МОСКВА, КРЕМЛЬ:

Товарищу

СТАЛИНУ

Иосифу Виссарионовичу

От колхозников и колхозниц колхоза 1-го Мая Красноуфимского
района Свердловской области

Выполняя священную клятву  ураль-
цев Вам, наш великий учитель и вождь,
колхоз [го Мая Красноуфимокого района
Свердловской области план хлебопоста-
BOK, натуроплаты и сдачи в фонд Kpac-
ной Армии в количестве 19.428 пудов
полностью выполнил. Также завершено
выполнение плана мясопоставок и разви-
тия животноводства. Колхоз сдал rocy-
дарству сверх плана 78 пудов мяса,
3.222 пуда хлеба.

В честь великих побед нашей геройче-
ской Красной Армии, освободившей сот-
ни городов, тысячи населенных пунктов
от фашистских банд, колхоз 1-06 Мая
обязуется: в 1943 году дать стране хлет
ба сверх плана 15.000 пудов, овощей —
18.000 пудов, картофеля — 15.000 пу-
дов. Всего дадим сверх плана продукции
сельского хозяйства 46.000 пудов. Ёро-.

ме этого направляем освобожденным
районам: 15 голов крупного рогатого
скота, 15 свиней, 10 овец.
Просим последовать нашему примеру
все колхозы,
Сверхплановой сдачей  сельокохозяй-
ственных продуктов государству  помо-
жем Краеной Армии в быстрейшем pas-
громе фашистских извергов и в восстал

новлении разрушенного хозяйства в 00-

вобожденных районах.

Клянемся, товарищ Сталин, © честью
выполнить Ваши великие указания и на-
шу клятву Вам, нали любимый отец, учи-
тель и вождь.

Председатель колхоза 1-го Мая
Нрасноуфимского района,
Свердловской области,

Петр Петрович ЛИПИН,

Морские охотники в борьбе’
с торпедными. катерами _

Пытаясь нарушить наши морские ком-
муникации, немцы активно используют
свои торпедные калера. Они, как правило,
не вотупаютв бой с дозорными катерами,
даже если обладают численным преиму-
ществом. Излюбленное время их деи-
ствий — первая половина ночи. Исполь-
зуя темноту, они оперируют вблизи райо-
нов коммуникаций, подетерегая . вонвой,

Практика показала, что наши морские
охотники — грозное средетво борьбы с
немецкими калерами. Расскажем здесь 0
двух характерных столкновениях © TOP-
педными катерами противника.

Два сторожевых катера охраняли На
переходе морем буксир, следовавший в
одну из прифронтовых баз.

В 0ч. 55 м. в луче прожектора с наше-
го берега, на расстоянии 20 кабельтовых,
были обнаружены три немецких торнед-
ных катера. Командиры калеров решили,
что эта группа, возможно, отвлекает вни-
мание от другой, основной, которая, быть
может, находится вблизи берега.

Чтобы не обнаруживать себя, катера
не открыли огня, & только произвели пе-
рёстроение, став в такой ордер, который
обеспечивал от внезапной атаки,

£

Туз прожектора погас. Через двадцать
минут он снова осветил море. Немецкие
катера были обнаружены на более близ-
ком расстоянии. Морские охотники не-
медленно открыли огонь. Одновременно
начала стрелять и береговая батарея.
Противник, не отвечая, лег на обратный
курс и скрылся. Конвой благополучно де-
шёл в месту назначения.

Действия немецких торпедных катеров
парализуются прежде всего нашими до-
зорными катерами. Выходя в дозор, эки-
пажи прилагают в6бе усилия, чтобы уни-
чтожить противника. Один из катеров,
входящих в краснознамённый дивизион
хапитана 3-го ранга Державина, вышел в
ночной дозор. В 22 ч. 10 м. командир ка-
тера получил радиограмму: «По данным
воздушной разведки, курсом... четыре
торпедных катера противника».

