МОСКВА, КРЕМЛЬ;

’ Иосифу Виссарионовичу СТА

От трудящихся

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Мы, трудящиеся освобожденного Чер-
нигова, шлем Вам свой пламенный при-
вет и слова безграничной благодарности
за освобождение из-под ига немецких
захватчиков.

Снова взошло ясное ‚солнце над нашим
многострадальным городом, снова в03-
вращается к жизни наш родной совет-
ский Чернигов. Красный ‘флаг гордо реет
над свободным городом.

Немецкие людоеды превратили в руи-
ны наш прекрасный город, уничтожили
его школы, театры, клубы,  инотитуты,
техникумы, больницы. ° Разрушенные

улицы и площади поросли диким. бурья-.

HOM, foe pas

Но еще больше горя и мук пережило
население угнетенного Чернигова. Тыся-
чи замученных, расстрелянных, сожжен-
ных, отравленных людей, в том числе
женщины и дети, свалены во рвы’ иоямы
шерстяной фабрики, на Бобровице и
Яцево, в районе Ст. Белоуса, села ‹ Ко-
ты, Подусовви, Малеева Кургана, на да-
че Рошевщина.

Тысячами могил замученных  совет-
ких людей окружен нанг город. Десятки
тысяч девушек и юношей томятся в не-
мецкой неволе.

Но черниговцы не теряли надежды
на быстрое возвращение Красной Армии.
В самые тяжелые ‘и самые черные часы
мы вспоминали Вале, товарищ Сталин,
светлое имя и этожвоспоминание согре-
вало нас, придавало нам новые силы и
мужество. Мы все быди: глубоко убеж-
дены, что настанет чаб Налиего освобож-
дения. Черниговцы не склонили своих
голов перед врагом. На Ваш призыв, до-
рогой Иосиф Виссарионовия,. лучшие лю-
ди Чернигова организовались в парти-
занские отряды, стали грозными  мети-
телями народа, они преследовали врага,
уничтожали немецких мерзавцев. Народ-
ной местью пылала земля Черниговщины.

Рядовому, сержантскому, офицерскому составу
‘MW генералам

148-й Черниговской стрелковой дивизии,
стрелковой ‘дивизии, 77-й Гвардейской Черниговской стрелковой

дивизии, 76-й Гвардейской

16-й Гвардейской Черниговской кавалерийской дивизии,
Черниговской танковой. бригады, 874-го. Черниговского истребн-

тельного ‘противотанкового

ниговского минометного полка, 1287-го Черниговского зенитного

артиллерийского полка, 2-й

вой авиационной дивизии, 181-й ордена Ленина
ной Сталинградской стрелковой дивизии. -

От трудящихся

В радостный день трудящиеся Чер-
нигова, собравшись на общегородской
митинг, посвященный освобождению
своего родного города от немецко-фамти-
стеких поработителей, шлют вам — б0й-
цам, офицерам и генералам, верным %ы-
нам Родины, освободителям родной с0-
ветской земли — пламенный привет!

Два года немецкие людоеды хозяйни-
чали в нашем городе. Трудно передать,
каким мучениям и издевательствам под-
вергали они советских граждан. Многие
тысячи замученных, расстрелянных, вож-

женных, отравленных людей, в том числе

‘женщин и детей, свалены в рвы и ямы
возле шерстяной фабрики, на Бобровице
й Яцеве, в районе Старого Белоуса, села
Коты, Подусовки, Малеева Кургана, на
даче Рошевщина.

Но черниговцы были твердо уверены’
в нашей победе. В ответ на призыв

защиту нашей Родины.

гор. Чернигова ,
Настал час нашего освобождения от не-

мецко-фашистоких захватчиков. Никто:

из нас вею жизнь не забудет того дня,
когда на улицы нашего города вступили
доблестные полки Черниговских дивизий,
словением. Это была самая радостная,
граждан города.

Дорогой Иосиф Виссарионович! Много

бойники нанеели тяжелые раны Черниго-
ву. Многих родных и близких не досчи-

‘перь„оцять советский, он снова живет.
Мы ‘начали восстанавливать город, избаз-
ляем его от следов фашистекого разбоя.

