружными аплодис-
ментами,  Капитан-лейтенант Ботылев
заявил:

— Нередаю пламенный привет офице-
рам и рядовым 2-й Новороссийской
бригады торпедных катеров от личного

Наметив курсовой угол порядка 90
градусов, я приблизился к вражескому
сторожевому кораблю на близкую ди
станцию и дал зали двумя торпедами, на-
водя по первой трубе.

Через несколько секунд последовал ог-
лушительный взрыв. Випящий столб под-
нялея из воды. Снопы искр от рвущегося
боезапаса  разлетались во все стороны.
Вогда столб воды осел, над поверхностью

видны были только клубы дыма. Мы по-

дошли ближе. Сторожевой корабль уже
затонул, а сторожевой катер, задрав кор-
му. погружался носом в воду.

Какие же основные условия определи-

ли убпех этой. атаки? Прежде  воего

Схема № 1

скрытность подхода, умелое использова-

`соетава нашего батальона и желаю вам,
дорогие друзья, здоровья и военного сча-
стья. Мы воегда готовы вместе с вади,
на ваших катерах итти в любой bon,
бить немцев ещё сильнее, чем били его
в Новороссийеке.

Кавалер ордена Суворова Т степени
контр-адмирал Холостяков передает поз-
дравление Военного совета флота,

Закрывая торжественное заседание,
‚ командир бригады капитан 2-го ранга
Проценко заверих. Военный ебвет. Черно-
’ морского флота, что личный состав Ka-
теров с честью оправдает высокое звание
новороссийцев и в грядущих боях ещё
сильнее будет громить немецких захват-
чиков.

‚ние освещения. Лунный свет дал нам в03-

можность выйти на позицию, откуда от-
четливо обозначились вражеские корабли,
а мы оставались незамеченными до начала
атаки.

Вторая операция была проведена так-
же ночью (см. схему № 2), В ней уча-
отвовали два катера. Капитан-лейтенант
Гуманенко находился на моем катере,
шедшем головным. Ночь была безлунной,
довольно темной. Ветер — 2 балла, мо-
ре — 1 балл.

В 00 часов 36 минут на курсовом 90
градусов правого борта возникли силуэты
вражеских кораблей, движущихся на рас-
стоянии +5—20 кабельтовых. Они шай
втроем кильватерной колонны, co ско-
ростью 5—6 узлов, впереди — 2 траль-

Iuka, за ними — самоходные

‘в Этот момент стоял, ноя учитывал ero

ход между обоими

мент, самый значительный: быстрое ре-

бызо принято мгновенно и’ столь же
быстро приведено в исполнение.

Третья операция происходила сле-
дующей ночью (см. схему № 3).
Ночь выдалась темная, волна 0n0-
ло 2 баллов. Начало как будто не

баржи.

ФЛОТ

i

озихин. Ero эки-

капитан-лейтенант К
: 5 Фото В. Федотова.

Замыкали колонну сторожевые катера.
Капитан-лейтенант Гуманенко прика-
зал атаковать. Я повернул вправо на
сближение. В этот момент Hac
противник. Головной тральщик ратьером
запросил опознательные и, неё дождав-
шись ответа; открыл сильный огонь из

пушек, крупнокалиберных автоматов и

пулеметов. В то же время он развернулся

`и лег курсом на мой катер.
Курсовой угол — 0 градусов. Атако-

вать в атом положении бессмысленно,
слишком ничтожны шансы‘ попасть в та-

кую малую цель. Я отвернул влево, что-
бы увеличить курсовой угол. Тральщик

также продолжал маневрировать, разво-
рачиваясь на меня и попрежнему ведя
ожесточенный огонь.

` Капитан-лейтенант Гуманенко прика-

зал поставить дымовую завесу. Это дей-  .
ствительно оказалось лучшим средством
сбить с толку противника, обмануть его.

