ь

4,

18 октября 1943 г.,

SS

На коммуникациях противника

(rapmme лейтенанты Черцов и Тарасов
или перед командиром отряда капитан+
„йтенантом Вочиевым. На столе лежала

арта. \

VOTE задачу, проверив” готовность
зрпедных катеров, офицеры отдали при-
рииние сниматься. На одном из катеров
узноре вышел командир отряда.

Уже стущались сумерки. Бдительно
пистушивая и просматривая район, кате-
вши на норд. Нрошло уже. много време-
на поиск вее еще был безрезульталным.
Точти теряя надежду на успех, Кочиев
pont приблизиться к одному из портов.
уно уже была на исходе. Видимость. до
лити кабельтовых. На море полный штиль. /
Karepa шли уступом влево. Не доходя до’

пи Черцов обнаружил неприятеля,

yymero B четырех кабельтовых от бере-
ть, Идя на оближение, наши офицеры ус-
пновиди, что две самоходных баржи идут
уиильватер, &@ мористее их прикрывают

Ne 241 (1499)

ый р потерь в людеком составе и
гатериа. ii
ate   альной ae ‚возвратить-
В другой раз продолжительный поиск
не увенчалея успехом. Торпедные катера
тарших лейтенантов Гурина и Тарасова
под командованием капитан-лейтенанта
Кочиева вею ночь совершали поиск и,
когда уже стало очевидным, что соприкос-
новение с противником ‘не’ произойдет,
командир отряда принял решение “выпол-
нить вФорую часть задачи: совершить на-
лет на порт противника.
После длительного перехода катера по-
дошли к порту. В это время наши само-
деты бомбили портовые сооружения и
склады немцев. Разрывы 660мб создали
благоприятные условия для торпедирова-

ния плавередотв, находившихся в порту. (Уничтожение

Первым за брекватер прорвался катер
старшего лейтенанта Тарасова. За ним по-
следовал катер. старшего лейтенанта Гу-

части

>

КРАСН

Coop артиллерийских
разведчиков

‚ ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 11 октября.
(По телеграфу от наш. корр.). В
т. Смирнова закончилея chop
артиллерийских офицеров — руководи-
телей разведывательной службы ба-
тарей и подразделений. Артиллерийевие
разведчики поделились опытом обеспече-
ния точности корректировки огня п

безошибочной засечки вражеских. позиций

во время контрбатарейной борьбы. Бы-
ли также обсуждены действия  артилле-
рийских разведчиков при поддержке на-
земных войск и кораблей,

Доклад старшего лейтенанта Гаврило-
ва 0б опыте корректировки огня при
контрбатарейной борьбе и стрельбе
вражеских  дальнобойных
орудий вызвал оживленный обмен мнений.

Большое внимание быдо уделено вопросу
наводки стереотрубы на цель. Опыт по-

на

ый ФЛОТ

Богдан Х

Имя Богдана Хмельницкого неразрыв-
  но связано с борьбой украинского народа.
 за национальную независимость.

Bo времена Хмельницкого. на Украине
‘каки в Северо-Восточной Руси, которая,
сплотившись вокруг Москвы, составила
мощное ядро оссийской державы, —
всегда жило воспоминание о блеске и
величии того периода Руси, когда пре-
красный Киев, один из богатейших и куль-.
урненигих городов Европы того. времени,
ых столицей великого Русского государ-:
ства. Границы его подходили на севере
в Балтийскому, на юге — к Черному мо-
рю, на западе — за реку Нрут, верховья
Вислы и среднее течение Двины.

Татарский ‘погром и тяжкий гнет та-
тарского ига, надолго обессилевшие Русь,
сделали ее западные и юго-западные зем-
ли добычей соседей. Вто время, когда
Русь Московская под водительетвом кня-

Это было время нараставшего народ-
ного, брожения. Стремление к националь-
ному освобождению, ненависть к власти
захватчиков то тут то там прорывались
восстания и. Сил захватчиков оказыва-
пось недостаточно для того, чтобы дер-
мать казачество в повиновении. Король
й сейм готовили уже не карательную эк-
спедицию, & организованный военный
разгром консолидировавшихся сил Укра-
HEEL. В 1648 году тридцатитысячное
войско было двинуто на усмирение каза-
‘зов: Сильный отряд под начальством По-
тецкого отправилея разорять Сечь.