Мы ‘уверены, что сторицею  заплати
 гитлеровская клика за разрушенный и
‘сожженный Чернигов. :

Сегодня мы клянемся Вам, Иосиф
Виссарионович, что отдадим все свои
силы и энергию на восстановление Чер-
нигова, опять сделаем его цветущим т0-
родом. Снова задымят трубы фабрик и
заволов, веселее ‘зашумит Десна и по
ее глубоким водам поплывут пароходы.
На освобожденной земле Черниговщины
`взойдут золотые урожаи,

Мы уже приступили к работе. Мы
отладим BCe силы и энергию делу даль-
нейшего быстрого разгрома немецких
захватчиков, делу освобождения всей на-
шей Родины, нашей родной Украины от
немецко-фашистекой нечисти. -

Да здравствует наша победа над. не-
мецкими оккупантами! ae

Вечная слава мужественным бойцам,
офицерам и генералам героической Крас-
ной Армии! ‘

Cxapa нашему любимому, родному
“Сталину! `
(Принято 6 октября на общегород-
ском митинге трудящихся Черни-
гова).

211-й Черниговской
Черниговской стрелковой дивизии,
129-й

артиллёрийского полка, 476-го Чер-

Гвардейской Черниговской штурмо-
Жраснознамен-

гор. Чернигова

гов. Веселее зашумит Десна, и на ее голу-
бых волнах поплывут пароходы. В нашем

заводов. Зазвенят радостные голоса дет-
воры в советских школах. На освобож-
денной земле Черниговшины взойдут 30-
лотые урожаи. Война еще не окончена.
Мы отдадим все свои силы на общее де-
ло — полное освобождение нашей земли
эт коричневой чумы.

Мы уже послали в ваше соединение но-
вое пополнение черниговцев, дав им при-
каз свято хранить традиции Чернигов-
ских дивизий и полков, беспощадно ие-
треблять подлых оккупантов и гнать их
прочь с нашей земли.

Мы клянемся отдаль все наши силы на

Приветствуя в вашем лице нашу  ге-
роическую Красную Армию, освобождаю-
щую от фашистской нечисти вое новые
и новые наши города и села, мы от всей

товарища Сталина лучшие еыны Черни-
товщины создали  партизанекие отряды,
стали грозными мотителями народа, бес-
пощадно истребляли немецких бандитов,
помогали Красной Армии очищать: нашу
родную советскую землю от немецко-фа-

‘души желаем. вам новых
побед на Днепре и за Днепром.

Армия! 5
Да здравотвует наша славная Родина,

шислских мерзавцев.

Выражая искреннюю благодарность
вам, дорогие товарищи, нашим оевободи-
телям от немецко-фашистекого рабства,
мы обещаем, что на развалинах и пусты-
рях вновь отстроим наш славный Черни-

СЕКРЕТАРЮ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ УКРАИНЫ

Никите Сергеевичу ХРУЩЕВУ

От трудящихся

Дорогой и родной наш Никита Сергее-
ВИЧ!

“Мы, трудящиеся города Чернигова, со-
бравшись на свой митинг, посвященный
нашему освобождению от немецко-фаши-
стских разбойников, шлем Вам самый го-
рячий, пламенный привет!

Более двух лет наш город и его насе-
ление ‘находились под игом фашистов.
Подлые гитлеровцы разрушили налг род-
ной Чернигов, превратили Hanl UpeKpac-
ный город в руины и непелища. ›

Чамятуя славные боевые традиции
нашего города — города Шорса и Боту-
на — лучшие сыны и дочери Чернигова
не еклоняли голов перед фашистами, в
отрядах народных метителей — партизан
громили врага в тылу, отплачивая .кро-
Вью за кровь замордованного народа.

Но ничто, никакие муки и страдания
не сломили, не пошатнули нашей веры
В освобождение, не убили нашей любви
к родному отечеству.

21 сентября 1943 г. доблестные диви-
sum Красной Армии принесли нам дол-
тожданное освобождение. С огромной ра-
достью вотретили мы своих родных бой-
цов и командиров нашей славной Npac-
ной Армии, которые, преследуя и громя
фашистов, ‚ освобождают города и села
Советокой Украины. Сердечная  благо-
дарность и почет героическим бойцам,
офицерам и тенералам непобедимого с0-
ветекого войска. Безграничная благо-
дарность и вечная слава нашему отцу,
вождю.  влохновителю и организатору
побед Врасной Армии-—великому Сталину.
«Увраина была и будет советской» —
эти пророческие слова великого Оталина
осуществляются с каждым днем. Много-
численные дивизии и полки, чудесная
боева

я техника массами идут на Запад,

ве свобода и независимость!