Он потерял меня и, уткнувшиеь в заве-

су, застопорил ход, без всякого результа-

та ведя огонь по завесе. °
Продолжая постановку завесы, я по-

вернул вправо на сближение с остальны-

ми вражескими кораблями. В 00 часов 41

минуту обнаружил на дистанции 2,5 ка-,
в застопоренными

бельтова стоящий

Схема № 2

машинами второй тральщик на выгодном
курсовом угле (70—80 градусов). Ce-
кунда в Такой ситуации решает вее:
крикнул в рупор командиру отряда:
— Атакую второй тральщик!
— Правильно, — услышал ответ
Сейчас же я дал залп. Хотя тразьшик

инерцию. :
Дав залп, сразу же развернулся, лег на
обратный курс и прошел через узкий. про-
и  тральщиками” (ди-
станция — метров 60). р
Через несколько секунд раздалея силь-
ный взрыв.
Первая причина успеха этой опера-
ции — своевременное применение дымо-
вой завесы. Мротивник был. дезориенти-
рован, и его огонь не причинял нам вре-
да. Большую роль сыграло правильное
маневрирование. Когда в результате эво-
люций первого тральщика выяснилась
невозможность атаковать его, мы исполь-
зовали прикрытие дымзавесы не только
для защиты от вражеского огня, но и для

маскировки поисков других об’ектов: ата-

ви. Добиваясь встречи с. противником,
я отвернул вправо, на сближение с вра-
жеской колонной. Наконец, третий эле-

шение торпедировать второй тральщик.
Судьбу боя решали буквально секунды.
При малейшем промедлении могла возник-
нуть опасность, что второй тральщик по
примеру первого развернется носом и
уклонится от атаки. И тогла самая бла-
топриятная, ситуация для атаки (близ-
Ki Е 90 градусам курсовой угол) будет
безвозвратно потеряна. Решение поэтому

сулило усиеха. В указанном районе мы
кораблей противника не нашли, Поеколь-
ку еще оставалось время, капитан-лейте-
нант ’Гуманенко решил продолжать
поиск. Настойчивость дала свои плоды.
Прошли еще некоторое время зигзагами,
меняя куре. В 02 часа 56° минут, идя ма-
лым ходом, прямо по носу на, диетан-
ции ^ 2—3° кабельтова увидели ¢H-
луэты вражеской колонны. Впереди —
2 тральщика, за ними 2 баржи и сторо-
жевые катера.

Ближе всех ко мне оказалея второй
тральщик и притом на исключительно
выгодном курсовом угле (почти 90 гра-
дубов). Моментально приняв решение, я

заметит

=

передал по радиофону командиру отряда:
Атакую тральщик справа! — и

малым ходом, пока противник нас не за-

метил, пошел на сближение, i
В это время нас обнаружили, и враг.
открыл _ интенсивный — артиллерийский
огонь. Вепяески кипели вокруг катеров:
_ Я немедленно дал полный ход и,
весмотря на бешеный обетрел, подошел
на. предельно близкую дистанцию и
выпустил 0бе торпеды.

Тральшщик повернул на меня. Так как

я торпедировал почти в упор, катер ока-
зался на чрезвычайно близком  расетоя-
нии от второго тральщика. Для того, что-
бы не налететь на него, я положил: пол-
ностью. руль на борт и резким разворотом
проскочил метрах в 80 от тральщика и
начал ставить дымовую завесу.
Через несколько секунд После. sama
‚раздался взрыв. На месте вражеского ко-
рабля появился столб воды. Тральщик в
700 тонн пошел ко дну.

В этом же бою наш отряд под коман-
дованием капитан-лейтенанта Гуманенко
одержал еще одну победу: лейтенант Ба-
ранов также потопил тральщик. С этим
отличным результатом, 0ез потерь с на-
шей отороны и закончилаеь. операция.

Как. и в предыдущей операции, успех.
об’ясняется прежде всего  молниенос-

ностью  решения. Я имею в виду не толь-
  ко начало атаки. С такой же быстротой

нужно ‘было, оценив позицию, решить,
хак атаковать, и немедленно привести ре-
шение, в исполнение Увидев на очень
близком расстоянии и на& выгодном вур-

вовом угле вражеский корабль, я тут же

атаковал его. Оценка позиции, решение
и атака бовпали по: времени.

