1. КРОВАВЫЙ ДЕНЬ

В одно из летних воскресений немец-
хая артиллерия совершила большой налет
на улицы Ленинграда. Подняв аэростат,
с помощью оптических приборов немцы
корректировали огонь специально по ме-
стам скопления горожан — по перекрест-
кам улиц, по трамвайным остановкам, по
садам и скверам. Снаряды на пороге дет-
ского сада настигали вереницы выходя-
щих-на улицу детей, у входа в булоч-
ную — старушек с «авоськами», снаряды
заставали ленинградцев в вагонах ip)
вая, на огородах, возле продавцов иг-,
рушек и у киоска с газированной водой.
Дети, старухи, молодые ленинградские
девушки, стойко вынесшие страшную. зи-
му 1941/42 года, пережившие и голод,
и бомбежки, и методический, изматываю-
щий нервы артиллерийский огонь, обык-
новенные, рядовые жители славного го-
рода пали в этот день жертвой немецкого
злодеяния.

Обстрел стих, когда наша флотокая ар-
тиллерия ответила сокрушающим трохо-
том, а кронштадтекие батареи’ сожгли
аэростат вместе с немецким корректиров-
щиком смерти.

Ленинград — город-фронт-—настолько
привык к жизни на переднем крае войны,
что это событие не изменило его военный
трудовой ритм. Ленинград— русская” гор-

_дыня—записал в своём истерзанном серд-
це ещё одну строку врагу в счет.

A 3a городом, за его заставами разго-
ралось ещё сильнее пламя битвы. Эскад-

рильи бомбардировщиков сбрасывали на

немцев груз, сделанный в многострадаль-
ном Ленинграде руками ленинградцев.
Балтийские штурмовики сжигали немец-
кие повозки и автофургоны с войсками.
И морокая артиллерия вела в эти дни
ещё более жестокую  контрбатарейную
борьбу, ибо батарейцы каждый выстрел
немецких орудий, каждую жертву в г0-
роде справедливо воспринимали как укор
своей воинской совести.

Немцы меняли тактику ведения огня.
Немцы установили новые дальнобойные
орудия. Они били по Ленинграду © раз-
личных и многих позиций. Но на разбро-
санных по фронту наблюдательных пунк-
тах, на вышках, на корректировочных по-
стах моряки-артиллериеты не спускали
глаз с немецких позиций, хладнокровно
изучали их и точка за точкой, штрих за
штрихом наносили на карту паутину не-
мепких батарей, опутавшую город. На-
стало время, когда на позициях немцев,
в их траншеях и блиндажах, страшной
карой за это воскресенье и за другие тя-
жеёлые для Ленинграда дни разверзалась
под гуннами вздыбленная горячим метал-
лом русская земля.

В те дни мне довелось побывать в ар-
тиллерийском подразделении майора Бо-
риса Митрофановича’ Гранина.

2. ДОМ ЗА БАРРИКАДОЙ

На командный пост подразделения я
гриехал вечером и майора не застал. На-
чальник штаба капитан Борис Андреевич
Рзянин, очень аккуратный, исполнитель-.
ный человек из армейских артиллери-
cron, сообщил, что майор дни и ночи
проводитона переднем крае, вместе с раз-
ведчиками изучая огневые средетва про-
TUBHURG.

—- Знаете характер Гранина, — ска-
зал капитан, — беспокойный характер.
Как операция — нет ему покоя, он ожи-
вает, буквально перерождаетея. А ведь
прешлый год, когда мы кисли на п
участке, всё стонал человек, воспомина-
ниям предавался и мечтал: в пекло бы,
туда, на юг!

Ночь я провёл в купе командира под.
сенью двух скрещённых кавалерийских
ЛИНКОВ — свидетельство давнишней не-
сбывшейся мечты донца Гранина о служ
бе в кавалерии. Ровно в шесть меня раз-!
будили и провели на командный пост,
где капитан Рзянин в свойственном CMY
шутливом тоне сообщил:

—- Майор назначил вам рандеву на, Ча-
стной квартире. Вот и адресок. Нриедете
и спросите, где, мол, тут ленинградская
квартира майора Гранина.

Я взял записку, где была названа ули-
ца, номер дома и номер квартиры на
верхнем его этаже — квартиры тридцать
пять, — и осведомился о трамвайном
маршруте.

Рзянин рассмеялся:

— Трамваем в Ленинграде на фронт
действительно проехать можно. Но квар-
тира майора на самом переднем крае, в
ome 3a баррикадой. Так что мы попросим
Ивана Петровича Щербановокого — на-
шего начальника гаража, вы, вероятно,
знаете его по Гангуту, — он живо отпра-
вит вас на самом шикарном драндулете.