. Через две минуты старшина 1-й ста-

тьи Бруцев доложил о шуме моторов и
указал пеленг. Дозорный катер находил-
ся в дрейфе. Вскоре шум моторов увилил-
ся. Морской охотник дал ход и пошёл
наперерез противнику. Спустя несколько
минут на лунной дорожке, на расстоянии
около 40 кабельтовых, чётко обрисова-
лись силуэты. Катера шли полным ходом
и, внезапно изменив рурс, вошли в тень
и быстро скрылись.

eee

eee ee

Высадка десантов под Таганрогом и Ма-
риуполем, в Новороссийске, Осипенко,
Анапе и Темрюке подтверждает большую
роль в подобных операциях малых кораб-
лей. Организация на них медико-санитар-

ной службы имеет много особенностей, `

вытекающих прежде всего из разнообра-
зия в величине и боевом назначении ко-
раблей. Она усложняется тем, что на ма-
тых кораблях нет шталного медицинекого
состава. Однако опыт показывает, что при
правильной организации десантные. опе-
рации малых кораблей могут быть хоро-
шо обеспечены медицинской помощью.

В недавнем десанте под Мариуполем
медицинскую помощь осуществляли капи-
тан медицинской службы Трындин, фельд-
шер Глебов, санитары Мамедов, Евтеев,
Балан, Шаповалов и др. Нодойдя к вра-.
жескому берегу, Трындин со своими по-
мощниками высадился с первым броском
десанта на территорию врага и организо-
вал там медицинскую помощь раненым.
Наибольшую трудность  предетавляла
эвакуация раненых в свои базы, которая
тавже осуществлялась на малых кораб-
Tax,

Бак лучше организовать лечебно-эва-
куационную помощь раненым при де-
сантных операциях на малых кораблях?

Организация медицинской помощи
строится в зависимости от величины, наз-
начения десанта, числа вымпелов и тонна-
жа кораблей, участвующих в операции, и,
главное, в зависимости от того, насколько
далеко от своей базы место высадки. Если
корабли действуют вблизи базы, то орга-
низащия медицинского обеспечения опи-
рается на свои береговые пункты меди-
цинской помощи. Если место высадки на-
ходится сравнительно далеко, 8 для ор-
танизации медицинской помощи создалт-
ся ПМП (пункты медицинской помощи)
no тину кораблей 1 или Ц ранга. При этом
возможны два варианта — когда обота-
новка позволяет создаль эти пункты Ha

целью расчленить

КРАСНЫЙ ФЛОТ

(От специального корреспондента «Красного. Флота»)

Катер из 4-го Новороссийского дивизио-
на, ведомый старшим лейтенантом Ям-
ковым, первым подошел к берегу, отдал
буксир и организованно произвел вы-
садку. ‘Отойдя, он начал  отрельбу по
береговым огневым точкам врага. Так же
действовали другие катера. Особенно от-
личились экипажи под командованием
старшего лейтенанта Варлейи лейте-
нанта Рогожина.

Первые группы десантников с боем за-
няли кромку берега и стали быстро уг-
лублятьея в расположение противника.
Освободившиеся от груза катера поддер-
живали их огнем из орудий и пулеметов.
Метко стреляли орулийные расчеты
Ивахно, Крюкова, Бычкова, пулеметчики
Зайцев, Кузьменко и другие. Немцы не
выдержали огня калеров ий налиска  де-
сантников, которые преодолели обе ли-
нии проволочного заграждения и ворва-
лись в окопы. Вросая оружие, враг стал
беспорядочно отходить.

В эту ночь замечательную инициати-
ву проявил командир катера  глав-
ный старшина Пандыба. Было  при-
кавано взять продукты и, догнав отряд,
доставить их по назначению, a затем
возвратиться. Выполняя задание,  Кан-
дыба обнаружил, что идущий на букеире
за сторожевым катером мотобарказ силь-
но заливает. Старшина принял смелое
решение — взять с мотобарказа людей и

Бои на Таманском полуострове харак-
терны упорным, ожесточенным сопротив-
лением противника. Вышибленный из
Новороссийска, потерявший Анапу, Тем-
рюк и ряд других сильно укреплен-
ных оборонительных узлов, враг про”
должал яростно отбиваться, стремясь
отвести свои основные силы и 1е-
ребросить ux на Керченский  полу-
остров. Он оставлял сильные заслоны,
веячески использовал природные условия,
сильно укреплял рубежи, минировал до-
реги, водные подотупы, бухты ит. п.
Рельеф также способствовал обороне про-
тивника. Многочисленные лиманы, 00-
лота, переходящие в холмистую мест-
ность, песчаные узкие косы вдоль MO-
ря, — все это в сочетании с искусствен-
ными укреплениями создавало большие
трудноети для наступающих войск.
этих условиях 0с0б0е. значение приобре-
тает высадка десантов В тыл врагь с
его силы на отдель-
ные группы, отрезать им пути отхода,
вести бои на уничтожение,

