Взаимодействие ‘штурмовиков -
с истребителями

За время наступательных действий со-
BETCKAX частей на нашем участке фронта
большой урон нанесли противнику штур-
мовики Черноморского флота, Они пре-
следовали немцев на суше, топили их
плаворедотва в море. Штурмовиков на-
дежно прикрывали лётчики части майора
Джапаридзе. Истребители самоотвержен-
но защищали своих боевых друзей и до-
бивались в воздушных схватках блестя-

7 щих побед.

Сопровождая группу штурмовиков, на-
ши истребители ‘встретили в воздухе
восьмерку вражеских машин. Черномор-
цы стремительно атаковали противника.
В этом бою отважно сражались майор
Джапаридзе и младший лейтенант Гудин-
ский. Лжапаридае первым сбил «Ме-
109>. Второй вражеский самолёт —
«ФВ-190> уничтожил Гудинокий. Треть-
его немецкого лётчика ебили в паре Гу-
динский и старший лейтенант Ржевский.
Все наши машины вернулись Ha свои
аэродромы.

В другой раз наши истребители заме-
тили группу вражеских машин, которые
пытались атаковаль штурмовиков. Улар-
нал группа во главе с капитаном Азаро-
вым предупредила намерение врага и
навявала ему бой, Во время схватки два
«Ме-109» бросились в одному «Ил-2».
Капитан Азаров незаметно приблизился F
«Мессершмитту» и сбоку с короткой ди-
станции сбил его. Другой немецкий само-
лёт, видя гибель напарника, скрылся.

В этот момент группа непосредетвен-
пого прикрытия также вела бой. Отважно
‘дрались лейтенант Шитов и младший лей-
tenant Дробаха. «Мессернгмитт» погнал-
ся за штурмовиком. Шитов подошёл на
близкое расстояние и уничтожил  истре-
битель несколькими очередями.

Второй <Мессершиит»  рвалея к
другам штурмовикам, но младший лейте-
нант Дробаха непрерывно  атаковывал
его. Gun врага помог лейтенант Ши-

О штурмане дивизиона катеров

Успешное выполнение боевых заданий
халерами в больнтой степени зависит от
уровня штурманской подготовки офицер-
ского состава. Катерам зачастую прихо-
хится действовать в сложных метеороло-
тических и навигапионных условиях, в
отрыве от берега. Поэтому командиры и
их помощники должны безукоризненно.
знать штурманское дело: определять ско-
ресть нь мерной миле, устранять девна-
цию. отлично освоить те районы, в в0-
торых им приходится плаваль, и тем са-
мым обеспечить точность и безопасность
кораблевождения в любой обстановке.

‚ Вопрос о штурманекой подготовке
офицеров катеров не новый. Он ставился
неоднократно, однако на практике раз-
релен не везде, Всё дело в том, что штур-
маны дивизионов далеко не воюду 33-
нимаются своими непосредотвенными обя-
занностями. Они — основные руководи-
тели штурманской подготовки офицеров
катерного флота —“обязаны  ожедневно.
бывать на своих кораблях, выходить в
море, практически помогать уничтоже-
нию девиации, проверять  корректуру
карт, обучать офицеров не только
теоретически, но и практическим пока-
30M.

Так и делается на дивизионах кораблей
второго и третьего рангов. № сожалению,
этого нельзя сказать о подразделениях
малых кораблей, в частности, о дивизио-
нах сторожевых катеров и катерных
тральщиков. Там штурман при всем же-
лании не может отдаться выполнению
своих непосредетвенных ‘обязанностей.
Его почему-то сделали начальником шта-
ба дивизиона и первым заместителем
командира, Эти обязанноети отнимают
большую часть времени, и дивизионные

й ФЛОТ

КРАСНЫ

в хвост и начал бить короткими  очере-
дями. Фашистский самолет вопыхнуя п
врезался в берег. :

Е вечеру «Ил-2» снова вылетели на,
пигурмовку вражеских плавередетв. Tpyn-
‘TY непосредственного прикрытия вёл.
старигий лейтенант  Ражевекий. Капитану,
Абрамову было поручено атаковываль
немецкие истребители, если они попыта-
ютёя перехватить штурмовиков на Map-j

:

тов. Он пристроилея к немецкой машине!

mpyre. Как только наши лётчики очути-

`лись в районе вражеского аэродрома, 6,

него начали взлетать немецкие самолёты.
Балитан Абрамов заметил  «Мессер-
Паит» и, не дав ему подняться, уничто-
жил на взлёте. Абрамов поджег также
«Ю-52», стоявший в капонире.

