МОСКВА, КРЕМЛЬ

Товарищу

От трудящихся

Родной Иосиф Виссарионович!

Вот и мы, емоляне, после двух лет не-
мецкого ига увидели свет. Оправдалась
наша вера, сбылись наши чаяния — мы
снова свободные русекие. люди, и над
седыми стенами нашего  города-стра-
дальца вновь реет красное советское зна-
мя.

Сегодня мы, жители Смоленска, соб-
равшиеь у памятника героям Отечествен-
ной войны 1812 года, вольно. и радостно
справляем праздних своего освобождения.
Тремит победная музыка, свободно зву-
чит родная русская речь, и у веех Ha
устах, у всех в сердце — Ваше имя,
великий наш друг и отец,

Мы шлем Вам, Иосиф Виссарионович,
наше благодарное слово, слово нашей
любви, прошедшей все испытания этих
долгих каторжных месяцев и ставшей еще
горячей и крепче,

Печален вид старинного емоленекого
парка, у которого стоим мы, — он поруб-
лен и опустошен дикарями. немцами;
печальны улицы и дома города, изувечен-
ного и обезображенного вражеским ог-
нем и фугасом; много горького человече-
ского горя, незабытых мучений и нело-
правимых утрат лежит ид сердце каждого
емоленского жителя,

Но праздник наш глубок и радостен,
день нашей свободы ясен и величав. Нет
больше немцев в Смоленске, не видно на
улицах ни одного их поганого серо-зеле-
ного мундира, не слышно их надменных
ориков, и матери, укачивая детей, уже
не пугают их страшным словом «немец».
Нет уже немцев и на всей Смоленщине.

Родной наш друг и отец! Мы шлем Вам
это письмо с митинга горожан, собрав-
шихоя у памятника славы наших пред-
ков, разгромивших и изгнавших наполео-

новские полчища из пределов русской
земли.
Гордая слава города’воина, стоящето

часовым на пути в древней столице на-
шей Москве, осеняла сынов смоленской
земли в грозную годину борьбы с немец-
ими захватчиками, Немало смоленских

%
гор. Смоленска
партизанской борьбы в тылу врага.
Мы с гордостью можем
противления, вера в победу родины

что дух нашей кровной ненависти к вра-
гу, дух жестокого и неистребимого

пр

ойца,

лев чае

CBETIOTO

ме у немцев-поработителей,

И счастью.
за Вашу память и заботу о нас, смолянах.
несшим Смоленеку

ли наименование  «Смоденоких», мы

ленекого порога,

ной Армии, очищающей землю Родины от
фашистов!
Слава отчизне

нашей — Советскому
Союзу!

Слава нашей коммунистической пар-

тии!
Слава Сталину!

(Принято 2 октября
трудящихся города Смоленска, на
котором присутствовало свыше
5.000 человек).

=

Воинам Красной Армии,
освободившим город Смоленск

От трудящихся города Смоленска.

Дорогие товарищи бойцы, офицеры и
генералы   Е ; .
Трудящиеся города Смоленска, ocBo-
божденные вами от фашистского рабства,
шлют вам свой горячий привет и великую
благодарность.

Более двух лет мы, смоЯяне, томились
в немецкой неволе. Нет слов, нехватает
сил, чтобы выразить все Te страдания и
муки, которые мы пережили за это тяже-
лое время. Тысяч жителей нашего города,
уже нет в живых, их замучили, убили фа-
чиистокие изверги. Тысячи жителей угна-
ны в работво в Германию. Родной Смо-
ленск превращен в груду развалин, Триж-
ды проклятые немецкие бандиты отрави-
ти нашу жизнь, отняли у нас все то, что
вошло в наш быт, чем мы жили — cBobo-
AY, труд, образование, отдых. Рабами,

_ вот кем хотели нас сделаль немцы.

Но ни чудовищные преследования, ни
тюрьмы и пытки, ни удары прикладами,
кнутами и палками не затмили нашего
сознания, не выбили нашей веры и на-
довды на то, что настанет день нашего
освобождения.