В польских частях было много укра-
инцев. Хмельницкий выслал к ним эмис-
варов, которым поручил раз’яснить, ка-
воё преступление совершают люди, сра-
жаясь против своего народа. Агитация
имела успех. Скоро в главный польский
‘стан пришла весть, что вспомогательный

стью своих сил атаковал его, чтобы He

дать возможности соединиться с осажден-

ным гарнизоном. Первое сражение бы-

ло удачным, но ночью король подкупил_

битву. Ее уепех уже стал невозможным,

‘хана, и тот согласился не вмешиваться в.

и Хмельницкий пошел на динломатиче-
ские переговоры. Чтобы сохранить силы;

он согласилея на мир. :

Партизанская война, однако; нё пре-_

кращалась. В 1650 году поляки
собрали ополчение.

снова -
Хмельницкий с н6-_

большим войском вотретил ero nox Bepe-
стечком. Силы были слишком неравны, .

и казаки потерпели тяжелое поражение. .

Вновь, и уже на более тяжелых услови-—
ях, Хмельницкий согласился на мир. Он_

хотел выиграть время, чтобы дождаться

поддержки Москвы, Без ее помощи на-_
дежды на освобождение не было. Нацио-.
нальная свобода была мыслима только ©

na ня катера. Правый борту ина. Произведя атаку и удачно развер-   хазывает, что вспышка или клуб дыма   37 Дмитрия Донекого, разгромив Мамая   отряд взбунтовался, перебил начазьни- в составе Московского государства.
fap был свободен. HY у, катер» вышли из порта благо-   поеле залпа но соответствует месту, где   а Куликовом поле, трудилась над созда-  ков”и перешел на сторону-казаков. Поч-  В 1653 году Земекий Собор в Москве, _
` оюцкие торпедные катера имеют   ИОЛУЧНО, так как внимание ‹ противника орудия,   Вем великого Русского государства, и ти одновременно с этим показались Силы   рассмотрев новое челобитье Хмельницко-

цивное вооружение. Поэтому успех мог
(иь достигнут только стремительностью
шали внезалностью нападения. Коман-
пр отряда приказал: «Поворот «все
apy?

Подойдя на минимальную дистанцию,
ирший лейтенант Черцов выпустил тор-
my по головной барже. Раздалея силь-
ный взрыв. Сразу не стало видно второй
ржи, Тольхо лосле этого немцы открыли
уитенсивную стрельбу.

Торпедный катер старшего лейтенанта

{

Черцова лег на курс отхода, а старший
зуиенант Тарасов прикрывал его своим
ином, Так под обстрелом противника, ве-
и мветный огонь, наши катера отошли
‚ в {—5 миль и развернулись. Теперь обя-

было привлечено авиацией.

Отойдя в море, старший лейтенант
Гурин доложил командиру отряда, что у
него одна торпеда не вышла, Вапитан-
лейтенант ВКочиев принял решение пос-
лаль калер Гурина вторично. — :

Лослав торпедный катер для выпуска
второй торпеды, командир отряда недоу-
чел необходимости подойти самому ‘на
втором катере ближе к порту, чтобы в
случае надобности оказать огневую под:
держку подчиненному. Катер’ старшего
лейтенанта Тарасова, на котором был
командир отряда, оставался талеко в море.

Так же успешно, как и в первый раз,
Гурин произвел атаку и быстро выскочил
из порта. Но при выходе он чуть было не
попал в беду. На курсе: его следования по-

мы цевтр вражеского

ри наблюдении под углом центр орудия
OT центра вепышии или клуба дыма от
стоит иногда на 30—40 метров. Раньше
( При
стрельбе на подавление она не играла
большой роли, ибо. рассеивание снарядов
и радиус действия всколков- перекрывали.
эту дистанцию: немцы прекралцали огонь

такой ошибкой  пренебрегали,

и уходили в укрытие. :
За последнее время. противник

водка и корректировка. -

стал
шире применять прочные укрытия для
своих  дальнобойных батарей, Поэтому
возникла необходимость добиваться пря-
мых попаданий. Снаряды должны падать
не в районе цели, а точно в цель. Для
этого требуются абоолютно точная на-
Артиллерийские
разведчики вместе с остальными офице-

Хмельницкого. Противник растерялся.
Не успев организовать оборону, он начал
отступать. Ударом во фланг Хмельницкий
‘заставил вражеские силы вернутьея Ha
прежние позиции, атаковал их с двух
сторон и после жестокой битвы подверг
почти полному иетреблению.