Старший лейтенант Ржевевий, барра-

жируя тад «Илами», вотрерил «Фокке-
`Вульф-189». Наши лётчики взяли его в
огневые клещи, и немец был ебие.

«Илы», выполнив боевое задание, ухо-
дили от цели. Истребители противника
применили свою излюбленную тактику
пытались атаковать штурмовиков при от-
ходё от цели. Четыре «Мессериокитта»
приближалиеь. Бдительные истребители
Берестовокий и Ледяев, заметив врага,
преградили путь к «Илам» и вотупили в
бой. Один «М-109» шёл впереди. Бере-
„стовский беспрерывно вёл огонь, прибли-
зившись на дистанцию до 30 метров.
«Мв-109»>, об’ятый пламенем, мал на
берег. Это быда восьмая победа Бере-
CTOBCKOTO.

Со второй парой самолётов противника
сражались капитан Абрамов и лейтенант
Сидоров. В окоротечной схватке Сидоров
сбил «Ме-109». Теперь на боевом счету
летчика 9 сбитых самолетов противника:
8 — в одиночном бою и 1 — в паре,

Враг тщетно пытается помешать на-
шим штурмовикам атаковать ero ототу-
пающие части. а. истребители
держат господство в н60е.

Капитан Л. ГЕРШЕНГОРН. .

Черноморский флот. Е

штурманы вынуждены  отодвигать на

второй план свое основное дело. -
“Иногда приходишь в дивизион, спра-
шиваешь, где штурман, и ниЕто не может
ответить, так ках его по этой должности.
не знают. Но стойт спросить, где началь-
ник штаба,— и каждый даст ответ. При-
смотришься к его работе и видишь, что’
он с головой ушел в круг штабных во-
провов. А в это время катера выполнят.
ответетвенные задачи, зависящие от точ-
ностя кораблевождения: тралят фарва-
теры, несут дозер, конвоируют транс-
порты, ходят к вражеским берегам и т. п.
Такую практику нам пришлоеь на-
блюдать в нескольких подразделениях, в
частности в дивизионе сторожевых кате-
ров, Tae штурманом старший лейтенант’
Саратовцев. Веоледетвие того, что коман-
дир. дивизиона часто выходит в море и.
участвует в боевых операциях, штурману
приходится его замещать. Все повседнев-
ные вопросы, отчетность, организацион-
ные мероприятия возлагаются на т, Са-
ратовцева, и в такие периоды у него
вовсе не остается времени для штурман-
ского дела.
Обстановка подсказывает, что сейчае
необходимо освободить  дивизионных
штурманов от дополнительных  обязан-
ностей, с тем чтобы они занимались
прежде всего штурманской подготовкой
офицеров. Замещать командира дивизи-
она, по нашему мнению, надо не штурма-
ну, а одному из командиров звеньев,
й иметь танже освобожденного началь-
ника штаба.
‚ Старший лейтенант Н. MOPEHEL.

Черноморский флот. _ ь

Краснознаменный Балтийский флот.
отличившийся в последних боях (слева
Б. Глибович, командир экипажа Л.
жанг. А. Первердян, ge

Tux Новороссийской.  военно-мор-
ской базы в десантной операции, несмот-
ря на ожалые сроки подготовки и напряз
женность боев, неплохо
своими обязанностями.

