‚ 4 ‚КРАСНЫЙ ФЛОТ,

На междунеродг емы О

зеролные темь
геи ae . авиации 9 октября с. г. в Москву прибыл

КРАСНАЯ После  кратковремен-, настроений среди населения. В газетах изо   впечатление, ‘что терманзкая армия спо-   ‘ Председатель Управления по Делам Во-
АРМИЯ ной паузы, необходимой   дня в день появляются предупреждения ©   собна контролировать положение wa Апел- ee A енного Производства США г-н Дональд
НАСТУПАЕТ. для подтягивания Ты-  том, что. лица, ведущие пораженческие .раз-  ниноком полуострове. Гитлер и его клика НАЛЕТЫ НА ГАННОВЕР, М. Нэльсон.

лов, Красная Армия про-   говоры, «не могут рассчитывать на поша.   пытались ‘зыиграть время, использовать   БРЕМЕН И БЕРЛИН По пути в Москву г-н Дональд
должает наступление на всем фронте от   ду». Немецкая печать убеждает жителей   некоторую ‹ паузу между операциями й   М. Нольсон сделал кратковроменную oc-
Витебска до Тамани. Первые же дни этого тыла проникнуться терпением и «вспом-   союзников и_ помешать их успешным   ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Англий“   тановку в г, Сталинграде, где осмотрел
нового наступления ознаменовались бле-   нить о том, что солдатам Ha фронте еще   действиям в Италии. Одчако жизнь   ское министерство авиации сообщает, что та АНИ eo
стящими успехами советских войск. Завер-   тяжелее». Эти призывы к терпению NOR   опрокинула эти планы Гитлера. «Мол-  в ночь на 9 октября крупные сады англий- разру > р

шена ликвидация немецкого плацдарма
на Таманском полуострове — важнейшей
позиции на пути к Крыму. Успешно форси-
ровав Днепр, Красная Армия расширяет
свои позиции на правом берегу реки. Опе-
‘рации наших войск на Калининском и Вол-
‚ ховском фронтах создают серьезную угро-
зу для важнейших германских позиций на
северо-западе.

Последние события на советско-герман-
ском фронте и в особенности преодоление
Красной Армией Днепра вызвали смятение
в гитлеровском лагере. Известно, что гер-
манское командование возлагало большие
надежды на использование Днепра в каче-
стве нового оборонительного рубежа. Об
этом можно судить по укреплениям, возве-
денным на правом берегу, и по тем круп-
ным силам, которые были брошены немца-
ми на оборону Днепра. Надо полагать, что
именно этот рубеж имел в виду Геббельз,
доказывавший в своем последнем выступ-
лении в Спорт-Паласте, что «германская ар-
мия обладает достаточной оборонной мо-
шью, чтобы задержать русских далеко от
терманской границы» и «что потеря про-
странства компенсируется для Германии
преимуществами стратегического порядка».

Рассуждения о новых «исключительно
выгодных оборонительных рубежах» за-
тполняли страницы унифицированной гер-
`манской печати все последние недели. Раз-
говорами о том, что впереди — «неприступ-
ная крепость», гитлеровцы пытались успо-
коить солдат на фронте и население в ты-
‚лу. Методы эти не новы. Тон рассуждений
о неприступных‘ оборонительных рубежах
на Восточном фронте невольно вызывает
аналогию с рекламой пресловутого «атлан-
тического вала», которым немцы пытались
запугать сторонников решительных денст-
вий на европейском континенте.

Однако решимость, мужество и искусст-
во Красной Армии разбили планы герман-
ского командования. Днепр, несомненно,
является серьезной преградой для насту-
пающей стороны, тем более, что на пра-
вом его берегу немцы возвели сильные Ук-
репления и сосредоточили крунные силы,

поддержанные авиацией. И все же совет-
ские войска сумели преодолеть ‘эти труд-
ности и успешно форсировали его’ в трех
местах. Вряд ли гитлеровской пропаганде
удастся придумать для жителей «третьей
империи» об’яснение того, почему водный
рубеж, рекламировавшийся фашистской
печатью, как «неприступный», не мог по-
служить преградой для Красной Армии.
Остался лишь один спасительный «генерал
Осень» и «генерал Грязь», вновь выташен-
ный на свет божий немецкой пропагандой.
Но и в них трудно поверить среднему нем-
ny — наступление Красной Армии на боло-
тистых участках Северо-Западного Фронта
_ показывает, что‘ и здесь нет преграды для
советских войск.