Нашу беседу прервал шум  подкатив-
шего грузовика. Я с испугом глянул на
общарпанный, весь в дырках шалаш на
четырех колесах, но Щербановский, пе-
рехватив испуганный взгляд, запальчиво
воскликнул:

— Можете быть уверены— Надежная
машина. У Ивана Петровича Щербанов-
ского хозяйство всегда в полном поряд-
ке. Пусть майор скажет — Иван’ Петро-
вич на Ханко ни одну шлюпку в дёсантах
не потерял. Ни разу на банке не сидел.
Потомственный моряк, вырос на’ кораб-
лях! Шербановского и сейчас приглаша-
ют на Дальний Восток плавать на купцах
по океанам: Боюсь только, что после вой-
ны на Балтику не вернешься. Ошвартуют
на Тихом и скажут: кто Балтику отвое-
вывал, пусть по ней и плавает. Так что
я от майора — ни на шаг. Ничего, скоро
мы с ним снова бороды отпустим...

Он многозначительно подмигнул, и мы

помчались по широкой ленинградской
магистрали, в прифронтовой — район,
куда снаряды падали чаще, нежели в

центр города.
` Возле высокой баррикады с узким про-
эвдом, внезапно преграждающей эту ма-
пистраль, мы догнали переполненный
`рамвай: окна его вместо стекол были за-
зиты фанерой, а передняя площадка от
осколков просвечивала, как решето.

Мы вынуждены были переждать, пока
многочисленные его пассажиры прошли

а Л

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО.МОРСКОГО ФЛОТА CCCP.

‚ ГМ40495

ЩЬЮ лупы,

‘вартира Гранина

через  контрольно-пропускной — пункт.
Два — три раза посвист входящей в
город смерти  заставаял привычных

ко всему людей метнуться в cTOpO-
ну — люди не могли удержалься от это-
го невольного движения, хотя знали, что
этот снаряд идёт в глубь города; люди
хмурились и потом жестким шагом шли
дальше. У каждого там свои дела: воен-
ный идет в часть, шталские — кто на ра”
боту, кто на огород, возделанный между
воронками и блиндажами, кто в сохра-
нившееся жилище.

За шлагбаумом шоферу пришлось ла-
вировать между  сбитыми трамвайными
мачтами и брошенными поперек пути ва-
гонами — мы переезжали то на правую,
то на левую сторону разоренной улицы,
словно это была не магистраль большого
города, а глухой ухабистый поселок. На
окраине города, у дома, еще более
других побитого войной, я вылез из ма-
шины, сверилея с адресом и вошёл в пед?-
eat.

Важется, здесь. Я поднималея по эта-
жам. Двери квартир были’ аккуратно за-
печатаны белыми бумажками с вругаыми
штампами домоуправления. Бумажки по-
желтели, покрылись двухлетней пылью,
и на штампах выцвела краска, но незыб-
лемо охраняли они вход в квартиры  эва-
хупрованных ленинградцев, открытые с
фасада: фасада у этих квартир . давно
уже не было,. его разнесли’ снаряды. —

Я налиёл квартиру номер тридцать пять.

и постучал в дверь.

3. СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ

—= Майор Гранин здесь живет?
—- Здесь, — ухмыляясь ответил ры-
жеватый главный старшина,  стрельнув

из-под мичманки озорным, хитрым взгля-

дом. — Не узнаете?

— \елтов? — вопомнил я  тангут-
ского снайпера Желтова, «настойчивого
добровольца», как его называли на Ханко
за двукратный побег к Гранину в десант-
ный отряд, одного из популярных на по-
луострове «детей капитана Транина». —
Василий елгов с острова Хорсен? Опять
сбежал к Гранину? eye Г

— Почему вы так думаете, сбежал? —
обиделся Wheaton. — Майор Гранин сам к
себе затребовал. Прямо из госпиталя.
‘Были ранены?

‚ —= Да, Вчера чуть снова не непал: в
метре над ухом снаряд пролете. =

— И ничего?
— Испугался. Я у стереотрубы. сидхех,

& он на метр позади пробил крышу, чер-.

дак, два этажа и только на третьем разбр-
вался. Бывают же происшествия. Я ж его,
этот снаряд по вепышие засек. можно
сказать — предварительно
возможную смерть засек...

Мы вошли в квартиру, сохранив-

шуюся в этом разбитом доме, и очутилиеь.