Много сделали инженер-подполковник
Шахназаров и инженер-капитан-лейте-
нант Боришполец, которым было поруче-
но оббепечивать материальную часть Ко-
раблей и мотоботов во время операции.
Несколько бригад плотников, оружейни-
ков, котельшиков и других епециалистов
немедленно после возвращения кораблей
в базу оказывали им техничесаю  по-

посредственно ‘руководили  распределе-
нием бригад и их работой на кораблях,
Офицеры и исполнители-ремонтники за
первые два дня побывали боле чем на
половине всех кораблей, а их вообще-то
было немало. Ремонт велся непрерывно,
днем и ночью. — п
Не менее организованно
другие службы базы тыла.
боевой -. задачей был

лен вначале узкий круг
о и
ного Е руководству обеспечением войск и
кораблей тем или иным видом доволь-
ствия. Эти работники немедленно приня-

офицереко-

ли меры в созданию условий для четкой
делтельности тыла во время операции,

Были проведены совещания кладовщиков,
водителей машин и других работников.
На совещаниях поставлены ` задачи —
подготовить склады, гаражи для пролол-
зительной и непрерывной - деятельности.

Офицеры и рядовые базы. проявили”

организованность и оперативность. -Пол-

в03- боеприпасов к батареям, продоволь-

©твия п снаряжения к пристаням, погруз=
ка на корабли -—— все это - происходило

Почующее орудие, которым командует
старший сержант Батрин, обстреливало
вражеский дзот. ее:

Расчет работал четко и быстро. Когда
капитан Азарченко,  корректировавший

стрельбу, отметил первое попадание, поз

слышались далекие выстрелы немецких
батарей. Снаряды стали ложиться внере-.
ди, сзади и по бокам орудия, но красно-
флотцы стояли на местах, продолжали об-
стрел.   с
Вдруг раздалея сильный взрыв. Поелы-.
шалиеь стоны. Батрин, брошенный взрыв-
ной волной на зомлю, приподнялся. Ря-
дом с ним лежал раненый ефрейтор Ко-
коринов, а чуть подальше — Суханиц-
кий и Егоров. : ee :
В это время рядом возник пожар.

справился с0!

мощь. Тт. Шахназарев и Воришполец не“:

работали и,
ознаком-

старнгинского состава, привлечен-.

Экипаж пикирующего бомбардировщика,
направо): младшие лейтенанты штурман
Аронсон и стрелок-радист старший сер-

: `, Фото В. Федотова,

Тыл базы работал организованно

четко, без срывов и задержек. В резуль-
тате за все время операций действующие
части не пред’явили ни одной претензии.
Подлинную боевую отвагу и неутоми-
мость проявили водители грузовых  ма-
шин. Большинство из них работало по
двое— трое суток. Под артиллерийским ог-
нем они подвозили боепрапасы. Особенно
отличились водители тт. Рейницкий и
‚ Морозов... — a
_.Подлинный героизм, воинскую  сметку
 и находчивость проявил личный состав
оминно-подрывной партии базы. Этой пар-
тии было поручено подорвать и уничто-
жить боновые заграждения при входе в
‚бухту и. обеспечить беспрепятетвенный
проход десантных кораблей и мотоботов.
 Подрывнини тт. Севастьянов, Самора и
Чаус пол ожесточенным  обетрелом вы-
полнили задание. о. Е
Учитывая опыт прошлых десантных
операций, организовали пункт приема лич-
ного состава кораблей, получивших серь-
езные повреждения. Тут же был органи-
зован и медпунвт. для оказания помощи
раненым, поступавшим е кораблей на
пристань, Эта мера оказалась очень по-
ОНО: oy Pee
> Неплохо было организовано при помо-
щи самолетов снабжение сражавшихея в
‚ городе войск медикаментами, боеприпаеа-
MH, продовольствием. Пакеты были упа-
‚кованы прочно. Их сбрасывали с самоле-
‘тов на улицы, где были наши части, HO
содержимое оставалось в сохранности,
полностью доходило до краснофлотцев.
Военнослужащие и вольнонаемные ра
‘ботники базы полностью обеспечили оге-
‚рацию, заслужив  олобрение командиров

дойотвовавииих частей, ^^ о
‚ Майор А, СЕВРЮКОВ..