Последние неудачи на фронте вызвали
резкое усиление пораженческих настроений
в Германии. Швейцарская печать сообща-
ет, что по всей Германии производятся мно-
тгочисленные аресты”и казни лиц, заподоз-

. ренных в распространении пораженческих

*

С‘езд писателей в Голливуде

_ЛОС-АНЖЕЛОС, 8 октября. (ТАСС).
На-днях в Голливуде состоялся ©’езд пи-
`Кателей, который обсуждал вопросы о ро-
- ли писателей в войне. С’езд был органи-
зован «Голливудским обществом Мобили-

зации писателей», в которое входят писа-
тели и предстазители профсоюзов кино-
промышленности, а также Калифорнийским
университетом. На ©’езде присутствовало
несколько сот деятелей искусства, в том
числе видные писатели’ кинодраматурги,

кинорежиссеры, правительственные служа-

: щие, представитель советских кинооргани-

Д. ЗАСЛАВСКИЙ

Морские фрицы

В наши сети на Юге попалась доволь-
но редкая рыба: пленные немцы-моряки.
Она не потому редкая, что немцы на мо-
ре сражаются лучше, чем на суше. А по-
тому, что война с немцами у нас по преи-
муществу сухопутная.

Пленных немцев-моряков взяли вместе
© немецким вооруженных сейнером 30
августа во время операций по захвату
порта Таганрог. Одиннадцать мореких
фрицев были словно вытащены из воды и
трепыхалиеь перед нашими` «рыбаками».
Можно было рассмотреть их во всех под-
робностях. i

Морская ли это порода фрицев? Сом-

- нительно. Все они моря почти и не нюха-
ли. Коуту Гиплеру, Петеру Лэршу, Гансу
Фесту по 20 лет. На корабль они по-
пали случайно. Никакого тяготения к мо-
рю они не испытывали. Гиплер хотел
быть пекарем, а стал матросом. Некото-
рые прошли через морскую краткосроч-
ную подготовку, но она дала им очень
мало. Есть среди них люди поетарше. Ри-
харду Вернеру 35 лет. Он был коно-
хом на берегу и с лошадью знаком не-
сравненно больше, чем с кораблем. Штау-
беркарен. еще старше: ему 42 года. Он
уныло охранял склады в Таганроге.
Неожиданно для себя стал матросом.

Среди этих одиннадцати фрицев толь-
ко один может до известной степени по-
читаться моряком. Это Петер Лэрш из
Кельна. До того, как попасть на Черное
море, . он побывал на учебном корабле
«Шлезвиг Гольштейн». В первый же свой
выход в море этот корабль в Тибавском
порту напоролся на затонувшее судно,
получил пробоину в 18 метров и отковы-
лял обратно в тавань, где приткнул-
ся для долгосрочного ремонта. Хотя Це-

- тер Лэрш и не понюхал по-настоящему
моря, он всё Me может сойти за морского
фрица. Все прочие—это скорее земновод-
ные фрицы.

Конечно, по этим образцам нельзя су-
дить © всем германском флоте. Скажем,
Ha немецких подводных лодках . дей-
ствуют моряки, которым нельзя отказать
и в знании дела и в опыте. Но потери
германского подводного флота произвели

Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА CCCP.

ГМ40498

ЕЕ РЕЖЕ 5 ЕВРЕЯ

крепляются описанием ‘боев на ‹ советско-
германском фронте, которые должны про
извести впечатление на семьи солдат, сра-
жающихся на Востоке. Так‘ «Франкфуртер
цейтунг» явно с этой целью приводит кра-
сочное описание одного из ‘боев. «Густые
волны пехоты -* неизменная картина ¢€pa-
жений на Востоке в первую военную зи»
му — заменены более гибкой тактикой
Красной Армии, которая комбинирует мас-
сы танков с большими массами пехоты.
Эффективность рабочего военных заводов
чувствуется сегодня по обе стороны фрон-
та явственней, чем полтора года назад. .
Фронт, растянувшийся на 2.000 километ-
ров и в свою очередь образующий лишь
часть всего германского фронта, здесь. на
Востоке, не позволяет строить глубоко
эшелонированную оборонительную систе-
му. Поэтому каждый солдат на! счету и
особенно в дни тяжелых боев. Точно так
же и наши танки и штурмовые орудия,
«тигры» и другие новые виды оружия. не
везде могут ‘быть одинаково сильны. Это
относится к числу самых тяжелых испы-
таний, которые воин должен выдержать.
Это напрягает нервы выше предела...».
Но если геббельсовское ведомство очи-
санием трудностей на фронте пытается
уговорить жителей тыла безропотно пере
носить тяготы, то какое утешение приду-
мать для германского солдата на фронте?
Последние сообщения свидетельствуют ©
явном падении духа в германской. армии.
«Солдаты, находящиеся в`отпуску, — пи-
шет шведский журналист Гуннар Пииль,—
с которыми мне приходилось встречаться,
говорили: все что угодно, только не. вер-
нуться в Россию». Это подтверждается
количеством дезертиров с воинских поездов,
направляющихся на Восточный фронт:
исследнее время у каждого из воинских
поездов на остановках выставляется ‘охра-
на из. эсэсовдев. Не менее показателен. для
морального состояния в германской армии
и флоте бунт, происшедший недавно среди
немецких матросов в норвежском порту
Тромсе. Пьяные ‘немецкие ‘солдаты вапали
на портовую стражу в этой важной базе
германских подводных лодок и овладели
стоявшей на якоре подводной лодкой. Hop-
вежское прессбюро в Стокгольме’ сообща-
ет, что матросы бросили в воду командира
лодки, лейтенанта и трех офицеров, сорвав
с офицеров их знаки отличия. Беспорядки
продолжались до тех пор, пока в Тромсе
He прибыла германская полиция.
Пораженческие настроения в тылу, при-
знаки падения морального состояния в
германской армии и флоте — все это непо-

