ВамукА
К СУ

Ny последний год комсомольские орга-
циции нашей части приняли в свои ря-
уунго передовых краснофлотцев и
имших командиров. Это свидетельству-
и политическом возмужании нашей
миной молодежи, о неуклонном росте
(иго авторитета комсомольеких орга-
  еащий,
дико в воспитательной практике ком-
вмоБоних организаций много еще недо-
vamos, Некоторые незадачливые руково-

$ октября 1943 г., № 236 (1494)

nr

rae

bond

ии думают, что краснофлотца или
yard командира, вступившего в
МЕОМ, можно и не воспитывать. Они

yomant, что задаче воспитания вновь
кишеших в ряды ВАЕСМ должна быть
ичиньна вся комсомольская работа.
о оверщенно очевидно, что в резузь-
nie оолабления воспитательной работы
зиторых подразделениях имеют место
пупения комсомольцами воинской дис-
ЦИИЗИНЫТ,

ниительная часть (больше половины)
уиимний, наложенных командирами на
ррмимольцев, приходится на долю прови-
увшихоя в нарушении уставов внутрен-
ий и караульной службы, небрежном от-
щенни к оружию, к форме одежды, пре-
вании © командирами. При хорошо на-
цаеннох воспитании этих нарушений,
кзотвенно, могло не быть. Комеомоль-
[кие организации обязаны внедрить в
nee каждого, что малейшее отступ-
Цнио от устава подрывает боеспособность
 шети, Там, где твердо усвоена эта про-
Иня истина, количество проступков резко
изилось. Таких комсомольских органи-

way B нашей части большинство. Но

Тщюстулки, х сожалению, еще бывают, и
цитому борьба комсомольских организа-
ий за укрепление воинской дисциплины
‘nny не утратила всей своей остроты,
  Hameo думать, что можно добиться
иного успеха в этом деле одними с0103-
 5уи взысканиями, Взыскания, конечно,
  щих  немалую воспитательную роль. Но
 азное в борьбе за повышение дисцинли-
‘i хомоомольцев — широко развернутая
бота с каждым. Тав и поняло свою за-
jy большинство комсоргов, хотя неко-
 прые из них продолжат увлекаться вы-
np и предупреждениями. Между
зи Фу больше налагается взысканий,
 1 слабее их воспитательная действен-
nen, ибо недостаточно вдумчиво
пуиются причины нарушений дисцип-
UH,

Руюводящие политорганы неоднократ-
подчеркивали необходимость осторож-
и, внимательного подхода к судьбе
изо комсомольца, когда ему выносит-
910 пли иное союзное взыскание. Ком-
цубьоким руководителям вменяется в
Ианность не только тщательно следить
№1, как повлияло взыскание, н0 и
MME помочь провинившемуся испра-
ITCH H заслужить, чтобы взыскание бы
и ито. В сожалению; оневее  ‘комсо-
\окие руководители выполняют эти
ЗУНИЯ,
  Мисомольца энской батареи Весеньева
 причная организация исключила 13
(3: за нарушение ‘устава караульной
абы. Члены бюро (комеорг т. Миро-
Шенто) не захотели выслушать об’яс-
зн Весеньева, остались глухи к его
бецаниям честной службой снять с себя

lw Вееньева поступило в партийную
‘Меню. Члену ее т. Стрижову было
Мрщено расследовать дело. Стрижов ус-
иных что Весеньев, действительно,
№0, но окликнув, подпустил в cebe
рлющего командира. Проступок с6-
junit, Но стоило ли одним махом ис-
ив Весеньева из рядов ВЛКСМ? Не-
en Весеньев неисправим? Кто он та-
ini
  № от Весеньев пришел пб призыву
113 ода. Он сразу же горячо взялся за

Te Sa ea eas

Sea

ttitenauva Azexces Николаевича Рыб-
№1 хорошо знали офицеры и красно-

twin батальона морской пехоты.
“Towa, всегда подтянутый лейтенант
7 примерным командиром, ‘хорошим

a и
№5 Новороссийска от немецких

Гинрищем. Он гордился тем, что служит
Пирде Героя Советского Союза Цезаря
уНкова,

№ д высадкой десанта в Новорос-
1х Рыбнев, по ‘указанию капитан-
tittanra Ботылева, готовил боевую
Кенацию, графики, разработал мес-
 ииадки остальных групи в Новорос-
ох порту.