Мы знали, что есть могучая Красная
Армия, в рядах которой сражаются © нод-
лым врагом и наши отцы, мужья и бра-
тья, и ни на минуту не забывали, что они
придут и вызволят нас из неволи,

Мы знали, что есть наш друг и отец—
великий Сталин, который позаботится о
нае и спаеет нас от гибели.

И этот долгожданный радостный день
наетупил. Красная Армия, ведомая вели-
вим Маршалом Сталиным, боевым ударом
выбила оккупантов из древнего русекого
торода — СОмоленека. г

Дорогие товарищи! Славные пехотия-
цы, кавалеристы, летчики-соколы, танки-
ты, минометчики, пулеметчики, артил-
леристы, зенитчики, бойцы штурмовой
комеомольекой инженерной бригады -—
воины всех тех частей, которым присвое-
но гордое название «Смоленских» — вам
мы обязаны своим спасением, благодаря
вам мы вернулись в дружкую семью на-
родов Советского Союза, стали свебодны-
ми советскими гражданами. Ужасы фа-
WHCTCKOTO «нового порядка»
позади, как тяжелый, кошмарный сон.
Мы вздохнули полной грудью, Мы почув-
ствовали, что опять стали людьми свобод-
ными и независимыми,

Но в немецком рабстве томятея еще
миллионы советских людей. И‘ мы, смоля-
не, призываем вас, бойцов, офицеров и
генералов Красной Армии — идите им
на выручку, они с нетерпением ждут ва-
шей помощи. Мы, смоляне, благословляем
Bac, храбрые воины, на новые  ратные

остались

подвиги, Смело и бесстрашно: бейте люто-
го врага. Ни днем, ни ночью не давайте
ему покоя. Помните: на своих штыках,
танках и самолетах вы несете жизнь мил-
лионам тружеников. Веспощадно мётите

врагу за наш разрушенный Смоленск, 3a

слезы и кровь невинных жертв — жен-
щин, стариков и детей, погибших от рук
немецких разбойников. А мы — гражда-
не города Смоленска будем метить нем.
цам своим самоотверженным трудом, сво-
‘ей всемерной помощью фронту. —

Несколько тысяч смолян сейчас вы-
нуждены ютиться в землянках и лачугах,
Немцы стерли с лица земли все то, что по
праву принадлежало нам; заводы, фабри-
ки, жилые дома, столовые, школы, выс-
шие учебные заведения, библиотеки, боль-
ницы, бани. Все это придется нам вос-
станавливалть, .

Возродить Смоленск,
его — наша задача; наш долг; наш удар
по врагу. На пепелищах и развалинах мы
создадим еще более красивый тород—
свободный советекий Смоленск. Это будет
лучшим нангим ответом на ваши подвиги,
дорогие бойцы, офицеры и генералы, Это
будет лучшим нашим ответом на ту забо-
ту, которую: проявляют наша коммуниети-
ческая партия, наше советское  прави-
тельство и товарищ Сталин в отношении
нас, советских людей, вызволенных ва-
шими героическими усилиями из немец-
кого ига. Вее силы мы отдадим на под-
держку нашей Врасной Армии для окон-
чательного разгрома фашистских  пол-
Uni. ee :

Бойцы, офицеры и генералы, 0свобо-
дившие город Смоленск, вы носите нан-
менование Смоленских. Это вселяет в нае
чувство законной гордости и радости,
Отныне мы с вами, как единая семья. Вы
наши почетные граждане, наши земляки.

Пусть же каждый из вас, носящий имя
‘нашего города, свято хранит и оберегает
это славное наименование.

Возвращением Смоленска в семью со-
ветских городов вы приумножили славу
русского оружия.

Вперед, на Запад!

Да здраветвует наша освободительние
ца — Красная Армия!

Да здравствуют Смоленские дивизии,
полки и бригады!

Да здраветвует наш великий вождь,
учитель, отец и друг Маршал Советского
Союза товарищ Сталин!

Смерть немецким захвалчикаыи!

(Принято 2 октября на’ митинге

трудящихся: города Смоленска, при-
сутствовало свыше 5000 человек).

ee

На прожекторной станции.