средственный результат поражений нем-
цев на советско-германском фронте.
ПОЛОЖЕНИЕ После паде-
НА. СРЕДИЗЕМНОМ ния Муссоли-
МОРЕ. ни и капиту-

ляции Италии
гитлеровцы пытались создать видимость
политического успеха. Похищение Муссо-
лини, создание марионеточного правитель-
ства, оккупация Северной Италии, Рима,
Салерно и Неаполя должны были создать

заций, английские, китайские ‘и’ латино-
американские писатели.

Руззельт прислал с’езду приветствие, в.
котором говорится: «Участники <’езда уже
оказали нации большую услугу, раз’ясняя
характер нынешней войны и природу Ha-
ших врагов; я уверен, что OHH окажут
нации такие же услуги по мере того, как
победа становится все более верной,
об’ясняя народу сложные проблемы; кото-
рые мы должны разрешить, чтобы сделать
мир жизненной реальностью». }

С’езд получил также приветствие от
Уилки. oes

Ee

обширную плешь в личном составе. Мно-
го немецких моряков погибло вместе с
потопленными немецкими кораблями.
иностранной печати встречаются указа-
ния’на то, что в немецком морском фло-
те наблюдается то же явление, что и в
воздушном. Старые, опытные, знающие
свое дело кадры изрядно поредели, а те,
ъто пришли им на смену, значительно ни-
же по качеству.

Если пойманные у нас морские фрицы
не типичны для всего германского флота,
то всё же они довольно типичны для тех
пополнений, которыми немцы ныне заты-
кают дыры в своем фронте, проделанные
Красной Армией и нашим  Военно-Мор-
ским Флотом. Это молодые и старые лю-
ди, попавшие случайно во флот, не знаю-
щие морского дела, не проявляющие ни-
какого интереса к нему, отбывающие по-
винность и думающие только о том, что-
бы вернуться к сухопутному своему дё-
лу. Это не моряки по сути своей, а зем-
ные люди, посаженные на воду. велед-
ствие истощения морских кадров.

Их об’единяет общая черта — т\-
пость. Странное впечатление производят
они. Нельзя назвать их, пользуясь HeMen-
KOH фашистской терминологией, людьми
«низшей расы». Но они — это совершев-
но точно — люди низшей культуры. Это
не то, что вот в наши руки как раз по-
пали немцы, которых от дикарей каких-
либо заброшенных тихоокеанеких остро-
вов отличает только то, что кольца они
носят на пальцах руки, а не продевают
в носовой хрящ. Нет; это обыкновенные
немцы, молодые и старые, взятые наута-
чу из гущи, не отобранные специально.
Они разные даже в небольшой своей
группе. Веть среди них люди поумнее и
поглупее. Но печать особой немецкой ту-
ности лежит на веех. При этом молодые
немцы кажутся стариками. Они равно-
душны. Какая-то неповоротливость B HX
словах и мыслях. Внешне здоровые люди,
они вое уметвенно дефективны.

Их спрашивали о войне, об их отно-
шении в Гитлеру, о немецком народе.
Земноводные фрицы отвечали на вопро-
вы вяло, тупо, безучастно, словно всё

АЛРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Мобква. ОСушевекая ул., 21. Коммутатор редакции Д 3-20-90 до Д 3-20-96. Телефоны:
отв. секретаря--Д. 1-12-62 и коммутатор, доб. 20; отдел боевых действий флота — доб. 29, 36; отдел пропаганды — лоб.
доб. 8; иностранный отдел—доб. 1-15, 1-35; сектор’ писем-доб. 23; отдел оформления— доб. 1-18; библиотека доб. 13; издалельство- начальник Д 1-12-60; бухгалтерия и отдел подниски—доб. 95

Типография «Красное Знамя», Сущевская, 21.

редакции — Д 1-08-08; зам.