— В телерь в6ё готово. Осталось
Уитиься, и немць будем бить еще
ыь, чек на Малой Земле, — сказаа

HGR,

0 высадился в Новороссийском порту
МУ из первых

— Виеред, реблта! — крикнул лей-
Ши с силой бросил виеред гранату.

Митю с группой моряков он штур-
Мом бывшей комендатуры порта.
— ващенко, вон видишь из этого ок-
мг гранаты ?
—Вижу, товарищ лейтенант, — от-
4 связной краснофлотец Иващенко
т в окна несколько гранат, затем
тивать из автомата в двери,
Му ночь с 9 на 10 сентября лейте-
Рыбнев был тяжело ранен. Связной
о ни на минуту не покидал сво-
( Муандира. Он помог ему подняться;
их перенести в более безопасное
1, Но` вскоре был тяжело ранен сам.
пах рассвет, Немцы не подпускали
int раненых бойцам никого. 9то
\ на площади, занятой противником,
‘вать раненым помощь не представ-
Ъ возможным.
МБко 16 сентября, в день освобож-
за-
чиков, наши бойцы обнаружили тру-
ЧРыбнева, Иващенко и сержанта, фа-
ИИ которого ‘установить не удалось,
Знаших воинов были изуродованы до
 Знаваемости. Немцы пытали Рыбнева,
Чщенко и бевымянного пулеметчика,

=

В

и
{

thay
ty

ly

пох
ьбе комсомольнс

знать жизнь комсомольцев и

Порное пятно нарушителя и

ИЗ ЕЕ ЕЕ Е

ко часов после

изучение боевой сиё
ее освоил. Здесь же
в ВЛЕСМ. Овладев с

команды,

преступление,
ne dinrern рассказывают, что под над-

OMT to

циальности и быстро
› На батарее, ветупил
пециальностью перво-
го снарядного, Весеньев изучил обязанно-

сти и других номеров расчета. В бою ведет

себя стойко и мужественно. Все это ком-
сомольская организация игнорировала.
Партийная комиссия оставила Весе-
нева в комсомоле. Решение  оказа-

лось правильным: Весеньев отлично не-
сет свою службу.

Так же нечутко подошли к судьбе ком-
сомольца на соседней батарее. Не разо-
бравшись как следует, комсомольская 9р-

ганизация исключила из ВЛКСМ т. Ми-

кулина, пред’явив ему тяжелые обвине-
ния. Расследуя это дело, член партийной
комиссии т. Полозов установил, что ис-
ключили Микулина... но ошибке. Приш-
л06ь не только отменить решение о Ми-
кулине, но и указать комсомольской ор-
ганизации на бездушный,  несерьезный
подход к судьбе человека,

Такие примеры не редки. Из 14 персо-
нальных дел об исключении из ВЛКСМ
партииная комиссия, после тщалельной
проверки обвинений, только в шести слу-
чаях признала решения комсомольских
организаций правильными. Восемь чело-
век, оставленные в рядах комеомола, че-
стно и безупречно несут службу, оправ-
дывают в боях высокое звание члена Ле-
нинского союза молодежи.

С целью научить комсомольских руко-
водителей правильному подходу к разбору
персональных дел мы либо вызываем
комсоргов на заседание парткомисеии, ли-
бо разбираем эти дела в подразделении в
присутствии комсомольского актива, В
организацию посылаются выписки из про-
токолов заседаний парткомиссии с тем,
чтобы ве решение было доведено ло све-
дения всех комсомольцев. Наконец, чле-
ны партийной комиссии присутствуют на
комсомольских собраниях, чтобы лучше
предупреж-
дать возможные ошибки.

Комсомольцы, имеющие союзные взыс-
кания, в большинстве случаев очень ост-
ро переживают случивигееся. Им надо по-
мочь вновь войти в ряды передовых ком-
сомольцев-воинов. 06 этом, к сожалению,
в некоторых подразделениях нашей ча-
сти комсомольские руководители забыли,

& партийные организации им не напоми-
нают,

Члены партийной комиссии на местах
установили, что многие комсорги, не го-
воря уже о рядовых комсомольцах, не
знали порядка снятия взысканий. Больше
того, они не знали, кто у них в органи-
зации имеет взыскания, и, конечно, ни-
какой работы с этими комеомольцами не
вели. Мы провели ряд мер. На заседаниях
парзкомиссии, после разбора дель и
об’явления взыскания, мы  раз’яеняем,
как последнее может быть снято, что
для этого требуется. Бывая в подразделе-
ниях, члены парткомиссьи напоминают
парторгам 06 ux обязанности интересо-
ваться работой комсомольских ‘организа-
ций * провинившимися товарищами, по-
могать последним заслужить снятие

‚ взыоканий. Для той же цели мы пользуем-

ся веминарами ‘и различными совещания-
МИ.