Ночь обещала быть летной: облачность“ ‚ Режущий луч впирается в небо и, ‘про-
щунывая тефноту, движется по курсу це-

на высоте 1.500 метров, не сплошная, с
«окнами». По команде старшины Столя-
рова расчет прожекторной станции занял
места у механизмов. Аэроакустики ведут
непрерывный слуховой поиск в отведен-
ном секторе. Наблюдатели  доноеят 06
обстановке.

На слуховой вахте краснофлотцы Про-
кофьева и Штыкова. По докладу вахтен-
ного наблюдателя, начальник станции,
ъыяенив обетановку, дает команду «В
б0ю». С зюйд-воста слышен шум мотора.

Расчет на местах. Слышател редкие
команды начальника станций. Напряже-
ние растет. Аэроакустики опознали, что
курсом норд идет «Хеншель-126».

Старшина Столяров командует «Взять
цель» и дает сигнал шоферу сержанту Ве-
жан, который развивает на агрегате пол-
ные обороты и дает. напряжение на про-
жеклор,

Аэроакустики Штыкова, Строителева,
Прокофьева и Семенова взяли цель, уве-
ренно и точно сопровождают ее и про-

хладывают курс.
&

`ли. Чуть усцел блеснуть самолет, как в
него сейчае же впились другие
 «Хеншель» стал бить из пулемета, Но это
не помогло; лучи скрестились на самоле-
те и уверенно вели его.

Не выдержав, немецкий летчик повер-
‚ нул обратно.

’ Некоторое время всё спокойно. Но вот

аэроакустики снова слышат игум. Идут два -

«Хеншеля». Снова, допустив их в вону
досягаемости, прожектор открывает луч
и после непродолжительного поиска обна-
руживает сразу оба самолета, Один мгно-
венно набирает высоту и уходит в обла-
ка. Второй, ведущий, сопровождаемый
тремя лучами, пытается вырваться.

Зенитчики гвардии майора Аврутова
‚ ведут огонь. Самолет резко кренитея на

людей сражалось и сражается на фрон-
тах Великой отечественной войны. Ты-
сячи их с честью прошли суровый путь

сказать Вам,

co-
He
потухали в нашей груди ни на день, ни
на чае с того срока, как мы в 1941 году
оводили на Восток последнего нашего

Мы знали, что наши вернутся, мы ве-
рили — наш Сталин не забыл про нас и
наступит еще праздник на нашей улице!
Праздник настал, и мы верим, что неда-
торжества городов,
братьев Смоленска, еще томящихся в яр-
ai у

< Всеми своими силами мы готовы по-,
мочь приближению этого часа. Мы полны
воли к труду, к борьбе, и, как бы ни бы-
ли глубоки раны, причиненные нашему
родному городу немецкими изуверами, мы
залечим их и возродим Смоленск к жизни

Спасибо Вам, Иосиф Виссарионович,
Спасибо водимым Вами войскам, при-
освобождение. Каж-
дого воина частей, которым Вы пуисвои-
считаем отныне нашим дорогим земляком.
Добрый привет и благодарная радость
всегда будет ожидать его у каждого. смо-

Слава нашей спасительнице — Крас-

восстановить.

на митинге}.

дилея и в другом полете

ayant.

‘левое крыло и, теряя высот., падает за.

чес,
В эту ночь станция Столярова четыре

‘pasa открывала луч и обнаружила пять

самолетов, .
Старший лейтенант А, МЕРЗЛЯНОВ.

аи момент атаки противника. Я отчетливо

КРАСНЫЙ ФЛОТ.

МОСКВА, КРЕМЛЬ

Товаришу СТАЛИНУ

От трудящихся города Рославля

_ Дорогой Иосиф. Виссарионович!
В радостный день освобождения на-

шего родного, старинного русского. горо-

да мы, участники городского митинга,
шлем Вам, своему вождю, учителю и нол-
ководцу, сердечный привёт! В этот тор-
жественный для нас день наши мысли
обращены к Вам — организатору нашей

независимость и честь нашего народа.