‚судили различные проблемы, возникающие

визносный бразок». явно ке удался ге-
нералу ` Роммелю; призванному ‘командо-
вать германскими войсками в Италии.
Отсутетвие резервов, недостаток в авиации
не позволили ему расширить плацдармы воз
круг. Рима и Неаполя и использовать Се-
верную Италию в качестве базы для на-
ступления на позиции союзников. Ход с0-
бытий на советско германском фронте ли-
щил Гитлёра возможности направить в рас-
поряжение Роммеля подкрепления, необ-
ходимые для осуществления этого плана.

В руках союзников находится Неаполь,
Салерно, ряд важных стратегических пунк-
тов на юге Италии. В последние дни заня-
ты спорные пункты на пути к Риму, Заня-
тие Капуи — важного узла сопротивления
на’ пороге в Рим-оценивается иностранны-

ний этап на пути к итальянской столице.
Обозреватель. лондонского радио майор
Гастингс в очередном военном: обзоре под-
черкивает, что первая. фаза итальянской
кампании завершилась успешно для союз:
ников. Англо-американские войска контро-
лируют теперь одну треть территории Ита-
лии с многочисленными портами и доста-
точным простором для развертывания
операций Неаполь,’ Таранто. Бриндизи и
Бари и ряд более мелких портов облегчают

проблему снабжения и подвоза подкрепле-

ний союзникам,

‚«Мы’‘ прочно удерживаем. всю юго-восточ-
ную часть итальянского полуострова, —
заявляет майор Гастингс. — Захват союз:
ными войсками крупных аэродромов около
Фоджи,: несомненно, усиливает тревогу нем-
цев в связи с возможностью высадки на
противоположном берегу Адриатики. Сар-
диния:и Корсика в руках союзников пред-
ставят серьезную угрозу для вражеских
коммуникаций. Сардивия и Корсика явятся

возможными базами для высадки десантов

по всему западному побережью».

Операции англо-американских войск со-
здают серьезную угрозу для гитлеровской
Германин на всем юго-востоке Европы. Не-
обходимость распылять силы для защиты
всего оккупированного побережья Европы
ослабляет и без того непрочные позиции
немцев на этом театре. Действия югослав-
ских партизан, сумевших овладеть важны-
ми опорными пунктами на берегу Адриати-
ческого моря, заставили немцев перебро-
сить силы на этот участок фронта. Актив-
ность флота союзников в Эгейском море, их
операции против Додеканезских островов
ставят немцев в исключительно сложное
положение, Борьба на Средиземном море
расширяется, охватывает обширное про-
странство, принимает затяжной характер и
требует нового напряжения сил германской
военной машины. В этом свете отсутствие
резервов принимает катастрофический ха-
рактер ‘для гитлеровцев. Новый нажим гит-
леровцев на ‘своих вассалов и, в частности,
попытка заставить Венгрию выделить 15
дивизий для защиты Балкан продиктованы
страхом Гитлера и его клики перед неумо-
лимым развитием событий,

: ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

` С ’езд создал ряд комиссий, которые об-

Hepes писателями во время войны.

В день открытия с’езда состоялся ми-
тинг. Участники его вотретили озацией
ораторов, которые передали приветствия
созетских пикателей и артистов. выражав-
ших надежду на то, что с’езд обсудит
вопрос не. только о роли писателей в
военное время, но и об их роли-в деле
развития дружбы народов Англин, Совет-
ского Союза, США и других стран.

БС р ВЕЕТ ИЕ Еее

это и не касалось их непосредственно,

‚ словно войну ведут другие, а они только

случайные люди на войне, попавшие в
нее, как кур. во щи. :

„Вот жизнь Royra Tunaepa, который
успел дослужиться до чина боцманма-
Ta — унтер-офицера. В детстве учился,
окончил школу, но полученное образова-
ние никакой пользы не принесло. Ни к
чему оно было. Дальше: двигаться в Гер-

‚мании некуда было. Пошел в пекари.

В школе Коут Гиплер поступил в ор-
ганизацию . ‘<гитлеровской молодежи».
Школьники вее делились на групы с
разными военными уклонами: были мор-
ская, кавалерийская, радио-телеграфная
группы... Гиплер избрал морскую. Поче-
му? Неизвестно. Может быть, потому, что
Ганновер — приморский город. Но св
морской групне ничего морскоге не было.
Летом играли, пели, занимались физ-
культурой, устраивали походы. Никакой
любви к морскому делу не воспитывалось.
Никакие морские традиции не насажда-
лись. Воспитывались юные немчики, как
бычки. Сильна была дисциилина. Насаж-
дали повиновение старшим. Но политиче-
ская сторона в воспитании была слабо-
вата, — Верь фюреру! — вот и все.