Bee это позволило нам в короткий срок
достигнуть ценных результатов. Улучши-
лась воспитательная работа KOMCOMOJB-
ских организаций. Вомсорги ведут учет
товарищей, имеющих взыскания, актив-
нее работают с ними, тщательно следят за
их дисциплиной, учебой, поведением в
бою. Со многих комсомольцев, отлично
проявивших себя в схватках с немцами,
взыскания уже сняты.

Капитан-лейтенант А, ИЗМАЙЛОВ.
Действующий флот,

Е ЕЯ

От корреспондента
«Красного Флота»

<>

кололи раненых штыками, а затем облили
керосином и подожгли. —

Вот акт, составленный через несколь-
освобождения Новорос-
сийска от гитлеровских бандитов.

«Мы, нижеподписавшиеся. свидетельст-
вуем о том, что во время десантной оие-
рации в ночь на 10 сентября 1943 года и
последовавших ожесточенных боев за
Новороссийск немцы захватили в плен
тяжело раненных помощника начальника
штаба 393 Новороссийского отдельного
батальона морской пехоты лейтенанта
Алексея Николаевича Рыбнева, ординар-
ца-краснофлотца Иващенко и пулемет-
чика-сержанта, фамилия которого не ус-
тановлена.

Во дворе здания, в котором находились
немцы, были обнаружены  обгоревшие
трулы лейтенанта Рыбнева, краснофлотца
Ивашеёнко и сержанта-пулеметчика. На
телах зверски замученных немецкими
извергами товарищей имеются многочис-
ленные штыковые раны. Тела обильно сб-
литы керосином. Это свидетельствует 9
том, что немецкие солдаты зверски пыта-
ли понавших в их руки тяжело раненных

воинов,
ne gon mente снятым с убитых в ука-
занном доме. немецких солдат, установле-
но, что зверская расправа была произведе-
на солдатами 16-й немецкой портовой
команды, находившейся в распоряжении
немецкого новороссийского командира
et gauseritent командира 393 отдельно-
го батальона морской пехоты капитан
Старшинов, — краснофлотец renee:
старшина 1-й статьи Мосейчук, ст р:
ший сержант. Липманов, старший и
структор политотдела НВМБ капит
Розенфельд».

Солдаты из 16-й немецкой портовой
совершивиие это чудовищное
набили руку в изуверот-

зором этой бандитской команды жители

строили укрепления,

работали без пищи

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Александр ПРОКОФЬЕВ

Песня победы

Она в бою нс ней бойцы дневалят,
Она проходит впереди полков,

Она любимой гостьей на привале,
Она взлетает выше облаков!

Она храбрейшим первая награда,
И ей дано сильнее звезд гореть,
Она поет героям Сталинграда

О том, что их делам не умерёть!

‚ Она проста, как воинская клятза,
Она прямой наследницей всего
Идет. летит Россией необ’ятной
И утверждает наше торжество!

Как лебединый взлет ее начало,
Ее запев зовет народы жить,
Она гремит над миром величаво,
Ее никак врагам не заглушить.

Она, как солнце, бъет гряду туманов,
Ее лучи сверкают горячо,

Она шагает через океаны,

Ей Гималаи только по плечо!

Ее поход врагам России страшен,
Подобный буре, они рушит гнет.
Ее родную, пламенную, нашу
Направил Сталин в яростный полет.

И дал ей — песне — огненную душу;
Такой размах народа своего,

Что по морям и в небе и на суше
Она идет, как наше торжество!

Балтика

Балтийское море, родное, родное,
Дела боевые хранит. -
Высокой волною, зеленой волною

На вечном просторе шумит,

И волны бегут на широкие плесы,

И кровью закаты горят, :
О мужестве русских геройских матросов
Великой земле говорят.