Когда весть о побоище у Желтых Вод
пришла к коронному гетману, «все вой-
ско стало так бледно, как бледна бывает
трава, прибитая морозом», — рассказы-
вает современник. Враг укрепился у Кор-
суня. 15 мая подошел сюда Хмельницкий.
‘Остановившиеь по другую сторону реки
Pocu, онстайно отправил шеститысяч-
ный отряд Вривоноса в обход неприя-
тельского лагеря, затем послал туда каза-
‘ка Самойла Зарудного, который сообщил
вов на своих восточных и северо-запад-  гетману, что с казаками пришли огромные

князь Иван Ш еделал Москву преемницей.
‚Византии, Украина во главе с Киевом oc-
тавалась под игом захватчиков — снача-.
ла литовских, затем польских... Украин-.
ская культура, нравы, обычаи; вера под-.
вергались преследованию; ° настойчиво»
проводилась колонизация края; насажде--
ние чужеземной речи, культуры, порядка.
‚ Народ должен был самостоятельно бо-
роться з& сохранение своей националь-
HOH самобытности, и он делал это, орга-
низуясь в религиозно-культурные с0ю-
зы, вроде Киевского братства, и подни-
мая восстания, вереница которых соста-
вила эпопею борьбы против чужевемно-.
го угнетения. Виев через посредетво сво-.,
их митрополитов не раз искал помощи.
Москвы. Но, не решив насущных вопро

го, решил принять Украину в состав _
Московского государства и начать войну -

для защиты этой древней русской обла-
сти, так долго
свою национальность и культуру.

Хмельницкий ловел до конца великов

одиноко боровшейея 3a

дело. Украина основа воссоединилась 6 -
5 siete

Россией.

о
`В тяжелых условиях борьбы за 06в0=

жк а и

бождение своего народа от чужеземного.

порабощения = Хмельницкий

выстутих ^

прежде всего. как воин. В его распоря-.

жении не было постоянного

Б тосудар- —
ственного войска, он должен был сам с03-`—

давать, организовать, усиливать Boopy- —

женную силу. Он выступал и как боец, и -

как рувовбдитель отдельных отрядов, и

как начальник мощного народного вой- Е

$ мнность прикрытия легла на катер Чер-
03d, так как Гарасову предетояло выхо-
диь в атаку. Прикрывающий катер лег на
  вуро уступа влево.

Прошло уже около 30 минут. Можно
(шо предположить, что противник успо-
товлол, и была очевидной возможность
TARO внезапно произвести вторую атаку.
(унако предположение командира отряда
1 оправдалось. Когда катера подошли к
пртивниху на два кабельтовых, немцы 0%-
прыли сосредоточенный огонь, Положение
ннолько усложнилось. Но это, естествен-
№, 16 МОТО ПОВЛИЯТЬ на завершение ата-
1, С неизменной стремительноетью ‘ка-
fe) маршего лейтенанта Тарасова вышел
веку и с минимальной дистанции тор-
тдировал вторую баржу.

Векоре последовал сильный взрыв —
ржа была уничтожена. Прикрывая ата-

явились четыре торпедных камера про-
тивника. Заметив советский катер, они
попыталиеь занять позицию охвата, Гу-
рин решил избрать лучший метод оборо-
ны — атаковать противника, невзирая н&
его численное превосходство. Дерзкое: ре-
шение старшего лейтенанта Гурин было
неожиданным для немцев. Искусно манев-
рируя, ведя только прицельный огонь,
торпедный катер Гурина нарушил. строй
противника, подбил два немецких катера
и быстро оторвался от`неприятеля;

Соединивтись со вторым катером и доз
ложив командиру отряда о происшедшем,
Гурин занял свое место в строю. _

Эти боевые выходы, как и все осталь-_
ные, показывают, что в отряде, которым
командует  капитан-лейтенант - Кочиев,
стало твердьлм правилом действовать уме-
ло, репительно ‘атакозывать противника,

рами части подробно обсудили на сборе
этот вопрос, изучили способы учета рас-
стояния, длины пламени или дыма, обду-
мали, как давать отклонения, чтобы по-
Chiat снаряд не в центр видимой
вопышки, & в центр батареи или орудия
противника. 7

В связи е этими практическими зада-
чами на сборе был поднят теоретический
вопрос: на. кажом удалении от среза ство-
ла орудия в зависимости от расстояния
наблюдения за стреляющим орудием ви-
ден клубок пламени, на каком расстоянии
от среза начинаетея пламя?
Эти данные необходимы, а материалов,
роверенных практически, пока еще нет.
На еборе было решено провести силами
‘офицеров части исследовательскую рабо-
ту по. поднятой теме. Морские артилле-