‹ Вырос Гиплер невежественнымх  пар-
нем, работал. в своей пекарне, потом по-
шел на войну, сначала работал в камбузе
на каком-то пароходике, потом попал на
сейнер в Таганроге и — вот он в плену.

Стоит-он серый, скучный, тупой перед
нашими офицерами. Он не отказывается
отвечать. Намротив, выкладывает всё,

дело, что за душой у него почти ничего
нет. ’Верил ли Гитлеру? Да, верил. А
теперь? Теперь не верит. Что знает о
войне? Почти ничего не знает. Не при-
TROPACTCA, & действительно почти ниче-
го не знает. Да и откуда было знать? Га-
зеты редко попадали на сейнер. С офи-
перами He приходилось говорить, они
© матросами He разговаривают. Слущали
гитлеровекое радио, но оно так однооб-
разно врет, что матросы ‘утратили всякий
интерес к нему...

` -— Иу всех так?

Да, у всех. Впрочем, — тут Гиплер‘ не-
вколько ‘оживляется, — один из унтер-
офицеров тайно ‘принимал передачи из
Москвы. 06 этом знали некоторые другие
унтер-офицеры, но ни до рядовых, ни до

ми» военными обозревателями как послед-!

что есть у него за душой. Но в том-то и] 3

ской бомбардировочной авиации совершили
налет на Ганновер. Налет был совершен в
благоприятных ‘метеорологилеских услови-
‚ах и, согласно первым доневениям, носил
концентрированный характер: Меньшее с08-
динение акглийских тяжелых бомбардиров:
шиков атаковало Бремен. Самолеты типа
«Москито» подвергли’ бомбардировке Бер-
лин и неприятельские об’ектыв_Руре Про-
изводилось минирование вражеских вод.
Англинская авиация потеряла в этих опё-
рациях 3! бомбардировщик.

ЛОНДОН, 9 октября, (ТАСС). Как пере-
лает агентство Рейтер, крупныё  соединз-
ния американских тяжелых бомбардиров-
‚ щиков «Летающая крепость» и «Либерей-
тор» совершили 8 октября налет на авиа-
ционные заводы, портовые сооружения И
верфи в Бремене, а также на базу подвод-
ных лодок в Фегезаке (Германия). Опера-
‘ция прикрывалась самолетами типа «Сан-
дерболт». Американские тяжелые  бомбар-
плировщики, встретившие ожесточенное CU-
 противление противника, сбили 130 враже-
ских истребителей. ‘Самолеты типа «Сан-
дерболт» сбили 12 неприятельских истре-
бителей. Из этих операций не вернулись на
-свой ‘базы 30 американских бомбардиров
щиков и 3 истребителя. :

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Как пере-
пает агентство Рейтер, в Лондоне офици-
ально сб’явлено:о том, что английские бом-
бардировщики совершили в кочь на 9 ок-
тября налет на Германию. Г

БОМБАРДИРОВКА
ГЕРМАНСКИХ АЭРОДРОМОВ
В РАЙОНЕ ЭГЕЙСКОГО МОРЯ

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). По сооб-
щению штаба воевно-зоздунных сил союз-
ников на Ближнем Востоке, в ночьна 8 ок-
тября был подвергнут. бомбарлировке Ге-
раклион (остров Крит). Отмечены прямые
попадания в посадочные площадки. Возник-
ли взрывы и пожары. Прошлой ночью был
атакован аэродром: Калато (остров Родос).
Из всех операций не вернулся один само-
лет

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Штаб
войск союзников в Северной Африке сооб-
щает, что 8 октября тяжелые и средние бом-
бардировщики, входящие в состав. военно-
воздушных сил Северо-Западной Африки,
совершили налеты на аэродромы в Элззв-
сине (близ Афин) и Кании (Крит). 7 ок-
тября тяжелые бомбардировщики  совер-
шили налеты на аэродромы Кастелли-Пе-
диада (Крит) и Маритца (Родос). Во время
этих и других операций было уничтожено
7 самолетов противника. Авиация союзни-
  ков потерь не имела. : :

ees

ОПЕРАЦИИ _
АМЕРИКАНСКОГО АВИАНОСНА
У ПОБЕРЕЖЬЯ НОРВЕГИИ.