Балтийцы! Балтийцы! Всегда на суровом,
На очень суровом пути,

Балтийцы! Живи это гордое слово,
Взвивайся, как вымпел, лети!

Взлети над волною, седою от соли,

И вволю глотнув высоты,

Лети над песчаною == в гальках = косою.
Былинное, сильное, —= ты!

Балтийцы! Ваш натиск для ворога
страшен,

Вы снова сказали одно,

Что Балтика наша, что Балтика наша,

Другою ей быть не дано! `

Письма из Англии

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 5 октября. (По телеграфу от наш.
корр.). Недавно в адрес моряков Н-ского
соединения кораблей пришли письма из
Англии. Писали английские девушки, кото-
рые восхищаются мужеством и героизмом,
проявляемым советским народом в борьбе с
немецкими захватчиками.

— Я живу около Манчестера, города, 0
м. как я полагаю, вы слышали, —
пишет Барбара Энтуистл. — Многие посё-
тившие Манчестер считают его грязным и
мрачным городом, но я другого мнения. Я
работаю в комиссии по учету военных убыт-
ков, причиненных врагами. Мне около 17
лет, и я\ терпеливо жду наступления возра-
ста, который позволит мне вступить в ар-
МИЮ.

На письма английских девушек поступи-
ли многочисленные ответы моряков. Крас-
нофлотец Виталий Ренгач написал ответ на
английском языке, «До войны я учился в
высшем учебном заведении, —сообщает он.—
С первого дня боев с немнами я -— на фло-
те. За эти годы изучил штурманское дело
и сейчас сдаю экзамены на штурмана».

one

ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ
ФРОНТОВИКОВ

ЕРЕВАН, 5 октября. (ТАСС). Семьи

фронтовиков, проживающие на территории
меднорудного комбината, получили чёрез
профессиональные ‘организаций свыше 80
тысяч рублей в порядке единовременного
пособия. Колхозники Кафанского района ре-
  шили создать фонд оказания помощи семь-
  ям бывших рабочих меднорудного комбина-
  та, находящихся в Красной Армии. Из этого
  фонда уже выдано около 8 тысяч килограм-
мов зерна, 2 с половиной тысячи килограм-
мов картофеля, 500 килограммов масла.

SS НЕЕ И ее

по 14—16 часов и за малейшее непови-
новение подвергались расстрелу.
Ототупая из Новороссийска под удара-
ми наших частей, гитлеровцы издевались
над ранеными бойцами и командирами.
16 сентября в клубе имени Маркова был
обнаружен труп капитана Саркисова.
Когда немцы ворвались в клуб, Саркисов
был еще жив. Немцы пытали его, отреза-
ли уши и нос, а затем, ничего He добив-
шись, вырезали на его спине ножами две
пятиконечные звезды. Саркисов погиб от

рук немецких палачей. Немного позже в

Новороссийске был обнаружен распяты
и сожженный труп женщины. Установ-
лено, что это была медицинская сестра
Ира Гайворонская, которая, будучи ра-
HeHa, попала в’ кровавые руки гитаеров-
ских мерзавцев.

Во многих домах Новороссийска мы
видели сожженных бойцов, многие тела,
изрублены на куски. Отступая,   немцы
сжигали все, минировали дома,

По дороге Анана— Новороссийск идут
уеталые, измученные советские люди.
Они возвращаются из станиц и из гор в
эти города. Больше года они вели ко-
чующий образ жизни, таясь от злодеев-
немцев.

Мы видели развалины Анапы,
некогда чудесного приморского города.
Немцы изуродовали его. Взорваны все
больние здания. Порт и приотани, все
портовые постройки сравнены с землей.
Порт во многих местах заминирован. В
каждом доме, гле побывали немцы, видны
следы разрушения. Не успев угнать наее-
ление, немцы расстреливали первых но-
павшихся на глаза ни в чем неповинных
жителей.

Немец нес нашим людям пытки,
смерть и голод, немец издевался над на-
шими ранеными й пленными бойцами,
истреблял наших матерей и; детей. Теперь
настал час возмездия. Бей, моряк, нем-
ца еще сильнее, мети ему за все горе,
которое он принес нашему народу.

Капитан-лейтенант Н. ДОБУШЕВ.