в вругу весёлых молодых ребят, краено-
флотцев и старшин, обиталедей этого’

шумного ленинградекого уголка, где рас-

положилась артиллерийская разведка’
майора. Гранина. Это была обычная. ле-
нинградевкая квартира из трёх комнат с
кухней, газом и всеми удобствами в

прошлом, квартира, очутившаяся в самом

пекле войны, подобно какому-нибудь дзо-
ту или полевому блиндажу. Она выдержа-
ла все штурмы и обстрелы, как выстоял.
и весь Ленинград, и сегодня из этой
обыкновенной ленинградекой квартиры
должна была пасть на головы Bpara
страшная месть.

В кухне у бывшей газовой плиты во-
зизся кок — вместе с военными чумич-
ками и жестяными флотекими мисками
я обнаружил на плите посуду явно до-
машнего происхождения, вероятно, остав-
ленную в квартире бывшим её обитателем.
В комнате против кухни усердотвовал над
чьей-то щетиной брадобрей. В другой
комнате происходило нечто странное на
первый взгляд для этой обстановки, ‚ ме-
ста и времени: какой-то краснофлотец
врасил полы.

— Текущий ремонт своими елпами, —
пошутит Шелтов, — без вмешательства
домохозяйства и жилищного управления.

В третьей комнате я нашёл майора —
У стола сидел плотный, широкий в плечах
человек и, склонившиеь над огромным
аэрофотоснимком, что-то изучал с помо-

— У вас тут весь Гангут, Борие Мит-
рофанович, — приветствовал я майора, —
и \Мелтов, и Щербановекий, всё старые
знакомые.

— На батареях еще есть ханковский
народ. Что ж, люди испытанные, надёж-
ные, с такими любо воевать, — гордо от-
ветил Гранин. — Хоть теперь на фронте
подвиги и почище есть, а ханковская сла-

ва не померкеет. Начало положили, вот.

что важно. До сих пор многие пишут —
просятея обратно.
Находят вас?

— Да как находят, — Гранин расеме-.

ялся, — просто адресуют на деревню де-
душке «капитану Гранину». Не признают

майором. Ёто-то написал даже, вы Je,
Борис Митрофанович, в генералы ‘вый-.
дете, а для нас всё останетесь «капитан

Гранин». Так что, ‘зажимают, He дают
мне двигаться по службе молодцы...

Он говорил весело, с прибауточкой, ©
хитровалой, доброй усмешкой, этот емеё-

лый, решительный в бою и душевный в.
быту человек, любимец своих подчинён-

ных и товарищей по службе. По всему
его облику чувствовалось, что сегодня
он «на коне», сегодня майор в хорошем
настроении, ибо предстоит ответственная
боевая работа.

Мне
ми снятся, — сказал

майор,

рельеф какой-то местности. — Видите—
долинка, это их передний край,

вание малушкипехоты и моих
перов. А за тем леском позиции  дально?
бойной дуры, отлично в стекло видны.
Вот! — майор склонился снова над лу-
nol. — Цель пятьсот тридцать один. Та

самая, что нагадила нам в воскресенье. -

Хотите посмотреть на нее в натуре, пока
она еще доживет свои часы?

Вл. РУДНЫЙ.

АДРЕО РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва; Сушевекая ул. 21. Коммутатор редакции Д 3.2000 до Д 3.2056 Teaebonur:
секретаря — Д 1-12-62 в. жомму татор, доб. 20;

редакции — Д 1-08-03; зам. отв.

доб. 8; иностранный отдел—доб, 1-15, 1-85; сектор пибем- лоб,

` цузских войск о том, что «французские вой-

собственную.

властей. Начиная с середины

эти кочки-бугорочки ноча-.
4 : указывая .
лупой на разостланный перед ним фото-\

заведы-
снай-.

] в НОСОВОЙ части. фюзеляжа, что создает

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Прием у- Черчилля в честь
советской профсоюзной
~-* generauny

ЛОНДОН, 6 октября. (ТАСС). Как пере-
дает английское министерство информации,
5 октября. премьер-министр Черчилль уст-
‚ роил в своей резиденции прием в честь
секретаря  ВЦСПС Н. М. Швервика и воз-
главляемой им советской профсоюзной де-
легации. Члены делегации были представле.
ны. Черчиллю сэром Уолтером Ситриным.