Станица Благовещенская лежит на
узком перешейке между двумя лимана-
wa — Витязевеким и  Визилташоким.
Противник упорно защищал этот круп-
ный населенный пункт, отводя живую
силу по узкой косе длиной свыше 10
километров вдоль Бугазекого лимана. В
ночь Ha 25 сентября, неожиданно для
вемцев, в тыл их благовещенекой группе

ти готовы к броску через Днепр. Тихо

Радист Копацин дал в штаб радиограм-
My о происходящем в районе дозора, a
гидроакуетики продолжали слушать. Шум
моторов удалялея. Прошло 45. минут,

был высажен десант; который решил
сразу две задачи — перерезал косу,
прервав путь отхода врага, и одновре-

Вражеские корабли направились к наше-
му берегу, но там их. обнаружили. На ка-
тере ясно услышали стрельбу береговой
батареи.

— Полный ход!-—скомандовал воман-
дир охотника, направляясь к району
стрельбы. Обстановка показывала, что
противник вряд ли отойдёт мориетее, ук-
лоняясь от огня батареи. Более вероятно

было, что он пойдёт вдоль берега, выйдет.

из зоны огня и будет продолжать свои
действия, укрываясь в тени у береговой
черты.

Около полуночи шумы исчезли. Вокруг
было тихо. Торпедные катера, очевидно,
застопорили моторы и легли в дрейф.

Прошло ещё три четверти часа. Вне-
запно с левого борта были обнаружены
четыре буруна торпедных катеров. По
приказанию с мостика старшина мотори-
стов Карпов пустил моторы на полный
ход. Через минуту с дистанции 10 ка-
бельтовых морской охотник открыл
отонь.

Вой начался в условиях, He совеем
ыгодных для дозорного катера. Он на-
ходился в освещенной части горизонта.
Противник ожесточённо  отетреливался.
Воманлир принял решение произвести
маневр и занять позицию в тёмной сто-
роне. Две минуты потребовалось, чтобы
осуществить маневр. Орудийный расчёт
и пулемётчики вели огонь на циркуляции.

Закончив циркуляцию, катер усилия
огонь. Из носового орудия старшины Са-
пожникова был подбит концевой ва-
тер. Вся группа немедленно стала отхо-
дить, но уже не четыре, а три трассы пуль
тянулись к нашему морскому охотнику.
Подбитый торпедный катер прекратил
огонь и скрылся. Ещё через две минуты
(бой длился четыре минуты) торпедные
катера прекратили огонь и, пользуясь
преимуществом в скорости, ушли.

Больше в этом районе противник не
появлялея ни ночью, ни на следующий
день. Морской охотник продолжал нести
дозорную службу.

Экипажи катеров изучают тактику про-
тивника. Они не раз на практике убежда-
лись, что успех дозорной службы зависит
в большой степени от знания повадок вра-
га, от умения разгадать замысел неприя-
теля и смело нанести ему удар.

Капитан-лейтенант!

П. ГРИГОРЬЕВ.

Действующий флот,

<
ИЗ ОПЫТА МЕДИКО-
САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ
НА МАЛЫХ КОРАБЛЯХ
<

берегу (например, на соседнем острове
или на прибрежной территории невдале-
ке от места высадки); когда этой воз-

‘можности нет и ИМИ должны создавать-.

ся на кораблях.

Ниже мы разберём опыт организации
медицинской помощи десанту но первому
варианту.

Ворабли одной из военно-морских
баз получили задание высадить крупный
десант. Для обеспечения  организа-
ции  медико-санитарной службы  де-
санта был назначен флагманский врач вы-
садки капитан медицинской елужбы ИГипт-
кин. В его распоряжение были выделены
фельдшера, медицинские сестры, санин-
структор и санитары.

Шишкину пришлось взять на себя не
только обеспечение высадки десанта, но
также руководство и осуществление всей
эвакуации раненых.