Черноморский флот, ^

этого

Так началась вторая, скрытая

НАЛЕТЫ НАШЕЙ АВИАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ ЖЛОБИН,

СТАНЦИИ .РОГАЧЕВ, ВАСИЛЬЕВКА И МЕЛИТОПОЛЬ

В ночь на`5 октября наша авиация

мецкне воинские эшелоны и вовнные склады противника на
станциях Рогачев,
. Прямыми нопаданиями 60мб взор-
железнодорожных составов. Возникли десятки по-
Жаров, горели вагоны, цистерны и военные склады против-
ника. Пожары сопровождались сильными взрывами.

железнодорожном узле
сильевка и Мелитополь
pana 6

Жлобин,

——

-FEPO

He прошло ещё и месяца с ‘того Дня,
как последняя зелёная шинель немецкого
покроя исчезла из Таганрога и - жители
приморского города вновь увидели на
улицах родные чёрные бушлаты и беско-
зырки, вновь услышали казачьи лихие
песни.

Один месяц — срок в жизни большого
города ничтожный. Таганрогу этого срока
оказалось достаточно, чтобы смыть начи-
вто всю немецкую грязь.

Таганрог был советским ло нем-
Цев, советским же оставалея они в
дни оккупации и ныле полноправно вер-
нулоя в семью наших свободных городов.
И мы с гордой уверенностью можем Te-
перь сказать: да, немцы занимали Та-
ганрог, да, целых два года звучала на
его улицах чужая, ненавистная речь; но
никогда, ни одной минуты, немцы по-на-
стоящему не владели Таганрогом, не были
подлинными хозяевами города! Они орга-
низовали комендатуру, бургомистерство,
полицию, открыли публичные: дома, 0б0-
рудовали тюрьмы, они через своих наём
ных холубв выпускали зловонный листок,
тромко именовавтийся «таганрогская го
родекая газета «Новое слово», но город
не одавалея, город боролся, и его борьбой,
его внутренней духовной жизнью руково-
дили наши, советские люди.

Две года оккупации (точнее — 22 ме-
сяца) — это ‘очень длительный срок.
Нельзя держать большой город в течение
двух лет на чрезвычайном положении,
нельзя два года подряд расстреливать и
вешаль, ‘пытать и мучить, не занимаясь
чем-либо иным, Столь длительный срок
неминуемо требует установления некоего
  более или менее стабилизированного быта,

Немцы отлично это понимали, Локон-
чив на Петрушиной Косе с девятой тыся-
чей таганрогеких смертников, немцы изо-
бразили на своих бандитоко-палаческих
мордах улыбки и занялись организацией
быта — на новых, как они выражались,
началах. Через холуйское «Новое ело-
; 30> они об’явили таганрожцам: «Мы,
немцы, снисходительны и хобродушны,
  мы ничего от жителей не требуем, мы
`отавии одно единственное коротенькое
  yoaoaue: признайте нас господами; выс-
шей ‚расой, а себя — нашими рабами,
людьми второго сорта, и всё устроится
отлично, к обоюдному удовольствию».

Каждый номер немецкой газетёнки был
грязным плевком в душу русского чело-
века, Этот стиль немцы хотели устано-
вить и в быту. Превратить всех жителей
Таганрога в трусов, рабски ^ подчиняю-
щихся завоевателям, — вот к чему
стремились они. Но таганрожны остава»
‘лись и в немецкой неволе русскими; со-
ветбкими людьми, — холуйству и преда-
‚ тедьетву они предпочитали тюрьму, даже

вынуть Факты и документы говорят об

‚этом с полной убедительностью. .

Во время немецкой оккупации Таран:
рог жил двойной жизнью. Однь была
внешняя,  онемеченнал, вторая же —
внутренняя, скрытая советокая жизнь.

Внешняя жизнь Таганрога при немцах
началась грабежом. Ворвавшись в город,
немецкие солдаты рассыпались” по домам
и под предлогом поисков спрятавшихся
красноармейцев взялись  нотрошить. ко-
моды, сундуки, буфеты, гардеробы. Не-
организованный грабёж вскоре сменился
грабежом - организованным: появились
списки «подозрительных» квартир, под-
лежащих обыскам, завдомов обложили
данью, об’явили регистрацию золотых ве-
шей. Н
ставили столб с надписью на русском и
немецком языках: «Балка, смерти», каж-
дую ночь уходили десятки автомашин 6
‚ приговоренными. Имущество расстрелян-
вых свозилось в комендатуру, а затем в
виде многочисченных посылок упаывало
‚в Германию...