Наши преимущества заключались В
том, что мы первыми обнаружили про-
тивника и в момент, когда позиция была
выгодна для атаки. Этих преимуществ
не было бы, если бы мы промедлили. Про-
тивник мог бы обнаружить ториедные ка-
тера, лечь курсом на них. В бой вотупили

`бы неприятельские катера. и наша атака

вероятнее всего сорвалась бы. Только бы-

-строта удара могла обеспечить эффектив-

* = Ы=—щ————ы—ыыы=——«„З———„„—::::: А,——/СЧАЗ————/:/:—/:/—/—— 2 _ Е я

НОСТЬ.
‚ Особенность заключалась в том, что я
шел на риск самого крайнего сближения,
чтобы бить наверняка. В условиях ин-
тенсивного яркого освещения  (освети-
тельные снаряды) противник стрелял то-
же в упор.

Двухлетний опыт боевых действий
торпедных катеров подтверждает, на-
сколько важно для командира катера BEI-
работаль умение быстро, если нужно, да-
же мгновенно принимать решение и во-.
плошать его в Жизнь,

Жаждый командир катера, в особенно-
сти молодой, при разработке операции
должен внимательно обдумать и ясно се-
бе представить ряд возможных вариантов.
встречи с противником. В
ano ‘касается. случаев, которые требуют
быстрого принятия решения, :
торой: важный. вывод: не бояться вра-
жеского огня, даже самого. сильного.

Торпедный катер представляет собой та-

кую малую цель, чте при стремительной

Схема № 3

атаке его трудно накрыть артиллерий-
CKUM огнем. Вокруг нас вода буквально.
кипела от всплесков, а попаданий не бы-
10. Только при повороте, когда против-
ник, что называется, стрелял в упор, с
дистанции в 80—100 метров, мы полу-
чили попадание Но такая ситуация
встречается сравнительно редко.

Нужно не бояться огня, — это епо-
сооствует решительноети и быстроте уда-
ра. Следует еще учесть, что стремитель-
ность нападения — немаловажный мо-
ральный фактор, действующий в пользу
нападающего.

Старший лейтенант В. ЖИЛЬЦОВ.

Действующий флот,

особенности

эки

6 октября 1943 г., Ne 236 (1494)
=

=

i ATO DMP
RAL BPOb

„Взаимодействие. с. авиацией

На одном из участков фронта про-

тотовил исходные данные ив 234. 28 м.

тивник, испытав мощные удары морской   дал два залпа, после которых прожентор

авиации, усилил  противовоздушную
оборону всего района, в котором разме-
щены, в частности, артиллерийские ба-
тареи. Он дополнил ПВО световыми сред-
ствами, расставив прожекторы не только
рядом с позициями и населёнными пунк-
тами, но и на самом берегу моря, со сто-

1 роны которого иногда заходили на цель

паши бомбо-штурмовые авиагруппы.

Чтобы не распылять силы и добиться
большей эффективности’ бомбоударов‚ для
обеспечения действий авиации, в частно-

сти для подавления зенитных прожекто-.
сторожевые.

ров, было решено привлечь
катера.
Подразделение кораблей приступило
выполнению задачи. заранее распределив
секторы, командование тем самым ‘оп-
‘ределило участки, на которых катера
‘должны уничтожать прожекторы.
Командиры катеров ясно представляли
-ввои действия, задачи на всем протяже-
нии операции по поддержке и обеспече-

нию удара авиации.

>

’ Охотники на средней cKopocTH при-
ближались к району, в котором ранее бы=
ли замечены немецкие прожекторы. На-
кануне появления нашей авиации кораб-
ли были уже почти на дистанции дейст-
вительного огня по любому из прожеклто-
ров, расположенных на урезе моря.

При выборе дистанции и района манев-
рирования, исходили из метеорологических
условий. Они благоприятетвовали точной
стрельбе. Норд-вестовый ветер три балла,
видимость двадцать кабельтовых, море
два балла даже ночью обеспечивали на
курсах, проложенных в стороне от лунной
дорожки, достаточную скрытность кате-
рам при хороших возможностях наблюде-
ния за морем, воздухом и берегом.