Да здравотвует вождь и организатор
наших побед великий Сталин!

т (Принято на общегородском ми-

‚ тинге трудящихся < Чернигова,

6 онтябоя).

гор. Чернигова

тромят фашистов, освобождают украин-
скую землю, украинский народ от фаши-
стекой неволи.

Nox руководством большевистской.
партии Чернигов за годы Советской вла-
сти был превращен в цветущий социали-
стический город. И теперь, на руинах
многострадального торода, мы клянемся,
Советскому Правительству, Коммунисти-
ческой партии, родному Сталину и Вам,
Никита Сергеевич, что все свои силы и
энергию отдадим на восстановление род-
ного города восстановление его пред-
приятий,, ликол и культурных  учрежде-
НИЙ.

Мы никогда не забудем о. зверствах не-
мецких захватчиков, об искалеченном,
истерзанном городе, о десятках тысяч по-
вешенных, расстрелянных ‚ замученных в
застенках гестапо  черниговцев. Наши
сердца полны неизмеримой ненависти к
фашистским оккупантам/и мы будем ра-
ботать, не покладая рук, чтобы помочь
нашей „Красной Армии окончательно раз-
громить фатшистоких захватчиков.

Вее силы на возрождение родного го-
рода! ae

Смерть немецким оккупантам!

Дь здравствует наша славная Нрасная
Армия!

Да здраветвует наша родная Советская
Украина!

Да здравствует Коммунистическая пар-
тия большевиков Украины и ев руково-
дитель товарищ Хрущев!

Да здравоетвует нашг любимый вождь,
организатор побед Красной Армии, това-
риик Сталин!

(Принято общегородеким митин-
гом ‘трудящихся города Черниго-
ва, 6 октября). ;

овеянных славой и всенародным Onaro-—

самая торжественная минута в жизни

горя и страданий перенес наш город от.
фаптистских бандитов. Гитлеровские ‘раз-

тываются черниговцы. Но Чернигов те-

блестящих   левая противодействие немецкой

КРАСНЫЙ ФЛОТ.

{

В итоге зимнего наступления Красная
Армия на Кавказе изтнала фашистские
войска со Ставропольщины, из Армавира,

тиском- наших войск © Кавказа, немцы
изо всех сил старались удержалься у
предгорий Кавказа и в кубанских плав-
нях. Германское командование в своих

и Таманский полуостров, необходимые
для прикрытия Крыма и как плацдарм
для возможного возобновления наступле?
ния. Ключом этого плацдарма был Ново
российск, который немцы готовились за-
щищаль особенно упорно. $
Двенадцаль месяцев хозяйничали зах-
ватчики в Новороссийске, Это время вов-
се не было затишьем для наших войск.
Непрерывно действовала артиллерия. Су-
хопутные части постоянно держали в на-
пряжении, изматывали и иобтребляли
врага. Потеря Новороссийска вовсе не

] лишила Черноморский флот возможности

действовать. Корабли непрерывными на-
беговыми операциями Ha коммуникаций
противника держали его в постоянном

напряжении, срывали. воинские пере-
возки,  затрудняли снабжение  м0-
рем его Таманской группировки, на-

носили удары 0 базам в Крыму,
‚Немцы же совершенно не могли исполь-
зовать Новороссийский порт. Цемесская
бухта полностью контролировалась на-
шей артиллерией и лёгкими силами фло-
та. Даже катера противника не решались.
заходить в неё. Вее причалы и прилегаю-
‘щие к порту улицы, а также железнодо-

рожный узел были пристреляны нашими.
городе снова задымят трубы фабрик и ‘береговыми батареями, и малейшее.
жение там пресекалось огнём.

дви.