В эти чёрные дни таганрожец В, И.
Шарланов (расстрелянный впосаледствии
немцами) оказал жене:

— На немцев работаль не буду, —
лучше смерть! Надо своим помогать!

Немцы, помещенные Ha. постой
в доме Нины Васильевны  Филато-
‚ вой, уезжая, оставили испорченный
радиоприемник; патриоты отремонтирова-
ли приемник и установили его’ в квартире
Тюбови Яковлевны Ширмановой (впос-
  чедотвии расетреляна немцами вместе с
маленькой дочкой Эммочкой). Вечером в
затеянённой комнате раздался слабый, но
  отчетливый голос диктора: «Говорит Мо-
  сква.. Or ‘Советского Информбюре...>
Ширманова, Татаринов; Надя Возыко и
‚И. Г. Шараапова приняли и записали
сводку, размножили от рукл, На следую-
щий день она была известна десяткам
‚ таганрожцев...

Второй тайный радиоприемный пункт
возник, независимо от первого; в кварти-
ре А. Г. Иост. Во второй группе работа-
ли Иост, Н. А. Кубарева, Дуся Андрю-
щенко, Ира Баева, В. А. Маркова, И. Г.
Дьяченко, 3. Исаева, А. В. Лавренцева—
скромные еоветские женщины,  домохо-
зяйки и работницы.

По городу. всё шире и шире. распростра-
нялись листовки с нашими, советскими
сводками и воззваниями.

Жизнь
оккупированного Таганрога.

Немцы между тем продолжали уста-
наваивать «новый порядок». Немцы об’я-

а Петрушину Косу, где немцы по-

кова и Кира Георгиевна Дуденко.

бомбардировала не-

Ва-

М ТАГ

>
Леонид СОЛОВЬЕВ
=

вили «свободу торговли» и первые рину-
лись в самую безудержную и отгоателую
спекуляцию. Спекулировали все — офи-
церы, солдаты,  гестаповцы. Торговали
пайковым хлебом, казенным обмундиро-
ванием, поношенными штанами, каран-
дашами, сигаретами, жестяными брошка-
ми, зубным порошком, французской
пудрой, присыпкой для ног... Местные са-
пожники были завалены заказами на 0со-
бые” полые внутри каблуки для офицер-
ских сапог — господа немецкие офицеры
прятали в каблуки <благоприобретенные»
кольца, кулоны и серьги.

ЧВестянщики работали дни и HO-
чи, изготоваяя бидоны для постного
масла, которое немцы отправляли своим
женам. Один предприимчивый лейтенантик
наложил оброк на ребятишек, обязав их
(под страхом тюрьмы) ловить в степи
и доставлять ему суеликов; с этих сус-
ликов лейтенант сдирал шкуры, сушил и
отправлял в Германию.

«Свобода торговли» закончилась  не-
ожиданно. Немецкое командование рас-
 порядиаось 06 отобрании у населения
всех вещей немецкого происхождения.
Это мероприятие именовалось: «Органи-
зованный акт изятия немецкой продук-
ции с русского рынка». Солдаты начали
хваталь и буквально раздевать людей на
улицах, средь бела дня. Всякая вещь 6
расстрелы, _

иностранным клеймом считалась немец-
кой (например, швейцарские часы);
русская вещь тоже шль за немецкую,
если представляла собой какую-либо цен-
ноеть. С женшин прямо на Улицах отас-
кивали туфли. Чулки, пальто и платья;
6 мужчин — костюмы, ботинки. На ули-
  WAX Таганрога сплошь и рядом можно
‘было вотретить полуобнажёниую женщи-
 ну, забившуюся в глубину под’езда, в
ожидании, пока знакомые принесут из
дома какую-нибудь накилку. Мужчины,
бегущие домой в одном белье, стали в
Таганроге обычным явлением. Снекухя-
ция, тавим образом, сменилась прямой
грабительской уголовщиной.

Грабежи, голод, аресты,

Д—— Ао

В ту же ночь наша авиация произвела налет на большой
аэродром противника. Разрывы бомб наблюдались в местах
стоянки немецких самолетов, на летном поле и в ‘районе
складов, прилегающих к аэродрому.
взрывов и возник большой пожар складов горючего.