Более двух лет находило наш город в
лапах немецко-фалшиетских захватчиков.
За это время население города  перетер-
педо много горя, страдания, истязаний
от гитлеровских палачей. —

Многие из нас, участников митинга,
за время оккупации потеряли отцов, мате-
фей, братьев, сестер, замученных в за-
стенках гестапо. Но все это не сломило в
нас веры в победу: Врасной Армии, в
торжество советского народа. Мы верили
в приход к нам-Врасной Армии, мы жда-
ли ее с нетерпением. И сейчас, когда го-
род наш освобожден от немецких окку-
пантов, когда по улицам его торжествен-
но шагают наши освободители — воины
Краеной Армии, ныши сердца перёполне-
ны радостью освобождения, любовью к
Красной, Армии, которая под Вашим
мудрым руководством ie ake! сокруши-
тельные удары гитлеровевим полчищам.

Врасная Армия освободила от оккупа-
ции много городов и сотни населенных
пунктов Смоленской области и недалек
TOT день, когда вся наша область будет

Мастерству воздушного бойца я учился
под руководотвем своего командира Ива-
на Яковлевича Гарбуза. За время Вели-
кой отечественной войны я совершил 65
боевых вылетов. ve

Хорошо запомнился мне наш бомбовый
‘удар по военно-морской базе фашистов в
‘один из первых месяцев войны. Перед
вылетом тов. Гарбуз, тогда еще старший
лейтенант, предупредил: © 3

— Зорко следи за воздухом!..

Весь полет я, как волчок, вертелея в.
‘кабине, напрягая зрение в поисках вра-
жеских истребителей. Рука не отрывалась
от ручки пулемета, Но, кроме зенитных.

разрывов в голубом небе над целью, ни-

чего не заметил. Истребители неё появая-
лись, а мой командир так искусно зашел
на цель; что вееь полет показалея необык-
новенне простым и легким.

Но скоро я убедился, что воевать воз-
AYMHOMY стрелку гораздо сложнее, чем.
это предетавилось в первом боевом по-
лете, с

_Вылетев на бомбежку танковой колон-
ны, мы подверглись атаке истребителей.
Они сходу атаковали в 106. 0 том, что
пас атакуют, я понял лишь тогда, когда
почуветвовал запах пороха: штурман: уви-
дел`немецкие самолеты и начал отетрети-
ваться. В это время истребители  очути-_
лись позади нашего самолета, слева. Не-.
сколькими очередями я отбил их атаку; и
противник отвернул к нашему правоне-
ленговому, так как с этого бомбардиров-
щика стрелки не вели огня. Длинной оче-.
редью, посланной велед одной из фашиет-
ских машин, я проетрочил ее; Она, зады-

мила, скользнула на крыло и вышла из

борьбы за Советсвую Родину, за свободу,

СТРЕЛОК-РАДИСТ
ТОРПЕДОНОСЦА _

боя, Стрелки других самолетов, шедших
B правом пеленге, заметили мото стрельбу
и тоже отёрыли огонь, Дружным оботре-
лом мы отогнали немцев. }

На моем самолете в результате боя
была одна пулевая пробоина; два право-_
пеленговых имели ‘более значительные
повреждения, потому что стрелки упусти-

понял, насколько был прав Гарбуз, тре-
буя, чтобы стрелки безотрывно и зорко
следили за воздухом.

— Враг, — говорил мой’командир, —
может появиться внезално и неожидан-
Но, и если стрелки хотя бы на мгнове-
ние ослабят внимание, они подвергнут
опасности машину и экипаж. Ненрестан-
ное наблюдение не позволит врагу застать
экинаж врасплох.

`В верноети этих утверждений я убе-
‚ опять-таки ва
бомбежку. танков,

& цели мы подошли скрытно. Но после
бомбометания нас настигли истребители
противника. Мы их обнаружили своевре-
менно и открыли компактный огонь. Пе-

‘подсказывать ’летчику: «Огонь справа»,

‘помогая ему уклоняться, —

редний «Ме-109», наседавший особенно

ЕЕ Е ЕЕ

Se reise

Краснознг менный Балтийский
вочно-штурмового авиаполка.
тивника, °

На снимке;

тлавное внимание уделял и уделяю охра-

задачи воздушного отрелва на самолете”