Борьба за возвращение Новороссийска
началась, по существу, с февраля ные
нешнего года, когла был высажен де-
сант на западном берегу Цемесской бух-
ты, в районе Станичка— Мысхако. В тече-
ние шести месяцев наши войска прочно
удерживали этот плацдарм, создавая не-
прерывную угрозу захвата порта и ору:
жения вражеских частей, расположен-
ных в районе Новороссийска. Этот уча-
сток приковывал значительные силы про-
тивника, которые он должен был оттянуть
с других участков Кубанского фронта.
Кроме того с захватом западного берега
Цемесской бухты был окончательно пре-
гражден доступ вражеских судов в порт.

В течение шести месяцев: корабли Чер-
номорского флота каждую ночь, преодо-
эвиа-
ции, артиллерии и минометов, ‘отражая

Да здравствует наша славная Краовая   Таки торпедных катеров, бесперебойно
_   доставляли десанту подкрепления, воору-
жение, боеприпасы, продовольствие. Гар-

низон «Малой Земли» длительное время
стойко выдерживал непрерывные атаки

SSS НИЕ БЕРИ Saas

приказах требовало во что бы то ни стало.
сохранить в своих руках низовья Кубани

Враснодара и Майкопа. Отступая пох на-.

>

превосходящих сил противника ив ре
шающем штурме Новороссийска сыграл
BOW роль.

Немцы настойчиво укрепляли оборону
Новороссийска. Нрорыв этой линии, на-
сыщенной бетоном, сталью ‘и огневыми
‘средствами, был чрезвычайно труден.
Предетояло нанести удары одновременно
нескольких направлений, взломать с
флангов и тыла оборону врага. Решить
‘эту задачу мог только морской десант
Место высадки ‘избиралось из расчета на
внезапность и наибольшие  чактические
возможности высаженных войск. С пер-
вого взтляда, выбадка непосредственно в
порту, обладающем такими мощными ук-
фенлениями, может показаться слишком
‘рискованной. Действительно, принятие
такого дерзвоге решения требовало. боль-
ого воинского мужества, но зато вы-
полнение: его давало ряд преимуществ.

Захват порта и города с моря и удар
‘десантными частями по флангу и в тыл
мощных укренленных позиций  против-
‘ника облегчали нашим войскам прорыв
оборонительной полосы, давали возмож-
ность войскам находящимся в районе
Мысхако, соединиться с дивизиями, на-
‘ступающими с восточной стороны бухты.
Это” обеснечивало развитие дальнейшего
‘успеха операции наших войск ‘по окон-
‘чательному разгрому гитлеровцев под.
`Иовороссийском и открывало` путь Е
‘Анапе и дальше на Таманский  полуост-
ров. Успех операции был возможен толь-
ко. при тщательной разработке плана
итабом руковолетва и безупречной его
Теализации командирами-исполнителями.

В. подготовительный период флотская
‘и армейская разведка точно выявила
все огневые точки и оборонитель-
ные сооружения противника, защи-
щавшие вход в порт. Подавление их бы-
‚ло возложено на береговую и полевую
‚артиллерию, между которыми точно рае-
пределили цели. Был изучен также ха-
рактер боновых. заграждений, прорыв ко-
торых возложили на’ специально  подго-
‘товленные катера. Уничтожение огневых
‘точек, лотов и лзотов, расположенных
неносоедотвенно на молу, пристанях и
причалах, ‚ возлагалось на торпедные ка-
тера. :

Десантные части длительное время
тренировались в высадке. Штурмовые от-
ряды первого броска состояли преимуще-
ственно из военных моряков, среди кото-
рых многие хорошо знали. Новороесий-
кий порт. Во главе отрядов стояли офи-

ЧЕРНОМОРСКАЯ АВИАЦИЯ _
> НАД ТАМАНЫЮ ^

(От корреспондента «Красного Флота» )

ского флота в боях за освобождение
Таманского полуострова основаны преж-
де всего на тесном взаимодействии всех
родов войск. Большую роль в этих боях
играет флотекая авиация, главным обра-
зом штурмовики 11-й Новороссийской
ДИВИЗИИ. :

Наиболее напряженная деятельность
черноморских летчиков началась 10 сен-
тября, когда десантные отряды вели бой
на улицах Новороссийска. Начиная с
этого дня, штурмовики гвардейского пол-
ка, которым командует Герой Советского
Союза гвардии майор Ефимов, ежедневно
по нескольку раз появлялись над горо-
дом, поддерживая действия морских ие-
хотинцев и частей Красной Армии. Вмё-
сте с самолетами «Ильющин-2», охраняя
их в воздухе и помогая штурмовать вра-
зеские позиции, так же напряженно pa-
ботали истребители частей, которыми
командуют майор Джапаридзе и гвардии
подполковник Ллобимов.