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Как. со-
обнает специальный корреспондент. агент-
` ства, Рейтер, Йа-днях американский авиано-
Cell, название которого не приводится, со-
‘вершил под охраной английских военных
кораблей нападение ‘на караван торговых
судов противника вблизи Бодэ (Норвегия).
`Базирующиеся на этот авианосец самоле-
ты-торпедоносцы и пикирующие бомбарди-
’ровщики, сопровождавшиеся истребителя-
ми, причинили серьезные. повреждения вра-
жескому танкеру водоизмещением в 8 тыс.
` тонн. Бомбами был вызван пожар на гру-
‚ зовом судне водоизмещением в. 5 тыс.
‚тонн. Был подожжен также прямым попа-
’данием бомбы грузовой пароход тоннажем
в 8 тыс. тонн. Всего_в результате попада-
`ния бомб было повреждено 9 вражеских су-
“op uw 1 баржа. Американцы потеряли 3 ca-
молета. -

fat LU

офицеров вести, полученные таким 06-
разом, не доходили.
Это а: жизненная деталь. Ин-

тереено не только то, что унтер-офицеры
немцы с интересом слушают передачи из
Москвы, находя в них правду о войне, от
их скрытую, но и то, что они это хра-
нят в глубокой тайне от офицеров:

Сам Гиплер, как ин Гане Фест, как и
Петер Лэрш, тоже ne верил официальным
немецким сволкам, но не проявлял и 0со-
бого интереса к сведениям из другого
источника. Иногда, очень редко, яваялись
специальные докладчики из армейских
рот пропаганды. Гипаер сначала ходил

на эти доклады, а потом перестал ходить.

Неинтересно было. Всё одно и то же. Да
и что слушать, когда в докладах сплош-
ная ложь! ,

Большое впечатление произвела весть
0б оставлении Орла. Перед этим гитале-
ревекие сводки кричали о немецком на-
етуплении, об огромных потерях Красной
Армии, об уничтожении тысяч советских
танков. Победа! Победа! И вдруг — 06-
тавили Орел... Ясно стало, что. всё это
была сплошная брехня. Никто больше не
верил в то, что немцы отетупают для
«сокращения и выпрямления» фронта..

Гинлер побывал у себя дома во время
войны, получил отпуск на три недели. Он
ничего не рассказывал.о положении на
‘фронте знакомым, боялел recrano, —
сильно запугали его при от’езде, запре-
тили рассказывать о чем бы то нй было.
Он ходил по Ганноверу и не узнавал род-
Horo города. Среди разрушенных зданий
семьи живут вместе в уцелевиих
квартирах. У всех немцев ‘подавленное
настроение. Все молчат о положении на
фронте. Все разговоры только о разру-
шениях, о том, что окончательно нечего
есть, что нет ни одной семьи, где не бы-
то бы убитых... С подавленным настрое-
нием Гиплер приехал в свой родной го-
род. Еще в более подавленном состоянии
уехал.

Вот так, скупыми, редкими словами,
занпинаясь, Гиплер нарисовал картину
нынешнего немецкого быта. Что же будет
© Германией дальше? Петер Лэрш ска-
зал: будет мир или капитуляция.

Покуда шла речь о вопросах военных
и политических, можно было с превели-
‚ким трудом вытянуть из пленных ответы.
Они смотрели тупо, долго шарили в своей

ee ee ИЕ

для еправок—доб,

мецкими оккупантами, а также работы
по восстановлению города и заводов.
„На московском

нальда М. Нэльсона встречали Замести- ! Американского Посольства,

&

‚ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Штаб
войск союзников в Северной Афраке сооб-
щает, что американская 5-я и английская
8-я армии внозь продвинулись вперед: пер-
кая — на 3, а вторая —— на 5. километров.
Выпавшие недавно сильные дожди вызвали
з некоторых районах наводиения. Плохая
погода продолжает препятствовать опера-
циям наземных войск, у

8 октября средние бомбардировщики,
входящие в сосгав всенно-зоздушных ‘сил
Северо-Западной Африки, совершили налет
на об’екты в районе Палаты (Италия). Бы-

арродроме г-на До-  США в СССР г. М. Гамильтон a yp

10 октября 1943 г., № 240 (146)

Приезд в Москву г-на Дональда М. Нэльсон

тель Народного Комиссара Внешней Ту’.
товли генерал-майор тов. Семичиет.
нов И, Ф., Председатель Правительство.
ной Закупочной Комиссии Союза (0,
США генерал-майор тов. Беляев АТ,
Заместитель Начальника Отдела Торгов
Договоров НИВТ тов. Сладковекий М. 1
Начальник Сектора Америки Отдела Ty.
говых florosopos HBT тов. Aye.
свев П. С., а также Поверенный влет

(TACO),

Военные действия в Италии

ли отмечены ‘прямые попадания в авто.
шины и мосты. Минувшей ночью бомбарди
ровшики совершили налет на Узлы дорогу
мосты в Изернии и Формии,

ЛОНДОН, 9. октября. (ТАСС). tins
союзных войск в Северной Африке офи.
циально сообщил о том, что американка;
5-я армия заняла Казерту, находящуюся}
20 с лишним километрах к северо-воетоку
от Неаполя на дороге. Капуя—Беневента
Кроме того, американской 5-й арман yy.
лось форсировать реку Вольтурно в 3) ку.
лометрах от Неаполя.