_^ КОРСИКА ОЧИЩЕНА

ОТ ГИТЛЕРОВСКИХ ОККУПАНТОВ

ЛОНДОН: 6 октября. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает сообщение штаба фран-

ска закоячили освобождение Кореики спу-
стя 20 дней после первой ‘их высадки на
остров. Потери французов чрезвычайно ма-
лы. Захвачены большие трофеи».
› ЛОНДОН, б_октября. (ТАСС). Как пере*
дает алжирекое радио, генерал Жиро издал
приказ, в котором. об’явил. благодарность
французёким ‘офицерам и солдатам, ко-
торые пришли. на помошь французским
патриотам. ‘на’ Корсике; ° восставшим
против *  врага `В’ приказе’ говорится,
что успех; достигнутый на Корсике, являет-
ся залогом победы в борьбе за возрождение
срободной Франции. .
у ERNE By у =
_ СОСТАВ ФРАНЦУЗСКИХ
_ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ
°:   1 Заявление ‘адмирала Лемонье
ЛОНДОН! -6 октября. (ТАСС). Как пе-
редает ‘агентство ‚Рейтер, начальник штаба
французских ’ военно-морских сил адмирал
Андрэ Лемонье‘ заявил. на пресс-конферен-
ций, что в состав французского военно-мор-
рющегося на стороне союз-
абли общим водоизмещени-
с, товн. Численность их
кипажей, составляет 93 тыс. человек.
 По’словам Лемонье, ‘в 1939 году.Франция
мела военно’морской флот общим водоиз-
мещением более: 600 тыс. тонн. =.

В, состав’ Французских ‘военно-морских
‘сил, сражающихся ныне на стороне союзни-
ков, входят, корабли, Coppontol Франции,

которые ‘участвовали, в, войне в течение по-
о трех.лет под командованием адми-
но, эскадра, находившаяся ранее
дрин и в настоящее время несу-
еверо-африканских портах,
дящаяся на Мартинике, ко-
иступит к несению службы.
Кро ‘были’ отремонтированы и
вступили: в состав флота линкор «Ришелье»
и некоторое коливество крейсеров и эсмин-
цев. В состав: военно-морских сил Франции
вхолят также-морская пехота и части бере-
говой обороны.в Северной Африке. _
“ЛемоНье заявил, что французское морское
командование с ноября 1942 года неустанно
работало. над ‘об’единением всех этих .раз-
розненных частей французских морских сил.
Эта задача разрешена успешно. Показате-
лем мощи ‚французекого военно-морского
флота. явилось активное участие француз-
ских эсминцев и подводных лодок в опера-
циях по-занятею Корсики. Лемонье сказал,
что офяперы:н матросы французского во-
енно-морского флота счастливы, что они
снова` сражаются против врагов Франции.
Дух личного состава военно-морских сил
Франции очень высок. - у

рала ВУ
в Алекса

МЕРТВЫ : ГИТЛЕРОВСКОГО_
` ТЕРРОРА ВО ФРАНЦИИ

ЛОНДОН. б.октября. (ТАСС). Агентетво
Рейтер сообщает, что, по сведениям, полу-
ченным` французскими кругами Алжира из
Франция, гитлеровцы казнили там с июня-
1940 года по март 1943 г. 40 тыс. француз-
ских патриотов. В настоящее время в ме-
стах. заключения ‘во Франции томятся 80
тыс. французов, ‘осужденных германскими
судами. 200: тыс французов и француженок
вынуждены. скрываться от преследования
‹ 1 ля этого
года, 54 тыс. молодых. франнузов бежали в
горы и глухие сельские. местности, чтобы
спастись от отправки гитлеровцами на при-
нудительные работы. .. :

JIOHTIOH, 6 oxta6pa. (TACC). Arenterso
Рейтер. сообщает, что, по полученным в
Швейцарии ‘сведениям, гитлеровские окку-
пационные власти в городе Тонон (департа-
мент Верхней Савойи) арестовали в качест-
ве заложников. 25 жителей города, в том
числе 7 женщин. Эти аресты произведены в
отместку за нападение французских патри-
OTOB Ha германский воинский поезд. Во вре-
мя этого нападения один гитлеровский сол-
дат был ‘убит и 12 ранено. Жителям города
Тонон запрещено выходить из дому после
50 часов a :

_ „МОСКИТО“
у

В. отчетах о бомбардировках английской
авиацией немецких промышленных  цент-
ров и военных. об’ектов за последнее время
все чаше упоминаются английские бомбар-
дировщики «Москито».

Весовые H летные данные этой машины,
выпускаемой‘ большими сериями, держатся
в секрете. и лишь сравнительно недавно в
иностранной. печати были опублякованы
сообщения, дающие представление об этом
тине самолета -

Журналы «Флайт», «Эрплейн» и` «Азро-

Дайджест» (июнь 1943 г.) приводят следу-

ющие данные о самолете Де Хэвиланд
РН-98 «Москито». .