Ровно в двадцать три часа — в назна-
ченное время — над целью появились
наши бомбардировщики. На катере под-
готовились к бою. Это решение было свое-
временно. Едва только командир охотни-
ва старший лейтенант Сухоленцев при-
казал положить руль на борт, немцы
включили береговые прожекторы. Катер
‚начал приближаться к тому прожектору,
которому удалось сразу поймать в луч
наш самолёт. Дистанция и пеленг были
взяты мгновенно. Когда расстояние  с0-
кратилось, командир приказал открыть
огонь. В. 23 ч. 01 м. носовое орудие
старшины 2-й статьи Малютина дало два
выстрела. Младший лейтенант Задорож-

ный. управлявший огнём, внес корревту- рит опозналельные, которые

погас. : i

И на этот раз скрытность катеров бы-
ла бы сохранена, но дело испортил ко-
рабль командира Михальцова, на котором
пушку зарядили трассирующим снаря-
дом. Это, естественно, сразу показало
немцам место, откуда катера подавляли
прожекторы. Противник открыл с берега
отонь из тяжёлых орудий. Три снаряда
легли между катерами Сухоленцева и Ми-
хальцова, всего в двух-трех кабельтовых
3a кормой первого. Сухоленцеву при-
иглось увеличить ход и, маневрируя, вы-
ходить из зоны оботрела.

^ После второй атаки авиации наступило
затишье. По плану, третья труппа вамо-
лётов должна была пойти после полуночи.
Командир лёг в дрейф, предварительно
усилив наблюдение; В 0 ч. 40 м. вахтен-.
ные доложили о приближении самолётов.
ВОч 44 м. авиация была уже над немец-
 кими позициями. В Оч. 45 м. начала дей-
ствовать новая светостанция противника,
расположенная в районе деревни. Подой-
дя на близкую дистанцию, катер дал
шесть выстрелов и погасил станцию.

В следующую ночь тот же катер Сухо-
ленцева погасил два прожектора. Дру-
гие катера также подавили и уничтожили
несколько прожекторов.

Опыт показывает, что возможности ко-
раблей нри совместных действиях с авиа-
цией по об’ектам врага, расположенным
на побережье, значительны.

Решающим условием ‘успеха взаимо-
  действия является распределение и соб-
  людение времени, предварительная дого-
  воренность 00  опозналельных как
авиации с кораблями, так и, особенно, са-
мих кораблей, участвующих в операции,
& также находящихся в этот момент. в
данном районе. Это необходимо потому,
что в разбираемом нами частном случае
взаимодействия был допущен ряд досад-
ных промахов. На некоторых катерах,
находивиихся ближе к берегу, допуска-
ли разговоры. В тихую ночь, когда огонь
на берегу может внезапно стихнуть, голос
хорошо слышен,

При малой видимости сигнальщики
должны особенно внимательно следить
за морем. Маневрируя у берега, охотник
Сухоленцева передал другому катеру свой
онознательные, тот их нё заметил или’
не понял и открыл стрельбу. Хорошо, что
в этот период дистанция сократилась и

сигнальщик по своей инициативе повто-

были при-

ру. После того как были выпущены чв-  няты и поняты.

тыре снаряда. на месте,
жектор, раздался взрыв. уч погас.
Велед за уничтоженным потушил свет
второй прожектор, расположенный нода-
леко от первого.

Таким образом, в течение двух-трех
минут экипаж охотника погасил два про-
жектора, обеспечив первой группе наших
самолётов возможность  бомбометания.
Противник не вёл огня по катерам. Le
позволило охотнику выпустить последние
снаряды с дистанции всего 15 кабельто-
вых и добиться точного попадания.

Отбомбившись, первый эшелон авиа-
ции ушёл на свой аэродром. Катер также
переменил позицию, чтобы сохранить’
скрытность и подойти к другим евотовым
точкам противника, расположенным на
побережье. В `23 ч. 27 м. над немецкими
позициями появилась вторая групиа на-
ших самолётов. Противник вкаючил npo-
жектор. По лучам других  светостанций,
расположенных в глубине, далеко от м-
ря, он нащупал самолёт. Открыли огонь
зенитные средства немцев. Сухоленцев
развернул катер, чтобы занять выгодную

тде стоял про-

позицию. В э10 время его помощник нод-

Скоротечность операции требует также
отличной боевой организации, сработан-
ности внутри экипажей кораблей, obecne-
чивающих авиацию. Необходимо быстро
гасить любой прожектор, находящийся в
отведённом катеру секторе. Для этого, по
нашему мнению, следует управление ог-
нём и корректировку возложить на по-
мощника командира корабля, не загру-
жая его ничем другим. Определение места
корабля и прожектора, взятие пеленга и
расстояния лучше возложить на боцма-
на, командира отделения рулевых. Такую
организацию применил, в частности, и
катер Сухоленцева, она себя оправдала.