СОПРОТИВЛЕНИЕ: ИТАЛЬЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ _
ГИТЛЕРОВСКИМ ОККУПАНТАМ

НЬЮ-ИОРК, 9 октября. (ТАСС). Коррес-
пондент газеты «Крисчен сайенс монитор»
передает © итало-швейнарской границы, что,
по’ сведениям лиц, прибывших ‘из Северной
Италии, гитлеровские оккупанты наталки-
ваются на растущее сопротивление италь-
янского населения. Многие итальянцы. 60-
рются против оккупантов с оружием в ру-
ках, которое они захватили в арсеналах в

действуют небольшими группами, Которые
нападают на немецкие патрули в дерева /
разрушают германские склады с продоволь.
ствизм. Один итальянец застрелил ka во.
зале в Бергамо трех гитлеровцев. Групи
итальянцев повредила два генератора м
электрической станции в Треццо сулль Ац.
да, Гитлеровцы в отместку арестовали виа.
честве заложников и выслали в Герману
многих жителей города. р

Кунео, Александрии и других городах. Они

„‚ НЕМЦЫ ГРАБЯТ ИТАЛИЮ

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что командование окку-
пационных войск в Италии предоставило
всем германским солдатам и офицерам ‘спе-.
циальные льготные возможности отнравки в
Германию награбленного в. Италии имуще-
ства. Издающаяся в’Швейцарии  Итальян-
ская газета «Либера стампа» сообщает, что

Северной Италии происходит повальное
ани населения. Гитлеровские солдз-
ты врываются в частные дома и отбаярают у
населения все, что им заблагорассудится.

Корреспондент газеты «Ньюс  кронякл»,
находящийся при штабе английской 8-й ар-

мии, сообщает, что при занятии войскам
союзников города Термоли там был нада
приказ по инженерным частям германско
армии, в котором сказано, что эти yarn
должны при отступлении германских вок

‚производить возможно большие опустоше.

ния. Мосты, станции, водопроводы, склады
продовольствия, говорится в приказе, долх-
ны уничтожаться. Пз рассказам  итальчян:
цев, проживающих в районах, откуда а.
ступили германские войска, гитлеровцы от.
нимали у населения велосипеды в даж
детские коляски, чтобы увезти награбле:
ное добро.

ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ.

ТОКИО, 9 октября. (ТАСО). Как пере-
дает агентство Домей Нусин, премьер-ми-
нистр Тодзио назначен по совместительству
министром торговли ‘и промышленности, ми-
нистр железных дорог Хатта— по ‹овме-
стительству министром связи, министр
торговли и промышленности Киси — мини-
стром без портфеля. Министр связи Фя-
надзима, а также министр без портфеля
Судзуки, являющийся одновременно прези-.
дентом планового бюро при кабинете, ос-
вобождены от занимаемых постов.

Как уже сообщало ранее агентство До-
мей Цусин, японский кабинет принял ре-
шение о ликвидации ‘министерства торговли
и промышленности, которое прекратит свою
деятельность 1 ноября, и о создании на его

ЯПОНСКОГО КАБИНЕТА

базе министерства вооружения. Кро
того, с 1 ноября создаются еще два мени:
стерства: путей сообщения ‘и связи, обра:
зозанное путем слияния министерства свя:
зи и министерства железных дорог; и №:
нистерство земледелия и торговли, cos
данное путем слияния министерства земле
делия и лесоводства и ряда ведомств мя:
нистерства торговли и промышленности.

Как сообщает агентство Домей Lycu:,
политические обозреватели в Токио пола:
гают, что. премьер-министр Тодзио будет
по совместительству назначен министром
вооружений, министр без портфеля Киси-

вице-министром вооружений, Хатта — wi >

нистром путей сообщения и связи и министр
земледелия и лесоводства Ямалзаки — № .
кистром земледелия и торговли.

Приезд министра иностранных дел Китая в Дели

ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС). Как с0об- вень. Сун Цзи-вень примет участие в со
щает корреспондент агентства Рейтер из  вещаниях, которые проводит главнокоман:

Дели, сегодня туда из США прибыл mur

дующий войсками союзников в Юго:Вк-

нистр иностранных дел Китая Сун Цзи- точной Азии лорд Маунтбэттен.

От Наркомата Обороны

На боевом посту в районе Полтавы погиб генерал-лейтенант Зыгин Алекеей
Иванович. Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР память тв.

ИЕН НИЕ

_куцой памяти, с трудом находили слова,

тяжело ворочали языком, — но в6ё же
что-то знали, о чем-то слышали, чему-то
их учили. Вакие-то обрывки понятий ше-
велились в их мозгу. Какой-то смутный
интерес был к событиям.