Самолет представляет собой двухмест-
ный двухмоторный свободнонесущий моно-
план, построенный целиком из дерева. Са-
молет- имеет относительно небольшие раз-
меры. Его ‘размах -— 16.4 м, длина — 124 м,
площадь. крыльев—39,0. кв. м. На «Моски-
то» установлены лва мотора Рольс-Ройс
«Мерлин. ХХ» по 1.250 л. с. Вес в поле-
О

Максимальная скорость — около 400
миль в чзс (около 650 км). Максимальная.
дальность . полета — свыше 2.000 км (по!
данным швейцарского журнала «Флюгвер
унд техник» — около ‘3.000. км).

Назначение самолета: дневной и ночной
бомбардировщик, дневной и ночной истре-
битель  дальнего действия Вооружение”
«Москито», как истребителя, состоит из че- I
тырех, 20-мм пушек Испано и четырех пуле-
метов Браунинга. {Все оружие установлено ,

очень. мощный и сосредоточенный огонь.

В варнанте’ бомбардировщика самолет
поднимает 900-кг бомб. Бомбы расположе- «
ны в нижней части фюзеляжа. Бензиновые
баки вмещают: 2.000 литров горючего. ie

паж самолета“ состоит HS AByX YenOBeK —

пилота и радиста-наблюдателя ила бомбар-

дира Места экинажа, расположены рядом в

‚ силами

отдел боевых действий флота — доб.
$8: отдел  оформления—доб. 1-18; библиотека — доб.

2 = . Tanorpadaa «Kpacaoe Знамя», Сущевская, 21,

Военные действия в Италии

лает агентство Рейтер, главный штаб союз-
ных войск в Северной Африке официально
сосбщил о том, что американская 5-я армия;
продвигаясь к северу от Неаполя, заняла
два важных аэродрома в Помильяно д’Арко
и Каподикино.

На аэродроме в Помильяно д’Арко было
обнаружено более ста остовов вражеских
самолетов, которые были разрушены авиа-
цией союзников, производившей налеты на
этот аэродром, или же самим противником
при его отступлении.

ЛОНДОН, 6. октября. (ТАСС). Штаб со-
юзных войск в Северной Африке сообщает,
что американская 5-я армия продолжала
продвигаться, несмотря на усилившееся со-
противление протизника. › Войска  союзни-
ков продолжают получать подкрепления и
‘быстро производят ремонт разрушенных
противником ‘мостов. .

Английская 8-я армия находится в со-

прикосновении с вражескими войсками в

файоне к западу от Термоли и на линии у
реки Биферно, Здесь происходят  ожесто-
ченные бои.

5 октября днем тяжелые бомбардировши.
ки, входящие в состав военно-воздушных
сил Северо-Западной Африки, атаковали
сортировочную станцию, железнодорожные
мастерские и склад горючего в Болонье. В
результате бомбардировки произошли силь-
ные взрывы. Противник оказал ожесточен-
ное ‘сопротивление. Средние бомбардиров-

щики совершили налеты на дороги и мосты.

в Формии, Изернии и Миньяно. Истребители
и истребители-бомбардировщики вели опе-
рации над районом боев‚ атакуя автотранс-
порт и поезда неприятеля.

Минувшей ночью бомбардировщики ата-
ковали. аэродром в Гроссето. Возникли
большие пожары, за которыми последовали
взрывы.

Во время этих и других операций было
уничтожено 15 самолетов противника. Ави-
ация союзников потеряла 6 самолетов.

‚ Подробности хозяйничанья гитлеровцев в Неаполе

НЬЮ-ЙОРК, 6 октября. (ТАСС). Как пе-
редает корреспондент агентства Ассошиэй-
тед Пресс, жители Неаполя рассказывают,
что уличные бои между населением Неано-
ля и гитлеровскими войсками начались пос-
ле. того, как гитлеровское командование
опубликовало приказ о мобилизации 30 тыс.
неаполитанцев на принудительные работы.
На сборные пункты, указанные в приказе,
явилось только 150 человек. Раз’яренные
гитлеровцы в отместку начали грабить и
жечь город и убивать мирных жителей. Не-
аполитаннцы, вооружившись ружьями, ножа-

ми и т. п, оказали сопротивление оккупан-
там. В морг одного из госпиталей было до-
ставлено 2 тыс. трупов. В госпиталь было
привезено 6 тысяч раненых.

Корреспондент агентства Юнайтед Пресс
пишет, что гитлеровцы взорвали в Неаполе
водопровод, газовые заводы, электростан-
ции, разграбили магазины. Они захватили

весь военный и гражданский транспорт.

Многие неаполитанцы, Которых гитлеровцы

хотели отправить на принудительные рабо-.

ты, бежали в горы.

БОИ НА; ОСТРОВЕ КОС -

ЛОНДОН, 6 октября. (ТАСС). По сооб-
щению штаба воздушных сил союзников на
Ближнем Востоке, на острове Кос продол-
жается сражение с высадившимися герман-
скими войсками.