Флагманский врач высадки получил
буксирный пароход водоизмещением” в 80
тонн, который должен был служить ca-
нитарным транспортом для эвакуации
раненых. В короткий ерок судно было
приспособлено для этой цели: на верхней
палубе в кормовом и носовом кубриках
были сооружены места для лежачих и си-
дячих раненых, заготовлены волосяные
матрацы, одеяла, ‘подушки, простыни,
бушлалы, шинели и т. п.

Перед началом операции капитан меди-
цинокой службы Шишкин принял пра-
вильное решение о полной взаимосвязи с
санитарной службой ближайших к месту
И частей Красной Армии.

В связи с тем, что вблизи этого райо-

на не было флотских частей,

был раз-

`менно ударил ло немцам с тыла. Благо-
вещенская была взята.

Через два дни черноморцы получили
новый приказ — высадить группу де-
сантников западнее Благовещенской, в
районе Соленого озера. Эта дерзкая опе-
рация была тщательно разработана в
исключительно короткий срок. Пол-
ностью и умело был учтен опыт Новорос-
сийской операции. Основную задачу сно-
ва решали сторожевые катера, разделен-
ные на отряды, во главе которых ‘стояли
терои Новороссийска капитаны 3-го ран-
га Сипягин, Глухов, Державин, Общее
руководотво осуществлял контр-адмирал
Холостяков.

Катера-охотники вечером приняли де-
сант на борт, взяли на буксир мотоботы
и мотобарказы, на которых находились
войска, оружие и боеприпасы. Йорабли
вышли в море, взяв курс вдоль берега к
району высадки.

Подавление огневых точек возлага-
лось на артиллерию катеров. Правда, на-
кануне, днем, авиация, как обычно, на-
несла врагу ряд бомбовых и штурмовых
ударов, но это не было прямо связано с
десантной операцией, Группа торпедных
катеров из бригады капитана 2-го ранга
Проценко несла дозор © целью прикры-
тия ‘основной группы на случай атаки ©
моря торпедных катеров противника.

Ё месту высадки отряды подошли в
3 часа ночи. Когда они находились в
полутора милях от берега, ночную тьму.
прорезали три ракеты. С наших копаб-

лей не ответили, зная, что это враг. Тот-

час из темноты заговорили орудия, пу-
леметы, автоматы. Это стреляли ¢ де-
вантных барж и торпедных катеров про-

тивника, которые, приняв войска и техни-
ку, уходили нод покровом ночи в сторо-

ну Керченского полуострова. Таким об-
разом нашим калерам еще до высадки де-
санта пришлось вотупить в огневой бой.
Преследовать противника, имея на борту
десант, а на буксире груженые мотоботы,
значило поставить под угрозу решение

основной задачи. Баржи и катера врага,
‘получив несколько попаданий, ототрези-

ваясь, стали отходить и скоро исчезли

во тьме. Наши отряды повернули к 6e-

pery.

Это столкновение послужило сигналом
для открытия огня немецкой береговой
артиллерии. Враг вел интенсивный, но
беспорядочный огонь. Отстреливаясь, на-
ши калера подошли в месту высадки.

Ее oon

Медицинсное обеспечение десаитиой операщии

работан следующий план `лечебно-эвакуа-
ционной номощи раненым: ПМП при вра-
че, такие, как на кораблях И ранга, были
созданы — один на санитарно-транспорт-
ном судне, другой на берегу, на ближай-
шей базе полкового пункта медпомощи
Красной Армии (запасной ПМП); ПМИ с

‘врачом-хирургом (будем называль его

главным ИМП), такой, как на кораблях
Т ранга, располагался на берегу, на базе
медсанбата Красной Армии (в 11,5 км от
первого ИМП): Планом  предусматрива-
лось, что боевые корабли будут доставлять
раненых нё санитарно-транепортное судно
й на нем — в ближайший береговой IMI.
После сортировки и первой помощи ране-
ные будут переправляться на главный
ПМП, а после получения там неотложной
хирургической помощи — в тыл, У глав-
ного ПМП личный состав санитарного
транспорта за ночь соорудил причал.