Действия черноморской авиации
время с 10 сентября по сегодняшний
день можно разбить на два периода:
первый — бои за” Новороесийск и вт9-
рой преследование отступаютщего врага.

Бои за Новоросеийск с особой убеди-
тельностью подтвердили важность под-
держки десанта © воздуха и особенно та-
кими самолетами, как <«Ильюшин-2». ©
утренней зарей они появлялись над не-
мецкими позициями. Чего только не пред-
принимали немцы, чтобы уменьшить
эффективность наших ударов. с воздуха?!
Они укрывали свои орудия и минометы в
щели, скрывали живую силу в глубине
траншей, под цементом дзотов, в подва-
лах, старались насытить боевые порядки
большим количеством  малокалиберных
автоматических орудий... Но ничто He
спасало захватчиков. «Илы» выходили в
атаки с малых высот, пулеметно-пушеч-
ным

за_
‚ бойцом, он личным примером уваекал за

„Успехи Красной Армии и Черномор- ли, подавляли и уничтожали:

огневые
течки, безошибочно находя и без промаха
поражая цель.

Летчики проявили высокое искусство
й особую точность ударов. Это было не-
легко, так как расетояние между перед-
ними краями обороны нашим и против-
ника зачастую не превышало 10—15
метров. Штурмовики наводили ужас на
немцев, еще выше поднимали  наступа-
зельный дух наших есантников, кото-
‘рые уверенно шли вперед, зная, что лет-
чики поддержат их в любой обстановке.

Только 3a 5 дней боев штурмовики
авиационного полка Героя Советского
Союза гвардии майора Ефимова уничто-

жили 35 пушек и минометов, более 40

зенитных установок, около 200 автома-
ци, несколько танков, истребили ‘более
2.500 немецких солдат и офицеров.

В эти дни особенно отличилаеь эекад-
рилья, которую водил на штурмовки
гвардии капитан Вартанян. Будучи сам
искусным и бесстрашным воздушным

собой молодых летчиков. Его полчинен-
ные  гвардий лейтенант  Бениханов,

гвардии ‘младший лейтенант Попов, гвар-

AMM старший лейтенант Злобин и другие
громили врага, невзирая на зенитный
огонь и атаки немецких истребителей. В

первом же полете группа, которую водил
Вартанян, атаковала тяжелую батарею и

эскадрилья сделала еще два’ вылета,
уничтожила до 300 немцев, несколько

огнем выковыривали немцев из зем- командира. На двух

автомашин, вызвала пожары и взрывы: на
складах боепринасов.

Так же действовали летчики  эбкад-
‘рильи и на второй и на третий день. 14
сентября гвардии капитан Вартанян по-
гиб смертью героя, с честью выполнив
задание командования. Черноморцы по-
клялись отометить за смерть своего

Капитан 1-го ранга К. ТУМАНОВ .

‘заставила ее Замолчать. В тот же день

самолетах  «Илью-

a

церы, имевшие значительный опыт де-
сантных операций, отличавшиеся  ини-
циативностью, смелостью, находчиво-
Стью.

План операции во всех подробностях
разрабалывалея совместно флотским и
армейским командованием. Это  обеепе-
зило безупречное взаимодействие флота
и армии в боях за Новороссийек. Ход са-
мой операции достаточно широко  осве-
щался в печати, и поэтому нет надобно-
сти останавливаться на нем.