Пребывание вблизи берега всегда 60-
пряжено с возможностью боя. Поэтому,
выделяя катер, надо учитывать умение
каждого краснофлотца, старшины, офи-
цера пользоваться отневыми средствами
корабля.

Быстрота; точность, дисциплина, орга-
визованность ренгают сульбу взаимодей-

ствия катеров с авиацией ‘и приносле
снех при любом сопротивлении врага.

Капитан 3-го ранга С. ПЕТРОВ.

Действующий флот.

Выучка экипажа решает успех

Малые корабли не имеют достаточной
защиты корпуса и располагают  неболь-
шим количеством технических средств в
борьбе за живучесть. Это усложняет лик-
видацию повреждений. В то же время
борьба за живучесть на таких кораблях
нередко является главным условием ус-
пешного выполнения боевых операций.

Повреждения на малых кораблях бы-
вают самые различные по характеру и
об’ему. Чаше всего -— это пробоины 06-
шивки корпуса ниже и выше ватерлинии
и вывод из строя моторов и электрообо-
рудования.

Малая габаритность помещений тре-
бует умелого размещения и  непользова-
ния аварийно-спасательного материала и
ивструмента. В связи с отсутствием ре-
зервных технических средетв необхоли-
ма повышенная забота о живучести мото-
ров и систем корабля. Катера нередко
выполняют боевые задачи вблизи берегов
противника. Нужна такая  взаимозаме-
няемость всех членов экипажа, которая
бы обеспечила выполнение задания в лю-
бых условиях.

Вот несколько примеров из опыта дей-
ствий различных по типу катеров.

Группа катеров участвовала в десант-
ной операции. Задача выполнялась в
очень сложных условиях. После высадки
катер подвергся сильному артиллерий-
екому обстрелу. Снаряды разрывались
в непосредственной близости от
та. Катер получил пробоину
районе моторного отделения. ниже ватер-
линии, размером 150 Х 250 мм. В мо.
торное отделение стала поступать вода,
Краснофлотец моториет Бануляк, не oc-
танавливая мотора, заделал пробоину
брезентовым чехлом. Катер благополуч:
но вернулся в базу.

При боевом воздействии противника
‘атер может получить повреждение не
только в корпусе, но и в материальной
части. Кроме того, могут быть выведены
 из строя люди. В таких условиях борьба

за живучесть чрезвычайно сложна и ре-
шается безукоризненными действилми.
Катер нес дозорную службу и подверг-
ся налету авиации противника, Он полу-
чил несколько пробоин в корпусе, вышел
из строя мотор. Часть личного . ебстава
была ранена. В помещениях возникли
-три очата пожара. Показания  амперметра
свидетельствовали о неисправности элек-
тропроводки от генератора к распредели-
тельному щитку, что влияло. на нормаль:
ную работу мотора. Командир катера
приказал рулевому и мотористу ликви-
дироваль очаги пожара. В это время
командир был тяжело ранен, и управае-
ние принял командир отделения мотори-
стов Торгашев. Одновременно он помог
тушить пожар в одном из помещений,
вырусил ‘предохранитель ‘генератора и
после этого руководил борьбой за живу-
честь. В результате правильного расире-
деления обязанностей и умелых действий

людей катер сохранил пловучесть и вы
цолнил задачу.

Легководолазная подготовка личного
состава малых кораблей значительно 0б-
зегчает борьбу за живучесть. Однажды
труппа катерных тральщиков вышла в
боевую операцию. На одном из кораблей
в момент траления была повреждена
гребная система. Тогда командир отделе:
ния мотористов спустился под воду, yer

бор- Ранил повреждение, и катер продолжал
в  выполнять операцию.

Вее эти факты показывают, насколько
серьезно нужно подходить к боелой под-
готовке легких водолазов.

На основе накопленного опыта можно
слелать вывод, что там, где мероприятия
по борьбе за живучесть проводятся с
большим умением и настойчивостью, где
экипажи проявляют мужество, смелость
и инициативу, там обеспечен успех.

Инженер-капитан 2-го ранга
В. ЗВЕЗДИН.