Десант высаживали катерные тральщи-
ки, Первый бросок был высажен днём.
Вместе 6 ним высадился фельдшер Ефре-
менко, который на берегу оказывал пер-
вую помощь. В момент первого броска са-
витарный транспорт стал на якорь побли-
зости. Через полтора часа после начала
высадки катера стали доставлять первых
раненых. Их на носилках и на руках пе-
реносили с боевых кораблей на санитар-
ное судно. Через 4 часа после начала опе-
рации судно с ранеными пошло в главный
ПМП. В носовом и кормовом кубриках по-
мещались раненые средней тяжести и лег-
во раненные, на верхней палубе — тя-
жело раненные, носилочные. Во время
рейса раненым подбинтовывали кровото-
чащие раны, ставили грелки, осуществ-
ляти противопоковые мероприятия, поили
горячим чаем. Около 30 проц. раненых
поступило на санитарный транспорт, т
получив первой ‚помощи; им на судне
оказывали помолть в первую очередь.

Рейс должен был проходить быстро,
чтобы транспорт мог скорее вернуться к

не

доставить их к месту высадки, Он так и
сделал. Рейдовый катер пошел вместе со
всей ‘группой”и под огнем противника
без потерь высадил людей. Только когда
Bee было сделано, Кандыба доложил, что
им выполнена не только основная зада-
ча, но и дополнительная, более сложная.

Высадка закончилась на рассвете. Ар-
тиллерия и минометы немцев в районе
Соленого озета продолжали вести беше-
ный огонь. По сигналу командиров от-
рядов калера стали отходить  мористее.
Их отход прикрыла дымзавеса, поетав-
ленная катерами лейтенактов Мартыно-
ва и Павлова. Корабли без потерь вер-
нулись в базу.

Однако на этом операция не кончи-
лась. В тот же день катера старших лей-
тенантов Сенькина и Седлецкого ‘снова
прошли к району высадки. Под огнем
вражеской четырехорулийной батареи и
минометов при полной вилимоети они без
потерь высадили новую группу. На еле-
дующую ночь и слелующий день катера
продолжали перебрасывать десанту под-
крепления, вооружение, боеприпасы и
продовольствие. Уничтожение основных
отневых точек немцев на берегу еще в
первую ночь позволило при дневной вы-
садке включить в отряды сейнера и дру-
гие суда большой вместимости. Занятый
в тылу врага плацдарм расширялся. Пу-
ти немецкого отступления на этом уча-

стке были отрезаны.

о Нанося удары врагу с тыла, уничто-
жая его живую силу и технику, занимая
важные огневые рубежи, десантные от-
ряды через день соединилиеь с глав-
ными силами Врасной Армии. Начал-
ся последний этан борьбы за Тамань.

Танкисты-гвардейцы Востриков, Гор-
линский, Шапитько, Бызов и другие пер-
выми ворвались в Тамань. На окраине
города их ветретили` 70-летний Александр
Иванович Орехов и его жена, Они дер-
жали в руках красный флаг с надписью:
«Ла здравствует Советская Кубань!» Тан-
кисты водрузили это знамя на здание
Горсовета. Стремительными ударами на-
ши части выбили немцев из города Та-
мани. Не задерживаясь, наши части про-
должали преследовать врага. Бои за очи-
щение полуострова успешно завершалют-
ся. Войска противника, не успевшие эва-
куироваться © полуострова,  уничто-
жаютея. 7

Старший инженер-лейтенант
Г. ПАДАЛНА.

Черноморский флот,

месту высадки, а это зависело от темпов

выгрузки раненых. Благодаря заранее
приготовленному причалу и правильной
расстановке личного состава на главном
ИМИ на выгрузку уходило не больше
30 минут. -

После разгрузки судно возвращалось и
становилось в 50 метрах от берега. В то
время, когла санитарный транспорт’ от-
правлялся в рейс, катера вынуждены были
перевозить раненых на запасной ИМП, что
отнимало у боевых кораблей много вре-
мени. Поэтому в распоряжение Шишкина
были приданы три быстроходных катера.
После этого эвакуация раненых протека-
ла бесперебойно. Легко раненных кате-
ра доставляли на запасной ИМИ, & тяже-
ло раненных на санитарном судне от-
правляли на главный ПМИ,

При скоплении раненых для эвакуа-
ции использовались корабли, кото-
рые доставляли к месту высадки десанта
питание и боеприпасы, Во время послед-
них рейсов к санитарному транспорту бы-
ла удачно пришвартована шлопка, что
увеличивало каждую рейсоперевозку.