Следует отметить; что десантная оне’
рация по захвату Новороссийска служит
классическим примером подобного рода
операций как по дерзости замысла, чет-
кости планирования, хорошей организа
ции подготовки, так и по  исключитель-
ной точности выполнения. Вонросы взаи-
модействия, играющие в таких операци-
ях 06060 важную роль, были успешно ре-
шены, несмотря на применение большого
количества разнородных сил и средств.
Значительное число различных групи
кораблей, имеющих разные задачи и 0б’-
екты атаки, действовали согласованно и

обороны и кораблей совместно © артил-
лерией Красной Армии сокрушительным
отнем 5беспечила высадку десанта, под-
держивала его действия на берегу, спо-
собствовала дальнейшему продвижению
наших войск. Войска, расположенные на,
восточном и западном берегах Цемесской
бухты, одновременно © высадкой десан-
ла начали штурм укренлений противни-
ка с фронта. Так же тесно’ взаимодей-
ствовали летчики флотекой и армейской
авиации. Все это вместе взятое в сочетал
нии с мужеством и мабтеретвом участни-
ков, при хорошем боевом управлении 06ес-
печило успех операции по овладению
Новороссийском. Она в свою
определила дальнейший исход боев
Таманский плацдарм.

После взятия Новороссийска части
Врасной Армия

очередь
3a

продолжали  прееледо-

вать противника, отступающего на севе-

ро-запад. Немцы пытались Задержаться
на подотупах в Анапе, создав сильно
укреплённый оборонительный ‘рубеж в
районе перевала Волаьи Ворота. Артиляе-
рия ий авиация массированными ударами
помогли подвижным и танковым частям
армии прорвать этот узел сопротивления.

Следует отметить, что немцы особенно

настойчиво защищали Анапу, так как с .

потерей её они лишалиев последней мор-
ской базы на черноморском побережье
Вавказа, кроме того суживалась возмож

шин-2» появилась наднись: «За Вартке-
за Вартаняна!».

С такой же отвагой и мужеством дей-
ствовали штурмовики других эскадрилий.
Под командованием гвардии майора Ку-
нях, твардии капитана Данилова, гвар-
дии старшего лейтенанта Дорофеева они
пять дней неустанно штурмовали войска
противника в городе. В успехе десанта
заложена немалая доля их труда.

Получив сокрушительный удар в Но-
вороссийске, немцы покатились на севе-
ро-запад, пытаясь действиями арьергар-
дов задержать продвижение наших войск.
Одновременно они лихорадочно стягива-
ли войска и технику к портам Тамани.
чтобы эвакуировать через Керченский
прозив. По дорогам раетянулись верени-
цы немецких танков, автомашин, пово-
  зок, колонны пехоты, движущиеся к пор-
там, куда были подтянуты нлавередет-
ва — быстроходные баржи, буксиры,
понтоны. Но это плохо удавалось врагу.
Черноморские ‘летчики бомбо-штурмовы-
ми ударами днем и ночью не давали по-
коя отступающему врагу, истребляли его
живую силу и технику на дорогах, унич-
тожали нлавсредства в портах.

- С утра 16 сентября, как только немцы

были окончательно выбиты из Новорос-
сийска, авиация переключилась на прес-
ледование войск противника” на Унич>
тожение его арьергардов й артиллерийских
заелонов, которые прикрывали отетуп-
  ление. Это преследование изобилует яр-
  RUMH примерами отваги, выдержки, -вы-
 еокого мастерства наших летчиков.
честью выполнивших свою задачу.
уничтожить как можно больше немцев на
  Тамани, не дать им переправиться через
  Керченский пролив.

Группа штурмовиков во главе с ‘Бар-
дии капитаном Парменовым наносила в
  районе Волчьих ворот удары по немецким
  таньам и пехоте, уничтожив только при
  одной атаке более 200 солдат и офицеров
  и 19 автомашин. Велед за Парменовым,
пе дав врагу опомниться, атаковала
группа гвардии капитана Данилова. Нем-
цы снова понесли большой урон в живой
силе и технике. Штурмовиыи действовали
по дорогам и переправам, мешали нем-
цам организовать сопротивление и отход.

точно по плану. Артиллерия ь

Saas
$

a4

Pad
t=)

ность переброски в Крым эвакуируемого
военного имущества и войск. В то время
как наши части двигались к Анаме, ко-
рабли Черноморского флота, совершив
‘огневой налёт она Анапекий порт, высл-
дили там отряд морских пехотинцев, ко-
торые очистили порт и ворвались в город.
Утром 22 сентября Анапа была полностью
очищена от противника.