В ночь наб октября английские бомбар-
дировщики совершили налет на германские
аэродромы в Маритце и Калато (остров Ро-
дос) и на острове Крит. Все английские са-
молеты вернулись на базу. м

‘ПРИБЫТИЕ В ЛОНДОН ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА
` ЮЖНО-АФРИКАНСКОГО СОЮЗА СМЭТСА_

дает агентство Рейтер, вчера в Лондон при-
был премьер-министр Южно-Африканского
Союза фельдмаршал Смэтс. Он встретился
< Черчиллем. Агентство указывает, что пе-

_ШПИОНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НЬЮ-ЙОРК, 6 октября. (ТАСС). По <о-
общению корреспондента агентства Асео-
шиэйтед Пресс из Рио-де-Жанейро (Брази-
лия), полиция об’явила об аресте трех бра-
зильцев и двух немцев, обвиняемых в обору-
довании тайной радиостанции в помешении
германской дипломатической миссии в 1941
году.

ред своим от’ездом Смэтс обсудит с Чер-
чиллем вопрос о подготовке совещания в
Лондоне премьер-министров британских до-
минионов. Это совещание, как предполага-
ют, состоится в начале будущего года.

ГИТЛЕРОВЦЕВ В БРАЗИЛИИ И ЧИЛИ

НЬЮ-ЙОРК, 6 октября. (ТАСС). Агент-
ство Ассошиэйтед Пресс передает из Сант-
Яго (Чили) сообщение газеты «Ла Opa» ©
том, что во время просмотра багажа 148 не-
мецких дипломатов и других лиц, от’езжав-
ших в Германию, чилийская тайная полиция
обнаружила снимки проектов обороны Чили
и другие материалы военного характера.

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 6 октября. (ТАСС). Штаб об-
елиненного командования вооруженными
союзников в. юго-западной
Тихого океана сообщает, что действующие !
на Новой Гвинее войска союзников неуклон-
но теснят японцев. продвигаясь вдоль до-
лины Раму по направлению к Маданту.
Войска союзников находятся в настоящее
время в 60 милях южнее Маданга.

Военно-морские силы союзкиков атакуют
японские баржи, на которых японцы пы-
таются эвакуировать свои войска из. района
острова Кюломбангара (центральная часть
Соломоновых островов). .

Японская авиация атаковала позиции `с0-
юзников на северо-западном побережье ост-
‘рова Велла Лавелла (Соломоновы острова).
В воздушном бою авиация союзников сбила

части

6 из 50 японских истребителей, потеряв при
этом один самолет. ;

ЛОНДОН, 6 октября. (ТАСС). Штаб аме-
риканской авиации в Индии сообщает, что
4 октября американская авиация продолжа-
ла интенсивные атаки против японских ком-
муникаций н железнодорожных OO EKTOB B
районе Мандалая (Бирма). Разрушены уча-
CTKH железнодорожного полотна и подвиж-
ной состав в Швебо, Сагаинге и Иватаун-
те. Все американские самолеты вернулись
на свои базы.

ЛОНДОН, 6 октября. (ТАСС). Штаб ан-
глийской авиации в Индии сообщает, что
4 октября английская авиания произвела
налет на Таунгап (Бирма). Возникли круп-
ные пожары, зарево которых можно было
наблюдать на расстоянии 50 миль.

cr RI
Зарубежная хроника

> Бразилия и Французский Комитет На-
пионального Освобождения обменялись пи-
пломатическими ‘представителями.

‚ 4% Секретарь союза греческих моряков
Спиридакос заявил представителям печати,
что греческий торговый флот насчитывает в
настоящее время 70 судов общим водоизме-
щением около 500 тыс. тонн. До войны о6б-
ший тоннаж греческого торгового флота
составлял 2 млн. тонн.

4 В Рио-де-Жанейро официально об’яв-
лено о торпедировании у северо-восточвого
побережья Бразилии вражеской подводной
лодкой бразильского пассажирского паро-”
хода. 29 человек спасены, 925 пропали без
вести. ео :

4% Берлинский корреспондент. шведской
газеты «Социал-длемократен» пишет, что
полицейпрезидент Берлина издал приказ,
прелоставляющий полиции право отправ-
лять на принудительные работы всех лиц,
которые будут осматривать районы, поде
вергшиеся разрушениям в результате воз-
душных налетов.

*» Командующий второй южно-африкан-
ской дивизией генерал-майор Клоппер, за-
хваченный в плен после капитуляции То-
брука. совершил побег из лагеря военно-
пленных в Италии. Клоппер бежал из плена
после того, как было об’явлено о заключе-
нии перемирия с Италией. После трехне-
дельного перехода в горах он достиг распо-
ложения английских войск.