РОТА. АВТОМАТЧИКОВ
МОРСКОЙ ПЕХОТЫ

_

освобождена от гитлеровских  захватчи-
ROB. Be
 Paboune, Koaxo3HuKn,
трудящиеся, возвращенные
вемью, полны  чуветва

группой командиров 3953-го батальона в
зеленом кустарнике, рядом ¢ палаткой
командира. Подошел  рослый, крепкий
старший лейтенант ‘Александр Райкунов,
крепко пожал всем руки и сказал:

интеллигенция,
в советекую
благодарности

Красной Армии и ее вождю за освобож- ве Сегодня, кажется, девятое сен-
дение от коричневой фашистской чумы.   тября. ^^

Наш завтрашний дёнь‘нам известен —  — С Утра было девятое, — ответил
это бветлый день, полный созидательной   кто-то.

— Везет мне на это девятое число, —
заметил Райкунов.
Оказывается, в прошлом году девято-
го числа девятого месяца, ровно в девять
часов утра, на девятом километре от Но-
вороссийска попал он в переделку. Немцы
сильно обстреливали этот район артилле-
русским городом. : рией и минометами. Было тяжело, но Рай-
9бращаяеь к Вам в день нашего празд-  Кунов и краснофлотцы успешно выпол-
ни, мы клянемся отдать все наши си- НИИ задание. }
лы на алтарь борьбы советекого народа ^— Вот и сегодня девятое число девято
с гитлеровокой Германией. Героическим   Г8 месяца. ‚Расплачусь 6 немцами -3а весь
трудом в тылу, отвагой п мужеством на’ Го заключил АЕ и как ae
фронте будем бить” врага, будем прибан- воздух TPOnBS ant, Glas DOEOTA, oF :
жать час нашей окончательной и полной   И УЖе на бегу, обернувшись, крикнул:
победы: 4 : — Значит завтра, в пять утра, пригла-
: aes : шаю на Новороссийский вокзал на чашку
От всей души желаем Вам, дорогой : ae

у   чая. 2
товарищ Сталин, здоровья и многих 1ет  В памятную ночь 9 сентября, когда ав-
жизни на радость всем трудящимся и На томатчики были уже на сторожевом кате-
“erpax врагам нашей Родины. ‚   ре, Райкунов спросил:
(Принято. на городском митинге, — Сморжевский, помните наше усло-
трудящихся города Рославля, сов=
местно с частями Нрасной Армии,
освободившими город, на котором
присутствовало 1,000 чел.). i

26 ceunta6pa 1943 rona.

и плодотворной работы но восстановае-
нию’ нашего города, ero предприятий,
коммунального * хозяйства. eens MBI
вновь чувствуем, что мы стали хозяевами
нашего города, Вое наши: силы мы напра-
зим. на го, Чтобы он быстрее освободился
‘от непла и`руин, вновь стал красивым

‘

быть на вышке вокзала в пять часов утра
и ни минутой позже, Е

Владимир Сморжевский, положив руку
на грудь, ответил:

— У меня бьется сердне под флагом,
и он будет развеваться ровно в пять над
вокзалом, c

Катер стремительно шел к цели. Вот он
на траверзе брекватера; прошел огневую
завесу, ‘затем, как вкопанный, ` замер у
причала, Райкунов крепко раесцеловалея
с командиром катера, векочил на бтенку
‘и, крикнув: «Вперед, за мной!», скрыл-
ся за поворотом.

Морские пехотинцы шли To вокзальной
улице Новороссийска, истребляя отневые
точки врага и засевших в домах автомат-
чиков. Приближалея рассвет. Райкунов
Торопил краснофлотцев.

Прешле ещв немного врёмени, и авто-
матчики роты Райкунова заняли оборо-
ну. Они былина вокзале, в клубе; на эле-
ваторе. Ар

— Товарищ старший лейтенант, —
доложил командиру вбежавший красно-
флотец, — оборона занята. Военно-мор-
ской флаг над вокзалом поднят старши-
ной 2-й статьи Сморжевским. `

—= Молодцы ребята. Сделали дело на

нагло ‘попав под свинцовые струи всех
пулеметов, камнем упал на землю. Осталь-
ных «Мессериогиттов» связали боем на-
ши истребители прикрытия. Без каких-
либо потерь мы вернулись на аэродром,

Так, от полета K полету мы, стрелки.
экипажа, оботащались опытом, повышали
выучку, приобретали сноровку. Точно так
ке, как весь экипаж верил в летное ма-
стеретво командира, так и командир знал,
что его стрьлки будут умело и стойко ох-
ранять экипаж и машину.