р не

«Боезапае горит», —
каждого мысль:
-_ Миновенье спустя краснофлотцы уже
тушили пожар. nee
= Baerpee pogyl=—xpmuar старший
сержант Балрин, но люди и без того cue-
иили- Ефрейтор `Мовин и ` краснофлотец
Линский. хладнокровно ‘растаскивали за-
ряды, под обетрелом подносили воду.

Пожар ликвидирован. Орудие снова
вступает в бой. Тяжелые снаряды летят
в цель. Капитан `Азарченко отмечает по-
падание.

`Вокоре в окулярах стереотрубы Азар-
ченко увидел вместо. дзота груду камней.
Цель была разрушена,

‘мелькнула у

И. CBMCTYHOB.

‚  бойцу. Отсюда понятны большая

а -” 3 ноября 1943 г. № 260 (1518)
arm aa

ПЕРВЫЕ БОИ ЛЕТЧИКА

противника, и если потребуетея” обета,
новкой, ом ценой жизни должен обееть.
чить командиру, выполнение поелаваен-
ной задачи,

В одном из воздушных боев молоди
летчик ‘Магибели, будучи ведомым
помандира эскадрильи Абрамова, зале.
тил внезапную атаку немецких истреб.
телей по своему ведущему. VY Marnipay
не было времени развернуться и отразить
атаку. Мужественный молодой офицер
‚ принял решение своим. самолетом за.

Важдый молодой летчик, приходя в дей»
ствующую часть, много думает о том, что
принесут ему первые воздушные бои ©
‚ противником. Вак правило, его вначале
ставят ведомым к опытному воздушному
ответ
`ственность бывалых офицеров за то, что”
бы в первых 3—5 воздушных боях не
  потерять своего молодого ведомого. Опыт
показал, что наиболее частые потери мо“
лодые летчики несут именно в этих пер-
  вых ветрёчах с врагом по причинам пло-
  хой обмотритёльности. или отрыва от ве`

6-10 самолетами противника, а один исто

мого. о

`Остановимея на первой причине. На-
  BEIRH осмотрительности в воздухе дают
ся летчику еще в училище. Но в боевых

условиях нужно уметь видеть в воздухе

намного лучше, чем в обычном полете.

Если поговорить с опытным воздушным

бойцом, то он скажет:

— Я вижу костыль своего самолета.

Молодой летчик не сразу научится хо
рошо осматриваться. Некоторые истре-
бители усиливают  обмотрительность
только после получения сигнала по ра-
amo: «В вашей зоне самолеты противни-
ка». С самого начала вужно взять за
правило — каждый замеченный в BOs
духе самолет не выпускать из поля зре-
ния, пока он не будет окончательно 0103-
нан. При больших скоростях современ-
вых самолетов летчик должен возмож
по дальше видеть противника. Совершен-
но недостаточно заметить уже идущий в
атаку самолет на дистанции 500—600
метров. :

При сопровождении труппы  бомбар-
дировщиков ведущий сковывающей грун

ны истребителей «Лавочкин-5» не заме-.

THA подхода снизу сзади нескольких пар
«ФВ-190>. Поэтому им удалось атаво-
вать груниу непосредственного прикры-
тия, которая внизу вела бой. Сковываю-
щая группа вотупила в него только после
получения сигнала по радио от бомбарди-
ровщиков. as
Некоторые молодые летчики, не зная.
точно силуэты самолетов противника,
подходят к ним без маневра и не имея
скорости, так как принимают иногда 38a
своих. Группа «, прикрывая
свои войска встретила шестерку
«Ме-109». Истребители противника в бой
не вступили, а ушли на свою территорию.
и ходили невдалеке ‘от линий фронта. В
это время наши истребители атаковали
шедший с прикрытием немецкий коррек-
тировщик <Хе-126». Молодой летчик Р.
оторвался от своей группы и, приняв не-
мецких истребителей за наших «ЛАГГ-3»,,-
пошел в самолетам противника и был
coat. ae
Некоторые летчиви при возвращения
на свою территорию снижают осмотри-
тельность и подвергаются атакам со сто-
роны немецких «охотников».
_ Не меньше неприятностей, чем плохая
осмотрительность, приносит молодому
летчику отрыв от группы или от своего
ведущего. Необходимо помнить, что пара
истребителей может успешно сражаться