™y

7 октября 1943.г., № 237 (1455)

НОВЫЕ КНИГИ

„РУССКИЕ В КОРФУ“

Вогнмориздат: 1943 г!

‘Hy, Кровяков,
64 стр:

Брошюра Н. Кровякова посвящена одно.
му из выдающихся событий в историн ру.
ского. флота — знаменитому походу алии.
рала Ушакова в Средиземное море в 17%
году:

Вторжение Наполеона в Египет, зах
Ионических островов и Мальты не Morn
He беспокоить Россию. Столетней борьбу
Россия вернула себе Черное море, а де.
ствия французских наполеоновских арун
могли запереть выходы из Черного yop; ,
свести на-нет работу столетия.’ Поэтому
Россия приняла предложение
щищать проливы активной обороной в,
сточной части Средиземного моря, и с это!
целью туда была отправлена черноморска;
эскадра под командованием вице-адмирал
Ушакова. Ф. Ф. Ушаков избрал базой ди
своего флота Ионические острова, с jp.
сточным Гибралтаром — крепостью Корфу
Отсюда можно было угрожать всяким дей
слвиям, направленным против проливов, у
оказывать содействие Суворову, когда с
будет продвигаться в Италии. Ho Иониче.
ские острова и в особенностя Корфу бы
заняты крупным гарнизоном французов. В
Корфу при четырехтысячном гарнизоне бы.
ло до шестисот пушек. Базу надо было за.
воевывать, Ушаков, не имевший десантных
войск, дерзнул выполнить эту трудную зе.
дачу силами своей небольшой эскадры у
изумил мир, выполнив ее.

Для составления брошюры автор вос.
пользовался книгами Скаловского, биотра.
фа адмирала Ушакова и капитан-лейтенан.
та, Метакса, участника ушаковского похода
на Ионические острова. Но для того, чтобы ,
оправдать это название («Русские в Kop: 4
фу»), следовало продолжить исторический
рассказ и описать кампанию русского фло-
та под командованием Сенявина до возвра-
щения Ионических островов французам по
Тильзитскому договору. Нельзя было 06:
рывать тему о героических действиях рус.
ских моряков в Адриатике на взятии Kop:
фу, которое было только блестящим кача
лом многолетних военных подвигов,

Но даже внутри описываемых событий
многое изображено чересчур бегло и слеш.
но. Следовало, например, дать серьезный н
военно-точный рассказ ‚о подготовке и вы.
полнении корфинской десантной операция,
Следовало также остановиться на выполие-
нии Суворовым и Ушаковым общего опера.
тивного плана армии и флота на юге Евр
пы против войск Директорин.

Вводная часть книжки— биография Уша-
кова — нё обязательная часть. И, как в
обязательная, она у’ автора оказалась рядом
общих мест, не дающих представления of
Ушакове-флотоводце,_ об его тактической
школе, составившей новую главу русской
военно-морской истории.

Очевидно, издательству придется вер:
нуться к этой важной теме в более серьез.
ном и полном труде, тако как действия
русских моряков в Средиземном море в пе-
риод 1799—1808 годов являются одним вз
самых ярвих примеров славного прошлого
нашего флота. .
  А. ИЛЬИН,

ee

Передовые организация
Осоавиахима

Осоавиахимовские суганизации добились
в нынешнем году новых успехов в массоюй
оборонной работе.

Ленинградская городская организация
подготовила десятки тысяч пулеметчиков,
бронебойщиков, — автоматчиков. Eme 8
прошлом году ленинградцы полностью за.
вершили подготовку населения к ПВХО к
теперь успешно ведут работу по обучению
инструкторов ПВХО и групи самозащиты,

Около 200 тысяч новых членов общества
приняты с начала года первичными органи:
зациями Осоавиахима Москвы. В Грузин:
ской ССР членами ‘Осоавиахима состоят
около 30 процентов взрослого населения
республики. Президиум Центрального Со:
вета Осоавиахима присудил Грузинской
ССР переходящее Красное знамя и премию
в 50 тысяч рублей.

Переходящее Красное знамя для город:
ских организаций союзного подчинения я
премия в 40 тысяч рублей присуждены ле:
нинградской городской организации. Такую
же награду и премию в 30 тысяч рублей
получила московская городская организа:
ЦИЯ,

Переходящими Красными знаменами п
денежными премиями награждены  осоавиа-
химовские организации Башкирской и Та-
тарской АССР, Хабаровского края, Москов.
ской, Ленинградской и Саратовской обла:

стей. >
(ТАСС.

НЕ

сдной кабине. Радиаторы самолета состоят
из трех частей: внешние—для масла, сред-
ние—для воды и внутренние— для отопле-
ния кабчны.