Один наш самолет не вернулея на свою базу.

НРОГА _

Произошло несколько

низацию столь необходимыми для успеш-
ной работы бланками со штампом и пе-
чалью  бургомистерства, оформляла в
бургомистеретве нужные организации
удостоверения и командировки.

Так работали таганрогекие женщины:
патриотки. У мужчин были  свон дела.
Группа поднольщиков, руководимая Мак-
симом Плотниковым, подожгла зимней
ночью противотанковыми бутылками не-
мецкий гараж. К утру от 40 ` автомашин
остались одни обгоревшие остовы. Дру-
гая группа под командованием В. Гуда`
подрубила лед в Азовском заливе. На дно
пошли десятки труженных  боезапасом
автомашин врага. Братья Афоновы и В.
Гисцов заливали кислоту в моторы не-
мецких тягачей. Подпольщики-моряки в
ночь на 1 января 1943 года вышли в
маскировочных халатах на лед Азовекого
залива, на обозначенную вехами автомо-
бильную трассу от Очаковской Косы к
Таганрогу, подрубили в нескольких ме-
сотах лед, пустив ко дну свыше сотни фа-
WHCTCRAX автомашин с  прицепными
пушками и огромный в 400 ‘голов табун
лошадей. Подпольшики убивали  немец-
вих офицеров, сжигали на заводе элек-
тромоторы, плавили подшипники, замо-.
раживали паровозы, засыпали цемент в
радиаторы автомобилей.

Подпольщики держали постоянную
связь 6 партизанекими отрядами и на-
шими войсками, переправляя людей че-
рез море — летом на автомобильных ка-
мерах, зимой — в маскировочных хала-
тах по льду. Немцы бесилиеь, но не мог-
ли нащупать организацию. Однажды ге-
стаповец прихватит у паровоза двух
боевиков Лихонина и Корсакова как раз
в тот момент, когда они прятали только
что полученные листовки. Ударом чугун-
ного колосникь Корсаков убил немца.
Труп гестаповца сгорел в паровозной
топке...

А в мае 1943 года начались аресты.
В организацию проник провокатор. Его
быстро разоблачили и по приговору ор-
ганизации уничтожили, но свое черное
дело он успел совершить.

Аресты шли непрерывно — ночью и’
днем. Одними из первых были арестованы
Максим  Плотников, П. С. Подолякин,
В. Щебылкин, комсомолки Нина №да-

спекуляция, взяточничество, облавы, до- Нова и Надя Возыко. Следователь сказал

Ma терпимости, игорные дома — такова
была внешняя онемеченная жизнь Tarau-
рога.

+

Тем временем внутренняя, скрытая,
жизнь шла своим чередом. Многочислен-
ные, но разрозненные группы советских!
патриотов. об’единялись для общей борь-
бы с немецкими захватчиками. Вскоре
возникла и организационно оформилась
таганрогекая боевая советская подполь-
ная. организация, Она возглавлялаеь ис-
пытанными, закаленными бойцами —ком-
мунистами и партизанами гражданской
войны. В организацию вливались“ веё но-
  вые и новые патриоты.

Таганрогская боевая подпольная орга-
низация ещё ждёт своего историка. Но
уже сейчас можно сказать, что летопись
её дел поистине героична. В короткое
время организация охватила весь город.
  На заводах, в порту, в учреждениях, в
больницах и лазаретах, в пригородах и
селах — всюду появились боевые под-
польные группы. Строго законспириро-
ванные, часто даже не подозревающие 0
существовании друг друга, группы эти
руководились из одного общего центра.
И немцы очень скоро почуветвовали на
своей шкуре всю силу и непримиримость
русских патриотов, полнявшихся Ha
смертельную борьбу во имл родины.

Рискуя каждую минуту жизнью, под-
поаяьщики срывали и уничтожали фаши-
текие плакаты, ходили в степь и соби-
рали там аистовки, брошюры, воззва-
ния, еброшенные нашими самолетами.
Bee это они доставляли  коммуни-
стке Н. А. Кубаревой. Отсюда’ эти
листовки шли на. заводы, в. порт,
В железнодорожное дено,. в села.
Обязанности связистов выполняли в
числе других учительницы М. Г. Вирю-
Член
организации Ира Баева раздобыла где-то
копирозальную бумагу — и по ночам, в
темных домах, за плотно закрытыми
ставнями начали приглушенно стрекотать
‚пишущие машинки. Машиниетки-боевики
перепечатывали и размножали сводки
Совинформбюро.