ребитель будет в затруднении даже при
бог с двумя истребителями. :

Ничто не может. оправдать летчика,
сели он. окавзалея один. Единственной
причиной бывает обычно  отеутотвие
ответотвенности за порученную боевую
задачу, слабая воздушная  диециинлина;
Молодому летчику нужно помнить, что
ведущий — вомандир пары— это началь-
ник, несущий ответственность за выпол-
нение поставленной задачи и действия
своего ведомого в 60%. Ведомый — это
щит, который неотступно следует за сво-
им командиром, охраняет его от атак

дущего и самостоятельных действий ведо-.
  ведущий выполнил свою’ задачу,

Магибели получил повреждение, но зат

Летчики гвардейцы Полканов и При
ходько вступили в бой с шестерки
«ФВ-190>. Врагу удалось поджечь вам
aor Полканова. Ведомый Приходько пут.
крывал отход горящего ведущего до 6вое-
го аэродрома. Отважный гвардеец погиб
в неравном бою, но ценою своей жиз
спас ведущего. io

Плохая осмотрительность и отрыв op
ведущего могут стоить в первых 00ях
жизни молодому летчику. Сержант Шва.
рев в составе группы истребителей to.
провожлал своих бомбардировщиков. На
обратном маршруте  Шварев  ототал о
групны, несмотря на неоднократные ука.
зания не отставать. В результате ослаб.
ления осмотрительности он MoTBEpreg
атаке лвумя «Ме-109» с бреющего поле-
та и был сбит. Такой же участи подвергея
лёйтенант Бограев, который  оторвалел
от группы. В предыдущих боях лей.
нант Вограев. два раза получал 8B bon
повреждения вследствие плохой обмот
рительности. гы

Всякий отрыв. ведомого, неремитель:
ность в его действиях по обеспечению
безопасности командира, — отоутетвиь
должной осмотрительноети нужно pac.
ематривать как самое грубое нарушениь
дисцинлины. ри

Огромную роль в воспитании боевых
хачеств молодого летчика, играет- умело
руководство. Hak правило, ведомый у
умелого воспитателя сам быстро стано-
BUTCH отличным истребителем. Герой Co-
ветского. Со10за гвардии майор Ефимов
летал с ведомым твардии капитаном (-
ховым. Сергей Сухов настолько вы
как истребитель, что вокоре сам уе во-
дил группу истребителей. Известный
Залтики Евгений Цыганов ходил в паре с
молодым летчиком Потаповым.  Сейча
Потапов вырос до командира звена ис
успехом проводит воздушные бой вк
честве ведущего. >

В процессе втягивания молодого ‘лет.
чика в воздушные бои на долю ведущею
пары ложится большая работа. Я обыч
начинал её с привития молодому иотре
бителю навыков культурной  эконлоаие-
ции своей машины. Затем мы вдвоем в
тире пристреливали вооружение, отл
живали радиосвязь между самолетами, ^

В первых вылетах не следует вом
молодого летчика за собой в пекло 001,
Большую пользу принесет свободный по.
лет на небольшом удалении от лини

фронта. Ведущий своими решительными

и умелыми действиями. показывает, как
нужно вести себя в бою. Если позволит
обстановка, нужно дать ведомому прово-
оти несколько атак. Ведущему жо 160:
ходимо на это время стать на место Be-
домого и тщательно прикрывать его. -
Все, что было недоработано в первых
воздушных боях, должно быть прознали
зировано при разборе боя на земле. .
Совершенотвуя с каждым б0ем 088
мастерство, молодой летчик быстро’ 07а»
нет в ряды бывалых воздушных воинов,
Герой Советского Союза
гвардии капитан Г. КОСТЫЛЕВ. :

ПОДАРКИ ФРОНТОВИКАМ _

`БАКУ, 2 ноября. (По телеграфу от наш,
корр.). Трудящиеся столицы Азербайджана
готовят: к отправке на фронт праздничные
подарки доблестным защитникам родины.