За время продолжительной десантной
операции ни один раненый не остался на
территории противника. Из чиела веех
эвакуированных раненых 81,5 проц. было
перевезено санитарным судном флагман-
ского врача высадки, 8,5 проц. — вено-
могательными катерами и 10 проц. —
обратным порожняком.

Чтобы обеспечить своевременную ле-
чебно-эвакуационную помощь раненым,
мало изучить наставление, дающее толь-
ко общие принципиальные установки,
необходимо ещё зналь особенности данной
десантной операции: тактическую обета-
новку, численность десанта, протяжён-
ность и характер эвакуационных путей, В
этом случае можно правильно расечи-
таль потребность в транепортных средет-
вах, медицинском составе, имуществе,
учееть количество и характер необходи-
мых медицинских подразделений.

Благодаря тесному взаимодействию с
медико-санитарными, подразделениями
частей Красной‘ Армии удалось избежаль
затруднительных положений с оказанием

тиллерия.

СЕВЕРНЕЕ КИЕВА, 7 октября. (Спец.
корр. ТАСС). Перед советекими войска-
ми предотал Днепр. Великая руссвая ре-
ка! Трудно передать чувство волнения,
охвалившее бойцов и офицеров, когда
они снова увидели родной Днепр. Эта
минута была незабываемой, Счастливые
люли пили из горстей и пилоток днепров-
скую воду. С пологого левобережья был
яено виден правый, высокий берег Дне-
пра с небольшими рощицами и селами,
Там засел в своих укренлениях враг.

Бойцы рвались в бой. Они горели
страстным желанием немедленно пере-
правиться на правобережье. И moka под”
‘тягивались основные силы, авангарды
начали спешно готовиться к форсирова-
нию реки. Бойцы и офицеры проявляли
величайшее мужество, стойкость, наход-
чивость. В берегу подкатывались брошен“
ные немцами бочки из-под бензина. Они
кренко связывались и спускались на во-
ду, из плетней и снопов делались плоты.
З ход пошло все, что было под руками.
Тем временем был определен район, где
предстояло форсировать Днепр. Несмотря
на то, что наши подразделения приооре-
ли в наступательных боях значительный
опыя форсирования водных преград, a
Днепре они вотретились 6 большими
трудностями. .

Наступила ночь решений. Войска и
бесшумно от берега, отчалили первые ито-
ты и рыбачьи лодки. Нереправа началась.
К, правому берегу двинулись караваны 10-
док, плотов, паромов.

Немцы не заметили движения наших
частей. Так умело было все подготовлено.
Враг спохватилея уже, когда десантные
отряды достигли середины Днепра. Гит-
леровцы открыли огонь. Десант молчал.
Еще сильнее гребли бойцы.
тревожной стрельбой, заговорили вое ог-
невые точки противника, в ход была вве-
дена вся система обороны врага.

В это время в дело вступила наша ар-
Можность огня возрастала ©
каждой минутой. Стрельбу из винтовок,
пулеметов и автоматов открыли переправ-
лявшиеся бойцы. Ровная поверхность

Днепра освещалась трассирующими оче-.

редями. С левого берега отчаливали все
новые и новые труппы десантников. Они
двигались но реке с разных направлений.

Лоэтому враг не мог определить основ-

ных пунктов высадки десанта.
Авангардные отряды вступили на пра

вобережье. Завязалось яростное сраже-

ние. Вот группа бойцов, еопрыгнувшая ©

плота, быстро окопалась и повела огонь

Полнятые

}
i
i

октября 1943 г., № 238 (1496) Г

——

Чаши войска борсировали инет

по немецким окопам. Когда умоле зу
жеский пулемет, бойцы бросились зу,
ред. и сильным рывком прорвали в и
пункте неприятельскую оборону. В бу.
зовавшийся прорыв хлынула новал волн
высадившихся на берег бойцов и офи
ров.
Жаркие схвалки разгорелись в друк.
пунктах, где был фореирован в эту пон.
рическую ночь Днепр. Н-ское соединел,
упорно отвоевывая у противника кал.
дый метр земли, шаг за шагом upognyy,
лось вперед. Немцы ожееточенно con,
тивлялись. Они отремились во что быц >
ни стало сбросить десант в Днепр.  ”
эти попытки гитлеровцев потерпели кри,
Наши силы на правом берегу. Днепра пе.
прерывно. наращивались, и враг, Loren,
кровью, огрызаясь, ототупил.