ных границах, Москва ne могла’ уделить татарские силы, и подтвердил это под же-
достаточных сил для борьбы за юго-за-   сточайшей пыткой, Коронный гетман ре-
падные области. о. их orerynuts на Богуслав. Проводником
В концу ХУТ века вопрос назрел,. но   взяли Зарудного. Он повел войско труд-
решение его было отменено в связи с! но проходимым путем. У оврага Крутая
величайшими трудностями, пережитыми   Балка дорога оказалась перекопанной.
Московским государством в «емутные  го-  Телеги, веадники, пехота сгрудились око-
ды» начала Х\УП века, когда волны ин- ло рва. Ожидавший здесь отряд Вривоно-
тервенции затопили Русь и грозили 6а-  с® внезапно открыл огонь и пошел в
и ee существованию. -`°  [атаку. Поляви бросилиеь назад и наткну-
силия русского народа, об’единивше-  лись на засаду Хмельницкого. Из всего
Toes под водительством Минина и Пожар-   вражеского войска спасся лишь неболь-
ского, положили ‘предел вражескому втор-   шой отряд.
жению. Отзвуки разгрома интервентов   Летом 1648 года в Конотантинове со-
прокатилиеь над Украиной и вызвали  бралось до сорока тысяч вновь набран-
здесь отклик в виде нового под’ема 06-  ного шляхетского войска и масса челяди.
вободительной борьбы и восстаний, ins

Хмельницкий вотретил противника на
щихся в целое море освободительной   речке  Пилявка. Казаки вырыли
войны.

‚0. плотину, перевекавшую реку, как бы
Среди: многих ее героев, образы. кото- готовясь к обороне. 20 сентября не-
рых - напоминают тех, которые: -- Гороль

ска. Личная смелость, доблесть, хитрость, ›
неожиданность в нападении и ловкость -
в  отетуплении характеризовали ero —
как партизана. Как начальник войска: он ~
`етроит тщательно продуманную тактику”
действий, неожиданных для неприятеля,
расечитанных в строгом соответствии ©
условиями местности, с учетом всех ме-_
лочей обстановки. Смелость и стреми-
тельность в нападении OH сочетает 6
осторожностью, никогда не теряется, не
падает духом и в самые тяжелые момен-_
ты опасности вселяет в массы бойцов.
спокойствие, уверенность в победе. Ls
Не один Хмельницкий, а всея масса ук
раинского нароха понимала, что спасение
OT национальной гибели, спасение на-
циональной независимости и культуры“
возможно только в единении ©0 воем ру6=
оклм народом. Но нужен был  государет-> >

приятельская конница перешла речку.

зующего, экипаж катера Черцова вел на-
илько эффективный огонь, что обоим
зиерам удалось благополучно оторватеся
и противника;

Налористость, стремление довести на-
410 дело до конца помогли торпедным
мерам мастерски выполнить боевую за-

во что бы то ни стало доволить начатое
дело до конца. Именно это и помогает
торнедным катерам без потерь оказывать
значительное воздействие на немцев во
время боевых соприкосновений.
Старший лейтенант С. ЛИВШИЦ. -
.Действующий флот.

Ba Дизиром”:

`’ ДЕИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 октября,

Цивившиеся через Днепр юго-восточнее

Пременчуга, в ожесточенных боях с про-
изникох продолжают расширять  плац-

Юрх на правобережье:
Высадившиеь на правом

димться вперед. В это время беспере-
що продолжалась переправа осталь-
ink войск. Немцы открыли сильный ар-

Имерийский огонь, однако наши саперы

№ прокрашали выполнять боевую ‘зада-
1. Большую помощь оказывали им ме-
иные колхозники-рыбаки. Афители одно-
№ 01% Дмитрий Сусло и его
али за ночь 14 рейсов на лодке, пе-
№0зя бойцов, боеприпасы и продоволь-
изщ, Когда переправа подразделения
иводчихась, советокие патриоты  обра-
тышь в командиру части с просьбой за-
YT их добровольцами в ряды Ерас-
11 Армии. Просьба быфа удовлетворена.
° Решительные лействия наших. частей,
`ирировавших Днепр в месте, где про-

ШЗНиК меньше всего ожидал удара, де-.

Уунизовали немецкую оборону,

ЕТ

В ряде

Pees

Vs опыта подгото

Самолет и мотор!

етью воонную зиму Красная Армия
1 Военно-Морской Флот встречают у6-
MM наступательными действиями
№ огромном фронте. В замечательные
бы вооруженных сил нашей страны
мили свой вклад и летчики ‘морской
шиции, На Юге они помогли взять Но-
роснйск. Они топят вражеские. су-
lina Балтике и на Севере. Они действу-
и 18 вех приморских участках фронта.