Нефтяники Леникского- района собралй

-свыше 1.000 посылок, трудящиеся Городско-

‚кам отправляются табак, папиросы,

го района шлют 1.200. посылок. Фронтове
ВИНО,
печенье, сладости, шоколад, фрукты, В
каждую посылку вкладываются поздрази:
‘тельные письма с пожеланием скорейшей
победы над фашистскими варварами.

Еле роз о кают-компании

3a время Великой отечественной войны
офицеры нашего флота прошли суровую!
школу. Они поетигали науку побеждать в
ожесточенных сражениях на море, в борь-
бе со стихией. Длительные походы и бои
цементировали их дружбу, вели к
бессмертным подвигам и славе. И офицер-
ская семья на корабле, пожалуй, самая
крепкая и здоровая семья. Жизнь среди
сурового, неизведанного моря всегда бы-
ла уделом храбрых и стойких людей.

Не только на мостике, на командном
пункте старшие офицеры растили и вос-
питывали впервые вступившую на палубу
молодежь. Большую помощь командиру
оказывала и офицерская общественность
кают-компании.

Корабельный устав четко определяет
задачи кают-компании. Она яваяется
местом взаимного общения офицерекого
состава, политическими и культурным
центром корабля, способствующим выра-
ботке единых взглядов на вопросы боевой
и политической подготовки и организа-
ции службы. А сейчас кают-компания
стала и центром обмена боевым опытом,
острой военной мыслью.

Кают-компания! Вак много говорит это
слово сердцу морского офицера! С первых
же шагов его самостоятельной жизни на
Борабле командир боевой части, ознако-
мив офицера с заведыванием, добавляет:

— Теперь покажу вам нашу кают
компанию. — И, обведя долгим взглядом
помещение, обычно говорит: — Наше
пристанище по вечерам, в часы отдыха.

важайте офицерскую семью, постарай-
тесь делом завоевать авторитет, и вы 6бу-
дете здесь желанным человеком.

С этого дня ло конца своей службы: мо-
лодой командир связан с кают-компани-
ей. Офицеры приходят и уходят, но доб-
рые морские традиции хранятся и бере-

гуся на корабле, как святыня.
К солержанию работы  кают-компа-
нии военная обстановка заставила

подойти с новых позиций. Морскому
офицеру по роду службы  даительное’
время приходится находиться на корабле,
Отрыв от-берега, с одной стороны, не-
сколько затрудняет организацию. отдыха,
но с другой, открывает широкие возмож-
ности для привлечения о иерсвой 06-
щественности. Правда, не везде и не на
всех кораблях это поняли. Во многих eay-
чаях кают-компания чащо является толь-.
ко местом для официальных сборов.

За примерами далеко ходить не прихо-
дится. На энском корабле Черноморского
флота размещается штаб соединения.
Штабные офицеры имеют свою кают-ком-
панию. Серые, голые переборки, расстро-
енное пианино да два неуклюжих обеден-
ных стола — вот и вся обстановка.
Злесь не найти: свежей газеты, журнала,
новой книги. Вончилея обед или ужин, и
команлиры расходятея по каютам до вле-
дующей вотречи за столом.

Такая обстановка в кают-компании
вряд ли может способствовать тому, что-
бы злесь любили собираться, отдыхать.

Душа кают-компании — старший -по-.
мощник: Он больше, чем командир кораб-
ля, вращается среди офицерского состава,
реже сходит на берег. Но и’его «функции»
часто ночерпываются тем, что он пообе-
дает и уйдет, а вечером сидит в каюте.
Когда спрашивают, почему скучно в ка-
ют-компании, он, пожамая плечами, от-
вечает: .

— Ну, знаете ли, у нае здесь не. Худо-
жественный театр. Нет времени занимать-
ся, — война!

— Да, но офицеры целыми вечерами
сидят на корабле. Надо организовать их
отдых.