Одна наша часть, завязавшая foi,
противником у небольшого села на ту. +
вобережье, охватывала, полукольцом ву,
жеский гарнизон, оказывавший  упорнь
сопротивление. Внезапно с фланга т»
немцам был открыт  пулеметный orgy,
Поддержанное пулеметчиками, подразль
ление бросилось в атаку, и гарнизон пр.
тивника был перебит. Как оказали
впоследотвии, эту часть поддержал в р.
шающую минуту боя партизанский omy
«За родину», действующий  продолат.
тельное время на правобережье. Партии.
ны оказывали наступавшим неоценихту
помощь. Они помогали частям Кран
Армии пройти по известным им тропам з
непроходимых болотах, выводили мель
пехотные группы по знакомым  лесльу
дорогам, добывали важные данные о Про.
THBHURE.

Некая твардейская часть, ведя в’
прерывные бои, продолжала  перепран
Тюди проявляли беспримерный repomy
Под ураганным огнем противника apn:
леристы на плотах переправляли ору /
Вскоре к берегу прибыли понтоны и т
реправа. пошла быстрее. Бои на залалнох
берегу Днепра разгорелиеь с небыь,
лым ожесточением. Фашисты moxbpacy:
вали подкрепления и предпринимали. ,
стые контратаки, но им не удалось сд.
жать наступление советоких войск,

Гитлеровцы ввели в действие тут
ные силы авиации. Немецкие части прет:
приняли несколько фланговых контру
ров с севера. В контратаках принимаем
участие крупные пехотные подразделе
ния и танки. Но никакого успеха Bpazy
ские войска не достигли.

Советские войска добились нового в
дающегося успеха. Они не только пер»
лтагнули через Днепр, но и создали п
правобережье прочный плацдарм.

т

Юго-восточнее Кременчуга наши войска
переправились на правый берег Днепра

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 октября.
(Спец. корр. ТАСС). Немцы думали сде-

реку,

Форсировав под обстрелом противниь
наши тяжелые и средние тан

лать Днепр долговременным фронтом,   быстро подавили огневые точки тие

прочной границей между своими и на-
шими войсками: С этой целью они долго
и старательно возводили укрепления
вдоль празого берега, стягивали сюда. ог-
ромное количество войск и техники. 060-
бое внимание противник уделял району
Кременчуга, где имеются наиболее удоб-
ные месть для переправы через Днепр.
Отетупая под ударами частей Врасной
Армии, гитлеровцы уничтожили мосты
через многоводную реку. Но советские
санеры навели переправу для наших
войск в стороне от Кременчуга. С0б-
ственно, на первых порах это была не пе-
реправа в том смысле, в каком ее приня-
то понимать. На плотах, на понтонах
форсировали реку пехотинцы Н-ской
гвардейской части. Следом за ними на
плотах же двинулись за Днепр танки.
Немцы думали задержать части Крас-
ной Армии у Днепра. Но советские бойцы,
полтянув тылы, расстроили все планы
гитлеровского командования. Лозунг:
«Вперед — за Днепр!» —влекал наших
бойцов на новые подвиги.

помощи раненым. В осуществлении этого
взаимодействия — одна из положитель-
ных сторон опыта медико-санитарного
обеспечения данной операции. Надо под-
черкнуть ещё, что ни одно судно, перево-
зившее раненых, не было потоплено про-
тивником. Это об’ясняется хорошей ма-
невренностью и‘малым тоннажем кораб-
лей, чёткой работой личного состава.

В тех случаях, когда на берегу нет
возможности создать ИМП, выделяется бо-
лее крупный корабль и на нём органи-
зуется медицинская помощь в об’ёме той
которая обеспечивается на кораблях
Г ранга.