и мнения, что предстоящей зимой
уищия наших флотов активно будет
Тимнть врага, и к этому она должна

ть подготовлена во всех отношениях. .
On показал, что боеспособность
иционных подразделений, - успешное
\олнение боевых задач во’ многом. 38-
Шт от подготовки. материальной Ча-
и к зиме и _от умения экоплоати-
ть сомолеты“при низкой температу-
№ Эиоплоатировать самолеты зимой не
Nee успошно, чем летом, обеспечить
ищазную работу всей сложной техни-
M авиации — вот задача технического
Hotta, накопившего в этом отношении
mot om, Tar, Kak Of подготовки
(Motta Is операций Зависит ее выпол-
ИНН, тах подготовка всей авиации &
Ite определит эффективность: ударов по
гу, Это должен глубоко осознать каж-
МЙ техник, инженер, офицер аэродром-
МИ службы,

В чем же состоит подготовка матери-

ЧВНОЙ части авиации к зиме? Что и как’

Чано готовить?

06 ем работ велик. Надо
\териальную часть самолета
Митомоторную группу, вооружение

подготовить
(планер,
и

(мец. корр. ТАСС). Наши войска, пере-

берегу, пере-
вые подразделения с боями начали про-.

товарищ

населенных пунктов гитлеровцы были за-.
хвачены врасплох. Бойцы под командо-
ванием гвардии лейтенанта Шильина
незаметно проникли на одну из высот,
захватили батарею противника и, повер-
нув пушки против немцев, выбили их.

из вела.

‚ Спелино подтянув танки, артиллерию,
пехоту и авиацию, противник  предпри-
нимает контратаки, бросая в бой на У3-.
ких участках одновременно до 50 танков.
Наши бойцы, нахкопившие опыт борьбы
в. фашистской техникой под Белгородом,
Харьковом, Полтавой и Еременчугом,
стойко‘и решительно отбивают вражеские

контратаки.

Почти беспрерывно идут воздушные
бой. Наши’ летчики и зенитная артилле-
рия умело сковывают действия немецкой
авиации, десятками уничтожают Bpame-
скиб машины, ;

Наши войска продолжают раеширать
завоеванный на правобережье плацдарм.
Яростно сопротивляющийся ‘враг’ несет
огромные потери-в людах и технике.

ae See

Генерал-майор А. ПРУССАКОВ

спецоборудование),
запуска моторов,
(ВМЗ, БЗ, стартеры), аэродромные сред-
ства и оборудование (капониры, стоянки
самолетов, тепляки. для технического со-
става, аккумуляторные и компрессорные
станции) и т. д. Трудно сказать, что важ-
‘ее. Недостаточная подготовка любого из
этих об’ектов отрицательно скажется на
эксилоатации материальной части. В на-
стоящей статье рассмотрим вопросы,
связанные с самолетом и мотором.

Чтобы полностью и высококачественно
подготовить материальную часть самоле-
та, техник должен отчетливо знать, чт0,
как и в кавие сроки делать. Для этого у
каждого техника должен быть  конкрет-
ный план с перечислением воего, что не-
обходимо проделать на данном самолете,
и со сроками выполнения, Качество работ
проверят техник звена или инженер 96-

кадрильи.,

Бывает, что техник самолета, ocobeH-
но если он впервые эксплоатирует дан-
кый тип машины, не знает точно, вак BEI-
полнить ту или иную работу. Ему нужно
взять с чего-то пример, на чем-то Ha-
учиться. Для этого в ряде случаев целе-
сообразно создать эталонную машину,
которая послужит образцом для › всего
технического состава.

Одна из основных работ — отепление
масляной системы и системы охлаждения.
трубопроводов, баков, втулок и ROROB
винтов и т. п. Важно тщательно делать
рее это, Молодым механикам надо прак-
тичес показать, как отепаять тё или
иные детали. Отепленные трубопроводы
рекомендуется покрыть жидвим стеклом—
это значительно повышает  тепаоиволя-

- яют радиаторы,
‚пилангов, а впоследетвии

ристы будут анайизировать. имеющиеся
данные, & также изучать опыт предотоя-

щих боевых стрельб,

‚теодолиты,

‚решено применить новый метод
систематической ошибки, дающий

стрелке целей. _ г

Sees

_ СЕМЬИ ВОИНОВ КРАСНОЙ АРМИИ
’^ ОКРУЖЕНЫ  ЗАБОТОЙ

МАРЫ, 11 октября. (ТАСС). Большую

заботу о семьях воинов Красной Армии про-
являют трудящиеся Марыйской области. В
семи районах колхозники создали из лич-
ных запасов хлебный фонд для семей воен-
нослужащих. В этот фонд поступило 16.990
килограммов зерна, из них 6.786 килограм-
мов уже’ выдано нуждающимся. Колхозни-

‘ки Марыйского, Сагар-Чагинского и других.