Может быть, на первый взгляд подоб-
ная работа покажетея очень скромной и
‘малозначительной. Но не следует забы-
вать, что супруги Сухомлиновы были
расстреляны немедленно после того, как
у них на квартире была обнаружена пи-
шущая машинка. Перепечатать и
размножить сводку означало выполнить
с риском дая жизни боевое задание. Та-
ганрогокая машинистка, работающая но-
чью для своей организации, стояла на
передовой линии плечом к плечу с воору-
женным бойцом Красной Армии.

А. Г. Мост, Дуся Андрющенко, Е,
Олейникова, Н. И. Галионко, П. Г. Шар-
лапова, Курмянская, Ира Баева, 1. №.
‚Ширманова и многие другие
Таганрога были в дни оккупации добле-
стными бойцами на одном из самых опас-
ных участков фронта. Не ограничиваясь
зтитационной работой, они собирали для
партизан деньги, оружие, патроны, ме-
дикаменты. Переводчица бургомистерства
лилия Андреевна Товель снабжала орга-

женщины  .

Надюше: «Мне вас жаль: вы ещё такая
молодая! Скажите, кто из взрослых втя-
нул вас в организацию?» Надюша отве-
тила: <Я — комсомолка, я вступила в
организацию по убеждению. Я ненавижу
немцев H ux лакеев!». Следователь криво
усмехнулся. «Сейчас этими словами вы
сами подписали свой смертный при-
говор».— «Я знаю, — спокойно сказала
Надюша. — Только поскорее...»

11 июня 1943 года жители Таганрога
увидели утром на улицах скорбную про-
цессию. Двести человек, двести советских
патриотов и патриотов, шли под охраной
из полиции в тюрьму, чтобы отправить-
ся оттуда на расстрел.

Случайно cnacmaaca П. Г. Шаряапова
рассказывает:

— Нас было в камере сорок две жен-
ЩИНЫ — все избитые палачами на до-
просах. Люба Таларинова сказала мне:
«Я погибну, это ясно. Если уцелееть —
береги моего сына для светлой жизни, за
которую я погибаю». Она не плакала, ее
глаза были сухими. На раебвете немцы
стали рассаживать приговоренных по ма-
шинам. Ато-то негромко сказал: <Это
конец!» Эммочка, маленькая дочка Шир-
мановой, все время спрашивала: «Мама,
куда мы поедем?». Мать ответила: «На
Цетрушину Косу, дочка». Стоявший не-
подалеку немец услышал ‘ее слова и, 06-
клабивигиеь, подтвердил на ломаном
русском языке: «Да, да! Петрушин
Коса. Балка смерть» Он подтолкнул
Ширманову и Эммочку к машине и, на-
клонивииеь, сказал девочке прямо в
лицо: «Будет паф, пафЪ.

Никто не плакал. Никто не кричал.
Женщины шли на смерть с гордо подня-
той головой. Немцы-палачи сами потом
удивлялись мужеству наших женщин... —

После этих арестов и казней боевая
организация, сильно поредевшая, но не
сломленная, не побежденная, ушла еще
глубже в подполье. Организация продол-
жала действовать. Уже в самые послед-
ние дни оккупации, накануне вступления
в Таганрог наших войск, подпольщики
обезвреживали немецкие фугасы и мины,
заложенные под здания и железнодорож-
ные сооружения. А 30 августа над при-
морским городом взвилось красное знамя!

Дни черного немецкого кошмара’ окон-
чилиСь.

Скрытая вторая советская жизнь горо-
да стала явной и единственной.

...Сейчас Таганрог в глубоком тылу.
Стоят яеные, свежие дни южной осени,
Безлюдно, тихо на Петрушиной Косе, где
спят вечным сном герои-таганрожцы,
доблестные бойцы, павшие смертью храб-
рых ва честь. и свободу родины.

Никогда не забудутся их благородные
имена. Вечно волнующей останется — re-
роическая повесть о Таганроге, о боевом
приморском городке, который не стал
на колени перед захватчиками. Таганрог
не сдавался, боролся и победил!