— ИПредлагал собраться, еметь, потол-
коваль, но плохо откликаются, ау 03-
мого руки не. доходят.

В этих казенных отговорках раскры-
вается холодная душа такого отарпома.
Если бы он по-настоящему оценил кают-

компанию, ев возможности влиять

инициативу,

на
офицеров, воспитывать их, развивать
он не говорил бы так. А
ссылка на то, что «руки He доходят», не
имеет под собой почвы,

Разве нельзя к этой работе привлечь
библиотекаря, начальника клуба, заве-
дующего столом, офицеров? Они с удо-
вольетвием откликнутся, если старший
помощник и заместитель командира по
политическол части проявят инициативу.

Часто даже то хорошее. что начинают
делать, не доводят до конца. Так, на ли-
нейном корабле «Севастополь» капитан
3-го ранга Баканов готовилея к бебеде,
посвященной книге Брусилова «Мон вос-

поминания»х. Беседа несколько раз еры-
`` тительноеть к старци.

валась, & потом о ней вообще забыли,
Работа должна начинаться с «мело-
Чей», с оформления помещения, чтобы,
войдя в кают-компанию, приятно было
остановиться глазом на свежепокрашен-
ных переборках, на красивом плафоне, на
уютной мебели, на картинах. Самая 0б-
становка располагает к отдыху, беседе.
Это помещение должно быть самым кра-
сивым, самым уютным. а следовательно,
ий самым любимым местом на корабле; До
до сих пор еше бывает так, что в каюте
штурмана, артиллеряста можно найти

живые цветы, а в кают-компарий ах нет. .

Здесь, скажем. должна помещаться
хорошо исполненная батальная картина,
правдиво отображающая участие эвила-
жа в одной из значительных  эпераций.
Молодой офицер или гость невольно ©с-
тановит на’ ной свой взгляд. Ови зайнте-
рееуются, начнут расспрашивать и 3а-
печатлеют в памяти самый острый  мо-
мент из жизни корабля. На переборхах
катт-компании неплохо найти мзето дла
портретов офицеров — героев корабля,
павших смертью храбрых в боях за ро-
дину. Это также могло бы. послужить
прекрасным воспитательный матеряалом.

Вовсе уж не так трудно завести шваф-
чик © книгами о войне, с увлекательным
романом, современной повестью, лириче-

`скими стихами. Библиотечку необходимо,
конечно, регулярно обновлять. _

Чаето офицер, вепоминая о том или
ином произведении, говорит:

— Ах, какой там чудесный ‘отрывок!
ЗКаль, что у нас нет этой-книги...

Мы уже не говорим о том, что по вече-
  рам тут должны быть вое последние но-
мера газет и журналов и постоянно го-
рячий чай.

любовь к кают-компанли прививается

офицеру с самого. начала его деятель-  ным составом линкора мыслями о боевых

ности. Первое впечатление, которое она
оставила, иногда сохраняется додго. Но-
вичок сразу должен почувствовать 06-
разовый порядок, сердечную теплоту,
задушевноеть приема, подчеркнутую поч-

ак и на командном пункте, старший
офицер должен задавать тон, направлять
разговор офицеров, быть душой н приз-
нанным авторитетом. Справедливо заме-
чание, что в кают-компании, словно в
зеркале, отражается лицо командного
состава. Ло- организованноети, которая
там царит, можно судить о порядке из
корабле» по разговорам, которыв там
пронеходят, о боевом духе. Это распро-
страняетсл и на кают-вомпанию  стар-
шин, па кубрики,

Можно отметить и еще один  харак-
терный штрих, Любое официальное ме-
роприятие, будь то совещание, заседание
наи командирокая учеба, обычно прово-
AAT  во-время и организованно. Этому
предшествует определенная подготовка,
Если предстоит разбор операции, го-
товят карты, приносят соответетвующие
документы и т. д. Но вот день окончен,

наступает вечер, часы отдыха, а о его
организации нередко и забывают.
Мы, конечно, не против «козла» т

биллиарда, но не одним «козлом» и. бил-
лиарлом жив офицер. -
Стоит только подумать, как найдутся
и темы и люди, и жизнь начнет бить
ЕлЮЧОМ, 3 te
В той же кают-компания линейного
ворабля «Севастополь» однажды провели

очень интересный вечер. 0 нем вепо-
минают и сейчас. Люди сумели проявить
инициативу.