ближайших к областному центру районов
решили обеспечить сельхозпродуктами ce-
мьй, проживающие в городе Мары: Хлебные
фонды создаются и’в остальных районах.

Семьи фронтовиков обеспечиваются
жильем и топливом. В городе Мары отре-
монтировано 3-316 квартир. В Туркмен-Ка-
линском районе закончен ремонт всех квар-
тир и подвезено 1.635 тонн топлива,

км овианим к зиме.

средства подогрева и   ционные свойства оотенления и придает
специальные машины   трубопроводам опрятный вид.
Херошее отепление исключает пер6ох-\ самолет изготовить и оттарировать зон-.

лаждение мотора в полете, значительно
увеличивает время между очередными его
прогревами, не позволяет быстро «при-
хвалывать» тонкие трубопроводы в силь-
ные морозы, уменьшает случаи повреж-
дения маслорадиаторов и шлангов при
запусве, уменьшает время для подогрева
моторов перед запуском.

° Нередко на одном и том же самолете
попаютея маслорадиаторы или гибкие

‚шланги. Механик «с ног сбивается» в

поисках причины, считает, что плохо па-
винит изготовителей
оказывается,
что все дело в плохом отеплении и уходе
з& маслосистемой.

Ba последние две зимы в практику эк-

сплоалации твердо вошло разжижение
масла бензином. Это—средетво, позволя-
ющее повысить боеготовность самолетов
зимой, облегчить экопаоатацию и умень-

шить количество дефектов, К сожалению,

в ряде частей разжижение применяется
нерешительно, а кое-где и неправильно.
Беязнь в этом деле необоснованна, a
ошибки в применении разжижения об’яс-
няются недостаточной подготовкой летно-
технического состава, : ;

На самолетах многих типов для разжи-
жения есть специальные краны, но ими
иногда не решаются пользоваться, & раз-
эижают масло непосредственно, доливая
бензин в маслобак. Эти краны должны
быть оттарированы на истечение при оп-

ределенных оборотах мотора, на которых
‘происходит разжижение, и проверены на
герметичность. В кабине, рядом © краном
разжижения, целесообразно прикрепить

Серьезное внимание было уделено ис-
пользованию опыта ‘артиллеристов Ёрас-
ной Армии, применяющих для артилле-
рийской разведки и корректировки огня

Обсуждая корректировку огня средет=
вами звуковой разведки, ‘на сборе было
выбора

зна-
чительную экономию снарядов при при-

1с 21-0 н# 22-е в лагере противника рас-
пространилась пущенная Хмельницейм
весть, что на помощь казакам пришел
крымский хан, & 23-го Хмельницкий начал
атаку, выслав вперед тех немногих татар,
которые у него были, и казаков, переоде-
тых татарами. Нанеся удар, казаки бро-
еилисв обратно. Волед: за ними по плотине.
‘помчалась  неприятельская кавалерия.
земного ига и стал Богдан Хмельницкий. (Но на другом берегу ее ждала засада.
Хмельницкий получил прекрасное для   Противник, попавший под удар засады,
своего времени образование в Киевском был уничтожен. Ночью Bech вражеский
братстве. °Кроме родного языка, он ‘Хо-   лагерь ‘бежал, бросив артиллерию, огром-
рошю владел латинским и польбвим, & ный 0603, множество ценностей.
позднее изучил также турецкий и фран-  Преследуя противника, Хмельницеий
цузекий. Смолоду, вместе е отцом, он   взял Константинов, Збараж, в начале ок-
бых участником войны и походов, дав-  тября подошел к Львову и направился к
ших ему широкую известность среди 34-   Замостью. Численность казачьего войска
порожцев. Когда Богдан. Хмельницкий достигала уже 80 тысяч человек. Против-

воплотил в Тарасе- Бульбе-и его сорат-Завязалиеь-о мелкие стычки. В ночь
никах, должен был выступить вождь,  :
сумевший об’единить и направить 00-
щие усилия, вождь, который обладал бы
государственным умом и качествами
стратега, & вместе с тем был бы образцом
и примером для массы своих боевых т0-
варящей в борьбе и битве. ВИ
_ Этим вождем народной борьбы за 06-
вобожление украинеких земель OT Tym

поселилея в Чигирине, отношение к Не- ник ждал последнего ‘удара, но казацкая

му казачества выразилось в избрании старшина стояла за примирение и выну-

го ‘на ответотвеннейшую должность  дила Хмельницкого вступить в перегово-

«войскового писаря», на которой он про- ры с королем. В начале января 1649 го-

явил большой дипломатический талант,
ет, tre его встретили, как избавителя
 и национального героя.