Температура в кабине регулируется в за-
висимости от погоды,

Самолет целиком построен из дерева. Вы-
бор дерева в качестве строительного мате-
раала был обусловлен желанием сократить
время производства машины и использовать
рабочих, мало знакомых с авиационным
производством. Технологический процесс
постройки машины разработан таким обра-,
зом, что удалось привлечь к производству
«Москито» мебельщиков‘и рабочих других
деревообделочных заводов. Постройка са-
молета в больших ‘сериях ведется методом
кооперированая Самолет строится в Англии
и в Канаде на заводах Де Хэвиланд.

В конструкции «Москито» применен ряд
новых приемов использования дерева как
строительного материала. Фирма Де Хэви-
ланд обладает большим опытом строитель-
ства деревянных самолетов. В 1934 годуею
был построен цельнодеревянный самолет
для дальнего перелета «Комета», в. 1937 го-
ду был выпушен почтовый самолет, также
построенный целиком из дерева, — четырех-

для справок—доб, 15173; зам,
29, 36; отдел пропаганды — доб.

13; издательство начальник Д 1-12-60; бухгалтерия и отдел подписки—доб. 35 и Д 1-62-21, в

моторный Де Хэвиланд «Альбатрос» — ве-
сом около 8.000 кг. Опыт, накопленный
фирмой по работе с деревом, был использо:
ван при строительстве «Москито».

- Фюзеляж самолета—круглой веретено-
образной формы, совершенно нё имеет про-
дольных стрингеров. Он состоит из двух
слоев фанеры, волокна которой расположе-
ны по спирали, по отношению к поодольной
оси самолета, причем у внутреннего и на-
ружного слоя обшивки направление воло-
кон противоположное. Пространство между
слоями фанеры заполнено особой древеси-
ной бальза, удельный вес которой меньше,
чем удельный вес пробки. Этот вид конст-
рукции получил у англичан название «Сан-
двич». Полученная таким образом большая
толщина стенок фюзеляжа создает большую
прочность конструкции при малом весе. Оба
слоя фанеры с. заполнителем собираются и
склеиваются в специальных формах сразу
крупными блоками, что позволяет в корот-
кие сроки выпускать большое . количество
агрегатов. Заполнитель из бальзы кроме
того играет роль ‘тепло- и звукоизолятора
для фюзеляжа. Фюзеляж состоит всего из
двух продольных корытообразных блоков,
которые при изготовлении складываются,
верхний и нижний продольные швы заклся.

редактора—доб.
89; отдел партийно-комеомольской

1-12; отв. секретарь
работы —

ваются изнутри и снаружи
лентами из фанеры,
Примерно такая же конструкция пряме
нена и в крыле, только в двойной обшивке
верхней части крыла, роль заполнителя иг-
рают продольные деревянные бруски
(стрингеры), так как большие усилия, 30C-

продольным

принимаемые крылом, требуют более проч »

ных элементов конструкцин, чем бальза.

При выклеивании обшивки крыла н фю-
зеляжа из фанеры поверхность получается
очень гладкой, поверхностное трение в по-
лете уменьшается. Это, в частности, — одна
из причин высокой скорости ‘полета этого
бомбардировщика, не уступающей скорости
лучших современных истребителей.

Успешное применение «Москито» под:
тверждает, что английский воздушный
флот приобрел в этом типе самолета маши:
ну с высокими тактико-техническимн дан-
HBIMZ,

Бомбардировщики «Москито» в течение
1943 года приняли систематическое участие
в налетах на Берлин. Соединения «Москя-
то» подвергли бомбардировке расположен-
ные в глубине Германии — в Иене-- изве-
стные оптические заводы Цейсса. Успешны
были также дневные рейды «Москито» на
Осло в Норвегии, когда было повреждено
здание гестапо в этом городе, налеты на
Рур, Рейнскую область и многочисленные
иные об’екты,

Истребители «Москито» активно участ

вуют в налетах на железнодорожные об’ек- \
ты и немецкие аэродромы во Франции. Ona *

успешно вступают в бой с вражескими бом:
бардировшиками. Так, например, 20 июня
четыре самолета «Мосхита» сбили сдин и
повредили три из восьмн, встреченных над
Бискайским заливом, неменких бомбарди-
роБщиков. Кроме того, «Москято» приме-
няются также для постановки с воздуха
мин во вражеских. водах.

Высокая скорость и солидное восруже-
ние в сочетании с большой лальностью по-
лета делают «Москито» ‘очень эффектив-
вым воздушным оружием.

П. САМСОНОВ.

Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ:

Турции а: =:

\

г