Дальнейшее взаимодействие с частями
Врасной Армии, сражавшимися за Ta-
_манский полуостров, осуществляли ко-
рабли и части не только Черноморекого
флота, но и Азовской военной флотилии,
Азовцы артиллерийским огнем кораблей
и высадкой десантных групи способство-
вали взятию порта Темрюк. Черноморцы
период напряженных боев за` Таман-
ский полуостров провели ряд десантных
операций. При содействии десанта © мо-
ря 25 сентября нашими войсками был
взят укрепленный пункт противника —
станица. Благовещенская. 26 сентября
корабли высадили десант в немецком ты-
лу в районе Сохленого озера, чтобы отре-
зать врагу пути отхода, уничтожить живую
силу и технику, не дав им эвакуировать:

яв Крым. Неребраска войск морем на
захваченный десантом плацдарм дала им
возможность выйти на дорогу, ведущую
к Тамани. Носле ожесточенных боев бы-
ла взята Тамань, которую немцы более
года использовали, как основную базу
питания войск своей Кавказской грулпи-
-ровки.

Авиация флота непрерывно  поддер-
кивает наступающие войска, нанося
бомбо-штурмовые удары по немецкпи
плавередетвам, в большом количестве
скопившимся в Керченском проливе, по
отетупающим — войскам и ближайших
крымским портам,  Лётчики-черноморцы
потопили много мелких судов © находив-
шимися на них войсками и боевой техни:
кой противника.

Бои з& Кубанеко-Таманский плацдарх
ещё раз наглядно показывают возросшее
могущество. наших войск, отличное ‘овла-
дение ими тактикой маневрирования, В
этих боях проявились огромные возможно-
сти, которые открывает тесное взаимодей-
ствие флота и армии при наступлении на
приморских флангах. Наши войска Ha
Таманском полуострове уничтожают 05-
татки войск противника, занимают опор-
ные пункты немцев, очищая северную
часть полуострова. Эти успехи Красной
Армий выбивают у немцев последнюю на-
дежду на возобновление наступления на
Юге, лишают их войска, расположенные
в Крыму, какого-либо прикрытия, кроме
Керченского пролива. x

SS Nae See So oe

Однако главное внимание флотская
авиация переключила в этот период па
уничтожение неприятельских — плав-
средств. Группа гвардии капитана Данл-
лова, вылетев на атаку каравана быстро-
ходных десантных барж, двб из них
взорвала и две подожгла. Затем по ка-
равану ударил гвардии старший лейте-
нант Дорофеев, также уничтоживиий
несколько барж. На обратном пути гру
па Дорофеева прошла вдоль прибрежных
дорог и обстреляла немецкие \колонны.
Не менее успешными были’ действия
группы «Илов», которую вел гвардии
старший лейтенант Злобин. Алаловав
караван барж на переходе из Тамани в
Керчь, эта грунпа потопила несколько
барж и многие повредила.

В ходе боев летчики проявили иекаю-
чительное мастерство. Гвардии  лейте-
нант Симонян при выходеьиз боя попал
под обстрел немецких автоматических
пушек. Несколько снарядов попало в
фюзеляж. На обоих колесах были разор-
ваны пневматики. Однако летчик довел
поврежденную машину до аорохрома и
мастерски посадил ее на колодки тормоз-
ного устройства шасси. Техники почи-
нили самолет, и Симонян снова поднялся
на нем в воздух.

Многим летчикам впервые пришалоь
встать во главе групп, но они справились
CO сложными задачами. Отлично сти
водить группы гвардии младший лейте-

Злобин. и другие. Хорошо действовали
гвардейцы ФБениханов, Пысин, Сергиян,
Погосян, Ударов. Они делали по несколь-
ву вылетов в день и, несмотря на уста-
лость, снова-и снова поднимались в в03-
дух и шли на цель. .

В сообщениях Советского Информбю-
ро не раз отмечались крупные успехи
черноморской авиажии в боях за Таман-
ский полуостров. Летчики флота прояви-
зи высокую боевую активность. свели
на-нет воздушное сопротивление про-
тивника и, завоевав полное превосходет-
во в воздухе, оказали наземным войскам
надежную поддержку.

Старший лейтенант Г. солодков,

Черноморский флот.

ион А не рн ее т

нант Нопов, гвардии старший лезмтенант

mA iil

~

арии,