В мае того же года Хмельницкий обра-

иася в: Москву с челобитвьем принять

отстаивая интересы казачества перед
польским правительством,

Общее уважение в Хмельницкому - не.
защитило его от насилия‘ панов. Один: из
них е вооруженным отрядом вовремя от:   крайну в состав Мосвовекого царства,
‘сутствия Хмельницкого напал на ero   Олнако правительство Аленсея Михайло-
хутор, разграбил, запорол досмерти сы-  вича не имело в этот момент возможности
на и увез славившуюся красотой жену вмешаться в войну, и Хмельницкий один
Хмельницкого. Тщетно пытался тот ис- продолжал борьбу. Сил было недостаточно,
кать правосудия у короля и сейма. На-   и он привлек к борьбе крымекого хана. В
конец, бросив все, он снова ушел на июле 1649 года Хмельнинкий окружил
(ечь. Здесь Хмельницкого избрали ру- захвалчиков, укрепившихея в Збараже.
ководителем; позднее ему поднесли и Осада затянулась. На помощь  осажден-
гетманскую булаву. = ‚ [вым выступил король. Хмельницкий ча-

и ЕЕ

oe eS ee

табличку с краткими правилами пользо-  ра. Поэтому необходимо подготовить ма-
`териальную часть так, чтобы запуск был

вания краном, На самолетах, где специ-
альных кранов для разжижения нот, для   безоткабным. Надо привести в полную
исправнесть заливочную систему  мото-

добавления бензина в масло нужно приго-
ловить специальную тарированную побу-   ра, воздушную систему, пусковые катуш-
ду. Так как количество бензина, добав-  ви, магнето. На самолетах, имеющих элек-

трозапуск, следует привести в порядок ак-

зяемого в масло, зависив от. количества т
масла в системе, необходимо на/ каждый   кумуляторное хозяйство, ручви для руч-
ного запуска и пр. -

+= Еели мотор перед остановкой работал
на разжиженном бензином масле, подго-
  TOBICH к запуску в соответствий 6 инот-
`рукциями по эксплоатации, достаточно
подогрет и имеет все агрегаты исправны-
ми, запуск его будет быстрым и легким,
Запуск неподготовленного мотора может
‚ привести в его аварий. Е

Для сохранения тепла водяные и мас-
ляные радиалоры обычно. 0
специальными подушками или заслонка-
ми. Мероприятие это очень нужное и по-
лезное. Но и оно при неправильной орга»
низации и халатности отдельных лиц мо-
жет принести вред. Было несколько слу-
чаев, когда самолеты выпускались в воз-
дух с0 шитком или подушкой на радиато-
ре, что быстро вызывало перегрев мото-
ра и вынужденную посадку самолета. Это
слегко предотвратить, привязав заслонку
`к чехлу мотора и прикрепив к ней крас-
ult вымпел, который бросалея бы в гла-
‘за механику.

Когда самолет совершает вынужден“
‘ную посадку без шасси, терпит аварию
или поломку, бывает необходимо быстро
‚лить воду из мотора и радиаторов, что-
бы не даль ей замерзнуть и порвать ру-
башки блоков, магистрали и адиатор,
Для этого должны быть обозначены мет-
вами места, где необходимо разрезать
дюриты для слива воды и масла. После
полетов, при сливе из системы воды и
‘масла, механик может забыть открыть тот
или иной кран, вода или масло полностью
слиты не будут, и это может вызваль но-
вреждение системы, Для предотвращения

ды Jaa замера маела в баке: . nee

( наступлением холодов переводят э®-
сплоатацию моторов с ‘летнего масла н®
  зимнее. Моторы; эксплоатировавшиеся на
воде, в большинстве случаев переводятся
на антифриз. Очень важно, чтобы он был.
чистым. Попадание в антифриз, напри-
мер, небольшого количества масл  вы-
зывает местный перегрев и деформацию
деталей и, в частности, может привести к
нарушению верхнего уплотнения гильз
цилиндров и. к прорыву антифриза в Ба-
Mepy сгорания. не ae

При полетах со снежных аэродромов на
самолетах некоторых типов, особенно на
истребителях 6 соплом карбюратора, рас-
положенным снизу, на взлете происходит
забивание сопла снегом и обледенение
его, а также дроссельных заслонок и диф-
фузоров. Это зачастую Вызывает перебои
в работе мотора, нарушение приемлемо“
сти, невозможность полностью убрать газ
ит п. Техникам приходится носле каж
дого полета <выгребать» из сопла снег и.
лед. На таких самолетах необходимо уста-
новить на зимнее время заслонки на со1-
ле карбюратора.