С гвардии капитаном Гарбузом я совер-
шил и первый полет, когда мы открыли
боевой счет торпедоносной североморской

М т ‚  Полчаса раньше. Занять оборону, расета-

Обнаружив немецкий конвой, твардиИ вить огневые ередства. Скоро начнем co-
капитан Гарбуз смело атаковал транспорт. единаться с соседями. ее
Торпедный удар он производит с мини-  Днем немцы опомнизись и начали
мально близкой дистанции, а ДЛЯ ЭТОГО атаки. Танки подходили вплотную к баш-
требовалось прорвать огневое КОЛЬЦО №0 ням. элеватора, ведя тубительный огонь
раблей охранения, Действуя. своим ПУ16` за ними шли автоматчики. Райкунов `обо-
метом, я помогал. вомандиру В его ЛИХИХ шел все башни, расставил людей и огне-
и дерзких атаках, Важдый раз, пролетая вые средства. Его группа не имела ни од-
пад кораблями иди проходя вблизи, я 6е3- ной пушки, ни одного противотанкового
жалостно поливал их свинцом, и это ДА ружья. Были только гранаты, но их не
вало ошутительные, результаты: прислуга   бросить на сто метров в танк.
зенитных орудий гибла или разбегалась. Прошло два дня боев с атакующими
‹ После первой атаки гвардии капитан немцами. Было тяжело. Но, когда Боты-
мне. сказал: та   лев запрашивал, как дела, Райкунов от-

Е Правильно, действовал! Каждая пу- вечал; «В порядке, держусь, отбиваю ата-
ля помогает торпеде... ви». =

Обстредиваль корабли при торпедной  На четвертый день положение особен-
отако обо для мона правилом Е а в
oie tee oe ми патронов. Ираснофлотцы собрали трофей-
на торпедирование > 25 “  ные винтовки и патроны, немного гранат..
Продуктов и воды не было. На очередную
радиограмму Райкунов ответил: \
— Боезамас кончилбя, продовольствия
т, имею раненых.
Ботылев ‘ответил:
— Не имею! ни продовольствия, ни
боезапаса, не могу эвакуировать, своих
раненых. ay

Райкунов не скрывал от краснофлотцев
ничего. Он пришел в башни и сказал:

— Товарищи, положение тяжелое. Бо-

$;

не своего экипажа и машины, стараюсь,
так сказать, усилить броню самолета. Пе-
ред любым вылетом тщательно осматри-
ваю радиоаппаратуру и проверяю пуле-
мет, В воздухе внимательно и непрерыв-,

He
но веду наблюдение. Но этими элементар-
ными и вместе с тем основными TpeboRar
ниями, требованиями предосторожности
и . осмотрительности, не исчерпываются

торпедоносце,

При выходе из. атаки. летчику, пилоти-
рующему на малой высоте, трудно усле-
дить, например, за настигающим самоле-

том сзади и со стороны. Поэтому полезно ‘Ограниченный круг производотвенных

возможностей и увеличение об’ема судо-
ремонта заставляют находить  необыч-
ные, более упрощенные, оригинальные
способы ликвидации о боевых и Навига-
ционных повреждений, использовать в
большой степени личный состав  кораб-
лей, экономить дефицитные материалы.

_ Все это создает обирное поле деятель-
ности для рационализаторов. За время
войны появилось много подлинных энту-
знастов этого дела. Они обладают  высо-
кой выучкой, знают свою технику, приоб-
рели производственные и экснлоатацион-
ные навыки, проявляют разумную иници-

«Огонь слева», «Огонь сзади», тем сазгым

Разумеется, тут велико значение само-
летного переговорного  устрейства.