Один из офицеров высказал мыель,
что неплохо пригласить командира под.
водной лодки, и не одного, а с несколькими
офицерами и старшинами. Он расскажет
о своих походах в’ кают-компании, a
старшины — в старнинской. Borpeya
вылилась в: задушевную беседу. Опытный
офицер-подводник поделился 6 команд-

делах.

Много ли таких вечеров было на дру-
гих кораблях? Разве их нельзя практи-
вовать чаще? :

С таким же успехом встречи можно
устраивать и в однородных  соедине-
ниях. Предположим, один из миноносцев,
участвуя в операции, усцешно  вышолнил
задачу. Почему бы не пригласить вече-
ром в вают-вомпанию командира? Я ду-
маю, он никогда не откажется поделить-
ея с офицерским составом впечатления-
ми о работе боевых частея. 3

В Корабельном уставе издания 1943
года” есть интересный пункт о замести-
теле старшёго помощника. И он и заме-
ститель командира по политической ча-
ети пусть смелее привлекают командиров
боевых частей. Соберутся,  потолкуют,
предложат ряд мероприятий, выявят
способных людей. Это, конечно, не ис-
ключавт участия и остальных. Каждый
из офицеров всегда должен задавать себе
вопрос: что лично он сделал для кают-

компании, в чем выразилась его инициа-

тива, помянут ли его

добрым словом
вомандир корабля и боевые товарищи?

Организацию вечернего отдыха надо
поставить так, чтобы в кают-компанию
тянулись все, чтобы любил бывать там
и командир корабля. Чаще организовые
вать шахматные турниры, обсуждение
новых книг, литературно-музыкальные
вечера ит. д.

Вев возможности у нас есть, дело за
офицерским составом.

_ В налаживании этой большой a oer
ственной работы немалую роль мои
сыграть флагманские специатясты. и 10
литотделы соединений. Опытные 0фще:
ры должны больше влиять на молодых,
Тон должна задавать и катот-компания
штаба соединения; Приходя сюда opt
церы кораблей замечали бы не тольк
образцовый порядок, уют, но и пром
кались высоким чувотвом уважения 3
установленному этикету, учились у CTs:
ших, уносили все новое, и это стало бы
достоянием их кают-компании.

Офицерам штаба следует чаше высот}:
пать по отдельным вопросам в кают-ког
паниях кораблей. Эти беседы не 06яз1-

крыть командира. В этом” бою самое

=e

тельно должны носить официальный 1

рактер.

Для изучения и обобщения 60680
опыта хороши ‘вое средства. Ограничи-
ваться только часами командирекой уч
вы недостаточно. Пытливый офицер
дет искать материал и работать инди
видуально. Но нельзя сбрасывать 60 6
тов И те возможности, которыми рат
‚чагает кают-компания, а эти возможяе
ети истользуются, к сожалению, краше
‚недостаточно. <.

Нечего греха таить, многие м9л0д5
офицеры, приглашеняые на проводим
штабом разбор операции, нередко сидя!
молча, боясь проронить слово, Но 808 №
них обладают навыками к публичиму
высказываниям. И тут должна приття 1%

помощь кают-компания. Она — первая

трибуна для офицера. Здесь он, не боя _

критики товарищей, может и должен уе
10 и правдиво выступать с изложение

a

своих ‘мыслей, говорить о темах, по. Kl:

торым спорит с товарищами.

Влияние старших офицеров на моде
дых при тесном и дружеском общение
сыграет исключительно большую 2%
з их воспитании. Кают-компания долж
стать творческим центром офицерской
мысли, любимым местом отдыха вомаяе
ного состава корабля, т

Капитан 3-го ранга
А. БАКОВИКОВ,