На черноморском театре при выполне-
нии боевого задания в водах противника
большим числом тральщиков и катерпых
тральщиков имелся подобного рода опыт.
Для медико-санитарного обеспечения ко-
раблей была создана специальная манев-
ренно-хирургическая группа, базировав-
шаяся на крупном тральщике. Малые ‘суда
подходили к нему и сдавали раненых. На
корабле раненые получали все виды вра-
чеоной и хирургической помощи. Однако
тральщик — крупный корабль — демас-
кировал действия малых кораблей и
явилея для противника хорошей ми-
шенью, Неприятель постоянно оботрели-
вал его. Необходимо поэтому, чтобы ко-
рабль с ПМП в таких случаях обладал
хорошей маневренностью и обеспечивал-
ся надёжным прикрытием.

Заслуживает большого интёреса и опыт
организации медицинской помощи ране-
ным нь отдельных малых кораблях. Bee
малые корабли по 0б’ёму медицинекой
помощи можно разделить на три группы:
имеющие ИМИ с врачом, имеющие ПМП
с фельдшером, не имеющие штатного ме-
AWNMHCKOTO cocTasa.

Предполагалось, что на кораблях пер-
вой и второй групи во время боевых опе-
раций первую помощь раненым окажут
боевые санитары. После этого раненые
транспортируются на ИМП, где фельдше>
корабля окажет им более квалифициро-
ванную помощь. Однако опыт войны внёс
в этот план существенные поправки,

Быстроходный тральщик подвергся на-

“опыта работы

ровцев на правом берегу Днепра, слои:
ли сопротивление немцев на однох п
участков и сразу же рванулиев дальь,
на перехват дорог, по которым отетиы ^>
противник. За танками, закрепляя и ра
тиряя завоеванный плацдарм, двигалась
советекал пехота. ‚

..Й здесь, за Днепром, фашисты пыль
лись все жечь, разрушать, уничтожат,
Благодаря стремительному натиску че
стей Ирасной Армии неприятелю не ди
лось во многих случаях осуществить
свой черный замысел. Наши части, bop
сировав Днепр, освободили большое ки
личество мирного советского населения,
которое фашисты угоняли на каторгу з
Терманию.

Бои на правом берегу Днепра юго‘во-
сточнее Кременчуга продолжаются. Oat
носят упорный, ожесточенный харавте.
Немцы бросают крупные силы в надо
остановить наступление советских вой.
Ломая яростное сопротивление против
ника, части Врасной Армии продолжают
успешно выполнять свою задачу.

лёту вражеской авиации. На корабль бы
сброшено 8 бомб по 250 кг каждая. Ши
мых попаданий не было, но от взрыв
волны и осколками ранило 8 человек, 13
них 4 тяжело, с переломами костей, Би
продолжалея свыше трёх часов, В течение
этого времени боевые санитары, вы“
вяющие эту работу по совместительству
с несением боевой вахты, не мм
оказываль помощь раненым, так кав бы
заняты на своих боевых постах, Фельдие
ру пришлось покинуть ИМИ и оказывать
помощь непосредетвенно ‘на боевых 10
тах, у мест ранения личного состава.

Здесь фельдшер обычло  полезуетя
теми инструментами и материалами, хо
торые находятся в его санитарной в
ке. Это неудобно. Капитан медицинской
службы Зенкович на основании 0808
предлагает портативный
ящик, в котором имеется все необходи
мое для работы фельдшера. на Ooops
постах.

Большинство малых кораблей относит
ся к `третьей группе, где фельдшера в
обще нет по штату. Вот почему на м
лых кораблях особенное значение пр
обретают самопомощь и взаимопомощь.

He кораблях Ленинградской вов
HO-MOPCKOH базы весь личный 606188
прошёл тщательную санитарную подге
товку. Важдый краснофлотец  изучи
правила остановки кровотечения, техни“
ку наложения жгута и шин на конечно \
ти. Это во многих случаях спасал
жизнь раненым. Краснофлотец Пестрен
во сумел даже наложить 66068 жгут Ha
бедро и остановить кровотечение, побе
того как снаряд оторвал ему ногу до ко
лена.

Нриведённые примеры отнюдь не 1
казывают, что боевые санитары на малых
кораблях не оправдали себя. Только 3
отдельных случаях боевой ‘санитар 1
может помочь раненым. В настоящее
время на многих малых кораблях, 1
нет штазного медицинского состава, 609

вые санитары успешно оказывают по-
мощь,

i

Майор медицинской службы
3. ФИРСОВ.