Но вот были заданы им вопросы о ли-
тературе. Что они читали; эти молодые
немцы, каких писателей знают, чем ин-
тересуются, какие книги им знакомы?
Тут открылась совершенная, необ’ятная,
бесплодная пустыня. Ни одного слова не
могли сказать эти «завоеватели», приз-
ванные насаждать на захваченной земле
«выснную» немецкую культуру, ни од-
ного имени не могли назвать. Какие кни-
ги они читают? Они вообще никаких книг
не читалот. -

Их погнали в Россию. Что это за стра-
на, кто в ней живет, о чем говорит исто-
Pua этой страны? 06 этом не знают. ло-
шади в немецком обозе. нб знают матро-
сы в немецком флоте. Лошадям и не но-
лагается знать. Матросы не проявляют
ни малейшего интереса. Они достаточно
осторожны, чтобы не признаваться на до-
просе в грабежах, в насилиях нал жи-
телями, Но они откровенно признают,
что решительно ничего не знают о нашей
стране, что им ничего о ней не расска-
зывали, и они сами, со своей стороны,
ничем не интересовались. Слышали они
о Нушкине, Толстом, Чайковеком? Нет,
никогда таких имен не слышали, Ладно,
© русской литературе и музыке ничего He
знают, Но о Суворове. о Кутузове прихо-
дилось слышать? Her, эти имена ‘тоже
совершенно неизвестны.

— А Наполеон?

Лица тупы и безучастны. Не знают.
Впрочем, Петер Лэрш морщит 10б, ту-
жится изо всех сил и вспоминает: да,
что-то такое слышал. Был такой человек
Наполеон, Вто-то о нем говорил... ;

— hro xe on Onx Hanoaeon?

— Не знаю... Не помню. Нет, не знаю.

Гане Фест вдруг заявляет, что при-
помнил имя одного крупного русского
поэта.

— Вто же это?

— Такой... Крайнер его збвут. Слыхал.

Они тупо смотрят и не понимают, по-
чему их спрашивают о книгах, о писа-
телях, почему недоумевают русские офи-
церы.

Русскую литературу оставляют в по-

1-73; вам. редактора—лоб. 1-72; отв,
89; отдел партийно-комсомольской

Зыгина увековечивается сооружением ему памятника в г. Полтава.

секретарь
работы —
ид 1-62-21, }

кое. Немецким дикарям позволительно я
не знать о ней. Этого незнания даже
требует от них фашистская муштра. Ю
немецкая литература, немецкие писате-
ли? Кого они знают из великих ‘немецких
классиков, кого любят, кого читают?

Молчат земноводные фрицы, потеют,
переминаются с ноги на ногу. Не Moryi
назвать ни одного имени. В школе чем)-
то учили, но это позабыто. Старый Штау-
беркарен прочитал в своей жизни Het
колько бульварных  романчиков © 2008
пополам с убийствами, Что-то в этом ро
де читал и Гиплер. А Гете и Шиллер —
это что-то такое, как и Наполеон дал
Яэрша. Смутно вспоминаются эти имена.
А что они делали, что писали, это нех ^
цам-дикарям неизвестно.

Вот этих-то одичавших двуногях бы
ков Гитлер погнал на нашу страну, №.
мецкое стадо шло, ехало, летело виерех,
ни о чем не думая, ни о чем не заботясь,
зная лишь то, чему фашисты их учили:
можно безнаказанно убивать, насгловайъ,
грабить. Тупые, равнодушные ko BCCN),
что не касается жратвы и животной по-
хоти, эти немецкие дикари покорно под-
чинялись эсэсовским вожакам;, 63800)
начальству, верили Гитлеру. Их дикость
облегчала задачу командования, покуда
не было трудностей, покуда He требоза-
лась особая устойчивость. Но: война a3
менила свой характер. Немцы ве иду
больше вперед. Они лезут назад под уд8-
рами наших войск, Они пытаются 001а-
новиться, задержаться, уцепиться 32
рубежи, Гитлер требует величайшей уе
тойчивости. Все усилия немецкой лропа-
танды направлены на то, чтобы поднять
упавший моральный дух в немецкой ap- (
мии, внушить веру в ев силу, в победу.
Но Красная Армия сбивает немцев © ру-
бежей, прорывает сильно укрепленные
линии обороны, разбивает стратегические
планы немцев и парализует их тактиче-
скив усилия.

О

}

Германская военная машина еще 0125” в

па, но она уже изрядно расшаталас.
Разболталась ее материальная часть, И0-
дорвана и моральная. Оличание немец
кого нарола дает себя знать. Соврежен-
ная армия, составленная из дикарей, мо-
жет некоторое’ время одерживать победы.
Но в длительной ‚борьбе армия дикарей
осуждена на поражение, хотя бы она име-
ла в руках первоклаесное оружие.

Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ,

®