Неоднократно мы попадали под ome-
сточенный артиллерийский обетрел, не
раз ветречалиеь с истребителями против’
ника. Слетанность и обмотрительность
экипажа помогали нам выполнять боевые
задания и возвращаться с победой на
родной аэродром,

Гвардии старшина

А, ВЫШИНСКИЙ,   87И8У.
rey р = K В. области судоремонта можно назвать
ействующий флот, десятки крупных  рационализатореких

предложений, как, например: оёмка греб-
ных винтов с помощью аммонала; вы-
  прямление гребных валов методом нагре-
вания; восстановление обмотки побывав-
Г щих в морской воде электромоторов пу-
  тем промывки в горячей пресной воде;

правка погнутых лопастей винтов
th ? 2 2

без семки винта, под водой; сварка
котельных ` трубок  пароперегревателей

вместо замены их; изготовление форштев-
ней гребных судов ‘из прямослойных
брусьев, изгибаемых на станке; сварка
металлов при помощи бензорезного аппа-
’рата; подводная резка и сварка; докова-
ние кораблей необычными методами, кес-
соны, склизы и много других.

Боевые операции флота и активные
действия неприятельской авиации в пер-
Г вый год войны вызывали значительное ко-

личество корпусных повреждений, осо-
бенно мелких осколочных пробоин. Раци-
онализаторы проявили немало ‘выдумей
для их быстрой заделки.

Особенно ценны предложения проф.
Назарова, —его карбинольный клей скле-
ивает почти вое материалы — металлы,
стекло, резину и т, п., а также работы
  ЦНИИ-45 по изысканию клейкой и водо-
упорной маесы для пропитывания пару-

oe ‘силы, употребляемой при заделке про:
флот. Штурмовые удары 7-го гвардейского пикиро- Sou. :   у
прямое попадание бомб в тральщик про- Наконец, ряд. рационализаторских

Фото лейтенанта Кустовского. предложений в области экепаоатации ме-

\

День клонилея в вечеру. Мы сидели ©

вие? Вам доверен флаг, который должен

7 октября 1943 г., № 237 (1495)

А

тылев сидит без сухарей и гранат, Ухо»

дить неё имею права, нет приказа. Будем
‚ ‘держаться, сколько хватит сил. Удержим-

ся?
— Будем стоять с вами до конца, —
ответили краснофлотцы.

Райкунов прошелся, осмотрел краско-
флотцев и громко сказал радисту:

— Ответьте комбату, Могу держаться
год, а если нужно будет, и больше.

Это была последняя радиограмма Рай-
кунова. Вскоре кончилась энергия в ак-
кумуляторах, и Ботылев не знал о судьбе
Райкунова до окончания бобв. Автомал-
чики Райкунова продолжали драться,

В клубе держала оборону небольшая
групиа морских пехотинцев, Kopenacriti
краснофлотец Павел Гасенко, не смыкая
- глаз, следил за каждым движением. немец-
ких солдат. Покажетея немец, и Гасенко
короткой очередью из автомата снимает
ero.

`Трое — Гасенко, Воронин и Писарен-
ко оставались в клубе. В дверям подошли
танки, M до сотни немцев тесным . коль-
пом обложили здание, Пути отхода были
отрезаны. Гасенко и Воронину Bes ae
удалось уйти из-под удара. Писаренко
отетреливалея до последнего патрона, Но
вот. осталась одна граната, Ёраснофлотек
вбежал в дом, поднялся на второй эта,
затем на крышу и громко крикнул:

—- Ребята, вперёд, за нашу родину!
Бейте поганых немцев насмерть!

Краснофлотцы услышали эти призыз-
ные слова Писаренко: Затем раздался
взрыв, и в`клуб ворвались немцы. На с1е-
дующий день, 16 бентября, во время
штурма города нашими войсками одним
из первых в клуб вошёл старшина 1-й
статьй Валентин Назаров. На крыше он
обнаружил краснофлотца Писаренко, жи-
вого, но раненного в бедро:

Когда накануне в клуб ворвались вра-
ги, Писаренко лежал без памяти, весь
окровавленный. Немцы, приняв его за
мёртвого, сняли с него сапоги, вытащили
Boe документы. Писаренко, иногда прихо-
(ця в себя, слышал, как немцы _ пытали
наших раненых, кололи их штыками.