На многих самолетах установлены ма“
терчатые фильтры-пылеуловители. Там,
тде подвод воздуха к фильтру осуществ-
ляется из-за капотов мотора и имеется  .
заслонка, фильтр забивалься снегом не
будет. Там же, где воздух поступает в
фильтру непосредотвенно, снег, возмож».
но, будет забивать его. В таких случаях
целесообразно фильтр на зиму снять.

Зимой сильно затруднен запуск MOTO-

ла Хмельницкий торжественно в’ехал в!

закрываются

а.

венный ум Хмельницкого, чтобы нодгото=”-
вить и создать условия для воплощения -

этой идеи в жизнь, устранить огромные

препятствия и довести до конца великое _
дело, разбивая интриги и сопротивление _
ополячившейся части казацких старшин, -

тотовой поступиться национальными ин-

тересами народа ради собственных ВЫГОД. _
Хмельницкий стал народным героем, -

героем не только Украины, но и всего

русского народа; как общенародным, а не ^

сандр Невский, охранявший  соверо-8а-
падные русские области от немецкого За-

‘только новгородским героем, был Алек- —

пада. Но если Алекёандр Невский и Дмит- >
рий Донской были вождями государотва —
й государственного войска, то Хмельниц-—

кий был вождем подавленного чужеземной
властью народа, вождем народной парти-
занской войны. Он был ее блестящим, та=
лантливым руководителем, и его большой

военный и государственный ум и опыт ^
показали ему, что народная партизанская ~
борьба приобретает всю свою силу только
во взаимодействии с войсковыми опера- ^

циями, в общности и единствв плана.
Богдан Хмельницкий — великий mat-
риот и полководец, герой освободитель-

ной войны Украины против чужеземного _
ига, поборник братекого союза русского и.
украинского народов. Большим почетом.

будет
офицет,

окружён тот-наш военачальние; -
боет, партизан, вто в славных =

боях за освобождение советской земли от Е

немецких захватчиков удостоится на-
траждения орденом Богдана Хмельниц-
вого.

РЕ

Е

ROPOBHOB.

этого на самолете устанавливается спе-

циальная табличка с перечислением всех -

кранов слива воды и масла.

Таковы основные вопросы подготовки’ -

винтомоторной группы самолета. При под-
готовке к зиме планера основное внима-

ние следует уделить осмотру и установке —
самолетных лыж, замене жидкости в гид-_

росистемах и стойках шасси, замене лет- -
ней смазки зимней. 0с0бо надо ocTaHo> -

виться на смазке.

Ввиду того, что это дело само по Ce-

бе очень простое, ему иногда не уделяют -

внимания, и замена смазки производится‘ ^

недостаточно тщательно. Смазка на моро- _

зе, особенно в воздухе, загустевает. ITO

вается на управлении тримерами рулей,

замками шасси и т. д; Безусловно необхо  _
димо со всей тщательностью заменять _

смазку.

Нужно позаботиться также о подготов-.

ке переносного освещения. В зихнее вре-
мя техническому

т составу приходится
большней частью работать в темное время ^

-в сильные холода отрицательно сказы”_

суток. Как правило, на истребителях ~

ночью готовится к осмотру материальная
часть и происходит послеполетный — oc-
MOTP, а на ночных самолетах — вся 06

‘новная работа. Особенно это относится к

авиачастям, находящимся на Севере; где
зимой светлого времени вообще мало. По-_

этому необходимо

готовить различные средства освещения:

и в первую очередь переносное  освеще-

ние, которое должно быть в распоряжении

каждого техника.

Разбора требуют также
зимней экоплоатации малериальной части
и тесно связанные с этим вопросы подго:
товки средетв подогрева моторов, спе-

заблаговременно приз.

особенности _

циальных машини аэродромного хозяй-.
ства и оборудования. На этих вопросах; >
также имеющих важное значение, остано- ^

BUMCH B следующей статье.