Писаренко -сейчае лежит в госпитале.
Его показания  подтвердилиеь. В клубе
обнаружены неузнаваемые трупы красно-
флотцев с отрезанными ‘ушами. Ничего
не добившиеь от беспомощных, тяжело
раненных краснофлотцев, немцы зверски
гих замучили.

В собеднем доме сражался младший
лейтенант Верхолаз со своими ‹ красно-
флотцами, Все они стояли насмерть. Bpa-
жеские танки стали в упор бить из пу-
шек, затем, видя 6лабое сопротивление,
подошли вплотную к дому. Краснофлотец
Владимир Нолесников выглянул и заметил
находившийся в пятнадцати метрах танк.

— Ha немецкую сволочь! — крикнул
он ис силой бросил гранату.

Раздалея взрыв, танк был поврежден.
Остальные отошли. Ожесточённая атака
была отбита гореткой храбрецов.

15 сентября надолго останется в па-
мяти Райкунова, его офицеров и рядовых.
В этот день немцы сова бросили своп
танки И автоматчиков. Как саранча, про-
бивалисв они, HO их скашивал меткий
огонь морских пехотинцев. Там, где бы-
ла. опасность, там был Райкунов. В б0ю
‘ему помогали Цибизов, Щербаков, Вер-
холаз, старшины и краенофлотцы.

Утром наблюдатели увидели офицеров
‘и бойцов 55-й Гвардейской Иркутской
ордена Ленина и трижды Краснознамен>
ной стрелковой дивизии имени Верховно-
го Совета РОФСР. Вскоре соединились
вее наши ‘труппы. И встретились два re-

pon 6068 8a Новороссийск — Ботылев и
Райкунов. Райкунов доложил:
— Приказ командования выполнен.

Истреблено- свыше пятисот немецких 38-
хватчиков.
Офицеры крепко пожали друг другу py-
ки и обнялись.
Капитан-лейтенант Н, ДОБУШЕВ,

Черноморский флот,

Помогать HW руководить рационализаторами

‚ханизмов свидетельствует, что наша тех-
ника находится в-надежных руках, и 06-
‚воение ее неразрывно связано с совер-
шенствованием. Нужно отметить новый
прогибограф для снятия диаграмм дефор-
маций задних стенок огневых камер огне-
трубных паровых котлов инженер-лейте-
нанта Губкина. Способ проверки водород-
ных газоанализаторов старшего техника-
лейтенанта Клячко, усовершенствование
главных шестеренчатых масляных насо-
сов кораблей инженер-капитан-лейтенан-
т& Бесналова. Приспособление против по-
‘падания масла внутрь ‚ электромотора
старшего чтехника-лейтенанта Дианова,
многие предложения, направленные на
борьбу © коррозией и эррозией металлов
(воронение, мёталлизация, бакелитовый
лак и др.) показывают, что нет ни одной
области, в которой не ‘действовали бы
флотские изобретатели.

Рационализатеры проявляют большую
активность, эффективность их предложо-
ний велика. Между тем некоторые руко-
водители центральных управлений недо-
  статочно заинтересованы в реализации
принятых, одобренных ‘предложений. Мно-
гие изобретатели заявляют, что они не
всегда встречают поддержку у отдельных
работников — наркомала. Известный
изооретатель. т.  Иузьминекий, ра:
ботающий в системе Военно-Морского
Флота  и давший десятки ценнейших прея-
тожении, нередко сам, на свои срелетва
делает модели и`испытывает их до пере-
дачи на реализацию, на суд критики. Но
не вов имеют такую возможность.

Правда, за последнее время для упоря-
дочения рационализаторсвого и изобре-
талельского дела сделано немало. На всех
флотах и в центральных управлениях
разработаны темники для рационализало-
ров. об’явлены конкурсы ит. д. Нужно
только беречь труд и время рационализа-
торов.

Время дороже денег, Бояться затратить
иногда несколько сот рублей на изготов-
ление опытного образца или даже моде-
ли — значит проявить близорукость,

Инженер-капитан 1-го ранга
В. ДЕНИСОВ.